leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Стенограмма пленарное заседание ГД 23.01.20 проект Закона РФ о поправке к Конституции – часть 1

Стенограмма пленарное заседание ГД 23.01.20 проект Закона РФ о поправке к Конституции – часть 1
Уважаемые коллеги, переходим к работе. У нас с вами 2-й вопрос повестки. О проекте закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти".
Доклад официального представителя Президента Российской Федерации председателя Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству Павла Владимировича Крашенинникова.
Коллеги, хочу обратить ваше внимание, что принято решение о рассмотрении данного вопроса с обязательным участием в его обсуждении представителей фракций. Мы договорились, что вопросы от всех фракций прозвучат. А если время у нас останется, мы продолжим обсуждение, затем выступления руководителей фракций. Время на выступление также увеличено. Нам необходимо с вами всесторонне обсудить, проанализировать законопроект, он очень важен.
А сейчас слово Павлу Владимировичу Крашенинникову.
Пожалуйста, Павел Владимирович.
Крашенинников П. В., официальный представитель Президента Российской Федерации председатель Комитета ГД по государственному строительству и законодательству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Спасибо большое.
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! 20 января 2020 года Президентом Российской Федерации внесён в Государственную Думу проект закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти".
Проект предлагает поправки в 22 статьи глав с третьей по восьмую Конституции Российской Федерации. Поправки направлены на обеспечение суверенитета нашей страны, закрепление социальных гарантий для граждан, развитие политической системы, в том числе путём усиления роли парламента.
Формирование структуры органов государственной власти, установление единства системы публичной власти на повышение требования к лицам, занимающим ключевые государственные должности и совершенствование законотворческого процесса.
Сразу хочу сказать, что на конституционный уровень выносится ряд важнейших положений, которые уже сейчас многие действуют на уровне закона. Это обосновано их особой общественной значимостью и позволит придать этим нормам высшую степень защиты, оградив их от меняющихся настроений, эмоций, политических каких-то историй.
Например, социальные гарантии и основные запреты, применяемые к кандидатам на ключевые государственные посты, уже существуют в нормативных актах России, но здесь они будут достаточно чётки, понятны и унифицированы для всего законодательства Российской Федерации.
Проект поправок в Конституцию подготовлен с учётом предложений созданной президентом рабочей группы. Проект не затрагивает (на это бы я хотел обратить особое внимание) фундаментальные основы главы 1-й и 2-й Конституции, поэтому рассматривается Федеральным Собранием, согласно статье 136-й Конституции и в порядке, установленном для федеральных конституционных законов, в трёх чтениях Государственной Думой, не менее двух третей голосов от общего числа депутатов, не менее трёх четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации.
Далее он будет рассматриваться парламентами субъектов Федерации, подписываться и выноситься на общероссийское голосование.
Первое. Прежде всего, хочу остановиться на социальном блоке конституционных поправок — эхо изменение в статью 75-ю Конституции. Речь идёт о дополнительных гарантиях исполнения государством принятых на себя социальных обязательств в развитие принципа социального государства.
Устанавливается, что минимальный размер оплаты труда не может быть ниже прожиточного минимума. Напоминаю, что в настоящий момент это уже регулируется, но как я уже сказал, поднимается на конституционный уровень.
Предусматривается индексация социальных пособий и иных социальных выплат в порядке, установленном федеральным законом. На сегодняшний день такая индексация предусмотрена различными законами и это, допустим, о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, о полиции и так далее.
На конституционном уровне закладываются принципы достойного пенсионного обеспечения, принципы всеобщности, справедливости и солидарности поколений, вводятся важные конституционные правила. Цитирую: "Государство поддерживает эффективное функционирование этой системы и регулярно осуществляет индексацию пенсий в порядке, установленном федеральным законом". Сегодня это, как вы знаете, разные законодательные акты.
Второй блок поправок направлен на укрепление суверенитета нашего государства, это 79-я статья проекта. Поправки устанавливают конституционные гарантии приоритета Конституции на территории Российской Федерации при сохранении подходов, направленных на уважение основных принципов международного права. Что имеется в виду? Буквально следующее. Решения межгосударственных органов, принятые на основе положений международных договоров в истолковании противоречащем Конституции, не должны исполняться на территории Российской Федерации. Кстати, подобные подходы есть во многих странах, в том числе и в Европе. В случае противоречий прямо в Конституции указывается, что такое противоречие, решение должно приниматься Конституционным Судом.
Третье. Поправками в статью 132 Конституции устанавливается принцип единства публичной власти, подчеркивается, органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляют взаимодействие для наиболее полного, эффективного решения своих задач в интересах населения.
Четвертый очень важный блок. Развитие политической системы, в том числе, путем совершенствования системы сдержек и противовесов. Вводится новая процедура формирования правительства, одновременно повышается роль парламента и это подразумевает, что правительство будет назначаться более публично, и граждане будут понимать больше, как происходят эти процедуры, видеть кандидатов, обсуждать их и не только в парламенте, но, и давая различные наказы депутатам Государственной Думы.
По проекту Госдума утверждает Председателя Правительства, кандидатуру которого предлагает президент. Президент назначает утвержденного Госдумой Председателя Правительства, члены правительства будут утверждаться Госдумой по представлению уже Председателя Правительства, за исключением министров, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, здесь происходят консультации в Совете Федерации. Ну, это понятно, какие министерства, силовые и Министерство иностранных дел.
Дальше. Президент будет обязан назначить указанных лиц на должности. В настоящее время члены правительства назначаются президентом по представлению председателя правительства без участия парламента, как мы знаем, а значит, менее публично. Поправки позволят сделать эти процедуры более прозрачными и открытыми.
Президент наделяется правом освободить от должности председателя правительства (вот это хочу подчеркнуть) без удаления правительства в отставку. При этом сохраняется, если вот такая складывается ситуация, сохраняется прежняя структура федеральных органов исполнительной власти. И соответственно правительство продолжает действовать и после назначения премьер-министра, уже с новым премьер-министром.
Сразу хочу сказать, что это мы обсуждали и на рабочей группе, и в комитете. Ко второму чтению дополнительного обсуждения требуется ситуация, когда Государственная Дума не утверждает председателем правительства кандидатуру соответствующего министра. Кроме того, нам кажется, что требует дополнительной проработки вопрос о возможности Государственной Думы участвовать в прекращении полномочий утверждённых ею же членов правительства. Мы знаем, эти ситуации у нас периодически складываются. И мне кажется, и мне лично, и мы на комитет этот вопрос обсуждали, и на рабочей группе президентской, что эти вопросы нужно пообсуждать. И если получится какое-то процедурное решение, мы могли бы его вам предложить.
Как уже было указано, усиливается роль Совета Федерации, поправки в статьи 83 и 102, руководители силовых ведомств и прокуроры, в том числе прокуроры субъектов Российской Федерации будут назначаться президентом по итогам проведённых консультаций с Советом Федерации.
Советом Федерации будет предоставлено право по предоставлению президента прекращать полномочия судей Конституционного, Верховного Суда, а также судей кассационных и апелляционных инстанций. Напоминаю, что мы с вами принимали большой пакет по судебной реформе, где появились у нас вот эти кассационные и апелляционные инстанции в судах общей юрисдикции. В системе арбитражных судов уже такие суды действуют чуть-чуть побольше.
Пятое. Конституционное закрепление получает статус Государственного совета, поправки в статью 83.
Совет будет формироваться президентом на основании федерального закона. Напомню, что сейчас в соответствии с указом Государственный Совет действует с 2000 года.
Шестое. Проектом предусматривается закрепление в Конституции обязательных требований к лицам, осуществляющим публичную власть. Здесь очень много норм, 77, 78, 95, 97, ПО и 119 статьи Конституции здесь предлагается поправить. Это лица, деятельность которых непосредственно связанная с обеспечением безопасности страны и суверенитета. Это Председатель правительства, члены правительства, члены парламента, судьи, высшие должностные лица субъектов Федерации, руководители федеральных органов публичной власти, федеральных государственных органов. Здесь речь идет о возрастном цензе, отсутствии гражданства иностранного. Обращаю внимание, что федеральные государственные органы, например, Генеральная прокуратура, не входят в систему федеральных органов исполнительной власти, но они являются федеральными государственными органами. Вот на это я хотел бы обратить внимание, потому что такие вопросы возникают.
Усиливаются требования кандидатов на должность президента. Здесь сразу хочу сказать, что предлагается закрепить требование о постоянном проживании на территории России не менее 25 лет, сейчас 10 лет, а также об отсутствии у него иностранного гражданства, причем не только на момент участия в выборах, но и ранее. Я обращаю на это внимание.
Да, сразу надо обратить внимание на то, что эти требования не будут распространяться на граждан, ранее имевших гражданство иностранного государства, которое или часть которого была принята в Российскую Федерацию. Здесь речь идет, конечно же, о Республике Крым, городе федерального значения.
Что касается срока полномочий президента, то из статьи 81 убирается упоминание о двух сроках подряд.
Председательствующий. Пожалуйста, добавьте время, учитывая, что Павел Владимирович выступает и как официальный представитель президента по данному законопроекту, и как содокладчик, возглавляя Комитет по государственному строительству и законодательству. У нас с вами по Регламенту возможность такая вам предоставлена и время предостаточно.
Крашенинников П. В. Спасибо.
Уважаемые коллеги, законотворческая процедура дополняется возможностью президента обратиться в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности одобренного парламентом закона до его подписания. Вот это очень важно. Если Конституционный Суд не подтвердит конституционность федерального конституционного закона или федерального закона, то глава государства возвращает закон в Государственную Думу без подписания.
В отношении федерального конституционного закона право обратиться в Конституционный Суд появляется у президента сразу после поступления к нему одобренного парламентом закона. А в отношении федеральных законов — в случае, если закон уже был отклонён Президентом Российской Федерации и после повторного рассмотрения парламентом одобрен в ранее принятой редакции. Вот в последние годы этого нет, но тем не менее такие ситуации могут возникать. Обычно пресса называет это конституционным кризисом, но вот здесь эти вопросы также учтены, что, на мой взгляд, очень важно.
Восьмое. Предложены изменения и в конституционные положения о судебной системе. В целях развития принципа конституционной законности непосредственно в статье 125 предлагается, что Конституционный Суд, высший судебный орган конституционного контроля... Конституционному Суду предоставляется право по запросу президента проверять конституционность законов, в том числе субъектов Российской Федерации.
Количество судей Конституционного Суда при этом сокращается с 19 до 11 судей.
Уважаемые депутаты, рабочая группа продолжает свою работу, и все поступающие предложения будут изучены при дальнейшей работе над поправками к Конституции.
Обращаю внимание, что согласно статье 2 проекта поправок предлагаемые поправки выносятся на общероссийское голосование. Порядок его проведения сейчас разрабатывается. Но хочу сразу сказать, что в голосовании смогут принять участие все избиратели.
Далее. Потребуется внесение поправок в более чем 30 федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также потребуется нам с вами принимать новый федеральный закон о Государственном совете.
Также хочу сказать, что сейчас при подготовке текста и прохождении процедур выявляются процедурные проблемы по вопросам подготовки и представления поправок ко второму чтению в законопроект и дальнейшего прохождения.
Скорее всего федеральный закон, который был принят в марте 1998 года "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции" с учётом нашей конституционной практики скорее всего мы будем смотреть вопросы по поводу его совершенствования.
Уважаемые депутаты, я и мои коллеги, официальные представители президента по рассматриваемому вопросу - Талия Ярулловна Хабриева и Андрей Александрович Клишас, предлагаем Государственной Думе одобрить проект поправок.
Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рассмотрел законопроект 21 января и также рекомендует Государственной Думе одобрить проект закона в первом чтении. Благодарю за внимание. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Павел Владимирович.
Уважаемые коллеги, переходим к обсуждению. У нас от фракций есть вопросы.
Пожалуйста, фракция КПРФ, Коломейцев Николай Васильевич. Подготовиться Лебедеву Игорю Владимировичу. Коломейцев Н. В., фракция КПРФ.
Уважаемый Павел Владимирович! Современная Конституция гарантирует приоритет международного законодательства над российским, но не гарантирует многие социально-экономические права граждан, не обеспечивает социальную однородность общества и позволила узкой группе присвоить все природные ресурсы, в тоже время нет права свободного проведения собраний, митингов, шествий. Ну и вы как профессионал знаете, что первая и вторая главы, можно вносить поправки только через Конституционное Собрание. Во втором и третьем созыве наша фракция вносила закон "О Конституционном Собрании", который был тогдашним большинством отклонён.
Поясните, пожалуйста, каким образом будут вноситься поправки и будут ли в первую, вторую главы Конституции? И считается ли ваша группа заменой Конституционного Собрания? Спасибо.
Крашенинников П. В. Да, спасибо большое.
Здесь несколько вопросов. На самом деле я хочу сказать, что проект вот этого закона Российской Федерации о поправке, он, конечно, пределы его совершенно чётко и понятно очерчены и в Послании, и соответствующим проектом. Мы не вносим ни в первую главу, ни во вторую, ни в девятую главы, потому что по ним специальная процедура. Одну из частей вы уже назвали, ну и дальше референдум.
Поэтому мы в данном случае вот рассматриваем только те вопросы, которые внесены.
Наша рабочая группа, которую создал президент, не заменяет какие-то конституционные органы. Мы в данном случае рассматриваем те поправки, которые, как я уже сказал, могут поступать с 3-ей по 8-ую главы, мы этим и занимаемся. Более того, по поводу общероссийского голосования мы как раз эту процедуру достаточно четко и подробно расписываем, поэтому у нас с вами работа вот связана с 3-ей по 8-ую главу.
Председательствующий. Пожалуйста, Лебедев Игорь Владимирович, фракция ЛДПР.
Подготовиться Примакову Евгению Александровичу.
Лебедев И. В., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция ЛДПР.
Спасибо большое.
Уважаемый Павел Владимирович, мы обсуждали эту тему на комитете, и Вы ее затронули уже в своем выступлении, но я бы хотел попросить Вас по возможности более детально остановиться на следующем вопросе.
Проект закона наделяет Государственную Думу правом утверждать не только председателя правительства, но и весь кабинет министров. Это замечательно. Усиление политической роли Государственной Думы - не просто дача согласия, а именно утверждение, и не только председателя правительства, но и всего состава правительства.
Но если мы всерьез говорим об усилении роли парламента, то почему бы не наделить Госдуму и правом отзывать и снимать тех министров, которые не справляются со своей работой?
Если есть право утверждать, то должно быть и право отзывать. Это логично.
Поэтому как вы считаете, каким образом может быть проработан механизм подобного отзыва министров? Потому что с ростом полномочий Государственной Думы повышается и ответственность. И как-то не очень хочется, чтобы Государственная Дума несла ответственность за работу министров, но при этом не имела возможности влиять на их работу.
Крашенинников П. В. Да. Спасибо, Игорь Владимирович.
Мы действительно этот вопрос широко обсуждали, собственно, в том числе на основании этого обсуждения, я эту часть в докладе обозначил, я хочу сказать, что, и подчеркиваю, что мы совершенствуем систему сдержек и противовесов, и здесь, конечно, должны быть права, обязанность и ответственность всех, кто участвует в этом вопросе.
И конечно, я вот еще раз хочу подчеркнуть, что у нас должны быть, наверное, какие-то механизмы ответственности как тех лиц, которых мы назначаем. Ну, наверное, можно с этим спорить или нет, но, наверное, и наша какая-то ответственность должна быть, я сейчас не готов сказать, вот.
Представим себе картину, что мы не назначаем больше половины федеральных министров, больше половины Кабинета министров. Я не знаю, как здесь быть. Нам с вами надо об этом, конечно, думать.
Наверное, совершенно точно, что если у нас какой-то человек, федеральный министр или вице-премьер вызывает критику обоснованную (он нам при представлении говорил одно, а в итоге делает совершенно другое), то, конечно, здесь должны быть механизмы постановки такого вопроса о возможности нахождения такого федерального министра на своей должности.
Я с этим согласен. Мы будем продолжать эту работу.
Председательствующий. Пожалуйста, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" Примаков Евгений Александрович. Подготовиться Емельянову.
Примаков Е. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Павел Владимирович, у нас есть ключевая поправка о закреплении принципа применения международного права только в том случае, если это не противоречит Конституции. Об этом говорил в своём Послании Президент Владимир Владимирович Путин. Это важно с точки зрения отстаивания нашего суверенитета, укрепления этого суверенитета. Но тем не менее есть у нас 15-я статья, где говорится о том, что международное право в том смысле, если оно где-то вступает в противоречие с внутренним законодательством, применяется международное право, есть 79-я статья, в которую мы вносим поправки, где говорится о международных объединениях.
Было очень много критики и опасений на тему того, что мы выпадем из системы международного гуманитарного права и так далее, и так далее. Но мы понимаем, что это не так, потому что в поправках речь идёт именно о Конституции.
Хотелось бы услышать вашу позицию, насколько оправданы опасения вот этих критиков?
Крашенинников П. В. Спасибо.
Это вопрос как раз очень много обсуждается. На рабочей группе последней мы там чуть ли не половину заседания этому посвятили.
Проект исходит из того, что... из 15-й, в первую очередь, статьи. И, конечно, вот эта добавка, которая предлагается, поправка, в 79-ю статью, она фактически уже цементирует что ли то положение, которое уже Российская Федерация избрала (так ведь).
У нас уже Конституционный Суд неоднократно об этом говорил, о том, что, конечно, мы международное право выше наших федеральных там законов, федеральных конституционных законов, но существует Конституция и, соответственно. Конституция, безусловно, является приоритетом, главным источником в нашей стране.
И, как я говорил, и вы прекрасно об этом знаете, есть, таких примеров достаточно много, в том числе и в Европе, соответственно, при тех ситуациях, когда будут возникать коллизии и, как я уже сказал, предусматривается в этом же проекте возможность вмешательства Конституционного Суда и снятия этого конфликта в ту или другую сторону. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Павел Владимирович.
Пожалуйста, Емельянов Михаил Васильевич, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", подготовиться Куринному Алексею Владимировичу.
Емельянов М. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Павел Владимирович, принципиальным программным требованием нашей партии является расширение конституционных закрепленных функций Центрального банка. Мы считаем, что Центральный банк должен отвечать не только за устойчивость национальной валюты рубля, но также за обеспечение условий экономического роста и занятости населения.
В этой связи мы хотели бы внести поправки в 75 статью Конституции. Но возможно ли это сделать в рамках нынешнего конституционного процесса, не выйдем ли мы за пределы конституционного регулирования, не будет ли отклонена наша поправка по чисто формальным мотивам на основе того, что она противоречит концепции данного законопроекта? Спасибо.
Крашенинников О. В- Но я считаю, что, конечно, она никак не вписывается в эту концепцию этого законопроекта. Я бы единственное, чтобы хотел посоветовать, вот чтобы такое обсуждение было более полным, конечно, давайте это рассматривать на нашем комитете. Но еще я знаю, что у вас есть очень опытные и грамотные представители в рабочей группе от вашей фракции. Давайте мы, в том числе через них посмотрим, пригласим экспертов по данному вопросу и обсудим, как вот здесь, нужно или не нужно.
Но вот у меня первое впечатление, что, конечно, не нужно и вы это прекрасно понимаете, мы это тоже с вами обсуждали. Но для того чтобы как-то это обсудить, давайте поставим этот вопрос, скорее всего, даже в рабочей группе, нежели в комитете. Предлагаю вот таким способом. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович.
Подготовиться Нилову Ярославу Евгеньевичу.
Куринный А. В., фракция КПРФ.
Спасибо.
Уважаемый Павел Владимирович, последние соцопросы говорят, что 54 процента наших граждан не доверяют судебной системе. Во многом это связано с порядком назначения судей и их критической зависимостью от исполнительной власти. Вносимыми изменениями этот кардинальный вопрос не решается.
Мы будем, со своей стороны, вносить поправку о возвращении (такая практика, вы помните, была) частичной выборности судей низового уровня. И как вы к этому относитесь?
И второе. Для многих наших граждан обращение, скажем так, в Европейский Суд по правам человека является последней возможностью восстановить справедливость, если не получается на национальном уровне. Как будут реализовываться решения этого суда, после принятия соответствующих поправок, учитывая, что статья 15, она остаётся в неизменном виде?
Крашенинников П. В. Ну, наверное, с последнего вопроса. Я думаю, что Суд по правам человека... Я вот не знаю, может, мои коллеги ответят на вот эту часть вопроса?
Я бы просто хотел сказать про судебную реформу, которую мы с вами приняли на самом деле только с 1 октября. У нас появились апелляционные, кассационные суды, у нас появилась прозрачность и более чёткие, понятные процедуры. И с 1 октября вот апелляционные, кассационные суды только начинают работать. Уже мы видим, что количество тех решений, которые не поддержали вот эти суды, уже отдалённые от исполнительной власти, как вы сказали, конкретного региона, уже, ну, значительно другая статистика. Поэтому мне кажется, что вот в этой части давайте мы оставим так, как есть.
Что касается, ну, избрания судей, ну, это, наверное, всё-таки не является, не входит в эту концепцию. Поэтому, мне кажется, вот я лично не поддерживаю сейчас такую историю.
Спасибо.
Председательствующий. Коллеги, Павел Владимирович, что касается решений ЕСПЧ, мы же с вами этот вопрос обсуждали, и принято решение, когда наш Суд, Верховный Суд может не согласиться с решением ЕСПЧ, и его решение будет окончательным. Это, кстати, не только речь идёт о нашем законодательстве, но и законодательстве других стран Совета Европы.
Инициаторами здесь были британцы. Поэтому, собственно, эти решения, они сегодня уже возможны и они принимаются. Там, где Верховный Суд соглашается с решением ЕСПЧ, реализуется решение ЕСПЧ, там, где не соглашается, всё-таки решение окончательное за нашим судом.
В этой части решение уже есть и оно есть в рамках, в том числе соглашения международного.
Коллеги, сопредседатели, Талия Ярулловна.
Хабрнева Т. Я., вице-президент Российской академии наук, научного руководителя Научного совета по правотворчеству при Председателе Государственной Дуллы.
Добрый день! К вопросу о том, как будет исполняться решение Европейского Суда по правам человека, так же как и сейчас: если есть сомнения в исполнимости, обращаемся в Конституционный Суд. Сейчас норма федерального конституционного закона "О Конституционном Суде..." и эта норма теперь дополняется ещё частично в Конституции.
Спасибо.
Из зала. (Не слышно.)
Председательствующий. Николай Васильевич, закон превыше всего, для нас закон - Регламент. Вы возьмите и обозначьте своё желание задать вопрос. Николай Васильевич!
Пожалуйста, Нилов Ярослав Евгеньевич.
Павел Владимирович вам сказал, более того, озвучил свою позицию в отношении этого вопроса. Он официальный представитель, председатель комитета, в прошлом - министр юстиции.
У нас с вами выборность многих институтов прямая, начиная от депутатов первого уровня — местного самоуправления, второй уровень — главы районов, депутаты регионов, губернаторы, президент, Государственная Дума. Найдите ещё одну страну, ещё одну страну найдите такую, чтобы все институты избирались.
Полковые комитеты избирались в 1917 году, чем закончилось? Там тоже, в этом вопросе, знаете, сколько мин и проблем может оказаться на местном уровне, то, что предлагает Куринный - выборы судей. Изберут, особенно там, где природные ресурсы, особенно там, где есть интересы, приедут и изберут вместо нас. Мы гарантируем и защитим право граждан? Если защитим — один разговор, а если нет — это декларация. Кстати, говоря о Конституции и поправке, которую вносит президент, мы с вами переходим от декларации к Конституции прямого действия, особенно в области социальной политики и социального государства. Вот об этом надо говорить, коллеги. (Аплодисменты.)
А мы сейчас с вами до основания, а затем. Судью районного масштаба на выборы отправим, угу! А потом вы сами же здесь будете головой колотить, как все вернуть обратно и почему там сидит ставленник какой-то группы. Баланс должен быть везде, защита волеизъявления.
Нилов Ярослав Евгеньевич.
Подготовиться Тарасенко.
Нилов Я. Е., председатель Комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР.
Спасибо.
Уважаемый Павел Владимирович! Очевидно, обсуждаемая тема одна из самых обсуждаемых тем вообще по всей стране и за ее пределами, и мы можем наблюдать, особенно в сети "Интернет" различные вольные, в том числе, интерпретации предлагаемых изменений. Так неоднократно можно видеть, как говорится, что якобы само обсуждение этих поправок и внесение этих поправок в Госдуму это уже нарушение Конституции.
И второй тезис — это при корректировке статьи 81, когда убирается слово "подряд" после двух сроков, якобы вся предыдущая история действия Конституции обнуляется и любой гражданин теперь, который подпадает под требования, может вновь баллотироваться в президенты и занимать этот пост.
Как вы считаете, является ли это вольной трактовкой предлагаемых изменений и... (Микрофон отключён.)
Крашенинников П. В. Да, спасибо.
Ну, насчет процедуры я уже в докладе несколько слов сказал, хочу сказать, что у нас в самой Конституции есть 9 глава, которая так и называется "Конституционные поправки и пересмотр Конституции".
Соответствующая статья 136 как раз говорит о том, что поправки к главам 3 и 8-й Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее, чем двух третей субъектов Федерации.
Кроме того, в переходных положениях, конечно, могут и будут содержаться дополнительные нормы, связанные со вступлением в силу. Вот Вячеслав Викторович абсолютно правильно сказал, у нас Конституция прямого действия. И основная часть норм вступит после введения в действие. Но у нас есть нормы, которые могут вступить только после подготовки и принятия соответствующего закона. Вот, допустим, тот же Госсовет, он уже действует, но он вступит (этот закон) в силу, и после этого соответственно будут приниматься новые решения по уже Государственному совету, и чем он будет заниматься, скорее всего может быть даже более широкими полномочиями и так далее, и так далее. Поэтому какие-то изменения, безусловно, потребуются.
Теперь, что касается по роспуску Государственной Думы. Но мы уже здесь неоднократно отвечали. Нет в тексте этого вопроса, и никто не собирается распускать Государственную Думу, которая, ну, как лично мне представляется, вполне эффективно работает. И этих историй у нас здесь нигде нет. Кто внимательно читает текст, то, конечно, это, да....
Теперь по поводу обнуления. Никакого обнуления здесь не предусматривается. Более того предусматривается, что из текста убирается слово "подряд" и соответственно предусматривается процедура, что гражданин может быть Президентом Российской Федерации только два раза. Вот и всё.
Поэтому эти инсинуации, это люди просто видят то, что, наверное, хотят видеть, или им так выгодно, я не знаю. Но этого ничего в тексте нет, совершенно верно, да.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Пожалуйста, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Тарасенко Михаил Васильевич. Подготовиться - Рыжак Николай Иванович. Тарасенко М. В., фракция "ЕДИНАЯРОССИЯ".
У меня вопрос к сопредседателю рабочей группы коллеге Хабриевой. Уважаемая Талия Ярулловна, законопроектом предлагается новое конституционное положение о регулярном осуществлении индексации пенсий.
Означает ли это, что после внесения поправок в Конституцию пенсии будут индексироваться и работающим пенсионерам? Спасибо.
Хабриева Т. Я. Ответ находим в дополняемой поправками к Конституции части шестой 75 статьи Конституции. В Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также регулярно осуществляется индексация размера пенсии в порядке, установленном федеральным законом. Это означает, что не только повышается юридическая защита, а речь идет о стабильности социального стандарта. Почему на этом делаю акцент? Потому что соединяется обладание правом и социальным благом. Причем само правило, оно сформулировано без изъятий, и возможна только конкретизация порядка в федеральном законе. Так что ответ — индексируется. Спасибо. (Аплодисменты.)
Председательствующий. Пожалуйста, Рыжак Николай Иванович. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
Подготовиться Алимовой Ольге Николаевне.
Рыжак Н. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Павел Владимирович, мы в условиях идеологического многообразия по существу серьезно корректируем политическую организацию власти в стране. Система становится действительно более демократичной, с суверенным оттенком. Как известно, государство - это и есть политическая организация, которая не может существовать без идеологии важнейшего инструмента политики.
В связи с этим вопрос. Не настало ли время внести нам существенные коррективы в 13 статью Конституции, для того чтобы действительно консолидировать общество на единой патриотической основе? Благодарю.
Крашенинников П. В. Спасибо. Я просто хочу сказать, что 13 статья у нас вне поля нашей деятельности. И, соответственно, она находится в первой главе.
Я напоминаю, 13-я статья, в которой как раз говорится (в части первой), что в Российской Федерации признаётся идеологическое многообразие. Я просто напоминаю, да.
Просто я с точки зрения процедуры хочу сказать, в данном конституционном процессе мы не будем рассматривать поправки ни к первой, ни ко второй главе, ни к девятой, поэтому... Это мы пересматривать не будем.
Председательствующий. Спасибо.
Пожалуйста, Алимова Ольга Николаевна.
Подготовиться Диденко.
Алимова О. Н., фракция КПРФ.
Уважаемый Павел Владимирович, среди поправок имеется предложение об обязательной индексации пенсий и социальных пособий. Но мы с вами уже проходили, когда инфляция была 12 процентов, а индексировали лишь на 3 процента. Поэтому та предлагаемая поправка не решает эту проблему. К сожалению, у нас в стране колоссальная разница в доходах, и она достигла просто огромных размеров. Хотя в ряде стран существуют гарантии однородности доходов общества.
Как вы относитесь к тому, чтобы внести поправку об индексации по реальной инфляции, а также внести в Конституцию норму о выходе на пенсию женщин в 55 лет, а мужчин в 60 лет, если нет каких-либо дополнительных льгот по выходу на пенсию, и вынести этот вопрос на референдум?
Крашенинников П. В. Спасибо.
Ну, это не будет являться... вот ваши предложения, они не являются предметом рассматриваемого закона, во-первых.
Во-вторых, всё, что вы предлагаете, - это не уровень Конституции. Это уровень как раз федерального закона, и как раз это там надо рассматривать, а не здесь. Здесь мы устанавливаем универсальные конституционные правила, а порядок как раз устанавливается в федеральных законах, в которых эти все вопросы решаются. И мы с вами это всё уже неоднократно обсуждали и принимали решение. Кто-то соглашался, кто-то — нет, но тем не менее решения такие были. Это не предмет Конституции, и это я ещё раз подчёркиваю.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Пожалуйста, фракция ЛДПР, Диденко Алексей Николаевич.
Подготовиться Выборному.
Диденко А. Н., председатель Комитета ГД по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, фракция ЛДПР. Спасибо.
Уважаемый Павел Владимирович, к вам вопрос как к представителю президента и эксперту в сфере конституционного права. Как вы оцениваете предложение ЛДПР о том, что выборы в нижнюю палату парламента должны проходить только по пропорциональной системе при очень важном ограничении и нововведении, что ни одна политическая партия не может набирать более 40 процентов мандатов депутатов?
Почему? Ну, во-первых, в первой главе есть норма о том, что у нас политическое многообразие, многопартийность, и эта мера, на наш взгляд, она бы способствовала вызреванию нашей политической системы, конкуренции между партиями.
И вот та ситуация, о которой вы говорили, отвечая на вопросы Игоря Владимировича, что, допустим, какая-то часть правительства не может быть утверждена, что тогда делать? Вот если в парламенте будет коалиция партий, то такой ситуации просто не возникнет. Всегда будет коалиция, она всегда договорится по поводу состава правительства, и политического кризиса просто не возникнет.
Крашенинников П. В. Да, спасибо.
Ну, я вынужден очень похоже ответить, хотя темы безусловно, абсолютно разные. Но я полагаю, и коллеги, мы с ними обсуждали этот вопрос, что в принципе это всё-таки дело федерального закона, а не дело Конституции. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments