leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Принят законопроект первого чтения о подготовке в аспирантуре (адъюнктуре)

Принят законопроект первого чтения о подготовке в аспирантуре (адъюнктуре) – Лукашевич Падение защит диссертаций до 18% Диссертация завершается предзащитой - Никонов Количество исследователей снизилось на миллион Только 1% остаётся вест научную работу Отменяются ФГОСы которые устаревают быстрее чем их пишут Отменяется аккредитация с горой бумаг По затратам на науку мы отстаем от всех – Юрий Волков Сокращались диссертационные советы, число мест в бюджетной аспирантуре Эти вопросы надо решать – Борис Чернышов С этим дипломом человек никуда не может пойти скорее всего уедет - Онищенко Будет обсуждаться на совете в Кремле – Кашин Кто же разорял Академию? Не мы разве здесь это совершали? Давайте восстанавливать крупно такими же шагами как разрушали Приравнять соискателей к аспирантуре
10. 860618-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)»
Документ внесен правительством 13.12.19.
Представила статс-секретарь – замминистра науки и высшего образования Марина Лукашевич.
Председатель комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов.
Законопроектом вводится новая модель реализации программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), предусматривающая, что:
- в рамках освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) должна быть подготовлена диссертация, соответствующая установленным критериям (требованиям);
- программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) разрабатываются на основе федеральных государственных требований к программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), которые будут утверждаться Министерством науки и высшего образования РФ, при этом понятие «федеральные государственные требования» дополняется также обязательными требованиями к программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) и срокам обучения по этим программам;
- Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория «федеральный университет» или «национальный исследовательский университет», а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента РФ, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно требования к программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), которые не могут быть ниже федеральных государственных требований;
- положение о подготовке научно-педагогических кадров, включая порядок организации и осуществления образовательной деятельности по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), особенности организации и осуществления образовательной деятельности по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, порядок сопровождения лиц, успешно прошедших итоговую аттестацию по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), при представлении ими диссертации на соискание ученой степени кандидата наук к защите, а также порядок контроля за подготовкой научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) устанавливаются Правительством РФ;
- порядок проведения итоговой аттестации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) устанавливается Министерством науки и высшего образования в РФ;
- возможность защиты обучающимися диссертации предоставляется как до истечения срока завершения обучения по программам аспирантуры (адъюнктуры), так и после – в соответствии с положениями ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»;
- проведение государственной аккредитации программ аспирантуры (адъюнктуры) отменяется, но при этом сохраняются все академические права обучающихся по указанным программам, в т.ч. право на отсрочку от призыва на военную службу;
- итоговая аттестация по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) проводится в период освоения или по завершении освоения указанных образовательных программ в форме оценки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук на предмет ее соответствия установленным Правительством РФ критериям, которым должны отвечать диссертации на соискание ученых степеней.
ФЗ вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования. Предусматриваются переходные положения.
Первое чтение 390 0 0 14:40

Стенограмма обсуждения
Пункт 10. Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)".
Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации статс-секретаря - заместителя Министра науки и высшего образования Марины Борисовны Лукашевич. Пожалуйста.
Лукашевич М. Б., официальный представитель Правительства Российской Федерации статс-секретарь - заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации.
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты!
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)" разработан во исполнение поручения правительства и является для сферы образования пилотным законопроектом в рамках регул я горной гильотины.
В настоящее время подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре завершается итоговой аттестацией в виде защиты научного доклада об основных результатах диссертации. А после введения в 2011 году относительно аспирантуры государственной аккредитации и федеральных государственных образовательных стандартов научное и вузовское сообщество неоднократно на различных площадках поднимала проблему, что при ориентире на результат вуза и научной организации всё больше смешают акцент с оценки уровня научной работы аспирантов и её результативности в виде качественно подготовленной диссертации на соискание учёной степени на формальную оценку соответствия программ подготовки аспирантов (адъюнктов) федеральным государственным образовательным стандартам.
При этом стоит отметить, что на освоение дисциплин-модулей во ФГОС аспирантуры сегодня, как и в последнее десятилетие, было отведено всего 30 зачётных единиц в рамках общего объёма аспирантуры, составляющего 180 и 240 зачётных единиц по гуманитарной и технической направленности соответственно.
Как следствие это привело к снижению защиты диссертации по итогам обучения в аспирантуре в год выпуска по сравнению с 2011 годом на 77 процентов с 9 тысяч 611 до 2 тысяч 198, к снижению эффективности выпуска с защитой к фактическому выпуску по сравнению с 2011 годом почти вдвое.
В целях достижения результатов национального проекта "Наука" по увеличению числа исследователей на 35 тысяч человек до 2024 года доля защиты аспирантов от числа принятых в аспирантуру до 40 процентов, сейчас это всего 18 процентов, законопроектом предлагается проводить итоговую аттестацию по программам аспирантуры, адъюнктуры в форме предзащиты подготовленной во время обучения диссертации на предмет её соответствия критериям, которым они должны отвечать при соискании учёной степени, обеспечить возможность защиты диссертации до завершения обучения и сопровождение аспиранта до момента защиты диссертации.
Законопроектом также предлагается устанавливать в части аспирантуры, адъюнктуры требования к структуре программы подготовки, условиям их реализации и срокам обучения в рамках федеральных государственных требований. Отказаться от установления относительно аспирантуры, адъюнктуры федеральных образовательных стандартов и, как следствие, проведение государственной аккредитации по программам аспирантуры, адъюнктуры. Сохранить все академические права, предусмотренные в настоящее время для обучающихся по имеющим госаккредитацию программам аспирантуры и адъюнктуры, в том числе право на отсрочку от призыва на военную службу.
В целях реализации положений законопроекта внесение соответствующих изменений предусматривается также и в иные законодательные акты. Просим поддержать. Спасибо.
Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников
Председательствующий. Спасибо, Марина Борисовна. Присаживайтесь.
С содокладом выступает Вячеслав Алексеевич Никонов.
Никонов В. А., председатель Комитета ГД по образованию и науке, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Глубокоуважаемый Иван Иванович! Дорогие друзья! Уважаемые коллеги!
С подготовкой кадров высшей квалификации у нас беда. У нас сейчас на миллион исследователей меньше, чем было в 1991 году.
Марина Борисовна только что сказала, количество людей, защищающих диссертацию с 2011 года, сократилось вдвое. И это в тот момент, когда страна устремляется к высотам научно-технического прогресса. Кстати, единственная страна, где сокращается количество исследователей.
На протяжении последних 25 лет количество выпускников вузов, которые выбрали для себя работу в науке, не превысило 1 процент.
С этим, безусловно, надо что-то делать. Проблемы, связанные с аспирантурой, мы обсуждали много раз, проводили слушания, "круглые столы".
И вот во многом результатом этой совместной работы явился этот законопроект, который делает, на наш взгляд, шаги в правильном направлении, хотя и шаги недостаточные.
Мы несли количественные потери, и число диссоветов сокращалось, где можно защищаться, качественные потери, потому что очень многие выпускники, заканчивая аспирантуру, не защищали диссертации, 18 процентов только защит диссертаций среди выпускников аспирантуры.
И, конечно, система была страшно забюрократизирована, поскольку действовала на основании ФГОСов, устаревавших ещё до того, как они были написаны и затем процедура аккредитации, которая была проверкой на соответствие этим устаревшим ФГОСам тех образовательных проектов, которые были в различных вузах.
Значит, что реально даёт этот законопроект. Он делает условием окончания аспирантуры хотя бы предзащиту, то есть подготовка диссертации и проведение сё по определённой процедуре, которую установит правительство.
Второе. Отменяются ФГОСы, которые устаревают до того, как их пишут и вводятся некоторые общие федеральные требования.
Третье. На основании этого уходит аккредитация, которая отнимала массу времени, нервов и на которой увозили грузовики непонятную и никому не нужную отчётность, которую никто никогда и не думал читать.
И отдельный контур защит диссертаций вводится для наших структур, связанными с силовыми органами, отдельный контур, который должен быть защищен.
Есть определённые недостатки в законопроекте. Всё-таки вот то, что сказала Марина Борисовна, что сохранятся все те существующие льготы, привилегии отсрочки от армии, которые существуют для нынешней аспирантуры аккредитованной, не факт.
По тексту этого законопроекта здесь нужно будет очень тщательно поработать, потому что для неаккредитованных программ у нас нет в законодательстве никаких льгот и привилегий, здесь действительно необходимо будет углубить в этом направлении законопроект.
Есть вопрос об иностранцах, которые после завершения аспирантуры могут защищать диссертацию, но у нас иностранец должен уехать, если закончился срок проведения его образовательной программы. Этот вопрос законопроектом не отрегулирован.
Кроме того, из текста следует, что должно быть принято 13 подзаконных актов, в которых, собственно, будет весь диалог в деталях. И поэтому мы бы просили, конечно, министерство, Марина Борисовна, предоставить нам эти подзаконные акты до того, как мы будем рассматривать законопроект во втором чтении, потому что это действительно очень и очень важно.
В целом шаги в правильном направлении, но пока мы не ответим на самый главный вопрос: для чего людям учиться в аспирантуре, для чего защищать кандидатскую диссертацию, для чего после этого идти в науку? Ничего хорошо у нас не будет. Мы движемся в правильном направлении, но нам надо решать вопросы, связанные с реальной востребованностью науки и с финансированием науки на том уровне, который отвечает уровню развитию цивилизации XXI века. К сожалению, сейчас по этому показателю затраты на науку в валовом национальном продукте мы отстаем от всех без исключения развитых стран.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Вячеслав Алексеевич. Задержитесь, пожалуйста, Вячеслав Алексеевич.
Коллеги, будут ли вопросы? Я не вижу. Есть? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович.
Куринный А. В. Спасибо. У меня вопрос к Вячеславу Алексеевичу.
Вячеслав Алексеевич, изменяется, скажем так, механизм подготовки аспирантов. Вот аспирант прошел аспирантуру, но не вышел на предзащиту, не вышел на защиту. Как тогда будет оцениваться вообще эта подготовка, эффективность затрат государственных денег на все это дело, если единственным критерием будет защита диссертации?
Никонов В. А. Не защита, предзащита. Ну а как, если студент заканчивает обучение и не защищает дипломную работу, да, как оценивать эффективность подготовки этого студента?
Но студент остаётся на следующий год и продолжает там, через год защищать диплом, поэтому то же самое и в аспирантуре. Но он не защитил, он, значит, не закончил.
Председательствующий. Спасибо.
Тетерин Иван Михайлович.
Тетерин И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо.
Марина Борисовна, мы имеем сейчас 18 процентов по защите. Вот тот фактор предзащиты существенный момент, который теперь будет обязателен на выходе при трёхлетнем обучении, так, насколько я знаю, срок в аспирантуре. А что же мы будем иметь, какие ориентировочные цифры по защите? Лукашевич М. Б. Спасибо, Иван Михайлович.
Я бы хотела отметить, что законопроектом мы несколько механизмов вводим для того, чтобы повысить уровень защиты по результатам уже обучения в аспирантуре до 40 процентов. Это, как я и сказала, введение в рамках государственной итоговой аттестации — предзащиты. Это возможность аспиранта защититься в период обучения до соответственно сроков истечения, а также прикрепление научного руководителя и сопровождение его уже после окончания аспирантуры до защиты.
Не секрет, что одна из больших проблем у нас возникает, когда аспирант закончил обучение, и в течение года не защитился, пока он проходит как в статусе соискателя все эти процедуры, ему не хватает соответствующего сопровождения. Вот эти вещи мы все включаем сейчас в законопроект, и, рассчитывая, что это нам позволит, собственно, одним из элементов выправить эту ситуацию.
Председательствующий. Спасибо.
Волков Юрий Геннадьевич.
Волков Ю. Г., фракция ЛДПР.
Спасибо большое.
Марина Борисовна, ну вот представляется, что с помощью этого законопроекта происходит некая манипуляция со статистикой, поскольку количество занятых в науке людей у нас увеличивается не за счёт того, что количество аспирантов растёт там, количество людей, занятых в науке в абсолютных цифрах, а за счёт того, что у нас вместо защиты и диссертации, предзащита будет являться основным критерием, по которому эти люди будут попадать в число исследователей. Но проблема-то в том, что в предыдущие 10 лет, например, по всей стране сокращались диссертационные советы, сокращалось число бюджетных мест в аспирантуре.
То есть вот эти проблемы надо решать. А не просто, что поменять название с одного на другое, и вдруг мы прорвёмся к вершинам науки и станем передовым государством в этом направлении. Вам не кажется, что это так?
Лукашевич М. В. Юрий Геннадьевич, спасибо за вопрос.
Но я не смогу с вами согласиться по одной простой причине, я специально делала акцент на том, что сейчас Государственная итоговая аттестация, она по своей природе не мотивирует в дальнейшем выпускника к защите, он практически не имеет подготовленного проекта диссертации. То, о чём мы говорим в законопроекте, к статистике будет иметь, ну, собственно очень относительное отношение, поскольку речь в первую очередь будет идти о том, что подготовка аспиранта завершается предзащитой. То есть у человека реально на руках будет проект диссертации, прошедший соответствующую предзащиту, как это сейчас предусмотрено постановлением правительства о защите по учёным степеням, и это собственно полшага до защиты уже непосредственно самой диссертации.
Не секрет, что у нас с вами исследователи на уровне того, чтобы они защитили аспирантуру, по статистике не вырастают. Для того, чтобы мы с вами считали исследователей, а самое главное непосредственно научных работников, для этого нам нужны остепенённые ребята, которые идут работать и в научно-исследовательские организации, и в вузы. И это в первую очередь и есть наши кадры высокой квалификации.
Председательствующий. Спасибо. Гусева Ирина Михайловна.
Гусева И. М. Спасибо, Иван Иванович.
Марина Борисовна, я о финансовой стороне вопроса. Счётная палата обратила ваше внимание на то, что речь идёт об уплате госпошлины. А это собственно доходная часть федерального бюджета, механизмы не прописаны. Ко второму чтению это нужно сделать, потому что кроме научной части этого законопроекта, который, мне кажется, очень отработанный, хотя и 13 нормативных актов надо принять, финансовый вопрос, он тоже будет очень важным.
Лукашевич М. Б. Спасибо, Ирина Михайловна.
Мы сейчас работаем с коллегами из Министерства финансов по решению этого вопроса. И тем не менее когда законопроект рассматривался в правительстве, однозначно было принято решение, что вот собственно подход по упрощению подготовки с точки зрения регламентации процедур образовательных имеет приоритет в этой части. Но тем не мене мы с коллегами сейчас работаем над...
Председательствующий. Спасибо. Осадчий Николай Иванович. Осадчий Н. И., фракция КПРФ.
Спасибо. Уважаемая Марина Борисовна, можно согласиться с тем, что законопроект направлен на совершенствование аспирантуры. И, как говорил даже Вячеслав Алексеевич, что бюрократизация в определенной степени уменьшается. Но при этом будет пристраиваться эта новая модель аспирантуры к существующей сегодня модели высшего образования, бакалавриат, магистратура и так далее. Не назрело ли время, не назрел ли момент отказаться от этой болонской системы? Спасибо.
Лукашевич М. Б. Спасибо, Николай Иванович. Мы работаем, собственно говоря, сейчас над совершенствованием вопросов, связанных с высшим образованием. Но я бы хотела отметить, что аспирантура всегда была особым видом в системе образования. Это так называемая интеграция высшего образования и науки, которую мы в этом законопроекте закрепляем именно в статье по интеграции науки и высшего образования.
Поэтому в данном случае мне бы хотелось обратить ваше внимание, что практически мы делаем такой традиционно-исторический шаг, поскольку подготовка высококвалифицированных кадров ещё с 20-х годов, она регулировалась системой образования именно как особый вид подготовки таких кадров, обозначаемых и рассчитываемых именно на интеграцию науки и высшего образования.
Председательствующий. Спасибо. Берулава Михаил Николаевич.
Берулава М. II., фракция КПРФ.
Спасибо. У меня, уважаемая Марина Борисовна, к вам вопрос. Сегодня аспирантура есть во многих вузах, но в них нет диссертационных советов. Встает вопрос: будет ли выдан аспиранту диплом об окончании аспирантуры без защиты диссертации? Спасибо.
Лукашевич М. Б. Спасибо, Михаил Николаевич. Согласно законопроекту, соответственно, государственной итоговой аттестацией будет признаваться предзащита проекта диссертации и выдача соответствующего заключения вузом либо научной организацией, в которых такая подготовка шла.
Это вписывается ровно в те рамки действующего постановления правительства по защитам, которое на сегодняшний день есть.
Действительно в рамках действующего закона "Об образовании" у нас предусмотрена выдача документа об образовании и квалификации по итогам завершения обучения в аспирантуре. Этот вопрос у нас был предметом обсуждения на одном из экспертных советов нашего Комитета по образованию и науке в Государственной Думе, мы договорились с коллегами, что эту тему обсудим в рамках второго чтения — сохранять или нет этот документ, какие у нас дополнительные аргументации в этой части есть.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть.
Включите режим записи на выступление.
Покажите список.
Говорин Николай Васильевич, пожалуйста.
Говорин Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, уважаемый Иван Иванович. Уважаемые коллеги!
Я думаю, что мы сегодня рассматриваем на самом деле очень важный для науки законопроект, потому что ситуация складывается так. Что мотивации, глубинной мотивации не только, собственно говоря, у аспирантов нет к тому, чтобы, закончив аспирантуру, они защитили кандидатскую диссертацию, но и возникает ряд таких объективных, серьезных барьеров, которые мешают осуществлению этой, собственной говоря, менты, ради чего человек приходил в аспирантуру. Я имею в виду повальное закрытие диссертационных советов в отдаленных субъектах Российской Федерации. И те, кто занимался когда-то наукой, понимают, что по большому счету нет различия науки в центре и на периферии. Могут быть серьезные, глубинные исследования и в провинциальных вузах и университетах, и наоборот. И в этом смысле возникают технические, экономические проблемы с направлением аспирантов в крупные города для того, чтобы они были прикреплены к диссертационным советам, тогда как по критериям аккредитации любого вуза, особенно это касается медицинских вузов, должно быть определенное количество защищенных и прикрепленных аспирантов и диссертантов.
И в этом смысле мы совершаем очень серьезный такой вот... как бы серьезную создаем проблему, когда вслед за такой вот деградацией аспирантуры в свое время, идет и естественно деградация кадрового потенциала, когда притока молодежи нет.
И поэтому совершенно верно, что данный законопроект — это только первый шаг, но это полумера. Нам необходимо, на самом деле, более серьезно подойти к этой теме, если мы хотим развивать, в том числе науку в широком понимании этого слова.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Николай Васильевич. Чернышов Борис Александрович, пожалуйста.
Борис Александрович, от фракции? Три минуты поставьте, пожалуйста.
Чернышов Б. А. Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович, у одного из ведущих российских вузов есть такой девиз "Не для школы, а для жизни мы учимся". И действительно данный законопроект для статистики или для жизни? Мне кажется, не особо для жизни. Потому что, если говорить о жизни, то через изменение процедуры получения тех или иных документов, мы-то науки не добавим. Здесь, мне кажется, нужно подходить более системно, и об этом уже говорили коллеги выступающие и тема затрагивалась в заданных вопросах.
Когда мы говорим о том, что при получении того или иного диплома или, как вы сказали, государственная итоговая аттестация не мотивирует, она действительно не мотивирует. Она не мотивирует, потому что потом человек с этим диплом нигде себя применить особо и не может. А, если он очень талантливый, скорее всего, он уедет из нашей страны.
Вот почему-то у нас условий, для того чтобы человек остался, занимался наукой, практически не создано. Мы идем к этому.
Про то, что порезали огромное количество диссертационных советов, причем по многим, достаточно серьезным специальностям, особенно говорить про Сибирь, Дальний Восток, это не приходится.
У нас для того, чтобы молодой человек занимался (или девушка) наукой, ему придется накопить сначала деньги, для того чтобы поехать, закрепиться, защититься, предзащититься, что-то ещё сделать. А на это, к сожалению, сегодня никаких финансовых возможностей мы не выделяем.
Говоря про то, что человек пойдет в аспирантуру без нормальной инфраструктуры образования, тоже говорить не приходится. Те условия, в которых проживают многие аспиранты в общежитиях, абсолютно недопустимые и абсолютно неправильные.
Поэтому, действительно, мы сегодня этим законом говорим о, я надеюсь, начальном этапе, что потом мы предложим большую государственную программу поддержки молодых наших ученых. Пока, к сожалению, это не происходит.
Пока мы занимаемся тем, что решаем, будет ли диплом перед предзащитой, если он пройдет процедуру защиты, предзащиты, или не будет этого диплома. А разговор нужно вести, как мне кажется, я еще раз повторяю, как мне кажется, более глубокий.
Спасибо большое.
Председательствующий. Спасибо, Борис Александрович.
Онищенко Геннадий Григорьевич. Выступление от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Онищенко Г. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Глубокоуважаемый Иван Иванович, глубокоуважаемые коллеги!
Действительно, сегодня как никогда обсуждается актуальный вопрос, и я позволю себе привести несколько цифр.
Сегодня у нас возраст исследователей составляет средний 48 лет. С точки зрения умственных способностей человека, до 37 лет человек может продуцировать новые научные идеи и так далее. Если говорить о докторах, то это 62, а кандидаты - 52 года. Если вот в этих номинациях.
Поэтому как никогда и партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ", и Марина Борисовна, которая представляется сегодня правительство, озаботились этой идеей.
И вот отвечая на тот запрос, который прозвучал в вопросах, обеспокоенность, и все вопросы звучали в основном не по данному тексту законопроекта, а более широко, и они вполне обоснованы, те замечания, которые комитет сформировал, у вас есть в виде заключения комитета, и там, в общем-то, против концепции возражений нет, кроме одного заключения, которое сделал экспертный совет при президенте по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, он привел, предложил изменить концепцию законопроекта и вывести аспирантуру в область Закона "О науке", с чем комитет не согласился.
Для того чтобы проинформировать вас, я должен сказать, что на этом работа над аспирантурой, над подготовкой молодых научных кадров не заканчивается.
Буквально послезавтра в Кремле состоится уже номинированное в официальной повестке работы президента заседание Совета по образованию и науке, где будет обсуждаться подготовка кадров в интересах экономики и социальной сферы нашей России, где вопросу аспирантуры, всем актуальным аспектам, которые и здесь прозвучали, и не прозвучали, будет уделено достаточно большое внимание. Это вопросы, связанные и с мобильностью научных кадров. Это и вопросы, связанные с расширением автономии образовательных организаций в вопросах высшего и научного образования. Это и модернизация системы формирования государственного заказа на подготовку кадров. И целый ряд других вопросов, связанных именно с подготовкой научных кадров в аспирантуре.
Поэтому будем считать, что этот законопроект является базовым, который меняет самое актуальное, что нужно сделать. Но программа, которая звучала и в вопросах, и в выступлениях, она будет выработана на совете. Причём этот совет будет послезавтра заседать не один, а с президиумом Государственного совета. То есть тем самым делается акцент на то, что будет повышаться роль субъектов в подготовке кадров среднего, высшего и научного звена.
Поэтому системная работа не заканчивается, она только начинается. И поэтому я призываю от партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", от фракции в Государственной Думе проголосовать за концепцию данного законопроекта, и мы обязуемся вам на комитете доработать с учётом и того обсуждения, которое будет на совете буквально послезавтра. Благодарю вас.
Председательствующий. Спасибо, Геннадий Григорьевич.
Кашин Владимир Иванович, пожалуйста, выступление от фракции КПРФ.
Кашин В. И., председатель Комитета ГД по аграрным вопросам, фракция КПРФ.
Спасибо.
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые товарищи!
Я вспоминаю свои молодые годы, и мне посчастливилось работать с выдающимися учёными, с Миловым, Тереховой, Работновым. Эти люди заведовали кафедрами в МГУ. И они не чурались работать на опытных станциях, будучи докторами, будучи светилами, имея свои уникальные школы.
Государство уделяло огромное внимание науке, выделяло огромные средства для развития науки. Доктор наук получал свои 500 рублей. Первый секретарь обкома московского получал 500 рублей. Кандидат наук получал свои 350 рублей. Если в производстве кандидат наук, он тоже свои получал надбавки и так далее, и так далее. Поэтому была не только моральная, но и огромная материальная заинтересованность.
В аспирантуру с дипломами с отличием стояла огромная очередь. У нас, в Жуковске приходило только на ЦАГИ 100 человек с дипломами с отличием, сегодня два человека приходят, максимум три. Но им квартиру дать сегодня некому. И по большому счёту наставников много не стало.
Поэтому с 1 процентом финансирования науки от ВВП, отставая в этом плане, я уже не говорю, что ВВП у нас разное, но 4,7 процента в тех же Соединённых Штатах Америки и в других странах, мы должны всё-таки почувствовать, что мы хотим. То у нас дети не рождаются, а потом экстренно начинаем, когда уже попадаем в агонию, сокращение населения, принимать какие-то меры.
То теперь у нас нет кадров. Кадры решают всё. Это было сказано великим кормчим. Но кадры профессионалов. Они сумели и фашистов разбить, и многое другое сделать, космос первыми освоить.
И сегодня мы все гордимся этими кадрами, этими людьми.
И, конечно, кто же разорял эту академию? Мы же здесь с вами сидели, те отраслевые академии сгоняли и теперь, оторвав школы академические непосредственно от лабораторий и так далее, не мы разве здесь это всё вот с вами совершали?
Мы уничтожали лучшую школу профессиональной подготовки средней школы, среднего специального образования, высшего образования, опять мы. Кто нам эхо навязывал? Мы их все фамилии тоже знаем. Не раз с этой трибуны зачитывали соответствующее постановление и проводников этих идей поимённо.
Сегодня создали центры научные, а рядом ещё восемь-десять, иногда и больше институтов, где были аспирантуры, где были учёные советы, по нескольким специальностям защищали диссертации и кандидатские, и докторские. Слушайте, уже эта пошла "прополка" этих диссертационных советов, научно-технических советов, уже пошла "прополка" и письма идут.
Вчера получили по Ростовской области, я вот Николаю Васильевичу передал, огромный коллектив, написали письмо, всё, там уже и здание отбирают и так далее.
У нас и в администрации чинуш много, которые хорошие здания наших институтов с удовольствием подбирают и используют уже совершенно по другим целям.
Уважаемые товарищи, давайте уже начинать созидать, давайте начинать восстанавливать, но восстанавливать не робко, а такими же системами, крупными, прорывными шагами, какими разоряли и уничтожали.
Приведу пример. Вот сегодня Россельхозакадемия выжила в 1990 годах, я помню тогда министром Хлыстун был ещё, принял нестандартное решение: пришли, в общем подчиняюсь другим, тогда Минфин через "МЕНАТЕП" нас финансировало. Деньги с Минфина засылались в "МЕНАТЕП", а "МЕНАТЕП" нам давал товарные чеки. Я 14 лет в этом безвременье отработал директором, целый научно-производственный центр в этих условиях всё равно удалось лучшему быть и создать.
И этот товарный чек на 30 процентов максимум отоварился щебнем или какими-нибудь другими материалами. Вот в каком безвременье тогда Ходорковский это под себя подхватил этот "Менатеп", вот в каком безвременье жили, но тогда чего-то еще удержали, еще сила духа была, еще сила генетики работала очень мощно и народ рвался, по большому счету, в аспирантуру, сейчас времена ушли. Надо теперь создавать эту систему ценностей, возвращать и обращаться к молодым людям, и искать этих людей, и говорить, что страна без науки сегодня не выживет, и какие вызовы сегодня стоят перед страной.
Мы вот видим сейчас это коронавирус. Пожалуйста, вот мы недавно говорили о биологической безопасности, а сегодня будем говорить о технической безопасности и о многих других вопросах, независимость страны без науки не может быть.
Поэтому, уважаемые товарищи! Давайте все вместе еще раз все-таки развернем систему ценностей и сделаем так, чтобы наука не на словах, а на деле развивалась, чтобы стипендии соответствующие были. Сейчас еще придумаем под хорошим благовидным предметом... предлогом еще уничтожим систему отбора, давайте уже не будем профессиональные экзамены в аспирантуру делать, еще чего-то не будем, придумаем еще какую-нибудь очередную соску, которая вообще разорит еще и профессионализм соответствующий. И систему, конечно, соискателей увязать надо обязательно с аспирантурой. Но, я думаю, у нас все должно получиться с вами, если мы этого захотим.
Спасибо.
(Аплодисменты.)
Председательствующий. Спасибо, Владимир Иванович.
Марина Борисовна, вы можете выступить с заключительным словом. Нет необходимости.
Вячеслав Алексеевич? Тоже нет.
Коллеги, обсуждение завершено.
Ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)".
Включите режим голосования.
Покажите результаты.
Результаты голосования (14 час. 40 мин. 41 сек.)
Проголосовало за 390 чел. 86,7 %
Проголосовало против 0 чел. 0,0 %
Воздержалось 0 чел. 0,0%
Голосовало 390 чел.
Не голосовало 60 чел. 13,3 %
Результат: принято
Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments