leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Принят в первом чтении очередной проект в защиту обманутых дольщиков

Принят в первом чтении очередной проект в защиту обманутых дольщиков – Николаев У Фонда на порядок увеличится объем Все получат полностью, вопрос в сроках Пока денег хватает – Коломейцев Массово разворовываются средства компенсационные средства СРО хотя без СРО вы не войдете – Куринный Предрекают массовое банкротство и сокращение жилого строительства Для ипотеки надо зарабатывать 50 тыс 75% застройщиков получили отказ от банка Еще отказались из-за высоких ставок Мы поддержим но это такие ретуширующие меры Исполнение национального проекта сорвано – Володин Огромные средства пропали Граждан не предупредили что на рынке появились мошенники Николаев много лет занимался расшивкой этих вопросов
10. 841216-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект второго чтения «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» и отдельные законодательные акты РФ» (в части усиления защиты прав участников строительства)
Документ внесли 20.11.19 Депутаты ГД Н.П.Николаев, А.В.Якубовский, Н.В.Говорин, А.А.Гетта, В.М.Кононов, В.Н.Пивненко, В.И.Синяговский, Т.В.Соломатина, Д.В.Ламейкин, В.М.Шишкоедов, А.В.Канаев, П.М.Федяев, Е.А.Митина и др. (ЕР).
Представил председатель комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев.
Законопроектом вносятся изменения в ряд законодательных актов с целью актуализации и совершенствования законодательства о долевом строительстве и о строительстве жилья для членов жилищно-строительных кооперативов. Предусматривается внесение уточняющих и детализирующих норм, направленных, в частности, на:
- установление сроков для арбитражного управляющего по подготовке документов, необходимых для принятия решения публично-правовой компанией «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства» (далее – Фонд) о финансировании мероприятий по завершению строительства, уточнения перечня таких документов;
- установление оснований исключения объектов строительства из реестра проблемных объектов;
- решение вопроса исполнения исполнительных документов по расчетным счетам застройщика, имеющим целевое использование;
- уточнение требований к аккредитации арбитражных управляющих;
- установление запрета для арбитражного управляющего на получение аккредитации в течение 1 года со дня аннулирования аккредитации;
- установление особенностей по финансированию расходов арбитражного управляющего и по установлению лимитов арбитражным судом на основании ходатайства Фонда;
- установление возможности для Фонда обратиться с ходатайством в арбитражный суд об отстранении арбитражного управляющего в связи с аннулированием его аккредитации;
- установление обязанности для застройщика ежемесячно актуализировать проектную декларацию в целях определения единого срока внесения изменений в проектную декларацию застройщиком вне зависимости от изменения конкретных сведений или обстоятельств;
- включение в перечень субъектов единой информационной системы жилищного строительства органов местного самоуправления для того, чтобы предоставить таким субъектам доступ к информации, содержащейся в системе;
- распространение действия законопроекта на дела о банкротстве застройщиков, возбужденные до 01.01.18 г., если в таких делах о банкротстве не начались расчеты с кредиторами третьей очереди;
- уточнение положений Градостроительного кодекса РФ в части исключения требования о получении нового градостроительного плана в случае раздела или выдела земельного участка;
- уточнение особенностей правового регулирования деятельности застройщиков, получивших заключение контролирующего органа о соответствии критериям, и осуществляющих строительство с использованием счетов эскроу, если договоры комплексного освоения территории, развития территории заключены до 01.07.18 г.
Также предлагается, в частности:
- передать Фонду права и обязанности некоммерческой организации Фонда. После перехода прав и обязанностей указанная некоммерческая организация может быть ликвидирована в соответствии с Гражданским кодексом РФ, в т.ч. в случае принятия решения о ее ликвидации наблюдательным советом Фонда;
- наделить Фонд функциями застройщика и технического заказчика в соответствии с Градостроительным кодексом РФ в целях реализации полномочий по завершению строительства объектов, переданных от застройщика, признанного банкротом;
- предусмотреть возможность осуществления выплат возмещения пострадавшим участникам долевого строительства за счет компенсационного фонда вне зависимости от уплаты застройщиком взносов в компенсационный фонд, включая членов жилищно-строительных кооперативов, которые в соответствии с Жилищным кодексом РФ могли не заключить договор, предусматривающий передачу жилого помещения;
- распространить действия ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан – участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» на всех граждан – участников строительства, исключив слово «долевого» из текста ФЗ. При этом, понятие «долевое» остается только для применения норм, которые непосредственно регулируются ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ»;
- предоставить застройщикам возможность расходования средств с расчетного счета на цели подготовки проектной документации и выполнение инженерных изысканий, ограничить выплаты с такого счета по исполнительным листам, а также уточнить сведения, отражаемые в проектной декларации, и состав раскрываемой застройщиками информации о проекте строительства;
- осуществлять строительство на образованных или измененных в результате раздела земельных участках на основании ранее полученных градостроительных планов.
ФЗ вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
Первое чтение 397 0 0 11:40

Стенограмма обсуждения
Законопроект в первом чтении принят единогласно.
10-й вопрос нашей повестки. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад Николая Петровича Николаева. Пожалуйста, Николай Петрович.
Николаев Н. П., председатель Комитета ГД по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Спасибо.
Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемые коллеги!
За последние три года активно ведется работа по исправлению ситуации на рынке долевого строительства. В этом году у пас заработал активно Фонд защиты прав участников долевого строительства, достраиваются дома, и восстанавливаются права граждан. Все это дает возможность проведения сейчас уже серьезного анализа правоприменительной практики и основания для уточнения некоторых положений законодательства.
Сегодня как раз позвольте представить вам такой законопроект, который вносит корректирующие изменения, направленные на повышение эффективности работы по восстановлению прав обманутых дольщиков.
Что предлагается в законопроекте. Прежде всего, это дать возможность использовать средства компенсационного фонда, который накапливается из взносов застройщиков на достройку всех объектов вне зависимости от уплаты взносов застройщиком по конкретному объекту. Дело в том, что сейчас работа в фонде ведётся по нескольким направлениям. Есть средства, которые... вот этот компенсационный фонд, который сформирован из средств, которые отчисляют застройщики, это 1,2 процента, есть средства, которые поступают из бюджета Российской Федерации, а также есть средства, которые являются по факту инвестиционным доходом от размещения компенсационного фонда. Так вот мы предлагаем сейчас снять ограничения с этого компенсационного фонда, это более 30 миллиардов рублей, и в результате сейчас вот вся эта сумма, это более 70 миллиардов рублей, может быть, направлена на достройку проблемных объектов. Это значительно ускорит саму процедуру выделения таких средств для региональных фондов.
За этот период мы сделали существенно более эффективной процедуру банкротства застройщиков. Я считаю, что на сегодняшний день банкротство застройщиков это является наиболее эффективной моделью банкротства, которая вообще существует на сегодняшний день на нашем рынке. И мы в этой связи предлагаем распространить все нормы, вот эти новые нормы законодательства о банкротстве застройщиков на те дела, которые начались до 1 января 2018 года. В том числе, мы предлагаем по заявлению фонда прекращать процедуры наблюдения, которые многие из них длятся годами, в старых делах и переходить на конкурсное производство.
Мы также предлагаем ввести более жёсткие требования к работе арбитражных управляющих, в частности, сроки установить три дня на предоставление всех документов для принятия решения о финансировании мероприятий по завершению строительства проблемных объектов фондом.
Мы понимаем, что в следующем году у Фонда защиты прав участников долевого строительства на порядок увеличится объём работы по достройке проблемных объектов. На сегодняшний день планируется, что в следующем году будут восстановлены права дольщиков по 400 проблемным объектам — это более ЗО тысяч человек.
И в этой связи, конечно же, очень важно оптимизировать работу самого фонда и сокращать расходы на аппаратные всяческие вопросы. И именно поэтому мы предлагаем сконцентрировать работу технического заказчика и застройщика непосредственно в фонде и упразднить его дочерние предприятия, чтобы у нас вся работа была абсолютно подотчётная и находилась в Фонде защиты прав участников долевого строительства.
Мы также предлагаем ряд мер, направленных на дальнейшее повышение прозрачности и оптимизации работы самих застройщиков, в частности, предлагается дать возможность застройщикам направлять средства с расчётного счёта на подготовку проектной документации и выполнение инженерных изысканий. При этом мы предлагаем ограничить возможность выплат с этого расчётного счёта по исполнительным листам до выполнения всех обязательств перед дольщиками.
Как вы знаете, сейчас активно работает и развивается единая информационная система жилищного строительства, во многом, я считаю, благодаря тому, что мы прямыми нормами в законе прописали все вопросы, связанные с функционированием этой системы. И мы предлагаем тоже ряд уточняющих норм, в частности, вводим в состав субъектов единой информационной системы жилищного строительства органы местного самоуправления и также устанавливаем единые сроки внесения изменений в проектную документацию застройщика один раз в месяц.
На комитете мы рассмотрели данный законопроект. Поступили некоторые замечания уточняющего порядка, которые можно устранить ко второму чтению.
Комитет рекомендует данный законопроект принять в нервом чтении. Ну и от лица авторов я также прошу поддержать данный законопроект. Спасибо. Председательствующий. Спасибо. Коллеги, пожалуйста, вопросы. Есть.
Включите запись на вопросы.
Покажите список.
Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович. Куринный А. В. Спасибо.
Уважаемый Николай Петрович, действием закона придаётся закону обратная сила, то есть было с 1 января 2018 года, теперь на более ранние правоотношения. Насколько изменится количество тех, кто сможет получить помощь от фонда в данном случае соответствующего? Есть ли на это средства, и в какую сумму, приблизительно, это оценивается?
Николаев Н. П. Дело в том, спасибо за вопрос, дело в том, что количество людей, которые получат помощь, оно никак не изменится. Потому что мы посчитали полностью всё количество людей и всех обманутых дольщиков. И речь идёт сейчас не о том, что изменится количество, все получат помощь абсолютно, вопрос в сроках. И, если мы переносим действия вот этих изменений в законодательство о банкротстве на те дела, которые до 1 января 2018 года, то это просто самые как раз проблемные вопросы, самые проблемные объекты, которые тянутся годами, вот те, старые. Мы значительно сократим сроки завершения этих дел о банкротстве и дадим возможность вмешиваться в это дело Фонду защиты прав участников долевого строительства, прекратив период наблюдения.
Я не готов сказать точную цифру, но в каждом регионе по два, по три вот таких проблемных объекта долгоиграющих, они есть. Это факт. Нет, сейчас уже нет, сейчас уже нет, это именно те, которые тянутся ещё с начала двухтысячных годов.
Председательствующий. Пожалуйста, Ганзя Вера Анатольевна.
I 'и и in В. А., фракция КПРФ.
Николай Петрович, вопрос вот такой. Денег, понятное дело, на всё и на всех не хватит, это как всегда, как обычно, ну вот какова процедура, какой механизм? Как будут обираться вот эти вот дома, особенно те, которые просто стоят в запустении уже Ю-15? Вот в связи с новым законом, какие-то изменения будут в отборе этих домов? Спасибо.
Николаев Н. П. Процедура отбора, она сейчас прописана. И очень много зависит на сегодняшний день от создания регионального фонда защиты прав участников долевого строительства.
На сегодняшний день, коллеги, вот именно на сегодняшний день 20, вернее, создано 33 таких региональных фонда. Многие из них уже подали заявки, но не все, с 20-ю региональными фондами подписаны такие уже соглашения и направлено уже порядка 8 миллиардов рублей на достройку и на выплату компенсаций, 22 региона уже зарезервировали в своих региональных бюджетах средства дофинансирования всех вот этих вот мероприятий. Поэтому сейчас очень много зависит именно от инициативы самого региона.
Что касается проблемных объектов, то реестр этих проблемных объектов он есть теперь в единой информационной системе жилищного строительства и есть очень четкий прописанный в законе признак попадания в этот реестр, это просрочка 6 месяцев. И больше не нужно никаких доказательств дополнительно, что вот это именно проблемный объект.
На сегодняшний день наблюдательным фондом... наблюдательным советом фонда ведется постоянная работа, где-то 2 раза в месяц приходят документы из регионов и они утверждаются. На сегодняшний день пока денег хватаем, потому что мы понимаем, что единовременно это вес не сделать, на следующий год мы с вами также запланировали средства в бюджете, поэтому пока вот в такой ситуации, что денег не хватает, нет, здесь речь идет о такой плановой работе.
Председательствующий. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич. Коломейцев Н. В. Уважаемый Николай Петрович!
Учитывая, что вы предметно занимаетесь этим вопросом, наверняка вы поднимали закон о саморегулировании в строительстве. Я этот вопрос уже поднимал, у меня информация идет, что сейчас массово разворовываются компенсационные средства саморегулируемых организаций в строительстве, хотя без саморегулирующих организаций вы на рынок строительства не попадаете.
Как вы смотрите на то, чтобы ко второму чтению все-таки записать ответственность саморегулирующих организаций, особенно использования средств компенсационных фондов СРО, как раз на решение этих проблем, потому что они напрямую связаны с вот этой волокитой и вот этим бардаком? Спасибо.
Николаев Н. П. Абсолютно правильно вы говорите, Николай Васильевич, относительно тех средств, которые сейчас сконцентрированы в саморегулируемых организациях строителей, это порядка, если не ошибаюсь, более 80 миллиардов, это точно.
Другое дело, что это несколько другое законодательство, это не значит, что мы не ведём работу. Была проведена большая работа рабочей группой, которая была создана здесь всеми нами, под руководством Ирины Анатольевны Яровой. Сейчас идут согласования тех законодательных предложений, которые есть, я не буду их анонсировать, наверное, будет более правильно, чтобы Ирина Анатольевна сама доложила об этом, и, кстати, вы слышали её доклад на заседании Совета. Да, там есть именно про СРО, и поэтому это решение, которое нужно принимать.
Другое дело, что мы юридически просто не можем в этот законопроект разместить эти поправки. Но то, что в скором времени они будут анонсированы и представлены на суд Государственной Думы, я не сомневаюсь. Спасибо.
Председательствующий. Желающие выступить? Есть.
Включите запись.
Покажите список на выступление.
Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста.
Куринный А. В. Уважаемые коллеги, законопроект действительно содержит очень много норм, которые регулируют или вносят необходимые поправки в то законодательство, которое мы с вами видоизменяем уже на протяжении, наверное, последних двух лет.
Речь идёт о долевом строительстве. Это и контроль за арбитражным процессом, это и придание обратной силы некоторым положениям закона о банкротстве, это и возможность получения компенсаций для участников жилищно-строительных кооперативов, которые не уплачивали компенсационные взносы, но все-таки мне бы хотелось поговорить в целом о жилищном рынке и о влиянии на него в том числе и законопроектов, которые мы принимаем.
Дело в том, что строители в Российской Федерации бьют тревогу, потому что считают, что ряд законопроектов на сегодня способен обвалить рынок, жилой рынок, наш рынок жилья в 2020-2021 году. Причем они предрекают и обвальное сокращение объемов строительства, и массовое банкротство застройщиков и подрядчиков.
Иными словами, вот если сейчас проанализировать ипотеку как главный элемент или драйвер жилищного строительства в последние годы, то по итогам 2019 года из полутора миллионов запланированных ипотечных кредитов, которые должны были быть выданы, выдано всего 800 тысяч. Более того, пока это падение остановить никак не удается, поскольку, как считают эксперты, выбран платежеспособный ресурс 12 процентов населения, которые в принципе могут воспользоваться ипотекой для улучшения своих жилищных условий. То есть в среднем по России, для того чтобы взять ипотеку, надо зарабатывать порядка 50 тысяч рублей, не менее, в месяц. И только после этого можно взять. Если мы говорим о спаде, о реальных цифрах, то вот просто простые цифры.
В Республике Алтай спад строительства 50 процентов. Это по итогам прошедшего времени. В Томской области 37 процентов.
Естественно, растет количество банкротств. Официально признано 489 компаний, находящихся в состоянии банкротства, строительных. Но, по данным "ОПОРЫ РОССИИ", из 800. То есть на сегодня 11 миллионов квадратных метров жилья находятся вот у этих как раз банкротов. Опять говорю, это официально признано. Если анализировать данные "ОПОРЫ РОССИИ", это будет гораздо большая цифра.
По всей стране идет с задержкой перенос сроков. Я наблюдаю это и в родной Ульяновской области. Даже крупные когда-то градообразующие строительные компании сегодня имеют огромные сложности. Вот в среднем процесс задержки с 2,2 месяца в 2016 году в этом году сместился уже с задержкой до 8 месяцев. Средняя задержка, повторяюсь ещё раз.
Вовремя сдается только 30 процентов объектов из всех, которые заявляются по долевому строительству. При этом срок строительства тоже вырос с 29 до 36 месяцев. Эхо опять данные строительства.
Я прошу добавить от фракции.
Обманутых дольщиков действительно наш механизм защищает. Но дело в том, что если будет также сокращаться объем денежных средств, который поступает на этот рынок, то, естественно, мы не сможем выполнить те задачи, которые поставлены в указе президента. Многие их уже и сегодня из строителей и экспертов считают, скажем так, волшебными как таковыми.
Итак, если говорить о проектном финансировании, то опять же, по данным экспертов, воспользоваться ими может очень небольшое количество крупных организаций сегодня.
Председательствующий. От фракции, Алексей Владимирович? От фракции добавьте.
Куринный А. В. Все остальные просто не могут получить кредиты. По состоянию на 1 ноября этого года 50 процентов всех эскроу-счетов отрыто в Москве.
Для понимания, по России.
В 24 регионах не взято ни одного кредита под проектное финансирование, а в 17 регионах единичные договора вот такого вот проектного финансирования долевого участия. То есть, иными словами, в 41 регионе практически новый механизм на сегодня не заработал. И, на мой взгляд, это весьма тревожная ситуация, которая требует анализа, причём в максимально сжатые сроки, для того чтобы понять, что необходимо делать.
В чём смысл всех этих преобразований?
Дело в том, что большинство строителей (мне приходилось с ними разговаривать), особенно небольших застройщиков, они говорят о том, что реформа направлена сегодня исключительно на интересы банковского сообщества, потому что теперь они навязывают свои условия всему жилью, потому что сегодня им дано право определять, какие документы предоставлять или не предоставлять, соответственно, процесс затягивается. 131 документ возможно банк может затребовать у застройщика для того, чтобы принять решение о выдаче того или иного кредита. Соответственно, сроки затягиваются выдачи кредита, и, причём достаточно прилично. Всё это приводит к тому, что, первое, застройщики затягивают закладку новых домов. Всё это приводит к тому, что он производит банкротство. Тоже для понимания.
В малых городах строительство по долевому механизму практически полностью остановлено. В малых городах в 42 регионах строительство по долевым механизмам не выявлено вообще.
Это тоже для понимания того, что происходит в строительной сфере.
Из двух третей застройщиков, которые обратились за проектным финансированием, 75 процентов получили отказ от банков. Понятно, это самые мелкие. Понятно, это средние застройщики. Но сам факт, вы вдумайтесь, 75 процентов отказа. Ещё 8 процентов отказались из-за высокой процентной ставки, которую вздули, к сожалению, наши банки.
Срок предоставления кредита по ... колеблется от 45 дней до 6 месяцев. То есть может выпасть целый строительный сезон в случае, если вот этот механизм не будет изменён.
Если говорим о процентах, которые были обещаны, я напомню, что 5-6 процентов было обещано застройщикам, которые будут получать с эскроу-счетов, реальные - 12 заявляемые, а после того, как банк вводит отдельные комиссии, выплачивает их потом, стоимость проектного финансирования возрастает в отдельных случаях до 40 процентов, особенно для малых компаний.
Это к вопросу о том, что под угрозой срыва сегодня в принципе реализация национального проекта.
Что делать? С этим надо срочно разбираться.
Есть ряд предложений, я думаю, Николай Петрович, возможно, уже работает над ними. Это и, может быть, отказ от банковских гарантий для небольших застройщиков, это большая беда, им сегодня отказывают направо и налево. Это, возможно, внесение изменений в Налоговый кодекс по поводу исчисления НДС на деньги, которые застройщикам со счетов эскроу, потому что сейчас они не считаются целевыми и обкладываются в полном объеме этим самым НДС, ну и, вы сами понимаете, влияет на финансовую ситуацию. Нужно убирать избыточные требования в части банковского обеспечения и ввести ограниченный круг документов, которые должны предоставляться банкам, потому что в противном случае на рынке останутся только крупные компании, а объем сдачи жилья будет прогрессивно падать.
Предложение от фракции в данном случае. Мы, безусловно, поддержим те меры, которые сегодня предлагаются, но это такие, скажем так, ретуширующие меры. Мы просим провести, в максимально короткие сроки, анализ того, что сегодня творится на рынке нашего строительства жилья для того, чтобы не пропустить тот срок, когда можно будет вернуться, что называется, потому что многие говорят о том, что на ближайшую трехлетку, в принципе, реализация национального проекта уже сорвана ввиду вот тех сложностей, которые возникли. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Алексей Владимирович.
Уважаемые коллеги, мы правильно все говорим, опасения высказываем, вот только забываем о том, с чего начинался этот разговор. Вот здесь вот Николай Петрович и ряд других депутатов около 7 часов общались с обманутыми дольщиками, около 7 часов. Где деньги, которые собрали со всех строителей? Где более 80 миллиардов? Нет. Об этом речь. А это деньги кого?
Граждан наших, дольщиков.
Поэтому, когда мы говорим о счетах эскроу, да, это контроль, да, это совершенно новые подходы, которые многих не устраивают, да, многих они не устраивают.
И, возможно, коллеги, мы будем возвращаться к этому вопросу не раз и не два, потому что, конечно, вот в этой уже новой форме никто не работал, потому что не было прозрачности, не было открытости, не было ответственности.
Ну представьте себе, раньше деньги собирали и тратили, куда хотели, а сейчас государство берёт и рассчитывается за то, что их разворовали.
Посмотрите, мы с вами два таких ключевых решения реализовали на протяжении с момента избрания. С одной стороны, завершили полностью законодательное обеспечение решений вопроса защиты обманутых дольщиков, оказания им помощи, тем, кто у нас с вами пострадал. И сегодня приняли последнее решение об освобождении от налога подоходного. Это ставит точку в этом вопросе, потому что создан фонд помощи обманутым дольщикам, мы с вами разрешили оказывать помощь членам ЖСК, несмотря на то, что это другая организационно-правовая форма.
Затем сегодня решение приняли о том, чтобы освободить от налогов получателей средств, компенсации. Это всё касается тех, кто обманут, тех, кто пострадал. Но для того, чтобы у нас больше это не повторилось, а речь об этом идёт, мы должны защитить участников долевого строительства.
Да, те решения, которые предлагаются, Алексей Владимирович, они больше идут в пользу защиты. Конечно, застройщикам нужно будет перестроиться, это серьёзный процесс, это требования, которые выросли по отношению к застройщикам, многие из них не привыкли к этому. Давайте обсуждать. Попросим комитет профильный, вот у нас там сразу оживился наш Евгений Сергеевич Москвичев по строительству, пускай собирает застройщиков, обсуждают все эти вопросы.
Вы правильно говорите, в отношении требований, которые могут выполнить федеральные компании, их немного, и совершенно верно отмечаете, что региональные компании выйти на такие требования, скорее всего, не смогут, потому что им тяжело. Приглашайте, обсуждайте. В каждом регионе есть две-три компании, которые твёрдо стоят на ногах, давайте сделаем всё возможное для того чтобы вот для них создать условия и запустить этот процесс, а дальше необходимо, в том числе, чтобы рынок укреплялся добросовестными застройщиками.
А так иначе у нас получается, с одной стороны, создавались страховые компании, которые все на день раньше обанкротились до застройщиков, с другой стороны, СРО деньги собрали, разместили их в банках проблемных, тоже средства пропали. Коллеги, огромные средства пропали, мы это с вами знаем. И сегодня, когда пытаемся их найти и вернуть в Фонд поддержки обманутых дольщиков, там этих средств нет уже.
Поэтому контроль должен быть, прозрачность должна быть. Николай Петрович Николаев настрадался, он на протяжении нескольких лет занимался расшивкой этих вопросов, у нас возглавлял рабочую группу, поэтому, коллеги, да, требования жесткие, но давайте мы с вами, если нужно будет поправить какие-то нормы, соберемся с застройщиками, обсудим, пригласим экспертов, пригласим наших коллег из правительства и выйдем на решение сбалансированное. Такое можно поручение дать нашему коллеге Москвичеву, он, думаю, что справится с этим, исходя из его профессионализма.
Но закон-то, проект надо поддерживать, потому что он реально всё-таки перспективы нам открывает именно в плане программного финансирования. Ну, да, это новая форма, об этом речь идет. Николаю Петровичу надо спасибо сказать.
Из зала. (Не слышно.)
Председательствующий. Всем? Вам? А, всем тоже. А сейчас Якубовский Александр Владимирович. Якубовский А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемые коллеги!
Николай Петрович уже подробно и по существу рассказал о всех изменениях, которые предполагает данный законопроект. По факту мы говорим о том, что смотрим и за правоприменительной практикой, и, собственно, те вопросы, которые перед нами возникают, мы сейчас их и регулируем, и это действительно большая, кропотливая работа и анализ, как, собственно, законы, которые мы принимаем, дальше работают.
В прошлую пятницу в Новосибирске в течение практически шести часов я принимал обманутых дольщиков, порядка 50 человек принял, такую же работу вёл в понедельник этот в Якутске, и у многих действительно возникал вопрос относительно того, что, к большому сожалению, арбитражные управляющие не заинтересованы в скорейшем решении вопроса по банкротству застройщиков. И из-за этого мы сталкиваемся с тем, что они затягивают этот процесс, и, собственно, данным законопроектом мы помогаем в первую очередь дольщикам в конечном итоге восстановить свои права через банкротство застройщиков и в дальнейшем соответствующую процедуру, работая с фондом.
Также важный вопрос, который беспокоит граждан, это выплаты компенсаций, каким образом будет рассчитываться эта сумма, исходя из каких параметров. Здесь мы тоже регулируем данный вопрос, она рассчитываться будет исходя из произведённой не ранее трёх месяцев оценки. И, конечно, важнейшая норма, о которой уже было сказано, это распространение механизмов помощи на ЖСК, которые были созданы не в процедуре банкротства, и право на получение выплат независимо от того, уплачивали ли взносы в компенсационный фонд застройщики.
Тысячи людей ждут принятия этого законопроекта, и, конечно же, фракция партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет его поддерживать.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Уважаемые коллеги, обращаю ваше внимание, что активно приступил к работе по решению этого вопроса "ДОМ.РФ" и фонд поддержки обманутых дольщиков, который осуществляет выплаты. Соответственно, есть и методика выплат, и подходы на системной основе.
Вы знаете, что правление фонда возглавляет вице-премьер Мутко Виталий Леонтьевич, поэтому если речь идёт о консультациях и, в том числе, изучении конкретной ситуации, мы можем всегда и обратиться к руководству фонда. Фонд возглавил Олег Маркович Говорун, человек, который длительное время работал с регионами, хорошо знает наши регионы, субъекты Российской Федерации, ситуацию в них. Поэтому думаю, что здесь у нас всё есть для того, чтобы построить работу эффективно. Он работал и полпредом президента в Центральном федеральном округе, и министром Российской Федерации, поэтому используйте возможность, если вы видите, что ситуация требует оказания помощи в регионах.
Но нам этот вопрос придётся держать на контроле ещё длительное время, потому что те средства, которые мы направляем в Фонд поддержки обманутых дольщиков, недостаточны для того, чтобы решить этот вопрос быстро и тем более одномоментно.
И в этой связи большая роль отводится регионам. Есть регионы, которые активно участвуют в решении проблемы обманутых дольщиков, а есть регионы, которые сидят и ждут, когда деньги выделят за счёт Фонда поддержки обманутых дольщиков, такое недопустимо.
Это улица, если хотите, с многосторонним движением, регион должен заниматься, мы должны участвовать в решении этих вопросов. Но и, конечно, здесь должен быть диалог с обманутыми дольщиками, потому что без принятия с их стороны решений невозможно вхождение в процедуру, где итогом должно быть и оказание помощи или достройка.
Поэтому правильно было бы, Николай Петрович, нам, может быть, на будущий год вернуться к теме вновь слушаний, изучения этого вопроса и подвести итог.
Коллеги, информирую вас: 17 регионов России не имеют обманутых дольщиков, не потому что там нет застройщиков и дольщиков, а потому что в первую очередь на местном уровне занимались этими вопросами.
Вот эти строительные МММ в первую очередь были построены в тех территориях, где не было контроля со стороны местных органов власти и граждан не информировали о том, что фактически на рынке появились мошенники. По этой причине мы с вами сделали всё для того, чтобы ввести счета-эскроу, контроль за средствами дольщиков, ну и, конечно, решения по защите обманутых дольщиков.
Пожалуйста, Николай Петрович.
Николаев Н. П. Спасибо, уважаемый Вячеслав Викторович. И спасибо за добрые слова. Но вы забыли сказать, что те большие парламентские слушания вели вы и, в отличие от многих других, у вас не было возможности даже выйти из зала.
Поэтому, действительно, здесь без и вашей поддержки это невозможно.
Председательствующий. Николай Петрович, это не самая большая проблема.
Николаев Н. П. Это не самая большая проблема, но ещё, конечно, важно сказать, что вся эта реформа, она была бы абсолютно невозможна, если ли бы не принципиальное решение президента и его поручение...
Председательствующий. Вот, это правильно.
Николаев Н. О. ...от ухода ох вот этой модели долевого строительства, которая, действительно, наделала столько бед.
А что касается вот тех замечаний, которые прозвучали, я хочу, буквально, несколько слов. Ну что касается тех компаний, которые разоряются и вот таких огромных ставок, дело в том, что банки часто выставляют для таких компаний, которые ненадёжные, именно заградительные ставки и это абсолютно ничего удивительного в этом нет. Но мы собирали статистику, она сейчас возможна, абсолютно она открыта, что, в основном, застройщики получают в среднем 4-5 процентов. Это, действительно, так. И сейчас уже, например, Сбербанк пошёл на то, что он значительно уменьшает не только ставку проектного финансирования, но и ставку по ипотеке по тем проектам, которые одновременно обслуживаются в банке и с точки зрения проектного финансирования, и с точки зрения ипотеки. Это очень хороший такой сигнал для рынка и, я думаю, что это должно так очень неплохо повлиять на ситуацию.
В целом, что ещё, какая проблема у нас сейчас будет возникать и над которой, наверное, нам нужно подумать и, может быть, при доработке даже этого законопроекта тоже учесть? Дело в том, что после выплат компенсаций у нас остаются дома незавершённые в своей стройке, то есть те самые незавершённые объекты. И, конечно, это тоже колоссальный ресурс, который нельзя вот так вот выкидывать на ветер. И мы должны будем подумать о том, каким образом управлять вот таким портфелем незавершённого строительства. Потому что, конечно, эти объекты, они также должны принимать участие в решении жилищной проблемы, которая у нас сейчас есть.
Спасибо всем большое за участие и за обсуждение, и просим поддержать законопроект. Спасибо.

окончание стенограммы см. https://leo-mosk.livejournal.com/7144087.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments