leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Александр Козлов рассказал СФ что дало включение Бурятии и Забайкалья в ДВФО

Александр Козлов рассказал СФ что дало включение Бурятии и Забайкалья в ДВФО – увеличилось число рабочих мест, сократился миграционный отток Демографический пакет Ипотека под 5%, для молодых под 2% Программа Маугли по опыту Московской области Распространить режим Сколково на ДВФО Заложено недостижение показателей нацпроектов Нормативы расходов на строительство школ дорог одинакова для Сочи Якутии Сахалина
6. 11:24-12:45 Правительственный час 472-го заседания СФ.
О приоритетных направлениях социально-экономического развития Дальнего Востока рассказал и.о. Министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Козлов
Александр Акимов. Компенсация инвестиций.
Козлов. Должны соответствовать. Купил бульдозер за сто рублей компенсаций получил на миллион.
Иван Абрамов. Чтобы стоимость метра жилья на ДВ была доступной.
Козлов. Завтра в 8 селектор с губернаторами проверим исполнение. Чтобы стоимость метра не росла. Эксроу мы видим удорожание 15-20%.
Александр Коряков Распространить свободный порт на Благовещенск
Козлов. Согласовано
Сергей Белоусов Урожаи зерновых растут, открыть восточные зерновые ворота.
Козлов. Китайские инвесторы пытались поставить свои банки. Сельхозники окажутся в заложниках.
Сергей Тырцев. Подготовим дополнительную информацию.
Валентина Матвиенко. Замам надо владеть такими вопросами это не овощебаза.
Андрей Шевченко Аэропорты
Козлов. Вернули сорок аэропортов в план
Баир Жамсуев Как вы оцениваете уровень господдержки месторождение
Козлов. Так и не приступила к работе. Акционер Усманов. Нужно решить вопрос с аэропортом. Удлинение взлетной полосы до 2,1 чтобы не через Читу.
Сергей Митин Строительство судов Крупнейший завод ни одного заказа.
Козлов. По 14 краболовам получили заказа. Пока Объединенная судостроительная корпорация не примет решения по реструктуризации этого завода он так и будет. Задача не только построить но и обслуживать.
Матвиенко Здесь вам надо проявить министерскую волю. Давайте заслушаем судостроительную корпорацию почему они не шевелятся. Проектов нет верфи не готовы цены не соответствуют.
Юрий Архаров. Появляется ли средства от проекта Сахалин-2?
Козлов. 398 млрд руб., сто на Сахалинскую область. Сорок сразу отдается на социально-экономическое развитие. То есть 140 получает Сахалинская область.
Светлана Горячева. Минвосток повышает эффективность. Нужны ли защищенные статьи бюджета на перевозки.
Козлов. Необходимо субсидирование внутренних перевозок. Самолет Байкал который предлагает Бурятия найдет применение. Авиакомпания Путь Аврора на ДВ работают.
Аудитор СП Светлана Орлова. На развитие ДВ 2,3 триллиона, из них 1.3 федеральные средства. Создать полноценную систему стратегического управления. Почти треть показателей заложены с отставанием от среднероссийского уровня. Снижение смертности, бедности. Концентрация инвестиций в образовании и здравоохранении отстает 1,3 от 2. Нет качественного энергобаланса. Пункты пропуска через границу не соответствует современным требованиям. 200 млрд долги бюджетов ДВФО.
Людмила Талабаева. Отмена налогового режима на вмененный доход увеличение налоговой нагрузки. Снижение лекарственного обеспечение. Сохранить налог на вмененный доход для малого предпринимательства в ДВФО.
Матвиенко. Зафиксируем поручение.
Абрамов. Субсидируемые перелеты. Газификация низкая, газ продаем в Китай. Затратная инфраструктура на земельные участки. Может быть пора перейти на биржу, ценные породы леса вывозятся по другой стоимости.
Акимов. Совет по развитию Арктической зоны я возглавляю. Вопросы министерство решает по выравниванию энерготарифов и другие вопросы. Создание дальневосточной авиакомпании на основе компании Якутия. До конца не решили вопросы транспортной доступности.
Жамсуев. Включение в программу Забайкалья и Бурятии в программу.
Митин. Вы дали указания постараемся в проекте постановлении отразить.
Григорий Карасин. Сахалинская область 10% жилья аварийное в 4 раза больше чем среднем по России.
Матвиенко Министр погружен понимает проблему. Тревожит депополуляция обезлюживание. Должен быть прорывной проект. Газификация вопрос вопросов.
Олег Мельниченко. Принять за основу.
Постановление за основу 158 0 0 12:43

Из стенограммы 472-го пленарного заседания СФ 22.01.20
Из стенограммы 472-го пленарного заседания СФ 22.01.20
Уважаемые коллеги, переходим ("разминку" мы сделаем после основной повестки) к рассмотрению вопроса "правительственного часа". Александр Александрович Козлов открывает нашу сессию, наши "правительственные часы", представляя уже новый кабинет министров.
Александр Александрович, мы Вас от души поздравляем с переназначением. Мы были уверены в этом. Вы знаете, такой был переходный период, а мы все равно Вас поставили на "правительственный час", зная, что Вы точно будете переутверждены. Поэтому поздравляем, желаем успехов!
Коллеги, сегодня мы рассматриваем вопрос "О приоритетных направлениях социально-экономического развития Дальнего Востока". Порядок – традиционный: 20 минут министру, аудитору Счетной палаты до пяти минут, выступления, принятие постановления. Нет возражений против предложенного порядка? Нет.
В нашем заседании принимают участие Сергей Александрович Тырцев, первый заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, Павел Михайлович Волков, статс-секретарь – заместитель министра, Александр Викторович Крутиков, заместитель министра, Константин Анатольевич Цыганов, заместитель министра, Светлана Юрьевна Орлова, аудитор Счетной палаты.
Коллеги, слово предоставляется Министру Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Александру Александровичу Козлову.
Александр Александрович, пожалуйста, Вы приглашаетесь на трибуну.
А.А. Козлов. Глубокоуважаемая Валентина Ивановна, уважаемые члены верхней палаты Федерального Собрания! Надеюсь, что наша сегодняшняя работа пройдет на высоком уровне и с отличным результатом.
На V Восточном экономическом форуме, который прошел в сентябре 2019 года, Президент России озвучил новый этап развития Дальнего Востока – конвертация экономических достижений региона в социальный рывок.
Дальневосточный федеральный округ сегодня – большая стройка, итог которой – комфортный и развитый регион, и уже пройден сложный этап – фундамент, который заложили предшественники и, конечно, вы, уважаемые сенаторы.
Два года назад вы дали поручения. Докладываю: часть из них выполнена, часть – в стадии выполнения. Поставленные задачи носили не абстрактные, а конкретные формы создания новых возможностей для жизни и работы граждан.
Так, например, включение в состав Дальневосточного федерального округа Забайкальского края и Республики Бурятия (идейным вдохновителем этого решения были Вы, Валентина Ивановна) – это не географическое решение, это решение о том, чтобы в регионах появился доступ к дальневосточным преференциям.
За год в Бурятии и Забайкалье заработали механизмы, которые отработаны на Дальнем Востоке. Для этого принят 41 нормативно-правовой акт. В две созданные территории опережающего развития уже заявились 12 инвесторов. Сумма соглашений, которую они озвучили, превышает 120 млрд рублей. Будет создано порядка 5 тысяч рабочих мест.
В Забайкалье и Бурятии впервые за долгое время начала строиться и ремонтироваться социальная инфраструктура. Суммарно на два региона по нашей государственной программе, которую администрирует наше министерство, до 2022 года выделено 16 млрд рублей. На эти деньги, к примеру, построят 146 и реконструируют 179 социальных объектов. За прошедший год уже успели возвести 34 объекта (это дома культуры и фельдшерско-акушерские пункты), отремонтировали 86 учреждений социальной сферы.
Россия вступила в сложный демографический период. Президент страны в Послании Федеральному Собранию об этом говорил. По Дальневосточному федеральному округу скажу так: рождаемость снижается, как и в России, но темпы, конечно, ниже. И это происходит за счет повышения показателей рождаемости в таких республиках, как Бурятия, Якутия, в Чукотском автономном округе.
Удалось снизить миграционный отток. За 10 месяцев прошлого года Дальний Восток покинуло больше 10 тысяч человек (в позапрошлом – свыше 33 тысяч, до этого – 27). За шесть лет численность населения Дальнего Востока сократилась на 1,6 процента, или 129 тысяч человек.
Показатели все – относительные. Надо закрепить, заякорить людей на Дальнем Востоке. И в округе 1,5 миллиона человек – это в основном молодые люди. Я имею в виду, что 1,5 миллиона из 8 миллионов проживающих – это молодые люди. Им нужны широкие возможности, чтобы они оставались на Дальнем Востоке.
Что уже делается в рамках этих полномочий? В 2019 году специально для дальневосточников принят демографический пакет. Что он включает, вы видите на слайде № 5. Данные за год буквально накануне мы получили, и общая сумма выплат на первого, второго и третьего ребенка составила почти 6 млрд рублей – это 81 процент от того запланированного, когда мы выходили с этой инициативой.
Ипотека под 5 процентов для многодетных – выдано 544 кредита. Тут нужно будет разбираться с отраслевыми ведомствами. Слабо верится, что всего 544 многодетных семьи хотели взять кредит под 5 процентов. Это говорит о низком качестве исполнения задуманного, то есть Федерация механизм дала, а выполнить не получается. Здесь нужно будет рвать бюрократические узлы, потому что это не просто важно, это архиважно – многодетная семья должна стать опорой Дальнего Востока.
Осень 2019 года принесла нам еще одно беспрецедентное решение для молодых семей Дальнего Востока – это ипотека под 2 процента годовых. Семьи, в которых супругам еще не исполнилось 36 лет, могут взять кредит на покупку квартиры или строительство жилья. В городах это первичный рынок, в сельской местности – вторичный в том числе.
Хочу рассказать, почему 2 процента. Когда мы готовили это предложение и озвучили его на Восточном экономическом форуме президенту (это было в половине третьего ночи, когда он закончил встречу с Моди), мы провели анализ. Во-первых, мы запросили до этого у Росстата информацию о доходах молодых семей. Эту разбивку Росстат, спасибо им большое, делал для нас специально. Во-вторых, мы проанализировали, сколько стоит аренда квартир в каждом муниципальном округе, сколько в принципе готовы отдавать квартиросъемщики без ущерба для семейного бюджета, посмотрели кредитные продукты наших банков, которые работают на Дальнем Востоке, и вышли на сумму 16 тыс. рублей – это как раз та разница, которая в принципе попадает под эту логику – 2 процента.
Кроме этого, в льготную ипотеку включена категория участников программы "Дальневосточный гектар", которые взяли землю под строительство жилого дома. В основном землю берут как раз молодые люди, но, к слову, в этой категории для получения 2-процентной ипотеки возраст как раз непринципиален. Мы вместе с нашими коллегами из Минфина в течение трех месяцев подготовили все документы и с 10 декабря приступили к реализации. На 21 января льготную ипотеку получили уже 440 человек. То есть для сравнения: за месяц мы выдали чуть меньше 2-процентных кредитов, чем 5-процентных ипотек за 12 месяцев. Но сейчас тот этап времени, когда необходимо практически в ручном режиме налаживать механизм. Например, необоснованный рост стоимости жилья. На площадке Минвостокразвития создана межведомственная рабочая группа, которая в ежедневном режиме будет контролировать и координировать ситуацию, помогать региональным властям, направлять кредитные организации работать со строительными компаниями. Поскольку проблема системная, необходимо повысить объемы строительства жилья, причем оно должно быть максимально доступным. Мы уже начали вести переговоры с крупными застройщиками, прорабатываем разные варианты.
Я хочу отметить, что в двух регионах Дальнего Востока почти нет новостроек в городах, а в сельских территориях нет в принципе – это Магадан и Чукотка. Конечно, молодежь сможет построить дом, это неограниченное количество территорий, но таких семей все равно меньше, чем желающих взять квартиру. Программа только запустилась, будем смотреть, будем корректировать, и если понадобится – корректировать локально.
В детских садах трех регионов мы внедрили спортивно-оздоровительную программу "Маугли", чтобы наши дети росли здоровыми и сильными. Эта программа успешно реализуется в Московской области, мы взяли их опыт, и на Дальнем Востоке пока занимаются 4,5 тысячи малышей. В мае пройдет спартакиада, которая станет своеобразным срезом программы. Приходите – оцените успехи подрастающего поколения.
Через нашу государственную программу развития Дальнего Востока и Байкальского региона выделяем деньги на ремонт и строительство учебных заведений. В рамках так называемой (мы эту строчку так называем) единой субсидии будут построены 26 школ и 13 детских садов, отремонтировано 143 учебных заведения. Даем деньги на модернизацию образовательного оборудования в техникумах и колледжах, новое оборудование – это стандарты WorldSkills. И такое обновление идет впервые. И результаты налицо – дальневосточники всегда в лидерах WorldSkills.
В целом по этой госпрограмме Дальнему Востоку выделяются деньги на строительство, модернизацию и ремонт социальной инфраструктуры, и именно там, где строятся предприятия, где идет прирост рабочих мест и где местные бюджеты не в состоянии решить вопрос с ремонтом даже таких объектов, как учреждения культуры или поликлиники. До 2022 года 751 социальный объект построят или реконструируют. Федеральный бюджет даст больше 94 млрд рублей на эти цели. Отмечу, что эта сумма была выделена не сразу. В апреле 2018 года было 55 млрд рублей, но мы смогли довести эту сумму до нынешних 94 млрд рублей.
И вернусь немного к образованию. В стране каждый год открываются новые специальности в университетах и колледжах, но подчеркну: только на Дальнем Востоке открывают учебные новинки с учетом перспективного развития экономики. То есть инвестор, который запускает производство в округе, говорит, какие специалисты потребуются. Это своего рода целевой набор. По такому принципу в прошлом году мы открыли 17 новых профессий и специальностей и почти на 1400 мест увеличили контрольные цифры приема по высшему и среднему образованию на иные специальности.
Самый современный вуз Дальнего Востока – это ДВФУ (25 тысяч студентов). Ранее Минфин и Минобрнауки поддержали строительство II очереди университета. Надеюсь, что новый кабинет министров, мои коллеги, также подтвердят это решение. Во II очереди помимо прочего появится специализированный учебно-научный центр для талантливой молодежи.
Кроме того, на острове Русском, где распложен ДВФУ, создадут шесть инжиниринговых и исследовательских центров госкомпаний, которые трудятся на Дальнем Востоке, и госкорпораций – центр цифрового развития, технопарк и научную установку класса "мегасайенс".
Есть поручение Владимира Владимировича Путина о создании медицинского кластера на острове Русском. Кластер позволит открывать подразделения (филиалы) иностранных клиник, привлекать лучших зарубежных специалистов, использовать лекарства и методики, доказывающие эффективность за рубежом, и, самое главное, не вывозить деньги из нашей страны на лечение, а такая потребность есть, и люди пользуются этой услугой. Для этого нужно внести изменения в уже существующие отдельные законодательные акты (мы делали доклад на имя президента). Просим федеральный закон № 160, который распространяется на "Сколково", распространить и на остров Русский, на отдельную территорию, где мы готовы реализовать это поручение. Ожидаем, что в весеннюю сессию проект соответствующих поправок будет внесен в Государственную Думу.
А еще создание венчурного фонда, то есть получение стартапами финансирования в форме грантов. Поручение дал Владимир Владимирович на V Восточном экономическом форуме и еще раз уделил этому внимание в Послании Федеральному Собранию. Мы этому рады. Это поможет нам при согласовании этого решения на площадке правительства.
За счет всего перечисленного Дальний Восток станет одним из глобальных центров высоких технологий и компетенций, новых индустрий и отраслей. И, что важно, это отрасли, которые меняют не только судьбу человека, – они меняют судьбу целых регионов. И помимо этого мы должны достичь качественных перемен в здравоохранении, образовании, обустройстве городов и поселков.
Хочу отметить, что для социальной сферы вообще не было механизмов и сейчас нужно выйти на системные решения. Мы проанализировали национальные проекты, соглашения, подписанные нашими губернаторами, по ключевым показателям. И знаете, что получилось? Из 174 показателей по 48 предусмотрено недостижение регионами Дальнего Востока указа № 204. Это особенно важно для нас в разделе "Медицина". При этом было дано конкретное поручение президента – не ниже среднероссийского. Мы докладывали об этом на Счетной палате, мы докладывали об этом председателю правительства (еще тогда Дмитрию Анатольевичу Медведеву). Даны все поручения нашим отраслевым коллегам, для того чтобы эти вопросы решить.
Необходимо повысить эффективность дальневосточных разделов. Это одна из задач, которые мы перед собой ставим. Сейчас они сформированы отраслевыми федеральными министерствами без учета задачи опережающего развития Дальнего Востока. И нам предстоит серьезная работа по созданию системы целевых показателей для дальневосточных разделов в отраслевых государственных программах, установить так называемые KPI для федеральных министров и ведомств по развитию Дальнего Востока. Но хочу обратить ваше внимание на то, что финансовый ресурс дальневосточных разделов увеличился в 2,4 раза за два года. Это 0,5 трлн рублей. И это ресурсы Дальнего Востока.
Еще одна важная задача – новые правила и меры по распределению межбюджетных трансфертов. Сегодня при распределении субсидий дальневосточным регионам применяется единый, общий подход. Например, норматив стоимости оснащения одного учебного места – 137 тыс. рублей. То есть для Москвы 137 тыс. рублей, для арктической Чукотки и те же 137 тысяч для островного Сахалина. То же самое с нормативами строительства школ и детских садов (по Московской области он был рассчитан) и нормативом по километрам дорог. Что в Сочи построить, что в Якутии – цена одна.
Надо сделать применение индекса бюджетных расходов общим правилом при распределении субсидий, чтобы не доказывать каждый раз необходимость учета специфических условий Дальнего Востока. Мы докладывали об этому президенту в сентябре на Восточном экономическом форуме, на заседании президиума Государственного совета, и соответствующее поручение, уверен, должно быть исполнено нашими отраслевыми коллегами.
Очень острая тема – здравоохранение. В 2018 году мы смогли добиться поручения об увеличении предельного уровня индекса бюджетных расходов с 3 до 4,5. В результате рост финансирования для четырех регионов Дальнего Востока составил 6 млрд рублей (также по результатам одного из докладов на заседании Госсовета), что частично решило проблему недофинансирования здравоохранения. Но такой подход основан на перераспределении средств внутри самого ФОМС и коснулся только четырех из 11 дальневосточных регионов, потому что у некоторых, как у Чукотки, индекс бюджетных расходов доходил до 12.
Поэтому мы предлагаем новый подход к финансированию здравоохранения для удаленных и малонаселенных пунктов. Объем медицинских учреждений на таких территориях, по оценкам специалистов, составляет ежегодно до 50 млрд рублей. Сейчас принцип страховой медицины следующий: финансирование за пролеченного больного. Например, из 48 тысяч коек круглосуточного стационара 11 тысяч находятся в маленьких городах, которые не выполняют норму.
Я просто хотел бы обратить внимание, что на Дальнем Востоке всего 12 городов с численностью свыше 100 тысяч, основное – это города с населением по 20 тысяч, населенные пункты с численностью 5 тысяч и несколько населенных пунктов с численностью до 50 тысяч. То есть чтобы было понимание уровня населенных пунктов Дальнего Востока.
Но норматив не выполняется, следовательно, работа не оплачивается. Аналогичная ситуация сложилась и по другим направлениям.
Я приведу пример. Скорая помощь: 10 тысяч человек на бригаду. Но в ДФО в среднем на бригаду – от 1,9 до 3, то есть, соответственно, деньги раскидываются пропорционально численности, которая им положена. И в программе госгарантий нет ФАП и фельдшерских пунктов, так как это приставка к поликлинике, то есть они просто не учитываются в балансе финансирования, который положен в рамках этой программы.
Мы предложим нашим коллегам из Минфина и Минздрава изменить этот подход и ввести для таких медицинских учреждений сметное финансирование. Кстати, такое решение будет необходимо и по Арктической зоне.
Об инвестиционной квоте 7,2 процента. Механизм действует только с июня 2019 года, и поэтому еще не заработал в полном объеме. Отмечу, что в семи государственных программах ежегодно не обеспечены установленные расходы, а в 10 госпрограммах таких расходов в отношении Дальнего Востока вообще нет. И уже в 2020 году мы видим среднюю долю: по всем программам таких расходов – 16 процентов, а по отдельным госпрограммам предстоит работать с нашими федеральными коллегами.
И о системе стратегического планирования в отношении Дальневосточного федерального округа. По поручению президента нами с регионами, отраслевыми министерствами, жителями разработана программа территориального развития ДФО до 2024 года и на перспективу до 2035 года (первоначально мы ее называли национальной программой развития Дальнего Востока). Программа обеспечит взаимосвязь государственных программ и национальных проектов по территориальному принципу. Мы внесли ее в правительство 20 января. Программа полностью встроена в систему стратегического планирования Российской Федерации. Стратегия развития будет утверждена в декабре 2020 года. Это согласовано с Министерством экономического развития.
Главная сила Дальнего Востока – это талантливая и трудолюбивая молодежь, это новые центры науки и индустриального роста, это богатейшие запасы природных ресурсов. Поэтому наша главная стратегия – отталкиваясь от того, что уже сделано и достигнуто, запускать в регионе крупные инфраструктурные, транспортные, индустриальные проекты и стройки.
Экономической модели Дальнего Востока всего пять лет. Конечно, мы отдаем себе отчет в том, что еще многое предстоит сделать, но и сделано все-таки немало. В регионе созданы уникальные условия для развития экономики – налоговые и административные льготы, строительство дорогой инфраструктуры для бизнеса, меры господдержки, упрощенная процедура получения земли, электронная виза. Благодаря всем мерам поддержки, которые действуют на Дальнем Востоке, начиная с 2014 года инвесторами вложено в экономику региона 870 млрд рублей, введено в строй 292 предприятия, создано 44 тысячи новых рабочих мест. В результате рост промышленного производства на Дальнем Востоке за последние пять лет составил 24,1 процента.
Отмечу, что инвестиционные проекты, которые реализуются в округе, находятся на разных стадиях реализации: какие-то уже работают (больше 200 предприятий, как я сказал), какие-то – на стадии строительства, какие-то – на этапе проектно-сметной документации.
Вернусь к нашим режимам. Безусловно, невозможно что-то придумать раз и навсегда. Мировая практика показывает, что оценить в полной мере успех, неуспех преференциальных режимов можно минимум через восемь лет. Кстати, первые особые экономические зоны в Китае были созданы в 1976 году, и оценить их результаты смогли только через 10 лет, когда экономика начала расти, а у нас прошло всего четыре года.
Сейчас наше министерство проводит глубокий анализ, ведь мерило всех территорий – это все-таки практика. И уже видно, что механизмы необходимо донастраивать. Например, по свободному порту Владивосток и ТОР однозначно говорим, что нужно усиливать роль региональных властей. Губернаторы уже возглавили наблюдательные советы на территориях опережающего развития.
Мы предлагаем, чтобы так же было сделано и в свободном порте Владивосток. Потому реализация инвестиционных проектов должна учитывать приоритеты экономического развития субъекта, видение на местах. Коллегам, конечно, виднее, они находятся там каждый день.
Также прорабатываем вопрос, чтобы передать на уровень губернаторов и строительство инфраструктуры в ТОР в принципе (это во многом упростит формирование план-графиков создания инфраструктуры и будет контролироваться на месте командами губернаторов, в том числе и муниципального уровня, которые в ТОР предусмотрены), и обязательно с деньгами передать.
И самое главное, что мы поняли сегодня, – это то, что не существует идеальной территории. Должны быть ориентация, специализация, отрасли – как хотите назовите это, главное – суть. И суть в том, что нельзя взять кальку и перенести ее на всех. Отрасли на Дальнем Востоке формируются из конкурентности – это рыбная промышленность, это лес, логистика, туризм, сельское хозяйство, то, чем сильна территория. И мы открыто говорим, что необходима отладка отраслевого законодательства.
Например, рыбная промышленность. Дальний Восток – это 65 процентов общероссийской добычи рыбы. Но нам не хватает современных судов – рыболовецких, краболовных, паромов, танкеров, ледокольного класса. Флот старый, надо обновлять. В регионе сегодня действует 21 судостроительное предприятие. И мы хотим, чтобы бо?льшая часть заказов на суда пришла именно на Дальний Восток, чтобы заказчикам было выгодно работать с нашими верфями. Для этого и комплекс мер – субсидирование строительства судов рыбопромыслового флота, инвестиционные квоты, крабовые аукционы, за счет которых будут строиться суда-краболовы. И, по сегодняшним (утренним) данным, 14 таких контрактов с нашими дальневосточными верфями уже заключены, два еще в рассмотрении.
Разрабатываем и дополнительный стимул, чтобы заказы на краболовов размещались на дальневосточных верфях. Загрузка верфям необходима. Будем честны: многие из них находятся в тяжелом финансовом состоянии, особенно это видно на примере Хабаровского края. (Микрофон отключен.) Нет проектной документации на строительство краболовов. Ощутима нехватка…
Председательствующий. Александр Александрович, Ваше время истекло. Сколько Вам нужно еще времени?
А.А. Козлов. Еще минуты четыре и я закончу.
Председательствующий. Да. Завершайте, а то у нас не останется времени на вопросы.
А.А. Козлов. И наша задача – поддержать наших коллег.
Внедрение цифрового сервиса в аквакультуру показало, что это действенный механизм. За полтора года работы интернет-сервиса бизнесу было выделено в два раза больше акваторий, чем в предыдущие 20 лет.
Лесопромышленный комплекс – это очень важно, потому что лесные участки до сих пор считаются вручную. Наша однозначная политика в лесной отрасли – это переработка. Мы начали с увеличения ставки вывозной таможенной пошлины на экспорт необработанной древесины дальневосточных хвойных пород. Увеличили с 25 уже до 60 и видим первые результаты. К сожалению, это пока без Забайкалья и Бурятии.
Сельское хозяйство. Введение в сельхозоборот земельных участков.
"Дальневосточный гектар" – это программа не для переселения. Эта программа позволила навести порядок в земельных активах. Мы теперь знаем земли, провели колоссальную работу, и порядка 76 тысяч человек воспользовались этим вопросом.
Очень важные вопросы, которые я хотел бы отразить, остаются у нас – это наши пункты пропуска, потому что они влияют на туристический поток, на оборот продукции на экспорт, а это у нас один из национальных проектов, здесь нужно многое сделать.
И транспортная доступность. Этот вопрос в 2019 году был решен положительно. Мы получили больше 8 млрд рублей (8 миллиардов 100). В этом году, к сожалению, эта сумма не подтверждена.
И мы знаем, что и в прошлом году наши коллеги-сенаторы, Валентина Ивановна, и Вы лично этим вопросом занимались. Просьба в этом году нас тоже поддержать. Мы письмо с Дитрихом Евгением Ивановичем подготовили в адрес председателя правительства. Нам нужно 3 миллиарда 100, чтобы поддержать уровень прошлого года. И тогда больше миллиона пассажиров смогут иметь нормальный доступ общения с Москвой, с нашими региональными столицами.
Хотел бы сказать о том, что получили поручение по дальневосточной авиакомпании. С Дитрихом Евгением Ивановичем вчера это обсуждали. Будем заниматься этой работой.
В целом хочу сказать, что для развития Дальнего Востока необходим отраслевой принцип, чтобы все поняли, что Дальний Восток – это не кладовка, куда любой может зайти, набрать и уехать, Дальний Восток – это тыл России, это граница. Мой доклад окончен.
Хотел бы особые слова благодарности высказать коллегам, возглавляющим комитеты, Широкову Анатолию Ивановичу, Мельниченко Олегу Владимировичу, Акимову Александру Константиновичу. С вами очень комфортно и приятно работать, в том числе и с коллегами, которые трудятся вместе с вами под председательством Валентины Ивановны.
Большое спасибо. Доклад окончен.
Председательствующий. Спасибо, Александр Александрович, за очень содержательный, такой насыщенный фактурой доклад. Благодарю Вас.
Сейчас переходим к вопросам.
Людмила Заумовна Талабаева, пожалуйста.
Панель зажигается у того, кто задает вопрос.
Л.З. Талабаева, член Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Приморского края.
Мы знаем, что финансирование госпрограммы развития Дальнего Востока существенно выросло за последние годы.
Скажите, пожалуйста, Александр Александрович, оказывает ли это влияние на кассовое исполнение.
И второй вопрос. Все ли выделяемые на госпрограмму деньги осваиваются? Спасибо.
А.А. Козлов. Спасибо. Исполнение нашей госпрограммы на текущий год – 95 процентов, из них отклонение – 0,9 процента. Это рудник № 6 по Забайкалью. Минэкономразвития (администратор) не смогло проплатить аванс, там юридические документы "Росатом" не смог предоставить. Это Краснокаменск – город очень важный. Но предприятие получило больше 1 млрд рублей, 600 миллионов получит в 2020 году, деньги возвратные.
Почти 2 млрд рублей – в рамках точек социально-экономического роста. К сожалению, нас здесь подвел Хабаровский край, почти 1 миллиард 200 миллионов этих денег, это Комсомольск-на-Амуре, дорожная отрасль. Но деньги все по закону могут быть возвращены из резервного фонда председателя правительства. Мы ожидаем возврат из этих 2 миллиардов – 1 миллиард 900 миллионов, 136 миллионов, к сожалению, не вернуть. В принципе, если возврат произойдет, – в моем понимании, где-то процентов 99 мы выполним. Вот две точки, которые, к сожалению, нас подвели. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Александр Константинович Акимов, пожалуйста.
А.К. Акимов, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Саха (Якутия).
Спасибо.
Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые коллеги, уважаемый Александр Александрович! Президент России в своем Послании Федеральному Собранию поручил компенсировать за счет средств федерального бюджета две трети выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации по инвестиционному налоговому вычету, о чем Валентина Ивановна сказала. Вместе с тем субъекты Дальнего Востока несут существенные потери по налогам и льготам участникам региональных инвестиционных проектов. Например, в Якутии с момента введения налоговых льгот объемы потерь бюджета составили около 6 млрд рублей.
Поддерживает ли Минвостокразвития такие инициативы, как, во-первых, увеличение минимального объема инвестиций в 10 раз для участников РИП, во-вторых, распространение механизма компенсаций за счет средств федерального бюджета на выпадающие доходы региональных бюджетов по региональным инвестиционным проектам? Спасибо.
А.А. Козлов. Александр Константинович, мы с Вами неоднократно обсуждали этот вопрос. Мы считаем, что компенсация должна быть равна пропорции самих инвестиций, а не так, что купил один бульдозер за 100 рублей, а получил компенсацию на миллион. Это первое.
Мы выходили на Минэкономразвития, на наших коллег. Мы знаем, что ими подготовлены поправки, для того чтобы урегулировать тот вопрос, который Вы поднимаете. Будем его администрировать и в рамках соответственно нашей совместной работы продолжим эту работу.
Председательствующий. Спасибо.
Иван Николаевич Абрамов, пожалуйста.
И.Н. Абрамов, член Комитета Совета Федерации по экономической политике, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Амурской области.
Уважаемый Александр Александрович, Вы сказали про ипотеку 2-процентную. Это очень хорошо, с одной стороны. Но, с другой стороны, рынок жилья начинает стремительно расти и стоимость его. И впоследствии это приводит к тому, что люди могут продать квартиру на Дальнем Востоке и купить две в каком-нибудь южном регионе. И, соответственно, мы все понимаем, какие будут последствия.
Вот в связи с этим, может быть, нам пора уже заняться тем, что средства бюджетные тратить на то, чтобы проплачивать инфраструктуру для строителей, чтобы мы вели комплексную застройку? Чтобы у нас стоимость квадратного метра на Дальнем Востоке была доступной и привлекательной, тогда мы получим действительно тот эффект, о котором мы говорим. Вот какие Ваши предложения в связи с этим, для того чтобы уменьшить стоимость жилья на Дальнем Востоке?
А.А. Козлов. Прокомментирую. В любом квадратном метре есть себестоимость. Вы правильно сказали, это инфраструктура, ну и, конечно, земельный участок. Мы согласовали с вице-премьером, курирующим нас, Юрием Петровичем Трутневым то, что в территориях опережающего развития резидентами могут быть, в том числе заявляться, и строители, которые готовы строить эти квадратные меры. ТОР позволит получить налоги, ТОР позволит получить за счет государства возможность той инфраструктуры, о которой Вы говорили. Это первое.
Что касается земельных участков, есть законодательство, которое позволяет регионам в лице губернаторов передавать эти земли, не взимая за них деньги, этим самым влияя на стоимость квадратного метра.
Все эти вопросы на совете глав, который проходил в Якутии в ноябре, мы все подняли и озвучили. Завтра у нас в 8 часов селектор с губернаторами, и мы как раз проверим, насколько это исполняется. К сожалению, та информация, которая поступает из регионов, показывает, что не до конца многие руководители понимают, что они могут делать и что они должны делать для того, чтобы стоимость квадратного метра не росла.
Но я хотел бы обратить внимание, что мы попали как раз и в ту ситуацию, когда идут последствия правильного решения относительно эскроу-счетов, но они все-таки есть, потому что теперь это некое банковское сопровождение. И мы посмотрели с министрами строительства регионов – в том числе мы видим удорожание и из-за этого, тоже где-то от 8 до 15 процентов. То есть в данном случае нужно будет тоже это иметь в виду.
Но меня сейчас больше интересует в том числе вопрос, как мы будем решать вопрос с новым жильем. Именно, может быть, посмотреть такие города, как Тында, север-то, много свободных квадратных метров жилья. И люди готовы мигрировать не с Дальнего Востока, а внутри Дальнего Востока. И мы готовим на следующий Восточный экономический форум доклад президенту о выполнении его поручений по году и с рядом предложений, что можно еще сделать в рамках этой программы, может быть, пересмотреть какие-то ранее принятые решения. Но об этом говорить еще рано, пока в работе это все. Подключайтесь, будем рады.
Председательствующий. Спасибо.

продолжение стенограммы см. https://leo-mosk.livejournal.com/7283026.html
окончание см. https://leo-mosk.livejournal.com/7283251.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments