leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Госдуму заставили продлить норму об иностранных командирах воздушных судов для экономии на зарплате

Госдуму заставили продлить норму об иностранных командирах воздушных судов для экономии на зарплате – первое чтение
7. 804310-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в статью 56 Воздушного кодекса РФ и статью 14 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ» (о продлении срока для заключения с иностранным гражданином трудового договора для замещения должности командира гражданского воздушного судна)
Документ внесен правительством 02.10.19.
Представил статс-секретарь – замминистра транспорта Дмитрий Зверев.
Член комитета по транспорту и строительству Максим Сураев.
Законопроектом предлагается увеличить срок, в течение которого с иностранным гражданином может быть заключен трудовой договор для замещения им должности командира гражданского воздушного судна, – с 5-ти до 10-ти лет со дня вступления в силу ФЗ от 20.04.2014 г. № 73-ФЗ «О внесении изменений в статью 56 Воздушного кодекса РФ и статью 14 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ» (указанным ФЗ для иностранных граждан была введена возможность замещать указанные должности, при этом трудовые договоры с ними должны были быть заключены в течение 5-ти лет со дня вступления ФЗ в силу; ФЗ вступил в силу 21 июля 2014 г.).
Первое чтение 326 52 1 16:04

Стенограмма обсуждения
7-й вопрос. Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в статью 56 Воздушного кодекса Российской Федерации и статью 14 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Докладывает Дмитрий Станиславович Зверев. Пожалуйста.
Зверев Д. С. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы!
73-м федеральным законом был установлен срок возможности заключения трудовых договоров с иностранными гражданами для замещения должности командира гражданского воздушного судна в течение пяти лет. Срок действия указанного разрешения истёк в 2019 году. Положение предлагаемого законопроекта направлено на реализацию мероприятий по недопущению возможного возникновения дефицита кадров командиров воздушных судов и предусматривает увеличение возможности заключения трудовых договоров с иностранными гражданами по должности командира воздушного судна с пяти лет, предусмотренных 73-м федеральным законом, до 10 лет, исходя из макроэкономических данных и данных по прогнозу перевозок, которые, предполагается, в течение 10 лет будут увеличиваться не менее чем в 2,5 раза, а также в связи с обращением Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта.
Безусловно, Минтрансом России предпринимаются все меры по увеличению объёмов подготовки, открываются новые учебные центры подготовки пилотов на базе авиационных учебных центров в рамках среднего профессионального образования, но, как вы понимаете, категория командиров воздушных судов чувствительна и не допускает снижения уровня подготовки.
В связи с этим одновременно с увеличением продолжительности в проектируемом федеральном законе на уровне подзаконного акта предлагается снизить количество квот с тысячи до 500 человек в течение пяти лет, что, безусловно, свидетельствует об успешности проводимой работы. Прошу поддержать.
Председательствующий. Спасибо, Дмитрий Станиславович. Присаживайтесь.
С содокладом от Комитета по транспорту и строительству выступает Максим Викторович Сураев.
Сураев М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович! "Уважаемые коллеги!
В принципе, в полном объеме Дмитрий Станиславович объяснил ситуацию. К сожалению, у нас на данный момент количество, которым мы обладаем, количество командиров воздушных судов не соответствует потребности в Российской Федерации.
В 2014 году был принят аналогичный закон, и мы разрешили квоту 200 человек. Но вот сейчас требуется пролонгация этого закона. И разрешить нанимать иностранных граждан и становиться им воздушных судов ещё в течение пяти лет.
Концептуально Комитет по транспорту и строительству поддерживает данный закон. Ну и свое мнение выражу, что, конечно бы, очень хотелось, чтобы мы справлялись своими силами.
Доклад закончен.
Председательствующий. Спасибо, Максим Викторович.
Коллеги, будут ли вопросы?
Включите режим записи на вопросы.
Покажите список. Кудрявцев Максим Георгиевич.
Кудрявцев М. Г., фракция "ЕДИНАЯРОССИЯ".
Уважаемый Дмитрий Станиславович, вопрос к вам как к докладчику.
В пояснительной записке к законопроекту говорится об отсутствии критической зависимости российских авиаперевозчиков от необходимости привлечения иностранных граждан. В частности, в ней приводятся данные, что с иностранными гражданами заключено всего 28 договоров для замещения должности командира воздушного судна.
В этой связи вопрос. В чем причина, диктующая необходимость продления срока трудовых договоров? Спасибо.
Зверев Д. С. Спасибо за вопрос.
Дело в том, что, что данные данные приведены лишь по одной-единственной компании, по "Аэрофлоту". Квоты эти предусматривались, исходя из пятилетнего срока, исходя из 200 квот в год по всем авиакомпаниям.
Из предельного количества в количестве 1913 квот было распределено, в том числе, как уже было сказано, "Аэрофлот", "Северный ветер" - 4, и также привлекались авиакомпании: "Сибирь", "Нордавиа", "ЮТэйр".
Безусловно, с одной стороны, мы снижаем количество, устанавливая предельное количество по всем авиакомпаниям не более 100. Но тем не менее федеральный закон о положении иностранных граждан требует от нас такого разрешения, и чтобы оно было установлено законодательством Российской Федерации. Если российские учебные центры в полном объеме справятся с подготовкой, и мы надеемся по истечении данного пятилетнего срока, данная необходимость действительно будет полностью восполнена, с радостью будем готовы сообщить, что в полном объеме квоты не востребованы. Спасибо. Председательствующий. Спасибо. Ганзя Вера Анатольевна, пожалуйста. Ганзя В. А., фракция КПРФ.
Уважаемый Дмитрий Станиславович, вопрос к вам. Вот скажите, зачем нам необходимо привлекать иностранных специалистов и сажать, так скажем, гастарбайтеров за штурвал? Мы что, не можем подготовить, качественно подготовить своих специалистов? Конечно, можем. Почему сегодня ждут пилоты, выпускники Ульяновского высшего авиационного училища и Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации по два-три года получения документ об образовании? Потому что у них нет летной практики. Вот почему не выполняется вот это-то условие? Ведь это же наша святая с вами обязанность - чтобы получили они образование и чтобы у них были все условия для получения образования.
Мы же прекрасно понимаем, что Росавиация провалила подготовку пилотов. Поэтому, почему сегодня это полномочие остается у Росавиации до сих пор? Почему Минтранс ничего не предпринимает для того, чтобы ситуацию эту улучшить? И все-таки давайте... (Микрофон отключен.)
Зверев Д. С. Спасибо за вопрос.
Данная ситуация находится под постоянным контролем министра. Более того, в 2019 году состоялась совместная проверка образовательных учреждений в сфере гражданской авиации со стороны органов Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Министерства транспорта. Соответственно, был не только утвержден план, но и проведен отдельный координационный совет по транспортному образованию при Минтрансе России 25 октября и разработан план мероприятий. В том числе он предполагает и дополнительное открытие учебных центров.
Но дело в том, что мы говорим всё-таки об отдельной категории, очень чувствительной категории - это командиры воздушных судов, которые требуют пристального, долгого обучения и опытного наставничества.
Спасибо.
Председательствующий. Центральную трибуну включите, пожалуйста.
Сураев М. В. Хотел бы добавить, и в принципе те пилоты, которые есть в этом зале, они вам скажут, правильно было замечено, речь идёт о командирах воздушных судов.
Я вам могу сказать, чтобы подготовить командира, это требуется не год, не два и не пять, и даже в некоторых случаях не десять лет. Есть пилоты, которые летают всю жизнь, и до командирского кресла не добираются. Поэтому...
А ещё, если вы посмотрите статистику, потому что объём воздушных перевозок и у нас, в том числе, в стране возрастает, и это проблема не только России, это проблема, в том числе, и Европы, и проблема, в том числе, и Америки, понимаете, потому что это действительно штучный товар, который изготавливается.
Ну да, так получилось, у нас при развале Советского Союза и потом в 90-е была поломка в механизме, который готовил командиров и вообще пилотов гражданской авиации. На самом деле те училища, которые были, сейчас осталось только два.
Поэтому Минтранс знает об этом. И эта проблема, она стоит. Но сейчас речь не о том. Сейчас речь не о подготовке, а сейчас речь о том, чтобы наши авиакомпании и наши вообще воздушные перевозки защитить от того, чтобы мы не провалились на рынке авиаперевозок. Вот и всё.
Председательствующий. Спасибо.
Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста.
Коломейцев Н. В., фракция КПРФ.
Уважаемые коллеги, вы уже провалились, и с принятием этого решения ещё больше провалитесь. Но у меня вопрос не в этом.
Уважаемому статс-секретарю вопрос.
Скажите, пожалуйста, сколько сегодня выпускников вот авиационных училищ, которых два осталось, ежегодно выпускается, а какова потребность на замещение?
Спасибо.
Зверев Д. С. Уважаемый Николай Васильевич, ежегодно выпускается 785 коммерческих пилотов. Потребность как минимум на 20 процентов больше. Это ещё и связано с возрастными характеристиками. Для этого открывается отдельное подразделение Российского университета транспорта, и рассматривается вопрос об увеличении.
Соответствующее увеличение государственного задания согласовывается с Министерством образования. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть.
Включите режим записи на выступление. После этого мы посоветуемся, как запись проведем.
Покажите список. Трое записавшихся.
Коллеги, у нас такое предложение есть. Мы рассмотрим этот законопроект и рассмотрим 9-й пункт, проект постановления. Нет возражений? После этого мы завершим работу. Договорились.
Итак, Ганзя Вера Анатольевна, пожалуйста.
Ганзя В. А. Уважаемые коллеги! Вы знаете, чем больше я, приходится так, пришлось вникать в проблемы нашей авиации, тем больше я вижу камней преткновения и тем больше вижу я нежелание и "Росавиации" и Минтранса все эти проблемы исправлять.
Вот вообще проблема нехватки пилотов, а особенно командиров воздушных судов, она ведь появилась не сегодня и мы с вами прекрасно знаем, что были разного рода поверки и, в том числе прокуратуры, и авиационных учебных центров, которые впоследствии вдруг взяли и закрыли. Почему закрыли?
Вот сначала в "Росавиации" сказали, что программы нормальные и по этим программам готовили пилотов. Потом, значит, эти программы оказались неправильными и поэтому эти пилоты сегодня, получив, по сути дела, образование, остались за бортом.
Давайте следующий вопрос посмотрим. Инструкторы. Сколько сегодня заработная плата инструктора? 40 тысяч. Да, кто же пойдет на такую сложную работу за такие копейки? Вот эту проблему можно решить? Конечно, можно.
У нас сегодня осталось только два учебных заведения, которые готовят пилотов, я уже их в своем вопросе назвала. Но вот давайте посмотрим, и в том, и в другом есть огромная проблема нехватки часов налета, это летной практики. И в результате пилоты, которые заканчивают это учебное заведение, они по 2-3 года не могут пройти эту практику и они не могут получить, значит, документ об образовании. Когда они будут летать и когда они будут учиться на командиров воздушных судов, сколько для этого нужно времени?
Поэтому а это разве не решаемая проблема? Проблема абсолютно решаемая, только решать её никто, почему-то, не хочет. И я уже не зря сказала о том, что Росавиация провалило решение этой проблемы, вообще, полностью провалило подготовку пилотов в нашей стране. Поэтому мы сегодня должны замещать командиров воздушных судов именно иностранными пилотами. Это в корне неправильно, у нас есть полно своей талантливой, много молодёжи. Вот давайте мы нашу талантливую молодёжь, как раз создавать условия для обучения и будем готовить своих командиров воздушных судов.
Но давайте посмотрим, ещё вот, например, такая проблема. Если в ульяновском высшем лётном училище есть военная кафедра, в Санкт-Петербурге этой кафедры нет. В результате, когда этот выпускник получает документы и уходит в армию, а всего два года нужно, чтобы, так скажем, устроиться на работу и летать. Он из армии приходит, не успевает найти работу и всё снова надо начинать, надо подтверждать свою профессию, а на это нужны огромные деньги. И я могу вам перечислить огромное количество таких проблем. Поэтому главная проблема, я считаю, в Росавиации, вот где надо искать весь корень зла, и нужно эти полномочия у Росавиации забирать.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Вера Анатольевна. Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста. Олег Анатольевич?
Три минуты поставьте, пожалуйста.
Нилов О. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" будет голосовать против представленного законопроекта о предоставлении права иностранным гражданам становиться командирами воздушных судов.
К тому, что уже было сказано о том, что в России лётчиков не найти, этот позор должен быть, ну, кем-то персонально, значит, смыт, но не кровью, а собственным местом, во всяком случае, запретом впредь заниматься подготовкой в такой важнейшей стратегической отрасли, коллеги.
Поэтому, господа-правительство, ну, представьте, кого вы наказали и каким образом за этот провал в стратегической отрасли, ещё раз говорю.
А если завтра, извините, война, что, ваши иностранные, значит, командиры судов будут выполнять ответственные задания? Кого вы собираетесь приглашать? Уж точно не командиров судов из "Lufthansa" или там "Air France", да? Потому что там зарплаты совсем другие.
А причина в том, что есть желание у наших авиакомпаний сэкономить на заработной плате. Ответьте на вопрос, сколько уже наших командиров работают в Китае, в Саудовской Аравии, в Арабских Эмиратах? Потому что там зарплаты в два раза больше.
Наших лётчиков забирают, а вы компенсируете эту проблему, приглашая сюда лётчиков из стран, как это называется, ближнего зарубежья: "Узбекские авиалинии", молдавские, я не знаю, там... И что? Как это можно объяснять нашим гражданам? В нашей стране гордость авиации всегда была. Нет лётчиков - это всё враньё, лукавство, есть желание просто сэкономить.
Поэтому мы предлагаем не голосовать за этот законопроект, в первую очередь спросить. Ну а решать проблему, да, надо.
Выпускайте отдельное постановление правительства на короткий срок, не знаю, там на год, не больше, может быть. Вот временно затыкайте дыры, если они возникают. Но самое главное - предоставьте план, что через год, значит, будет с запасом наших лётчиков и любого класса, потому что ситуация такая, что авиация должна развиваться, да? А как строить борта, если нет летчиков, которые на них могут летать?
Для справки: в Соединённых Штатах Америки 250 тысяч лётчиков... Председательствующий. Минуту добавьте.
Нилов О. А. ...которые летают на самолётах разного уровня, 250 тысяч. Надо думать о тех вопросах, о которых я сказал, не дай Бог, нужно будет завтра выполнять стратегические и военные задачи. Кому поручать это, иностранному гражданину?
Он и так массу секретов может получить и передать своим разведслужбам, находясь сегодня вот на таком ответственном посту. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Олег Анатольевич.
Коломейцев Николай Васильевич. Три минуты поставьте, пожалуйста.
Коломейцев Н. В. Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые коллеги!
На самом деле мне кажется, что Минтранс же вносил закон до того, как было Послание Президента и немножко, мне кажется, не сориентировался, что после национализации вице-премьеров и министров обязательно перейдут и к ответственным кадрам. Вот меня удивило, что вчера не было Центробанка, руководителей госкорпораций. Но я утверждаю, что сегодняшняя ситуация порождена, "а": разрушением преемственности правительства, и убиением персональной ответственности министров за порученное дело.
Почему? Вот что такое подготовка пилотов? Раньше эта система работала: авиакомпания, территориальное агентство авиации и дальше было агентство и министерство, но классы были, начиная от авиакомпаний, где происходили переобучения, и учебные заведения, начиная... Киевское имело филиалов пять, в том числе три в России, и один в Ростове, который закрыли.
"Донавиа", прекрасный центр был с "ЮгАвиа", которые переподготавливали больше тысячи пилотов только в Ростове-на-Дону. Сегодня он закрыт, похоронен и "рога и копыта" там на их месте, и образовательные учреждения, и территориальные органы. Поэтому мы считаем, что вот сегодня... Я с Владимиром Вольфовичем в чём согласен? У нас в правительстве отсутствуют инженеры вообще, как класс. Даже "Сколково" гиперлиберальная, проамериканская структура недавно выпустила доклад об отсутствии квалифицированного инженерного образования в Российской Федерации. Ну а пилоты — это ж суперинженерное образование.
И сегодня вот у нас в Ростове-на-Дону произошёл вопиющий случай. Москва-Анапа самолёт сел 24 ноября с умершим пилотом. А вы думаете, почему? Потому что вот эти ребята, которые представляют, они продлили сроки.
Раньше ведь, почему был льготный выход на пенсию у пилотов? Потому что всем понятно - взлет, посадка, перегрузки, это все влияет на здоровье. Сегодня продлили срок возможности полетов и, второе, открыли шлюзы. Здесь правильно коллега Нилов говорил, у нас масса пилотов сегодня на шабашке находится в других странах. Ну почему они там находятся? Потому что зять Бориса Николаевича, будучи замминистра, всячески способствовал, чтобы не брали отечественные судна, понимаете, а покупали Боинги, Аэробасы, в результате своих 15 заводов похоронили, потом ввели еще и льготы на запчасти и закрыли все ремонтные заводы, понимаете.
Председательствующий. Минуту добавьте.
Коломейцев Н. В. Поэтому мы поддерживать не будем, будем голосовать категорически против. Но, жалко премьера уже нет будущего или уже утвержденного, но, с нашей точки зрения, надо проанализировать структуру правительства и вернуться к отраслевому управлению, в противном случае в каждом Послании будем возвращаться к национализации всевозможных профессий. Потому что, ну ситуация простая. Она булава не летела до тех пор, пока конструкторы не потребовали замены всех чипов, которые закупались извне. Только, как только поставили свои компоненты, сразу булава полетела куда надо и... кому надо, да. Но, у нас ведь понимаете, проблема в чем, у нас в августе 2008 года на всех оборонных предприятиях одномоментно были отключены все автоматические линии именно из-за того, что вкладки позволяют извне со спутника отключить это все. А если у нас даже у нашего "Аэрофлота"... Я завершаю.
Председательствующий. Добавьте время.
Коломейцев Н. В. У нашего "Аэрофлота" 500 самолетов иностранных, ну вдумайтесь.
Поэтому все эти вопросы они комплексного исследования требуют. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Николай Васильевич.
Дмитрий Станиславович, у вас есть возможность с заключительным словом выступить, пожалуйста.
Зверев Д. С. Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые коллеги!
Я разделяю озабоченность Олега Анатольевича и Николая Васильевича, но смею заверить, такая программа есть. Более того, мы ее неоднократно обсуждали и она на контроле в Комитете по транспорту и строительству.
Готов предоставить ее также для ознакомления. Программа предполагает постепенное увеличение количества обучающихся, более того, она вводит новый инструментарий, который ранее не вводился, практически 100-процентный целевой набор, то есть по заказам авиакомпаний, тогда, когда мы гарантированно обеспечиваем сохранение и удержание национальных кадров и выращивание их здесь. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Максим Викторович, будете выступать с заключительным словом? Нет.
Коллеги, обсуждение завершено.
Ставлю на голосование 7-й пункт. Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О несении изменений в статью 56 Воздушного кодекса Российской Федерации и статью 14 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Включите режим голосования.
Покажите результаты.
Результаты голосования (16 час. 04 мин. 16 сек.)
Проголосовало за 326 чел. 72,4 %
Проголосовало против 52 чел. 11,6%
Воздержалось 1 чел. 0,2%
Голосовало 379 чел.
Не голосовало 71 чел 15,8%
Результат: принято Принимается в первом чтении.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments