leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Ликвидацию ГУПов и МУПов немного отложили – второе чтение

Ликвидацию ГУПов и МУПов немного отложили – второе чтение
29. 554026-7 Госдума без обсуждения приняла законопроект второго чтения «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции»
Документ внесен правительством
Он принят в первом чтении 11.12.18 с названием «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ (в части установления запрета на создание и осуществление деятельности унитарных предприятий)».
Представил член комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Александр Козловский.
Законопроектом предусматривается внесение изменений в Федеральные законы «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», «О защите конкуренции», касающихся установления запрета создания унитарных предприятий либо изменения их видов деятельности, за исключением случаев:
- предусмотренных федеральными законами, актами Президента РФ или Правительства РФ;
- обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, в области разведывательной деятельности, в области мобилизационной подготовки и мобилизации в РФ, в области транспортной безопасности, в сфере международных отношений РФ, в сфере государственной охраны, в сфере внутренних дел, в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, в сфере деятельности войск национальной гвардии РФ, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области обеспечения безопасности РФ, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности высших органов государственной власти РФ;
- осуществления деятельности в сферах естественных монополий;
- обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
- осуществления деятельности в сфере культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей;
- осуществления деятельности за пределами территории РФ;
- осуществления деятельности в области обращения с радиоактивными отходами, включая захоронение радиоактивных отходов, деятельности по использованию объектов инфраструктуры морского порта, находящихся исключительно в федеральной собственности, присвоения унитарным предприятиям статуса федеральной ядерной организации.
Устанавливается запрет на деятельность унитарных предприятий на товарных рынках, находящихся в состоянии конкуренции (за исключением указанных выше случаев), если выручка унитарного предприятия от такой деятельности превышает 10% совокупной выручки унитарного предприятия за последний календарный год (это ограничение не применяется к унитарным предприятиям, подведомственным указанным выше ФОИВам, а также к созданным на основании федерального закона, актов Президента РФ или Правительства РФ и к унитарным предприятиям, осуществляющим деятельность в области обращения с радиоактивными отходами, включая захоронение радиоактивных отходов, деятельность по использованию объектов инфраструктуры морского порта, находящихся исключительно в федеральной собственности, унитарным предприятиям со статусом федеральной ядерной организации).
При необходимости устранения последствий чрезвычайной ситуации, недопущения угрозы нормальной жизнедеятельности населения Правительство РФ вправе по мотивированному представлению губернатора принять решение о возможности создания или сохранения унитарного предприятия для осуществления иных видов деятельности, нежели те, что разрешены унитарным предприятиям.
ФАС России наделяется полномочиями по выдаче заключений о соответствии антимонопольному законодательству создания унитарного предприятия либо изменения им видов деятельности.
Унитарное предприятие, которое создано либо виды деятельности которого изменены с нарушением вводимых законопроектом запретов, подлежит ликвидации на основании предписания антимонопольного органа, либо в судебном порядке по иску антимонопольного органа.
Предусматривается, что государственные и муниципальные унитарные предприятия, которые созданы до дня вступления в силу законопроекта и осуществляют деятельность на товарных рынках в РФ, находящихся в условиях конкуренции (за исключением случаев, предусмотренных ФЗ «О защите конкуренции»), подлежат ликвидации или реорганизации по решению учредителя до 1 января 2025 г.
ФЗ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу.
Второе чтение 330 40 0 14:08

Стенограмма
Коллеги, переходим к 29-му вопросу. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и Федеральный закон "О защите конкуренции". 29-й вопрос.
Александр Николаевич Козловский, пожалуйста.
Козловский А. Н., фракция 'ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги!
Указом президента от 21 декабря 2017 года номер 618 утверждены основные направления государственной политики по развитию конкуренции, где говорится о необходимости ограничения создания унитарных предприятий на конкурентных рынках.
Правительством Российской Федерации разработан проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон номер 161 "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и Федеральный закон номер 135 "О защите конкуренции", который был внесён в Государственную Думу в сентябре 2018 года.
В ноябре 2018 года мы с вами ознакомились с данным законопроектом в первом чтении и перенесли его, отправили на доработку, провели парламентские слушания и консультации с фракциями.
В декабре 2018 года законопроект был принят в первом чтении. Напомню, что основной идеей законопроекта является сокращение государственного участия в экономике. Весь 2019 год велась доработка законопроекта, проводились консультации с правительством, с Советом Федерации, с регионами. 14 октября прошёл "круглый стол", все собранные предложения коллег депутатов и членов Совета Федерации были направлены в правительство для доработки законопроекта.
В законопроекте, представленном к рассмотрению во втором чтении сохранена концепция, заложенная Правительством Российской Федерации, которая предусматривает сокращение количества унитарных предприятий, существенно расширен перечень оснований для создания унитарных предприятий. Так, унитарные предприятия могут создаваться для обеспечения жизнедеятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях. Замечу, что к этому относятся все виды деятельности, необходимые для обеспечения жителей Крайнего Севера: и транспорт, и школьное питание, и обеспечение лекарственными средствами.
Также унитарные предприятия могут создаваться в случаях осуществления деятельности по развитию культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей, а также в случаях осуществления деятельности за пределами территории Российской Федерации для обеспечения деятельности ряда федеральных органов исполнительной власти и в области обращения с радиоактивными отходами.
Запрет деятельности унитарных предприятий будет действовать только на конкурентных рынках, что позволит избежать ликвидации ГУПов и МУПов на социально значимых рынках, на которых отсутствуют частные хозяйствующие субъекты.
Комитет обращает внимание, что по инициативе Совета Федерации законопроект дополнен нормой, предусматривающей возможность принятия правительством по мотивированному представлению главы субъекта решения о возможности создания или сохранения унитарного предприятия, если это необходимо для устранения последствий чрезвычайных ситуаций, либо недопущения угрозы нормальной жизнедеятельности населения в регионе.
Смягчены последствия нарушения антимонопольного законодательства. Теперь в случае нарушения антимонопольных ограничений учредителю унитарного предприятия направляется предупреждение о его прекращении, прекращении осуществления неразрешенных видов деятельности.
В прежней редакции учредителю рекомендовалась ликвидация унитарного предприятия.
Внесены поправки об исключении необходимости получения разрешения антимонопольного органа для регистрации унитарного предприятия.
На 4 года по сравнению с первым вариантом продлен переходный период, в течение которого должна быть прекращена деятельность ГУПов и МУПов, которые не соответствуют антимонопольным требованиям на конкурентных рынках, то есть до 1 января 2025 года.
Идею увеличения переходного периода также отстаивали председатели профильных комитетов Совета Федерации Мельниченко Олег Владимирович, Клишас Андрей Александрович.
И маленькая справка. МУПы и ГУПы появились у нас в 1994 году при принятии Гражданского кодекса как временная форма. Предприятия частного бизнеса вышли из нее в 1999-ом и успешно развиваются.
Государство сохранило для себя эту форму, но как показывает анализ ФАС, участие унитарных предприятий в хозяйственной деятельности оказывает негативное влияние на конкуренцию на локальных рынках и противоречит духу Конституции, где гарантируется единство экономического пространства, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности и защищается равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Преобразование унитарных предприятий в иные организационно-правовые формы позволит более рачительно расходовать бюджетные средства и сделать деятельность предприятий прозрачной для граждан, но при этом будет сохранена управляемость для решения социально значимых проблем со стороны владельца, то есть государства или муниципалитета.
Принятие законопроекта закрывает лазейку для нерадивых чиновников и открывает возможность для конкуренции малых и средних предпринимателей. Мы содействуем созданию условий для получения гражданами более качественных услуг.
Законопроект рассмотрен Правовым управлением Аппарата Государственной Думы. Заключение имеется в материалах к законопроекту. Редакция, предложенная к рассмотрению, также поддержана ГПУ Президента Российской Федерации и согласована с Правительством.
К законопроекту поступило 88 поправок. 36 поправок предлагается принять, 52 отклонить.
Учитывая вышеизложенное, комитет предлагает принять таблицу поправок номер 1, рекомендованную к принятию, принять таблицу номер 2, рекомендованную к отклонению и принять законопроект во втором чтении.
Прошу поддержать.
Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников
Председательствующий. Спасибо, Александр Николаевич.
Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок номер 1? Нет вопросов.
Ставлю таблицу на голосование.
Включите режим голосования.
Покажите результаты.
Результаты голосования (14 час. 07 мин. 37 сек.)
Проголосовало за 310 чел 68,9 %
Проголосовало против 33 чел 7,3 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 343 чел.
Не голосовало 107 чел 23,8 %
Результат: принято Принимается таблица поправок.
Есть ли вопросы по таблице номер 2, рекомендованной к отклонению?
Нет вопросов.
Ставлю таблицу на голосование.
Включите режим голосования.
Покажите результаты.
Результаты голосования (14 час. 08 мин. 04 сек.)
Проголосовало за 311 чел 69,1 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 1 чел 0,2 %
Голосовало 312 чел.
Не голосовало 138 чел 30,7 %
Результат: принято Принимается таблица поправок. Все поправки рассмотрены.
Ставлю законопроект на голосование во втором чтении.
Включите режим голосования.
Покажите результаты.
Результаты голосования (14 час. 08 мин. 29 сек.)
Проголосовало за 330 чел 73,3 %
Проголосовало против 40 чел 8,9 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 370 чел.
Не голосовало 80 чел 17,8 %
Результат: принято Принимается во втором чтении. Центральную трибуну включите, пожалуйста.
Козловский А. Н. Уважаемые коллеги, законопроект готов к принятию в третьем чтении. Прошу поставить его в порядок работы Государственной Думы на 13 декабря 2019 года.
Председательствующий. Спасибо. Прошу учесть. Присаживайтесь.
По ведению Павел Рюрикович Качкаев, пожалуйста. Качкаев П. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Иван Иванович, просьба всё-таки Регламент поддерживать как-то. У нас второе чтение не предусматривает доклад по законопроекту и по сути, а рассмотрение таблицы поправок.
Председательствующий. Павел Рюрикович, спасибо. Я прошу докладчиков это учесть. Мне неудобно прерывать докладчиков. Они, конечно, укладываются в отведенное время, но замечание, по сути, правильное. Я прошу учесть докладчиков, кто будет представлять законопроекты.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments