leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Принят закон о систематизации электронной подписи – Аксаков Выдавали ЭП двойникам

Принят закон о систематизации электронной подписи – Аксаков Выдавали ЭП двойникам – Гартунг Закон убрал с рынка 95% все отдаётся госструктурам и двум-трем компаниям СБ ВТБ – Шулепов 490 много
11. 747528-7 Госдума без обсуждения приняла закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электронной подписи» и статью 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
Документ внесли Члены СФ В.К.Кравченко, Л.Н.Глебова, М.Н.Пономарев, А.Ю.Пронюшкин; Депутаты ГД С.В.Чижов, Ф.С.Сибагатуллин, Е.Б.Шулепов, В.И.Афонский (ЕР)
Он принят в первом чтении 07.11.19 с названием «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в связи с совершенствованием регулирования в сфере электронной подписи». Принят во втором чтении 17.12.19.
Представил председатель комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков.
Законопроектом предусматривается, в частности:
- закрепление регулирования процедур обеспечения достоверности идентификации лица с использованием электронного сервиса, обеспечивающего электронное взаимодействие. В этих целях аккредитованный удостоверяющий центр наделяется полномочиями по хранению ключа электронной подписи и подписанию соответствующих электронных документов при помощи указанного ключа подписи по поручению владельца квалифицированного сертификата (технология «облачной электронной подписи»).
- что признание электронных подписей, созданных в соответствии с нормами права иностранного государства и международными стандартами, соответствующими признакам усиленной электронной подписи, и их применение в правоотношениях в соответствии с законодательством РФ осуществляются в случаях, установленных международными договорами РФ. Такие электронные подписи признаются действительными в случае подтверждения соответствия их требованиям указанных международных договоров аккредитованной доверенной третьей стороной, аккредитованным удостоверяющим центром, иным лицом, уполномоченными на это международным договором РФ, с учетом ФЗ «Об электронной подписи»;
- внесение изменения в ФЗ «Об электронной подписи», усиливающие требования к порядку аккредитации удостоверяющих центров и деятельности аккредитованных удостоверяющих центров:
устанавливается высокий порог собственного капитала удостоверяющего центра;
устанавливается высокий порог страховой ответственности деятельности аккредитованного удостоверяющего центра;
сокращается срок аккредитации удостоверяющих центров до 3-х лет;
- создание доверенных третьих сторон – юридических лиц, осуществляющих деятельность по проверке электронной подписи в электронных документах в конкретный момент времени в отношении лица, подписавшего электронный документ, для обеспечения доверия при обмене данными и электронными документами и иные функции, предусмотренные законом;
- квалифицированные сертификаты ключей проверки электронной подписи будут выдавать следующие удостоверяющие центры:
для юр. лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – ИП) кредитно-финансовой сферы (кредитных организаций, операторов платежных систем, некредитных финансовых организаций и ИП, осуществляющих определённые виды деятельности, – удостоверяющие центры Банка России;
для прочих юр. лиц и ИП – удостоверяющие центры Федеральной налоговой службы;
для должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления, подведомственных им учреждений, а также нотариусов – удостоверяющие центры Федерального казначейства;
для физических лиц – получившие аккредитацию коммерческие удостоверяющие центры;
- заключение о соответствии удостоверяющего центра требованиям, установленным законом, направляется уполномоченным федеральным органом в срок, не превышающий 10 календарных дней со дня принятия соответствующего решения, в правительственную комиссию, уполномоченную на принятие решения об аккредитации удостоверяющих центров (далее – правительственная комиссия). Положение о правительственной комиссии, ее состав и порядок принятия ею решений утверждаются Правительством РФ. Не менее 30% членов правительственной комиссии должны быть представителями автономной некоммерческой организации, на которую в соответствии с решением Правительства РФ возложены функции по мониторингу развития цифровой экономики и цифровых технологий и формированию прогнозов развития цифровой экономики и цифровых технологий.
- устанавливаются правила использования квалифицированной электронной подписи при участии в правоотношениях: физического лица; юр. лиц, лиц, замещающих государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления, их подведомственных организаций, а также нотариусов; индивидуальных предпринимателей; государственных органов или органов местного самоуправления;
- устанавливаются правила оформления доверенностей, необходимых для использования квалифицированной электронной подписи, а также правила использования квалифицированной электронной подписи в государственных информационных системах;
ФЗ вступает в силу через 180 дней со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
Третье чтение 320 20 0 11:19

Стенограмма обсуждения
11-й вопрос. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электронной подписи" и статью 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (третье чтение).
Пожалуйста, Анатолий Геннадьевич Аксаков. Аксаков А. Г. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект направлен на наведение порядка с выдачей электронных подписей. Устанавливает существенные требования к удостоверяющим центрам, которые выдают электронные подписи.
Дело в том, что у нас, к сожалению, было очень много злоупотреблений на этом рынке, скажем, с переходами из одного негосударственного пенсионного фонда в другой. Люди потеряли десятки миллиардов накоплений. Если говорить о регистрации юридических лиц, о работе фирм-двойников, то здесь потери исчисляются даже сотнями миллиардов рублей. Это связано с тем, что некоторые удостоверяющие центры выдавали эти подписи, электронные подписи двойникам, фиктивным лицам, ну и так далее.
Поэтому была проведена большая работа, в соответствии с которой ко второму чтению мы подготовили законопроект, который определяет введение исключительной роли Федеральной налоговой службы, казначейства и Банка России на выдачу квалифицированных сертификатов. При этом с юридическими лицами продолжат работать удостоверяющие центры, частные удостоверяющие центры, которые соответствуют серьёзным требованиям, установленным в законопроекте.
При этом законопроект предусматривает и дальнейшее движение в использовании современных технологий, в результате появляется возможность использования технологии облачной подписи. Ну, и мы рассчитываем на то, что этот рынок цифровой подписи будет развиваться в сторону использования её физическими лицами.
Сейчас большинство юридических лиц работает с этой подписью, но дальнейшее развитие рынка связано с тем, что физические лица всё более активно будут использовать электронную подпись. И вот эти частные организации в основном должны будут сориентироваться на работе с этим рынком.
Законопроект поддерживается правительством, поддерживается Банком России. Мы вчера здесь очень активно обсуждали его, ну и согласились с тем, что он направлен на наведение порядка, на развитие рынка, и приведет к тому, что электронная подпись будет действительно гарантировать, что ее подписал тот человек, который использовал.
Спасибо.
Прошу поддержать.
Председательствующий. Коллеги, по мотивам есть желающие? Есть. Включите запись, пожалуйста. Покажите список.
Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. Гартунг В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Ну как всегда нам с этой трибуны подается принятие любого закона как защита прав граждан.
Пенсионный возраст мы поднимали тоже защищая права граждан, НДС поднимали защищая права граждан, ну вот сейчас мы вносим изменения в закон тоже в защиту прав граждан.
Нам тут говорили о том, что это в интересах бизнеса, бизнес это поддерживает, с ними это обсудили, и как бы теперь у нас порядок будет на этом рынке.
Ну вот у меня обращение к Анатолию Аксакову, Ассоциация "Россия", Ассоциация банков, которые не поддерживают законопроект, у меня здесь Национальная платежная ассоциация, которая не поддерживает этот законопроект и описывает риски, Национальный совет финансового рынка, дальше "Национальные электронные услуги", ассоциация, вот. Ну в общем, все участники рынка, которые работают в этой сфере, которые выдают электронные цифровые подписи, те, которые ими пользуются, и потребители, и тс, кто эти услуги оказывает, говорят, что этот закон не будет работать.
Нам преподносится этот закон, как борьба с мошенничеством.
Давайте посмотрим. Редакция, которая сейчас дошла до третьего чтения, она позволяет эту проблему решить? Не позволяет. Именно те риски, благодаря реализации которых и осуществлялось мошенничество ранее, они и так остаются. И точно также сотрудник удостоверяющего центра, недобросовестный сотрудник, который фактически выдаёт цифровую подпись не тому лицу, которое к нему обратилось, вернее, не тому лицу, на которое оно оформлено, а именно тому, которое обратилось, это то же самое, сейчас всё то же самое может произойти.
Что изменил этот закон? Этот закон изменил следующее. Он убрал с рынка 95 процентов участников этого рынка, и его отдаёт нескольким частным компаниям. Причём 95 процентов рынка существующего электронной цифровой подписи обслуживают юридических лиц. Вот эти все 95 процентов передаются государственным структурам либо двум или трём, судя по тому, какие критерии выбора частных компаний здесь установлены в законе, это две-три компании, это будет "Сбербанк", "ВТБ", может, ещё какой-то банк будет участвовать в этом. То есть фактически убрали всех участников рынка, монополизировали его, ну и это подаётся под тем соусом, что это забота о гражданах. На самом деле реализация этого закона приведёт к коллапсу на рынках, которые используют электронные цифровые подписи.
Вот у меня здесь небольшой перечень подзаконных актов, которые...
Можно мне 30 секунд, дайте, пожалуйста.
Председательствующий. 30 секунд добавьте.
Гартунг В. К. 30 секунд.
У меня здесь перечень... Тут 30 секунд хватит перечислить подзаконные акты, которые должно было выпустить правительство. Они все на одной странице. Если вы их почитаете, там такой бред написан, что вы будете смеяться. Ибо этим подзаконным актом нам предлагают, чтобы этот весь рынок потом функционировал.
Я даже больше скажу, вот: утверждение порядка определения финансового обеспечения гражданской ответственности за ущерб, причинённый третьим лицам. И здесь: владелец гидротехнического сооружения... Причём здесь гидротехническое сооружение? (Микрофон отключён.)
Председательствующий. Спасибо, Валерий Карлович. Пожалуйста, Шулепов Евгений Борисович, "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Шулепов Е. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Мне хочется сказать, что, конечно, выступление Валерия Карловича очень эмоциональное, но обвинения, мне кажется, всё-таки не имеют аргументов о том, что подпись приведёт... внедрение этого законопроекта приведёт к какому-то коллапсу, это недоказуемо и, конечно, это не так.
Мы сегодня видим, что электронная подпись - это данность, от этого никуда не денешься. Мы обязаны повысить надёжность этого инструмента на финансовом рынке. Сегодня 490 регистрирующих центров существуют в России - это слишком много для администрирования. И идея закона в том, чтобы поднять надёжность работы этих центров через увеличение капитализации и другие нормы. И, конечно же, это будет способствовать надежности наведения порядка на финансовом рынке.
Уважаемые коллеги, фракция партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за принятие данного законопроекта. Спасибо, коллеги.
Председательствующий. Уважаемые коллеги, ставится на голосование 11-й вопрос нашей повестки — о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электронной подписи" и статью 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования (11 час. 19 мин. 51 сек.)
Проголосовало за 320 чел 71,1 %
Проголосовало против 20 чел 4,4 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 340 чел.
Не голосовало 110 чел 24,4 %
Результат: принято Федеральный закон принят,
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments