leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Единороссы отклонили попытку КПРФ ввести ответственность за срыв выборов через необоснованное снятие

Единороссы отклонили попытку КПРФ ввести ответственность за срыв выборов через необоснованное снятие кандидата – Коломейцев Сто примеров приведу ЕР сложили полномочия после пенсионной реформы – Смолин Партия власти хочет и впредь проваливать губернаторские выборы, если побеждает оппозиция
55. 582719-7 Госдума в итоге споров отклонила в первом чтении законопроект «О внесении изменений в статьи 38 и 71 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (в части взыскания расходов на подготовку и проведение выборов при назначении повторных выборов в связи с отказом от участия или отзывом кандидатов без вынуждающих обстоятельств)
Документ внесли 08.11.18 Депутаты ГД Г.А.Зюганов, И.И.Мельников, В.И.Кашин, Н.В.Коломейцев, В.С.Шурчанов, Н.В.Арефьев, Ю.В.Афонин, Ю.П.Синельщиков (КПРФ).
Представил депутат Николай Коломейцев.
Член комитета по контролю и регламенту Дмитрий Ламейкин.
Законопроектом предлагается установить, что документы, подтверждающие обстоятельства, вынуждающие зарегистрированного кандидата снять свою кандидатуру, а избирательное объединение отозвать выдвинутого им зарегистрированного кандидата, представляются в соответствующую избирательную комиссию вместе с письменным заявлением о снятии своей кандидатуры, заявлением об отзыве кандидата, а также установить обязанность кандидата по возмещению всех расходов на подготовку и проведение выборов соответствующего уровня, эксплуатацию и развитие средств автоматизации и обучение организаторов выборов и избирателей, в случае, если повторное голосование переносится или были назначены повторные выборы в результате отказа зарегистрированного кандидата от дальнейшего участия в выборах либо отзыва зарегистрированного кандидата выдвинувшим его избирательным объединением без вынуждающих к тому обстоятельств, а также возмещение понесенных СМИ расходов при предоставлении бесплатного эфирного времени (бесплатной печатной площади), понесенных при проведении повторного голосования кандидатами расходов.
С учетом уже закрепленных в действующем законодательстве оснований для возмещения расходов за счет кандидата, избирательного объединения, введение предлагаемых законопроектом требований является, недостаточно обоснованным. Введение дополнительных требований, касающихся обязательного документального подтверждения наличия обстоятельств, вынуждающих зарегистрированного кандидата снять свою кандидатуру, а избирательное объединение отозвать выдвинутого им зарегистрированного кандидата, комитет также считает избыточным.
Законопроект включен фракцией КПРФ в перечень законопроектов, подлежащих приоритетному рассмотрению.
Первое чтение 95 0 0 17:12

Стенограмма обсуждения
Коллеги, у нас ещё осталось время для рассмотрения приоритетных законопроектов фракций.
Пункт 55. Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 38 и 71 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Доклад Николая Васильевича Коломейцева. Приоритетный, КПРФ.
Пожалуйста.
Коломейцев Н. В. Уважаемый Александр Дмитриевич! Уважаемые коллеги! Ну, на самом деле я бы предложил комитету вместо такого заключения, которое он написал, внимательно посмотреть на то, что мы на самом деле своим предложением хотим исключить правовой пробел, признанный Центральной избирательной комиссией после коллизии, сложившейся на выборах в Республике Хакасия. Когда последовательно три кандидата в нарушение закона снялись за два дня до выборов, ну и фактически это привело к значительному увеличению средств, которые необходимы для проведения выборов. (Шум в зале.)
Председательствующий. Коллеги, очень шумно.
Коломейцев II. В. Кстати говоря, вероятно, комитет, увлёкшись тем, как бы опровергнуть нашу инициативу, не посмотрел, что аналогичные нашим предложения уже действуют в законе "О выборах депутатов Государственной Думы...". И, правильно, действуют, учитывая, что парламентские политические партии и политические партии, набравшие более 3 процентов, получают государственную поддержку. И очень правомерно вообще требовать с них ответственности за выдвижение своих кандидатов.
Аналогичная норма действует, уважаемые представители комитета, и в законе "О выборах Президента...". И нам вообще непонятна ваша аргументация со ссылками на Конституционный Суд и ущемление прав избирателей по поводу неприятия нашей инициативы.
Мы предлагаем кандидатам, которые без должных на то оснований и представления документов...
вообще компенсировать затраты, понесённые на выборы, или аналогичные затраты должны компенсировать избирательные объединения, выдвинувшие их.
Повторюсь, в законе о выборах Государственной Думы и выборах Президента аналогичная норма действует.
Более того, если вы внимательно почитаете интервью Председателя Центральной комиссии по итогам коллизии, случившейся в Хакасии, она сказала следующее (дословно привожу): "Чтобы финансирование проходило за счёт отказавшейся стороны, для этого нужна очень уважительная причина. Однако из-за пробелов в избирательном законодательстве Российской Федерации Центральная избирательная комиссия, к сожалению, не может истребовать деньги с кандидатов, незаконно снявшихся с выборов".
Поэтому вот суть, я думаю, всем вам понятна. Мы предлагаем своей инициативой исключить правовой пробел, который сегодня, к сожалению, есть в законе "Об основных гарантиях избирательных прав граждан", но уже его нет в законе о выборах депутатов Госдумы и нет в законе "О выборах Президента Российской Федерации".
Вот суть законопроекта. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Содоклад Дмитрия Викторовича Ламейкина, пожалуйста.
Ламейкин Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемые коллеги, всё-таки хотел бы напомнить суть данного законопроекта, и его новеллы сводятся к двум базовым вещам.
Первое — это предлагается внести в федеральный закон обязанность кандидата предоставлять в избирательную комиссию вместе с заявлением о снятии и отзыва кандидата документы, которые подтверждают обстоятельства, которые вынуждают его это сделать.
И вторая новелла - это взыскать с кандидата либо избирательного объединения расходов на подготовку и проведение повторных выборов или повторного голосования в случае отказа от дальнейшего участия в выборах кандидата или отзыва кандидата избирательным объединением без вынуждающих на то обстоятельств.
Коллеги, хотелось бы, во-первых, напомнить, что участие в выборах в Российской Федерации всё-таки является свободным и добровольным, и федеральным законом это закреплено, право кандидата на снятие своей кандидатуры и право выдвинувшего кандидата избирательного объединения отозвать данного кандидата, как при наличии вынуждающих обстоятельств, так и без таковых.
При этом в пункте 34 статьи 38 федерального закона уже закреплены случаи, в результате которых расходы, понесенные избирательной комиссией при подготовке и проведении выборов, возмещаются за счет средств выбывшего кандидата, либо избирательного объединения, которое данного кандидата отзывает.
Также обращаю внимание, что в пункте 7 статьи 70-й федерального закона об основных гарантиях установлено, что законом, регулирующим конкретный вид выборов, может быть предусмотрена обязанность кандидата полностью или частично возместить соответствующей избирательной комиссии расходы, связанные с проведением повторных выборов, если кандидат без вынуждающих к тому обстоятельств не сложил с себя полномочия.
И как раз та норма, о которой вы говорили в выступлении, уважаемый Николай Васильевич, и говорит именно об этом и мы делаем мостик к закону о выборах депутатов Госдумы, как раз-таки там и появляется аналогичная норма.
Но если мы говорим о выборах в субъектах главы республики, мы должны понимать, что это регулируется, в том числе и законом субъекта о выборах главы данной территории.
Поэтому, по мнению комитета, данные меры для возмещения расходов за счет кандидата избирательного объединения уже закреплены в действующем законодательстве федеральном и являются, по мнению комитета, обоснованными и достаточными.
В части обязанности документального подтверждения обстоятельств, например, тяжелая болезнь, стойкое расстройство здоровья кандидата или его близких родственников, вынуждающих снять кандидата с выборов, может вступать в противоречие с правом граждан на врачебную тайну, которая закреплена в статье 13-й Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" также может стать основанием для нарушения прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
Документальное подтверждение факта избрания кандидата на государственную и муниципальную службу является излишним в силу общедоступного характера указанной информации. Поэтому введение требований обязательного документального подтверждения наличия указанных выше обстоятельств комитет считает избыточным.
Проект федерального закона также имеет ряд юридико-технических замечаний.
Правительство Российской Федерации данный законопроект не поддерживает. Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству концепцию закона не поддерживает. В адрес, поступили в наш адрес также и отзывы органов госвласти субъектов, 25 из них (подавляющее большинство) являются отрицательными. В заключении Правового управления Аппарата Госдумы есть ряд замечаний.
В связи с вышеизложенным Комитет Государственной Думы по контролю и Регламенту предлагает отклонить данный законопроект. Председательствующий. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Включите запись на вопросы. Покажите список.
Выборный Анатолий Борисович, пожалуйста. Выборный А. Б. Благодарю.
У меня вопрос к докладчику.
Уважаемый Николай Васильевич, вот смотрите, ответственный комитет четко и ясно отмечает, что предлагаемые вами новеллы как недостаточно обоснованы, так и избыточны. А какова ваша точка зрения именно по сути тех доводов, которые положены в основу таких выводов? Спасибо.
Коломейцев Н. В. Спасибо.
С моей точки зрения, если она вам интересна, доводы комитета не выдерживают никакой критики, потому что у нас 85 субъектов, а мнение 25 никак подавляющим быть не может при том, что 10 поддержали, другие не высказали свое мнение.
Второе. Скажите, пожалуйста, почему мы считаем, что выборы Государственной Думы и выборы президента должны содержать такие нормы, которые мы предлагаем, а базовый закон, который в принципе после Конституции является вторым, он конституционный закон об основных гарантиях, не содержит требований? Это приводит к чему? В Хакасии назначали три даты дополнительных выборов, а это же комиссии всех уровней работают. Вы посчитайте затраты, которые понесли.
Поэтому конституционные права граждан здесь нарушены, прежде всего, тем, что налоги, собранные с них, были потрачены крайне... ну, впустую. В дотационном регионе, вот Надежда Сергеевна здесь, депутат, вы у неё спросите, она вам скажет, что там крайне депрессивная территория.
Поэтому, ну, с моей точки зрения, вообще-то, если закон "О выборах Президента...", закон о выборах депутатов Госдумы содержат, скажем, такие требования, и председатель Центральной избирательной комиссии, возмущённый тем, что трёх кандидатов, незаконно снявшихся без должных оснований, нельзя было привлечь в силу пробела в законодательстве, то вывод какой. Ну, возьмите наши инициативы, внесите сами, потому что аргументация комитета, по моему мнению, не выдерживает никакой критики.
Председательствующий. Пожалуйста, Кравец Александр Алексеевич.
Кравец А. А., фракция КПРФ.
Дмитрий Викторович, ну, вы достаточно логично доказывали избыточность данного законопроекта и отсутствие белых пятен или пробелов в законодательстве. Тогда, по вашему мнению, как расценивать заявление председателя Центризбиркома: это лукавство или некомпетентность? По поводу недостаточности и правовых пробелов.
Ламейкин Д. В. Спасибо за вопрос.
На самом деле вот несколько раз прозвучало — незаконно снялись. Коллеги, но, если незаконно, всё-таки, наверное, возникли бы вопросы к этим действиям, и возникает вопрос, почему тогда нет обращений в суд по этим направлениям.
Что касается моего выступления и акцента на достаточность существующих норм. Ещё раз повторюсь, что федеральным законом чётко акцентируется такая возможность, и эта возможность заложена, она реализована на примере, я сказал, закона о выборах депутатов Госдумы. Поэтому ещё раз повторюсь, что, по мнению комитета, данные нормы достаточны, и здесь абсолютно есть возможность у региональных законодателей расширять в рамках своего регионального закона ту обязанность, которую они сочтут необходимой.
Председательствующий. Куринный Алексей Владимирович.
Куринный А. В. Дмитрий Викторович, ну, вы, наверное, понимаете, почему родился данный законопроект. Но абсолютно вопиющая ситуация, когда по политическим мотивам, под влиянием давления соответствующего снимались кандидаты, просто брали и снимались, это мы говорим про Хакасию.
Потеря бюджета, ну, по самым скромным оценкам порядка 50-60 миллионов вот на эти два тура, которые не состоялись, и логично бы было их, конечно, взыскать с виновников, которых заставили сняться, и понятно, они должны были заплатить рублём.
Можно, конечно, сейчас придумать, что их перевели на какую-нибудь должность и это объявить, скажем хак, достаточной причиной, как в других законах это есть или ещё что-нибудь придумать.
Но всё-таки, исходя из логики, есть такое у местного самоуправления, такие законы приняты во многих регионах, есть такое по отношению к депутатам Государственной Думы, почему мы не можем принять федеральный закон, который точно так же наказывал бы за необоснованное снятие и за потерю больших финансовых средств? Ну, согласитесь, для Хакасии 50 миллионов рублей — это приличная сумма.
Ламейкин Д. В. Коллеги, ещё раз тоже. Когда мы говорим о том, что под давлением люди снимались, ну, наверное, этот факт не доказан, поэтому здесь давайте мы чётко апеллировать к тому, что мы сегодня рассматриваем, о чём мы говорим.
Ещё раз повторюсь: в федеральном законе, мы же сейчас рассматриваем вопрос внесения изменений в федеральный закон, вот федеральным законом все необходимые процедуры предусмотрены, возможность такая есть. Законы о выборах главы региона, они региональные.
И вот здесь если говорить о каких-то расширениях, возможно, этот вопрос необходимо рассматривать на региональном уровне с региональными парламентами для того, чтобы в региональном законе, который регулирует данный выбор, эта норма появлялась.
Мы говорим с вами, как пример, закон о выборах депутатов Госдумы, он же не в рамках этого закона регулируется, а своим законом, здесь абсолютная аналогия.
И ещё раз повторю: комитет изучил все доводы и пришёл к выводу, что в федеральном законе заложены достаточные инструменты для того, чтобы он функционировал.
Председательствующий. Вострецов Сергей Алексеевич.
Вострецов С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Ну вот кто бы как не ругал там партию "ЕДИНАЯ РОССИЯ", ну я вот посмотрел по регионам, особенно муниципальные выборы, она выигрывает в основном, потому что она 100 процентов кандидатов перекрывает, а другие партии, ну они просто не выставляют кандидатов на выборы.
Но у меня другой вопрос, Николай Васильевич, чисто технический. А как много таких вот случаев, когда кандидаты от КПРФ предают свою партию — это вот системное явление или всё-таки это разовое? Может здесь всё-таки кадровую политику как-то больше нужно вести, как праймериз, к примеру, "ЕДИНАЯ РОССИЯ" проводит.
Коломейцев Н. В. Сергей Алексеевич, в огороде бузина, а в Киеве - дядька.
Ну я вам отвечу. На последних выборах в Черемховское муниципальное образование Иркутской области, на выборах главы администрации победил представитель КПРФ и все довыборы депутатов местного органа власти выиграли представители КПРФ. О каком предательстве вы говорите? Ну вы посмотрите в зеркало и я вам приведу... Примерно сто депутатов "ЕДИНОЙ РОССИИ" разных уровней, которые сложили полномочия после принятия пенсионной реформы, и глав администраций, поэтому, мне кажется, ваш вопрос, как минимум не относится к закону и некорректен по своей сути. Спасибо.
Председательствующий. Осадчий Николай Иванович. Осадчий II. И. Благодарю.
Уважаемый Дмитрий Викторович, ну не далее как на сентябрьский Единый день голосования в нашем с вами общем регионе Краснодарском крае была похожая ситуация. Здесь Хакасию вспоминают, а я хочу напомнить уровень муниципальных выборов, когда в одном из районов на уровне выборов главы поселения замеры показали, что явно побеждает кандидат от оппозиции, скажем так, и по этой причине срочно партия власти приняла решение о том, что вес остальные кандидаты должны сняться. А там был основной и дублёр, так называемый, на всякий случай. Все поснимались, в результате выборы не состоялись, и вот должны были проводиться повторные выборы.
У меня вопрос, вот какой. Вы всё-таки считаете, что никаких мер ответственности не должно быть в таких случаях или всё-таки они должны быть предусмотрены законом? Спасибо.
Ламейкин Д. В. Николай Иванович, если мы с вами опять же вернёмся к закону, о котором мы говорим, здесь заложены инструменты. Я подробно в своём выступлении сказал и сделал отсылку на 34-й пункт статьи 38, в которой закладывается ответственность кандидатов, но в данном случае, говоря о муниципальных выборах, там есть аналогичные инструменты. Но, коллеги, почему-то в выступлениях мы часто слышим какие-то домыслы о том, что где-то под давлением или по каким-то причинам кто-то снимается. Ну для этого есть работа избирательной комиссии. Если избирательная комиссия сочхёх, что снятие необоснованное, ну у избирательной комиссии есть все инструменты для того, чтобы принимать меры, поэтому, давайте, будем доверять избирательным комиссиям и работать с ними.
Председательствующий. Альшевских Андрей Геннадьевич.
Альшевских А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Спасибо.
Николай Васильевич, я насколько понимаю, официальное заключение Центральной избирательной комиссии не входит в пакет документов, необходимых для внесения рассмотрения. Но тем не менее в своём докладе вы ссылались на интервью и мнение председателя ЦИК, я так понимаю, как частное мнение.
Вы не обращались, нет у вас случайно мнения Центральной избирательной комиссии официального, то есть, что она думает как орган, не частное лицо и даже руководитель, а сама комиссия? Это первое.
И второе по практикоприменению. Как вы считаете, а кто будет и как это будет, предположим, выяснять и доказывать было ли оказано давление, которое послужило снятию кандидатов?
Коломейцев Н. В. Спасибо.
Уважаемые коллеги!
Я вообще, всегда, если выступаю, всегда читаю закон. Поэтому, если вы посмотрите нашу инициативу, она как раз и предполагает, чтобы было за что спросить, предусмотреть предоставление официальных документов о причинах снятия, чтобы никто там никаких домыслов, никаких давлений. Но, если вот вы вдумайтесь, три кандидата снялись с нарушениями требований закона менее чем за 3 дня до выборов, ну если их на дополнительные выборы, проводили мероприятия, выдвигали, понимаете, а потом они за 2 дня берут и снимаются, и не несут ответственности, вот в чем проблема.
Здесь в принципе, ну вы можете, я видел у вас хороший телефон, посмотрите запрос-интервью Председателя Центральной избирательной комиссии по ситуации, сложившейся на выборах главы администрации, точнее руководителя субъекта Хакассии, он через тире председателя правительства, там есть масса ее интервью, потому что были, в том числе, официальные обращения по причине непривлечения к ответственности людей, которые вот сделали такие траты бессмысленные очень большими. Спасибо.
Председательствующий. Смолин Олег Николаевич. Смолин О. Н. Уважаемый Дмитрий Викторович!
Ваши аргументы против закона окончательно убедили меня в том, что его нужно принимать. Объясняю. Вы сказали, что участие в выборах дело добровольное. Совершенно верно, никто не заставляет человека быть кандидатом, да, а есть согласно русской пословице — не давши слово, держись, а давши... крепись, а давши, держись.
И второй аргумент. В двух законопроектах, как вы справедливо сказали, эта норма есть, но в третий, мы ее пускать не хотим. Не хотим ли мы сказать честно, что предлагая не принимать этот закон, партия власти хочет оставить возможность и впредь проваливать губернаторские выборы или выборы в законодательные собрания регионов, или выборы в местное самоуправление, если оппозиционный кандидат, неважно какой партии, но оппозиционный кандидат соответственно имеет явное преимущество и, скорее всего, побеждает? Спасибо.
Ламейкин Д. В. Олег Николаевич, я делал отсылку не на два, а на один закон, в частности закон "О выборах депутатов Госдумы", сказав о том, что такая норма в нём предусмотрена. Но еще раз повторюсь, вот, коллеги, когда мы говорим о норме, в данном случае мы говорим о том, что есть федеральный закон, в котором прописано... и в частности еще раз напомню, 7-й пункт 70-й статьи, который говорит о возможности использования таких норм и такой ответственности.
Поэтому когда мы говорим о введении ответственности, мы с вами в этом законе не прописываем ответственность по каждому виду выборов, мы создаём рамочные условия для проведения выборов в Российской Федерации в рамках вот того нормативного поля, в данном случае федеральный закон "О выборах депутатов Госдумы" данную норму предусмотрел. Такая возможность есть на всех уровнях предусматривать эту норму.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, будут ли желающие выступить по данному вопросу? Включите запись на выступление.
Покажите список.
Сватковский Дмитрий Валерьевич, пожалуйста.
Сватковский Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Действительно бурное и эмоциональное обсуждение в конце рабочего дня данного законопроекта, внесённого нашими коллегами, вызвало достаточно много вопросов со всех фракций. Но хотелось бы убрать сейчас эмоции на второй план и вернуться к тем новеллам, которые действительно предлагают разработчики этого законопроекта, их всего две.
Это документы необходимые, подтверждающие собственно обстоятельства снятия. И здесь многими докладчиками, в том числе в вопросах, звучало чёткое понимание и подтверждение, что тем самым, если мы этот законопроект принимаем, мы ограничиваем причины, посягаем на частную жизнь и в том числе врачебную тайну, и вообще на те или иные причины и форс-мажорные обстоятельства, которыми люди должны и имеют право воспользоваться в своей жизни, ибо имеют право принять любое решение во время избирательной кампании.
И вторая новелла — это то, что уже является, уже много об этом говорилось, является избыточным, так как уже регулируется многими федеральными законами.
Мы считаем, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" достаточно детально, скрупулезно разобралась в этом вопросе. Мы очень долго слушали, имели очень серьезные дискуссии, в том числе с нашими коллегами из партии КПРФ, и считаем, что не будем поддерживать данный закон и будем голосовать против. И прошу фракцию "ЕДИНОЙ РОССИИ" и всех коллег поддержать это решение.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Алимова Ольга Николаевна. Алимова О. Н., фракция КПРФ.
Уважаемые коллеги, сейчас прозвучала фраза: "Да что мы всё о Хакасии, о Хакасии?" Действительно давайте поговорим о Саратове.
Я не знаю, есть ли заключение Саратовской области, позитивное оно или отрицательное. Скорее всего, отрицательное. Буду приводить свой пример.
Когда я баллотировалась депутатом от Саратовской областной Думы, нас было девять кандидатов на одном округе. В один день восемь кандидатов снялись одновременно, для того чтобы выборы не состоялись. Лишь один из них принес справку медицинскую о том, что он болен. Ну я не знаю, что, действительно тайна о состоянии здоровья, но он прекрасно ходил на работу, занимался всем своим бизнесом и так далее. Но при этом выборы перенесли, затратили дополнительные денежные средства, но в результате всё-таки, как они сказали, хоть один депутат-коммунист, но просочился в Саратовскую областную Думу.
Следующий случай — муниципальные выборы, когда 11 кандидатов, и их было всего 11, и все представляли партию "ЕДИНАЯ РОССИЯ", снялись с выборов, только потому что они забыли указать свою судимость. Всё 11 человек. Поэтому опять выборы перенесли, и никто не нес ответственность.
Да, сегодня здесь говорят о том, что как же так, в законе прописано, что может региональная власть принять то или иное положение.
Но не может быть аналогии - и выборы в Государственную Думу, и выборы в региональные собрания. Если это прописано в федеральном законе, который отвечает за выборы во все органы власти, я имею в виду закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан...", и там будет записана чётко норма о том, что обязательно представляются документы...
Почему человек снялся? Нам говорят: на нас не давят. Нам настоятельно рекомендуют. И если эта норма будет прописана в федеральном законодательстве, те, кто настоятельно рекомендует, будут понимать, что они понесут, в том числе, и материальную ответственность. И тогда будет неповадно заниматься вот подобной фальсификацией и устранением кандидатов, которые неудобны власти.
Считаю, это будет совершенно правильным, если этот закон будет принят и не даст возможности по-разному интерпретировать эту норму в зависимости от ситуации.
Спасибо.
Председательствующий. Куринный Алексей Владимирович.
Куринный А. В. Уважаемые коллеги, ну, мы как-то так выборочно подходим к некоторым нормам. Для депутатов Государственной Думы такая норма действует. Для депутатов муниципальных во многих регионах такая норма действует.
Вот в качестве примера моя родная Ульяновская область. Так получилось, что некоторые наши кандидаты выиграли выборы не только у себя в округе, но и в соседнем. Ну и прошёл год, и избирательная комиссия вышла в суд, требует сегодня возместить, скажем так, затраты на выборы там, где он вынужден был отказаться. По закону сегодня у нас человек имеет право замещать должность только в одном муниципальном образовании. Соответственно тут же сразу нашлись и желания, и возможности, и соответствующий закон, для того чтобы наказать. Наказать, ну и в данном случае — представителей КПРФ.
Если мы сейчас говорим о Хакасии... Почему вспоминаем Хакасию? Почему вспоминаем Орёл? Почему вспоминаем Иркутск? Ну, потому что именно там вот эти все механизмы, эти все стратегии, они и обкатываются по полной программе.
Я. думаю, ни для кого сегодня абсолютно не ново, что если в результате действий конкретного человека, виновных действий, произошло... и нанесён ущерб государству в виде необходимости повторного проведения выборов, необходимости там подготовки и тому подобное... Я назвал вам сумму, вот которая по Хакасии. Это предварительная сумма, которая была утеряна. В этом случае, естественно, виновное лицо, оно должно нести ответственность.
А сегодня нам надо либо с вами всё-таки принимать этот законопроект, что было бы логично... и нет здесь никакой ссылки на врачебную тайну или ещё на какие-то непонятные мысли, явления, желания самих кандидатов.
Всем совершенно понятно, что восемь человек не может сняться просто так сразу с выборов. Это мы говорим про Саратовскую область. Или точно так же не могут, как в Краснодарском крае, сняться все кандидаты, оставляя единственного потенциального победителя, представителя оппозиционной партии одного.
Давайте тогда внесём другие изменения — остаётся один человек, выборы являются состоявшимися, если люди снялись по неизвестным причинам, по необъяснимым причинам.
Но это на будущее, может быть, в следующем законопроекте, который мы рассмотрим. А пока сегодня есть вполне конкретный механизм — для того чтобы не тратить и не палить зря государственные средства, для того чтобы повысить уровень ответственности, для того чтобы не допускать давления, а абсолютно всем понятно в этой стране, что в Хакасии было потрясающее давление на кандидатов, которые снимались, я думаю, и здесь, в этом зале, нет людей наивных, которые полагают, что это не так, что всё это было сделано централизовано, что это был нажим, что это было желание любыми способами, но не допустить избрания в качестве главы региона представителя от другой партии.
Все они применялись, но самое главное, что они стоили денег сегодня государственному бюджету. Они стояли сегодня денег избирателей, которые за это платили, которые вынуждены были наблюдать всю эту вакханалию с повторными выборами, со снятиями, с переводами и тому подобное. Вот чтобы не допустить этого, мы предлагаем сегодня принять нормальный, ясный закон, и распространить этот принцип тогда на всех, чтобы он действовал одинаково для всех, а не только для избранных или для неугодных.
Предлагаю от имени фракции КПРФ поддержать данный законопроект и, естественно, принять его в первом чтении. Мелкие там какие-то недоработки мы устраним во втором.
Спасибо.
Председательствующий. Вострецов Сергей Алексеевич.
Вострецов С. А. Уважаемые коллеги, ну вот совсем недавно в Питере прошла губернаторская кампания. Я был свидетелем этой кампании. И я могу сказать, что никакого давления там на ЛДПР (вот представитель их снялся), КПРФ никакого оказано не было, коллеги.
Я ещё раз говорю, если мы говорим о предателях, они всегда были, есть и будут, это говорит только об одном - о низкой идеологической составляющей работы в наших партиях во всех, независимо, Николай Васильевич, и в "ЕДИНОЙ РОССИИ" они есть, и в ЛДПР, и в КПРФ они будут. Мы никого силком не заставим.
Сейчас, к сожалению, вот вспомните конец XIX века - начало XX века, когда и террором ваша партия там не брезговала, но они шли и на каторгу, они знали, то есть это были идеологические гвозди, а не люди.
Сегодня у нас все коммерсанты и никого там никто не пугает, не давит то, что кто-то свои личные вопросы в партии пытается решать это другой вопрос, но вы этих людей никогда не изведете, Николай Васильевич, никакими законами, никакими мерами.
Надо думать о кадрах и работать с кадрами, а предатели, они будут. И 35 регионов это не маленькое количество, Николай Васильевич, людей, которые высказались по законопроекту, это большое количество, я мало таких законопроектов видел, где бы такое количество регионов высказалось.
Поэтому не обижайтесь, Николай Васильевич, но на вопрос вы на мой не ответили, сколько все-таки в вашей партии таких людей, которые ушли. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Представитель президента? Правительства? По ведению Куринный Алексей Владимирович.
Куринный А. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, я прошу все-таки сделать замечание депутату Вострецову. Наша партия никогда не занималась экстремизмом или там, чем он там, террором, в котором он нас обвиняет, тем более, что в конце 19-го, в начале, в 20-ые годы такой партии, как КПРФ не было.
Председательствующий. Спасибо. Представитель президента? Правительства? Нет. Докладчик, пожалуйста, заключительное слово.
Коломейцев Н. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги. Вот я терпеть не могу людей, которые выступают, не прочитав даже одного абзаца закона.
Сергей Алексеевич, вы для начала разберитесь. В Санкт-Петербурге (Ленинграде) выборы состоялись, и кто там по какой причине снялся, это не было предметом разбирательства. Это первое.
Второе. Второе вам говорю. Это не относится к предмету моей законодательной новеллы.
Третье. Почитайте заключение. Из 35-ти субъектов Российской Федерации 25 высказались против, а 10 поддержали. Это о чем говорит? Там же такие же единороссы-руководители только думающие о сохранении бюджета, понимаете.
Вы ведь поймите, вот я лишний раз убедился на примере рассмотрения этого закона, что закон должен рассматривать комитет по конституционному законодательству. Почему?
У нас здесь куча заслуженных юристов, а люди докладывающие должны знать, что иерархия закона у нас такова: Основной закон — Конституция, дальше идут кодексы, дальше идет конституционный закон. Федеральный конституционный закон об основных гарантиях избирательных прав граждан — это своего рода кодекс избирательный, и на его основе должны приниматься региональные, муниципальные и все другие избирательные законы.
Я в десятый раз вам хочу сказать, если у вас на выборах президента норма действует, и вы не считаете, что это ущемление конституционных прав, любой человек, который себя хочет куда-то выдвинуть, он заведомо уже идет на ограничение своих прав, потому что избиратели во всем мире хотят больше знать о кандидатах, которые куда-то выдвигаются, больше, чем об обычных гражданах. Поэтому эта ссылка вообще не выдерживает никакой, вообще-то, критики.
Кроме того, уважаемые коллеги, ну что, вы не знаете, из кого состоят избирательные комиссии и какой они партии? Для того чтобы говорить об объективности выборов, а вы поймите, есть два способа изменения власти: или честно на выборах, или в условиях нарастающего кризиса уличный бунт. Разве мы хотим уличного бунта с вами? Поэтому мы предложили десять законов, десять или поправок в избирательное законодательство.
Первое. Мы считаем, что надо внести ответственность кандидатов всех уровней перед избирателями и их налоговыми тратами, понимаете.
Второе. Мы считаем, что комиссия должна формироваться: председатель, секретарь и зампредседателя — разных партий. Комиссия должна формироваться... Товарищ липчанин, я же вас не перебивал. Два академика рассуждают, ну дайте я довыступаю две минуты, и потом будете разговаривать.
Поэтому, уважаемые коллеги, мы считаем, что необходимо резко ужесточить ответственность за фальсификацию на выборах. Кстати, во всех так называемых цивильных странах фальсификация на выборах, а там в Германии, во Франции выборы проводит министр внутренних дел, у них фальсификация на выборах приравнивается к захвату власти, и меньше 15 лет не дают, понимаете?
Это, вообще, прививка от бунтов, понимаете, да?
Кроме этого, мы глубоко убеждены, что система, которая сегодня сложилась, она рано или поздно столкнёт нас в очередную гражданскую войну. Вам это надо?
Поэтому, уважаемые коллеги, просьба, возьмите сами, но внести поправку в базовый закон об основных гарантиях избирательных прав граждан, чтобы закон "О выборах Президента...", закон о выборах депутатов Госдумы, закон о выборах глав субъектов Федерации там, где они есть, закон о выборах депутатов законодательных собраний и муниципальных органов власти были в одних правилах. Что же у вас... вот ввели вы в 16-ти субъектах сити-менеджеров, вы же там расплодили коррупцию — сотнями садят сити-менеджеров, понимаете. Почему? Потому что он не подчиняется собранию депутатов, приводит коммерсантов и начинает пилить и без того крайне низкий бюджет. Ну вы, что, этого не понимаете?
Поэтому, уважаемые коллеги, давайте будем корректными, внимательными и болящими за судьбы нашей страны и правильную трату денег, которые тратятся на избирательные кампании, это немалые деньги, но сегодня это превращается в фарс и возмущает людей и подорвало институт доверия к выборам. Это страшная проблема. Поймите, отсутствие веры порождает хаос, а хаос нам с вами не нужен.
Спасибо. Прошу поддержать наш закон.

окончание стенограммы см. https://leo-mosk.livejournal.com/7159307.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments