leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

РЕКОМЕНЛГАЦИИ парламентских слушаний «Десятилетие детства. Повышение благосостояния семей с детьми

РЕКОМЕНЛГАЦИИ парламентских слушаний на тему: «Десятилетие детства. Повышение благосостояния семей с детьми»
9 декабря 2019 года
Участники парламентских слушаний - депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, представители федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, государственных органов исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации, других общественных объединений, представители научной общественности, эксперты - обсудили вопросы, связанные с реализацией в 2018-2019 годах раздела I Плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства, и отмечают следующее.
Настоящие парламентские слушания проводятся в соответствии с существующей практикой регулярного обсуждения вопросов реализации Плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства (далее - План), в формате парламентских мероприятий.
Так, в 2018 году Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей провел парламентские слушания на тему «Десятилетие детства. Совершенствование государственной политики в сфере защиты детства». В феврале 2019 году Комитетом совместно с общероссийской общественной организацией «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей» был проведен «круглый стол» на тему: «Об актуальных вопросах законотворчества в рамках реализации Десятилетия детства».
Кроме того, Комитетом был проведен «круглый стол», посвященный вопросам предоставления многодетным семьям земельных участков, обеспеченных инженерной инфраструктурой. Эти и другие мероприятия Комитета перекликаются с тематикой настоящих парламентских слушаний, находясь в тесной взаимосвязи со стратегическими документами, принятыми в Российской Федерации в интересах российской семьи и детей.
Кроме того, Комитетом осуществляется координация деятельности рабочей группы «Повышение благосостояния семей с детьми» при Координационном совете при Правительстве Российской Федерации по проведению в Российской Федерации Десятилетия детства», в рамках которой в сентябре 2019 года был рассмотрен вопрос «О проведении в субъектах Российской Федерации акции «Подарок новорожденному» (пункт 9 Плана), а также «О реализации мероприятий по предоставлению семьям, имеющим трех и более детей, земельных участков, а также иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно (пункты 4, 5 и 6 Плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства).
Регулярность проведения парламентских мероприятий, связанных с реализацией Десятилетия детства, свидетельствует о постоянном внимании Комитета и парламента в целом к вопросам государственной поддержки семьи и детства. Освещаемые вопросы по-прежнему пользуются вниманием широких слоев общественности, обсуждаются на разных уровнях, с участием институтов гражданского общества.
Десятилетие детства было объявлено Президентом Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в сфере защиты детства, учитывая результаты, достигнутые в ходе реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы. Таким образом, План является идеологическим «наследником» названной Национальной стратегии, главной целью которой являлось определение основных направлений и задач государственной политики в интересах детей и ключевых механизмов ее реализации, базирующихся на общепризнанных принципах и нормах международного права.
В период действия Национальной стратегии осуществлял деятельность Координационный совет по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы.
В настоящее время в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2018 года № 662 создан Совет при Президенте Российской Федерации по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей, возглавляет который Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И.Матвиенко.
В целях обеспечения взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций в Российской Федерации образован Координационный совет при Правительстве Российской Федерации по проведению в Российской Федерации Десятилетия детства, возглавляемый Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Т.А.Голиковой.
В состав названных органов входят представители Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, общественных организаций, научного сообщества.
Раздел I Плана направлен на повышение благосостояния семей с детьми. Необходимо отметить, что борьба с бедностью, с семейным неблагополучием является неотъемлемой частью государственной семейной политики Российской Федерации. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 двукратное снижение уровня бедности является одной из национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года. Для достижения этой цели Президентом Российской Федерации поручено Правительству Российской Федерации внедрить механизм финансовой поддержки семей при рождении детей.
Общеизвестно, что семьи, имеющие детей, составляют значительную часть домохозяйств с дефицитом доходов (малоимущих домохозяйств). Особенно остро это касается семей с 3 детьми и более. По данным Научно-исследовательского финансового института Минфина России семьи с детьми составляют 3/5 от общего числа малоимущих домохозяйств. Министр труда и социальной защиты Российской Федерации М.А.Топилин в интервью Российской газете (от 17 января 2019 года) приводил следующие данные: в 2016 году семьи с детьми до 16 лет составляли 62,4 % от общего числа бедных.
Раздел I Плана состоит из 12 мероприятий, в числе которых, в частности, предусмотрены вопросы:
о совершенствовании механизма оказания государственной социальной помощи семьям с детьми на основе социального контракта,
- о новых направлениях распоряжения материнским капиталом,
- о создании условий для совмещения обязанностей по воспитанию детей с трудовой деятельностью женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком,
- об усилении работы по обеспечению многодетных семей земельными участками с нормальной инфраструктурой.
Межведомственный характер реализации данного раздела предполагает осуществление различных видов контроля за исполнением тех или иных мероприятий и всего раздела в целом.
В рамках реализуемого Государственной Думой парламентского контроля Комитет осуществляет мониторинг исполнения уполномоченными федеральными органами исполнительной власти мероприятий Плана. В этих целях Комитет запрашивает у соответствующих федеральных министерств необходимую информацию, анализирует и обобщает ее.
Участники парламентских слушаний отмечают значительную работу, осуществляемую федеральными министерствами в рамках реализации Плана.
В частности, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации определено ответственным исполнителем следующих пунктов Плана, относящихся к Разделу I:
1 («Проведение анализа эффективности комплекса мер социальной поддержки семей, имеющих детей, в том числе многодетных семей, и подготовка предложений по его совершенствованию»),
2 («Совершенствование механизма оказания государственной социальной помощи семьям с детьми на основе социального контракта и ее приоритизация в системе мер государственной поддержки семей»),
8 («Создание условий для совмещения обязанностей по воспитанию детей с трудовой деятельностью и организация профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет») и
11 («Совершенствование направлений использования средств материнского (семейного) капитала»).
Минтруд России сообщил об исполнении пунктов 1, 2, 8 Плана. Срок исполнения пункта 11 - IV квартал 2020 года.
При этом в соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Т.А.Голиковой от 24 октября 2019 г. № ТГ-П12-9217 (пункт 7) Минтруду России поручено проработать вопрос о продлении программы материнского (семейного) капитала и доложить в Правительство Российской Федерации в срок до 1 марта 2020 г.
Участники парламентских слушаний, принимая во внимание эффективность и востребованность института материнского (семейного) капитала, отмечают необходимость дальнейшего совершенствования данной уникальной меры дополнительной поддержки семей с детьми и обращают внимание на потребность семей в расширении направлений расходования соответствующих средств.
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации сообщило об исполнении пункта 9 Плана «Проведение в субъектах Российской Федерации акции «Подарок новорожденному» совместно с производителями товаров для новорожденных и руководителями субъектов Российской Федерации (каждой роженице при выписке из родильного дома предоставлять набор для новорожденного с необходимыми предметами ухода преимущественно российского производства)».
Минпромторг России совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и экспертным сообществом подготовлены рекомендации по формированию состава подарочного набора для новорожденного, которые отражают основные подходы к проведению субъектами акции «Подарок новорожденному», а также основные требования к составу подарочного набора. В ряде субъектов Российской Федерации ведется работа по подготовке проведения мероприятия «Подарок новорожденному» совместно с производителями товаров для новорожденных, а в некоторых регионах уже реализуется мероприятие по предоставлению подарочного набора детских товаров в связи с рождением ребенка.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации реализует пункты 4, 5 и 6 Плана (вопрос предоставления семьям, имеющим трех и более детей, земельных участков, а также иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно).)
В настоящее время в ряде субъектах уже разработаны «дорожные карты» по предоставлению многодетным семьям земельных участков, обеспеченных инженерной инфраструктурой, в других ведется работа по их разработке.
Минстроем России направлена в субъекты Российской Федерации информация о наиболее успешных практиках по предоставлению семьям с тремя и более детьми с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
В соответствии с пунктом 7 Плана основных мероприятий Министерству юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной службой судебных приставов необходимо повысить эффективность исполнения судебных актов и нотариальных соглашений об уплате алиментов на содержание несовершеннолетних детей и защиты прав получателей алиментов.
Минюстом России на постоянной основе проводятся мероприятия, направленные на повышение эффективности взыскания алиментов.
Так, Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон от 07.03.2018 № 48-ФЗ «О внесении изменений в статью 278 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «Об исполнительном производстве».
С принятием данного Федерального закона созданы правовые основы для получения средств на содержание детьми, чьи родители находятся в розыске у судебных приставов в связи с неуплатой алиментов. Такие лица могут быть признаны безвестно отсутствующими, что даст возможность их детям получать пенсию по потере кормильца.
С начала 2018 года по предложениям Президента Российской Федерации в законодательство Российской Федерации были внесены значимые изменения, направленные на повышение благосостояния семей с детьми:
- принят федеральный закон о ежемесячных выплатах семьям в связи с рождением первого и второго ребенка (№ 418-ФЗ), с 2020 года эти норму будут распространяться на семьи со среднедушевым доходом ниже 2-кратной величины прожиточного минимума трудоспособного населения в регионе до достижения ребенком возраста трех лет,
- продлен срок действия материнского (семейного) капитала до конца 2021 года, расширен перечень направлений его использования (ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка, снятие ограничения по времени распоряжения средствами капитала на оплату платных образовательных услуг),
- начата программа субсидирования ипотечных кредитов для семей с двумя или тремя детьми до уровня 6 процентов годовых, впоследствии распространенная на весь период действия кредита
- оказывается помощь семьям, взявшим ипотечный кредит для приобретения жилья, в виде выплаты до 450 тыс. рублей в счёт погашения кредита.
Названные меры являются востребованными российскими семьями и весьма действенными.
Кроме того, в регионах, в которых сложилась неблагоприятная демографическая ситуация и в которых величина суммарного коэффициента рождаемости не превышает 2,0, предусматривается софинансирование за счет федерального бюджета региональной ежемесячной выплаты семьям, в которых родился третий или последующий ребенок. Данная мера поддержки действует на территории Дальневосточного федерального округа без учета суммарного коэффициента рождаемости в соответствующих субъектах Российской Федерации.
По информации Минтруда России в 2018 году в целом по Российской Федерации было заключено 104, 6 тыс. социальных контрактов. С учетом всех членов смей данной мерой охвачено более 308 тыс. чел.
При этом с малообеспеченными семьями с детьми заключено 62, 6 тыс. социальных контрактов. Средний размер единовременной денежной выплаты в рамках социального контракта составил в 2018 году 36,4 тыс. руб.
В 2020 году в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации впервые будут предусмотрены субсидии из федерального бюджета на реализацию мероприятий по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта, в размере 7 млрд. руб. Данные средства будут предоставлены 21 субъекту Российской Федерации-участнику пилотных проектов.
Минтруд России предусматривает, что к 2024 году доля малоимущих граждан, получивших соответствующую помощь (на основе социального контракта) повысится в общей численности малоимущих, получивших социальную помощь, до 17 процентов.
Также в Российской Федерации осуществляется комплекс мер, связанный с созданием условий для совмещения обязанностей по воспитанию детей с трудовой деятельностью и организацией профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. В целях содействия занятости женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком дол трех лет утвержден федеральный проект «Содействие занятости женщин - доступность дошкольного образования для детей», являющийся составной частью национального проекта «Демография».
Одним из направлений указанного федерльного проекта является содействие трудовой занятости женщин, воспитывающих детей, в рамках государственной программы «Содействие занятости населения». Основной задачей в рамках данного направления является переподготовка и повышение квалификации женщин в период отпуска по уходу за ребенком в возрасте до трех лет во всех субъектах Российской Федерации.
Предполагаемая численность участников соответствующих мероприятий ежегодно составит 40-50 тысяч человек. При этом ожидается, что уровень занятости женщин, имеющих детей дошкольного возраста, к 2024 году увеличится и составит 68,5 процентов.
Таким образом, на федеральном уровне сформирован комплекс мер социальной поддержки семей с детьми. Анализ объемов расходов федерального бюджета, направляемых на государственную поддержку семей с детьми, свидетельствует о существенном росте (на 137 млрд. руб.) запланированных на 2020 год расходов по данному направлению в сравнении с объемами ассигнований, предусмотренными на 2019 год. Одновременно следует отметить, что рост таких расходов в 2019 году в сравнении с 2018 годом также составил около 184 млрд. руб. Таким образом, объем расходов на социальную поддержку семей с детьми за последние 2 года вырос более чем на 300 миллиардов рублей.
При этом Научно-исследовательский финансовый институт Минфина России отмечает, что в последние годы рост расходов на социальную политику не приводит к сокращению бедности. Таким образом, эффективность принятых мер, их влияние, как на демографическую ситуацию, так и на благосостояние семей требуют дополнительного анализа.
В этой связи представляется актуальным внесение ряда предложений, направленных на усовершенствование существующей в настоящее время системы финансовой поддержки семей при рождении детей.
В целях обеспечения гражданам гарантий финансовой поддержки при рождении детей участники парламентских слушаний рекомендуют:
I. Правительству Российской Федерации:
1. Рассмотреть вопрос о применении Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» к правоотношениям, возникшим в связи с рождением (усыновлением) ребенка (детей) в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2025 года, учитывая положения Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.
2. Ускорить работу по разработке проекта Плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детств, на следующий период.
II. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
1. Ускорить рассмотрение проекта федерального закона № 682012-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной социальной помощи» (в части порядка информирования граждан о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах и иных социальных гарантиях)
2. Активизировать законотворческую деятельность в сфере, касающейся повышения благосостояния семей с детьми, используя предложения, высказанные участниками настоящих парламентских слушаний.
III. Комитету Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей:
1. Продолжить осуществление постоянного мониторинга выполнения пунктов Плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства.
2. Подготовить к изданию сборник материалов настоящих парламентских слушаний.
IV. Органам государственной власти субъектам Российской Федерации:
1. Совершенствовать региональное законодательство, направленное на повышение благосостояния смей с детьми.
2. Активизировать работу по созданию региональных планов реализации мероприятий Десятилетия детства.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments