leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Александр Козлов рассказал СФ что дало включение Бурятии и Забайкалья в ДВФО - продолжение

Александр Козлов рассказал СФ что дало включение Бурятии и Забайкалья в ДВФО
6. 11:24-12:45 Правительственный час 472-го заседания СФ.
О приоритетных направлениях социально-экономического развития Дальнего Востока рассказал и.о. Министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Козлов

продолжение стенограммы, начало см. https://leo-mosk.livejournal.com/7266888.html
Из стенограммы 472-го пленарного заседания СФ 22.01.20
Иван Николаевич, кстати, не забудьте, что я жду Вашего доклада по началу ремонта в больнице, Вы лично отвечаете за это, для бамовцев. Имейте в виду: лично. Любая инициатива наказуема.
Спасибо.
Александр Иванович Коряков, пожалуйста.
А.И. Коряков, член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Амурской области.
Уважаемый Александр Александрович, пользуясь случаем, поздравляю Вас с переназначением на должность министра.
И короткий вопрос. Когда правительство внесет в Государственную Думу проект федерального закона, распространяющего режим свободного порта Владивосток на город Благовещенск? Спасибо.
А.А. Козлов. Соответствующие документы подготовлены, находятся на согласовании в Министерстве финансов Российской Федерации. Из-за тех процессов, которые вы наблюдали в последнюю неделю, они были немножко приостановлены. У Андрея Юрьевича Иванова эти документы есть. Там в том числе ТОР, СПВ в Благовещенске и еще Магадан, Чукотка, ряд там… расширение территорий. Мы сейчас ждем подписания документов и соответственно продолжим эту работу. Принципиальных разногласий никаких нет, документы находятся в работе.
Председательствующий. Спасибо.
Сергей Владимирович Белоусов, пожалуйста.
С.В. Белоусов, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Алтайского края.
Спасибо.
Уважаемый Александр Александрович! Вот уже несколько лет подряд урожай зерновых в стране повышается. Алтайский край является в Сибирском федеральном округе лидером по выращиванию высококачественной пшеницы. В последние годы субъект очень успешно продвигает продукцию на экспорт. На сегодняшний день бо?льшая часть российского зерна экспортируется через порты Азово-Черноморского бассейна. Вместе с тем важно и Сибирскому федеральному округу, и Дальневосточному открыть восточные зерновые ворота.
Есть и соответствующее поручение президента о строительстве порта на Дальнем Востоке по перевалке зерна мощностью 4 млн тонн. Реализация такого проекта позволит производителям из Сибири и Дальнего Востока транспортировать продукцию для продажи более коротким путем в Юго-Восточную Азию.
На строительство порта заявлялось несколько компаний, постоянно корректировались сроки запуска терминала. На какой стадии на начало 2020 года все-таки находится реализация проекта по строительству отгрузочного терминала?
А.А. Козлов. Я прокомментирую. Кроме решения о строительстве терминала, которое для нас очень важно, мы прорабатывали вопрос государственности этого решения. Объясню почему. Китайские инвесторы очень пытались (есть такой термин в сельском хозяйстве – "банки", ну, в которых хранилища) поставить свои банки на территории Дальнего Востока, при этом скупая все и храня, и пересекая… потому что у них этим занимается одна компания. Мы потратили 2019 год в рамках межправкомиссии, потому что все равно переход границы будет там, для того чтобы эти банки были российскими. Это очень важно. Иначе потом будет диктование условий, за сколько это зерно и многое другое будет покупаться у нас на территории. Эти сельхозпроизводители наши окажутся в данном случае в заложниках по этому поводу. И параллельно вели переговоры с собственниками портов.
Если не возражаете, я уточню и Вам этот вопрос… Я сейчас о текущем статусе Вам не отвечу, это такая узкая специализация. Или мой коллега Тырцев прокомментирует этот вопрос.
Председательствующий. Может быть, кто-то из заместителей министра?.. Да, Сергей Александрович Тырцев готов прокомментировать.
С.А. Тырцев, первый заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.
Я прошу прощения, мы подготовим действительно дополнительную информацию, направим ее. Спасибо.
Председательствующий. Вообще заместителям владеть-то надо такими вопросами, это не овощебаза.
Спасибо.
Письменно, пожалуйста, направьте ответ объективный, аргументированный в адрес Сергея Владимировича Белоусова.
А.А. Козлов. Сделаем.
Председательствующий. Спасибо.
Андрей Анатольевич Шевченко.
А.А. Шевченко, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Оренбургской области.
Спасибо, уважаемая Валентина Ивановна.
Уважаемый Александр Александрович, скажите, пожалуйста, как реализуется комплексный план магистральной инфраструктуры в части строительства или реконструкции аэропортов Дальнего Востока, то, о чем мы вчера говорили? Спасибо.
А.А. Козлов. Самая большая задача была перед нами – вернуть в комплексный план эти объекты. И порядка 40 аэропортов были вставлены в этот план. Мы в Якутии опять же с Нерадько Александром Васильевичем, с Минтрансом проводили совещание с нашими регионами по графикам строительства этих аэропортов и получили в том числе… То есть, первое, я отфиксирую. Мы вернули их, в госпрограмме 40 аэропортов для Дальнего Востока – это порядка 90 с чем-то миллиардов рублей. Там каждый и малый аэропорт, и где-то взлетную полосу… Это раз. Семь из них с хвостиком, которые тянутся условно уже больше 10 лет. Наши коллеги из Росавиации не закончили эту стройку.
В рамках помощи для наших коллег из Минтранса мы получили поручение разработать предложения в федеральный закон № 44, в нормы строительства, связанные с тем, чтобы помочь нашим коллегам эти процедуры проходить более быстро и редактировать, потому что качество проектно-сметной документации – это основная причина, которая была в аэропортовом хозяйстве, почему оно не строилось. Пример – аэропорт города Благовещенска: шесть раз объявлялся конкурс из-за отсутствия нормальной проектно-сметной документации.
Мы такие предложения подготовили, с Якушевым Владимиром Владимировичем я их обсудил. У нас на четверг стоит на площадке вице-премьера Трутнева совещание по этому поводу, по итогам него мы будем докладывать председателю правительства о предложениях, как это сделать. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Баир Баясхаланович Жамсуев, пожалуйста.
Б.Б. Жамсуев, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Забайкальского края.
Спасибо, Валентина Ивановна.
Уважаемый Александр Александрович! Вы прекрасно знаете о том, что горнорудная отрасль Забайкалья является основной в структуре экономики, от развития данной отрасли зависят вся экономика и социальная сфера края. Удоканское месторождение меди является не только крупнейшим в Российской Федерации, но и третьим по запасам в мире. Сегодня основным инвестором, как известно, является Байкальская горная компания.
В связи с этим вопрос: как Вы оцениваете уровень государственной поддержки, которая оказывается, реализации данного проекта и есть ли необходимость в принятии новых мер по поддержке данного проекта? Спасибо.
А.А. Козлов. Спасибо за вопрос.
В действительности это месторождение очень важное, но на протяжении многих десятилетий так и не приступили к разработке. Акционер, инвестор, который заявился реализовывать это месторождение, господин Усманов (мы с ним встречались, с его командой) стал якорным резидентом территории опережающего развития Забайкальского края. И тех льгот и преференций, которые распространяет ТОР, ему достаточно. Кроме этого, он видит еще в том числе свое участие в социальной жизни региона. Это первое.
Важный вопрос, который он поднимал (это очень важно, потому что доступность до этого месторождения – если я не ошибаюсь, поездом надо ехать 2,5 суток, мы тогда это обсуждали), – нужно решить вопрос с аэропортом, то есть как раз то, о чем коллеги говорили, там аэропорт Чара.
Мы решили этот вопрос с Минтрансом (спасибо им большое), они сделали переброску: этот аэропорт с 2023 года у них в планах стоял на реализацию, мы его сдвинули на 2020 год. То есть реализация начнется раньше, синхронно вместе со строительством проекта.
Ну и вопрос, который еще не решен, но находится в стадии работы, – это удлинение взлетной полосы. Ее нужно удлинить до 2,1, для того чтобы напрямую с нее осуществлять перевозки, не через Читу. Этот вопрос еще находится на повестке в Минтрансе. Коллега Юрчик этим занимается как раз сейчас.
Председательствующий. Спасибо.
Сергей Герасимович Митин, пожалуйста.
С.Г. Митин, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Новгородской области.
Спасибо, Валентина Ивановна.
Уважаемый Александр Александрович! По закону о рыболовстве мы должны до 2025 года построить 78 вообще судов, в том числе для дальневосточного бассейна 25 краболовов и 18 рыбопромысловых судов. Вы говорили о 14.
Мы мониторим ситуацию в соответствии с поручением Валентины Ивановны, которое она нам дала. По нашим данным, пока только семь договоров планируется заключить с двумя предприятиями – хабаровским судостроительным и приморским ("Восточная верфь"). Вообще, очень проблематично построить эти суда, если мы не начнем реконструкцию мощнейших судостроительных заводов, прежде всего амурского завода специализированного, одного из самых крупнейших вообще в мире, не только в России. 98 подводных лодок построено, в том числе 57 атомных. Ни одного сегодня заказа ни на краболовов, ни на рыболовецкие суда нет. Если министерство не примет специальных решений, не будет постановления правительства по этому поводу – по компенсации этим заводам… (Микрофон отключен.)
Председательствующий. Продлите время.
Пожалуйста, Сергей Герасимович.
С.Г. Митин. …ничего не получится у нас.
При этом мы только вчера разговаривали с директором амурского завода, он одновременно шесть краболовов может строить. Один завод вместе с хабаровским может построить все суда. Не строит сегодня, потому что огромные затраты в связи с удаленностью. Надо эти вопросы решать.
Председательствующий. Пожалуйста, Александр Александрович.
А.А. Козлов. Могу отвечать?
Данные по 14 краболовам выверены, и мы получили контракты от всех, это раз. И мы работаем здесь комплексно с Минсельхозом и с Минпромторгом. Я был на этом заводе. И пока Объединенная судостроительная корпорация не примет решение по реструктуризации мощностей этого завода, он так и будет, потому что все, что там видит… Сам работал директором градообразующего предприятия, когда вот эти цеха стоят в стекле, которые… Ну, вы понимаете, о чем там… какая себестоимость. Ну и плюс надо с подводными лодками разобраться, которые там стоят, как в гараже, и занимают площади, которые как раз эти шесть краболовов (я с директором разговаривал) и вместили бы. В этой части.
Пока Объединенная судостроительная корпорация не примет комплексный план… Мы неоднократно это запрашивали. Мы знали, что эти решения будут приняты, и этот вопрос я задавал в 2018 году еще, летом. До сих пор этих решений, к сожалению, нет. Мы нашим коллегам по правительству передали, тем, кто курирует эти направления, эту обеспокоенность и говорили о том, что он может остаться неподготовленным.
Если вопрос об особенных мерах (нам его коллеги во Владивостоке задавали), наша задача же не только построить, но и обслуживать их. Это очень важно, потому что и мотористы… там профессии появятся те, которые, к сожалению, были потеряны со временем.
Вопрос состоит в том, что мы понимаем, что некоторые начнутся в первый раз, а это еще не серия. И нам дано поручение в том числе посмотреть, поддержать руководителей на предмет того, чтобы первые те краболовы или суда…
Потому что мы и по среднетоннажному флоту тоже получили поручение, и оно уже осуществлено, постановление выпущено: 30 процентов будет тоже субсидирование на среднетоннажный флот, который на Дальнем Востоке будет. Нам тоже с Минпромторгом здесь предстоит большая работа.
Вопрос заключается в том, чтобы поддержать первые суда, которые будут построены, потому что на них ляжет вся себестоимость, которая потом ни на второе, ни не на третье судно… Мы этим тоже занимаемся. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Александр Александрович, ну, здесь надо проявить Вам министерскую волю. Судостроительная корпорация – это же не государство в государстве, это подчиненная правительству структура. Она должна откликаться на злобу дня, что называется.
И давайте, Сергей Герасимович, поручим Комитету по экономической политике (Кутепов…), с вашим участием… Давайте мы заслушаем представителя судостроительной корпорации по этому вопросу. Почему они не шевелятся? Почему они ничего не делают?
В том числе и в рамках поручения президента по конверсии. Конверсия затрагивает не только ВПК, но и судостроительные верфи, которые занимаются военными судами, чтобы они расширяли сектор гражданского судостроения.
Поэтому, Николай Андреевич, к Вам просьба, к Кутепову, Митину… Кого еще надо привлечь? Давайте Александра Александровича ресурсы задействуем. Давайте практически этим заниматься.
Н.А. Журавлёв, заместитель Председателя Совета Федерации, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Костромской области.
(Микрофон отключен.) В апреле "правительственный час"…
Председательствующий. Погромче.
Н.А. Журавлёв. У нас в апреле запланирован "правительственный час" как раз с судостроительной корпорацией.
Председательствующий. "Правительственный час" – это хорошо, Николай Андреевич.
Н.А. Журавлёв. Но до этого мы должны провести эту работу.
Председательствующий. Так сложилась практика, что пока системно не подготовим, не рассмотрим организационно, административно, с участием министерств и ведомств… К "правительственному часу" должен быть готов ответ.
У нас даже в статистике разногласия. Вот Александр Александрович говорит: 14 соглашений. Сергей Герасимович с коллегами проехали по заводам – у них другая информация.
Потом, соглашения – это еще не факт начала строительства. Проектов нет, верфи не готовы, стоимость не соответствует мировым ценам… выше, вернее, и так далее. Много вопросов, которые требуют решения, – технического переоснащения и так далее.
Поэтому давайте предметно займемся этой темой вместе с судостроительной корпорацией. Спасибо.
Юрий Викторович Архаров, пожалуйста.
Ю.В. Архаров, член Комитета Совета Федерации по социальной политике, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Сахалинской области.
Спасибо, Валентина Ивановна.
Уважаемый Александр Александрович, направляются ли средства, ранее перераспределенные в федеральный бюджет, от проекта "Сахалин-2" Сахалинской области? Если да, то в каком объеме? И реализуются ли эти мероприятия за счет указанных средств на Курильских островах? Спасибо.
А.А. Козлов. Спасибо.
От проекта "Сахалин-2" средств – 398 млрд рублей (округлю: 400). 199 миллиардов направляются на государственную программу Минвостокразвития (то есть половина), 100 миллиардов – в Минфин, и 100 миллиардов – на Сахалинскую область.
Из 200 миллиардов (я округлю), которые получает Минвостокразвития, почти 40 миллиардов сразу отдается на точки социально-экономического роста, на Сахалин. В этих 40 миллиардах в том числе сидят и Курилы наши, порядка 5 миллиардов – Курилы.
22 миллиарда у нас еще по годам, потому что бюджетный цикл еще есть. Мы договорились с Минфином, они как в резерве, потому что вопросы выходят по мере их возникновения. Сейчас мы рассматриваем Камчатку (больница краевая), Амурскую область (город Свободный, где "Газпром" и СИБУР реализуют два завода). Там нет просто элементарного электроснабжения в городе, муниципалитет не справится, это больше 1 млрд рублей.
И 140 миллиардов мы распределили в рамках нашей государственной программы. 60 миллиардов из них – это точки социально-экономического роста.
То есть, если пропорции посмотреть, из этих 400 миллиардов примерно 140 миллиардов (не берем федеральный бюджет) получает Сахалинская область. В принципе пропорции такие. Если перевести на душу населения то, что мы администрируем (это точки социально-экономического роста), то Сахалинская область где-то на человека получает 73,5 рубля, Камчатка, Магадан – 10, Приморье, Хабаровск, Бурятия, Якутия – 6,7, ну, Чукотка – 18 (мы отдельным решением поддержали). Так что на фоне всех остальных регионов здесь очень неплохо Сахалин смотрится.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, сейчас на заседании Совета Федерации присутствуют учащиеся Школы журналистики имени Владимира Мезенцева при Центральном доме журналиста. Давайте их поприветствуем и пожелаем успехов в учебе. (Аплодисменты.)
Коллеги, в соответствии с регламентом мы должны завершать вопросы. Предлагаю задать вопрос Светлане Петровне Горячевой и перейти к выступлениям. Нет возражений? Нет. Принимается.
Светлана Петровна Горячева, пожалуйста, Вам слово.
С.П. Горячева. Большое спасибо, Валентина Ивановна. Вы сегодня мне прямо какие-то такие поблажки делаете.
Уважаемый Александр Александрович! Мы, дальневосточники, рады (вчера слушали с волнением о новом составе правительства), что сохранили министерство Дальнего Востока. Оно действительно для нас очень важно и очень нужно. Мы констатируем, что работа министерства становится все более и более эффективной. Это правда. Нас очень радует то, что количество субсидируемых авиаперевозок увеличилось в два раза, что они стали круглогодичными, это важно на самом деле.
Но есть еще одна проблема – это проблема малой авиации. Потому что территории огромные, железных и других дорог там не настроишься. Планировалось в Бурятии и в Приморском крае, в городе Арсеньеве, строить самолеты для такой малой авиации. Скажите, пожалуйста, нет ли здесь проблем? Планируется ли это делать? Может быть, какие-то защищенные статьи бюджета нужно нам продумать, для того чтобы это все делалось? (Микрофон отключен.) Потому что это решит многие вопросы.
Председательствующий. Продлите время.
Завершайте.
С.П. Горячева. Все, я уже завершила.
Председательствующий. Пожалуйста, Александр Александрович.
А.А. Козлов. Вопрос внутрирегиональных перевозок для нас в действительности очень важен. На примере Якутии: четыре часа можно лететь по одному региону. Здесь можно полстраны пролететь, там, до Новосибирска, как коллеги иногда говорят. Это раз. То есть это приоритет.
Поручение Минтрансу, нам, как администраторам сопровождающим, было дано в Чите при посещении Дмитрием Анатольевичем Медведевым, при поездке, мы поднимали этот вопрос. И Минтранс сегодня главный и разрабатывает нормативные документы.
Что мы от них ожидаем по календарным срокам? Минтранс нам обещал, что к июлю вся нормативка будет разработана по региональным перевозкам, для того чтобы внутри регионов мы тоже получали субсидирование и могли поддержать авиакомпании, которые соизволят это делать. Договоренность сразу была – 50 на 50. Мы примерно посчитали порядок цифр, по году это не более 2 млрд рублей с учетом той маршрутной сетки, которую нужно будет еще развить в этапе времени.
Что касается вопроса, на чем мы будем летать, – в действительности это очень важный вопрос, потому что от этого сразу идет – на что они будут приземляться и каково состояние этих малых аэропортов, которые существуют на Дальнем Востоке. Тот самолет "Байкал", который сегодня предлагает Бурятия (мы его привозили на Восточный экономический форум, показывали президенту, он его видел лично), и предложения Приморского края, мы уверены, найдут применение в программе Минпромторга. Потому что вся финансовая составляющая на их проектирование была выделена. Наша задача – чтобы Минпромторг не изменил каких-то своих решений. Мы будем это администрировать и докладывать, как это будет происходить.
Кроме этого, мы займемся в том числе и межрегиональными перевозками. Дальневосточную компанию в логике, наверное, правильно будет взять за опору в существующие предприятия. Есть авиакомпания "Якутия", а есть авиакомпания "Аврора", которые сегодня уже работают, трудятся на Дальнем Востоке. Их тоже надо рассматривать, потому что у них соответствующие компетенции, штат людей, которые могут это сделать. Решение – это одно, но еще вопрос в том, кто исполнит решение, это тоже очень важно.
Председательствующий. Спасибо.
Александр Александрович, благодарю Вас за конкретные ответы на вопросы. Присаживайтесь, пожалуйста.
Переходим к выступлениям.
Слово предоставляется аудитору Счетной палаты Светлане Юрьевне Орловой. А затем – коллеги-сенаторы.
Светлана Юрьевна, пожалуйста, Вам слово.
С.Ю. Орлова, аудитор Счетной палаты Российской Федерации.
Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые члены Совета Федерации! На решение задачи по опережающему развитию Дальнего Востока выделяется значительный объем ресурсов. В рамках госпрограммы 2018–2021 годов заложено 2,3 трлн рублей, из которых 1,3 – это федеральные средства.
Конечно, в последние годы Министерству по развитию Дальнего Востока и Арктики многое удалось сделать в части создания условий для привлечения инвестиций на Дальний Восток, для развития новых производств. Начата работа по улучшению социальной инфраструктуры. И к 2021 году запланированы создание, реконструкция, модернизация свыше 700 объектов соцназначения.
Но требуется ряд дополнительных системных шагов, о которых сказал в том числе и Александр Александрович, чтобы обеспечить необходимые темпы развития и рост населения дальневосточных регионов.
Необходимо выйти на новое качество управления развитием макрорегиона, увязать приоритеты и финансовые ресурсы, поэтому Минвостокразвития, Минэкономразвития совместно с регионами надлежит создать полноценную систему стратегического управления. Должны быть актуализированы стратегия Дальнего Востока, план по ее реализации, утверждена национальная программа развития Дальнего Востока до 2035 года.
Существующая система управления на Дальнем Востоке пока далека от совершенства. Не согласованы отраслевое и территориальное планирование. В нацпроектах это вот такой ключевой момент, и министерство это знает. Почти треть показателей на 2024 год для регионов Дальнего Востока уже заложена с отставанием от среднероссийского уровня. Например, в 2024 году во всех 11 субъектах ДФО не будут достигнуты целевые среднероссийские показатели снижения смертности мужчин и женщин в трудоспособном возрасте. Продолжает сокращаться численность населения. Сохраняется отставание по продолжительности жизни. Несущественно снижен уровень бедности.
К 2025 году регионы Дальнего Востока должны выйти на опережающие показатели социального развития. Ключевая задача – улучшение качества жилищных условий. Конечно, это серьезные решения, которые приняты Президентом России. Что касается ставки по ипотеке 2 процента, примерно будет выдано 150 тысяч кредитов на общую сумму 450 миллиардов. Однако мы отмечаем отдельные риски. Заложенные с 2019 года в бюджете ресурсы на решение этой задачи (15 миллиардов – это большая сумма) находятся в составе непрограммных расходов федерального бюджета, без достижения целей какой-либо из госпрограмм по опережающему развитию.
Качество жизни населения, развитие человеческого капитала – это обеспечение высоких стандартов образования и здравоохранения. Не определены плановые показатели по вводу объектов соцназначения. Министр об этом сказал, что нет расчетов затрат бюджетов на создание одного места в детсадах, школах, поликлиниках. Концентрация инвестиций в сферах образования и здравоохранения уменьшается. Если по России это 2 процента или 1,5 процента, то в ДФО – это 1,3 процента. Этого недостаточно для обеспечения гарантированных социальных стандартов граждан, в том числе коренных малочисленных народов, проживающих на удаленных территориях.
Как отмечено Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным в Послании Федеральному Собранию, требуется привлечение специалистов в медицину, образование, в том числе за счет решения их жилищных проблем, включая развитие индивидуального жилищного строительства. Мировая практика, если говорить об индивидуальном жилищном строительстве, – это 80 процентов. У нас по России – это 10. Из 660 миллиардов, которые выданы на всю страну, использовано только 200 тысяч.
Конечно, особого внимания заслуживают вопросы экологии. Так, существующая инфраструктура в дальневосточных портах не отвечает современным требованиям экологической безопасности. Необходимо ускорить внедрение новых стандартов в промпроизводство, расширить использование газомоторного топлива.
Конечно, ускоренный экономический рост ДФО должен обеспечиваться активным привлечением инвестиций. Но инвестиции в основной капитал ДФО не превышают среднероссийскую динамику, и на слайде вы это все видите.
Проблемы неэффективного управления, инфраструктурные ограничения, один из основных вопросов – энергетика, нет качественного энергобаланса. В законодательстве до сих пор не закреплено продление до 2028 года режима выравнивания тарифов на электроэнергию на Дальнем Востоке. Это мешает долгосрочным инвестпланам.
Значительная часть пунктов пропуска через государственную границу не отвечает современным требованиям, что на фоне роста экспорта не позволяет реализовывать потенциал приграничных регионов, и, как результат, предпосылки теневой и криминальной деятельности.
В числе приоритетов развития ДФО – развитие внутренней транспортной логистики, то, о чем говорилось здесь, и о малой авиации, о развитии аэропортов. (Микрофон отключен.)
И, заканчивая выступление, буквально одну минуту, Валентина Ивановна.
Председательствующий. Да. Включите микрофон.
Завершайте, пожалуйста, Светлана Юрьевна.
С.Ю. Орлова. Да. Дефицит и диспропорция бюджетов. Но возьмите бюджеты Забайкалья, Бурятии. 10–11 процентов – это то, что касается неработающего населения. Для них это серьезная нагрузка. Бюджет Еврейской автономной области сегодня не может выполнить свои социальные обязательства. Долг бюджетов сегодня всех дальневосточных регионов – 200 миллиардов. Конечно, над этим надо работать. Конечно, развитие Дальнего Востока, макрорегиона, – это существенная, серьезная и долгосрочная задача. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Светлана Юрьевна, за интересный аналитический материал, за Ваши предложения. Благодарю Вас.
Коллеги, к выступающим (у нас осталось пять минут до завершения) просьба кратко и предложения, если есть.
Людмила Заумовна Талабаева, пожалуйста.
Л.З. Талабаева. Уважаемый Александр Александрович, уважаемые коллеги! В связи с прекращением с 2021 года действия единого налога на вмененный доход прогнозируются риски ухудшения предпринимательского климата в Приморском крае. Отмена этого налога повлечет за собой рост налоговой нагрузки на предприятия малого бизнеса, сокращение рабочих мест, рост цен, уход бизнеса в теневой сектор экономики.
С 1 июля 2020 года вводится запрет на применение налога и патентной системы налогообложения предпринимателями, осуществляющими продажу лекарственных препаратов, подлежащих обязательной маркировке. Данный запрет уже сегодня в значительной мере повышает социальную напряженность в регионе и в дальнейшем может привести к снижению обеспеченности населения Приморского края лекарственными средствами в отдаленных районах.
Учитывая все эти риски, предлагаем сохранить единый налог на вмененный доход для субъектов малого и среднего предпринимательства, зарегистрированных на территориях Дальнего Востока.
Также в целях снижения налоговой нагрузки на объекты малого предпринимательства считаем целесообразным продление действия пункта 4 статьи 346.20 Налогового кодекса Российской Федерации. Эта норма предоставляет право субъектам Российской Федерации при применении упрощенной системы налогообложения устанавливать налоговую ставку в размере 0 процентов для налогоплательщиков, индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу законов субъектов Российской Федерации об установлении указанной ставки и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной, научной сферах, а также в сфере бытовых услуг.
Кроме того, малый бизнес Дальнего Востока несет дополнительные издержки, связанные с региональными условиями труда, компенсационными выплатами, в том числе с северными надбавками. В регионах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях работодатели несут расходы на обязательный проезд сотрудников в отпуск. Эти дополнительные расходы увеличивают стоимость производимой продукции, снижая тем самым конкурентоспособность предприятий малого бизнеса на внутреннем рынке России.
В целях решения вышеуказанной проблемы предлагается установить пониженные тарифы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении выплат, обусловленных районным регулированием оплаты труда. Второе – необходимо внести изменения в действующее законодательство, предусмотрев механизм возмещения за счет средств федерального бюджета расходов хозяйствующим субъектам, связанных с предоставлением компенсации расходов на оплату стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту отпуска и обратно, посредством представления сведений о произведенных расходах через налоговые органы.
В настоящий момент остро стоит проблема комплексного развития сельских территорий региона, которая связана в том числе с низким объемом выделяемых средств федерального бюджета. На софинансирование расходных обязательств Приморского края в рамках государственной программы "Комплексное развитие сельских территорий" краю на 2020 год распределены средства федерального бюджета в сумме 7,1 млн рублей при потребности в 136 млн рублей. (Микрофон отключен.)
Председательствующий. Людмила Заумовна, Ваше время истекло.
Включите микрофон.
Завершайте, пожалуйста.
Л.З. Талабаева. Да.
Уважаемый Александр Александрович, прошу Вас дать поручение проработать в возглавляемом Вами министерстве свои предложения. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Александр Александрович, я тоже присоединяюсь к просьбе внимательно посмотреть на налоговый режим для Дальнего Востока. Но я думаю, что вопросы, которые подняла Людмила Заумовна, актуальны и для других регионов.
Поэтому, Николай Андреевич, просьба к Вам, Елена Алексеевна Перминова, к Вам: давайте как-то на заседании комитета отдельно посмотрите эту тему и выработайте рекомендации, чтобы мы этим реформированием, "зудом" таким реформ не навредили. Сейчас очень важно не навредить и не ухудшить положение малого и среднего бизнеса и вообще предпринимателей.
Такое поручение давайте зафиксируем сегодняшним нашим решением. Нет возражений? Принимается.
Иван Николаевич Абрамов.
И.Н. Абрамов. Уважаемые коллеги! Несколько предложений. По моему мнению, необходимо министерству сконцентрировать работу над данными вопросами.
Первое – это национальная программа. Мы ее ждем уже полтора года. Несколько сот тысяч людей принимали участие в разработке данной программы, и нужно быстрее ее принять, потому что уже 2020 год. Мы понимаем, финансирование уходит на 2021 год.
Субсидированные авиаперелеты – это давняя проблема. И очень хорошо, что вы ставите ее в начале года. Потому что мы все понимаем, что где-то в середине средства закончатся, из резервного фонда их добавят, но будет пробел, когда будут заключаться соглашения с авиакомпаниями и, к сожалению, где-то в период двух-трех недель люди не смогут брать эти билеты. И мы это уже видели – в прошлом году два раза такое происходило.
Дальше, крайне важный вопрос – это газификация Дальнего Востока. Сегодня очень низкие показатели, не доходят до 15 процентов, хотя мы уже газ продаем в Китай на сопредельную сторону. И, соответственно, наш бизнес становится на самом деле неконкурентоспособным в этих условиях – когда там уже есть дешевый газ, а у нас его еще нет.
Идем дальше. По льготной ипотеке. Все правильно Вы говорите, механизмы для удешевления стоимости 1 кв. метра есть, земельные участки выдавать… Но все, что можно отдать, уже отдали давным-давно. Я говорил о том, что необходимо за счет средств федерального бюджета предусматривать уменьшение вот этих затрат на инфраструктуру и на земельные участки, – тогда уже стоимость будет снижаться.
Еще один вопрос, который беспокоит дальневосточников, – продажа леса. И в этом зале много критики было по этому поводу. Может быть, пора уже перейти на биржу и торговать им с биржи? Потому что сегодня мы видим, что особенно ценные породы леса вывозятся совершенно по другой стоимости и декларируются совершенно по другой стоимости, – и это, наверное, всем известно.
И, конечно, национальные и федеральные проекты. У вас есть право, лишь в 30 процентах национальных и федеральных проектов у нас ускоренное развитие. Это, наверное, не очень хорошо, потому что у министерства сегодня есть право не согласовывать эти дальневосточные отделы. Вот я думаю, что надо этим правом, конечно, пользоваться гораздо смелее.
И, конечно, свободный порт Владивосток, закон. Хотим, чтобы Благовещенск все-таки побыстрее обрел этот статус. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Ну что, еще дадим выступить. Только просьба: кратко. Да, коллеги? Иначе… мы уже выбились из графика.
Александр Константинович Акимов, пожалуйста.
А.К. Акимов. Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые коллеги! Надо отдать должное, сегодня Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики проводит достаточно последовательно большую работу. И мы вчера на заседании комитета этот вопрос очень подробно обсудили, Валентина Ивановна, и есть программа, и есть совет по развитию Дальнего Востока и совет по развитию Арктической зоны, который я возглавляю, – мы вместе ведем эту работу. По Арктике – это отдельный вопрос, мы сегодня не рассматривали, но мы вместе с министерством этот вопрос сегодня ведем. И те вопросы, которые мы ставим, сегодня министерство так или иначе решает – это и по выравниванию тарифов на электроэнергию, и по другим вопросам.
Я хочу обратиться к одному вопросу (сегодня этот вопрос ставили) – это по региональным авиаперевозкам. Есть поручение Президента России Владимира Владимировича о создании дальневосточной авиакомпании на основе отечественных воздушных судов. И мы вчера тоже этот вопрос обсуждали и внесли предложение на основе авиакомпании "Якутия" и Объединенной авиастроительной корпорации создать такую авиакомпанию, дальневосточную. Я думаю, что сегодня это востребовано, и мы внесем это предложение совместно с Минтрансом, и с Александром Александровичем мы вчера этот вопрос обсудили. Так что я считаю, что есть, конечно, вопросы, которые мы до конца не решили, – особенно это вопросы транспортной доступности и реконструкции аэропортов, модернизации аэропортов. И, конечно, сегодня это вопросы не только Минвостокразвития, есть межотраслевые вопросы, которые надо сегодня и Правительству Российской Федерации решать немедленно на Дальнем Востоке.
Так что сдвиги есть, и мы пожелаем сегодня успехов министерству вместе с Юрием Петровичем Трутневым, чтобы те вопросы, которые и мы сегодня в Совете Федерации ставим, и жители ставят, оперативно решались. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Александр Константинович.
Коллеги, просьба кратко.

окончание стенограммы см. https://leo-mosk.livejournal.com/7283251.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments