leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

РЕКОМЕНДАЦИИ конференции Правовое обеспечение развития рыбохозяйственного комплекса РФ - окончание

РЕКОМЕНДАЦИИ научно-практической конференции «Правовое обеспечение развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации: прошлое, настоящее, будущее. К 15-летию принятия Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»

Окончание стенограммы, начало см. https://leo-mosk.livejournal.com/7157587.html
За счет отсутствия финансового обеспечения основных мероприятий, направленных на государственную поддержку товарной аквакультуры (рыбоводства), объем производства российской продукции товарной аквакультуры в рассматриваемый период растет несущественно, что не выдерживает критики на фоне мирового рынка аквакультурной продукции, в рамках которого объемы производства продукции за последние годы в других странах стабильно растут, тем временем, как развитие аквакультуры в России, располагающей огромным природно-климатическим и интеллектуальным потенциалом, находится на крайне низком уровне.
С законодательной точки зрения созданы все условия для успешного, прогрессивного развития аквакультуры в стране, включая повышение эффективности реализации государственной политики в области развития аквакультуры, привлечение инвестиционных ресурсов, увеличение занятости трудоспособного населения и улучшения социальной обстановки в регионах.
Вместе с тем, до сих пор эффективно не работают основные направления государственной поддержки аквакультуры (рыбоводства) как одного из важнейших направлений сельскохозяйственной деятельности.
Согласно итоговому отчету Росрыболовства за 2018 год существует положительная тенденция роста объемов мероприятий по искусственному воспроизводству ВБР. Объемы выращенной и выпущенной молоди превысили 9,9 млрд шт., что на 7 °/о больше уровня 2017 г. и на 8 % — 2016 г.
Вместе с тем, объемы выпусков за счет собственных средств в отчетном году снизились на 12,4 °/о и составили 708,7 млн шт. Снижение данного показателя также связано с низким уровнем подхода производителей тихоокеанских лососей, в результате которого объемы выпуска молоди лососевых сократились на 138 млн шт. (19 % относительно показателей 2017 г.).
Объемы выпусков в целях компенсации ущерба в 2018 г. увеличились незначительно - на 0,4 % (2,5 млн шт.) и составили 569 млн шт. При этом объемы выпусков осетровых видов выросли на 7 % и достигли показателя 13,4 млн шт., объемы выпуска неосетровых видов остались приблизительно на уровне прошлого года (прирост 0,3 %). Объемы компенсационных мероприятий посредством выпуска малоценных видов рыб сократились на 44% по сравнению с 2017 г. Запланированные выпуски в объеме 23,5 млн шт. молоди в целях компенсации ущерба, нанесенного ВБР, в 2018 г. выполнены только на 57 %.
Дополнительными резервами ускоренного развития аквакультуры являются совершенствование нормативно-правовой базы; комплексная государственная поддержка аквакультуры; научное обеспечение государственного управления и производственного сектора аквакультуры; расширение фонда рыбоводных акваторий, совершенствование правовой и административной сферы, должны открыть широкие перспективы для увеличения объемов производства в секторе.
В целом, рассматривая проблему финансового обеспечения отрасли, очевидно, что средства, предусмотренные государственной программой на развитие аквакультуры, не могут быть признаны достаточными в текущей ситуации. Необходимы дополнительные ассигнования на развитие аквакультуры, в том числе на субсидирование процентных ставок, экономически значимые региональные программы, а также экосистемные исследования по подпрограмме «Развитие аквакультуры».
Также существенными причинами, сдерживающими развитие аквакультуры в Российской Федерации, являются:
- недостаток программных документов по развитию аквакультуры;
- устаревшие производственные мощности и материально-техническая база на рыбоводных предприятиях;
- дефицит в качественном отечественном рыбопосадочном материале;
- импортозависимость по кормам для аквакультуры;
недостаток квалифицированных специалистов - рыбоводов с профильным образованием.
К основным рискам развития отечественной аквакультуры относятся:
природно-климатические риски, обусловленные экстремальными изменениями погодных условий, которые оказывают серьезное влияние на объекты аквакультуры и объемы их товарного разведения. Зависимость функционирования отрасли от природно-климатических условий также снижает ее инвестиционную привлекательность. Для снижения рисков от природно-климатических условий необходимы переход к новым технологиям, техническая модернизация, страхование рисков в аквакультуре и принятие мер государственной поддержки в особо неблагоприятные по природно-климатическим условиям годы;
макроэкономические риски, обусловленные неблагоприятной внешнеполитической ситуацией, конъюнктурой мировых цен на отдельные экспортные виды рыбо- и морепродукции и снижением возможности достижения целей по развитию аквакультуры, а также снижением темпов
данного сектора экономики и уровня инвестиционной активности, которые не позволят интенсифицировать развитие аквакультуры и усилят зависимость их развития от государственных инвестиций. Снижение негативного влияния указанных рисков должно обеспечиваться путем развития на региональном уровне биржевой торговли, стимулирования потребления отдельных видов рыбо- и морепродукции на внутреннем рынке, диверсификации структуры внутреннего производства продукции в части товарной номенклатуры и географии производства, расширения рынков сбыта, применения мер государственного регулирования рынка;
Для преодоления указанных рисков необходимо увеличение доли частных инвестиций через создание условий для инвесторов в развитии аквакультуры в рамках государственно-частного партнерства, а также создание современных лабораторий, осуществление поставки ветеринарных препаратов для своевременного проведения противоэпизоотических мероприятий.
Стоит отметить, что остро стоит проблема сохранения племенных рыбоводных хозяйств. За последние годы прекратили свое существование многие рыбхозы, племенная продукция которых на протяжении многих лет отличалась высоким качеством.
Современная племенная база рыбоводства, включая селекционные достижения, племенные рыбоводные хозяйства, научное и информационное обеспечение во многом определяет нынешние объемы производства товарной рыбоводной продукции, но значительно уступает потенциальным потребностям развития сельскохозяйственного рыбоводства Российской Федерации.
Успех и скорость совершенствования Закона находится в прямой зависимости от интенсивности взаимодействия между законодателями и производителями продукции аквакультуры. Именно поэтому здесь необходимо активное участие и поддержка общественности, бизнес-сообщества, отраслевой науки.
Также следует отметить, что в настоящее время наблюдается неэффективность исполнения Федерального закона от 1 июля 2017 № 143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования отношений в области аквакультуры (рыбоводства)» в части регулирования пользования и владения землей под рыбоводными прудами. Федеральным законом № 143-ФЗ внесены уточнения в статьи 40 и 77 Земельного кодекса, согласно которым земли сельскохозяйственного значения используются для строительства прудов, в том числе образованных водоподпорными сооружениями на водотоках и используемых для целей осуществления прудовой аквакультуры («русловые пруды»).
В ходе работы над законопроектом предполагалось, что указанных уточнений будет достаточно для внесения определенности в правовой статус «русловых прудов».
Вместе с тем после принятия Федерального закона негативная правоприменительная практика, связанная с изъятием сельскохозяйственных земель, занятых «русловыми прудами» в федеральную собственность продолжилась.
Из материалов целого ряда судебных решений видно, что отдельные государственные органы до сих пор полагают, что упомянутый закон не решил вопроса признания собственности земельных участков сельхозназначения под ложем указанных прудов.
Необходимо проработать вопрос о целесообразности дополнительного законодательного регулирования использования прудов, в том числе образованных водоподпорными сооружениями на водотоках, для целей осуществления прудовой аквакультуры.
Нельзя не отметить проблемы, возникающие в области охраны водных биоресурсов.
В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей» среды охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности являются одними из основополагающих принципов охраны окружающей среды, согласно которым должна осуществляться деятельность органов государственной власти.
В соответствии с Законом о рыболовстве водные биоресурсы являются основой жизни и деятельности человека. Добыча (вылов) водных биоресурсов осуществляется, прежде всего, исходя из представления о них как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы.
Несмотря на принимаемые органами государственной власти меры, направленные на сохранение и рациональное использование водных биологических ресурсов, их незаконная (браконьерская) добыча остается на высоком уровне.
Например, только в Волжском бассейне, по данным рыбохозяйственной науки, к настоящему времени потеряны естественные нерестилища русского осетра на 80%, севрюги — на 40 %, белуги — на 92%. Некоторые виды рыб, например, волжская сельдь, полностью исчезли.
Ущерб от преступных посягательств на водные биоресурсы только в 2018 году превысил 1,1 млрд. рублей.
Основной задачей работы инспекторов рыбоохраны является сохранение промысловых запасов водных биоресурсов на уровне, отвечающем интересам рыбохозяйственной отрасли, и снижение негативного влияния от антропогенного воздействия на водные биоресурсы, в том числе от браконьерства.
Вместе с тем в связи с недостаточностью кадрового состава, а также из-за устаревшей материально-технической базы эффективное выполнение возложенных на инспекторов обязанностей практически невозможно.
Также существенным препятствием для осуществления эффективного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов является недостаточная координация федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль в области рыболовства.
В 2017-2018 годах обеспеченность территориальных управлений Росрыболовства горюче-смазочными материалами составляла около 30% от реальной потребности.
В рамках Государственной программы "Развитие рыбохозяйственного комплекса" на реализацию подпрограммы "Охрана и контроль" заложено наименьший объем бюджетного финансирования. В 2019 году 1515871,8 тыс. рублей, а в 2020,2021 году финансирование вернется на уровень 2017-2018 годов и составит 934978,3 тыс. рублей и 950804 тыс. рублей соответственно.
И эхо при том, что по экспертной оценке в самое ближайшее время необходимо осуществить приобретение более 400 единицы водных транспортных средств (суда, моторные лодки, катера); более тысячи единиц наземных транспортных средств (легковые автомобили повышенной проходимости, грузовые автомобили повышенной проходимости, вездеходы, снегоходы) для обеспечения комплекса рыбоохранных мероприятий во внутренних водоемах.
Далее следует отметить, что расчетная потребность инспекторского состава составляет около 5,5 тыс. человек, а фактически работает около 2,5 тыс. инспекторов.
Так, в 2017-2018 годах плановыми проверками Росрыболовства охвачено только 10% хозяйствующих субъектов, соблюдение правил рыболовства контролировалось только на 36% поднадзорной территории.
Вместе с тем должностные лица, осуществляющие различные виды экологического надзора, нередко фиксируют признаки правонарушений в областях, выходящих за пределы их компетенции.
При этом, указанные должностные лица, осуществляя контроль (надзор) на одной и той же территории, не имеют полномочий по пресечению
административных правонарушений в смежных областях экологического надзора.
В настоящее время Правительством Российской Федерации проводится работа по подготовке законопроекта, предусматривающего наделением перекрестных полномочий инспекторов рыбоохраны, охотничьего надзора и лесного надзора.
Надеемся, что законопроект в ближайшей перспективе будет внесен в Государственную Думу, так как его принятие позволит существенно ПОВЫСИТЬ эффективность деятельности должностных лиц, осуществляющих контроль (надзор) за сохранением природных ресурсов.
Актуальными для российской рыбной отрасли являются следующие проблемы.
Остаются нерешенными вопросы таможенного законодательства в части статуса рыбной продукции, произведенной на российских судах за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации.
Требует решения вопрос упрощения декларирования и установления льгот по уплате вывозных таможенных пошлин в отношении судовых припасов российских рыбопромысловых судов, осуществляющих промысел в исключительной экономической зоне России, в том числе в отношении ГСМ, тары и тарных материалов, необходимых для производства рыбной продукции.
Также после вступления в силу Федерального закона от 29 июля 2018 года № 270-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» значительно ухудшились условия осуществления промысла российскими рыбодобывающими предприятиями. Российским судам, в отношении которых осуществлен пограничный контроль при убытии с территории Российской Федерации, запрещено с 27 января 2019 года осуществлять перегрузку во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов, в случаях, если неблагоприятные гидрометеорологические условия не позволяют осуществлять перегрузку такой продукции за пределами территориального моря Российской Федерации.
Участники научно-практической конференции считают необходимым и дальше создавать условия для стабильного развития отрасли рыбного хозяйства, в том числе путем совершенствования законодательного обеспечения, и рекомендуют следующее:
1. Правительству Российской Федерации, Минсельхозу России совместно с Росрыболовством:
1.1. проработать возможность дополнительного финансирования Государственной программы "Развитие рыбохозяйственного комплекса" в части:
увеличения ресурсных исследований водных биологических ресурсов во внутренних водных объектах, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, российском секторе Арктики и Антарктике;
расширения научных исследований в области аквакультуры (рыбоводства), направленных на увеличение производства жизнестойкого посадочного материала, разработку новых рецептур кормов и лекарственных препаратов, а также актуализацию нормативов, методик, технологий выращивания объектов аквакультуры (рыбоводства)
материально-технического обеспечения инспекторов рыбоохраны в рамках подпрограммы «Охрана и контроль»;
обеспечения курсантов, обучающихся по специальностям подготовки плавсостава судов рыбопромыслового флота, бесплатным питанием и форменным обмундированием.
1.2. обеспечить сохранение действующего механизма предоставления права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, в отношении которых выделены квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, на срок действия договоров, установленный главой 8 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»;
1.3. рассмотреть возможность предоставления дополнительных мер государственной поддержки, направленных на увеличение производства объектов товарной аквакультуры (товарного рыбоводства);

1.4. рассмотреть возможность применения механизмов государственно-частного партнерства для обеспечения проведения ресурсных исследований водных биологических ресурсов;
1.5. Ускорить внесение в Государственную Думу ФС РФ законопроекта, предусматривающего наделение перекрестными полномочиями инспекторов рыбоохраны, охотничьего надзора и лесного надзора.
1.6. проработать вопрос о внесении изменений в Закон Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» в части перегрузки рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов за пределами территориального моря Российской Федерации при неблагоприятных гидрометеорологических условиях;
1.7. ускорить внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в главу 25.1 и 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования порядка взимания сборов в сфере рыбохозяйственного комплекса»;
1.8. ускорить разработку проекта Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части введения в действие электронного разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов и электронного промыслового журнала»;
1.9. проработать вопрос передачи полномочий субъектам Российской Федерации в части организации и проведения торгов в отношении рыбоводных участков во внутренних пресноводных водных объектах;
1.10. оказывать органам государственной власти субъектов Российской Федерации необходимую методическую помощь в разработке региональных программ долгосрочного развития рыбохозяйственного комплекса;
1.11. проработать вопрос о возможности внесения изменений в законодательство Российской Федерации в части предоставления права производства продукции из водных биоресурсов, добытых при проведении ресурсных исследований в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, в исключительных экономических зонах иностранных государств, в районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и открытых районах Мирового океана;
1.12. ускорить принятие Стратегии развития искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов в Российской Федерации на период 2030 года;
1.13. обеспечить внедрение стимулирующих мер государственной поддержки строительства маломерных и среднетоннажных рыболовных судов на отечественных верфях.
2. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
2.1. рассмотреть возможность принятия региональных программ развития промышленного рыболовства во внутренних водных объектах и аквакультуры в целях повышения инвестиционной привлекательности рыбохозяйственных комплексов и обеспечение устойчивого социального и экономического развития субъектов Российской Федерации.
2.2. Использовать право законодательной инициативы для решения актуальных проблем рыбохозяйственного комплекса.
2.3. Активнее привлекать органы местного самоуправления, рыбохозяйственные ассоциации и объединения к разработке законодательных инициатив в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments