leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Электронные сигареты и вейпы попали под законодательный запрет – первое чтение

Электронные сигареты и вейпы попали под законодательный запрет – первое чтение – Валерий Рязанский Доходит до смертельных случаев – Куринный Кальянам придет полный конец? – Рязанский Именно так В нынешней редакции кальян и ресторан несовместимы – Дмитрий Ионин Нельзя на основании отрицательного отзыва правительства отклонять и танцевать вокруг правительства, чтобы дети умирали
35. 119575-7 Госдума приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях и Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (в части охраны здоровья граждан от последствий использования электронных курительных изделий)
Документ внесли 10.03.17 Члены СФ В.В.Рязанский, Э.В.Исаков; Депутаты ГД И.И.Гильмутдинов, А.В.Чернышев, А.И.Воевода (ЕР); Л.Н.Тюрина (в период исполнения ею полномочий члена СФ).
Представил член СФ Валерий Рязанский.
Член комитета по охране здоровья Николай Герасименко.
Законопроектом предлагается внести следующие изменения:
1) в ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»:
- включить в предмет регулирования ФЗ отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от последствий использования электронных курительных изделий;
- уточнить понятие «курение табака» – использование табачных изделий в целях вдыхания продуктов, возникающих от их тления или нагревания (в настоящее время – использование табачных изделий в целях вдыхания дыма, возникающего от их тления);
- ввести понятия «электронное курительное изделие» (электронное устройство, продуцирующее аэрозоль, пар или дым, в т.ч путем нагревания жидкости, в целях их вдыхания (за исключением медицинских изделий и лекарственных средств, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством РФ)) и «кальян» (прибор, используемый для вдыхания аэрозоля, пара или дыма, возникающих от тления и (или) нагревания табака, а также продуктов, не содержащих табачного листа, и в котором аэрозоль, пар или дым проходят через сосуд с жидкостью);
- дополнить обязанности граждан в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака – граждане обязаны:
соблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от последствий использования электронных курительных изделий;
не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану их здоровья от последствий использования электронных курительных изделий;
заботиться о формировании у детей отрицательного отношения не только к потреблению табака, но и к использованию электронных курительных изделий, а также заботиться о недопустимости вовлечения детей в процесс использования электронных курительных изделий;
- дополнить обязанности индивидуальных предпринимателей и юр. лиц в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака – ИП и юр. лица обязаны:
соблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от последствий использования электронных курительных изделий;
осуществлять контроль за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от последствий использования электронных курительных изделий на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности;
обеспечивать права работников на охрану их здоровья от последствий использования электронных курительных изделий;
- наделить ИП и юр. лица правом устанавливать запрет использования электронных курительных изделий на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности, а также с соблюдением трудового законодательства применять меры стимулирующего характера, направленные на прекращение использования электронных курительных изделий работниками;
- установить запрет на использование электронных курительных изделий и кальянов в тех местах, где в настоящее время запрещено курение табака;
- установить запрет на демонстрацию процесса потребления электронных курительных изделий во вновь созданных и предназначенных для детей аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах (в аудиовизуальных произведениях, предназначенных для взрослых, такая демонстрация допускается, если это является неотъемлемой частью художественного замысла);
- предусмотреть, что розничная торговля электронными курительными изделиями осуществляется только в магазинах и павильонах, и установить запрет на розничную торговлю такими изделиями в тех местах, где в настоящее время запрещена розничная торговля табачной продукцией;
- установить запрет продажи электронных курительных изделий несовершеннолетним и несовершеннолетними, вовлечение детей в процесс использования электронных курительных изделий путем покупки для них либо передачи им электронных курительных изделий, предложения, требования употребить электронные курительные изделия любым способом.
2) в КоАП РФ – установить административную ответственность за:
- вовлечение несовершеннолетнего в процесс использования электронных курительных изделий;
- нарушение установленного федеральным законом запрета использования электронных курительных изделий и кальянов на отдельных территориях, в помещениях и на объектах, а также предусмотреть, что употребление наркотических средств или психотропных веществ либо их прекурсоров с использованием электронных курительных изделий или кальянов подлежит ответственности согласно законодательству о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах;
- демонстрацию процесса потребления электронных курительных изделий во вновь созданных и предназначенных для взрослых аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах, за исключением случаев, если такое действие является неотъемлемой частью художественного замысла;
- демонстрацию процесса потребления электронных курительных изделий во вновь созданных и предназначенных для детей аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах;
- несоблюдение ограничений в сфере торговли электронными курительными изделиями;
- продажу несовершеннолетнему электронных курительных изделий.
Первое чтение 398 0 1 16:05

Стенограмма обсуждения
35-й вопрос. Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака".
Докладывает член Совета Федерации Валерий Владимирович Рязанский.
Рязанский В. В., член Совета Федерации. Добрый день, уважаемые коллеги! Спасибо за предоставленную возможность.
Что хотелось бы от имени коллектива авторов и большого количества тех участников, я имею в виду из числа депутатов, которые принимали самое непосредственное участие в подготовке и обсуждении данной темы.
В связи с высоким уровнем потребления табака и соответствующими негативными медицинскими, демографическими и другими социально-экономическими последствиями, начиная с 2008 года, в России началась активная антитабачная кампания.
Уже сейчас мы видим позитивные изменения, потребление табака среди взрослого населения страны снизилось в 2016 году по тем замерам, которые проводила Всемирная организация здравоохранения, на 30 процентов, распространённость курения сигарет среди детей 13-15 лет снизилась в два раза.
Новой угрозой для здоровья населения стало использование электронных систем доставки никотина, наиболее распространённым вариантом которого являются электронные сигареты или VAPE, дополнительно ещё новые появившиеся.
Производители электронных сигарет заявляют, что использование их изделий позволяет курильщикам значительно уменьшить потребление обычных сигарет, снизить никотиновую нагрузку, а в некоторых случаях бросить курить, электронные сигареты позиционируются как некое исцеляющее изделие. Однако на наши предложения перевести эти изделия в разряд медицинских изделий, они не соглашаются проходить соответствующие процедуры регистрации.
В проведённых специалистами Института пульмонологии исследованиях, а также в исследованиях зарубежных институтов приводятся данные об их негативном влиянии на здоровье человека и риске развития у потребителей никотиновой зависимости, у детей и подростков такая зависимость формируется значительно быстрее. Ну, а последние события, происходящие в мире, эти примеры уже в средствах массовой информации мы видели с вами, дело доходит уже до смертельных случаев и угроз серьезных заболеваний.
Рост популярности этой продукции особенно среди молодежи, безусловно, в будущем потребует принятия дополнительных мер по охране здоровья населения. При этом в настоящее время отсутствует какое-либо регулирование со стороны государства, на электронные сигареты не распространяются требования технического регламента, отсутствует ограничение их потребления и продажи, купить их сейчас может даже ребенок.
Все создает условия для повсеместного и бесконтрольного их использования молодежью, детьми, способствует пропаганде курения, в обществе формируется ложное позитивное восприятие данного явления.
В отсутствие федерального регулирования регионы принимают уже свои законы, направленные на ограничение продажи электронных сигарет. Проведенные нами исследования показывают, что уже в 38 субъектах Российской Федерации приняты свои законодательные ограничительные акты.
Сегодня мы предлагаем вашему вниманию законопроект, целью которого является введение правового регулирования сферы обращения электронных сигарет. Законопроектом вводится определение понятия "электронное курительное изделие" и "кальян", устанавливаются ограничения их использования на отдельных территориях, в помещениях и на объектах, предъявляются требования к демонстрации электронных курительных изделий в аудиовизуальных произведениях, предназначенных для детей и взрослых, вводится ограничение торговли, в том числе запрет продажи несовершеннолетним, а также вовлечение детей в процесс потребления указанных изделий.
Законопроектом вводится регулирование использования, как устройств, продуцирующих аэрозоли или пар, путем нагревания жидкости, так называемые вейпы, так и устройства продуцирующие аэрозоли и дым за счет нагревания табака, тех процессов, которые у нас не описаны в базовом 15 законе. Принятие и реализация законопроекта позволит снизить потребление табака, в частности, IQOS и использование электронных сигарет.
Правительство Российской Федерации поддерживает введение единого законодательного регулирования оборота, потребления и рекламы обычной табачной продукции и электронных курительных изделий. Это была такая длительная, что называется, дискуссия, каким же образом регулировать этот процесс — единым через базовый 15-й закон, либо отдельными законами.
Законопроект соответствует задачам федерального проекта "Укрепление общественного здоровья".
Хочу отметить, одновременно с нами аналогичная работа велась и депутатами Государственной Думы, и коллегами из региональных законодательных собраний. Существует несколько альтернативных законопроектов, в частности те, кто вносили эти законопроекты, всем огромное спасибо за эту работу: и Сергею Ивановичу Неверову, Николаю Фёдоровичу Герасименко, депутатам Бариеву, Боярскому, Сергею Михайловичу Миронову, Ольге Николаевне Епифановой, коллективу Московской городской Думы, которая тоже вносила свой законопроект.
В случае вашей поддержки и принятии рассматриваемого законопроекта в первом чтении приглашаю всех к совместной работе над поправками и объясню почему. За время, прошедшее с момента внесения, прошли изменения в требованиях оформления поправок в Кодекс об административных правонарушениях, поэтому с помощью уже вашего Правового управления мы будем решать, каким образом мы отнесёмся к замечаниям правительства по внесению замечаний в КоАП. Ну и также замечания в сопутствующее законодательство, связанное с местным самоуправлением, они понятны, и с вопросами рекламы.
Спасибо. Просим поддержать законопроект.
Председательствующий. Спасибо, Валерий Владимирович, за очень подробный доклад.
Коллеги, давайте договоримся так. Помимо этого законопроекта у нас еще четыре законопроекта по сокращённой процедуре, и на этом мы сегодня завершим работу. Хорошо? Договорились.
С содокладом выступает Николай Фёдорович Герасименко с учётом того, что доклад был очень подробный, Николай Фёдорович.
Герасименко II. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В своём докладе Валерий Владимирович представил концепцию законопроекта довольно подробно. Комитет по охране здоровья рассмотрел данный законопроект 19 ноября.
Мы сегодня рассматриваем очень важный для страны законопроект, разработка которого была обусловлена распространением последние 5-10 лет новых методов, таких как нагревание (айкосы), вейпы, никотиносодержащие смеси, жевательные и другие никотиносодержащие жидкости, используемые как жевательные для сосания.
Проектом федерального закона предлагается распространить отдельные действующие требования и ограничения в табачной продукции на электронные курительные изделия и кальяны, в том числе на использование их в образовательных, спортивных и других организациях, то есть в местах общественного пользования.
Также законопроектом предлагается запретить розничную продажу электронных курительных изделий несовершеннолетним, вовлечение детей в процесс использования этих изделий.
Кроме того, предлагается установить административную ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления электронных курительных изделий, за нарушение запрета использования таких изделий на отдельных территориях, в помещениях, за продажу электронных курительных изделий несовершеннолетним.
В Комитет по охране здоровья Государственной Думы поступает огромное количество обращений от общественных организаций, частных лиц с просьбой ограничить потребление, рекламу и продажу электронных курительных изделий, так как данная продукция продается несовершеннолетним и потребляется школьниками, в том числе внутри школы.
Более 20 субъектов Российской Федерации своими законодательными актами уже запретили продажу электронных сигарет несовершеннолетним. Потребление данной продукции имеет серьезный риск для здоровья. Потребление никотина вызывает устойчивую химическую зависимость, злоупотребление никотином может привести к нарушению сердечно-сосудистой системы, нервной системы и другим заболеваниям. Только в 2019 году в Соединённых Штатах Америки зафиксировано более тысячи случаев заболевания легких, ассоциированных с потреблением электронных курительных смесей, более 20 человек погибло.
Всемирная организация здравоохранения четко дает сейчас рекомендации запретить использование электронных систем доставки никотина в общественных местах, запретить продажу несовершеннолетним, запретить производителям и третьим сторонам делать заявления о воздействии данной продукции на здоровье, в том числе, что они помогают бросить курить, пока производители не представили убедительных научных фактов подтверждения и не получили одобрения со стороны регулирующего органа, также ограничить рекламу, продвижение и спонсорство электронных систем доставки никотина.
На законопроект получен положительный отзыв правительства, комитета Государственной Думы по экономической политике, Комитета Совета Федерации по социальной политике. 87 — почти все субъекты Российской Федерации, органы исполнительной, законодательной власти поддержали законопроект. В случае... Также поддержали законопроект Правовое управление наше и правительство.
В случае принятия законопроекта в первом чтении на площадке комитета уже создана рабочая группа по подготовке законопроекта ко второму чтению, мы постараемся учесть все поступившие предложения по доработке законопроектов. И предлагаю, что внёсшие законопроекты депутаты, которые сейчас, мы завтра собираем рабочую группу в 11 часов, приглашаем их поучаствовать в рабочей группе. Предстоит, в общем-то, большая работа, те законопроекты, которые сейчас внесены, особенно касается вот новых методов потребления никотиносодержащей продукции, также в Заринске недавно умер мальчик и поэтому требует очень серьёзных и важных законодательных решений.
Благодарю за внимание.
Председательствующий. Спасибо, Николай Федорович. Коллеги, будут ли вопросы?
Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. Одна рука.
Куринный А. В. Спасибо.
У меня вопрос к члену Совета Федерации.
Валерий Владимирович, я так понимаю, что после принятия данного законопроекта в соответствии с концепцией всем нашим кальянным, как местам употребления вот этого там дыма или что они туда добавляют, не знаю, придёт полный конец на территории Российской Федерации. Так?
Рязанский В. В. Да, именно так.
Но в ходе обсуждения на тех рабочих совещаниях, которые проводил комитет, было предложение, и надо его во втором чтении посмотреть, есть ли необходимость, исходя из исторических, ментальных каких-то традиций каким-то регионам, вернее, отдать на усмотрение региона решение вопроса о существовании кальянов как таковых. С точки зрения вот нынешней редакции прописанной, то кальян и ресторан, кальян и кафе несовместимы.
Председательствующий. Спасибо.
Ионин Дмитрий Александрович, пожалуйста.
Ионин Д. А. У меня вопрос к Николаю Фёдоровичу.
В октябре 2017 года ровно такой же законопроект, чуть ли не слово в слово, но по содержанию точно такой же вносился фракцией "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" и профильным комитетом поддержан не был, то есть понадобилось больше двух лет.
Что поменялось за этот существенный период, что всё-таки пришли к тому, что надо это принимать? Не просто созрели, что-то ведь случилось.
И второй вопрос. Вы действительно в докладе упомянули вот снюсы, вот эти все жевательные вещи, ну вот в законопроекте только электронные курительные изделия и кальян. По снюсам, как вы думаете, какой нужен период времени, чтобы тоже прийти к тому, чтобы запретить его для подростков?
Председательствующий. Сейчас начнёт Николай Федорович, а вы если...
Герасименко Н. Ф. Я хотел сказать, что снюсы, насвай уже запрещены в 2015 году, уже запрещены, да? Тут сейчас даже идёт речь о никотиносодержащих смесях, которые вот продаются под видом снюса, в виде конфеток и так далее, для жевания.
Что касается законопроекта "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", у нас был законопроект, в том числе мой, который разрабатывали мы с рядом депутатов, Бариев и ещё там более 40 депутатов и ещё законопроекты.
Мы просто на рабочей группе, которую проводили, на комитете договорились, поскольку один законопроект получил положительное заключение правительства — это законопроект как раз Валерия Владимировича Рязанского с депутатами, мы решили поддержать этот законопроект и свои законопроекты, там ещё много соавторов, поснимали.
Председательствующий. Спасибо.
Валерий Владимирович, добавить хотели? Валерию Владимировичу включите микрофон. Пожалуйста.
Рязанский В. В. Уважаемый Иван Иванович, спасибо большое. Я для исторической справки хочу сказать вот о чём: после того, как был принят базовый 15-й закон, он касался только табачных видов изделий, естественно, после этого встал вопрос, а как же быть вот с этими вновь появившимися электронными сигаретами?
И мы уже в 2016 году внесли свой проект закона, связанный с регулированием, режимом обращения именно этих видов изделий.
Нам было предложено двигаться путём создания отдельного закона, который бы регулировал только этот сегмент. Вот долго длились процедурные наши споры по тому, делать ли отдельный закон, либо включить общее регулирование в базовом 15-м законе. Вот это время, честно говоря, шло... Поэтому все наши законопроекты, которые вносились потом вами, они были внесены позже наших вот этих предложений. И в силу этого образовался целый такой набор разных предложений, но, в принципе, на одну и ту же тему.
Очень толково, кстати, прописан закон и Николая Фёдоровича, и закон "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", но получилось так, что наш закон был внесён раньше и вокруг него, в основном, строилась дискуссия. Мы его перевносили несколько раз, честно говоря, исходя из требований сначала Министерства здравоохранения, потом правительства. В итоге, когда уже подошли к финишу, вот образовался вот такой большой набор предложений на одну и ту же тему, а положительное заключение было только на наш законопроект, вот таким вот образом.
Уважаемые коллеги, в качестве оценки вашего вклада я сразу на рабочей группе предложил: поправку, которую будем делать или поправки, которые будем делать, они должны быть коллективные и это будет, фактически, наш коллективный труд в этом законе.
Председательствующий. Спасибо.
Будут ли желающие выступить? Нет.
Ставлю законопроект...
Есть? Есть, да? Есть.
Включите режим записи на выступление.
Руку, если не трудно, поднимайте, коллеги, потому что фон есть шумовой, поэтому не всегда слово "да" слышно отчётливо. Покажите список.
Ионин Дмитрий Александрович, пожалуйста.
Дмитрий Александрович, вам три или от фракции? Три минуты поставьте, пожалуйста.
Ионин Д. А. Фракция поручила, должен выступить. Прошу прощения, что отвлекаю немного времени.
Ситуация просто какая? Вот говорят, три года назад законопроект был готов. Ещё раз говорю, два года назад законопроект "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", который был оценен нашими коллегами, что, в принципе, схож с тем, что мы принимаем сейчас, но мы теряли драгоценное время. Тогда давайте разбираться, почему мы его теряли?
Вот нам автор сказал: было предложено идти вот таким-то путём, и мы три года этим путём шли. А кем это предложено? То есть это у нас какое-то табачное лобби, которое три года просто оттягивало принятие этого закона?
Вот коллега Герасименко рассказал про умершего подростка вот от этой вот гадости, так получается, на совести тех, кто предлагал вам, как вы говорите, идти путем вот таким, на их совести смерть этого ребенка, так ведь получается. Потому что иначе бы могли бы принять вашу инициативу в 2016 году, в 2017 году инициативу "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", но, мы говорим: ну нам рекомендовали, мы хотели и так далее. Коллеги, ну вот это то, что сегодня коллега Шерин и многие другие говорили про то, что у нас происходит с законотворчеством, нельзя просто отметать на основании заключения правительства, там отрицательного заключения правительства инициативы и пытаться как-то вокруг правительства ходить, чтобы они все-таки нам дали положительное заключение, и тогда пройдут годы, но зато мы принимаем закон. Это неправильно. За эти 3 года пока эта вся работа шла, вы правильно сказали, вы в 2016 году внесли, в 2016 году я как депутат Заксобрания Свердловской области был автором инициативы и наше заксобрание сюда присылало инициативу также, она была нами разработана, она сюда пришла та же самая о запрете вейпов, чтобы подростки не могли вейпы и электронные сигареты употреблять.
Сейчас нас уже настигла новая беда за это время это вот эти жевательные, жвачки снюсы, с которыми тоже большие проблемы.
И я вас информирую, что на прошлой неделе городская Дума Екатеринбурга, комиссия депутатская принимала решение и сказала: а, давайте, запретим их в школах. Им говорят: но это же незаконно, вы же депутаты городской думы, вы не имеете право такие решения принимать. Они говорят: а нам все равно, мы сейчас примем, потом пусть прокуратура опротестовывает. Потому что директора школ воют от этой гадости, что она распространяется в школах и ничего с этим нельзя сделать. Это официально было городской Думой Екатеринбурга.
Я тут наших коллег и земляков поддерживаю, понимаете. Нам нельзя сейчас уйти еще в 3 года обсуждения вот этих новых всех вещей, снюсов, вот всего прочего, чтобы дети от этого умирали, мы не имеем на это право, чтобы там не говорили нам, каким особым путем опять не идти.
Поэтому в этом виде надо принимать, надо уже срочно догонять, то, что уже эти новинки появились и бороться с ними, а не говорить, что: ну вот мы еще поговорим, нам порекомендуют и так далее. Времени на это нет. Спасибо. (Аплодисменты.)
Председательствующий. Спасибо, Дмитрий Александрович. Коллеги, обсуждение завершено. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования (16 час. 05 мин. 28 сек.)
Проголосовало за 398 чел 88,4 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 1 чел 0,2 %
Голосовало 399 чел.
Не голосовало 51 чел 11,3 %
Результат: принято
Законопроект в первом чтении принимается.
Большое спасибо.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments