leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

РЕКОМЕНДАЦИИ конференции Правовое обеспечение развития рыбохозяйственного комплекса РФ - начало

РЕКОМЕНДАЦИИ научно-практической конференции «Правовое обеспечение развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации: прошлое, настоящее, будущее. К 15-летию принятия Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»
Проведя с участием депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, коммерческих и некоммерческих организаций обсуждение проблем законодательного обеспечения эффективного развития рыбохозяйственного комплекса, участники научно-практической конференции отмечают следующее.
Россия была и остается одной из ведущих морских, рыболовных держав. Все стратегические документы последних лет, включая Доктрину продовольственной безопасности Российской Федерации определяют обеспечение населения нашей страны качественной и безопасной отечественной рыбной продукцией как одну из важнейших задач рыбного хозяйства в Российской Федерации, а рыболовство вместе с аквакультурой можно рассматривать в качестве одного из основных факторов, обеспечивающих продовольственную безопасность страны.
Водные биологические ресурсы являются основой жизни и источником занятости значительной части населения прибрежных субъектов Российской Федерации. В ряде регионов страны (Приморский край, Камчатская, Сахалинская, Калининградская, Астраханская и Мурманская области) рыбное хозяйство является приоритетной отраслью экономики. При надлежащей Государственной организации управления такими ресурсами обеспечиваются их устойчивый темп возобновления и рациональное использование нынешними и грядущими поколениями граждан России.
История отрасли имеет глубочайшие корни. Особое развитие она получила в годы Советской власти, когда наш рыбопромысловый флот осуществлял промысел в абсолютном больыгинстве морей Мирового океана. Во многом это было обеспечено производственным потенциалом промыслового флота. Его количество и структура были подчинены одной задаче - обеспечению продовольственной безопасности и продовольственной независимости нашего государства. У нас было 7 тысяч судов: и крупнотоннажных, и среднетоннажных, и других классов.
Действовавшие в 50-е - 80-е годы XX столетия международные нормы в области рыболовства позволяли отечественному флоту наращивать объёмы вылова в необходимых стране количествах. Даже введение в 1976 году прибрежными государствами 200-мильных экономических зон и потеря вылова в этих зонах в объёме 5,0 - 5,5 млн. тонн не смогло остановить наращивание уловов отечественным флотом, который вносил существенный вклад в продовольственную корзину страны почти в 7 миллионов тонн рыбы и рыбной продукции. В 1986 году Советский Союз вышел на добычу 11,3 млн. тонн рыбы, потеснив Японию с первого места по вылову.
В эти годы большое внимание в отрасли уделялось обеспечению промышленности стабильной сырьевой базой. Были развёрнуты научно-исследовательские и поисковые работы по всему Мировому океану.
Большую роль в обеспечении отечественного флота сырьевой базой в экономических зонах зарубежных государств играли десятки представительств отрасли в этих государствах. Управление добычей водных биоресурсов осуществлялось из единого центра и было подчинено главной задаче -обеспечить полноценное и качественное питание населения рыбой, а сельское хозяйство - технической кормовой продукцией.
В постсоветский период рыбохозяйственная отрасль находилась в состоянии стагнации.
Осуществляемое с 1990-1992 г.г. реформирование рыболовства вынудило рыбопромышленников перевести основную часть российского флота на промысел в собственной 200-мильной исключительной зоне. Из-за целого ряда экономических причин-роста цен на топливо и другие виды снабжения судов, отсутствия оборотных средств и т.д. — рыбакам пришлось оставить многие районы промысла в открытой части Атлантического и Тихого океанов. Правительство резко сократило финансовую поддержку отрасли, особенно в части обновления ее основных фондов — флота и береговых перерабатывающих предприятий. Либерализация внешней торговли рыбной продукцией и связанные с приватизацией процессы привели к росту экспорта рыбопродукции и потере части рыбопромыслового флота. Уже к середине 90-х годов по сравнению с серединой 80-х уловы в целом по России упали на 55%, производство пищевой рыбной продукции, включая консервы, сократилось на 42%.
Сегодня очевидна положительная динамика экономических показателей рыбохозяйственного комплекса. Объем вылова водных биоресурсов в 2018 году превысил 5,11 млн. тонн и стал рекордным за последние 25 лет.
Растёт экономическая эффективность и налоговая отдача отрасли. По данным Росстата, сальдированный финансовый результат предприятий по виду деятельности «Рыболовство, рыбоводство» вырос с 83,4 млрд. рублей в 2017 году до 98,9 млрд. рублей в 2018 году; финансовый оборот вырос с 310,1 млрд. рублей до 341,2 млрд. рублей; инвестиции в основной капитал выросли с 11,9 до 25,4 млрд. рублей. Согласно данным Федеральной налоговой службы, в 2018 году в консолидированный бюджет Российской Федерации (включая социальные фонды) предприятиями по виду деятельности «Рыболовство, рыбоводство» было уплачено 45,8 млрд. рублей, что на 3,5 млрд. рублей (8,3 процента) больше, чем в 2017 году. В рамках реализации договоров о предоставлении инвестиционных квот предприятия рыбохозяйственного комплекса приступили к строительству 21 берегового рыбоперерабатывающего предприятия и 33 судов рыбопромыслового флота. В 2018 году заключено почти 4 тыс. договоров по закреплению долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов на пятнадцатилетний период, из них только по Дальневосточному бассейну - более 2 тыс. договоров. Среднегодовая численность занятых в Российской Федерации по видам экономической деятельности «Рыболовство, рыбоводство» по итогам 2018 года составила 139 тыс. человек.
Основополагающей мерой, которая привела к стабилизации работы рыбной отрасли в нашей стране, явилось принятие в 2004 году Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» особенно важным является введение данным документом «исторического принципа», согласно которому право на добычу (вылов) водных биоресурсов на очередной период предоставлялось добросовестным предприятиям на безвозмездной основе на основе данных об объеме вылова.
Федеральным законом о рыболовстве заложены основы нормативно-правового регулирования рыбохозяйственной деятельности, которые позволили отрасли стабильно развиваться. Федеральный закон о рыболовстве создал основу экономических достижений отрасли, способствовал созданию благоприятной экономической конъюнктуры и эффективной работы предприятий.
За время, прошедшее с момента принятия Федерального закона, состоялось 2 заседания президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросу эффективного управления рыбохозяйственным комплексом России 31 августа 2007 года, г.Астрахань и по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса 19 октября 2015 года, г.Москва, в реализацию, в том числе, которых за пятнадцать лет были приняты 30 Федеральных законов, которые вносили изменения в первоначальную принятую в 2004 году редакцию Закона о рыболовстве. 53 статьи увеличились до 83, а 33 статьи были существенно изменены. В общей сложности было внесено более 800 поправок, большая часть которых носила существенный характер.
К самым значимым изменениям можно отнести следующие.
В 2006 году вводится новый вид квот добычи (вылова) водных биоресурсов - промышленные квоты пресноводных водных объектов.
В 2007 году вводится новая статья 54, регулирующая вопросы изъятие незаконно добытых (выловленных) водных биоресурсов.
В 2008 году Федеральным законом № 333-ФЗ в понятие рыболовство включается переработка, транспортировка и хранение рыбной продукции, уточняются основополагающие понятия «общий допустимый улов», квота добычи (вылова) водных биоресурсов и др., устанавливается перечень рыбохозяйственных бассейнов, вводятся положения о правилах рыболовства, срок закрепления долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов увеличен до 10 лет, введены положения о свободном и бесплатном любительском рыболовстве.
В декабре 2008 года принимается еще один крайне важный Федеральный закон № 250-ФЗ, который устанавливает впервые самостоятельный термин «аквакультура (рыбоводство)», вводятся понятия «уловы водных биоресурсов» и «рыбное хозяйство», вводится запрет на ввоз в Российскую Федерацию рыболовных сетей из синтетических материалов, электроловильных систем, появляется отдельная статья, регулирующая вопросы добычи прилова.
С 2009 года вводится условие об обязательной доставке уловов водных биоресурсов и рыбной продукции на таможенную территорию, также предусматривает запрет на осуществление рыболовства иностранными лицами, а также на иностранных судах.
Следует отметить, что редакция от 1 января 2009 года стала основой всей правовой конструкции Закона о рыболовстве в дальнейшем.
В 2011 году вводится самостоятельная глава в Законе о рыболовстве, посвященная вопросам осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.
В 2015 году Федеральным законом № 120-ФЗ предусматривается внесение изменений в ряд федеральных законов в части регламентации рыболовства в открытом море, осуществляемого юридическими лицами и гражданами с использованием судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, а также установления административной ответственности за нарушение правил, регламентирующих рыболовство в открытом море.
В 2016 году Федеральным законом № 208-ФЗ вводятся исключительно важные изменения:
запрет на использование дрифтерных сетей при осуществлении промышленного рыболовства, рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях и прибрежного рыболовства анадромных видов рыб во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
допуск всех желающих лиц к аукционам на право заключение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) анадромных видов рыб.
В июле 2016 года принят Федеральный закон № 349-ФЗ, которым с 1 января 2019 года вводится фактически обновленная система государственного управления водными биологическими ресурсами.
Механизм инвестиционных квот — новелла, введенная Законом, фактически являясь новой мерой государственной поддержки (подразумевает выделение 20% от общего допустимого улова на строительство современных судов на российских верфях и береговых перерабатывающих предприятий (15% и 5°/о соответственно)), призван исправить сложившийся негативный сценарий с состоянием рыбопромыслового флота.
Закон также предусмотрел:
- сохранение исторического принципа наделения ресурсами (права на вылов с учетом ранее закрепленных долей квот);
-увеличение срока закрепления долей квот с 10 до 15 лет, что создало дополнительный стимул для долгосрочного стабильного планирования бизнеса;
-повышение степени необходимого освоения водных биоресурсов на собственных судах, что приведет к увеличению объемов вылова и исключению неэффективных пользователей;
- формирование единого промыслового пространства для осуществления промъшзленного и прибрежного рыболовства, что позволит повысить эффективность промысла и снизит административные барьеры;
- применение повышающего коэффициента 1,2 при выделении квот для осуществления прибрежного рыболовства, что будет стимулировать развитие поставок рыбы в свежем и охлажденном виде на береговые перерабатывающие предприятия, а также на потребительский рынок всей страны.
Законом были введены именно экономические рычаги и механизмы повышения эффективности использования водных биоресурсов путем стимулирования пользователей к долгосрочному инвестированию в свой бизнес с целью эффективного освоения предоставленных им в пользование объемов водных биоресурсов и снижения рисков лишения таких прав за недобросовестные действия.
В 2018 году вносятся крайне актуальные изменения в Федеральный закон о рыболовстве. Так, предлагается, договоры о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления прибрежного рыболовства, промышленного рыболовства (за исключением пресноводных водных объектов), «международного рыболовства», срок действия которых истекает ранее 31 декабря 2018 года, продлить по 31 декабря 2018 года включительно на тех же условиях.
В случае непринятия предлагаемых изменений большинство рыбопромышленных предприятий страны должны были прекратить промысел в конце ноября - начале декабря 2018 года. Учитывая, что в этот период ведется массовый промысел минтая, трески, сельди и других социально значимых видов водных биоресурсов, недолов составил бы не менее 180 тысяч тонн водных биоресурсов.
В 2019 году Федеральным законом № 86-ФЗ вводится новый вид квот добычи (вылова) водных биоресурсов - доли квоты добычи (вылова) крабов в инвестиционных целях, также предусматривается самостоятельный механизм регулирования в части предоставления таких квот.
Законодательство в области рыболовства способствовало продвижению в решении комплекса таких важных государственных задач, как выполнение Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, расширение присутствия Российской Федерации как рыболовной державы в Мировом океане, обновление рыбопромыслового флота с использованием потенциала отечественных судостроительных предприятий, повышение эффективности промысловой деятельности.
Особо значимым достижением в развитии рыбной отрасли стало принятие Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Закон явился отправной точкой для перехода российской аквакультуры в новое правовое поле. Он оказался на стыке рыбного и сельского хозяйства, объединив водные, земельные и живые биологические ресурсы.
В Законе декларированы основополагающие принципы, без которых в сегодняшних условиях невозможно развитие аквакультуры.
В 2016 году Закон об аквакультуре был дополнен важной нормой о том, что рыбоводное хозяйство, надлежащим образом исполнившее свои обязанности по договору пользования рыбоводным участком, по истечении срока его действия имеет преимущественное перед другими лицами право на заключение такого договора на новый срок без проведения торгов.
В 2017 году внесены изменения в Лесной кодекс Российской Федерации, в соответствии с которыми у рыбоводов появилось право на использование лесов в целях аквакультуры, как сельскохозяйственной деятельности.
17 декабря 2019 года Государственной Думой во втором чтении принят Федеральный закон, который устанавливает возможность использования земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей товарной аквакультуры лицами, осуществляющими такую деятельность в соответствии с договором пользования рыбоводным участком на основании разрешения на использование земель или земельного участка или на основании договора аренды земельного участка.
В декабре 2018 года принят Федеральный закон № 475-ФЗ «О любительском рыболовстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», работа над которым велась с 2013 года.
Любительское рыболовство является самым массовым увлечением, связанным с активным отдыхом на природе. По экспертным оценкам любительским рыболовством занимается от 10 до 20% населения нашей страны, то есть численность рыбаков-любителей составляет от 15 до 25 миллионов человек.
Несмотря на мнение о второстепенности этого вида рыболовства и доминирующую ориентацию только на коммерческий промысел, любительское рыболовство способно играть более весомую роль в создании социального фона в регионах страны.
Право граждан осуществлять любительское рыболовство на водных объектах общего пользования свободно и бесплатно было установлено в Законе о рыболовстве, который, конечно, в первую очередь ориентирован на развитие рыболовства как отрасли экономики и предлагает соответствующие экономические механизмы. Но любительское и спортивное рыболовство само по себе не подразумевает наличия товарной продукции и извлечение прибыли.
В результате данный вид рыболовства оказался в действующем законе лишен каких либо отдельных специфических подходов. Вместе с тем в условиях активного вовлечения природных ресурсов в оборот снижается их доступность для общего пользования.
Необходимость отдельного федерального закона в области любительского рыболовства была обусловлена социальной напряженностью в отдельных регионах Российской Федерации в связи с невозможностью рыбаками-любителями полноценно добывать рыбу в привычных для них условиях и доступных для этого водных объектах свободно и бесплатно.
Так как Федеральный закон вступает в силу с 2020 года, выводы об эффективности его реализации можно будет сделать по результатам формирования соответствующей правоприменительной практики.
Несмотря на впечатляющие темпы развития законодательства в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов многие проблемы отечественной рыбной отрасли имеют давнюю историю и системный характер и, несмотря на их открытость и обсуждаемость, а также действия,
предпринимаемые со стороны государства в этом направлении, говорить об их окончательном решении пока преждевременно.
Залогом эффективной работы рыбохозяйственного комплекса и неотъемлемой составной частью системы государственного управления использованием водных биологических ресурсов является научное обеспечение деятельности рыбного хозяйства.
В настоящее время научное обеспечение деятельности рыбохозяйственного комплекса осуществляется системой из 13 отраслевых научно-исследовательских институтов Росрыболовства. Их научные коллективы насчитывают 106 докторов наук, 682 кандидата наук, 31 профессор и 125 доцентов.
Научными организациями осуществляется комплексные научные исследования и государственный мониторинг водных биоресурсов и среды их обитания, оценка состояния запасов и условий добычи водных биоресурсов, разработка новых высокоэффективных технологий добычи и переработки водных биоресурсов, а также осуществляется ряд других исследований, направленных на создание условий для устойчивого развитии отечественного рыбного хозяйства.
Разработка научного прогноза общего допустимого улова и рекомендованного вылова для морских и пресноводных объектов российской юрисдикции ведется по 8 рыбохозяйственным бассейнам, в которых насчитывается свыше 920 единиц запаса (популяций) морских биоресурсов и свыше 2550 единиц запаса - пресноводных биоресурсов. Общий объем ресурсной базы в водах российской юрисдикции обеспечивает суммарный потенциальный вылов порядка 5 млн. 100 тыс. тонн. Помимо этого, прогнозирование осуществляется и для водных биоресурсов конвенционных районов и открытых районов Мирового океана, где потенциально доступная российскому рыболовству ресурсная база составляет порядка 1 млн. 100 тыс. тонн ежегодного вылова.
На современном этапе комплекс работ, объем и качество собранной первичной информации в целом позволяют решать основные научные и практические задачи. Тем не менее бюджетное финансирование на выполнение рыбохозяйственных исследований на текущий и перспективный периоды недостаточно, а затраты на экспедиционные работы, особенно на морские исследования и аренду авиации, неуклонно возрастают. В совокупности это позволяет проводить мониторинг состояния сырьевой базы рыболовства в морских и пресных водоемах только на предельно допустимом низком уровне. По части единиц запаса водных биоресурсов оценки общего допустимого улова и возможного вылова даются на экспертной основе, то есть предлагаются минимальные величины к изъятию.
Недостаточное финансирование также является основной причиной, по которой длительное время не проводятся исследования в перспективных районах для отечественного рыболовства, в первую очередь в Антарктике, где имеется значительный недоиспользуемый запас криля, а также в Юго-Западной Атлантике (кальмар) и южной части Тихого океана (ставрида). Из-за отсутствия научных экспедиций в районах, подпадающих под межправительственное регулирование рыболовства, а также в Мировом океане, Россия ежегодно теряет свои позиции в конкурентной борьбе за мировые рыбные ресурсы, которые являются одним из важнейших резервов для наращивания объемов добычи (вылова).
Одним из факторов, не позволяющих расширить исследования, является нехватка научно-исследовательских судов и выход из строя существующих судов из-за большого физического износа, что в итоге приводит к недолову около 250 тыс. тонн различных видов водных биологических ресурсов, включая минтай и сельдь.
Общее количество судов на начало 2019 г. в ФГБНУ «ВНИРО» составляет 18 ед., средний возраст - 26 лет. Все суда выработали установленный срок эксплуатации. Предполагается, что до 2020 г. будут списаны три единицы, и общее количество флота составит 15 ед., средний возраст которых будет 27 лет.
Эффективное научное обеспечение отрасли может быть достигнуто путем выделения средств из федерального бюджета Российской Федерации для строительства не менее 9 научно-исследовательских судов, в том числе 3 х крупнотоннажных ледового класса, в соответствии с экспертной оценкой минимальная стоимость одного научного судна составляет 3 млрд. рублей.
Тем не менее, на финансирование подпрограммы № 3 «Наука и инновации» государственной программы «Развитие рыбохозяйственного комплекса» изначально предусматривалось в 2016 год - 3 780 млн. рублей, в 2017 году - 3 607 млн. рублей, в 2018 году - 3 293 млн. рублей. Однако в последующем эти объемы были снижены и соответственно составили 3 351 млн. рублей, 3 165 млн. рублей и 3 134 млн. рублей.
Государственная Дума последовательно выступает за увеличение финансирования рыбохозяйственной науки в целях повышения эффективности научного обеспечения деятельности рыбохозяйственного комплекса.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2018 года № 380 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса» было увеличено финансирование подпрограммы № 3 «Наука и инновации» на 2018, 2019 и 2020 годы с 3 133 млн. рублей, 3 112 млн. рублей и 3 680 млн. рублей до 4 059 млн. рублей, 4 033 млн. рублей и 4 088 млн. рублей соответственно.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2019 г. № 324 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса» увеличены бюджетные ассигнования по подпрограмме «Наука и инновации» на 1 342 млн. рублей в 2019 году и 1 422 млн. рублей в 2020 году.
Федеральным законом от 2 декабря 2019 г. № 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» бюджетные ассигнования по подпрограмме «Наука и инновации» в 2020 году увеличены до 6 568 млн. рублей. Вместе с тем в 2021 и в 2022 году прогнозируемое финансирование составит всего 4 495 млн. рублей и 4 723 млн. рублей соответственно, тогда как по экспертным оценкам дополнительный объем средств федерального бюджета, необходимый для расширения рыбохозяйственных исследований, как в зоне Российской Федерации, так и за ее пределами, не менее 1,5 млрд. рублей ежегодно.
Таким образом, существующее бюджетное финансирование свидетельствует о перспективе негативного сценария развития рыбохозяйственной науки.
Эффективное научное обеспечение отрасли может быть достигнуто путем выделения средств из федерального бюджета Российской Федерации для строительства научных судов, модернизации материально-технической базы рыбохозяйственной науки, полноценного научного обеспечения текущей деятельности РХК; проведения перспективных и поисковых рыбохозяйственных исследований (правила регулирования промысла, среднесрочное и долгосрочное прогнозирование динамики численности запасов ВБР).
Установленные в Федеральном законе «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» положения о невозможности производства продукции из водных биоресурсов, добытых при проведении ресурсных исследований, осложняют проведение научно-исследовательских работ в исключительных экономических зонах иностранных государств и районах действия международных договоров в области рыболовства.
Уничтожение водных биологических ресурсов в большинстве конвенционных районов и исключительных экономических зон иностранных государств запрещено национальным и международным законодательством. Российские научные суда, осуществляющие ресурсные исследования в этих районах, обязаны соблюдать эти правила. Сохранение на борту научного судна и доставка в зону российской национальной юрисдикции выловленных в научных целях водных биоресурсов могут привести к штрафным санкциям, поскольку в соответствии с российским законодательством такие водные биоресурсы рассматриваются как продукция.
Необходимо вернуться к проработке законодательных изменений в указанной части.
Также одним из важнейших направлений развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации является кадровое обеспечение. Решение этой задачи обеспечивают высшие учебные заведения Росрыболовства, которые осуществляют подготовку кадров более чем по 120 направлениям и специальностям высшего и среднего профессионального образования (сельское и рыбное хозяйство, морская техника, транспорт, электро- и теплоэнергетика, связь, машиностроение, биология, экология, биотехнология, холодильная техника, прикладная информатика, экономика и управление в отрасли, строительство).
Общий контингент обучающихся в образовательных учреждениях Росрыболовства составляет более 37 тыс. человек, за счет средств федерального бюджета обучается более 12 тыс. человек.
Необходимо выделить следующие основные проблемы, сдерживающие развитие рыбохозяйственного образования.
Большая часть учебных корпусов и общежитий образовательных учреждений построены в 50-бО-х годах XX века, имеют высокую степень износа и требуют незамедлительной реконструкции.
Ряд объектов находятся в сейсмоопасных районах и выведены из эксплуатации в соответствии с предписаниями МЧС России как не отвечающие нормам сейсмобезопасности.
Только в двух образовательных учреждениях Росрыболовства имеются плавательные бассейны, что не позволяет научить курсантов плавать.
На протяжении многих лет практически не выделялись финансовые средства на проведение капитального ремонта учебных корпусов и общежитий образовательных учреждений отрасли, а также на оснащение лабораторной базы, учебно-производственных мастерских и приобретение специализированных тренажеров для подготовки плавсостава.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2012 г. №1094 утверждены нормативы обеспечения бесплатным форменным обмундированием и питанием курсантов, обучающихся за счет средств федерального бюджета по специальностям подготовки плавсостава в образовательных учреждениях Росрыболовства.
Средства на реализацию указанного постановления выделяются в недостаточном объеме.
Бюджетное финансирование рыбохозяйственного образования осуществляется в рамках двух государственных программ: государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1642) и государственная программа Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 № 377). В настоящее время при реальной потребности на обеспечение питанием, обмудированием, ремонт и строительство учебных корпусов и общежитий в 1 млрд. рублей ежегодно, расходы бюджета составляют не более 50%. В результате при трехразовой норме питания у курсантов государством обеспечивается только одноразовое питание, обмундирование приобретается курсантами за собственные средства.
Только в 2020 году дополнительная потребность в бюджетном финансировании составляет: на обеспечение обучающихся бесплатным питанием и форменным обмундированием — более 200 млн. руб., на обеспечение приобретения и модернизации специализированного оборудования для подготовки курсантов, обучающихся в образовательных организациях необходимо более 400 млн. рублей, на проведение капитального ремонта учебных корпусов и общежитий образовательных организаций Росрыболовства -1 117 млн руб.
Без этих средств образовательные организации не смогут пройти процедуру проверки Минтранса России в 2020 г., проводимую в преддверии очередной проверки Российской Федерации комиссией Международной морской организацией (ИМО).
Повышение привлекательности обучения в рыбохозяйственных ВУЗах может быть достигнуто за счет выделения средств федерального бюджета на развитие и модернизацию материальной базы образовательных организаций Росрыболовства, включая капитальный ремонт, реконструкцию и строительство учебных корпусов, общежитий, спортивных сооружений и объектов социальной инфраструктуры.
Кроме того, достижению указанной цели будет также способствовать расширение мер социальной поддержки курсантов, обучающихся по специальностям подготовки плавсостава судов рыбопромыслового флота, путем выделения дополнительных бюджетных ассигнований на обеспечение указанной категории обучающихся бесплатным питанием и форменным обмундированием.
Сегодня в отрасли ощущается дефицит кадров, как рядового плавсостава, так и командного звена. Сокращены учебные программы для морских специальностей, отсутствует необходимая база для прохождения практики курсантами непосредственно в море. Требуется комплексная программа подготовки кадров для рыбной промышленности и нормативное обеспечение условий прохождения производственной практики на судах рыбопромыслового флота.
Нельзя не остановиться на проблемах материально-технической базы рыбохозяйственного комплекса, основой которой является рыбопромысловый флот, который составляет более 70 процентов основных производственных фондов отрасли и обеспечивает более 90 процентов общего вылова. На судах рыбопромыслового флота производится более 92 процентов общего объема мороженой продукции, более 96 процентов рыбной муки и около 15 процентов консервной продукции. Основная часть судов рыбопромыслового флота сосредоточена в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне (71 процент), 16 процентов - в Северном, 8 процентов - в Западном, 3 процента - в Азово-Черноморском, 2 процента - в Волжско-Каспийском бассейне.
Лишь 1 процент общего числа судов рыбопромыслового флота -крупнотоннажных траулеров-процессоров в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне и среднетоннажных в Северном рыбохозяйственном бассейне - моложе 5 лет. При этом количество судов рыбопромыслового флота старше 25 лет составляет 7 процентов этой группы.
Что касается маломерных и среднетоннажных рыболовных судов, то только в Азово-Черноморском, Волжско-Каспийском и Западном рыбохозяйственных бассейнах для замены флота необходимо построить около 120 новых судов, 100 из которых - это добывающие суда, и 20 судов - для обслуживания хозяйств марикультуры.
За период с 2000 по 2018 год состав российских судов рыбопромыслового флота в количественном отношении сократился на 25 процентов. По оценкам отраслевых экспертов, в случае сохранения тенденции к списанию судов рыбопромыслового флота уже в 2020 году будет наблюдаться острая нехватка мощностей, что станет значимым ограничением в наращивании объема добычи (вылова) водных биологических ресурсов свыше 5 млн. тонн.
И это несмотря на то, что с введением в 2016 году Федеральным законом от 03 июля 2016 г. № 349-ФЗ инвестиционных квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов в рамках реализации договоров о предоставлении инвестиционных квот на постройку судов предприятия рыбохозяйственного комплекса приступили к строительству 33 судов рыбопромыслового флота, так как строительство судно в среднем занимает не менее 5 лет.
Следует отметить, что модернизация прибрежной рыбопереработки является дополнительным стимулом для рыбаков привезти рыбу на берег. Кроме того, развитие рыбоперерабатывающей инфраструктуры - одна из важнейших социальных задач в прибрежных регионах.
Холодильное оборудование складов сегодня устарело, на 70-80% физически изношено, требует частых ремонтов и потребляет избыточное количество электроэнергии, ощущается острый дефицит в современных низкотемпературных холодильниках для замороженной рыбы.
Действующие холодильники и хладокомбинаты не в состоянии обеспечить нарастающую потребность производителей рыбопродукции и торговых операторов. Дефицит площадей холодильного хранения современного уровня в целом по России составляет около 1 млн. м2 или около 600-700 тыс. тонн продукции.
Очевидно, что существующее состояние рыбоперерабатывающих мощностей не может не сказаться на качестве продукции, на потреблении рыбопродуктов населением России.
Аквакультура является самым быстрорастущим продовольственным сектором, на который сегодня приходится почти 50% рыбы, потребляемой в пищу в мире. Сырьевые запасы водных биологических ресурсов в традиционных районах отечественного промысла ограничены. В ближайшие годы объемы добычи выйдут на максимально возможный уровень. Мировой опыт показывает, что дальнейшее увеличение производства рыбопродукции в России возможно за счет развития аквакультуры.
Вместе с тем товарная аквакультура (товарное рыбоводство) по-прежнему занимает относительно невысокое место в производственной и экономической структуре рыбохозяйственного комплекса. Несмотря на опережающие темпы среднегодового роста производства - порядка 15 процентов в течение последних 5 лет - доля товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) в общем объеме предложения рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов остается на относительно низком уровне (3,7 процента, или 239 тыс. тонн рыбоводной продукции в 2018 году).
Подпрограмма «Развитие аквакультуры» в рамках Государственной программы «Развитие рыбохозяйственного комплекса» нацелена на восстановление и сохранение ресурсно-сырьевой базы рыболовства, искусственное воспроизводство водных биологических ресурсов и стимулирование развития товарного рыбоводства.

окончание см. https://leo-mosk.livejournal.com/7158002.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments