leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Принят в первом чтении законопроект о переводе осужденного ближе к дому и родственникам

Принят в первом чтении законопроект о переводе осужденного ближе к дому и родственникам
14. 762538-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в статьи 73 и 81 Уголовно-исполнительного кодекса РФ» (по вопросу перевода осужденного в исправительное учреждение, расположенное вблизи его места жительства или его близких родственников)
Документ внесен правительством 25.07.19.
Представил статс-секретарь – замминистра юстиции Вадим Федоров.
Член комитета по государственному строительству и законодательству Николай Брыкин.
Законопроектом предлагается:
- уточнить, что в случае отсутствия в субъекте РФ по месту жительства осужденных к лишению свободы или по месту их осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются не в любой субъект РФ, в котором имеются подходящие исправительные учреждения, а в наиболее близкий субъект РФ;
- предусмотреть, что по письменному заявлению осужденного к лишению свободы либо с его согласия по письменному заявлению одного из его близких родственников (под которыми понимаются супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки) по решению ФСИН России при наличии возможности его размещения осужденный может быть направлен в исправительное учреждение, расположенное в субъекте РФ, в котором проживает один из его близких родственников, либо, в случае невозможности его размещения в исправительном учреждении указанного субъекта РФ, – в исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта РФ, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника, в котором имеются условия для размещения осужденного;
- установить, что по письменному заявлению осужденного, направленного для отбывания наказания в исправительное учреждение, либо с его согласия по письменному заявлению одного из его близких родственников по решению ФСИН России при наличии возможности его размещения один раз в период отбывания наказания осужденный может быть переведен для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида, расположенное в субъекте РФ, в котором проживает один из его близких родственников, либо, в случае невозможности его размещения в исправительном учреждении указанного субъекта РФ, – в исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта РФ, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника, в котором имеются условия для размещения осужденного;
- ввести запрет на перевод в другие исправительные учреждения осужденных, у которых окончание срока наказания может наступить в пути следования при переводе из одного исправительного учреждения в другое.
ФЗ вступает в силу по истечении 180 дней со дня его официального опубликования.
Первое чтение 398 0 0 13:10

Стенограмма обсуждения
Пункт 14-й. Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 73 и 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации".
Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации статс-секретаря - заместителя Министра юстиции Российской Федерации Вадима Витальевича Федорова. Пожалуйста.
Федоров В. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации статс-секретарь - заместитель Министра юстиции Российской Федерации.
Уважаемые коллеги. Данный проект федерального закона подготовлен во исполнение указания Президента Российской Федерации от 11 апреля 2018 года по итогам проработки предложений Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации по улучшению прав осужденных к лишению свободы.
Законопроектом предлагается установить возможность по заявлению осуждённого, либо по заявлению одного из его близких родственников направления либо перевода осуждённого в исправительное учреждение, расположенное в субъекте Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника, в котором имеются условия для его размещения. Данный перевод будет возможен один раз в период отбывания наказания осуждённых к лишению свободы.
Предложенные инициативы направлены на сохранение социально полезных связей осуждённых к лишению свободы и будут способствовать скорейшей их ресоциализации.
Прошу поддержать законопроект.
Председательствующий. Содоклад Николая Гавриловича Брыкина, пожалуйста.
Ьрыкип Н. Г. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вадим Витальевич подробно изложил суть предлагаемых изменений в Уголовный кодекс... Уголовно-исполнительный кодекс, повторяться я не буду.
По мнению Комитета по государственному строительству и законодательству, предлагаемые изменения, как уже Вадим Витальевич сказал, обеспечат доступность мест отбывания наказания для родственников осужденных и, соответственно, будут способствовать ресоциализации осужденных.
В целом концепция данного законопроекта поддерживается. Вместе с тем, комитет отмечает, поскольку понятие "близкие родственники" раскрывается Уголовно-процессуальным кодексом, закрепление данного понятия в виде примечания вот к предлагаемому законопроекту, в статью 73 и 81 Уголовно-исполнительного кодекса, представляется избыточным, и ко второму чтению нужно посмотреть.
Прошу поддержать принятие в первом чтении.
Председательствующий. Есть ли вопросы?
Включите запись на вопросы.
Покажите список.
Сухарев Иван Константинович, пожалуйста. Сухарев И. К., фракция ЛДПР. Да, спасибо.
У меня вопрос как к докладчику, так и к содокладчику.
Собственно говоря, законопроект подразумевает, что перевод за период отбывания наказания возможен только один раз. Вот чем вызван этот один раз?
Потому что сроки всё-таки разные бывают, и, возможно, стоит дать второй шанс и, может быть, определить, то есть один раз в три года, может быть, в четыре? Спасибо.
Федоров В. В. Спасибо большое за вопрос.
В настоящее время уже уголовно-исполнительным законодательством предусмотрено, что осужденные отбывают наказание по месту осуждения, либо по месту жительства. Возникают иногда объективные ситуации, когда в указанном субъекте Российской Федерации отсутствует учреждение для исполнения данного вида наказания. И в этом случае осужденный к лишению свободы направляется в иные субъекты Российской Федерации, наиболее близко приближенные к тому субъекту, где он был осужден, либо где он проживал до осуждения.
Данный законопроект как раз и направлен на вопросы ресоциализации, чтобы осужденный в случае вот этой вынужденной ситуации, когда он был направлен вне своего субъекта, имел возможность вернуться в тот субъект и отбывать наказание там, где проживают его близкие родственники. Поэтому одноразовость это не подразумевает здесь какое-то прослабление, что можно перемещаться между различными субъектами Российской Федерации, а однократность подразумевает, чтобы осужденный мог вернуться в тот субъект, где он проживал до осуждения, либо где находятся его близкие родственники.
Председательствующий. Нилов Олег Анатольевич.
Нилов О. А. Вадиму Витальевичу вопрос.
Вот такая формулировка "осужденные могут быть направлены", и, значит, могут быть не направлены? Вот расскажите, пожалуйста, какие четкие критерии? На мой взгляд, они должны быть, да. За что может быть получен отказ? А, может быть, кому-то ни в коем случае нельзя идти навстречу, если там действительно большая масса каких-то замечаний, и поведение неподобающее? Вот будет ли это как-то отдельно прописано, чтобы в том числе и антикоррупционно, я считаю, вот эти вопросы заранее надо предусмотреть, чтобы это не было по воле одного какого-то там решающего человека. Спасибо.
Федоров В. В. Спасибо большое за вопрос.
Я хотел бы обратить внимание, что указанный законопроект не является мерой поощрения либо дисциплинарного взыскания в отношении осуждённого. Вопрос является безусловным, и ограничение возможно только одно. Если в тот субъект, куда изъявил желание вернуться осуждённый, отсутствует учреждение указанного вида наказания, чтобы он мог отбывать наказание указанного вида, он объективно не может быть туда направлен. Во всех иных случаях ограничением является только, если есть указанные учреждения вида, является отсутствие только, чтобы не были превышены лимиты, чтобы было куда осуждённого разместить, поэтому подразумевает, безусловно. Руководство исправительных учреждений либо территориальных органов, мы не подразумевали, что будет оценивать какие-то иные критерии, как поведение, как соблюдение правил внутреннего распорядка, то есть данный вопрос является безусловным. Спасибо.
Председательствующий. Шперов Павел Валентинович.
Шперов П. В. Спасибо.
Уважаемый Вадим Витальевич, как раз в продолжение вашего предыдущего ответа по поводу лимитов. Вот у нас, допустим, в Крыму, в нашем регионе тысяча 300 мест в колониях, причём все мужские, и, насколько у меня есть информация, они заполнены практически всегда на 99 процентов, 100 процентов, то есть редко, когда бывают какие-то свободные места.
Понятно, что после принятия данного закона появятся желающие перевестись в тот же самый Крым. И возникает-то вопрос: а каким образом будет исполняться, допустим, для нашего региона? И я думаю, что такая же ситуация есть во многих других регионах. То есть я понимаю, что у нас колонии и колонии-поселения расположены далеко не в тех регионах, где большее количество осуждённых. И, допустим, женских колоний в Крыму в принципе вообще нет. То есть как будет, допустим, исполняться данный закон в случае его принятия в конкретных регионах? Будем ли мы увеличивать количество мест для того, чтобы соблюдать санитарные нормы? Спасибо.
Федоров В. В. Спасибо большое за вопрос.
Ну то, что касательно Республики Крым, как вам хорошо известно, за тот период после распада Советского Союза и до 2014 года ни одно учреждение не было нового вида исправительного создано в Республике Крым. Поэтому та проблематика, которую вы озвучили, что лимиты полностью заполнены, она имеет место быть.
Но мы как раз в нашем законопроекте и предусмотрели, что в случае принятия, соответственно, законопроекта, осуждённый может быть направлен в ближайший субъект Российской Федерации, расположенный к месту жительства его близкого родственника.
В близлежащих субъектах, которыми являются Краснодарский край. Ростовская область, практически имеются все виды исправительных учреждений, в том числе для осуждённых женщин.
Поэтому это уже будет правоприменительные вопросы определять и регулировать Федеральная служба исполнения наказаний. Но насколько я понимаю, в случае если в настоящее время осуждённые, которые проживали до осуждения в Республике Крым, направлены в иные субъекты Российской Федерации, то в случае отсутствия свободных мест в исправительных учреждениях Крыма они будут направлены либо в Ростовскую область, либо в Краснодарский край, в ближайшие субъекты.
Председательствующий. Выборный Анатолий Борисович.
Выборный А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Благодарю.
Уважаемый Вадим Витальевич, вот смотрите, согласно части 2 статьи 81 проекта федерального закона, значится, что перевод осуждённого к лишению свободы из одного исправительного учреждения в другое допускается также при иных исключительных обстоятельствах. Уточните, пожалуйста, что именно понимается под "иными исключительными обстоятельствами", которые препятствуют дальнейшему нахождению осуждённого в данном исправительном учреждении, что именно?
И как вы считаете, не приведёт ли такое общее определение к чрезмерной вариативности правоприменителя при принятии решений на этот счёт? Спасибо.
Федоров В. В. Спасибо большое за вопросы. Если мы сейчас обратимся к уголовно-исполнительному законодательству, данная норма уже имеет место быть.
Что подразумевается под "иными обстоятельствами".
Ну, во-первых, какие-то вопросы техногенного характера, возможно, когда исправительные учреждения или отдельные общежития подверглись разрушению. В том числе, может быть, пожар, может быть, ураган, ещё что-то, вот в этом случае, когда физически невозможно нахождение осуждённого в данном исправительном учреждении, как раз это является случаем "иными".
Председательствующий. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Включите запись на выступление. Покажите список.
Сухарев Иван Константинович, пожалуйста. Сухарев И. К. Спасибо.
Уважаемые коллеги! Уважаемый Александр Дмитриевич!
Действительно, он такой долгожданный законопроект. Собственно говоря, вчера мы отмечали День прав человека. Это очень важно, принятие этого законопроекта. ЛДПР, конечно, поддержит его принятие.
10 лет мы ждали, и не только мы, принятия законопроекта, который в народе получил название "день за полтора", наконец-то, приняли и сейчас вот принимаем этот законопроект.
Но, если говорить о родном мне регионе, это Башкирия, то там наполняемость, в принципе, наших учреждений исправительных нормальная, 74,7 процента, то есть, есть, к чему стремиться. Но мы должны стремиться, наоборот, уменьшить эту наполняемость. И, слава богу, в последние годы мы существенно снизили количество находящихся в местах лишения свободы наших граждан, фактически, до 400 тысяч человек, с более, чем 700 тысяч.
Но к данному законопроекту есть всё-таки вопросы. Конечно, вопрос ресоциализации, вопрос решения проблемы с побегами, вопрос связи с семьёй, социальные связи, поддержка этих связей. Конечно, невозможно, когда родственники находятся за тысячи километров от осуждённого. И всё-таки, я считаю, что один раз за период отбывания наказания - это недостаточно, потому что жизнь меняется, сроки бывают разные.
Все-таки необходимо дать, может быть, возможность один раз в 4 года пользоваться этим правом, может быть, как-то по-другому подойти к этому вопросу.
Ну, в целом, я считаю, что очень нужный и полезный законопроект. Понятно, что не в каждом регионе есть все, собственно говоря, виды исправительных учреждений, поэтому, несмотря на то, что норма, в принципе, была, но, переводили в дальние регионы, в частности, вот Башкирия не исключение. И у людей нет денег просто перебираться, а родственники, в том числе, матери, они, как правило, в пожилом возрасте уже пытаются хотя бы один раз увидеть сына, а мы им эту возможность не предоставляем, а билеты стоят дорого, проживание, питание, это, конечно, огромные траты и это, в том числе, способствует тому, что люди идут на побег, в итоге у них возникают проблемы, в том числе, их убивают, и не зря, то есть наш шансон вдохновляется как раз подобного рода вещами.
Ну вот в частности, хотелось бы также по цифрам немножко пробежаться. Вот в 2017 году из почти 5 тысяч обращений... (Микрофон отключён.)
Председательствующий. Добавьте время.
Сухарев И. К. Из почти 5 тысяч обращений осужденных о переводе в другие исправительные учреждения было удовлетворено примерно 300 обращений, но это как-то неправильно, на мой взгляд.
Вот, таким образом, я считаю, что все-таки необходимо дать возможность более одного раза пользоваться этим правом, может быть, за какой-то период и, на мой взгляд, также не раскрыто понятие "невозможности размещения осужденного в соответствующем субъекте", опять же такой немножко оценочный критерий и не раскрывается понятие "исключительных обстоятельств".
Все-таки вот это вот надо поменять, наверное, в поправках ко второму чтению. А в целом мы поддерживаем. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Представитель президента? Докладчик? Содокладчик?
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 73 и 81 Уголовно-исправительного кодекса Российской Федерации. Пункт 14.
Включите режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования (13 час. 10 мин. 55 сек.)
Проголосовало за 398 чел 88,4 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 398 чел.
Не голосовало 52 чел 11,6 %>
Результат: принято Принимается в первом чтении.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments