leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Главный внештатный терапевт Оксана Драпкина рассказала сенаторам что мужики не лечатся

Главный внештатный терапевт Оксана Драпкина рассказала сенаторам что мужики не лечатся – время эксперта на 473-м заседании СФ
11. «Время эксперта» Выступление директора Национального медицинского исследовательского центра профилактической медицины Министерства здравоохранения РФ, доктора медицинских наук Оксаны Михайловны Драпкиной на тему «Общественное здоровье и профилактика хронических неинфекционных заболеваний»
Конспект 13:02
Драпкина Здоровье главная ценность жизни важный компонент человеческого счастья Хронические заболевания лидируют в структуре смертности всего четыре сердечнососудистые сахарный диабет онкология хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ) 1 млн в год умирает преждевременно Большинство этих смертей предотвратимо Солернская школа здоровья Сергей Боткин Захарьин Пирогов Уникальную систему профилактики создал Семашко заимствуют во многих странах При Чазове создан Институт профилактической медицины в Петроверигском пер. Профилактика две части популяционная общественное здоровье и индивидуальная медицинская диспансеризация и профосмотры Диспансерное наблюдение 60% здоровья находятся в наших руках Надо знать как это сделать Стремиться самому и вовлечь как можно больше людей Повышение грамотности Создание условий Самое сложное создать мотивацию самое сложное. В РФ живет пять генераций разные по ценностям Старшие законопослушные соблюдают рекомендации информация из телевизора Беби-бумеры 43-63 годы они верят в командный дух чаше всего трудоголики предпочитают все натуральное Поколение X 63-83 не мешайте любят экстремальные виды спорта чаще всего ходят к врачам и принимают препараты которые дают быстрый результат много вегетарианцев информация из Интернета Поколение Z только формируется гениальные. Мужчина больше всего боятся потерять работу и плохо идут на диспансеризацию Мотивация создана, надо дать возможность пойти в парк. Там где много фаст-фуда подслащенных напитков это большое зло Риск ожирения и сопутствующих заболеваний Закон о запрете курения снизилось число курящих мужчин несколько меньше женщин Пассивное курение снизилось на 58% Определенное снижение потребления алкоголя. Убрать солонку со стола В двух деревнях Перу провели эксперимент вместо NaCl KCl снизилась артериальная гипертезия. Каждый третий ожирение Низкое потребление овощей и фруктов. Мы много потребляем соли Избыточное потребление алкоголя 4%. Молочные продуты в основном высокой жирности В три раза увеличилось ожирение у мужчин Артериальная гипертензия в прошлом женская болезнь сейчас и мужская Агрессивная реклама направлена на мужчин брутальные куски колбасы Среднестатистический школьник особенно мальчик сейчас больше Провели исследование рекламы на детских каналах исследование этикеток Часть рекламируемых товаров Молочные продукты шоколад и чипсы подслащенные напитки После продуктов питания второе место лекарства использование актеров-детей Это нужно есть для здоровья перевернуто Проанализировали 11679 рекламных роликов ни одной социальной рекламы Формула здоровья Потребление овощей и фруктов не менее 400 грамм Движение час Не курить Низкое потребление соли Коррелирует со снижением смертности. Индекс общественного здоровья 12% по стране от 04% в Чукотском АО до 48% в Ингушетии. Диспансеризация до 40 лет раз в три года затем ежегодно Меня спрашивают почему анализ мочи не входит? Пока только четыре я их перечислила. Действительно все просто Если врачей не хватает пусть твоими врачами будут трое: Веселый характер умеренность в пище
Николай Федоров Стоит ваши слайды направить нам может быть для законодательных ограничений рекламы
13:34

Из стенограммы 473-го пленарного заседания СФ 30.01.20
А мы продолжаем нашу работу.
Коллеги, одиннадцатый вопрос - «время эксперта». Сегодня в рамках нашей традиционной рубрики выступит директор Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный медицинский исследовательский центр профилактической медицины» Министерства здравоохранения РФ, доктор медицинских наук Оксана Михайловна Драпкина на тему «Общественное здоровье и профилактика хронических неинфекционных заболеваний».
Оксана Михайловна посвятила медицине более 25 лет. С 1992 года работала в Московской медицинской академии имени Сеченова, занималась преподавательской деятельностью, прошла путь от ассистента кафедры до профессора.
В 2016 году она избрана членом-корреспондентом Российской академии наук.
С 2017 года Оксана Михайловна занимает должность директора Национального медицинского исследовательского центра профилактической медицины, является главным внештатным специалистом по терапии и общей врачебной практике Минздрава России.
Оксана Михайловна, мы благодарим Вас за Ваше согласие выступить сегодня перед сенаторами на нашем пленарном заседании.
Предоставляю Вам слово. Пожалуйста.
О.М. Драпкина, директор Национального медицинского исследовательского центра профилактической медицины Министерства здравоохранения РФ.
Глубокоуважаемая Валентина Ивановна, глубокоуважаемый президиум, глубокоуважаемые коллеги! Огромное спасибо за возможность сегодня выступить и рассказать о профилактике, об общественном здоровье, о здоровом образе жизни.
Я уже несколько раз повторила слово «здоровье», и это будет ключевой посыл в моем выступлении, поскольку здоровье - это действительно главная ценность жизни, это важнейший компонент человеческого счастья, это очень важный момент и наивысшая ценность и для государства, и для общества.
Надо сказать, что здоровье - это крепость, и, соответственно, эту крепость надо обязательно защищать - защищать от вирусов и бактерий, защищать от различных инфекций, от стихийных бедствий и от хронических неинфекционных заболеваний. Последнее особенно актуально, поскольку именно хронические неинфекционные заболевания лидируют в причине смертности, и к ним относятся всего четыре - это заболевания сердечно-сосудистой системы, это рак, или онкологические заболевания, сахарный диабет и болезни легких, или хроническая обструктивная болезнь легких.
Не очень хороший посыл состоит в том, что смерти от этих заболеваний преждевременные, то есть большинство россиян (а это 1 миллион в год) умирает преждевременно от хронических неинфекционных заболеваний.
Но есть и позитивный посыл. Дело в том, что большинство этих смертей предотвратимо, и как раз для этого и нужна профилактика.
Профилактика и ее определение очень разнятся в принципе - от того, что это комплекс мероприятий, направленных на предупреждение возникновения заболеваний и травм, устранение факторов риска развития заболеваний. Но мне больше импонирует определение, которое говорит о профилактике как о науке - о науке, исследующей условия предотвращения и предохранения людей от заболеваний.
История профилактики, конечно, совершенно четко связана вообще с историей медицины, потому что как только появилась болезнь, конечно, сразу врачей стало будоражить учение о том, как эту болезнь предотвратить. И здесь можно долго перечислять историческую плеяду и исторический ракурс профилактики. Скажу лишь или отмечу очень важное сообщество врачей, которые объединились в городе Салерно и образовали затем Салернскую школу здоровья, и их трактаты, их посылы дошли до нас и, в общем-то, не потеряли своей актуальности.
Нельзя не вспомнить наших корифеев, корифеев терапевтической и хирургической практики, - Сергея Петровича Боткина, Григория Антоновича Захарьина, Николая Ивановича Пирогова. Очень много моментов отражено в их трудах по поводу профилактики заболеваний. Ну и, конечно, совершенно потрясающую, стройную систему профилактики создал Николай Александрович Семашко. Он изложил основные принципы, и в принципе эту систему позаимствовали и заимствуют до сих пор многие государства, многие страны.
В 1988 году указом министра здравоохранения (тогда министром здравоохранения был академик Чазов Евгений Иванович) был создан институт профилактической медицины. Он функционирует и сейчас. Он располагается в живописном месте Москвы, на одном из семи холмов, в Петроверигском переулке, и носит название «Национальный медицинский исследовательский центр профилактической медицины». Эксперты работают там очень давно, и, собственно говоря, эти эксперты и проводят эпидемиологические исследования и различные научные исследования в плане профилактики, которыми частично я сегодня и хотела поделиться с вами.
Глубокоуважаемые коллеги! Всю профилактику можно подразделить на две большие части. Первая - это популяционная профилактика, или профилактика для всех (то есть в нее входит вся популяция), вторая - индивидуальная профилактика, или медицинская профилактика. Можно сказать, что популяционная профилактика - это общественное здоровье, а медицинская, или индивидуальная, профилактика - это те самые диспансеризация и профосмотры, про которые, я думаю, все мы знаем, но немножко по-разному, скажем так, к ним относимся. Я сегодня тоже попытаюсь рассказать о тех изменениях, которые происходят в сфере именно медицинской профилактики.
И, наконец, мы строим профилактический континуум. Об этом говорил еще Николай Александрович Семашко. И в этот профилактический континуум входят три основные составляющие: как я уже сказала, популяционная профилактика, или общественное здоровье, индивидуальная профилактика (медицинская диспансеризация и профосмотры) и, наконец, диспансерное наблюдение. Потому что, выявляя факторы риска и хронические неинфекционные заболевания… В общем-то, мы можем сказать, само слово «хронические» говорит о том, что они не вылечиваются. И поэтому нам надо сделать так, чтобы наблюдение продолжалось на протяжении всей жизни пациента и не приводило к осложнениям хронических неинфекционных заболеваний.
Итак, позвольте остановиться на каждой из этих составляющих. И первая - это общественное здоровье.
На самом деле общественное здоровье - это то, что касается каждого из нас. Потому что образ жизни - это то, что определяется устоями семьи, устоями общества, культурными ценностями, определенными представлениями человека, представлениями о том, с кем он дружит, с кем он живет, как он ходит в отпуск, какие книги он читает, - все это влияет на наш образ жизни. И надо сказать, что здоровье на 60 процентов зависит от образа жизни и от тех факторов риска, которые рождаются на основе этого образа жизни. То есть 60 процентов здоровья находится в наших руках. И это поднимает вопрос об ответственном отношении к своему здоровью.
Если говорить о том, как сохранить здоровье, то это всего лишь три основные вещи.
Первое - надо знать, как это сделать. Второе - надо стремиться к этому самому и пытаться вовлечь в эту философию как можно больше людей, то есть я говорю о мотивации. И, наконец, надо иметь условия для того, чтобы мотивированным соблюдать все те рекомендации и так называемый здоровый образ жизни, о котором мы много говорим.
Таким образом, в общественном здоровье есть «три кита», которые и определяют успех (или неуспех) различных мероприятий. Первое - это повышение грамотности населения. Второе - это создание мотивации. И третье - это как раз создание условий.
Самое сложное - это создать мотивацию. Ведь все мы очень разные и мотивационный посыл к студенту или к пожилому человек, к мужчине или к женщине, к людям разных возрастов должен быть совершенно различен.
Очень интересное есть учение о том, что есть пять генераций населения (во всяком случае, в РФ сейчас живет пять генераций), которые очень серьезно отличаются друг от друга и по ценностям, и по тому, как они получают информацию, и по отношению к жизни.
Вот, к примеру, тем, кто рождены с 1923 года по 1943 год, присущи следующие черты: они законопослушны, они считаются с правилами, соблюдают закон, они свято верят в докторов и в принципе соблюдают все те рекомендации, которые мы чаще всего им даем. К ним надо применять подходы и мотивировать с помощью телевизионных экранов, потому что в основном всю информацию это поколение черпает как раз из телевизора.
Следующее поколение - это так называемые беби-бумеры. Это поколение тех, кто родились в 1943-1963 годах. На это время пришлось время расцвета Советского Союза. Мы освоили космос. И они верят в командный дух, хотят оставаться активными. Чаще всего это трудоголики. И, соответственно, медицинский посыл к ним тоже должен быть несколько иным. Они предпочитают всё натуральное, поэтому если мотивировать их к здоровому образу жизни, то надо использовать простые лозунги, верить в коллективизм и говорить о том, что здоровье поможет сохранить им активность.
Поколение X - те, кто родились в 1963-1983 годах. «Удивите и не мешайте!» - это их девиз. Они индивидуалисты, любят различные, даже экстремальные, виды спорта. Они здоровье расценивают чаще как работоспособность, для того чтобы достигать определенных целей. Чаще всего они используют те препараты, которые быстро помогают и снимают симптомы, и ходят к тем врачам, которые дают быстрые советы.
Поколение Y - это эмоции «здесь и сейчас». Им сейчас по 17-35 лет. Контактны, тоже очень работоспособны. Верят, что нет ничего невозможного. Среди них очень много вегетарианцев. И, соответственно, посылы к сохранению здоровья у них тоже должны быть несколько другие. И понятно, что они будут черпать в основном информацию из интернета, из соцсетей.
И поколение Z, которое только формируется. Мы его, наверное, плохо пока можем охарактеризовать. Это те, кто родились с 2003 года. Предсказывают, что это поколение гениальных людей. Но в основном они, конечно, чувствуют себя как рыбы в воде на просторах интернета. И, соответственно, нам надо использовать именно это увлечение, для того чтобы достучаться до них и мотивировать их к здоровому образу жизни.
Чего боится мужчина в возрасте 30 лет, 50 лет, да и 60 лет? Больше всего мужчина в это время боится потерять работу. Больше всего мужчина в это время боится упустить шанс продвинуться по карьерной лестнице. И, конечно, эти мужчины очень плохо идут на диспансеризацию, потому что у них нет времени, они заняты другим. И поэтому диспансеризация идет к ним. Мы создаем в рамках нацпроекта «Демография», в рамках федерального проекта «Укрепление общественного здоровья», корпоративные программы, которые как раз и направлены чаще всего на мужчин трудоспособного возраста, которые, кстати говоря, сейчас в опасности (я чуть ниже об этом скажу).
И совсем другая мотивация будет у женщины того же возраста, которая будет больше всего переживать за детей, семью, сохранение домашнего очага и так далее. Это целая наука, крайне интересная, и в нее частично пришлось погрузиться, когда мы готовили под руководством Министерства здравоохранения коммуникационную кампанию.
Итак, мотивация создана и теперь надо сделать так, чтобы мотивированные нами люди имели возможность пойти в парк, имели возможность взять велосипед и прокатиться, имели возможность прогуляться тогда, когда им нужно, а также выбрать продукты здоровые недалеко от дома.
Общественное здравоохранение - это наука. И есть очень интересные факты, которые говорят о том, что в тех районах, где, например, парк находится в шаговой доступности, физическая нагрузка развита лучше и активность развита лучше, нежели в тех, где туда надо ехать, предположим, на транспорте. То же самое и с ресторанами, с точками питания - там, где много фастфуда, там, где много подслащенных напитков (это очень большое зло, так прямо, наверное, могу сказать), там и больше распространенность ожирения, там и больше ассоциированные с ожирением заболевания.
Для создания условий, которые мы сейчас обсуждаем, очень важны и законодательные, или ограничительные, меры. И здесь надо сказать, что нам есть чем гордиться. Федеральный закон № 15 о снижении распространения табака, его детальное мониторирование, запрет рекламы сделали свое дело, и распространенность курения снизилась существенно и у мужчин, чуть меньше у женщин. Пассивное курение снизилось практически на 58 процентов. Но пришла новая беда - это электронные сигареты. И мы знаем о тех усилиях, которые предпринимаются для того, чтобы приравнять электронные сигареты к тому же вреду, который оказывают и обычные сигареты. Есть определенные успехи в снижении распространенности алкоголя. Но тем не менее сделать нам придется еще очень много.
В связи с этим авторитетнейший журнал The Lancet в 2018 году сделал такое громкое заявление, которое взбудоражило общественность, говоря о том, что Россия может быть одной из немногих стран, которая к 2030 году может достигнуть так называемой цели устойчивого развития.
Вообще, в сфере общественного здоровья все очень просто. Например, можно просто убрать солонку со стола в кафе или ресторане, и это приведет к тому, что досаливать уже готовую пищу будут меньше. Ну, просто лень будет идти, для того чтобы взять эту солонку. Или же такой прием: вместо 15 отверстий в солонке сделать пять. И обычно мы солим раз-два-три, и, соответственно, в три раза меньше соли попадает на эти продукты.
Очень интересные данные были опубликованы в прошлом году и касались двух деревень в Перу. Там просто заменили натрий хлор на калий хлор и всем раздали, раздали бесплатно. Так вот, количество вновь зарегистрированных случаев артериальной гипертензии только из-за этого факта уменьшилось в два раза. А что такое артериальная гипертензия? Это мощнейший фактор риска развития инсульта, инфаркта, сердечной недостаточности и нарушений ритма сердца.
Для того чтобы понять, что делать, ведь надо же создать программы. И программы должны быть очень разные. Программы должны быть очень таргетные для каждого региона, потому что распространенность факторов риска в регионах очень сильно варьирует. И вот для этого и существуют эпидемиологические исследования. Надо сказать, что как раз наш центр и эксперты участвуют в этих эпидемиологических исследованиях. И я бы хотела несколько слайдов показать для большей наглядности.
Это было в 2013-м, в 2017-м, и мы сейчас энергично готовимся к новому эпидемиологическому исследованию. Поэтическое такое название «ЭССЕ-1», «ЭССЕ-2» и будет «ЭССЕ-3». Мы изучали то, как живут россияне: как они питаются, какой у них уровень холестерина, давление и так далее.
И вот, глубокоуважаемые коллеги, вы видите факторы риска в российской популяции, в которую вошли 23 тысячи участников, это 13 регионов. И мы видим: распространенность артериальной гипертензии - 44 процента (это довольно-таки высоко). Ожирение. Практически каждый третий россиянин страдает ожирением. Курение. Тогда было 27,7, сейчас эта цифра меньше. Низкая физическая активность - 38 процентов.
По поводу пищевых привычек. Обратите внимание: у нас самая главная проблема - это недостаточное потребление овощей и фруктов. Достаточно есть четыре яблока в день и один огурец, предположим, кусок капусты, два яблока и два апельсина. Но это совершенно доступно. Мне очень часто говорят, что вести здоровый образ жизни - это дорого. Это не так. Это дешево, более того, это может даже сэкономить бюджет каждого гражданина.
Мы много употребляем соли, практически 50 процентов. Ну и избыточным потреблением алкоголя страдают около 4 процентов россиян. Страдали!
Далее хотелось бы чуть подробнее охарактеризовать, все-таки как мы питаемся. Вот обратите внимание: первое, сливочное масло в бутербродах, по данным опроса, используют 70 процентов тех граждан, которые вошли в это исследование. Досаливают приготовленные блюда 40 процентов, то есть уже соленые, и все равно, даже еще не пробуя, досаливают. Уважаемые коллеги, соль - это очень вредный фактор. Я далее научно попытаюсь вас в этом убедить.
Избыток мяса - 43 процента. Недостаток овощей и фруктов… Мы (это неплохо) употребляем молочные продукты, но в основном это молочные продукты высокой жирности. И практически 48 процентов употребляют в избытке кондитерские изделия.
Будьте добры, следующий слайд.
К чему это все привело? То есть наиболее важным моментом и тем моментом, который очень сильно тревожит нас, как профилактологов, нас, как эпидемиологов, конечно, служит момент увеличения распространенности ожирения, особенно у мужчин. Эти столбики показывают, что распространенность ожирения у мужчин с 1993 по 2013 год увеличилась практически в три раза. В три раза увеличилась распространенность ожирения у мужчин, и к чему это привело? Это привело к тому, что это потащило за собой распространенность артериальной гипертензии. Теперь уже гипертония - это не женская болезнь, как было раньше, это болезнь и мужская, и женская. Мы видим, насколько возросла распространенность артериальной гипертензии у тучного мужчины.
И это еще не все. Тучный гипертоник-мужчина очень плохо лечится. Обычно мужчины не знают, что они принимают. Когда спрашиваешь, что он принимает, - или есть шпаргалка, или, может быть, звонок жене, другу, секретарю. Но в принципе приверженность к лечению, к антигипертензивному в частности, у мужчин, конечно, очень низкая. И все это обуславливает то, что смертность мужского населения сейчас выше, чем женского. И они не доживают в среднем 10 лет до того возраста, который показывают в эпидемиологических исследованиях женщины.
Откуда ноги растут? Ну, ноги растут… и драйверы ожирения одни и те же - это еда и движение. По поводу еды. Агрессивная реклама, обратите внимание, сейчас направлена именно на мужчин. Именно на мужчин! Я не буду… Наверное, все вспомнили брутальные куски колбасы, которые взлетают достаточно вкусно и красиво. И опять же на мужчин направлена эта реклама. Добились того, чего хотели, и в принципе ожирение действительно стало мужской проблемой. И это повлекло за собой не только распространенность артериальной гипертензии, но и распространенность сахарного диабета.
Так вот, я уже спросила сама у себя, откуда ноги растут, а ноги растут из детства. И когда мы с коллегами общались, анализировали, научная группа академика Кучмы посмотрела, какой же сейчас среднестатистический школьник, особенно мальчик, так вот, этот среднестатистический школьник где-то в 1,5 раза больше, чем это было в 90-е годы, в начале 2000-х годов. И это проблема, которую, в общем-то, тоже надо знать и решать.
Мы попытались детализировать эту проблему и провели исследование маркетинга продуктов на детских каналах. Мы это проводили вместе с Всемирной организацией здравоохранения. И были исследованы пять телеканалов - ТНТ, СТС, «Пятница», «Карусель» и Disney.
Как это проводилось? Все это проходило в 2017 году. В течение 20 дней мы напряженно смотрели с шести до 22 часов и записывали все то, что происходит на каждом из этих каналов. Затем выбиралась реклама и анализировалась с точки зрения критериев Всемирной организации здравоохранения. Исследовались этикетки опять же с позиции того, что дает нам Всемирная организация здравоохранения.
И вот коротко результаты.
60 процентов продуктов питания, которые были рекламированы на детских каналах и каналах, популярных у подростков, не разрешены для маркетинга детям по критериям ВОЗ. Еще 20 рекламируемых продуктов просто не удалось оценить, потому что их этикетки не содержат информации о том, сколько соли, сколько сахара, сколько трансжиров и так далее. Поэтому мы даже не можем сказать, насколько они вредны (может, конечно, и полезны), то есть информации нет.
Если посмотреть, что же в большей степени из продуктов питания рекламировалось, на первом месте были молочные продукты, на втором месте были шоколад и чипсы, и на третьем месте были сладкие напитки, подслащенные напитки. Ни одного овоща и фрукта, это был ноль. А переработанные овощи и фрукты составили 0,3 процента.
На втором месте после продуктов питания были лекарственные препараты на детских каналах. И самое главное - что в этих рекламных роликах иногда использовали в качестве актеров детей.
И в 10 процентах рекламы продуктов питания использовался посыл укрепления здоровья, то есть: это надо есть, для того чтобы быть здоровыми. Совершенно перевернутая, собственно говоря, проблема.
Вот это исследование вскрыло три основные проблемы. Первая - это нерегулируемый маркетинг продуктов питания на детских каналах. Вторая проблема (я уже о ней упомянула) - это этикетки, которые, в общем-то, нельзя точно разобрать. И, соответственно, здесь, по-видимому, должны последовать определенные регуляторные меры. И третья проблема - это отсутствие социальной рекламы.
Согласно закону заключение договора на распространение социальной рекламы является обязательным для рекламораспространителей в пределах 5 процентов.
Вот мы проанализировали 11 679 рекламных роликов. Если от этого взять 5 процентов, то мы должны были бы увидеть 550 роликов социальной рекламы. Но с шести до 22 часов (может быть, ночью, конечно, показывали) не было ни одного ролика социальной рекламы, и это составило ноль.
Единственное, что можно было бы условно отнести к социальной рекламе, - это заставка «Мы не курим и вам не советуем» на канале «Пятница».
Таким образом, глубокоуважаемые коллеги (будьте добры, следующий слайд), что же… Я заканчиваю пока только первую часть - это общественное здоровье. Две следующие части будут очень короткими.
Так вот общественное здоровье и здоровый образ жизни - это тождественные понятия. Но что это такое - здоровый образ жизни? Это не пить, не курить, заниматься спортом? Или это спать восемь часов? Иметь нормальный уровень давления и нормальный индекс массы тела? Очень много параметров. Нам нужна определенность. И для ответа на этот вопрос опять же мы обратились к нашим Big Data, которые получены в результаты эпидемиологических исследований. И на основании тех данных, которые были получены в ЭССЕ-1, с помощью математических моделей мы вывели эту формулу, которой сегодня мне бы хотелось с вами поделиться, - формула здорового образа жизни, или индекс приверженности здоровому образу жизни.
Из многих-многих параметров в нее вошли лишь пять.
Первый - это потребление ежедневно не менее 400 граммов овощей и фруктов. Второй - умеренная физическая нагрузка каждый день. Что это значит? Это значит, один час обычной ходьбы со скоростью пешехода - 5 километров в час или 30 минут более интенсивной физической нагрузки в день. Третий - низкое потребление соли (менее 5 граммов). Четвертый - не курить (отсутствие курения вошло с самым большим коэффициентом). И, наконец, пятый - отсутствие пагубного потребления алкоголя.
И самое интересное - что этот индекс приверженности здоровому образу жизни четко коррелировал со смертностью - и с общей смертностью, и со смертностью от сердечно-сосудистых заболеваний, и с фатальными и нефатальными сердечно-сосудистыми заболеваниями. То есть можно сделать очень важный и простой в исполнении вывод - что лица, приверженные здоровому образу жизни по этим критериям, характеризуются снижением смертности от всех причин на 39 процентов, имеют меньшую вероятность развития сердечно-сосудистых заболеваний на 36 процентов и тяжелых сосудистых событий - на 19 процентов.
Мы поделились, естественно, этим открытием и предложили этот индекс Росстату. Он был принят, и сейчас по этому предложению, по этому индексу действительно рассчитывается Росстатом доля граждан, ведущих здоровый образ жизни. Это показатель, который входит в национальный проект «Демография», в укрепление общественного здоровья. Для страны в целом он составил 12 процентов, очень сильно колебался - от нуля до практически 49 процентов. Это данные, которые доступны, опубликованы. Я их тоже решила сегодня представить.
Итак, глубокоуважаемые коллеги, закругляя эту первую составляющую нашего профилактического континуума, я хочу сказать, что общественное здоровье, укрепление общественного здоровья, популяционная профилактика - это ярко окрашенный межвед. Это межведомственная работа, которая требует слаженных действий очень многих ведомств и систем, конфессий, религиозных обществ и любых обществ, волонтерских движений и, конечно, поддержки средств массовой информации.
Более коротко остановлюсь на следующей составляющей - это медицинская профилактика, или диспансеризация и профосмотр. В этом году был принят порядок № 124, который рассказывает о том, что профосмотр и диспансеризация соединяются в один визит с профилактической целью. Он очень доступен. Профилактический осмотр проходит с 18 лет до конца жизни ежегодно, он абсолютно бесплатен. До 40 лет диспансеризация проводится раз в три года, а с 40 лет она проводится каждый год.
Четко определен порядок профилактического осмотра и диспансеризации. И сразу хочу сказать, что основной упор был сделан на выявление онкологии, онкологических заболеваний, продуманный онкологический скрининг.
Меня часто спрашивают: а почему, например, анализ мочи не вошел в диспансеризацию или почему нет в диспансеризации ультразвука брюшной полости? Дело в том, что целью диспансеризации является выявление хронических неинфекционных заболеваний. Я их перечислила, их четыре: сердечно-сосудистые, сахарный диабет, рак и хроническая обструктивная болезнь легких. И только эти четыре, во всяком случае пока.
Для каждого из них разработаны методы скрининга, и эти методы скрининга прошли жернова доказательной медицины. (Микрофон отключен.)
Председательствует первый заместитель Председателя Совета Федерации Н.В. Фёдоров
Председательствующий. Оксана Михайловна, очень интересное выступление, но у нас строгий регламент, поэтому надо завершать. Пожалуйста.
О.М. Драпкина. Хорошо.
Уважаемые коллеги! Завершая, я хочу сказать, что действительно все просто. «Школа салернская так королю англичан написала: если ты хочешь здоровье вернуть и не ведать болезней, тягость забот отгони и считай недостойным сердиться, скромно обедай, о винах забудь, не сочти бесполезным бодрствовать после еды, полуденного сна избегая. <…> Если врачей не хватает, пусть будут врачами твоими трое: веселый характер, душевный покой и умеренность в пище». Спасибо. (Аплодисменты.)
Председательствующий. Спасибо. Огромное Вам спасибо, Оксана Михайловна, за очень интересное выступление и полезное для нас, и не только для нас, судя по тому, как мы отсюда наблюдали за оживлением, особенно мужской части сенаторского корпуса, даже возбуждением этой части. Женщины, как обычно, слушали очень внимательно, а мужчины - очень возбужденно.
Мне кажется, что есть огромная польза от Вашего выступления. Я бы просил, судя по тому, что Вы показывали и рассказывали, и комитет Рязанского Валерия Владимировича (Инны Юрьевны теперь), и Галину Николаевну… Мне кажется, стоит Ваши слайды направить нам, чтобы мы распространили их на всех рабочих местах сенаторов. А дальше это - для нашей работы и, может быть, для законодательных каких-то предположений дополнительных о значимости рекламы, или ограничении, или корректировки рекламной политики.
Мне кажется, очевидно, эти вопросы просятся, они актуальные для нашей страны. Коллеги, так ведь, да? Давайте мы протокольно зафиксируем такие пожелания нашим профильным комитетам.
Галина Николаевна, не против?
Спасибо большое. И до новых встреч, уважаемая Оксана Михайловна!
Коллеги, сейчас на заседании Совета Федерации присутствуют представители региональной общественной организации «Совет молодых юристов Санкт-Петербурга». Давайте их поприветствуем и пожелаем им успехов. (Аплодисменты.) Спасибо.










Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments