leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Единороссы отбили очередные покушения КПРФ и СФ на богатых через прогрессивный налог - окончение

Единороссы отбили очередные покушения коммунистов и эсеров на богатых через прогрессивный налог
57.1 384276-7 Госдума в итоге обсуждения отклонила в первом чтении законопроект «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса РФ в части введения прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц»
57.2 427315-7 Одновременно отклонен альтернативный законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс РФ в части введения прогрессивной шкалы ставки налога на доходы физических лиц»

окончание стенограммы, начало см. https://leo-mosk.livejournal.com/7132729.html

Первое, это потому что на ближайшие три года мы с вами определили вектор налоговой политики. И на основании заявлений и Президента Российской Федерации, и председателя правительства, которые постоянно говорят о необходимости стабильной налоговой системы и для бизнеса, и для граждан, у нас с вами в Основных направлениях бюджетной, налоговой и тарифной политики на 2020-2022 годы не предусмотрен переход от плоской шкалы налогообложения к прогрессивной шкале, пока не предусмотрен на три года.
Второе. Вот все вспоминали, что у нас девять лет, на протяжении 1992-2000 годов действовал закон о подоходном налоге с физических лиц, и на протяжении этих девяти лет вот я работала в Министерстве финансов, Александр Дмитриевич был председателем Комитета по бюджету и налогам и мы с ним помним эти мучения наши, по этому закону девять раз вносили изменения: то мы меняли несколько раз облагаемый совокупный среднегодовой доход, от трёх до семи крат меняли.
То мы шкалу постоянно двигали туда-сюда. И к 2000 году она у нас многоступенчатой была — 12, 20, 35, да ещё и обнулять можно было ставку.
И действительно не было стабильности поступления налогов, потому что работодатель тем не менее всё равно скрывал реальные зарплаты для того, чтобы снизить налоговую нагрузку, и всё равно как бы администрирование налогов было очень сложным: у нас тогда собираемость налогов не превышала 50 процентов, еле-еле набирали.
После того, как была принята уже в 2001 году вот эта плоская шкала налогообложения, да, пошли... у нас динамика, конечно, была постоянно в рост, потому что, во-первых, начали выходить из тени по зарплате, за счёт этого расширялся круг налогоплательщиков и динамика была положительная.
Но я хочу обратить ваше внимание на суммы, которые поступают в региональные бюджеты: 2000 год — 174 миллиарда рублей, 2018-й, и собираемость 99 процентов за счёт того, что администрирование упростилось значительно — 3 триллиона 700 миллиардов рублей. Вот почувствуйте разницу в суммах. Нет, конечно, там аргументы, но тем не менее всё равно основная их часть всё-таки за счёт того, что налоги стали уплачивать. Вот в чём вся фишка.
А теперь что хочу сказать, что, конечно, она у нас считается плоской, но, на самом деле, она не такая плоская, как мы говорим. Конечно, 13 процентов с основных видов доходов уплачивается от заработанных: работа по найму, выполнение работ, оказание услуг и так далее. Но всё-таки 35 процентов идут на те доходы, которые не связаны с зарабатываемыми средствами, а это касается... И хочу сказать, что это не касается вот этих 35 процентов, как вы говорите, тех категорий налогоплательщиков, которые сверхвысокие доходы имеют. Почему? Потому что у них все-таки, у них в основном вот этот пассивный как бы доход от того, что они владеют большим количеством акций крупных корпораций, от того, что у них большое количество собственности, в том числе, зарубежной собственности, а это уже по другим совершенно каналам налоги уплачиваются по этим направлениям.
А все-таки основная часть, вот те, которые будут попадать в эту категорию, это, в том числе, и люди, которые как мы сейчас называем средний класс, который у нас в стране никак не может сформироваться. Значит, наверное, в первую очередь ударит по ним, еще меньше у нас будет таких людей, которые смогут зарабатывать вот такие вот объемы, о которых идет речь. Это, наверное, все-таки предприниматели из малого и среднего бизнеса, потому что у них не будет заинтересованности увеличивать свои доходы для того, чтобы потом платить 35 процентов или там, как у нас сейчас говорят, пусть начнем с 18 процентов. Это, в том числе, и работники Крайнего Севера и приравненных к ним территорий, вот Раиса Васильевна кивает головой, она не представляет, что норильчане ее вдруг начнут платить такие налоги с этой зарплаты, правильно.
Поэтому, мы говорим, что сейчас на данный момент все-таки принимать эти законопроекты нецелесообразно, потому что та система, которая на сегодня выстроена, она прозрачна, она понятна и бизнесу, и налогоплательщику, и понятна работодателям, и налоговикам главное, поэтому, потому что я говорю, что у нас сейчас собираемость 99 процентов этого налога.
Мы считаем, что сейчас возврат к прогрессивной шкале преждевременен и фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" голосовать за эти законопроекты не будет.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Надежда Сергеевна вспомнила, что было 20 лет тому назад, в 1999 году подняли верхнюю шкалу прогрессии до 40 процентов, тогда минимальная заработная плата у нас была 100 рублей, если кто не помнит, я напомню, 100 рублей. Так вот выяснилось, что у нас полстраны получают 100 рублей минимальную заработную плату, это именно потому, что ввели такую высокую профессию. Если кто не помнит, я вам напомню, это было именно так.
Ганзя Вера Анатольевна, пожалуйста.
Ганзя В. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги!
Копья ломаются не первый раз, и здесь, в этом зале, и в средствах массовой информации, и, собственно говоря, аргументы все приводят совершенно разные. Но вот наши аргументы нашего законопроекта.
Что мы, собственно, хотим? Основная наша задача — всё-таки, каким-то образом нивелировать тот огромный разрыв, то огромное неравенство, которое сегодня имеет место быть в нашей стране в доходах нашего населения. И ведь все это признают, в том числе и вы, уважаемая партия власти, признаёте это тоже.
Так вот, как же решить эту задачу? Вот теми, так скажем, проектами национальными, любыми другими, эту задачу решить достаточно сложно. Нам нужно смотреть в разрезе именно доходов населения. Поэтому есть масса примеров, и есть передовой опыт мировой, который эту задачу уже решил. Почему мы-то с вами не хотим этого делать? Мы можем и взять этот опыт, пересмотреть, применить, увидеть, как действует в других странах этот прогрессивный налог, и всё-таки сделать так, как сегодня требует большинство населения нашей страны.
Сегодня Россия - это лидер по разрыву доходов между бедными и богатыми. Могу цифры вам назвать самых разных источников, и самых разных экспертных сообществ, которые эти цифры нам дали. И поверьте мне, ни одно из этих сообществ не дало разрыв между доходами граждан самыми бедными и самыми богатыми в России в таком разрезе, чтобы эти доходы, этот разрез уменьшался. Нет, растёт, растёт разрыв, и растёт постоянно.
Давайте посмотрим по цифрам. 1 процент населения в нашей стране владеют 71 процентом национального достояния страны. Это из разных источников посмотрим. Давайте посмотрим, что в других странах. Вот личные активы возьмём.
Имеется в виду, здесь личные активы. Давайте посмотрим Индию. Мы же всегда ориентируемся сейчас не на страны Европы, потому что мы говорим, что там уже устоявшаяся, сложившаяся система, давайте посмотрим на страны, где развивается экономика. Такие же страны, как и мы, собственно говоря.
Вот Индия. Там 49 процентов. Вот Китай. Там 32 процента. Ну, давайте возьмем тогда Японию. Япония — 17 процентов. То есть чем увереннее экономически страна, там меньше разрыв между богатыми и бедными. Мы с вами просто идем к очередному социальному потрясению семимильными шагами, потому что дальше так продолжаться не может. И, в конце концов, мы к этому потрясению придем, если только не изменим свой подход и основные позиции в экономике.
Давайте посмотрим. За чертой бедности нашего населения, 2012 год, 10,7 процента. 2019 год — 12,7 процента. В результате у нас растет этот порог постоянно. И сегодня мы имеем по Росстату 19,1 миллиона человек за чертой бедности.
Хорошо, давайте теперь посмотрим список Форбс. Здесь тоже имеется существенный рост. И если возьмем страны БРИКС, то мы увидим, что Россия в этих странах в лидерах по такому разрыву между доходами. Мы к чему стремились-то? И к чему мы идем? Вот нам сегодня сказали, мы должны воевать с бедностью, но не с богатством. А давайте мы не будем воевать ни с тем, ни с другим. Давайте мы справедливо распределим эти средства. Почему сегодня руководство Роснефти, это официальные данные, здесь даже ничего придумать невозможно, за 2018 год, просто посмотрите налоговые декларации, вы все увидите. Значит, руководитель Роснефти 4,9, почти 5 миллионов долларов доход.
А теперь давайте посмотрим любого сельского труженика, у которого сегодня МРОТ, он сегодня 11 тысяч 280 рублей. И годовой доход его давайте посмотрим. Ну это же вообще невероятно, такой разрыв! Если децильный коэффициент мы смотрим, 15,5! Мои дорогие, больше 17-ти - это революция! Вы чего хотите добиться в нашей стране, когда вы защищаете постоянно именно самую состоятельную часть населения нашего государства? И последние законы, мы видим, что это действительно так, и это происходит.
Почему сегодня у нас такой большой вывод капитала? Помните, я задавала такой вопрос, и министр финансов ответил: когда будет работать экономика, тогда у нас такого вывода капитала не будет.
Что мы в итоге получили? Вывод капитала частично по сравнению с 2014 годом уменьшился, но он остаётся просто гигантским. Вот за этот год, если мы посмотрим с января по ноябрь, 34 миллиарда долларов сегодня личных, частных капиталов ушло из страны. Если взять, перевести на наши деньги, это 2,3 триллиона рублей, это цена комплексной программы развития сельских территорий. Сколько таких программ отправлено? Давайте 2018 год посмотрим. Там 63,3 миллиарда долларов. А если перевести на наши деньги? Почти 4 с половиной триллиона рублей. Вы посмотрите, что мы поощряем. Если прогрессивный подоходный налог будет введён, безусловно, в таком количестве вывод капитала за рубеж вряд будет.
Теперь хотелось бы сказать по поводу администрирования. Мои дорогие коллеги, мы же с вами, кто, по-моему, в прошлом созыве были, мы приходили в Федеральную налоговую службу. Помните ту большую карту, которую нам показывали. Там есть каждый населённый пункт, и можно увидеть практически каждое предприятие и каждого человека. У каждого человека есть "личный кабинет". Какая проблема сейчас администрировать этот налог? Ну, никакой абсолютно проблемы нет. Поэтому думаю, что эта причина, которую вы называете, она просто-напросто надуманная, эта причина.
Теперь что касается среднего класса. Вот наш законопроект, он средний класс практически не затронет. А где он у нас, покажите мне, где у нас средний класс? У нас только верхушка богатых и сверхбогатых людей, и в основном люди, которые получают заработную плату от 20 до 40 тысяч. Вот у нас какой разрыв. Поэтому законопроект нужно поддержать, я считаю, что поддержать и тот, и другой законопроект, и призываю вас сделать это.
Председательствующий. Спасибо, коллеги.
Представитель президента? Правительства? Докладчики, пожалуйста. Гартунг.
Гартунг В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги вот у меня в руках два законопроекта, два альтернативных, я давайте тогда, просто никто их не сравнивал, а я думал, что комитет их будет сравнивать, но у нас же сравнение должно быть.
Законопроект "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ".
Мы предложили одну ступень добавить, подчеркиваю, это компромиссный вариант, потому что мы до этого многоступенчатую систему предлагали, мы предложили ставку повышать на 5 процентов всего с дохода 24 миллиона рублей в год.
Ну понятно, что когда мне тут говорят, что это коснется среднего класса... У нас что, в стране средний класс от 24 миллионов рублей в год начинается, коллеги? Ну очевидно же, да, что у нас средний класс гораздо меньше зарабатывает в год. Поэтому, естественно, претензии к нам о том, что это коснется среднего класса, они ну абсолютно неосновательны, и вы это сами понимаете.
Ну как уже было сказано, это действительно коснется всего 20 тысяч человек, и никаких очередей здесь не будет, и никаких сложностей администрировать это нет.
Кто давно не был в налоговой инспекции, сходите в Федеральную налоговую службу, вам пояснят, как они прослеживают финансовые потоки.
Финмониторинг тоже замечательно работает. Вообще никаких проблем здесь нет.
Если вы спросите у налоговой инспекции, они вам скажут, что какие ставки установите, мы по таким и соберем. У них вообще сложностей не будет никаких.
Дальше.
Законопроект, который предложила КПРФ. Они предлагают ставку зарплат до 1 ОО тысяч рублей в год сделать всего 5 процентов.
Но здесь есть один нюанс, что они не только для этих зарплат 5 процентов, это понижающая ставка на все зарплаты распространится, ну потому что это ступень, она распространяется не только для тех, кто 100 тысяч получает, а для тех, кто и миллион, и миллиард, и тоже, и вот эта недоплата будет. То есть это из бюджета будет вынуто со всего фонда оплаты труда, что, соответственно, скажем так, это серьезный недостаток этого законопроекта.
Мы рассматривали этот вариант, и мы изначально смотрели, как же эту ситуацию обойти, чтобы не было выпадающего триллиона рублей.
И мы предложили вариант - не пониженную ставку делать (это для вас, коллеги, рассказываю), а делать возврат, доплату из бюджета, возврат уплаченного налога тем, у кого действительно после уплаты остаётся на уровне прожиточного минимума. Таким образом, возвращать будут только тем, у кого действительно низкая заработная плата. Это как вот совет.
И такой законопроект нами внесён. Пожалуйста, поддерживайте его, если, конечно, ваш сейчас не пройдёт, вдруг. И мы готовы будем... Он обоснован. Там выпадающих доходов не так много.
Это вот для сравнения я сказал.
Дальше. Мы, конечно, за то, чтобы налоги снижались, налоги для граждан снижались. Мы за то... И представитель "ЕДИНОЙ РОССИИ" выступил за то, чтобы налоги снижались. Только мы о разных гражданах говорим.
Я уже сказал, что Надежда Васильевна говорила о том, что она печётся за средний класс. Сергеевна. Извините. Извините. Надежда Сергеевна, извините. Но у нас, видимо, понятие среднего класса разное. И те, кто получает больше 24 миллионов рублей в год, мы точно его к среднему классу не относим.
И ещё мне понравилось замечание такое, что, дескать, надо помогать самым бедным, надо социальные доплаты из бюджета увеличивать. А кто мешал вам поддержать наши законопроекты, который мы предложили комплексный законопроект о поддержке материнства, детства и семей с детьми, с инвалидами? Вы же его не поддержали, хотя деньги есть в бюджете, 5 триллионов рублей. Вы же такие наши социальные инициативы не поддерживаете.
В то же время вы говорите: не надо повышать налоги. Мы согласны. Не надо повышать налоги. Но для кого?
Вы одновременно, например, освобождаете от налога на имущество и от всех платежей владельцев яхт, самолётов личных, офшоры для них создаёте. Тут вы готовы пойти навстречу. А для самых бедных не готовы.
Поэтому, коллеги, чтобы быть последовательным и в словах, и в делах, нужно поддержать наш законопроект, который распространяется только на 20 тысяч самых богатых граждан страны.
И ещё хочу ещё раз сказать, среди этих 20 тысяч подавляющее большинство - это топ-менеджеры госкомпаний.
Ну куда они убегут? Если убегут, то слава богу.
Поэтому поддержите наш законопроект. Мы, знаете, как облегчим наши расходы, и страна только спасибо вам скажет. Спасибо.
Председательствующий. Арефьев Николай Васильевич, пожалуйста.
Арефьев Н. В. Ход обсуждения этого закона, конечно, увел нас в политическую плоскость решения данной проблемы. Конечно же, всё обсуждение и доклады, и ответы на вопросы привели к тому, что надо сохранить богатство богатых в ущерб благосостоянию бедных. И хотя здесь говорили, что надо заботиться о бедных, но это так, для красного словца, потому что я вот сейчас скажу, как мы сохраняем достояние бедных и как приумножаем состояние богатых. Это будет наглядно, и вы все об этом узнаете.
Вот здесь тезис такой, что прогрессивный НДФЛ не оправдал себя. Оправдал. Только в 90-е годы законы-то у нас не работали, и коррупция была 150-процентная, и налоговые инспекции вместо того, чтобы собирать налоги, собирали взятки. И поэтому крупный бизнес и не платил ничего, а потом, когда сделали плоскую шкалу налогообложения, и говорят, вот, видите, и сбор повысился. За счет 1 процента, который прибавили всем, но не за счет олигархов. Те, как не платили, так и не платили и не платят до сих пор.
И говорят, второй тезис. Олигархи уйдут в тень. А как это, уйдут в тень? Это почему за 140 миллионами наших налогоплательщиков установили такой контроль, что никуда не денешься. Поставлена и полиция, и налоговая инспекция, и национальная гвардия, и судебные приставы, и поставлены коллекторы - выжимают всё, отбирают квартиры за долги, контроль тотальный. А почему за 20 тысячью олигархами проследить никак нельзя, и они уйдут в тень? Это как может быть так?
Это значит, не хотите, не хотите из них брать налоги, которые по закону положены. Вот у Левченко, он же к нам приезжал, "Русал", и тот стал платить вместо 300 миллионов 1,5 миллиарда налогов. Вот, как можно сделать, оказывается, вот нельзя эту священную корову олигархическую трогать.
Ну, говорят, надо стабильность иметь, не надо олигархов трогать, пусть все будет стабильно так, как есть. Но давайте посмотрим, какая стабильность.
Вот смотрите, мы здесь принимали закон. Помните, "закон Ротенберга", когда у него там три дачи отобрали? Ведь приняли в первом чтении закон о том, чтобы вернуть, компенсировать ему эту утрату за счет бюджета, правда, дальше первого чтения не пошло.
А помните, как мы закон принимали, что если олигархи попадают за границей под преследование, то мы освобождаем их от налогов в России? Это тоже стабильно? Стабильно.
А льготы по налогам в офшорах, которые сейчас вот мы недавно приняли? Это что, для кого мы делаем? Это для олигархии делаем.
А что мы дали для народа? Вот мы говорим, позаботимся о народах. В последние годы, вот сейчас мы только по транспортному налогу смотрели, вот смотрите, я взял и пересчитал, сколько же мы платим. Транспортный налог платим, акцизы платим, оплачиваем платные дороги, оплачиваем парковки, оплачиваем "Платон". Это что, стабильность? Я уж не говорю, ОДН на народ навесили, капитальный ремонт навесили, патенты на сельское население на животноводство, на растениеводство с кадастровой стоимостью налоги навесили. Это мы говорим о стабильности. Вот всем НДС повысили на 2 процента, это мы говорим о стабильности.
О какой стабильности можно говорить? И для кого эта стабильность существует? Олигархам стабильно понижаются расходы, а бедному народу навешиваются все новые, новые и новые до тех пор, пока, наверное, они восстанут. Восстанут, потому что жить в таком государстве, где каждый день с тебя снимают последнюю шкуру, невозможно. Вот поэтому мы и предложили такой закон, а давайте-ка мы немножко пощупаем наших олигархов. Они не бедные, я вам привел данные совершенно официальные, что надо с них кое-что взять для того, чтобы всем жилось хорошо. Проголосуйте за закон. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Содокладчик?
Бикбаеву включите микрофон.
Бикбаев И. 3. Уважаемые коллеги! Уважаемые коллеги, комитет по бюджету не увидел в документах, как рассчитываются обоснованные проценты по предлагаемой шкале налога. И сегодня созданы условия поступлений подоходного налога. И давайте мы не будем ничего менять, потому что у населения нет смысла скрывать сегодня доходы. Свежим тому подтверждением является тот эксперимент, который успешно реализуется по самозанятым, и расширение его во многих регионах. Из этого следует, нам с вами важно иметь деньги в бюджете, а не шкатулку с благими намерениями. Комитет по бюджету предлагает отклонить оба законопроекта.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, все высказались, поэтому сейчас мы поставим на голосование сначала один законопроект, потом другой, результаты не показывать, и потом посмотрим, что получится.
Ставится на голосование пункт 57.1. Проект федерального закона "О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части введения прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц".
Включите режим голосования.
(Идёт голосование.)
Спасибо.
Теперь ставится на голосование пункт 57.2. Проект федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части введения прогрессивной шкалы ставки налога на доходы физических лиц".
Включите режим голосования.
(Идёт голосование.)
Спасибо.
Теперь покажите результаты по пункту 57.1. 99 - за.
Теперь покажите результаты по пункту 57.2. 100-за.
Теперь, коллеги, поскольку 57.2 набрал большее количество голосов, ставится на голосование. Кто за то, чтобы принять данный проект федерального закона.
Включите режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования (17 час. 36 мин. 41 сек.)
Проголосовало за 104 чел 23,1 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 104 чел.
Не голосовало 346 чел 76,9 %
Результат: не принято
Отклоняется.
Коллеги, спасибо. Но я напомню, что завтра у нас заседание начинается в 10.00. Всего доброго!
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments