leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Дни Ненецкого АО в СФ – час субъекта на 473-м заседании

Дни Ненецкого АО в СФ – час субъекта на 473-м заседании – самая низкая плотность населения и высокие доходы – Матвиенко Ненец переводится настоящий человек
10. «Час субъекта РФ» на заседании Совета Федерации Федерального Собрания РФ (Ненецкий автономный округ)
Дни Ненецкого автономного округа в Совете Федерации Федерального Собрания РФ
Губернатор Ненецкого автономного округа Александр Цыбульский Дорогой регион для жизни Нам удалось вдвое снизить государственный долг Полностью ликвидировать коммерческий долг. У нас самый высокий РВП на душу Стоимость работника 495 тыс в средней полосе 210
Председателя Собрания депутатов Ненецкого автономного округа Александр Лутовинов Граждане обратились с просьбой упорядочить цены на бензин
Председатель СФ Валентина Матвиенко Принято решение о развитии Северного морского пути Нет круглогодичного наземного транспортного сообщения Самая низкая плотность населения Сохранить прирост. Неисчерпаемый туристический потенциал Северное сияние термальные источники гонки на собачьих упряжках Ненец переводится как настоящий человек
СФ принял постановление «О государственной поддержке социально-экономического развития Ненецкого автономного округа»
Зампред комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Андрей Шевченко Принять постановление за основу, 12 февраля в целом
Постановление за основу 150 0 0

Из стенограммы 473-го пленарного заседания СФ 30.01.20
Коллеги, продолжаем нашу работу.
Подошло время «часа субъекта». Сегодня на нашем заседании присутствуют: губернатор Ненецкого автономного округа Александр Витальевич Цыбульский; председатель Собрания депутатов Нененецкого автономного округа Александр Ильич Лутовинов и представители Ненецкого автономного округа.
Разрешите «час субъекта» - Ненецкого автономного округа на заседании Совета Федерации объявить открытым и поприветствовать представителей автономного округа, присутствующих в Зале заседаний. (Аплодисменты.)
Спасибо.
Для начала давайте посмотрим видеоролик о Ненецком автономном округе.
Прошу включить. (Идет демонстрация видеоролика.)
Спасибо.
Сейчас слово предоставляется Александру Витальевичу Цыбульскому, губернатору Ненецкого автономного округа.
Александр Витальевич, пожалуйста, Вам слово.
А.В. Цыбульский. Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые сенаторы! Мне крайне приятно сегодня выступать в этой аудитории. Я так понимаю, что мы первый регион, который открывает «час субъекта» в этом году. Еще более приятно, что мы первый субъект, который выступает перед вами после Послания президента Федеральному Собранию.
Мне кажется, это в определенной степени символично, поскольку Ненецкий автономный округ является округом с самым большим количеством мер социальной поддержки населению, в общей сложности у нас действует 148 мер поддержки, из которых 135 - региональные. Если раньше, в 60-е годы, такой соцпакет был стимулом для привлечения на Крайний Север специалистов и быстрого ввода в эксплуатацию месторождений, то на сегодняшний день, конечно, эти меры в первую очередь должны обеспечить достойные доходы наших граждан и не допустить повышения уровня бедности. По сути, это исключительно меры поддержки отдельных категорий граждан.
В регионе предоставляется существенный пакет мер для представителей разных профессий - для педагогов, для врачей, оленеводов. Для нас это меры обязательные, как я сказал, поскольку наш округ - это действительно дорогой регион для жизни в силу отсутствия круглогодичного наземного транспортного сообщения и с точки зрения стоимости товаров и услуг. Фактически эти меры направлены на то, чтобы не допустить снижения доходов населения и тем самым не нарушить главную цель всех национальных проектов - повышение благосостояния наших жителей.
Конечно, все это для нас требует дополнительных доходов. И в этом смысле для нас приоритетом является грамотно выстраиваемая бюджетная политика. Сегодня мы с этой задачей справляемся. Буквально общими мазками: нам за последние три года удалось больше чем в два раза снизить государственный долг, полностью сократить коммерческие заимствования, на 20 процентов нам удалось увеличить собственные доходы. Мы сохраняем самый высокий ВРП на человека в стране. Вот таким и, собственно, благополучным регионом нас видит Минфин. Но я боюсь, что все эти цифры такие радужные только на бумаге и связаны в первую очередь с малым населением нашего региона.
Специфика наша в том, что в связи с транспортной изолированностью, малым количеством населения, распределением этого населения на отдаленных, труднодоступных территориях на площади 177 тыс. кв. километров нам не позволяют увеличивать доходную базу бюджета за счет стандартных увеличений инвестиций в сектора, не связанные с нефтедобычей или газодобычей, как это происходит в других регионах. Мы такой монорегион, если хотите.
Приведу пару примеров. Стоимость одного работника у нас в округе составляет порядка 495 тысяч в год, в то время как в регионах средней полосы это где-то в районе 210 тысяч. Как вы видите, у нас стоимость для работодателя одного работника больше чем в два раза выше, чем в других регионах. Соответственно, существенная разница в себестоимости производимого товара. Его выгоднее завозить иной раз на Крайний Север, а не производить на месте. И это те вызовы, с которыми мы сталкиваемся каждый день.
Мы обращались в правительство с рядом конкретных предложений по поводу снижения этих издержек. Мы предлагали исключить из налогооблагаемой базы сумму северных и районных коэффициентов при уплате страховых взносов или снизить для северных предпринимателей страховые взносы до 20 процентов. К сожалению, пока мы не нашли поддержки, но не будем отступать от этих предложений. Вообще, мы много раз говорили, что Арктика - это территория мегапроектов, которые за счет масштаба экономики, за счет маржинальности прибыли могут перекрывать убытки.
Что касается малого и среднего предпринимательства на территории Крайнего Севера, зачастую и как правило эти издержки бывают выше прибыли, и поэтому это та часть предпринимателей, которая нуждается в особой поддержке и одновременно является основными работодателями.
Для нашего округа, где 95 процентов доходов бюджета формируется за счет нефтедобычи, крупные проекты крайне важны, поскольку могут позволить существенно снизить исключительную зависимость от добычи нефти. И одним из примеров этого может служить показанное в ролике строительство дороги Нарьян-Мар - Усинск.
И здесь я хотел бы выразить отдельную благодарность, Валентина Ивановна, Вам: Вы в 2015 году этот проект поддержали, и в том числе благодаря Вашей поддержке мы смогли существенно увеличить объемы финансирования на строительство этой дороги. Но докладываю, что мы, со своей стороны, ежегодно подтверждаем право на получение этих денег и ни разу не допустили нарушения взятых на себя обязательств по объему ввода.
Со стороны федерального центра подтверждено, как было сказано, финансирование на строительство двух проектов, связанных с развитием транспортной инфраструктуры. Это реконструкция двух аэропортов - в городе Нарьян-Мар и поселке Амдерма. Это не только снизит те самые издержки, о которых я говорил, но и позволит наладить круглогодичную наземную транспортную связь НАО с другими регионами, тем самым позволит снизить себестоимость поставляемых в регион товаров и даст возможность людям самостоятельно путешествовать и на собственном автомобильном транспорте, а реконструкция аэропортов позволит обеспечить посадку любого класса самолетов и повысить качество авиационных перевозок. Сегодня у нас существенные ограничения. И, даже имея единственный вид транспорта, зачастую авиацию, у нас в том числе есть ограничения - не больше двух самолетов и только самолеты определенного класса.
Главный проект, который позволит сделать реальный рывок на пути к повышению экономического роста в стране, к уходу от зависимости от нефтедобычи конкретно нашего региона, - это представленный проект строительства глубоководного круглогодичного незамерзающего морского порта Индига. На стенде, в нашей экспозиции он представлен, там можно подробно с ним ознакомиться.
Экономика проекта, что важно, просчитана не в кабинетах чиновников, а просчитана бизнесом, он предложен в качестве инвестиционного проекта. Начато проектирование порта. В 2021 году начнется его строительство с плановым вводом в эксплуатацию в 2024 году, как нам сегодня сказали. Мощность перевалки грузов может составить до 80 млн тонн, что, по сути, позволит достичь уровня всего грузооборота по Северному морскому пути, который обозначен Владимиром Владимировичем Путиным в качестве одного из приоритетов развития в указе № 204. Для этого со стороны государства, со стороны федерального бюджета нам необходима поддержка в строительстве железнодорожной инфраструктуры, и в этой части мы продолжаем работать с компанией «РЖД».
Подчеркиваю: этот проект способен существенно повлиять не только на экономику региона, соседних субъектов, но и на общероссийский экономический рост. Если посмотреть на этот проект еще более глобально, то через него можно вернуться к реализации разработанного, имеющегося проекта «Урал Промышленный - Урал Полярный», дать дополнительную загрузку Северному широтному ходу, а в дальнейшем включить в эту цепочку грузы из Киргизии, Казахстана и юго-восточной части Китайской Народной Республики. По сути, мы говорим о новом транспортном коридоре Азия - Северный морской путь.
Сегодня общий объем доходов на территории субъекта - почти 130 млрд рублей (это очень важная тема, я хотел бы на ней остановиться). Из них более 100 миллиардов поступает в федеральный бюджет, 8 миллиардов мы перечисляем в бюджет Архангельской области (мы являемся так называемым матрешечным регионом) и лишь 20 миллиардов (это порядка 16 процентов от доходов бюджета, формируемых на территории) остаются в консолидированном бюджете Ненецкого автономного округа, на территории, где этот объем формируется. Очевидно, что бо?льшая часть налогов уходит в федеральный бюджет, при этом внутри региона на протяжении, наверное, даже десятков лет остаются нерешенными проблемы, которые не позволяют жителям округа чувствовать себя комфортно и получать достойные условия проживания. Часть из них является следствием колоссального износа инженерной, социальной и коммунальной инфраструктуры. Больше 10 процентов жителей живет в аварийных домах, еще большее количество жителей живет в ветхом жилье. Критически высокий износ основных инженерных коммуникаций. Это та реальность, которая сильно не совпадает с той статистикой, которую мы видим на бумаге.
Коммунальная инфраструктура не ремонтировалась не просто годами, а десятками лет, и сегодня на эти цели нам нужно минимум 2 млрд рублей. Эти провалы - следствие недофинансирования региона и в целом, наверное, северных территорий на протяжении 20 лет. Честно говоря, про северные территории одно время подзабыли. Я могу продолжить перечислять первоочередные мероприятия, реализация которых требует существенных финансовых средств и невозможна при существующей диспропорции в распределении налоговых доходов, невозможна ускоренными темпами, которых от нас ожидают наши жители. При этом, образно говоря, мы стоим с протянутой рукой перед Минфином и перед основными распорядителями федеральных средств.
И мы все прекрасно понимаем, что есть система межбюджетных отношений, что есть регионы-доноры, что есть регионы, на которых формируется еще меньшая часть дохода, и мы на самом деле понимаем и готовы этими излишками делиться и ни в коем случае на них не претендуем. Но в условиях, когда мы сами имеем нерешенные проблемы по ряду направлений на самом деле катастрофического характера, существующая бюджетная политика, на наш взгляд, требует определенного пересмотра.
Мы совершенно точно понимаем объем средств, необходимый нам для решения этих первоочередных задач. Это порядка 2 процентов от отчисляемых в федеральных бюджет средств, порядка 2 млрд рублей в год. И в течение пяти лет - по сути, на время реализации указа президента № 204 о национальных целях и стратегических задачах развития России - мы сможем реально создать для наших граждан такие условия, когда они по-настоящему будут соответствовать высоким требованиям этих национальных проектов, и решить те проблемы, которые накапливались годами. И тогда наши жители действительно увидят прорыв в качестве жизни, что, собственно, и есть цель, которую ставит перед нами президент.
Еще одно важное предложение. Позволю себе процитировать слова, сказанные президентом в Послании Федеральному Собранию: «Россия - огромная страна, и у каждого субъекта Федерации есть свои особенности, проблемы, свой опыт. Все это, безусловно, надо учитывать. Считаю необходимым кардинально повысить роль губернаторов в выработке и принятии решений на федеральном уровне».
Здесь речь не идет о том, что нам нужны какие-то дополнительные полномочия… (Микрофон отключен.)
Председательствующий. Продлите время.
Пожалуйста.
А.В. Цыбульский. И здесь речь не идет о том, что нам нужны какие-то серьезные дополнительные полномочия, речь идет о том, что та специфика, которая у нас есть в регионах, должна учитываться и правительством при принятии решений.
Я могу много приводить примеров (с учетом регламента не могу), но даже так называемый закон об Арктике, который еще три с половиной года назад на этой же трибуне я представлял, тем не менее на сегодняшний день не учитывает все те потребности и особенности регионов, о которых мы говорим, и, по сути, принимается правительством без открытой дискуссии с регионами.
Что я хочу предложить? У нас есть прекрасно зарекомендовавший себя механизм оценки регулирующего воздействия по бизнесу. Мне кажется, что есть смысл создать аналогичный механизм оценки регулирующего воздействия с регионами. Все нормативно-правовые акты, которые затрагивают так или иначе деятельность на территории субъектов и вводят дополнительную регуляторику на территориях регионов, должны в обязательном порядке обсуждаться, может быть, по той же процедуре с главами субъектов Федерации. Мне кажется, это серьезно повысит эффективность принимаемых решений и как раз повысит ту самую роль губернаторов, о которой говорил президент.
Я с учетом регламента на этом буду заканчивать свое выступление. Хочу отдельно поблагодарить всех представителей комитетов, с которыми у нас прошла работа. Действительно, мне кажется, проект постановления получился очень конкретным и четким. Спасибо всем большое.
Валентина Ивановна, спасибо за возможность открыть «час субъекта» в этом году. Благодарю за внимание. (Аплодисменты.)
Председательствующий. Спасибо, Александр Витальевич.
Я прошу, коллеги, те предложения, которые были высказаны Александром Витальевичем, еще раз посмотреть, чтобы они все нашли отражение в постановлении.
Елена Алексеевна, отдельным пунктом, пожалуйста, пропишите.
При всей специфике - что это регион углеводородный, что он «матрешечный», вынужден отчислять в Архангельскую область - 16 процентов от всего заработанного на территории - это несправедливо. Тем более что просят они ведь не для развлечения, а для того, чтобы инфраструктуру региона провести в порядок, где живут люди, где огромнейшая территория и самая низкая плотность населения. Территорию надо содержать, ее надо обихаживать, нужно создавать условия для развития.
Поэтому (Николай Андреевич подошел) отдельно прошу с Минфином отработать вопрос об изменении в 2021 году подхода по Ненецкому округу. Еще раз говорю, 16 процентов от всех зарабатываемых доходов - это абсолютно неправильно. Это может быть изменение Налогового кодекса, что маловероятно, либо отдельный специальный трансферт на то, чтобы они могли привести в порядок всю свою инфраструктуру, обветшавшую в непростых северных условиях.
Отдельное поручение вам обоим. Пожалуйста, доведите это до конца. Я буду следить.
Александр Ильич Лутовинов, председатель Собрания депутатов Ненецкого автономного округа. Пожалуйста.
А.И. Лутовинов. Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые члены Совета Федерации! Благодарю вас за возможность представить Ненецкий автономный округ в Совете Федерации. Предыдущие Дни округа в Совете Федерации состоялись четыре с половиной года назад. За это время по многим направлениям удалось значительно продвинуться вперед.
Валентина Ивановна, разрешите поблагодарить Вас за поддержку. Рассчитываем, что по итогам этого заседания нам удастся реализовать проекты, представленные в рамках Дней региона.
Как уже было сказано, Ненецкий автономный округ полностью входит в Арктическую зону РФ и не имеет прямого наземного сообщения с другими регионами страны. Это специфика, которая в конечном итоге влияет на его развитие и формирование законодательной базы.
Собрание депутатов округа текущего созыва сформировано в сентябре 2018 года. Оно состоит из 19 депутатов, представляющих шесть фракций. Основные направления деятельности курируют пять комиссий и один комитет. Собранием депутатов проводится согласованная с губернатором и администрацией округа работа, направленная на достижение основных задач, стоящих перед регионом, - исполнение национальных проектов, майских указов и поручений по итогам посланий Президента РФ Владимира Владимировича Путина.
Разрешите остановиться на основных моментах.
Демография. В округе достигнут положительный демографический баланс населения: коэффициент рождаемости составляет 2,25. Во многом такой результат достигнут благодаря развернутой социальной политике. В ноябре прошлого года принят закон о выплате регионального материнского капитала не только на третьего ребенка, но и на каждого из последующих детей. Размер такого капитала регулярно индексируется и сегодня составляет 380 тыс. рублей.
Здравоохранение. Законодательно обеспечено функционирование первичного звена здравоохранения. Медицинская помощь доступна всем жителям округа. Своей главной задачей мы видим своевременную диагностику, льготное лекарственное обеспечение, развитие телемедицины и санавиации. А получение высокотехнологичной медицинской помощи гарантировано законом за пределами округа. Список доступных центров ежегодно расширяется. В текущем году планируем построить девять новых ФАП в отдаленных населенных пунктах.
Образование, спорт и молодежная политика. В Послании Федеральному Собранию Президент России говорил о бесплатном горячем питании для школьников младших классов. В округе бесплатное горячее питание в школах предоставляется адресно детям из малоимущих семей независимо от возраста с 1-го по 11-й класс. Это является существенной отправной точкой для реализации послания президента в этой сфере.
Мы серьезно продвинулись в области дополнительного образования. Охват этими услугами детей в возрасте от 5 до 18 лет превышает 75 процентов. То же касается и спортивных объектов. Мы делаем многое, чтобы дети не болтались на улице. Для ряда категорий детей - из многодетных семей, малоимущих - дополнительное образование и спортивные секции бесплатны.
Острая проблема для нас - обеспечение региона специалистами. Законом округа установлены гарантии для студентов-медиков, педагогов в рамках целевого приема. Для прибывших специалистов работают программы «Земский доктор», «Земский учитель». Дополнительно к федеральным мерам округ выплачивает от 250 тысяч до 1 млн рублей подъемных.
Еще одна проблема - ветхое и аварийное жилье. С января прошлого года законом округа мы приняли простую и понятную всем процедуру выкупа у граждан аварийных жилых помещений. В 2020 году это 62 тыс. рублей за 1 кв. метр. Выкуп ускоряет освобождение аварийного жилья, оживляет вторичный рынок и жилищное строительство, экономит средства бюджета. Этот опыт заинтересовал наших коллег по Северо-Западу.
Коротко о нерешенных проблемах.
В регионе создаются благоприятные условия для малого предпринимательства - это и минимальная налоговая нагрузка, грантовая поддержка, упрощение процедур, субсидирование. Но даже с такой поддержкой число предпринимателей в регионе не растет. Поэтому нами подготовлен для внесения в Государственную Думу законопроект об уменьшении размеров страховых взносов, уплачиваемых предпринимателями, работающими на Севере.
Сейчас на рассмотрении в Госдуме находятся два инициированных нами законопроекта - об увеличении сроков накопления твердых бытовых отходов с 11 до 36 месяцев и субсидировании отделений почты на Крайнем Севере.
Также требуют своего решения вопросы учета специфики Арктической зоны при закупках, к примеру, по закону № 44, развития инфраструктуры округа, дорожного строительства, строительства мостов, о чем здесь уже было сказано, выезда граждан из районов Крайнего Севера в благоприятные регионы. Сейчас у нас только 16 человек в год - это крайне мало.
Отдельно стоит проблема малой авиации. Это подготовка летного состава для вертолетов и пилотов на Ан-2. Их попросту не хватает. Как вариант решения - целевой набор по аналогии с подготовкой врачей.
И в завершение. Валентина Ивановна, буквально перед отъездом нашей делегации ко мне обратились жители отдаленных сел. У нас сегодня в селах цена на бензин доходит до 120 рублей за литр. Решение проблемы - изменение Бюджетного кодекса…
Председательствующий. Еще раз, простите... С чем обратились жители?
А.И. Лутовинов. С просьбой регулировать цену на бензин. Раньше у нас была возможность дотировать, но сейчас по Бюджетному кодексу, к сожалению, бензин включен в подакцизные товары наряду с алкоголем и табаком, поэтому… Раньше мы этот вопрос регулировали, и удавалось снимать социальную напряженность. Вот в этом суть.
Председательствующий. Понятно.
А.И. Лутовинов. Уважаемые коллеги! Я надеюсь, те вопросы, по которым здесь были дискуссии в рамках комитета и сегодня на пленарном заседании, получат свое продолжение. И благодарю вас за внимание, за то, что вы нам дали возможность представить наш регион в этом составе. Спасибо большое. (Аплодисменты.)
Председательствующий. Спасибо большое Вам. Благодарю Вас. Присаживайтесь.
Коллеги, уважаемый Александр Витальевич, уважаемый Александр Ильич! Прежде всего я хочу вас поблагодарить за очень такую основательную подготовку к Дням субъекта, за хорошую выставку, интересные доклады, самокритичные доклады с конструктивными предложениями, за хорошую культурную программу. Вы нам с утра создали хорошее настроение для нашей работы.
И отдельное спасибо я хочу сказать за то, что вы в эти дни привезли к нам в Москву, наконец-то, настоящую зимнюю погоду, которой всем нам так не хватает в Москве. Но я знаю, что у вас сейчас минус 38. Вот этого не надо, да? Остановитесь. Зима пришла в Москву с вашим приездом.
Сегодня мы, коллеги, действительно открываем очередной сезон Дней субъектов Федерации. Новой традицией в этой работе станет участие членов Палаты молодых законодателей при Совете Федерации. Поэтому делегация Ненецкого автономного округа приехала к нам уже, можно сказать, в новом, расширенном составе. Давайте все вместе поприветствуем молодых законодателей при Совете Федерации. (Аплодисменты.)
Как уже сказал Александр Витальевич, это первые в этом году Дни субъекта, и очень важно, что они проходят сразу после оглашения послания президента. Одним из важных предложений главы государства стало придание конституционного статуса Государственному совету. Это означает, что и роль регионов, роль руководителей субъектов Федерации в жизни страны будет расти, как и положено, собственно, в федеративном государстве, и у субъектов Федерации появятся новые возможности для продвижения как своих интересов, так и более эффективного влияния на внутреннюю политику нашей страны. И мы в Совете Федерации такой подход всецело поддерживаем, поддерживаем эти изменения.
Задачи, поставленные в послании президента, в указе президента, в национальных проектах, конечно же, невозможно решать без поддержки граждан нашей страны. И здесь хотела бы отметить хорошую инициативу, правильную инициативу руководства Ненецкого автономного округа по реализации долгосрочного проекта развития региона «НАО-100». Считаю важным, что в работу по содержательному наполнению этого проекта были активно вовлечены жители округа, то есть это не некая программа, разработанная узким составом правительства, а с участием жителей. Это хороший пример такого непосредственного участия местных жителей в жизни своего региона, это тот прямой диалог, о котором говорил Владимир Владимирович в послании. Думаю, что этот опыт будет крайне полезным и для других субъектов России.
Ненецкий автономный округ демонстрирует хорошие результаты во многих сферах. В прошлом году обеспечен рост промышленного производства. Увеличиваются налоговые поступления. Особо хотела бы отметить качественное изменение за последние два года с приходом нового губернатора в части управления региональными финансами, которые сегодня находятся на высоком уровне и одни из лучших в России.
С 2017 года удалось более чем в два раза сократить объем государственного долга и при этом полностью отказаться от дорогущих банковских кредитов.
Кроме того, я думаю, что это единственный субъект РФ, где полностью отсутствует задолженность муниципальных образований округа. Это можно только приветствовать, и тем более (еще раз обращаюсь к нашему финансово-экономическому блоку) важно поддерживать такой регион, мотивировать его для дальнейшего эффективного развития, сбалансировав отчисления от тех налоговых поступлений, которые собираются в пользу региона.
Конечно, не секрет, что основу экономики округа составляет добыча углеводородов. И, коллеги, уж такой регион, где работают такие крупнейшие компании, должен быть, знаете, образцово-показательным - и с точки зрения (в первую очередь) уровня доходов населения, инфраструктуры, социальной инфраструктуры, дорог и так далее. И здесь это и ответственность и тех компаний, которые добывают углеводороды и получают большие прибыли. Это их ответственность, если хотите, и моральная, и государственная, и, наверное, у них есть такая возможность.
Поэтому поактивнее, Александр Витальевич, и их привлекайте к этому.
Конечно, добыча углеводородов - это большое преимущество субъекта, но это и большая ответственность, потому что нефтедобыча всегда несет определенные риски как для экологии, так и для традиционных условий жизни представителей местных народов.
Знаю, что руководством региона уже многое делается для этого. Принят специальный региональный закон, обеспечивающий серьезную социальную поддержку оленеводов, членов их семей. Сегодня нам также предстоит принять закон, направленный на оптимизацию экономических, социальных прав, предоставляемых коренным малочисленным народам.
Одним из важнейших вопросов для жизни региона является обеспечение транспортной доступности. Сегодня при поддержке федеральных органов власти на территории региона реализуется ряд важных, стратегических проектов по строительству автомобильных, железных дорог, планируется реализация крупного инвестиционного проекта по строительству нового глубоководного порта. Идет реконструкция аэропорта, воплощаются в жизнь принятые решения по развитию Северного морского пути. Однако, к большому сожалению, Ненецкий автономный округ - пока единственный субъект РФ, не имеющий круглогодичного наземного сообщения, как у нас принято говорить, с «большой землей». Надеюсь, что строительство автодороги Нарьян-Мар - Усинск поможет, наконец, решить эту проблему. И надо особо это также отметить в нашем постановлении и следить за своевременным выделением средств.
В регионе проводится достаточно эффективная социальная политика. Отрадно, что вам, уважаемые коллеги, в Ненецком автономном округе удается сохранить естественный прирост населения - одном из немногих, если не единственном, субъекте сегодня в условиях того демографического спада, демографической ямы, в которых оказалась наша страна. Очень важно удерживать этот позитивный тренд. Я знаю, что у вас более 140 различных видов социальных пособий, тем не менее надо проанализировать эффективность каждого из них. Может быть, меньше, да адреснее, лучше и эффективнее с точки зрения отдачи результатов. Но в любом случае вы - молодцы, так же надо действовать и дальше. Я думаю, что здесь не только длинные полярные ночи, полярные дни, это и усилия власти в том числе дают такой результат.
Сегодня Ненецкий автономный округ входит в десятку самых успешных субъектов Федерации по решению вопросов в сфере информатизации здравоохранения. Эффективно внедряются передовые телемедицинские технологии, что очень важно для региона с такой большой территорией и, как я уже говорила, с самой низкой плотностью населения.
Успешно внедряются современные технологии в сфере образования.
По поручению губернатора разработан проект «Цифровое кольцо НАО» для дистанционного обучения школьников и подготовки их к экзаменам.
Дополнительные возможности нужно предусмотреть и для детей коренных малочисленных народов, которые сегодня в основном учатся в школах-интернатах. Образовательные учреждения территориально отдалены от традиционных мест каслания. И, конечно, это надо учитывать в образовательной политике. Считаю, что на федеральном уровне необходимо законодательно закрепить возможность осуществления образовательного процесса в кочевых условиях.
Членами Совета Федерации совместно с Министерством просвещения в прошлом году инициировано создание рабочей группы по подготовке предложений в этой сфере. Кроме того, при нашей палате успешно действует Совет по Арктике и Антарктике. На эту сессию запланировано проведение заседания, посвященного вопросам образования в арктических регионах. Здесь мы традиционно рассчитываем на самое деятельное участие представителей Ненецкого автономного округа. И, конечно же, при доработке закона об Арктике, непосредственное участие в которой и принимал Александр Витальевич, надо учитывать мнение арктических и северных регионов, прошу наш совет обратить на это внимание.
Главное богатство края - это, конечно же, не только нефть и газ, но и, безусловно, люди, живущие в непростых северных условиях, это уникальная природа, это самобытные традиции, это теплое гостеприимство северян. Туристический потенциал округа поистине неисчерпаем. В мире очень мало мест, где можно увидеть незабываемое северное сияние, искупаться в арктическом термальном источнике, поучаствовать в гонках на собачьих упряжках и снегоходах по тундре. У вас все это есть. И вот, перечисляя, просто реально так захотелось всё это увидеть своими глазами. И, конечно, главное - эффективно использовать, коллеги, этот потенциал для развития туризма.
Суровые условия диктуют, безусловно, и свой тренд на спортивные и культурно-массовые мероприятия, среди которых я хотела бы отметить ставшие уже брендом округа гонки на снегоходах на кубок Героя России, доброго друга Совета Федерации - депутата Госдумы Артура Чилингарова, да и многие другие.
В этом году мы отмечаем 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. В наших сердцах навсегда останется память о вкладе в общую победу жителей округа, воевавших в оленно-транспортных батальонах на Карельском фронте. В регионе бережно хранят память о своих героях, которые своей отвагой, мужеством полностью оправдали название своего народа - ведь ненец переводится на русский язык как настоящий человек.
Знаю, что в регионе все участники Великой Отечественной войны и вдовы ветеранов уже обеспечены благоустроенным жильем. Губернатором поставлена задача переселить в комфортные условия также всех тружеников тыла, которые сегодня еще проживают, к большому сожалению, в аварийном, ветхом жилье. Считаю, что это хороший пример и для других регионов.
И, коллеги, еще раз… не могу вот успокоиться. Правда, люди живут в таких непростых, северных условиях, в условиях полярной ночи. Это углерододобывающий регион. До сих пор не расселено ветхое и аварийное жилье. Ну, как можно с этим мириться?!
Прошу, Олег Владимирович, и Вас, и Николая Андреевича, и Елену Алексеевну: давайте мы будем менять эту ситуацию, повышать финансовые субсидии региону, для того чтобы как можно быстрее эта тема в первую очередь была закрыта и люди жили в достойных условиях.
Коллеги, в нынешнем году городу Нарьян-Мару, который, как поется в песне, не велик и не мал, исполняется 85 лет. Хочу искренне поздравить всех вас, всех жителей города и округа с этим юбилеем, пожелать вам новых успехов и благополучия.
У нас прошли заседания семи комитетов Совета Федерации с участием представителей, руководства региона. Хочу сказать, что хорошее впечатление оставила региональная команда. Мне докладывали председатели комитетов, что заседания прошли очень содержательно. И надеюсь, что они будут полезны для руководителей региона, которые поработали в комитетах Совета Федерации.
Конечно, есть чем похвастаться. И хочу сказать, что в первую очередь это заслуга жителей региона, тружеников региона, ну и, конечно же, региональной команды во главе с губернатором Ненецкого автономного округа.
Мы Александра Витальевича знаем в Совете Федерации давно по совместной работе. Он прошел хорошую государственно-административную школу, и знаю, как он с горящими глазами, взахлеб, что называется, работает в регионе, полюбил округ. И, конечно же, та школа, которую он прошел, опыт, который он получил, помогают в решении накопившихся в Ненецком автономном округе проблем.
Хочется Вам искренне, Александр Витальевич, пожелать дальнейших успехов. Уже есть чем отчитаться, но, как Вы отметили, впереди еще очень много нерешенных задач, и хорошо, что рука об руку Вы работаете с областной, региональной окружной думой, с депутатами. Очень важно, когда и исполнительная, и законодательная власть работают, что называется, в одной упряжке.
К тем проблемам, которые Вы перечислили, хотелось бы еще напомнить и о сельском хозяйстве, которое пока отстает от темпов роста в целом общероссийских. Понятно, что в таких регионах низкая рентабельность сельского хозяйства, оно требует дополнительных усилий и дополнительной поддержки, но все равно надо его развивать. Это обеспечение собственными продуктами питания, это продукты, выращенные в собственном регионе. И хотя сельское хозяйство составляет все лишь 0,5 процента валового регионального продукта НАО, но все-таки это порядка 4 процентов, если я не ошибаюсь, занятости трудоспособного населения. Это немаловажно, потому что проблемы с безработными имеют место в регионе. Поэтому, подумайте, какие дополнительные меры можно принять и по поддержке фермерского хозяйства, оленеводства и других видов… и рыбного хозяйства. Это такое хорошее может быть, перспективное направление. Прошу Вас обратить на это внимание.
Мы в Совете Федерации всегда готовы поддержать ваши инициативы, оказать содействие в решении насущных проблем. На это в первую очередь нацелен проект нашего постановления «О государственной поддержке социально-экономического развития Ненецкого автономного округа». Он был подготовлен в ходе нашей совместной работы, в ходе расширенных заседаний наших комитетов с участием представителей региона. По итогам сегодняшнего обсуждения мы его обязательно доработаем и примем на следующем заседании. Поэтому, пожалуйста, еще поработайте над тем, чтобы оно было максимально эффективным.
К замечаниям, которые были озвучены… Вчера был футбольный матч. Со счетом небольшим - 1:0, но все-таки победила команда Совета Федерации. Или вам придется подтягиваться, или пригласить в региональную команду сенатора Брилку Сергея Фатеевича, который забил этот гол и вообще забивает всегда голы во всех футбольных соревнованиях. В спорте надо подтягиваться. Тем более такой молодой губернатор, обновленная, молодая команда.
Коллеги, всем заниматься спортом!

окончание стенограммы см. https://leo-mosk.livejournal.com/7308206.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments