leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Стенограмма пленарное заседание ГД 10.12.19 пакет об инвестиционной деятельности – часть 1

Стенограмма пленарное заседание ГД 10.12.19 пакет о систематизации инвестиционной деятельности – часть 1
Уважаемые коллеги, вы хотите продолжить? А что вы хотите продолжить: докладывать 18-й вопрос? Увы!
Уважаемые коллеги, у нас с вами на фиксированное время - 14.00 (а сейчас 14.07) рассматриваются четыре взаимосвязанных законопроекта под номером 36 -о проекте федерального закона "О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в Российской Федерации", 37-й вопрос - о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в Российской Федерации", 38-й вопрос — о проекте федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации" и 39-й вопрос — о проекте федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации".
Коллеги, мы с вами определили порядок особый рассмотрения данных законопроектов.
Более того, у нас на рассмотрение этих законопроектов приглашены представители политических партий, не представленных в Государственной Думе. Они сегодня участвуют у нас здесь, вот присутствуют. Давайте их поприветствуем. На балконе присутствуют.
(Аплодисменты.)
У нас также приглашены представители профессионального, делового сообщества, руководство профсоюзов Российской Федерации, Федерации независимых профсоюзов.
(Аплодисменты.)
Вот обратите внимание на Шмакова Михаила Викторовича, руководителя РСПП Шохина Александра Николаевича, в прошлом нашего коллегу. (Аплодисменты.)
Участвует руководитель "Деловой России", так что здесь коллега Репик. (Аплодисменты.)
Одним словом, уважаемые коллеги, нас ждет серьезная работа и возможность обсудить этот блок законопроектов с участием представителей деловых объединений, профессиональных союзов, ну и также представителей малых партий. Законопроекты крайне важные, они решают вопросы создания делового климата в нашей стране, поощрения, защиты капиталовложений и инвестиций.
Уважаемые коллеги, мы решение приняли, что будет сделан доклад официального представителя Правительства Российской Федерации заместителя Министра финансов Российской Федерации Андрея Юрьевича Иванова. Доклад будет сделан у нас сразу по всем четырем вопросам. Это значит, что затем можно будет сразу также по всем четырем вопросам задавать с вашей стороны вопросы, высказывать предложения по этим законопроектам. Ну и затем будут сделаны два содоклада, да? Так, коллеги? Так. Поэтому давайте мы с вами приступим к рассмотрению.
Итак, слово предоставляется официальному представителю Правительства Российской Федерации заместителю Министра финансов Российской Федерации Андрею Юрьевичу Иванову по 36, 37, 38 и 39-му вопросам повестки.
Иванов A. IO-, официальный представитель Правительства Российской Федерации заместитель Министра финансов Российской Федерации.
Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемые депутаты! Уважаемые приглашенные!
Большая ответственность докладывать здесь сегодня в Государственной Думе этот пакет законопроектов. Действительно, перед нами стоит очень серьезная задача: с одной стороны, очередная, а с другой стороны, она очень масштабная. Нам уже теперь за оставшуюся пятилетку в соответствии с теми указными задачами, которые определил наш глава государства, и сформировало правительство в национальных проектах, необходимо реализовать дополнительно к тем решениям, которые уже приняты в нашей стране, новых инвестиционных проектов в объеме не менее 30 триллионов рублей. Для этого необходимо только в капиталы компаний привлечь инвестиций не менее 3 триллионов рублей.
Поэтому мы должны создать механизм, при котором эти инвестиции будут чувствовать себя комфортно, обеспечат реализацию новых инвестиционных проектов и, как следствие, будет создано много новых рабочих мест в различных регионах страны.
Правительством Российской Федерации предлагается действенный, на наш взгляд, механизм поддержки реализации новых проектов, за который инвесторы голосуют серьезным рублем. В законопроекте "О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности..." установлены основные пороговые значения, которые являются условием возникновения специальных отношений между бизнесом и государством по реализации новых инвестиционных проектов.
Для этого в рамках социальной сферы в проект нужно привлекать не менее 200 миллионов рублей, цифры промышленности, агропромышленного комплекса - от 1,5 миллиардов рублей. Во всех иных отраслях - от 5 миллиардов рублей и по особым инвестиционным проектам - от 10 миллиардов рублей. То, что инвесторы голосуют таким серьезным рублем, для нас будет являться залогом того, что проекты будут реализованы.
Поэтому законопроектом предлагается заявительный порядок организации отношений между бизнесом и государством по реализации новых инвестиционных проектов. А это значит, что не будет существовать в соответствии с предлагаемой процедурой никаких специальных процедур отбора этих проектов для целей поддержки. Установлен исчерпывающий перечень процедур, дополнительно в рамках подзаконных актов будут определены сроки их прохождения. И любой инвестор, который в нашей юрисдикции готов будет реализовать новый инвестиционный проект с указанным объемом инвестиций, у Российской Федерации и у субъектов Российской Федерации не будет основания отказать для того, чтобы соглашение о поддержке реализации такого проекта, защите реализации такого проекта и капиталовложений было заключено.
Как уже сказал, для этих целей вводится специальный механизм, инструмент — соглашение о защите и поощрении капиталовложений. Это соглашение защищает сами условия реализации проектов на срок, приближенный к сроку окупаемости проекта, это 6, 15 и 20 лет, для того, чтобы инвестор, организация реализующая проект имели комфорт на тот срок, на который они рассчитывают для того, что... будет достигнут успех по этому проекту. Комфорт не в части того, что государство, рискуя средствами налогоплательщиков, как в некоторых инструментах у нас бывает, принимало на себя бы коммерческие риски, — никоим образом. Коммерческие риски остаются в проекте. Государство, со своей стороны, гарантирует бизнесу, что любые условия, оговорённые в законопроекте, это налоги, существенная их часть, речь идёт о налоге на имущество, транспортном налоге, платят за землю, налоги на прибыль, порядке возмещения налога на добавленную стоимость, градостроительная регуляторка, земельная регуляторка, ряд других регуляторных процедур, включая сертификацию и стандартизацию, что в случае если эти условия будут изменяться, к данным проектам они не будут применимы для того, чтобы эти проекты были реализованы и по ним получен соответствующий результат.
Эти соглашения действуют специальным образом для того, чтобы, обеспечивая реализацию интересов бизнеса, при этом не нарушить интересы государства, а именно - ответственность государства по этим соглашения будет наступать лишь в случае, если проект реализован: создан объект капитального строительства или созданы имущественные права в виде программного продукта, каких-то цифровых прав и так далее. То есть только с этого момента возникает возможность потребовать возмещения ущерба у государства в случае, если такой ущерб будет причинён проекту применением неприменимых к нему актов.
Со своей стороны, инвестор обязуется реализовать проект в заявленные в соответствии с намерениями организации, реализующей проект, сроки.
Кроме того, законопроектом сформированы и сведены в единый реестр меры государственной поддержки, заданы принципы предоставления, направленные также на реализацию максимального количества новых инвестиционных проектов в стране.
Предложенным пакетом законопроектов предлагается признать утратившими силу ряд законодательных актов 1990-х годов, действующих на настоящий момент времени, касающихся регулирования инвестиционной деятельности как инвестиционной деятельности отечественной, так и закона об иностранных инвестициях.
Это необходимо для того, чтобы наше законодательство получило современный понятийный аппарат, определяющий, что такое инвестиционный проект, какие ключевые требования существуют к реализации этого инвестиционного проекта, поскольку защита предполагает обеспечение механизма реализации проекта на разных его стадиях.
Действующее законодательство под инвестициями понимает, как правило, либо создание объекта капитального строительства, либо непосредственно пакет документов об инвестиционном проекте. Мы предлагаем защитить инвестиционный проект на всех стадиях его жизненного цикла от создания до эксплуатации и завершения реализации в случае, если это предусмотрено проектом.
Для тех инвестиционных проектов, по которым мы в настоящий момент времени инвестору не можем предоставить такой инструмент защиты, как соглашение, государство берёт на себя обязательство в случае, если в соответствии с государственными интересами...
Председательствующий. Добавьте время.
Иванов А. Ю. ...потребуется изменить регулирование предпринимательской деятельности, давать трёхлетний период для подготовки к этим изменениям, откладывая срок вступления в силу таких актов на три года.
Мы сегодня предлагаем рассмотреть в первом чтении не только законопроект о защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности, но и изменение в Налоговый кодекс, в Бюджетный кодекс и в отдельные законодательные акты. Это необходимо для того, чтобы нормы, содержащиеся в основном законе из пакета законопроектов, сразу начали действовать с момента его вступления в силу.
Для того чтобы стабилизационная оговорка, которая предусматривает определённый перечень налогов, их особенности, условия, а также средства государственной поддержки, которая предоставляется в связи с реализацией инвестиционного проекта, чтобы могли также стать частью защищаемого инвестиционного соглашения, защищаемого инвестиционного режима, поэтому предлагается рассмотреть в целом пакет законопроектов.
Хотелось бы особо поблагодарить Государственную Думу, вас, Вячеслав Викторович, Александра Дмитриевича, комитеты Государственной Думы, комитеты Совета Федерации за детальную работу над пакетом законопроектов, уже с момента проведения парламентских слушаний. Мы провели, поучаствовали в работе комитетов, определили не только отношение к самому тексту законопроекта в первом чтении, но мы определили уже основной план работы ко второму чтению над законопроектами. И договорились о том, что эти договоренности находят, нашли свое отражение в проекте постановления Государственной Думы по пакету законопроектов, о том, что мы дополнительно поработаем над всеми порядками, которые содержатся в пакете законопроектов, связанных с принятием решения для того, чтобы максимально их предусмотреть по срокам, по последовательности и в самом законе в отношении здесь порядков содержались бы нормы прямого действия.
Дополнительно уточнить понятийный аппарат, потому что все-таки возникают вопросы по отношению предлагаемого, соотношения предлагаемого понятийного аппарата и действующего законодательства, особенно законодательства в сфере государственных инвестиций.
Дополнительно вернуться к вопросу об определении круга лиц, в отношении которого действует трехлетний период адаптации к изменяющимся условиям ведения бизнеса, то есть трехлетний отложенный срок вступления в силу правовых актов.
Предлагается его распространить не только на организации, реализующие новые инвестиционные проекты, но на всех лиц, ведущих предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации.
Более детально прописать финансово-инвестиционный аудит, чтобы не возникали, скажем, опасения, что эта процедура коснется всех порядков принятия решений, касающихся бюджетных ассигнований в стране, это далеко не так и финансово-инвестиционный аудит направлен будет лишь на то, что приведение новых принципиальных мер, мы могли иметь возможность обсудить с бизнесом, с экспертным сообществом существуют ли помимо бюджетных источников реальные возможности привлечь бизнес к реализации инвестиционных проектов.
Кроме того, в соответствии с теми поручениями, которые даны нам были на парламентских слушаниях, предлагается снизить требования к объему собственных инвестиций и общему бюджету проектов для целей заключения соглашения о защите поощрений капиталовложений в сфере агропромышленного комплекса.
Как я уже докладывал вам это полтора миллиарда сейчас предложено в пакете законопроектов, мы предлагаем снизить до пятиста миллионов рублей с полутора миллиардов пороговый вход и бюджет проекта с пяти до двух миллиардов рублей.
Выработать механизмы привлечения частных инвестиций в активы государственных корпораций. Государственные корпорации активно приняли участие в работе над законопроектами на площадках парламента.
Сформировать жесткие механизмы защиты транспортных инфраструктурных инвестиционных проектов от решений органов государственной власти о реализации альтернативных проектов, которые принципиально изменяют бизнес-модели по таким проектам.
Предусмотреть возможность привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства к реализации таких проектов при наличии намерений инвестора.
Хотелось бы обратить внимание на то, что сейчас уже законопроектом предложен такой механизм. Субъектам Российской Федерации предоставляется право заключать соглашения о защите и поощрении капиталовложений на проекты от объёма 200 миллионов рублей по тем условиям, за стабилизацию которых отвечает субъект Российской Федерации. На наш взгляд, это как раз и позволит привлечь средний бизнес к реализации проекта.
Уточнить виды и основания возмещения ущерба со стороны государства организациям, реализующий проект, и основание возмещения такого ущерба, в особенности в части стабилизационной оговорки, действующей по налогам для того, чтобы максимально возможно в последующем избежать споров и конфликтов между государством и бизнесом, поскольку это будет работать против предлагаемого нами инвестиционного режима.
Также мы будем уточнять порядок рассмотрения споров между государством и бизнесом, прежде всего по заключённым соглашениям для того, чтобы у инвестора было больше возможности определиться с третейским судом и выбрать, так скажем, международные третейские суды для рассмотрения споров. Эти нормы также найдут своё отражение в законопроекте.
Ну и большая у нас "дорожная карта", наверное, мы, может, в ходе вопросов, обсуждений, и в дальнейшем работы в комитетах это всё обязательно отработаем. Главное, на что хотелось бы обратить внимание.
Предлагаемым пакетом законопроектов формируется каркас нового инвестиционного законодательства страны. И предложенная модель — это те формы защиты и поощрения инвестиций реализации новых инвестиционных проектов, которые, на наш взгляд, адекватны созревшим, скажем, экономическим, социальным и политическим отношениям.
Мы просим с пониманием и поддержкой отнестись к инициативе правительства, поддержать её и договориться о том, что при реализации предложенных механизмов мы обязуемся со своей стороны постоянно возвращаться к оценке качества и результативности работы, в том числе и прохождение соответствующих стресс-тестов ко второму чтению для того, чтобы этот каркас инвестиционного законодательства приобретал всё новые и новые составляющие для того, чтобы способствовать реализации инвестиционных проектов и привлечению инвестиций в нашу российскую юрисдикцию.
Обеспечивать доверие к российской юрисдикции, доверие как отечественных, так и международных капиталов, ну и при этом обеспечивать интересы государства в части защиты интересов налогоплательщиков, для того чтобы всё-таки коммерческие риски оставались в коммерческих проектах, а государство отвечало за свои обязательства. Спасибо большое.
Председательствующий. Спасибо, Андрей Юрьевич. Присаживайтесь.
Уважаемые коллеги, по вопросу номер 36 и 37 для содоклада слово предоставляется председателю Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Сергею Александровичу Жигареву. Пожалуйста, Сергей Александрович.
Обращаю ваше внимание, уважаемые коллеги, что предложено достаточно такое емкое, содержательное постановление по принятию законопроекта в первом чтении. Обратите на него ещё раз свой взгляд и изучите по возможности, для того чтобы высказаться, потому что это серьезное достаточно предложение, которое, мы считаем, правильно было бы обсудить до рассмотрения законопроекта во втором чтении.
Пожалуйста, Сергей Александрович.
Жигарев С. А., председатель Комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, фракция ЛДПР.
Спасибо. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги, инвестиции — залог будущего поступательного развития государства, инвестиционные вложения, их объем и эффективность обеспечивают рост экономики, определяют уровень жизни населения и развития страны. Рост инвестиций — это глобальная задача, решение которой стоит в приоритете государственной политики и поручений руководства страны, в том числе, в указах президента Владимира Владимировича Путина, а также является целью реализации национальных проектов и иных стратегических документов страны.
Акцентом и ключевым долгосрочным фактором инвестиционной политики в настоящее время становится формирование условий для притока частных инвестиций. В этой связи необходимость совершенствования правового регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации давно назрела.
Множество внутренних и внешних факторов длительное время оказывают негативное влияние на инвестиционный климат, поэтому крайне важно в целях макроэкономического, отраслевого и территориального развития страны переломить эту ситуацию. Неоднородное правовое регулирование относится к наиболее серьезным ограничительным факторам, напрямую влияющих на снижение инвестиционной привлекательности России.
Внесение в Государственную Думу пакета правительственных законопроектов, основу которых составляет законопроект "О защите и поощрении капиталовложений и развития инвестиционной деятельности в Российской Федерации", это своевременный шаг по изменению ситуации, посыл потенциальным инвесторам о намерении государства по формированию стабильных и благоприятных условий инвестиционной деятельности на долгосрочный период.
Законопроектами сделан первый шаг после схематизации инвестиционного законодательства. В контексте стоящих перед страной стратегических приоритетов их роль кратно возрастает, поскольку для развития требуется привлекать не плановый объём инвестиций, а инвестиции, освоение которых приведёт к прорывным показателям экономического роста.
Законопроект устанавливает основы и правовые механизмы осуществления и поддержки инвестиционной деятельности в Российской Федерации. Проекты призваны обеспечить предсказуемость правового регулирования, защиту капитальных вложений, стабильность условий инвестиционной деятельности и её стимулирование.
Комитет концептуально поддерживает законопроекты, однако обращает внимание на наличие отдельных положений, которые требуют серьёзного анализа, обсуждения с деловым сообществом и соответствующей проработки.
Многие спорные вопросы подняты в заключениях комитетов-соисполнителей и отражены в постановлении Государственной Думы о принятии законопроекта в первом чтении.
Мы включили в постановление проблемы, которые наиболее часто поднимаются деловым сообществом, регионами и совместная работа над которыми предстоит нам ко второму чтению. В частности, детального обсуждения требуют такие вопросы как понятийный аппарат, сферы регулирования инвестиционных законопроектов. Для того, чтобы инвестиции пришли в регионы из сферы экономики, необходимо выработать условия участия хозяйствующих субъектов в новых инвестиционных проектах. Учитывая различные действующие правовые режимы, необходимо найти подходы, которые бы отвечали интересам инвесторов и учитывали специфические особенности социальной сферы, сельского хозяйства, медицины, образования, а также высокотехнологичных сфер, 1Т-технологий, цифровой экономики, электронной торговли.
Актуальный вопрос остаётся, который не затронут законопроектами, как интегрировать и привлечь к инвестиционным процессам малый и средний бизнес. Подлежат также детализации многие иные положения, в том числе об уровне порогового значения собственных инвестиций в проекте, о порядке предоставления мер государственной поддержки, о порядке возмещения произведённых инвестором затрат, о предмете и порядке проведения финансово-инвестиционного аудита и так далее.
Наиболее острый вопрос поднимается в целесообразности внесения изменений в законодательство о концессионных соглашениях и соглашениях о государственно-частном партнерстве. Возникает обеспокоенность в том, что эти правоотношения могут быть парализованы.
В этой связи представляется, что ко второму чтению особое внимание следует уделить анализу правоприменительной практики этих правоотношений и учесть особенности реализации соглашений, с тем, чтобы определить достаточность законодательного вмешательства и не допустить ухудшения условий реализуемых проектов.
Наша задача не напугать бизнес, не усложнить их деятельность, а напротив, привлечь новых инвесторов и обеспечить стабильность их деятельности.
Главная цель пакета законопроектов - это создание понятных и благоприятных условий для деятельности инвесторов на всей территории Российской Федерации, а также привлечение частных инвестиций и реализацию как можно большего количества проектов.
Комитет рекомендует концептуально поддержать оба законопроекта.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Сергей Александрович. Пожалуйста, выступление по 38-му вопросу содокладчика Дмитрия Васильевича Юркова.
И выступление по 39-му вопросу также Дмитрия Васильевича Юркова. Пожалуйста.
Юрков Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги, совместно с базовым законом сегодня на обсуждение выносятся изменения и в Налоговый, и в Бюджетный кодексы, так как статьей 25, 25-ой статьей основного закона предусмотрено, что после дня вступления в силу базового закона необходимо привести в течение одного года законодательство федеральное, региональное, а также муниципальные акты, то есть все те документы, которые осуществляют взаимодействие с инвесторами.
Для приведения в порядок потребуется, конечно, изменение огромного массива законодательства.
За последние десятки лет много принято, очень много принято разных режимов по предоставлению преференций. Например, такие как предоставление налоговых льгот для инвесторов на Дальнем Востоке (Свободный порт Владивосток), это и территории опережающего развития, особые экономические зоны, ТОСЭРы, индустриальные технопарки, научно-технологические центры, специальные инвестиционные контракты, региональные инвестиционные проекты.
И конечно же, перед тем как переходить к принятию новой инвестиционной концепции, или так называемому инвестиционному кодексу, правильнее было бы провести мониторинг и оценить, какие из действующих льгот как на федеральном, так и на региональном уровне оказались не только эффективными, но и результативными, а какие из них вообще не сработали. То есть понять, оправдались ли преференции, поступления в бюджеты разных уровней, сколько создано новых рабочих мест, сколько из них является высокопроизводительными. Надеемся, что ко второму чтению мы будем обладать данной информацией.
Какие же предлагаются изменения в Налоговый кодекс.
Во-первых, статьёй 5 вводится трёхлетний мораторий на запрет ухудшения положения инвестора с точки зрения фискальной нагрузки. При этом речь идёт только в отношении нескольких налогов, а именно: налог на прибыль, налог на имущество, транспортный и земельный налог, но и они не в полной мере отражают всю совокупность налоговой нагрузки, и это было объектом обсуждения на комитете по бюджету.
Стоит также более чётко сформулировать, что отсрочка вступления в силу законов о налогах, предусматривающая увеличение или отмену понижающих ставок, относится только для тех, кто осуществляет только инвестиционную деятельность.
Необходимо также посмотреть, как норма в три года соотносится с основными положениями бюджетной, налоговой и таможенной политики, принятой на 2020-2022 годы, которая утверждена Минфином и которая уже предполагает отлагательные нормы.
Важным вопросом остаётся, как будут учтены неналоговые платежи, которые предполагается ввести в Налоговый кодекс, поскольку участники соглашения уже не обязаны будут применять новые налоги и сборы.
Необходимо также, по мнению комитета, уточнить понятие "льготы по налогам", потому что в 56-й статье Налогового кодекса есть это определение, но оно является достаточно общим.
Законопроектом предполагается применение различных сроков уплаты налогов. Безусловно, это не только повлечёт увеличение административной нагрузки на налоговые органы, но и также потребует дополнительных средств.
Вторая часть изменений налогового законодательства касается введения раздельного учёта. То есть резиденты территории опережающего развития, свободного порта Владивосток смогут принять пониженные ставки по налогу на прибыль. В первом случае это относится ко всей налоговое базе, то есть, когда 90 процентов доходов формируется от деятельности. Или же второй вариант - к налоговой базе от деятельности, когда ведётся раздельный учёт по доходам и расходам.
Вносимые изменения в Бюджетный кодекс уточняют положения нескольких статей. Это возможность предоставления субсидии на возмещение затрат капитального характера, если они были осуществлены гораздо ранее. Расширяется перечень видов объектов инфраструктуры, затраты на создание, модернизацию и реконструкцию которых могут субсидироваться. При этом комитет считает, что ко второму чтению необходимо рассмотреть вопрос об ограничении случаев предоставления указанных субсидий, а именно, установить правило, что использование компенсации возможно только в рамках инвестиционного проекта.
Коллеги, все эти и другие вопросы, безусловно, требуют дополнительного обсуждения как в комитетах, так и на планируемых парламентских слушаниях, которые должны пройти в январе следующего года.
При этом Счётная палата поддерживает законопроект с замечаниями. Регионы также поддержали концепцию законопроекта: 34 законодательных и 34 исполнительных органа власти высказали свою положительную позицию.
Комитет по бюджету и налогам поддерживает концепцию о необходимости обеспечения стабильных условий ведения инвестиционной деятельности и предлагает принятие законопроекта в первом чтении с учетом его доработки.
Председательствующий. Спасибо.
Уважаемые коллеги, переходим к вопросам. Кто хотел бы задать вопросы?
Включите запись.
Оставайтесь на трибуне, да. У нас вопросы могут быть к докладчику и к двум содокладчикам. Просто обязательно, когда будете задавать вопросы, об этом скажите.
Покажите список.
Пожалуйста, Гартунг Валерий Карлович.
Гартунг В. К. У меня к представителю правительства вопрос.
Скажите, пожалуйста, а чем не устраивали предыдущие соглашения с инвесторами? И почему нужно сегодня вводить вот новый порядок? Мне непонятно, старые соглашения, которые были заключены, они будут перезаключаться по новой? Это первое.
Второе. Как вы считаете, вы оценку проводили? Оценка регулирующего воздействия проводилась или нет? Антикоррупционная экспертиза проводилась или нет? И каков вообще, какие вы результаты ожидаете от принятия этого закона в плане увеличения роста экономики страны? Спасибо.
Иванов А. Ю. Хотелось бы обратить внимание на то, что, уважаемый Валерий Карлович, что предлагаемый механизм в форме соглашения — это платформенное решение. Оно не отменяет никакие ранее существующие механизмы и не ликвидирует возможность создавать новые. Но это базовая конструкция, которая обеспечивает инвестору неизменность условий ведения бизнеса.
Любые другие конструкции, которые существуют (специальные инвестиционные контракты, концессионные ГЧП соглашения, какие-то инвестиционные режимы), они в своей части устанавливают совокупность мер государственной поддержки. И в случае, если эти меры предоставлены, для целей стабилизации этих условий, они становятся связанными отношениями применительно к основному соглашению. Могут такими отношениями и не становиться, это может быть выбор инвестора и государства. Поэтому никаких ограничений или отмен по действующим мерам поддержки, или препятствий к созданию новых мер поддержки предлагаемым механизмом соглашения не создаётся, это первое.
Второе, все экспертизы при подготовке документов были пройдены, и антикоррупционную экспертизу осуществляло Министерство юстиции Российской Федерации - все необходимые процедуры по подготовке законопроектов. Амбиции у нас серьёзные, инвестиционные амбиции серьезные. Они, ещё раз говорю, заданы поручениями нашего высшего руководства. Мы рассчитываем на то, что у нас получится убедить инвесторов повысить доверие к нашей юрисдикции и найти искомые, как минимум, как позвучало в докладе, 30 триллионов рублей. Но ограничиваться мы этим не собираемся.
Как раз, пользуясь тем, что это платформенное предложение, надеемся за эти пять лет работы по предлагаемым нами инструментам осуществить их доработку в ходе исполнения и реализовать более амбициозные инвестиционные планы. Спасибо.
Председательствующий. Вы не ответили на вопрос, какие ожидания от реализации закона, какой будет экономический рост и будет ли он выше, правильно?
Иванов А. Ю. Я прошу прощения, тогда, может быть, не совсем правильно понял вопрос.
Мы те ожидания, которые закладываем, инвестиционные ожидания, которые закладываем в сценарий, связанный с принятием пакета законопроектов, мы, на наш взгляд, должны вписаться в установленные указные задачи, те темпы экономического роста, которые зафиксированы в указе президента. Мы должны обеспечить темпы роста выше мировых и войти в пятёрку крупнейших экономик мира. Для того чтобы это сделать сверх тех объёмов, которые заложены в прогноз макроэкономического развития, нам нужно новых инвестпроектов на сумму свыше 30 триллионов рублей.
Мы когда начали работать с предлагаемыми инструментами, мы большую работу проводили с бизнесом, с коммерческими... с бизнес-объединениями. На самом деле, как вот на некие ожидания, которые мы предлагали от имени государства в виде стабилизации условий ведения бизнеса, мы портфель получили от крупнейших коммерческих компаний, от субъектов Российской Федерации, получили в объёме около 70 триллионов рублей. Понятно, как в любой работе с инвестиционными проектами, это как минимум надо делить пополам и дальше отрабатывать, но мы увидели, что ожидания всё-таки по предлагаемому механизму есть. Поэтому мы считаем, что эти искомые 30 триллионов это то, что мы должны сверх заложенных в прогнозе сделать, чтобы выйти на заданные темпы экономического роста в указе президента.
Председательствующий. Спасибо, Андрей Юрьевич.
Пожалуйста, Смолин Олег Николаевич, фракция КПРФ. Подготовиться Иванову Сергею Владимировичу. Смолин О. Н., фракция КПРФ.
Уважаемый Андрей Юрьевич, я думаю, что стремления правительства улучшить инвестиционный климат, гарантировать инвестиции заслуживают поддержки. Однако хочу напомнить, что в бытность руководителем Счётной палаты в этом зале Сергей Степашин как-то заявил: пора перестать решать экономические проблемы с помощью силовых структур. Более того, в средствах массовой информации мне не раз доводилось читать и слышать высказывания бизнесменов среднего уровня, которые заявляли: мог бы резко нарастить инвестиции в бизнес, боюсь, если он расширится, его тут же отнимут.
Вопрос: предполагает ли правительство, спустя много лет после заявления Сергея Степашина, решать поставленную им проблему? Спасибо.
Иванов А. Ю. Спасибо за вопрос.
Первое, что мы предлагаем в рамках пакета законопроектов, мы предлагаем не изменять условия ведения бизнеса на срок реализации проекта, а следовательно, постоянно изменяющиеся нормативные условия не будут являться основанием для новых проверок и дополнительными основаниями для инициативы и активности со стороны проверяющих органов. Как раз стабилизацию условий и налоговых, и регуляторных иных — это как раз то, что, на наш взгляд, вот сформирует базовые условия для осуществления разного рода проверок и возможность в них жить вот на срок 6, 15, 20 лет.
Что касается активности правоохранительных органов, криминализации или декриминализации каких-либо деяний, то действительно пакет законопроектов не содержит норм ни уголовного, ни административного, ни соответствующего процессуального законодательства. Мы считаем, что в первую очередь надо создать и отвечать за те условия, экономические условия, которые необходимы для реализации экономических моделей по проектам.
Что касается в целом инвестиционного климата, то мы для этих целей берём на себя обязательства по трёхлетнему отложенному периоду сроков вступления правовых актов, которые также, на наш взгляд, позволят подготовиться предпринимателям к изменяющимся, ухудшающимся условиям ведения бизнеса и подготовиться к тому, что в случае если соответствующие основания для взаимоотношений с бизнесом появятся, у бизнеса уже будет возможность ответить на них в соответствии с результатом реализации этого дотационного периода.
Поэтому предлагается проблемы решать шаг за шагом. Первый шаг мы от имени правительства предложили сделать.
Председательствующий. Спасибо. Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович. Иванов С. В. Благодарю.
Уважаемый Андрей Юрьевич, вы, пожалуйста, не волнуйтесь, мы тут заинтересованно подходим к этому законопроекту. Вот вы знаете, у вас написано, что подобные условия ведения инвестиционной деятельности, допустим в сфере здравоохранения и культуры, образования применяются при стоимости объекта, при стоимости бюджета проекта, не менее 1 миллиарда рублей.
Вот я вам могу привести такой пример. Несколько лет назад в водоохранной зоне реки Сетунь, в начале Воробьёвского шоссе велась стройка, было написано: релаксационно-рекреационный комплекс, ну думали, объект культуры, а оказалось - дом приёмов "САФИСА".
На Новом Арбате тоже была вывеска, шло большое строительство, было написано, что строится институт курортологии, оказалось — гостиница "Мариотт".
Вот стоимость вот подобных инвестиционных, так скажем, проектов, она гораздо больше миллиарда рублей, как у вас заложено в законопроекте, а вот их польза и целесообразность для экономики страны является очень сомнительной.
Где гарантии, что под подобным прикрытием мы не создадим благоприятные условия для людей, которые хотят повысить свое благосостояние и построить объекты, которые потом можно заложить, продать, ну и так далее?
Иванов А. Ю. Уважаемый Сергей Владимирович!
Ну, во-первых, то, что мы предлагаем это не прикрытие, а юридически значимое комплексное соглашение, обеспеченное всеми инструментами защиты со стороны и действующее, предлагаемого законодательством.
Действительно, размеры проектов, заложенные для социальных проектов, они, ну, как и для прочих других значительны, таким образом, что в первые годы реализации нашего механизма мы понимаем, что поддержим по этому механизму несколько сотен проектов, это не будет там тысячи... соответственно проектных инициатив, подлежащих защите и поощрению в форме конкретного соглашения.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments