leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

ЕР отклонила законопроект СР о конфискации у всех родственников госслужащего имущества ...

ЕР отклонила законопроект СР о конфискации у всех родственников госслужащего имущества, происхождение которого он не может доказать
26. 157785-7 Госдума в итоге обсуждения отклонила в первом чтении законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части введения обязанности предоставления лицами, замещающими государственные должности, иными лицами и их близкими родственниками сведений об имеющемся у них и их близких родственников имуществе, а также процедуры обращения в доход РФ такого имущества в случае отсутствия доказательств, подтверждающих его приобретение на законные доходы»
Документ внесли 24.04.18 Депутаты ГД С.М.Миронов, О.Н.Епифанова, А.Г.Аксаков, М.В.Емельянов, В.К.Гартунг, И.А.Ананских, Е.Г.Драпеко, А.А.Ремезков, О.А.Николаев, Ф.С.Тумусов и др. (СР); А.Л.Бурков (в период исполнения им полномочий депутата ГД).
Представил депутат Олег Нилов.
Член комитета по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборнй.
Законопроектом устанавливается новые правовые и организационные основы осуществления контроля за соответствием расходов лица, замещающего государственную должность (иного лица), расходов его супруги (супруга), близких родственников (родственников по прямой восходящей и нисходящей линии (родителей и детей, дедушек, бабушек и внуков), полнородных и неполнородных (имеющих общих отца или мать) братьев и сестер) общему доходу данного лица и его близких родственников за 3 последних года, предшествующих совершению сделки, а также осуществления контроля за соответствием имущества, принадлежащего такому лицу или его близким родственникам на основании права собственности, их общему доходу.
Авторами не предусмотрен механизм определения круга близких родственников и степени родства лиц, а также не учитывается, что данные лица могут проживать за пределами территории РФ, связи между родственниками могут быть потеряны.
Законопроект включен фракцией «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» в перечень законопроектов, подлежащих приоритетному рассмотрению.
Первое чтение 73 0 0 16:21

Стенограмма обсуждения
Коллеги, время 16 часов. Переходим к рассмотрению законопроектов на фиксированное время.
26-й вопрос. Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части введения обязанности предоставления лицами, замещающими государственные должности, иными лицами и их близкими родственниками сведений об имеющемся у них и их близких родственников имуществе, а также процедуры обращения в доход Российской Федерации такого имущества в случае отсутствия доказательств, подтверждающих его приобретение на законные доходы". Докладывает Олег Анатольевич Нилов.
Нилов О. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги, очередная инициатива фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" по ужесточению контроля за чиновниками, государственными служащими, всеми лицами, которые сегодня подают декларации, но эти отчёты и это имущество не всегда совпадает с тем, что иногда обнаруживается в ходе следственных действий, обысков, и обнаруживаются совсем другие имущества, ценности, деньги, золото в миллиардных масштабах.
Наш законопроект, их несколько в пакете. Есть законопроект, который за это, за несоответствие задекларированного имущества представителями власти и действительностью, есть такой законопроект, ещё и привлекаются к уголовной ответственности. Мы его не раз предлагали здесь, но пока вы не поддерживаете такое ужесточение борьбы с коррупцией.
Сегодня мы предлагаем такой легкий вариант, который является уже, в общем-то, действующим де-факто. На примере могу напомнить вам, что всем известный такой господин Захарченко, как его называют, милициардер, у которого 9 миллиардов только денег было обнаружено, плюс имущество, квартиры десятки, на сотни миллионов долларов там разбросанного по всему миру, зарегистрировано на разных родственников, родителей, сестер, жен, детей и так далее, и так далее. Он, кстати, до сих пор, вернее, его адвокаты до сих пор борются и говорят: а на каком основании вот эти 9 миллиардов изъяты в доход государства? Обращаются во все суды, дошли до Конституционного Суда эти наглецы, вот его родственники многочисленные, обладатели несметных богатств. С каким требованием они обращаются во все суды, вплоть до Конституционного? А мол это прокуратура должна доказать, что вот эти ценности, эти богатства, да, нажиты на незаконно добытые средства, ну, получены в результате взятки или украдены где-то. понимаете, в чем дело?
Сегодня Следственный комитет и прокуратура по каждому такому представителю, по каждому такому оборотню в погонах якобы должна доказывать, что каждый украденный миллион, миллиард где-то, кода-то, там 10 лет назад конкретным взяткодателем был дан, вот свидетельские показания, и по их версии только при таком случае это должно изыматься. Нет — считаем мы, нет — считают так сегодня Следственный комитет и Генпрокуратура. И Конституционный Суд, он тоже дал ответ вот этим вот родственникам: ничего подобного, господа хорошие, доказывайте вы в рамках административного судопроизводства законность вот этих вот нажитых баснословных ценностей.
Наша позиция такая же, уважаемые коллеги, но только есть, существует пока такая лакуна, в законодательстве не очень прописанная, мы считаем, должно быть так, и мы в этом законопроекте расширяем круг лиц, на которых накладываем обязанность доказывать законность происхождения каких-то действительно несметных, огромных богатств, ценностей, имущества. Речь не идет о простом "Жигуленке", квартире двухкомнатной или садовом участке. Вот о чем идет речь. И если у прокуратуры и у следствия есть подозрения, что именно там припрятано, что называется, что нажито непосильным трудом, будьте любезны, докажите законность. Не доказали - изымается в доход государства. Поэтому круг лиц мы расширяем.
Кстати, сегодня идет дискуссия о том, и наша фракция, лично я предлагаю расширить этот круг лиц в поправках, которые сейчас обсуждаются, в Конституцию. Мы там услышали пока предложение запретить двойное гражданство и возможность получения видов на жительство для чиновников, депутатов, губернаторов и так далее по списку. А почему для жен, детей мы это не устанавливаем? То есть, получается, логика какая, что чиновника, губернатора, депутата могут, имея двойное гражданство, взять за одно место и таким образом воздействовать на него, а вот якобы на семью этого воздействия не может быть оказано. Мы считаем, что круг- родственников, самых ближайших родственников, в законе мы их всех перечисляем, ну, так скажем, наследников первой очереди, чтобы коротко вам сказать. Вот этот круг родственников также должен быть включен в список тех, кто подает декларации вместе с (не знаю, там) главой семейства, вместе с супругой главы семейства. И затем естественно отвечать за несоответствие.
Пока, ещё раз говорю, это не уголовная ответственность, хотя и такой законопроект у нас есть, это материальная ответственность. Да, не доказал законность, потерял.
Мы расширяем список структур, которые сегодня могут делать предложения о проверке соответствия задекларированного имущества и реального. Этот список расширяется, в него входят не только органы прокуратуры, но и постоянно действующие органы политических партий, Общественная палата Российской Федерации, общественные общероссийские средства массовой информации.
И, конечно, мы расширяем список декларируемого имущества. Вот сейчас, коллеги, вы все, наверное, кто-то уже подал декларации, кто-то готовится. И опять я задаю вопрос: а почему, почему там только такой узкий список декларируемого имущества? Почему там нет бриллиантов, колье, антиквариата, вот этих часов, которые стоят сотни тысяч долларов иногда, которые обнаруживаются у многочисленных... (Микрофон отключён.)
Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков
Председательствующий. Спасибо.
Содоклад Анатолия Борисовича Выборного. Пожалуйста.
Выборный А. Б. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги, как мы видим, данным проектом федерального закона предлагается внести изменение в федеральный закон о контроле за расходами лиц, замещающих государственные должности и иных лиц, их доходом.
И в этой связи предлагается расширить субъектный состав лиц, к которым отнести родственников должностного лица по прямой восходящей, нисходящей линии, бабушек и дедушек, детей и внуков, полнородных и неполнородных, имеющих общих отца или мать, а также братьев и сестер.
Также предлагается расширить и предмет проверки. Осуществлять контроль не только сделок, чья стоимость превышает общий доход за три года, но и сделок по приобретению любого недвижимого имущества.
Комитет по безопасности и противодействию коррупции предлагает данный проект федерального закона отклонить.
Во-первых, проект федерального закона предусматривает обязанность предоставлять только сведения о расходах. Что же касается доходов, а также всех вопросов, которые связаны с проверкой полноты и достоверности, то эти вопросы выпали из обоймы проектируемых новелл.
И в этой ситуации, в случае даже если мы примем данный проект федерального закона, то осуществлять контроль соответствия расходов над доходами, такой возможности не представится. Соответственно, цель данного проект федерального закона не реализуема.
Во-вторых, авторы законодательной инициативы не приняли во внимание, что связи между родственниками могут быть утрачены. Родственники могут проживать не только в ближайшем зарубежье, но и в дальнем зарубежье. А самое главное, родственники могут, во-первых, отказаться предоставлять сведения или предоставить неполные сведения по тем или иным обстоятельствам.
А между тем, как вы знаете, предоставление чиновником недостоверных сведений, как правило, влечет отрешение от занимаемой должности в связи с утратой доверия. Как мы называем в народе - с волчьим билетом.
К тому же предлагаемые новеллы не согласуются с положениями других федеральных законов, например, Федерального закона "О противодействии коррупции" или Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Напомню, что согласно... данным законом сведения об имуществе представляются только в отношении соответствующих должностных лиц, а также их супругов и несовершеннолетних детей. А поскольку внесение корреспондирующих изменений не предусматривается в другие законы, то даже опять же, если мы примем данный проект федерального закона, то мы создадим конфликт норм права и, соответственно, мы дадим правоприменителю необоснованно широкие пределы усмотрения. На практике будет так: один правоприменители применяют одни нормы одних законов, а другие правоприменители применяют другие нормы других законов. Другими словами, мы создадим мощную коррупционную платформу по сути данным же проектом федерального закона антикоррупционным.
И последнее. Проект федерального закона не может быть поддержан ещё и потому, что предлагаемые новеллы о расширении субъектного состава лиц, на которых будут распространяться антикоррупционные ограничения, направлены на необоснованное ограничение конституционных прав наших граждан, а именно в части, касающейся неприкосновенности частной жизни, а также сбора и использования информации о частной жизни лица. А такие правила, уважаемые коллеги, как вы знаете, согласно основному закону государства могут быть ограничены только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также защиты нравственности, прав и свобод других лиц.
Правительство Российской Федерации данный проект федерального закона не поддерживает.
Таким образом, учитывая, что предлагаемые новеллы не реализуемы на практике, они не достигают заявленной цели, они не согласуются с положениями других федеральных законов, и таким образом создают благоприятную почву для совершения коррупционных правонарушений, а самое главное — направлены на необоснованное ограничение конституционных прав граждан.
Комитет по безопасности и противодействию коррупции предлагает данный проект федерального закона отклонить. Благодарю за внимание. Председательствующий. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Включите запись. Покажите список.
Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста.
Коломейцев Н. В. Спасибо.
Уважаемый Анатолий Борисович, а не кажется ли вам, что мы дискредитируем Послание президента, которое вам уже анонсировало поправки в Конституцию, которые предполагают, что они могут быть государственными служащими, муниципальными как раз те, у кого есть ПМЖ, ВНЖ и так далее?
Не кажется ли вам, что вот как раз эта инициатива в продолжение, чтобы как бы ни родственников, ни друзей, ни знакомых у тех, кто управляет государством, за кордоном не было?
И второе. Не могли бы вы подсказать, вот здесь с шумом принималась инициатива о реквизировании доходов коррупционеров в Пенсионный фонд.
Сколько же мы получили? Вроде, вот смотрите, у таможенника 18 тонн золота, у начальника изъяли, ещё больше, чем у Захарченко денег. У полковника ФСБ уже 12 миллиардов. Вот сколько всё-таки в Пенсионный фонд попало из этих изъятых сумм? Спасибо.
Выборный А. Б. Благодарю за вопрос, Николай Васильевич. Хороший вопрос. Но, прежде всего, хотел бы обратить ваше внимание на то, что в данном проекте федерального закона речь идёт о двух вещах: о расширении субъектного состава лиц, родственников должностного лица как по прямой, восходящие, нисходящие лица, и линии двоюродных, детей, внуков и так далее, а также расширение предмета проверки, осуществление контроля за сделками не только теми, которые превышают трёхлетний доход, предшествующий периоду контроля, но и всех сделок нажитого имущества. Это, во-первых. И никак не связано с теми посланиями, с тезисами Послания президента на этот счет.
Что касается изъятого имущества, то, вы знаете, действующего законодательства на этот счёт, действующих мер на этот счет вполне достаточно. И та статистика, официальная статистика Генеральной прокуратуры, Министерства внутренних дел, она прямо говорит о том, что действующие нормы, они достаточно эффективны. И антикоррупционный маховик правоприменения набирает обороты.
Вот у меня официальная статистика, и я её приведу. Вот смотрите, в коррупционных преступлениях самое коррупционное преступление - это взяточничество.
Получение взяток в 2016 году было зафиксировано 5 тысяч 344, в 2018 году — 3 тысячи 499, за прошлый год мы ещё полную информацию не получили. За дачу взятки в 2016 году 4 тысячи 660, в 2018-м — 2 тысячи 612.
А теперь по поводу ущерба. Причинён ущерб от преступлений коррупционной направленности 78,4 миллиарда рублей в 2016 году, а в 2018 году — уже 65,7.
Добровольно возмещено и взыскано 33,6 миллиарда в 2016 году, а в 2018-м — 42 миллиарда. Но, кстати, важно обратить внимание на то, что достаточно мощно работает механизм превенции, такой как отрешение от занимаемой должности в связи с утратой доверия. Если в 2016 году было 383, то в 2018-м — тысячу 303.
То есть о чём мы говорим. Мы говорим о том, что действующие правовые механизмы, они достаточно эффективны и они достаточно способствуют развитию качества правоприменения на этот счёт.
Председательствующий. Иванов Сергей Владимирович.
Иванов С. В. Спасибо.
Уважаемый Олег Анатольевич, я конечно прекрасно понимаю бессмысленность и бесполезность существующего закона, обязывающего декларировать все эти вещи и, конечно, могу записать и колье, и бриллианты, которых у меня нет, за это мне ничего не будет.
Но меня вопрос интересует другой. Вот смотрите, то есть вы говорите, что если у там дальнего родственника есть что-то, происхождение которого он не может подтвердить, то это либо он украл, либо это он получил взятку вот в такой форме, а это уже уголовное преступление.
А в соответствии с нашим законодательством есть презумпция невиновности в отношении уголовных преступлений, то есть не гражданин должен доказывать, что он невиновен, а следствие должно доказать, что именно он виноват в совершении этого преступления. То есть вы что, хотите отменить презумпцию невиновности?
Председательствующий. Олег Анатольевич Нилов, пожалуйста. Нилову включите микрофон.
Нилов О. А. Да. Дело в том, что уголовного преследования не предполагает вот эта новелла, да? И вы, может быть, не услышали, я ещё раз повтор.
Уважаемые коллеги!
Значит, уголовная ответственность не наступает за хранение, может быть краденого, может быть незаконно полученного имущества, никакой уголовной ответственности не наступит, наступит просто расставание с той собственностью, имуществом, которое не будет доказано его собственником как законно приобретенное. Какая здесь презумпция нарушается, да? Да, есть презумпция невиновности, и она действует в рамках уголовного преследования, а вот гражданские споры, вот здесь сколько юристов, столько разных мнений.
Да, и я считаю, не знаю, вы с этим можете не соглашаться, здесь презумпция невиновности точно не действует, не действует, может быть, презумпция виновности, но во многих странах, в большинстве стран, да, именно доказывание законности обладания имуществом ложится полностью на владельца этого имущества. Во многих странах, да, наступает ответственность в случае недоказывания законности, любой налоговый орган в тех же Соединенных Штатах за такое несоответствие не просто лишит вас имущества, привлечет именно к уголовной ответственности.
Поэтому наше предложение очень легко, да, и оно полностью укладывается в рамки конституционных прав граждан, уголовную ответственность никто не возлагает на них, а доказывать законность имущества уже де-факто, де-факто, да, и было предложено различными судами и за недоказанностью они лишились этого имущества. Больше никакой ответственности не наступает.
Спасибо.
Председательствующий. Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Нет? Представитель президента? Правительства? Докладчик? Нет? Содокладчик? Тоже нет.
Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части введения обязанности предоставления лицами, замещающими государственные должности, иными лицами и их близкими родственниками сведений об имеющемся у них и их близких родственников имуществе, а также процедуры обращения в доход Российской Федерации такого имущества в случае отсутствия доказательств, подтверждающих его приобретение на законные доходы". Пункт 26. Включите режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования (16 час. 21 мин. 18 сек.) Проголосовало за 73 чел 16,2 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 73 чел.
Не голосовало 377 чел 83,8 %
Результат: не принято Не принимается.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments