leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Принят законопроект первого чтения о трудоустройстве иностранных студентов

Принят законопроект первого чтения о трудоустройстве иностранных студентов – Драпеко Иностранцы работают используя корочки левых вузов – Никонов Левые закрыли Спрос на работников с высшим образованием у нас выше – Ярослав Нилов Ситуация может усугубиться
49. 831695-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» (в части упрощения порядка трудоустройства в РФ обучающихся в российских профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования иностранных граждан и лиц без гражданства)»
Документ внесли 07.11.19 Члены СФ В.И.Матвиенко, И.М.Умаханов, Л.С.Гумерова, К.И.Косачев, В.В.Смирнов; Депутаты ГД В.В.Володин, В.А.Никонов (ЕР).
Представил член СФ Виктор Смирнов.
Председатель комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов.
Законопроект предусматривает возможность для иностранных граждан, обучающихся по очной форме в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, работать без получения соответствующего разрешения в свободное от учебы время (не только в течение каникул и не только в организациях, в которых они обучаются, как это предусмотрено сейчас). При этом заключенный вышеуказанными лицами трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) в случае завершения или прекращения ими обучения подлежит прекращению.
ФЗ вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.
Первое чтение 372 0 1 15:55

Стенограмма обсуждения
Пункт 49. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в части упрощения порядка трудоустройства в Российской Федерации обучающихся в российских профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования иностранных граждан и лиц без гражданства)".
Доклад члена Совета Федерации Виктора Владимировича Смирнова. Пожалуйста.
Смирнов В. В., член Совета Федерации.
Уважаемые коллеги, представляемый законопроект является откликом на многочисленные обращения, в том числе участников традиционного Ливадийского международного форума по либерализации разрешительной системы трудоустройства студентов-иностранцев.
Проект направлен на дальнейшее упрощение указанного порядка. В действующем, в существующем законодательстве иностранные граждане, являющиеся студентами, вправе осуществлять без разрешения работу на территории Российской Федерации только в течение каникул, либо работающие в свободное от учёбы время в этих образовательных организациях, все остальные обязаны получать разрешение на работу.
Однако в соответствии с официальными данными, представленными МВД, в 2018 году только 859 студентов из 210 тысяч обучающихся смогли воспользоваться этой возможностью. Соответственно, коллеги, законопроект предусматривает возможность осуществления трудовой деятельности студентов-иностранцев на территории России без получения на то соответствующих разрешений.
Механизм государственного контроля за соблюдением миграционного законодательства полностью сохраняется. В представлении разработчиков положение законопроекта прямо соотносится с концепциями долгосрочного экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы, а также с реализацией приоритетного проекта "Развитие экспортного потенциала российской системы образования". Благодарю за внимание. Прошу поддержать законопроект.
Председательствующий. Спасибо, Виктор Владимирович. Содоклад председателя Комитета по образованию и науке Вячеслава Алексеевича Никонова.
Пожалуйста, Вячеслав Алексеевич.
Никонов В. А., председатель Комитета ГД по образованию и науке, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Все мы смотрели фильм "Операция "Ы" и другие приключения Шурика", помним, чем Шурик занимался. Он меньше учился, он больше работал и это судьба большого количества студентов.
В нашем законе "Об образовании" нет разницы между российскими и иностранными студентами за исключением одного пункта, российские студенты могут работать, иностранные не могут. И это абсолютно неправильно, потому что большая часть иностранных студентов - это те же самые граждане стран СНГ, те же самые белорусы, украинцы, казахи, таджики, и так далее. Это неравенство надо устранять.
Мы, действительно, говорим об экспорте образовательных услуг и это самый высокотехнологичный экспорт. В Советском Союзе у нас 3 процента были студенты-иностранцы, сейчас 8, в МГУ уже 25 процентов, четверть студентов иностранцы. Ставится задача сейчас удвоить количество иностранных студентов на территории нашей страны и эта задача будет выполнена, и это один из шагов к тому, чтобы это дело реализовать.
Я считано, что законопроект очень своевременен и действительно отвечает интересам и практической подготовки студентов, поскольку эта практическая подготовка очень часто требует оформления трудовых отношений и мы решаем важную политическую задачу, воспитывая в нашей стране, в том числе, и с помощью трудового воспитания элиту других государств, стран СНГ, о чем эта элита и просит, потому что это просьба и студенческого сообщества этих государств, соответствующих правительств, посольств и, я думаю, мы здесь вполне должны пойти навстречу.
Комитет поддерживает принятие законопроекта.
Председательствующий. Уважаемые коллеги! Есть желающие задать вопросы? Есть.
Включите, пожалуйста, режим записи на вопросы.
Задержитесь Вячеслав Алексеевич.
Покажите список.
Коломейцев Николай Васильевич.
Коломейцев Н. В. Вячеслав Алексеевич, скажите, пожалуйста, а может, нам сначала принять закон о первом рабочем месте для наших выпускников, а потом, конечно, элиту надо как бы воспитывать и в других странах, но у нас сегодня колоссальная проблема с трудоустройством наших выпускников?
Никонов В. А. Вопрос не относится к концепции законопроекта.
Председательствующий. Нилов Ярослав Евгеньевич.
Нилов Я. Е., председатель Комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР. Уважаемый Вячеслав Алексеевич!
Ну студенты из СНГ это хорошо. Я учился, когда в вузе, со мной в группе училось четыре китайца, из этих четырех человек только один ежедневно ходил на занятия, на лабораторные, практические работы, трое, несмотря на то, что им запрещено было официально быть трудоустроенными, они торговали на рынке, пользовались общежитиями нашего вуза и с бухты-барахты на тройки сдавали сессии, а иногда их оставляли на 2-й год, но за них держался, учитывая то, что они обучались на платном обучении.
Не будет ли применение этих стимулировать как раз вот именно такой подход к обучению, когда обучение будет использоваться как легальное нахождение и легальное трудоустройство для тех студентов, которым важно не образование, а именно факт нахождения на легальном основании и упрощённый порядок трудоустройства в нашей стране?
Никонов В. А. Опасения понятны, но я здесь бы обратил внимание, что всё зависит, во-первых, от вузов. Знаете, в МГУ такое невозможно, у меня вот много на факультете студентов-китайцев, но я точно знаю, что никто из них, никто не работает на рынке, потому что он просто не сможет учиться и будет отчислен на первой же сессии. Поэтому ответственность вуза здесь существует.
С другой стороны, а какая разница, то же самое часто делают и неиностранные студенты. Ведь я говорю о том, что в законе у нас нет разницы между студентами иностранными и неиностранными. У нас тоже есть действительно студенты платные, которые где-то еще работают, которые, ну, плохо учатся, ну, да, но должен вам сказать, что вот как раз ваш пример не очень удачный, потому что китайские студенты, как правило, отличаются самой хорошей дисциплиной и посещаемостью, если мы возьмём в масштабах всей страны.
Председательствующий. Драпеко Елена Григорьевна. Драпеко Е. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
Уважаемые коллеги, дело в том, что Ярослав Евгеньевич задал тот вопрос, который и я хотела задать, у нас тоже очень много случаев, когда иностранцы, выдавая себя за студентов, имея корочки какого-нибудь левого вуза либо колледжа, используют это как прикрытие для работы на нашей территории.
Председательствующий. Добавите, Вячеслав Алексеевич? Включите центральную трибуну.
Никонов В. А. Ну, в колледжах у нас практически нет иностранцев, у нас их мало очень. Что касается левых вузов, то мы их в основном уже закрыли, в последние годы было закрыто порядка ста... тысячи 300 вузов и филиалов, которые вы называете левыми. Так что сейчас на образовательном поле таких организаций, которые просто будут выдавать корочки за деньги, не существует.
Председательствующий. Рыжак Николай Иванович.
Рыжак Н. И. Вячеслав Алексеевич, я заранее извиняюсь, если не вписываюсь в концепцию рассматриваемого законопроекта. Скажите, пожалуйста, а как-то это увязывается с особыми требованиями к условиям проживания? Потому что я знаю, что студенты зарубежные, других стран, предъявляют повышенные требования. Благодарю.
Никонов В. А. Вы имеете в виду что? Можно уточнить?
Рыжак Н. И. К условиям проживания. Они не любят жить и не считают возможным в условиях общежития. Требуют отдельный номер, другие условия, которые санитарные должны соответствовать. Вот это как-то вы рассматриваете в увязке с трудоустройством?
Никонов В. А. Честно говоря, мне эта проблема неизвестна. Потому что студенты-иностранцы, они живут в тех же общежитиях, что и наши студенты. Если кто-то имеет деньги снять квартиру, да, он может снять квартиру, но при этом все равно зарегистрирован будет в общежитии, скорее всего. Потому что иначе ему будет очень сложно получать визу, если он будет зарегистрирован где-то в другом месте.
Поэтому я здесь, честно говоря, большой проблемы не вижу. Я даже не вижу проблемы.
Председательствующий. Емельянов Михаил Васильевич.
Емельянов М. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯРОССИЯ".
Уважаемый Виктор Владимирович, как известно, существуют квоты на привлечение иностранной рабочей силы. И эти квоты нужны, для того чтобы защищать отечественный рынок труда.
Принимая этот законопроект, не создаем ли мы легальный канал обхода этих квот и там разрушение их? И не создаем ли мы определенной угрозы национальному рынку труда?
Спасибо.
Смирнов В. В. Уважаемые коллеги, разработчики исходили из того, что в первую очередь, конечно, студенты будут иметь возможность устраиваться на каникулярный период и устраиваться на работу так, чтобы это не вредило их учебе. По крайней мере, те 849 студентов из 220 тысяч, которые устроились, они устроились, они устраивались именно таким образом.
Что касается рынка труда, то по официальным сведениям, представленным нам ФОИВами, сегодня рынок труда вполне справится даже с тем, если на какукэ-то продолжительность по рабочему времени, неполную продолжительность рабочего времени придет и 200 тысяч студентов.
Председательствующий. Смолин Олег Николаевич.
Смолин О. Н., фракция КПРФ.
Уважаемый Виктор Владимирович, мы знаем вообще-то, что во всех странах студентам в каникулярное время работать разрешается.
У меня вопрос. О каком потенциальном количестве студентов может идти речь? Это первое.
И увязывается ли принятие этого законопроекта с мерами по ограничению нелегальной миграции в нашу страну? Спасибо.
Смирнов В. В. Уважаемые коллеги, то, что касается нелегальной миграции, - мы исходили из того, что все прибывающие студенты получают визу соответствующую, причём эта виза на нормативный срок обучения. Соответственно, если он перестаёт... вернее, если студент-иностранец перестаёт таковым быть, то он утрачивает право легального пребывания на территории Российской Федерации. Я специально в докладе подчеркнул, что требования миграционного контроля предлагаемым законопроектом никак не меняются.
И второй момент. Что касается возможности получения такой... вернее, визы под обучение, то здесь порядок не меняется, то есть он остаётся ровно таким же, каким и был.
Смолин О. Н. А про количество?
Смирнов В. В. А то, что касается... Ещё раз, пожалуйста.
Председательствующий. Включите микрофон Смолину Олегу Николаевичу, добавить.
Смолин О. Н. Я спрашивал о потенциальном количестве. И когда я говорил о нелегальной миграции, я не имел в виду превращение студентов в нелегалов. Я имел в виду, что студенты как более ответственные граждане могли бы, с моей точки зрения, заменить часть тех, кто к нам является нелегально и является источником разных проблем.
Спасибо.
Смирнов В. В. Мы тоже на это рассчитываем.
То, что касается количества, - вот по тем сведениям, которые были представлены вузами Московской агломерации, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, мы рассчитываем, что либерализация законодательства приведёт к тому, что примерно четверть студентов смогут трудоустроиться, примерно четверть студентов-иностранцев.
Председательствующий. Ефимов Виталий Борисович.
Ефимов В. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Вячеслав Викторович, конечно, Москва, Питер — это особые (я вот к Вячеславу Викторовичу обращаюсь), особые города.
Скажите, сколько вообще в год после выпуска не устраивается студентов, тех, которые российские, окончили российские вузы?
Председательствующий. Я так понимаю, вопрос к Вячеславу Алексеевичу.
Ефимов В. Б. Да.
Председательствующий. Включите центральную трибуну.
Никонов В. А. Я не могу вам сказать, назвать эту цифру, потому что вопрос ведь трудоустройства, когда, в течение года, вы говорите, да. Это явно меньше 10 процентов. И это не связано с тем, что они не могут найти работу, а часто с тем, что они просто не хотят её искать.
На самом деле России нужны люди с высшим образованием, достаточно большой спрос. И у нас, кстати, на людей с высшим образованием спрос больше, чем на людей без высшего образования. Так уж сложилось в нынешней структуре экономики.
Поэтому я понимаю подоплёку вашего вопроса: будут ли эти иностранцы конкурентами на рынке труда.
Понимаете, во-первых, конкуренция — это неплохо.
А, во-вторых, здесь мы решаем комплексно задачу. Я уже назвал те моменты, которые дают нам абсолютное и безусловное преимущество, это равноправие наших студентов. Мы не можем дискриминировать студента просто по принципу национальности или гражданства, у нас это законодательство не предусматривает.
Ну и, конечно, мы решаем важную политическую задачу, в том числе в отношениях с нашими братскими народами, братскими республиками и братскими странами. И это действительно тоже надо иметь в виду.
Поэтому не будет серьёзной конкуренции.
Здесь цифра называлась у нас, если даже говорить о том, что четверть студентов трудоустроятся, иностранцев, это порядка 60 тысяч человек, абсолютно не угрожающе для рынка труда Российской Федерации.
Председательствующий. Спасибо, Вячеслав Алексеевич.
Присаживайтесь.
Уважаемые коллеги, есть желающие выступить? Есть.
Включите режим записи на выступления.
Покажите список.
Нилов Олег Анатольевич.
От фракции, Олег Анатольевич?
Три минуты поставьте.
Нилов О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Игорь Владимирович, уважаемые коллеги!
Не хочется спорить с такими авторитетными авторами, но истина дороже, уважаемый Вячеслав Алексеевич.
Вы сказали в своём выступлении, что это один из немногих высокотехнологических видов экспорта в России.
Вы на нем крест хотите поставить вот этим вашим законом? Да, вот есть такая замечательная цитата Олега Смолина, если позволите, я ее еще раз для памяти всем остальным процитирую. Раньше, в том числе и мы все с вами учились и подрабатывали, а теперь наши студенты, теперь, значит, вы предлагаете и иностранным студентам, которые валюту платят за свое обучение работать и подучиваться.
Ну, что это будет, если вы разрешаете работать круглый год полный рабочий день? Как это можно вообще представить? Все учились, все понимаете, что это точно будут троечники в лучшем случае. Зачем троечников, значит, будут выпускать наши вузы? Что будет через несколько лет после приезда этих троечников к себе на Родину или здесь они останутся?
Вы полностью дискредитируете наше пока еще, слава богу, неплохое образование высшее, вот что вы делаете. В угоду кому, чему? В угоду вот этим работодателям, которые получат дешевую рабочую силу. Какие здесь цели, защита интересов граждан? Не верю я в это. Гражданам нужно язык выучить, как следует, которые сюда приехали, особенно первый и второй год, язык надо учить, осваивать, а не у конвейера стоять или на стройке пахать. Поэтому я бы не рекомендовал коллегам из фракции даже поддерживать, но они будут голосовать "за".
Я считаю, что без поправок, очень серьезных поправок по ограничению, во всяком случае, того времени, на которое дается разрешение. Здесь уже сказали членам, представляющим правительство, что в каникулы и так могут работать, и в свободное время и так могут работать и наши, и зарубежные студенты.
Речь идет об учебном времени. Так вот в учебное время, ну, хорошо по два, по три часа в день, пусть это будет 10-15 часов в неделю, но не больше, иначе это действительно издевательство над смыслом, может быть, и благим, заложенным в вашу идею законопроекта. Спасибо.
Председательствующий. Загребин Алексей Егорович от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Загребин А. Е., фракция "ЕДИНАЯРОССИЯ". Уважаемый Игорь Владимирович! Уважаемые коллеги!
Расширение экспортных возможностей российского образования связано не только с содержанием образовательных программ, но и со всей инфраструктурой студенческой жизни. Устранение ряда существующих ограничений на возможность работы иностранных студентов в период обучения создаст, на наш взгляд, дополнительные стимулы для граждан ближнего и дальнего зарубежья для получения профессионального образования в России.
Не стоит также забывать, что зачастую к нам приезжают учиться иностранные граждане из небогатых семей, и для них расширение возможностей работать в период обучения (в свободное время) может оказаться заметным подспорьем к скромному студенческому бюджету.
Снятие ограничений будет иметь значение и в связи с недавно принятым нами законом о совершенствовании практической подготовки обучающихся, в связи с которым часть специальных дисциплин и курсов будет осваиваться студентами прямо на предприятиях по профилю получаемой специальности.
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в Государственной Думе будет голосовать за принятие данного законопроекта в первом чтении. Спасибо.
Председательствующий. Нилов Ярослав Евгеньевич с места, включите микрофон.
Нилов Я. Е. Спасибо.
Фракция ЛДПР концептуально в принципе за то, чтобы экспортировать наше отечественное образование, чтобы действительно влиять на будущую элиту из тех стран, откуда абитуриенты приезжают, но при этом, имея жесткую позицию в отношении миграционного вопроса, фракция ЛДПР обращает внимание на дополнительную возникающую возможность для злоупотребления.
Если сегодня для привлечения иностранной рабочей силы наши компании, они сначала доказывают необходимость получения соответствующих квот, регистрируясь на бирже труда, доказывают, что невозможно отечественного работника найти на соответствующую вакантную должность, потом проходят соответствующую комиссию в субъекте и получают согласование в Минтруде, то подобный подход, который открывается, он позволяет через студенческую скамью привлекать на работу.
И, например, вуз, имеющий государственную аккредитацию, будучи коммерческим, сможет на определённые факультеты определять студентов, например, из Таиланда, которые будут потом трудоустраиваться и работать в клининговых компаниях, в компаниях, которые предоставляют другие услуги, в компаниях, которые предоставляют услуги няни, уборщика на дому и так далее.
Сегодня работодатель должен пойти по достаточно сложному пути, чтобы на эту вакантную должность взять иностранного гражданина, а не гражданина Российской Федерации, а при открытии дополнительной возможности ситуация, на наш взгляд, может усугубиться. Поэтому мы бы просили ко второму чтению, имея в виду эти опасения, посмотреть, каким образом текст можно было бы скорректировать, чтобы не усугублять и так дисбалансированный рынок труда в нашей стране и не порождать дополнительную безработицу, которая и так сегодня на достаточно высоком уровне.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо большое. Выступления закончились. Представитель президента? Правительства? Заключительное слово, Виктор Владимирович, требуется? Пожалуйста.
Смирнов В. В. Коллеги, я благодарю.
Я только обращаю ваше внимание, что существующий порядок, существующий, ныне действующий не предполагает обязанности работодателя запрашивать квоты. Студентов иностранцев в каникулярное время он принимает без всяких квот, это действующий на сегодня порядок.
Благодарю за внимание.
Председательствующий. Да, заключительное слово — Вячеслав Алексеевич Никонов.
Включите микрофон.
Никонов В. А. Спасибо.
По замечаниям депутатов Ниловых.
Замечание Олега Анатольевича, в его логике нам надо вообще запретить студентам подрабатывать и работать, потому что какая разница между студентом из России и из Белоруссии, я, честно говоря, не знаю и не вижу, и почему российский студент это может делать, а белорусский - нет, я не понимаю.
Что касается замечания Ярослава Евгеньевича по поводу вузов, которые будут нанимать, брать таиландских студентов, чтобы они работали горничными, такой вуз будет немедленно закрыт, потому что у нас есть надзорные органы, которые должны следить за тем, чтобы вузы занимались своей основной деятельностью. Поэтому такой лазейки, безусловно, вузам предоставлено не будет.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо большое.
Уважаемые коллеги, ставится на голосование 49-й пункт нашего порядка работы.
Уважаемые коллеги, ставится на голосование 49-й пункт нашего порядка работы.
Результаты голосования (15 час. 55 мин. 59 сек.)
Проголосовало за 372 чел 82,7%
Проголосовало против 0 чел 0,0%
Воздержалось 1 чел 0,2%
Голосовало 373 чел.
Не голосовало 77 чел 17,1%
Результат: принято Законопроект принимается в первом чтении.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments