leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Глава Росфинмониторинга Юрий Чиханчин рассказал СФ о борьбе с преступными доходами

Глава Росфинмониторинга Юрий Чиханчин рассказал СФ о борьбе с преступными доходами
5. Правительственный час 470-го заседания СФ «О реализации Концепции развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
Директор Федеральной службы по финансовому мониторингу Юрий Анатольевич Чиханчин. Национальная антиотмывочная система прошла проверку FATF. Для террористической деятельности Удалось пресечь деятельности 20 площадок с оборотом 38 млрд руб. Вывод денег за рубеж по притворным основаниям. Число организаций с признаками однодневок сократилось с полутора млн до 120 тыс В пять раз сократился их оборот с 4,6 трлн до 900 млн. Теневая инкассация крупные торговые центры. Использование векселей. Отсутствие обязанности нотариуса проверять. Суммы вывода за рубеж не сокращаются. Использование ландроматов сорок банков лишены лицензии. Пришлось выдержать натиск оценщиков и доказывать, что прачечные не наши. 560 материалов отправлены в суды. Предотвращено 80 терактов и полторы тыс преступлений
Олег Морозов Видим в СМИ несистемная оппозиция получает финансирование из-за рубежа. Фиксируете ли подобного рода явления? Нужны ли вам иные инструменты? Опасно для стабильности политической системы.
Чиханчин. Госдеп США публиковал сведения, два года не публикует. Сегодня прямого канала в НКО нет. практика меняется ежедневно. Гонконг мы видим след европейских стран Слава Гонконгу.
Матвиенко От нас что-то нужно?
Сергей Калашников В рамках интенсификации экспорта получить деньги из-за рубежа трудно. Банки ссылаются на вашу службу. Двойная теневая финансовая система деньги учитываются и там и здесь. Какие вы видите пути чтобы не мешало экономической деятельности.
Чиханчин То что вы говорите мы рекомендуем банкам обращать внимание на клиентов. Иногда банки ошибаются. Ссылка на нас это не мы это закон который вы принимали. Работа с compliance банков
Сергей Рябухин Активно развивается криптовалюта с помощью которой отмывка. Госдеп поручил разработать программу по скрытым системам платежа. Это против устойчивости нашей валютной системы
Чиханчин Бежать впереди всех риск пирамиды Целесообразно двигаться в ногу со временем.
Аудитор СП Татьяна Блинова. Успех работы возможен при плановом финансовом обеспечении. Оценка рисков деньги пришли только в октябре. Нагрузка и зарплата в Росфинмотиторинга риск утраты специалистов.
Владимир Семенов. Отсутствие денег на техническое перевооружение. Оплата труда высококлассных специалистов не соответствует задачам которые они решают для государства. Задержка средств на текущие задачи службы.
Николай Журавлев. Недаром наша страна получила высокою оценку от FATF по рейтингам суммарное пятое место. Из-за позднего выделения денег на закупки риски непроработанные закупки и фирм-однодневок. Денег на совершенствование программно-аппаратного комплекса Росфинмониторинга крайне недостаточно. Суперспециалисты 37 место в органах власти по зарплате.
Матвиенко Как же мы жили так долго без финансовой разведки. Коллектив под руководством Чиханчина сумел создать эффективную систему. FATF нас оценивает на фоне кликушества что мы с коррупцией не боремся. Каждый виден на экране вплоть до каждого чего связан с незаконным оборотом. Полное безобразие по уровню зарплаты 37 место разбегутся в Кремниевую долину. Надо добиться чтобы зарплата была увеличена. Дали бы хотя бы один процент от того что они экономят для государства Минфину должно быть стыдно.
Постановление 155 0 0

Из стенограммы 470-го пленарного заседания СФ 11.12.19
Переходим к рассмотрению вопроса "правительственного часа" – "О реализации Концепции развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма".
Уважаемые коллеги, предлагается традиционный порядок проведения "правительственного часа": выступление директора Федеральной службы по финансовому мониторингу Юрия Анатольевича Чиханчина – до 20 минут, далее ответы докладчика, приглашенных лиц на вопросы, выступление аудитора Счетной палаты Татьяны Викторовны Блиновой – до пяти минут, выступления членов Совета Федерации, принятие постановления.
В нашем заседании также принимает участие Павел Валерьевич Ливадный, статс-секретарь – заместитель директора Федеральной службы по финансовому мониторингу.
Нет у вас возражений против предложенного порядка? Нет. Принимается.
Слово предоставляется директору Федеральной службы по финансовому мониторингу Юрию Анатольевичу Чиханчину.
Прошу Вас, Юрий Анатольевич.
Ю.А. Чиханчин. Спасибо большое.
Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые члены Совета Федерации, уважаемые коллеги! В текущем году национальная антиотмывочная система прошла оценку Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег. И 17 октября на пленарном заседании ФАТФ отчет Российской Федерации был принят. В целом результаты оценки соответствуют роли нашей страны как одного из главных лидеров международной системы противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма.
За 18 лет нам удалось выстроить эффективный механизм, который демонстрирует не только и не столько работу Росфинмониторинга, выступающего координатором, но и всех участников – Центрального банка, Генеральной прокуратуры, правоохранительных органов, надзорных органов, финансового и нефинансового секторов.
В подготовке к оценке были задействованы 24 ведомства и порядка 1,5 тысячи кредитных и некредитных организаций. Одних только законопроектов было принято порядка 50. Основа антиотмывочной системы – это риск-ориентированный подход. Оценить риски и минимизировать их – это наша главная задача. Результаты этой работы легли в основу Концепции развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма, утвержденной Президентом Российской Федерации в мае прошлого года.
Основные проблемные зоны – это кредитно-финансовая и бюджетная сферы экономики. Главные риски – это коррупция, незаконный оборот наркотиков, финансирование терроризма. Чаще всего для осуществления преступной деятельности используются номинальные юридические лица, то есть фирмы-однодневки, наличные денежные средства, вывод денег за рубеж, электронные средства платежа и виртуальные активы.
Хотелось бы предметно остановиться на отдельных из этих рисках.
В 2019 году Росфинмониторингом совместно с Банком России, ФСБ, МВД, Генеральной прокуратурой удалось пресечь деятельность 25 теневых площадок с оборотом около 38 млрд рублей. Продолжается работа по возврату активов, похищенных из крупных банков, установлены операции, переданы в правоохранительные органы материалы на общую сумму 51 млрд рублей.
В целях минимизации рисков использования судебной системы для обналичивания и вывода денег за рубеж по притворным основаниям служба более 1,5 тысячи раз привлекалась в процессах в качестве третьего лица. С учетом заключений Росфинмониторинга судами приняты решения об отказе в исковых требованиях на общую сумму около 38 млрд рублей. В результате эти деньги удалось не пустить в теневой сектор экономики.
Эти примеры хорошо иллюстрируют важность совместной работы на межведомственном уровне, причем как для пресечения преступлений и наказания виновных, так и для предупреждения потенциальных нарушений, то есть профилактики.
Еще несколько примеров. В результате общей работы Росфинмониторинга, налоговой службы, таможенной, Банка России, правоохранительных и иных органов за последние три года количество зарегистрированных юридических лиц с признаками фирм-однодневок снизилось с 1,5 миллиона до 120 тысяч, то есть в 14 раз. Объем сомнительных операций с их участием сократился в пять раз – с 4,6 триллиона до 900 млрд рублей.
К общему комплексу мер в отношении фирм-однодневок следует также добавить и совместные с налоговой службой, МВД, Следственным комитетом, ФТС России усилия по повышению эффективности реализации статьей Уголовного кодекса за незаконное образование юридического лица, фальсификацию реестров юридических лиц. Данная работа проводилась под эгидой Межведомственной рабочей группы по противодействию незаконным финансовым операциям, созданной распоряжением президента. Сейчас подготовлен проект закона, предусматривающий административную ответственность юридических лиц за легализацию преступных доходов.
В сегменте наличного оборота продолжается тенденция неуклонного снижения количества сумм сомнительных операций, связанных с традиционными способами обналичивания денежных средств. За девять месяцев этого года объем таких сомнительных операций сократился на 52 процента. Банками с помощью заградительных мер удалось пресечь вывод в теневой оборот порядка 880 млрд рублей.
К сожалению, необходимо отметить, что на подобные действия поступают и жалобы от клиентов этих кредитных организаций (порядка 200 в этом году поступило). Но совместно с Банком России и с помощью межведомственной комиссии, специально созданной для этого (механизм так называемого вывода из черного списка банков), вопросы были сняты. Порядка в 60 процентах случаев решение банками были приняты правильно. Часть таких отказников в дальнейшем в банки не обращалась, а часть решила действовать в обход заградительных банковских мер.
Как пример вовлечения в схему возможного отмывания денег или в теневой сектор переводов: компания перечисляет средства на единый казначейский счет с назначением оплаты налогов; в дальнейшем счет, с которого производилось перечисление, закрывается, а плательщик либо лицо, в пользу которого были совершены платежи, обращается с заявлением о возврате средств либо как ошибочно уплаченных, либо как переплаты по налогам.
Значительную трансформацию претерпели и сами "обнальные" схемы, особенно вызывает опасение то, что они укрупнились. Прежде всего хотелось бы отметить так называемую теневую инкассацию, которой злоупотребляют крупные торговые сети, автосалоны, оптово-розничные рынки.
В настоящее время среди преступников получила распространение схема вывода денег в теневой оборот с использованием векселей, эмитентами которых являются крупнейшие банки России. Отличительной особенностью данной типологии является приобретение векселей реально действующими организациями, а предъявление к погашению их техническими компаниями.
В целях вывода средств из реальной экономики продолжается использование институтов государственной власти – судов, службы судебных приставов, а также органов нотариата. Пока не удается добиться снижения рисков обналичивания путем создания фиктивной задолженности и дальнейшего перечисления денег от должника к кредитору через депозитный счет нотариусов либо путем предъявления исполнительной надписи нотариуса. По данным кредитных организаций, только за 10 месяцев 2019 года объем таких операций составил порядка 5 млрд рублей, что почти в 2,5 раза превышает показатели прошлого периода.
Подобные схемы приобрели широкое распространение и продолжают использоваться ввиду отсутствия законодательно закрепленной обязанности нотариусов осуществлять проверку реальности обязательств между заемщиком и кредитором, по результатам которой можно было бы принять решение об отказе в совершении нотариальных действий.
Указанные предложения включены Министерством юстиции в законопроект, который в настоящее время находится на стадии согласования с заинтересованными ведомствами.
Свою задачу Росфинмониторинг видит не в борьбе с наличным оборотом, а со схемами использования черного нала в преступной или теневой экономике.
Еще одной проблемной областью остается вывод денежных средств за рубеж по сомнительным операциям. Как показывают данные мониторинга, пик подобных операций приходился на 2017 год. По состоянию на сегодняшний день этот показатель упал почти вдвое. Что касается сумм, то они сократились втрое.
Стоит отметить, что на фоне общего сокращения объемов вывода за рубеж суммы вывода в офшорные юрисдикции не уменьшаются или уменьшаются незначительно. То есть приходится констатировать отставание в темпах деофшоризации российского капитала.
В последние годы получил широкое освещение в прессе материал о так называемых российских ландроматах – молдавская схема, скандал вокруг латвийского ABLV Bank, эстонская и так далее. Только через эти схемы было проведено порядка более 1 трлн рублей в период с 2007 по 2014 год.
В ходе миссии ФАТФ российским экспертам пришлось выдержать натиск со стороны оценщиков и стоило больших трудов убедить их в том, что "прачечные", по сути дела, не российские и организовали их не мы. Наш бизнес, в том числе и криминальный, просто пользовался услугами зарубежных теневых банков, иногда даже не зная об этом.
Что касается российского следа, то по инициативе и с участием нашей службы правоохранительными органами возбуждено более 30 уголовных дел в отношении российских лиц, пользующихся услугами ландроматов и участвовавших в их функционировании. Порядка 40 российских банков, вовлеченных в эти схемы, были лишены лицензий.
По линии группы "Эгмонт" (это объединение финансовых разведок) запущен проект по трансграничным потокам. К работе привлечены финансовые разведки более 40 стран, не менее двух десятков финразведок начали собственное расследование в отношении национальных банков по подозрению в организации или участии в "прачечных". Только в рамках изучения деятельности упомянутого выше латвийского ABLV Bank Росфинмониторинг в настоящее время сотрудничает с подразделениями финансовых разведок 18 стран.
Следующая задача нашего повышенного внимания – это бюджетная сфера и сохранность средств при реализации нацпроектов, объем финансирования которых в текущем году составил порядка 3 трлн рублей. На сегодняшний день число попавших в поле зрения по признакам сомнительных операций исполнителей составляет порядка 3 тысяч на сумму контрактов свыше 130 млрд рублей. По выявленным фактам в правоохранительные, контрольно-надзорные органы и прокуратуру направлено уже более 560 материалов, связанных с тематикой данных нацпроектов.
Возбуждено 11 уголовных дел, расторгнуты контракты и отменены закупки больше чем на 1 млрд рублей, предотвращены картельные сговоры на сумму более 5,5 млрд рублей.
В отличие от проверочно-ревизионных методов финансового контроля, которые ориентированы в основном на вскрытие уже имеющих место признаков и фактов нарушений, методы финансового мониторинга ориентированы на риски, на получение и реализацию упреждающей информации.
Нами наработан опыт эффективного взаимодействия с органами казначейства, которые располагают информацией о доведении лимитов и кассовом расходе средств. Вместе со сведениями Росфинмониторинга о получателях и заказчиках на всех уровнях кооперации, включая данные об их вовлеченности в сомнительные операции, теневые схемы, и причастности к криминалу это и позволяет предотвратить преступления на максимально ранних стадиях, то есть расторгнуть договор, применить меры дисциплинарного характера и так далее.
Аналогичным образом организуется взаимодействие с Федеральной антимонопольной службой, в первую очередь по вопросам ценообразования и картельных сговоров.
Серьезную роль в этой работе играет и Генеральная прокуратура. Налажены хорошие контакты с полпредами в регионах. А национальный проект "Экология" и два субъекта – Тульская и Новгородская области – по согласованию с руководителями взяты как пилотные.
Для минимизации коррупционных рисков, связанных с получением должностными лицами незаконных вознаграждений за лоббирование интересов недобросовестных поставщиков и подрядчиков, со злоупотреблением служебным положением для заключения контрактов, службой осуществляются регулярные проверки. В 2019 году уже выявлен ряд материалов, связанных с превышением своих полномочий чиновниками и должностными лицами. Всего же за последние три года ФСБ и Следственным комитетом пресечена деятельность четырех глав субъектов Российской Федерации, 13 заместителей губернаторов, 40 глав муниципальных образований. И практически по всем этим материалам работала служба, и в первую очередь по выявлению преступных активов.
Теперь перейдем к криминальным рискам, одним из которых является незаконный оборот наркотиков. Росфинмониторинг в рамках международной спецоперации, проводимой МВД России с другими коллегами из-за рубежа, в настоящее время участвует в ликвидации крупнейшего наркоканала и транснациональной преступной организации, поставляющей наркотики в страны Евросоюза, СНГ и России. В фокусе внимания службы, естественно, финансовые потоки и финансовые связи лидеров и активных участников данного преступного сообщества.
Практика финансовых расследований свидетельствует об активном использовании в России анонимных интернет-магазинов, в том числе в сети Darknet, предлагающих своим клиентам конфиденциально и мгновенно приобрести любые виды растительных, синтетических наркотиков. Розничный сбыт происходит бесконтактным способом путем закладок с последующим расчетом через электронные средства платежа и криптовалюты. В условиях отсутствия регулирования в сфере оборота виртуальных валют можно ожидать сохранения высокого риска на долгую перспективу.
Традиционно высокие риски связаны и с финансированием терроризма. За последние годы ФСБ совместно с другими правоохранительными органами, в том числе и при участии службы, предотвращено более 80 терактов и около 1,5 тысячи преступлений террористического характера, пресечена деятельность более 3 тысяч группировок террористической и экстремистской направленности, нейтрализованы 32 боевика, ликвидированы 78 законспирированных ячеек международных террористических организаций, члены которых планировали совершение терактов и иные преступления.
Поиск и пресечение финансового следа террористов – это одна из главных задач нашей службы. Всего службой в этом году заблокировано финансовых активов более 2 тысяч лиц, подозреваемых в причастности к террористической деятельности.
На пространстве СНГ работа ведется в рамках Совета руководителей подразделений финансовой разведки Содружества. Проводимая в его рамках операция "Барьер" предполагает мониторинг финансовых операций, совершаемых гражданами государств – членов СНГ в зонах деятельности международных террористических организаций, а также в странах исхода боевиков. Ключевое внимание уделяется Сирии, Ираку, Турции и Афганистану. Выявление следов финансовой активности – один из немногих способов обнаружения "спящих" ячеек и выявления глубоко законспирированных боевиков. Только в 2019 году выявлено более 180 лиц в зонах повышенной террористической активности и 68 лиц, находящихся в межгосударственном розыске, возбуждено шесть уголовных дел, заблокирован доступ к финансовой системе более 1600 физических, 5 юридических лиц, а также 1200 иностранных граждан в российской системе.
Уважаемые коллеги! Эффективная работа была бы невозможна, если бы мы в свое время не создали на базе Росфинмониторинга центр оценки рисков. Он представляет собой программно-аппаратный комплекс, который в то же время является хранилищем информации о подозрительных транзакциях и совершающих их лицах.
Совокупность реестров субъектов о событиях в финансовой деятельности обеспечит выполнение ключевых задач макроанализа – выявления и оценки рисков в сфере противодействия отмыванию денег, финансированию терроризма, а также по выработке мер их минимизации. И мы готовы поделиться этой практикой с нашими партнерами.
Росфинмониторинг вышел с предложением, которое поддержано руководством страны, создать международную технологическую площадку с прицелом, что нам позволит укрепить сотрудничество и организацию оперативного взаимодействия подразделений финансовой разведки стран Содружества.
Необходимость создания международного центра оценки рисков обусловлена наличием у государств – участников СНГ общих рисков, которые, соответственно, требуют совместных мер реагирования. К таким рискам, в частности, относятся сомнительные транзитные финансовые потоки через страны СНГ, трансграничный наркотрафик и общие пути перемещения иностранных боевиков-террористов, вывод денег на общие иностранные отмывочные площадки.
Уважаемые коллеги! Важным направлением для нас является работа с частным сектором – как финансовым, так и промышленным, поскольку реализация превентивных функций антиотмывочной системы возможна только при условии, если хозяйствующий субъект видит свои риски, понимает их и готов с ними бороться. Его надо вооружить этими знаниями и возможностью применять их на практике. Для этого нами задуман личный кабинет субъекта мониторинга, который позволяет, с одной стороны, нам дистанционно видеть, как соблюдаются требования законодательства, а с другой – позволяет управлять комплаенс-рисками, выявлять их, оценивать и минимизировать. Кредитные и некредитные организации через него имеют возможность посмотреть на себя глазами надзорного органа, понять, чем мы руководствовались в оценке конкретного юридического лица, узнать, какие меры нужно принять, чтобы не оказаться в зоне незаконопослушности и не понести наказание.
Поскольку надзор за рядом секторов осуществляет не только Росфинмониторинг, мы создали систему взаимодействия через личный кабинет с другими надзорными органами – Центральным банком, Пробирной палатой, Роскомнадзором и так далее. Запущен личный кабинет для стратегических предприятий производящего сектора, к которым уже подключено порядка 150 компаний.
Готовим запуск личного кабинета правоохранительных органов для оперативного информирования о зонах риска и выработки совместных решений по их минимизации. Этот формат уже поддержан коллегами и реализуется.
А сейчас я хотел бы показать небольшой ролик о том, как работает личный кабинет, а потом ответить на ваши вопросы. Спасибо за внимание.
Председательствующий. Спасибо, Юрий Анатольевич, за такой содержательный аналитический доклад.
Коллеги, давайте посмотрим ролик.
Включите, пожалуйста. (Идет демонстрация видеоролика.)
Спасибо, Юрий Анатольевич. Я думаю, после Вашего выступления темпы подключения частного сектора к личному кабинету вырастут в разы. Спасибо Вам большое.
Ю.А. Чиханчин. Спасибо большое.
Председательствующий. Коллеги, переходим к вопросам.
Александр Николаевич Михайлов, пожалуйста.
А.Н. Михайлов, член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Курской области.
Спасибо, Валентина Ивановна.
Уважаемый Юрий Анатольевич! Во-первых, спасибо за обстоятельный доклад по действительно очень волнующей всех проблеме. Но хотелось бы задать вопрос следующего порядка. Какой Вы все-таки видите тенденцию на предстоящее пятилетие, скажем, в этой части? Удастся ли использовать?.. И какие предложения вы внесли в соответствующие органы, в правительство и так далее, чтобы сделать эту работу эффективнее?
Ну и наиболее болезненный вопрос – это, безусловно, вывоз капитала за рубеж. Какие-то методики используются? Вот берет предприниматель, вывозит (он же не один день и не одну неделю это делает) где-то 100–200 миллиардов за рубеж. Затем и уезжает, иногда часто и покидает нашу страну сам, нанося тем самым существенный ущерб… (Микрофон отключен.)
Председательствующий. Продлите время.
Завершайте, пожалуйста, Александр Николаевич.
А.Н. Михайлов. Спасибо.
…и тем людям, с которыми он работал, и в целом, конечно, нашему государству. Какую Вы видите здесь возможность повысить эффективность воздействия на такого рода предпринимателей и так далее, кто этим занимается? Спасибо.
Ю.А. Чиханчин. Спасибо большое за вопрос.
Что касается организации работы, конечно, основная цель наша в том, чтобы максимально автоматизировать нашу работу. Вы видите, что колоссальнейший объем информации, и просто в ручном режиме отработать ее ни одному аналитику невозможно. Я могу сказать, что за период с прошлой нашей встречи (это чуть больше года) мы провели более 60 тысяч финансовых расследований. Только автоматизация, только введение искусственного интеллекта (мы над этим работаем совместно сейчас с академией наук) позволят нам быстро решать задачи. Это первое.
Вторая задача связана с тем, что мы выстраиваем механизм так называемой модели поведения людей, юридических лиц с признаками действий в части возможного преступления. Это нам дает возможность на более ранней стадии выявлять эту категорию лиц и информировать.
Вопрос, пожалуй, связан с некими другими моментами.
На наш взгляд, необходимо все-таки перейти на автоматизированный обмен информацией со всеми министерствами и ведомствами. Мы на сегодняшний день, к сожалению, находимся в письменных взаимоотношениях. Если документ гуляет месяц, то уже какие деньги можно сегодня поймать? Операция длится доли секунды, она облетает мир. Это один момент.
Второй. Мы должны все-таки прийти к единым показателям критериев оценки сомнительности и подозрительности. Законодательно прописано, но, к сожалению, в силу разных обстоятельств разные ведомства по-разному отрабатывают.
Почему мы и включаем личные кабинеты, где как раз эти критерии как с поднадзорными, как с надзорными, так и с правоохранительными органами приведены в единый формат или приводятся в единый формат.
Более того, мы его переносим и на международную составляющую. Потому что один из факторов (Вы правильно подняли вопрос) – то, что в основном денежная масса или активы отмываются за рубежом. В этом даже согласились с нами эксперты ФАТФ. Здесь берут – вывозят туда.
Но бо?льшая часть, значительная часть все-таки уходит под законные операции, не сомнительные, законные. Значит, нам надо пересмотреть и критерии этих сомнительных операций. Надо искать, уходить на опережающие факторы, не жить теми критериями, которые мы приняли 20 лет назад, принимая закон, а как можно динамичнее делать. И вот здесь объединение всех ведомств… Почему президент и принял решение создать специальную межведомственную комиссию по противодействию незаконным операциям (ее возглавляет глава администрации), где мы регулярно эти вещи обсуждаем, обмениваемся мнениями и стараемся найти решение. Правильно, найти актив за рубежом можно, гораздо сложнее его вернуть. Я могу сказать, что в общей сложности нами выявлено активов только арестованных, в том числе за рубежом, – 170 миллиардов. Вернули, к сожалению, порядка где-то 50, и то часть из них добровольно, сами сдали. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Светлана Петровна Горячева, пожалуйста.
С.П. Горячева, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Приморского края.
Спасибо большое.
Уважаемый Юрий Анатольевич, в части четвертой отчета о вашей деятельности перечисляются основные риски отмывания преступных доходов, в том числе и от наркотиков, о чем Вы в докладе совершенно правильно говорили. Но эксперты считают, что еще более прибыльно сегодня заниматься другим видом преступного бизнеса – это торговля людьми (прежде всего детьми) в том числе для секс-услуг и в том числе для трансплантации органов. Недавно, года два назад, было заседание ПАСЕ (я сама на нем присутствовала), где как раз приводились вот эти страшные цифры. Это, оказывается, даже более прибыльно, чем торговля наркотиками. Может быть, есть смысл вам тоже вот этим позаниматься, потому что здесь речь и о судьбе детей (это делается подчас через международное усыновление), изучить эту проблему и тоже как-то попытаться перекрыть вот эти потоки (потому что они связаны с человеческой жизнью)? Спасибо.
Ю.А. Чиханчин. Спасибо большое.
Мы, конечно, учтем обязательно Ваши предложения, Ваши рекомендации, пересмотрим.
Я, единственное, хотел бы сказать, что вот те риски, которые я назвал, и те, которые отражены в отчете, – это риски, которые определили вместе все ведомства. Действительно, у нас есть на сегодняшний день материалы, и у нас финансовые расследования связаны с торговлей людьми – в первую очередь женщинами. Детей пока нет, но это, может быть, и хорошо, и плохо. Но мы пересмотрим свой подход и обязательно на очередном заседании межведомственной комиссии рассмотрим это. Спасибо большое Вам.
Председательствующий. Спасибо.
Олег Викторович Морозов, пожалуйста.
О.В. Морозов, член Комитета Совета Федерации по международным делам, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Республики Татарстан.
Уважаемый Юрий Анатольевич, из Вашего доклада следует, что действительно очевидно повысилась эффективность работы вашего ведомства. Вместе с тем я бы хотел обратить Ваше внимание на то, что очень часто в СМИ со ссылкой на ваше ведомство мы получаем информацию о том, что так называемая несистемная оппозиция, некоторые НКО, которые занимаются политической деятельностью, получают через различные незаконные каналы финансирование из-за рубежа, а также пользуются различными грязными финансовыми отмывочными схемами для финансирования своей деятельности внутри страны, внутри нашей финансовой системы.
У меня два вопроса в этой связи. Подтверждаете ли вы такую информацию? Фиксируете ли вы подобного рода явления? Это первое.
И второе. Если это так, нужны ли вам какие-то дополнительные инструменты, для того чтобы эффективно бороться с этим? Поскольку, на мой взгляд, это не менее опасно… (микрофон отключен) для страны, чем…
Председательствующий. Продлите время.
Олег Викторович, завершайте.
О.В. Морозов. Это весьма опасно для устойчивости нашей политической системы и нашей финансовой системы в том числе.
Председательствующий. Пожалуйста.
Ю.А. Чиханчин. Спасибо большое за вопрос.
Наверное, чтобы ответить на него, надо вернуться к документам Госдепа США, где есть строчка (они в последние два года перестали публиковать) – это деньги, выделенные для решения вопросов в странах СНГ, в том числе и в России. Раз выделяются деньги, они для чего-то приходятся. Соответственно мы можем сказать, что, да, действительно мы видим деньги, которые приходят из-за рубежа. Мы действительно видим деньги, которые приходят на НКО.
И сам факт того, что благодаря законодательной базе, которая существует, мы пришли к тому, что есть иностранные агенты, мы соглашаемся с этим, и они каждый год выявляются и дополняются… Но нужно сказать, что те заградительные меры, которые мы приняли, не всегда срабатывают. Если мы традиционно смотрели, что деньги напрямую приходили к НКО, то сегодня прямого канала нет, появились новые каналы – приходят либо к физическим лицам, либо к филиалам, либо еще что-то. И здесь нам надо тоже успевать. Тактика, которая была применена во многих странах (я не буду эти страны называть, вы их прекрасно знаете), меняется ежедневно. Даже последние события, которые в новостях показали… Вот Гонконг… Мы видим след европейских стран: с подпрыгиванием "Слава Гонконгу! Гонконгу слава!" и так далее. То есть, конечно, это запускается.
Я могу сказать, что деньги поступают, мы работаем совместно с правоохранительными органами очень плотно по этому вопросу, в том числе и с вашими комиссиями. Представители здесь как раз... Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Юрий Анатольевич. Вы завершили, да? Но какая-то дополнительная помощь нужна с точки зрения законодательного усиления ваших возможностей?
Ю.А. Чиханчин. Нет, я думаю, что… Мы все предложения, которые есть, сразу доводим до Государственной Думы, до Совета Федерации, видим здесь максимальную поддержку во всем. Спасибо вам большое за это.
Председательствующий. Спасибо.
Сергей Вячеславович Калашников, пожалуйста.
С.В. Калашников, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Брянской области.
Спасибо, Валентина Ивановна.
Глубокоуважаемый Юрий Анатольевич! Цель вашей работы – обеспечение безопасности страны. И мы услышали, насколько это важная, объемная работа. Но Вы ведь, Юрий Анатольевич, – опытный государственный деятель самого высокого уровня.
И есть другая сторона этой проблемы. В рамках интенсификации экспортной работы наших предприятий они сталкиваются с проблемой, что получить деньги по реальным контрактам из-за рубежа становится очень затруднительно из-за позиции банков, которые, кстати, ссылаются на вашу службу. То есть приходят реальные деньги по реальным контрактам, и они не доходят до получателя.
Это привело к тому, что, насколько мне известно, создалась параллельная, по сути дела, финансовая система, то есть зачеты за выполненные работы… (Микрофон отключен.)
Председательствующий. Продлите время.
Сергей Вячеславович, завершайте.
С.В. Калашников. …зачеты за выполненные работы происходят и там, и здесь, то есть как бы создается теневая финансовая система. Вот, с точки зрения государственного деятеля, какие Вы видите пути, чтобы ваша очень важная и нужная деятельность не мешала и экономической деятельности? Спасибо.
Ю.А. Чиханчин. Спасибо большое за вопрос. Надо, наверное, разделить его на несколько частей.
Первое. Есть действительно требования законодательной базы, которые должны исполнять все, и есть рекомендательный характер. Вот то, о чем Вы говорите сейчас, находится как раз в сфере рекомендательной. Банкам рекомендуется обратить внимание на своих клиентов, на деятельность клиентов с точки зрения возврата, перевода денежных средств и принять уже решение. Иногда мы прямо можем сказать, что банки ошибаются в своей оценке и тем самым сдерживают некие экономические процессы. По каждому конкретному случаю приходится разбираться. Есть специально созданная комиссия.
Если это комплексные какие-то вопросы (если у Вас есть реальные), мы готовы рассмотреть с Центральным банком и скорректировать наши действия. Рекомендательный характер, я говорю еще раз, всегда можно скорректировать. Но просто надо понимать: ссылка на нас – это не мы, это закон, который определил, Вы в том числе принимали. Но он ограничивает четко и ясно действия. А что касается рекомендательного характера – это сама инициатива банков. Вот здесь работа с комплаенс банками – это наша задача с Центральным банком. Мы обязательно подкорректируем, посмотрим, проанализируем.
Если вы позволите, я в следующий раз доложу по этому вопросу.
Председательствующий. Спасибо, Юрий Анатольевич.

окончание стенограммы см. https://leo-mosk.livejournal.com/7122906.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments