leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Ситуация в мире остается напряженной - Сергей Лавров в СФ - начало

Ситуация в мире остается напряженной - Сергей Лавров в СФ - начало
10. «Правительственный час»
Об актуальных проблемах внешней политики РФ
Министр иностранных дел Сергей Лавров
Из стенограммы 471-го пленарного заседания СФ 23.12.19
Коллеги, переходим к рассмотрению вопроса «правительственного часа» - «Об актуальных проблемах внешней политики РФ».
Предлагается традиционный порядок проведения: дать возможность выступить Министру иностранных дел РФ Сергею Викторовичу Лаврову (до 15 минут), затем ответы докладчика и приглашенных на вопросы сенаторов, выступления и принятие постановления. Нет возражений? Нет. Принимается.
В нашем заседании принимает участие Валерий Николаевич Богомолов, аудитор Счетной палаты РФ.
Слово предоставляется Министру иностранных дел РФ Сергею Викторовичу Лаврову.
Прошу Вас, Сергей Викторович, Вам слово. Добрый день!
С.В. Лавров. Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые члены Совета Федерации, коллеги! Признателен за очередную возможность выступить перед вами в рамках очередного «правительственного часа».
Мы в МИДе дорожим отношениями, которые сложились между нами и обеими палатами Федерального Собрания, ценим интерес законодателей к нашей работе, для нас это важнейшее подспорье. И мы приветствуем нацеленность наших парламентариев на последовательное продвижение приоритетов России на международной арене через активное задействование методов парламентской дипломатии. В свою очередь, мы делаем максимум, для того чтобы поддерживать ваши начинания в интересах эффективной реализации нашего внешнеполитического курса, утвержденного президентом Путиным.
Сегодня сопряжение усилий на этом направлении весьма актуально. Вряд ли стоит подробно говорить о том, что ситуация в мире остается весьма и весьма напряженной. Наши американские коллеги вместе со своими ближайшими союзниками пытаются затормозить, в том числе силовыми методами, объективный процесс формирования более справедливой и демократичной полицентричной системы мироустройства, пытаются сдержать развитие новых мировых центров, которые появляются и укрепляют свои позиции не только в Евразии и Азиатско-Тихоокеанском регионе, но и в Африке и Латинской Америке.
В одностороннем порядке демонтируется архитектура стратегической стабильности и контроля над вооружениями. Вслед за Договором по противоракетной обороне Соединенные Штаты разрушили Договор о ракетах средней и меньшей дальности. Сейчас заматывают вопрос о судьбе Договора о стратегических наступательных вооружениях. В этом же ряду выход Вашингтона из Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе, отказ от ратификации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, планы по милитаризации космоса.
Продолжается фрагментация пространства европейской безопасности, усиливается военная активность НАТО вблизи наших границ, наращиваются военные бюджеты стран альянса. Негативное влияние на мировую экономику оказывают широкое использование агрессивных методов недобросовестной конкуренции, а также грубое злоупотребление статусом доллара.
Из-за неготовности принять реалии многополярности появилась придуманная в ряде западных столиц концепция порядка, основанного на правилах. Ее цель - подменить общепризнанные нормы международного права набором собственных внешнеполитических установок, которые каждый раз варьируются в зависимости от политической конъюнктуры.
По сути дела, Запад хотел бы подменить коллективную работу в универсальных многосторонних форматах, прежде всего в ООН, келейными сходками, а принимаемые в их рамках решения навязывать всем остальным.
Россия, как ответственное государство, постоянный член Совета Безопасности ООН, препятствует воплощению этих деструктивных замыслов. Многим на Западе это явно не по душе, равно как и наша внешняя политика в целом. Поэтому на нас упорно пытаются повесить вину за чужие ошибки и просчеты, а по сути, наказать за самостоятельность и независимость в международных делах. Сомнений быть не должно: никакое давление не заставит нас отойти от ориентированного на отстаивание национальных интересов внешнеполитического курса, от защиты основополагающих принципов международного права, прежде всего закрепленных в Уставе ООН.
При любом развитии событий мы способны надежно защитить безопасность нашей страны, обеспечить согражданам уверенность в завтрашнем дне. При этом сами мы к конфронтации, как неоднократно подчеркивал президент, не стремимся и стремиться не собираемся.
В противовес деструктивной линии Вашингтона и его союзников продвигаем позитивную международную повестку, направленную на формирование благоприятного, добрососедского внешнего окружения, на укрепление международной и региональной безопасности во всех ее измерениях. В этих целях используем потенциал членства в ключевых структурах глобального управления, прежде всего в ООН, а также в «Группе двадцати», тем более что именно на ее рассмотрение сегодня выносятся многие насущные проблемы современности. Хороший пример многополярной дипломатии - деятельность БРИКС, Шанхайской организации сотрудничества, саммиты которых Россия принимает в будущем году.
Уважаемые коллеги, сегодня фокус мировой политики и экономики смещается из Евроатлантики в Евразию. Для России, крупнейшей евразийской державы, развитие отношений с расположенными там государствами и интеграционными объединениями безусловный приоритет. За последнее время на этом направлении достигнуты значительные результаты.
Плодотворно развивается взаимодействие в рамках СНГ, Союзного государства, Организации Договора о коллективной безопасности. Это взаимодействие реально способствует упрочению региональной стабильности.
Особо хотел бы отметить сотрудничество в рамках Евразийского экономического союза. Об успешности данного интеграционного начинания говорят динамично развивающиеся внешние связи ЕАЭС. Уже заключены соглашения о свободной торговле с Вьетнамом, Сингапуром, Сербией, временное соглашение с Ираном. Вступило в силу соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве ЕАЭС с Китайской Народной Республикой. Ведутся переговоры о зонах свободной торговли с Израилем и Египтом. Принято решение о запуске переговорного процесса с Индией.
Продолжает укрепляться наше стратегическое партнерство с Китаем. В ходе государственного визита в Россию Председателя КНР Си Цзиньпина в июне этого года было объявлено о вступлении двусторонних отношений в новую эпоху. Российско-китайская внешнеполитическая связка играет важную стабилизирующую роль в мировых делах.
Продвигается особо привилегированное стратегическое партнерство с Индией. Углубляются связи с подавляющим большинством других партнеров в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Отмечу и еще один формат - РИК (Россия, Индия, Китай), который продолжает действовать и который в свое время дал старт расширению на формат БРИКС.
Сегодня все более актуальной становится гармонизация различных интеграционных процессов на евразийском пространстве - от Атлантики до Тихого океана. На решение этой задачи ориентированы инициативы президента Путина о формировании большого евразийского партнерства с участием членов Евразийского экономического союза, Шанхайской организации сотрудничества, АСЕАН, да и всех других стран континента. Работа в этом направлении уже ведется, в том числе через сопряжение планов развития Евразийского экономического союза и китайского проекта «Один пояс, один путь». Разумеется, в числе участников такого большого евразийского партнерства мы хотели бы видеть Евросоюз и его членов. Препятствий для этого нет.
Углубляется политическое сотрудничество и практическая кооперация с африканскими и латиноамериканскими государствами. Крупным дипломатическим событием года стал первый в истории саммит Россия - Африка. Реализация достигнутых по его итогам договоренностей придаст нашему взаимодействию по-настоящему системный характер.
Что касается Соединенных Штатов, то мы, как не раз говорили, готовы к подержанию контактов на принципах взаимного уважения и баланса интересов. Прагматичное взаимодействие между нашими странами востребовано во имя стабилизации международной жизни. Наши предложения хорошо известны, мяч - на американской стороне.
Уважаемые коллеги! Мирное развитие страны тесно связано с эффективным купированием ключевых внешних угроз. Россия вносит крупный вклад в политику дипломатического преодоления многочисленных кризисов и конфликтов. Во многом благодаря усилиям российских военных и дипломатов нанесен серьезный урон международному терроризму на дальних подступах. Сохранена сирийская государственность, усилиями стран - гарантов астанинского формата - России, Ирана и Турции в этом году удалось запустить работу конституционного комитета по политическому урегулированию сирийского кризиса. Разумеется, имеем в виду и дальше содействовать стабилизации ситуации на всем Ближнем Востоке, включая Ирак, Йемен, Ливию, Ливан. На это нацелены инициативы президента Путина по формированию широкого антитеррористического фронта, а также российская концепция коллективной безопасности в зоне Персидского залива и в сопредельных регионах.
Серьезным дестабилизирующим фактором остается внутренний конфликт на Украине. Преодолеть его можно лишь через последовательное выполнение минского комплекса мер, одобренного Советом Безопасности ООН, и это требует, конечно же, прямого диалога сторон. Именно об этом идет речь в принятом в Париже 9 декабря итоговом документе саммита «нормандского формата». Мы готовы и далее осуществлять посреднические функции в рамках контактной группы и, конечно, будем жестко добиваться прекращения дискриминации русскоязычных граждан Украины.
Мы продолжим продвигать российские инициативы в таких областях, как предотвращение гонки вооружений в космосе, создание механизмов противодействия химическому и биологическому терроризму, согласование международного кодекса поведения в киберпространстве. По-прежнему в фокусе внимания и сплочение многонационального и многоконфессионального Русского мира, развитие экономической дипломатии, защита прав наших журналистов за рубежом.
В условиях укрепляющейся многополярности объективно возрастает значение межцивилизационного диалога. В 2022 году в России под эгидой Межпарламентского союза и ООН состоится Всемирная конференция по межрелигиозному и межэтническому диалогу. Готовы самым тесным образом взаимодействовать с российскими законодателями в интересах ее эффективной организации.
Уважаемые коллеги! Будущий год пройдет под знаком 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Мы делаем максимум для противодействия фальсификации истории и сохранения доброго имени солдат-победителей, в целом для недопущения ревизии международно-правовых итогов разгрома нацизма, включая вердикты Нюрнбергского трибунала. В этом с нами солидарны наши союзники и партнеры, как подтвердил саммит СНГ в Санкт-Петербурге, где президент Путин сделал соответствующее сообщение. Солидарно с нами и подавляющее большинство членов мирового сообщества. Принятая буквально на днях Генассамблеей ООН российская резолюция о борьбе с героизацией нацизма - яркое тому подтверждение.
Будем и далее оказывать необходимую поддержку представляемым вами регионам по совершенствованию их внешних контактов и связей.
Хорошо зарекомендовал себя Совет глав субъектов РФ при нашем министерстве. Продолжим предоставлять площадки МИДа и наших загранучреждений для презентации регионов, оказывать содействие их деловым миссиям за границу.
Россия будет и впредь действовать ответственно, совместно с единомышленниками добиваться укрепления правовых, демократических начал международной жизни на основе принципов Устава ООН. Будем руководствоваться магистральной задачей - способствовать созданию максимально благоприятных внешних условий для развития страны, роста благосостояния наших граждан.
На этом хотел бы свое вступительное слово завершить. Благодарю вас за внимание. Готов ответить на вопросы.
Председательствующий. Спасибо большое, Сергей Викторович (не уходите, сейчас будут вопросы) за, как всегда, очень содержательный доклад. Благодарю Вас.
Переходим к вопросам, коллеги. Кратко задаем, кратко отвечаем, так как много желающих.
Ольга Федоровна Ковитиди, пожалуйста.
О.Ф. Ковитиди. Спасибо.
Уважаемый Сергей Викторович! Подводя международные итоги года в программе «Большая игра», Вы отметили (кстати, было блестящее выступление) ряд существенных моментов в международной политике на фоне зашкаливающей русофобии. Можно ли услышать более подробную оценку заявления госпожи Меркель, канцлера Германии, заявившей о том, что НАТО является единственной организацией, которая сможет защитить ФРГ? Насколько она сегодня согласуется с позицией иных государств - членов НАТО, уверенных в необходимости построения новой архитектуры доверия, а также с реальным положением дел, в частности принятыми буквально недавно санкциями в отношении в том числе немецких и французских компаний, которые участвуют в закладке газопровода «Северный поток-2»? Спасибо.
С.В. Лавров. Что касается прозвучавших из Берлина заявлений в контексте обсуждения мнения президента Макрона о будущем НАТО, я едва ли что-нибудь могу добавить к тому, что я был поражен, услышав из уст канцлера Германии, что Германию может защитить только НАТО. Возникает вопрос: от кого защитить? Посмотрите на соседей Германии и сделайте выводы.
Что касается наших общих подходов к ситуации в Евро-Атлантическом регионе, конечно, печально, что все те договоренности между Россией и НАТО, которые заключались в 90-е годы, все те провозглашенные цели, неделимая безопасность, когда никто не будет обеспечивать свою безопасность в ущерб безопасности других, когда нам было сказано, что не будет никаких существенных сил размещаться на территории новых членов Североатлантического альянса на постоянной основе, и многие другие шаги, которые реально укрепляли доверие…
Печально, что, как теперь выясняется, когда Запад просто отходит по инициативе Соединенных Штатов от всех этих договоренностей, теперь получается, что в 1990-е годы наши западные коллеги шли на эти декларации, красивые политические заявления исключительно потому, что видели в России ведомого партнера, слабого в геополитическом плане. Сейчас, когда те же самые принципы равноправия, взаимной выгоды, обеспечения единой и неделимой безопасности мы в новых условиях пытаемся отстаивать, Запад это уже не устраивает.
Это является, наверное, частью общей линии на сдерживание РФ - линии, которую проводят США и их ближайшие союзники. Эта линия не вызывает какого-либо восторга у, я считаю, большинства членов Североатлантического альянса. Предложение президента Макрона о том, чтобы посмотреть на общую ситуацию в стратегическом контексте и обсудить, как дальше развивать отношения с Россией, я считаю отражением этих самых взглядов. Надеюсь, они получат практическое воплощение.
Ну а насчет санкций - ну, тут даже говорить нечего. Я думаю, что, после того как Соединенные Штаты лишний раз продемонстрировали, что их дипломатия сводится прежде всего к устрашению, по большому счету, разными методами - санкциями, ультиматумами, угрозами, - после этого уже, наверное… Когда ближайших союзников наказывают за то, что они решают свои экономические проблемы, задачи своей энергетической безопасности, я думаю, ни одна страна в мире уже теперь не должна сомневаться, что если что-то им обещают Соединенные Штаты, то их бросят в любой момент.
Председательствующий. Спасибо.
Василий Николаевич Иконников.
В.Н. Иконников, член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Орловской области.
Уважаемый Сергей Викторович! Вопрос в контексте Вашего тезиса о продвижении наших интересов в Европе.
На Черноморском побережье Болгарии есть прекрасный санаторно-оздоровительный комплекс «Камчия», собственником которого является мэрия Москвы. Его первоклассная материально-техническая база не уступает ни «Орленку», ни «Артеку», и все говорит о необходимости использования этой площадки для работы с нашими соотечественниками в Европейском союзе.
Мы изучали этот вопрос, отработали и концептуальные основы проекта. Никто не против его реализовать, все за - и мэрия Москвы, и федеральное правительство, но с 2015 года вопрос не решен. Между тем угрозы потери этого комплекса более чем реальные.
Не пора ли правительству поставить точку в этом вопросе и все же создать на базе «Камчии» российский гуманитарный центр в качестве основной зарубежной культурно-гуманитарной площадки для продвижения наших интересов в Европе? Как Вы оцениваете перспективы реализации этого проекта и его необходимость? Спасибо.
С.В. Лавров. Я согласен, что этот проект уникальный. Если мы говорим о «мягкой силе», это идеальный образец «мягкой силы» в самом хорошем, позитивном понимании - место, которое пользовалось колоссальной популярностью у молодежи, спортсменов, просто у тех, кто хочет развивать контакты между людьми, между гражданами России, Болгарии и других стран.
Нас тревожит, что в последнее время накопились очень негативные тенденции в ситуации вокруг этого комплекса. Ряд зданий закрыт, ряд зданий находится в аренде. Там не очень понятны отношения собственности, есть долги по налогам и накопление прочих весьма и весьма тревожных факторов.
По итогам визита в Болгарию в марте этого года Председателя Правительства РФ Дмитрия Анатольевича Медведева мы, Министерство иностранных дел, подготовили записку по реализации всех договоренностей, в которой особое место было уделено как раз преодолению кризиса вокруг этого комплекса. В том числе было предложено, чтобы и мэрия Москвы, и российское правительство в лице Министерства просвещения, в частности, проработали варианты перевода этой собственности в федеральную и обеспечения бюджетного финансирования. Были сроки установлены в июне, доклады соответствующие были представлены, но, к сожалению, бюрократическая машина вращается медленно.
Поэтому (я не знаю, выдам ли я секрет большой, но Валентина Ивановна Матвиенко там тоже была) мы сейчас готовим рассмотрение этого вопроса на оперативном совещании постоянных членов Совета Безопасности РФ.
Надеюсь, что там с участием и председателя правительства, и всех ведомств, которые могут содействовать реализации этой схемы, мы сможем под председательством президента такое решение простимулировать. Надеюсь, что это будет сделано быстро, потому что, по нашей оценке, ситуация и правда очень быстро деградирует.
Председательствующий. Спасибо.
Сергей Павлович Цеков, пожалуйста.
С.П. Цеков, член Комитета Совета Федерации по международным делам, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Крым.
Спасибо, Валентина Ивановна.
Уважаемый Сергей Викторович! Меняется ли отношение международного сообщества, я имею в виду, прежде всего стран Евросоюза, Соединенных Штатов Америки, к факту воссоединения Крыма с Россией? В данном случае я имею в виду признание неофициальное, так сказать, в закрытых, кулуарных разговорах, если, конечно, Вы об этом можете сказать. Спасибо.
С.В. Лавров. Я думаю, что здесь, даже независимо от закрытых, открытых, кулуарных или некулуарных разговоров, все всё понимают. И упорство, с которым продолжают вворачивать упоминание Крыма в русофобские заявления и по Украине, и по многим другим вопросам… Нас сейчас во всем обвиняют: и в Сирии, и в Ливии - везде мы виноваты. Это упорство, конечно, заставляет задуматься над адекватностью людей, которые занимаются реальной внешней политикой.
Не понимать того, что Крым - это Россия, и что все те три десятилетия, когда Крым волею судеб и вопреки желанию его жителей находился вне РФ, не понимать того, что это была аномалия, - значит не понимать ничего в истории.
Я не буду по понятным причинам рассказывать о своих дискуссиях на эту тему со своими коллегами, но смею Вас заверить, что серьезные люди давно всё поняли. И продолжение, вброс этой крымской карты в риторику, которой увлекаются некоторые наши западные коллеги, означает только одно - что они заряжены исключительно одержимостью сдерживания РФ, а более разумных, более адекватных аргументов, которые хоть чуть-чуть могли бы восприниматься как предлог для серьезного разговора, у них попросту нет.
Председательствующий. Спасибо.
Андрей Аркадьевич Климов.
А.А. Климов, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Пермского края.
Спасибо, Валентина Ивановна.
Уважаемый Сергей Викторович, как Вы знаете, наша сенаторская комиссия по защите государственного суверенитета РФ, руководствуясь бангладешской резолюцией Ассамблеи Межпарламентского союза о роли парламентов в недопущении внешнего вмешательства в суверенные дела государств, ведет очень активный диалог с нашими партнерами по межпарламентскому контакту методами парламентской дипломатии как раз с точки зрения возможного ограничения вмешательства в суверенные дела.
Однако то тут, то там слышны голоса о нечетких формулировках, о том, что в XXI веке возникают новые проблемы и вызовы. С этим трудно, кстати сказать, спорить, поскольку одним из немногих документов на эту тему, глобальных документов, является принятая ровно 49 лет назад (в будущем году, в декабре, будет 50 лет) Резолюция Генассамблеи ООН № 36/103. Конечно, с 1965 года много что изменилось. В этой связи мы проводили видеоконференцию с нашими партнерами… (Микрофон отключен.)
Одну минуту можно?
Председательствующий. Продлите время.
Да, завершайте, пожалуйста.
А.А. Климов. Спасибо большое.
И там появилась идея подумать о разработке такой международной группой некоей концепции возможного документа, который бы по этой теме дал окончательные ответы на вопросы, а то «келейные сходки», о которых Вы говорили, там все решают по-своему, и, к сожалению, далеко не в нашу пользу. Спасибо за внимание.
С.В. Лавров. Спасибо большое. Мы активно приветствуем позицию российских парламентариев по этой теме. Тема действительно очень и очень острая. И мы, безусловно, видим важную роль, которую возглавляемая Вами временная комиссия играет, и в меру сил готовы оказывать всяческое содействие.
Вы упомянули о тех прецедентах, которые уже в международно-правовой сфере сложились. Резолюция Генеральной Ассамблеи - это, конечно, не обязательный документ, а рекомендательный, но тем не менее, когда принимаются решения консенсусом, это о многом говорит. И резолюция, принятая в 1965 году, о которой Вы упомянули и которая одобрила Декларацию о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета, была, в общем-то, первым примером такого рода нормотворчества Генеральной Ассамблеи ООН, который получил консенсусную поддержку.
В этой резолюции осуждалось, кстати, не только вооруженное вмешательство, но и все другие формы вмешательства во внутренние дела государств, фиксировалась недопустимость уже тогда применения государствами экономических, политических или иных мер для принуждения другого государства к каким-либо действиям.
Затем Генеральная Ассамблея и мировое сообщество не оставляли своих усилий на этом поприще, и через пять лет после резолюции, о которой идет речь, уже в 1970 году, была принята декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений между государствами. В ней значительный блок посвящен тоже недопустимости вмешательства во внутренние дела.
Кстати (в скобках отмечу), в этой декларации очень четко проводится линия на то, что принципы территориальной целостности и самоопределения наций не противоречат друг другу. Но правительство, которое претендует на то, чтобы обеспечивать полную поддержку своей территориальной целостности, обязано уважать внутри своей страны принцип самоопределения и обязано, подчеркиваю, представлять интересы всего населения, которое проживает на его территории. Это к вопросу о ситуации на Донбассе, в частности, и в Крыму, о чем уже был сегодня вопрос.
Еще один документ был принят Генеральной Ассамблеей уже в 1981 году - Декларация о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств. Она еще более детализировала соответствующие обязательства и раскрывала ответственность каждой страны. Среди решений, которые там закреплены, - обязанность воздерживаться от любых попыток дестабилизировать другое государство, от любых попыток развязывать клеветнические кампании, враждебную пропаганду с целью вмешательства во внутренние дела других государств, от использования и искажения вопросов о правах человека в качестве средства вмешательства. Вот этим наши западные партнеры особенно грешат. И мы считаем, что вот такой блок нормативных решений весьма и весьма существенен, и, по сути дела, он всеобъемлющий и охватывает все ныне известные формы вмешательства, ну, может быть, за исключением киберпространства, которое используется, скорее, как медиум для продвижения все тех же историй.
Важно указать на то, что если в 1965 году и 1970 году упомянутые мной документы принимались консенсусом, то уже в 1981 году наши западные коллеги голосовали против упомянутой мною резолюции. То есть, видимо, у них уже тогда складывалось намерение не выполнять обязательства, закрепленные в консенсусных резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН.
Из наиболее свежих примеров: когда в моду, так сказать, стали входить госперевороты, провоцируемые из-за рубежа, неконституционная смена власти, мы стали продвигать соответствующие тезисы в резолюцию, которые в последние три года принимаются по инициативе латиноамериканских стран (она называется «Содействие установлению демократического и справедливого международного порядка»). Там прямо заложены требования не допускать экстерриториального применения национального законодательства, не допускать попыток насильственного свержения законных правительств и подчеркивается недопустимость вмешательства во внутренние дела кого бы то ни было. И соответствующие документы разрабатывались и принимались помимо ООН также в СНГ, в Организации Договора о коллективной безопасности, в Шанхайской организации сотрудничества. Ясно, что, как я уже сказал вначале, это всё рекомендации. Международно-правового обязывающего документа на эту тему не существует за одним исключением, но немаловажным исключением, - это Устав Организации Объединенных Наций.
Сейчас развивать упомянутые мной конкретные, детализированные тезисы в обязывающий документ, я считаю, можно и нужно. Другое дело - что мы должны быть реалистами: шансов на его одобрение в таком формате, который бы обеспечивал невмешательство во внутренние дела, практически мы не видим. Наши западные коллеги свою позицию давно обозначили, они будут ее придерживаться. Но продолжать эту работу нужно в любом случае, потому что аргументы все на нашей стороне.
Председательствующий. Спасибо большое.
Виктор Владимирович Смирнов, пожалуйста.
В.В. Смирнов, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Ивановской области.
Спасибо.
Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемый Сергей Викторович! Большинство из нас не являются профессиональными дипломатами, но, уверен, в этом зале все согласятся, что в реализации внешнеполитического курса России особая роль принадлежит загранучреждениям Россотрудничества. Однако во время общения с руководителями российских культурных центров в зарубежных странах мы убеждаемся, что финансовое обеспечение таких центров весьма скромное. Иногда финансирования хватает только на зарплату сотрудникам и аренду помещения. Особенно остро проблема стоит в государствах СНГ.
Не видите ли Вы острой необходимости в улучшении финансирования российских культурных центров и возможного наделения их функциями рекрутинговых организаций в рамках реализации проекта экспорта российского образования? Спасибо.
С.В. Лавров. Безусловно, мы видим необходимость дальнейшей активизации деятельности Россотрудничества и его сети российских центров науки и культуры. Что касается стран СНГ, я бы не сказал, что там сейчас особенно проявляются проблемы, связанные с недостатком финансирования. Но в целом для Россотрудничества и наших культурных центров за рубежом такая проблема весьма и весьма актуальна, причем она далеко не новая. И вот, когда руководил Россотрудничеством Константин Иосифович Косачёв, у нас было целое специальное совещание, посвященное прежде всего необходимости существенно повысить финансирование программной деятельности Россотрудничества, а не просто обеспечивать существование сотрудников этих центров за рубежом. Как Вы и сказали, львиная доля уходила и уходит, по большому счету, на зарплаты. Поэтому у нас есть поддержка президента, она пока еще не материализовалась в конкретные решения правительства. Но мы этим вопросом занимаемся, и соответствующая линия, повторяю, одобрена.
Что касается участия в Россотрудничестве в реализации проекта экспорта образования, я не знаю, насколько это отражено в тех квотах, которые предоставляются иностранцам на обучение в российских высших учебных заведениях, но Россотрудничество через свои центры реально участвует в подборе кандидатов для получения российских стипендий. Думаю, что если формально эта схема не распространяется непосредственно на программу экспорта образования, то это несложно сделать, и в любом случае это будет правильно. Потому что наряду с Министерством образования и науки наши представительства на местах гораздо отчетливее себе представляют, как наиболее эффективно распределить те стипендии, которые выделяет государство.
Председательствующий. Спасибо.
Сергей Владимирович Белоусов, пожалуйста.
С.В. Белоусов, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Алтайского края.
Сергей Викторович, во-первых, хочу поблагодарить МИД России и Вас лично за решение важного для нашего региона вопроса. На одной из встреч с Вами поднималась тема отсутствия в Алтайском крае консульской службы Монгольской Народной Республики. Сегодня в Барнауле действует почетный консул, и введенный безвизовый режим между нашими странами способствует развитию межрегиональных отношений.
И вопрос в продолжение темы развития дружеских культурных связей между нашими странами, популяризации русского языка в Монголии, интерес к которому сегодня возрастает. Это особенно необходимо в условиях нарастающей внутриполитической борьбы в Монголии накануне выборов в парламент в 2020 году и активного влияния американских специализированных центров на общественную жизнь этой страны. Вопрос: на какой стадии находится исполнение протокола 22-го заседания межправительственной Российско-Монгольской комиссии по сотрудничеству о готовности поддержать предложение монгольской стороны о направлении из России преподавателей русского языка... (Микрофон отключен.)
Председательствующий. Включите микрофон.
Завершайте, пожалуйста.
С.В. Белоусов. …преподавателей русского языка и соответственно в организации общего образования Монголии, а также прохождения специализации у нас?
С.В. Лавров. Это зависит от сугубо практических шагов - подбора специалистов, обеспечения нормативной базы, финансирования. У нас есть опыт, который мы сейчас активно распространяем, в том числе при поддержке руководства Совета Федерации, опыт организации повышения квалификации местных преподавателей русского языка, в частности, пионером был Таджикистан. И это весьма эффективная схема, она предполагает и повышение квалификации на курсах, которые проводятся непосредственно в Таджикистане, она предполагает и повышение квалификации преподавателей языка - граждан Таджикистана, которые приезжают в Российскую Федерацию на специальные мероприятия. Сейчас мы такую схему распространяем в том числе и на Монголию.
Я не могу Вам сейчас по срокам сказать. Там есть чисто технические вещи, которые связаны… Все-таки людей надо подобрать для длительной командировки. Но это у нас один из приоритетных вопросов в плане продвижения позиции русского языка.
Председательствующий. Спасибо.
Алексей Иванович Александров, пожалуйста.
А.И. Александров, член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Калужской области.
Спасибо, Валентина Ивановна.
Уважаемый Сергей Викторович! Через полтора месяца исполняется 75 лет Ялтинской конференции, где лидеры Соединенных Штатов Америки, Англии и Советского Союза обсуждали послевоенный мир.
Каково отношение нашего Министерства иностранных дел к этому юбилею и какова степень внимания Соединенных Штатов и Великобритании к памяти Рузвельта и Черчилля в связи с этими событиями? Спасибо.
С.В. Лавров. Мы будем отмечать юбилей Ялтинской конференции, как мы это делаем в отношении всех без исключения памятных дат Великой Отечественной войны, Второй мировой войны.
Я не могу сейчас сказать, каково отношение Соединенных Штатов к этому конкретному юбилею. Мы обсуждали с нашими американскими коллегами ситуацию, которая сейчас складывается вокруг празднования 9 Мая. Как вы знаете, президент Трамп получил приглашение от президента Путина наряду с лидерами других государств, в том числе антигитлеровской коалиции, принять участие в торжествах по случаю 75-летия Победы 9 мая в Москве, на Красной площади. И президент Трамп не раз, в том числе и во время моего визита в Вашингтон, подчеркивал важность этой даты и свой интерес к тому, чтобы принять участие в этих мероприятиях, если позволит график.
Сейчас мы еще об одной дате говорили. Непосредственно перед 9 Мая будет отмечаться 75-летие встречи на Эльбе у наших неправительственных организаций, у ветеранских структур России и Соединенных Штатов, которые находятся в регулярном контакте. Есть планы отметить это мероприятие.
Я думаю, что и по линии наших экспертов будут какие-то конференции и встречи, посвященные юбилею Ялтинской конференции. По правительственной линии таких мероприятий, по крайней мере на данном этапе, не согласовано.
Председательствующий. Спасибо.
Пожалуйста, Константин Иосифович Косачёв.
Косачёву микрофон включите.
К.И. Косачёв. Спасибо.
По этому вопросу просто хотел бы коллег проинформировать, что мероприятия, посвященные юбилейной дате проведения Ялтинской конференции, включены в план мероприятий Совета Федерации на будущий год и мы планируем проводить такую конференцию в Ялте, в Ливадийском дворце, 13 и 14 февраля. Мы работаем, разумеется, совместно с коллегами из Министерства иностранных дел и с Фондом исторической перспективы, который возглавляет Наталия Алексеевна Нарочницкая. Так что по нашей линии эти мероприятия будут обязательно организовываться. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо за существенное дополнение.

окончание см. https://leo-mosk.livejournal.com/7208638.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments