leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Глава Росфинмониторинга Юрий Чиханчин рассказал СФ о борьбе с преступными доходами - окончание

Глава Росфинмониторинга Юрий Чиханчин рассказал СФ о борьбе с преступными доходами
5. Правительственный час 470-го заседания СФ «О реализации Концепции развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

Продолжение стенограммы, начало см. https://leo-mosk.livejournal.com/7105651.html
Сергей Николаевич Рябухин, пожалуйста.
С.Н. Рябухин. Спасибо, Валентина Ивановна.
Юрий Анатольевич! Мы за восемь лет заслушиваем уже в четвертый раз в формате "правительственного часа" Ваш подробный отчет о деятельности службы. И налицо такая положительная динамика в организационном, управленческом и законодательном виде. Я даже имел возможность услышать высокую оценку от международных представителей ФАТФ на конференции, об успехе, которого вы достигли.
Но все-таки с учетом того, что очень активно развивается система криптовалют и иных суррогатных средств платежа, через которые происходят и отмыв, и уклонение от налогообложения, и другое, в том числе и финансирование преступной деятельности, вот перечень законов, который сейчас подготовлен комитетом вместе с Вами (около 10 законов), достаточен или все-таки надо учитывать те вещи, которые происходят в том числе и по прямому указанию Госдепа, который даже… (Микрофон отключен.)
Председательствующий. Продлите время.
Пожалуйста.
С.Н. Рябухин. Спасибо.
…в этом году поручил финансовым органам Соединенных Штатов Америки разработать целую программу по суррогатным средствам платежа? Это как раз работа против устойчивости налоговой, финансовой и бюджетной систем России. Поэтому, может быть, надо расширить этот перечень законов? Каковы Ваше мнение и Ваши предложения? Спасибо.
Ю.А. Чиханчин. Очень сложный вопрос. Дело в том, что практически ни одна страна в мире реально не урегулировала процесс работы с криптовалютами. И это проблема не одной страны – это проблема международная, потому что это валюта виртуальная, живущая во всем пространстве, в интернет-пространстве и между странами.
Есть попытки подойти с той или другой стороны у Китая, Японии, ряда европейских стран, но это точечные… либо по созданию бирж, либо это какие-то обменные пункты. В целом должен комплексно…
Сейчас ФАТФ в рамках своих рекомендаций, в рамках рабочей группы прорабатывает этот механизм совместно с заинтересованными другими международными организациями. И, я думаю, мы должны двигаться вместе с сообществом. Бежать здесь впереди всех… Я боюсь взять с точки зрения экономики, финансов большую ответственность. Что произойдет со страной, как?.. Одно дело – в небольшой стране, где высокая законопослушность, где нет такой подверженности финансовым пирамидам. Другое дело – мы с вами знаем… сталкивались с МММ, с различными другими пирамидами. Не получится так, что мы породим… возьмем ответственность перед гражданами за это, и как дальше будем решать вопрос?
Поэтому я считаю целесообразным двигаться в ногу со временем, с тем сообществом, которое занимается этими вопросами.
Председательствующий. Юрий Анатольевич, спасибо большое за доклад еще раз, за конкретные ответы на вопросы. Присаживайтесь, пожалуйста.
Ю.А. Чиханчин. Спасибо большое.
Председательствующий. Сейчас я хочу предоставить слово Татьяне Викторовне Блиновой, аудитору Счетной палаты Российской Федерации.
Пожалуйста, Татьяна Викторовна, Вам слово.
Т.В. Блинова. Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые сенаторы! Важным инструментом реализации Концепции развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, как уже отмечалось Юрием Анатольевичем, является национальный центр по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций и сделок с денежными средствами и иным имуществом.
Созданный Росфинмониторингом национальный центр позволяет анализировать большие данные, выявлять и оценивать риски, возникающие в результате совершения операций, сделок с денежными средствами и имуществом, вырабатывать меры противодействия легализации полученных преступным путем доходов и финансированию терроризма. Используя потенциал национального центра, Росфинмониторинг оказывает существенное влияние на повышение эффективности деятельности национальной системы противодействия отмыванию нелегальных доходов и положительно влияет на социально-экономическое развитие страны.
Во многом это обусловило решения, принятые для дальнейшего укрепления роли России в международной системе противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, которые предусматривают углубление сотрудничества с государствами – участниками СНГ путем создания международного центра оценки рисков отмывания денег и финансирования терроризма.
Для этого предусматриваются создание международной технологической площадки и на ее основе формирование единого информационного пространства, обеспечивающего оперативное взаимодействие участников антиотмывочных систем государств – участников СНГ, совместную реализацию мер реагирования для выявления сомнительных транзитных финансовых потоков, вывода средств в офшоры, совершения других операций, формирующих угрозы безопасности стран СНГ.
Успех этой работы возможен только при плановом финансовом обеспечении этой деятельности. Однако в бюджетном цикле 2020–2022 годов финансовое обеспечение этого проекта не предусмотрено. Бюджетные средства на разработку технического проекта и создание прототипа системы международного центра оценки рисков выделены Росфинмониторингу из резервного фонда Правительства Российской Федерации только в октябре 2019 года. Это формирует риски снижения эффективности антиотмывочной системы Содружества Независимых Государств. Счетная палата полагает необходимым постановку вопроса об изменении ситуации, сложившейся с финансированием проекта.
Не могу не отметить, что организация деятельности рассматриваемых национального и международного центров предполагает создание конкурентных условий для привлечения и закрепления высококвалифицированных специалистов, вовлеченных в деятельность данных центров. Существующий уровень оплаты труда и нагрузка на сотрудников Росфинмониторинга формируют риски утраты накопленных службой компетенций. Полагаю, что данный вопрос заслуживает вашего внимания.
И в заключение хочу отметить, что деятельность Росфинмониторинга характеризуется высоким уровнем финансовой дисциплины и финансового менеджмента. Благодарю за внимание.
Председательствующий. Спасибо Вам большое, Татьяна Викторовна, за Ваши участие и выступление.
Валерий Владимирович Семёнов, пожалуйста.
В.В. Семёнов, член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Красноярского края.
Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые коллеги! Вот я тоже с большим удивлением услышал при предварительном рассмотрении этого вопроса на заседании комитета о проблемах, которые имеет такая важная сегодня для страны структура. Помимо того, что обозначила Татьяна Викторовна (отсутствие финансирования на техническое перевооружение и переоснащение), если несколько лет назад это был самый современный центр, то сегодня мы понимаем, что и преступность бежит вперед, и такие структуры нужно поддерживать системно. В техническом переоснащении есть еще ряд вопросов, которые требуют нашего внимания, и я думаю, может быть, Валентина Ивановна, мы отразим их в постановлении. Потому что оплата труда, которая сегодня есть для специалистов, а это высококлассные специалисты, на самом деле не соответствует тем задачам и вопросам, которые они решают для государства.
И один вопрос, который прозвучал от Счетной палаты, – это систематическая задержка финансирования текущего состояния, содержания службы. Я думаю, что вот на это необходимо нам обратить внимание, может быть, где-то взять на контроль, потому что все уделяют этому внимание, притом еще, что сегодня появились новые задачи – нацпроекты с колоссальными затратами средств, которые идут в регионы и здесь. И если служба по финансовому мониторингу эти вопросы взяла для себя, для нас очень важно, чтобы средства, как заявил президент, использовались по назначению, и не просто использовались, а приносили конкретную пользу. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Валерий Владимирович, согласна с Вами.
Николай Андреевич Журавлёв, пожалуйста.
Н.А. Журавлёв, заместитель председателя Совета Федерации, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Костромской области.
Спасибо, Валентина Ивановна.
Уважаемые коллеги! Прежде всего, я хотел бы, конечно же, поблагодарить Юрия Анатольевича и все руководство Росфинмониторинга за очень эффективную и результативную совместную работу и с парламентом, и с комитетами Совета Федерации. Итогом стала очень серьезная работа по совершенствованию национальной антиотмывочной системы, законодательное обеспечение этой системы. Недаром наша страна получила от ФАТФ очень высокую оценку соответствия международным стандартам и суммарно заняла пятое место по рейтингам. И это, конечно же, безусловный успех.
Я также хотел бы попросить комитет отразить при доработке в постановлении несколько моментов.
Первое. Нашей совместной задачей остается дальнейшее совершенствование законодательства о контрактной системе. И здесь многие очень нюансы были вскрыты как раз при работе Росфинмониторинга. В частности, из-за позднего доведения денежных средств до получателей возникают риски, скажем так, непроработанных закупок, и в том числе с участием фирм-однодневок. Это, безусловно, надо учесть при доработке в рамках того пакета, который сейчас готовится, по совершенствованию контрактной системы и также в законодательстве о бюджетном процессе.
И второе. Я бы также хотел поддержать то, о чем говорил Валерий Владимирович. Мы проанализировали те затраты, которые идут на поддержание программного аппаратного комплекса Росфинмониторинга, и их крайне недостаточно.
Валентина Ивановна, если помните, несколько лет назад Вы принимали участие в открытии ЦОР Росфинмониторинга, и на тот момент это был крайне современный аппаратный комплекс. Сейчас он тоже остается достаточно современным, но с тех пор очень мало денег потрачено на улучшение, на совершенствование его работы. Поэтому, мне кажется, это также в постановлении надо отразить, обратить внимание правительства и Министерства финансов на финансовое обеспечение деятельности Росфинмониторинга и тот момент, который Валерий Владимирович отразил, – это заработная плата.
Крайне высокопрофессиональные сотрудники, и таких большинство в Росфинмониторинге. То есть среднее и высшее звено – это действительно суперспециалисты. 37-е место из 40 с небольшим в федеральных органах исполнительной власти по средней заработной плате – это, конечно, никуда не годится. Поэтому эти три момента я хотел бы попросить комитет отразить в проекте постановления.
А так, еще раз благодарю Юрия Анатольевича и руководство Росфинмониторинга за плодотворную работу. Спасибо большое.
Председательствующий. Спасибо, Николай Андреевич.
Коллеги, действительно сейчас можно задать себе вопрос – как же мы жили без финансовой разведки так долго? И на самом деле финмониторинг сегодня играет очень важную роль в развитии нашей страны, в жизни нашей страны, поскольку это серьезная борьба с преступным отмыванием доходов, это борьба с коррупцией. И надо сказать честно, что коллектив Росфинмониторинга под руководством Юрия Анатольевича Чиханчина за непродолжительное по историческим меркам время сумел создать очень профессиональную команду и сумел создать эффективную систему борьбы с легализацией (отмыванием) незаконных доходов. И это не только наша точка зрения (мы видим это по результатам работы в России, конечно), но и точка зрения и ФАТФ, международной организации (об этом мои коллеги говорили), которая так существенно подняла наш финмониторинг в рейтинге и позитивно нас оценивает на фоне тех кликуш, которые все говорят, что мы с коррупцией не боремся, что это… пятое и десятое. Вот деятельность финмониторинга показывает как раз эффективность этой работы.
Я хочу Вас поблагодарить, Юрий Анатольевич, за то, что работа вашего ведомства прозрачна, она прозрачна не только Вам. Кто посещал Росфинмониторинг, видел, что благодаря использованию самых современных технологий, оборудования виден каждый. И тот, кто опоздал, виден, и те, кто пытается спрятаться, видны – каждый виден на экране. И это очень эффективно. И частный бизнес, и наш бизнес, и государственные структуры должны понимать, что не только каждая структура, но и каждый человек виден, если это дело связано с незаконным оборотом финансовых средств. И это, конечно, в первую очередь результат огромного интеллектуального труда. Знаете, железа накупить, поставить, большого ума не надо, а вот создать программы, которые бы так эффективно обеспечили работу, – это самое главное. И всегда в разведке, какой бы она ни была, тем более в финансовой разведке, должны работать самые интеллектуально подготовленные, образованные, действительно лучшие специалисты.
Коллеги, ну, это полное безобразие…
Заметьте, Юрий Анатольевич, не Вы жаловались, не Вы эту тему подняли, а подняли эту тему сенаторы, которые готовились к "правительственному часу" и обратили на это внимание.
По уровню зарплаты среди министерств и ведомств – 37-е место. Коллеги, ну, куда это годится? Ну, разбегутся все в Кремниевую долину, я не знаю, еще куда-то, в хакеры пойдут (там больше зарабатывают). Безусловно, надо прописать в постановлении очень конкретно, и не только прописать, но и добиться, чтобы в бюджете следующего года, потому что 2020-й… вернее, 2021 года. 2020 год, может быть, что-то на поправках... Надо добиться, чтобы зарплата сотрудникам этой службы была существенно увеличена.
Ну и, конечно же, жизнь так быстро развивается в новых технологиях, что даже компьютерные томографы, которые… Мы гордились ими и закупили массово новое медицинское оборудование 10 лет назад. Сегодня оно уже не соответствует, оно уже устарело. А что уж говорить о таких структурах, как финансовая разведка. И это не бог весть какие деньги. Ведь посмотрите, сколько незаконных средств благодаря своей деятельности Росфинмониторинг выявляет, возвращает государству. Вот дали бы хотя бы 1 процент Росфинмониторингу на их расходы от того объема средств, которые они экономят для государства. Да это бы вообще было… Купались бы в роскоши. Всего 1 процент! Структура, которая столь эффективно работает на финансовую систему… Министерству финансов должно быть стыдно.
Давайте тоже в жестком режиме пропишем и проследим, чтобы это было реализовано. В этом будет наша поддержка, ведь Совет Федерации не первый раз, как уже было сказано, обращается к этой теме, понимая значение этой службы, важность этой службы для прозрачности нашей экономики, для наведения порядка. Я уже сказала, что служба открыта не только для бизнеса, но и для общества, для граждан.
И сегодня мы открыто (не где-то там, за закрытыми дверями) обсуждаем, чтобы все знали, что за любое преступление такого рода будет жесткое наказание, есть жесткий контроль. Поэтому и хорошо, что вы открыты для общества, вы открыты для бизнеса, и здесь границ открытости у нас нет.
И, конечно, Юрий Анатольевич, спасибо за взаимодействие с Советом Федерации. Мы Ваши союзники, поскольку это касается всех субъектов Российской Федерации. Если в чем-то Вам нужна поддержка в плане усиления законодательства, его совершенствования, создания более эффективных механизмов – пожалуйста, обращайтесь, любое Ваше обращение для нас будет обязательным для исполнения. Мы готовы оказывать такое содействие, понимая важность вашей структуры, эффективность работы.
И поэтому хочу поблагодарить Вас, всю Вашу команду за ту огромную полезную работу, которую Вы ведете для страны. Спасибо Вам большое.
Коллеги, сейчас я хотела бы предоставить слово Мухарбию Магомедовичу Ульбашеву, заместителю председателя комитета.
Пожалуйста, Вам слово.
М.М. Ульбашев, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Кабардино-Балкарской Республики.
Спасибо, Валентина Ивановна.
Уважаемый Юрий Анатольевич, уважаемые коллеги! Комитетом по бюджету и финансовым рынкам подготовлен проект постановления Совета Федерации по вопросу "правительственного часа", он у вас имеется.
Предлагаю сегодня принять его за основу и установить срок для предложений до конца текущей недели, с тем чтобы доработанный документ принять на следующем пленарном заседании.
Мы, безусловно, учтем все предложения, которые прозвучали сегодня в зале, так же как и на заседании Комитета по бюджету и финансовым рынкам, и предложим вам окончательный вариант текста на следующем заседании Совета Федерации. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Мухарбий Магомедович.
Безусловно, просьба и к Вам, Николай Андреевич, и к Перминовой Елене Алексеевне сделать постановление максимально содержательным и обязательно добиться его исполнения. Все предложения должны найти отражение в нем.
Коллеги, проект постановления у вас имеется.
Кто за то, чтобы принять проект постановления Совета Федерации "О реализации Концепции развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (документ № 610) за основу? Прошу голосовать. Идет голосование.
Результаты голосования (12 час. 02 мин. 05 сек.)
За 155 чел. 91,2%
Против 0 чел. 0,0%
Воздержалось 0 чел. 0,0%
Голосовало 155 чел.
Не голосовало 15 чел.
Решение: принято
Решение принято.
Будем совместно со службой по финансовому мониторингу дорабатывать его, примем в целом на следующем заседании.
Благодарю Вас, уважаемый Юрий Анатольевич, всех участников "правительственного часа". Спасибо. Дальнейших успехов вам! Ваши успехи – это успехи страны. Спасибо.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments