leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

ЕР отклонила законопроект СР о гарантиях бесплатной медицинской помощи

ЕР отклонила законопроект СР о гарантиях бесплатной медицинской помощи – Федот Тумусов Ситуация в здравоохранении ухудшается Не хватает около 50 тыс врачей Хроническое недофинансирование из государственных источников В мире четыре системы здравоохранения, мы придумали новые соединили ОМС с государственным финансированием – Борис Менделевич Увеличение затрат не всегда дает эффект Такого беспрецедентного увеличения финансирования не было никогда Специалисты говорят ОМС эффективней бюджетной – Алексей Куринный Фонды ОМС паразиты-посредники
6. 386-7 Госдума в итоге без обсуждения отклонила в первом чтении законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части повышения гарантий предоставления бесплатной медицинской помощи гражданам РФ, а также осуществления деятельности в сфере обязательного медицинского страхования государственными организациями»
Документ внесли 05.10.16 Депутаты ГД С.М.Миронов, О.Н.Епифанова, О.А.Нилов, М.В.Емельянов, А.Г.Аксаков, И.А.Ананских, В.Г.Газзаев, В.К.Гартунг и др. (СР); А.Л.Бурков (в период исполнения им полномочий депутата ГД).
Представил депутат Федот Тумусов.
Член комитета по охране здоровья Борис Менделевич.
Законопроектом предлагается:
- выделение в структуре программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи соответствующих дополнительных программ обязательного медицинского страхования, гарантирующих застрахованным лицам бесплатное оказание видов медицинской помощи, не включенных в базовую и территориальные программы ОМС;
- введение ограничительных норм, предусматривающих допуск к осуществлению деятельности в сфере ОМС страховых медицинских организаций с преобладающей долей государства в уставном капитале;
- вводится понятие «средства дополнительной и территориальных дополнительных программ ОМС»;
- обеспечение дополнительных программ ОМС за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, направленных в ФОМС.
Законопроект включен фракцией «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» в перечень законопроектов, подлежащих приоритетному рассмотрению.
Первое чтение 97 1 0 13:40

Стенограмма обсуждения
6-й вопрос. Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения гарантий предоставления бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации, а также осуществления деятельности в сфере обязательного медицинского страхования государственными организациями". Докладывает Федот Семенович Тумусов.
Коллеги, присаживайтесь, пожалуйста.
Тумусов Ф. С, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯРОССИЯ".
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" предлагает вашему вниманию на ваше рассмотрение законопроект, в основе которого две новеллы. Первая — это, как видно из названия, повышение гарантий предоставления бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации. И вторая — вопрос совершенствования медицинских страховых организаций.
Законопроект внесен в октябре 2016 года, то есть почти 3,5 года назад. За это время, как говорится, много воды утекло, произошло много изменений в нашем законодательстве и вообще у нас новое Правительство в Российской Федерации. И тем не менее актуальность данного вопроса никак не снижается.
За это время, естественно, произошло много положительных изменений. Сегодня у нас есть национальный проект "Здравоохранение", есть национальный проект "Демография". Сейчас разрабатывается программа модернизации первичного звена здравоохранения. Это всё положительные факторы.
И тем не менее вчера Владимир Владимирович Путин на совещании с членами правительства сказал о том, что мы собрали беспрецедентный объем средств, которых в ближайшее десятилетие не будет в нашей стране, и нам надо всем подключиться к тому, чтобы положительно решить те направления, которые взяты для развития нашей страны.
Но мы считаем, эта ситуация в здравоохранении за последнее время, за последние, например, шесть лет никак не улучшается, а наоборот она ухудшается, ухудшилась. И об этом говорят упрямые факты. Вот, например, за последние шесть лет происходит прирост заболеваний населения и прирост в размере 1 процента, а это 1,4 миллиона заболевших каждый год увеличивается. А вот на этом фоне обеспеченность врачами государственных муниципальных медицинских учреждений, она снижается. Вот за шесть лет она снизилась на 12 процентов. И сегодня опубликованы цифры, нам не хватает около 50 тысяч врачей.
И самая сложная ситуация складывается именно на первичном звене и там не хватает в полтора раза. У нас в соответствии с нормативами, в полтора раза меньше врачей - это только врачей. Мы не говорим о среднем медицинском персонале, там тоже есть цифры.
И идёт снижение, снижение гарантированных государственных объёмов бесплатной медицинской помощи. Тоже факты. Значит, вот число посещений амбулаторно-поликлинических учреждений за шесть лет снизилось на 12 процентов, госпитализации — на 6 процентов.
Мы считаем, что одна из главных причин — это хроническое недофинансирование здравоохранения в государственных источниках. По оценкам некоторых экспертов — это почти в два раза меньше мы финансируем из государства на душу населения.
У нас сегодня новое Правительство Российской Федерации и, мы считаем, что два главных вопроса, они должны в ближайшее время срочно решить — это в первую очередь ликвидация дефицита медицинских кадров путём создания единой для всей страны системы оплаты, отраслевой системы оплаты труда и при этом реальное повышение заработной платы, не менее чем в полтора раза медицинским работникам. И это потребует, не менее чем 320 миллиардов рублей дополнительно к тому, что мы уже выделили.
И второе направление, главное направление, как говорится, стратегическое - это реализация программы так называемого "лекарственного страхования" или всеобщего лекарственного обеспечения. Это тоже потребует не меньше средств - около 300 миллиардов рублей.
Актуальность нашего законопроекта заключается в том, что мы... она нацелена на повышение гарантий оказания бесплатной медицинской помощи
И второе — совершенствование вопросов медицинского страхования.
В Конституции у нас написано: гарантировано бесплатное медицинское обслуживание, но на практике оно зачастую не соблюдается. И вот для того, чтобы обеспечить эти гарантии, определённые в Конституции, в законопроекте мы записали новое определение понятия "обязательного медицинского страхования".
Мы записали новые понятия базовой программы медицинской помощи. Второе, дополнительной программы обязательной медицинской помощи. По страховым компаниям, вы знаете позицию нашей фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", мы считаем это лишнее звено между Фондом страхования и медицинскими учреждениями, мы считаем, что фонды могли бы выполнять те функции, которые мы вменяем медицинским страховым компаниям.
Но, поскольку в разовом порядке это не удается убрать, мы предлагаем в данном законопроекте записать, что медицинские страховые компании должны иметь государственную форму собственности или хотя бы большая доля собственности должна быть государственной.
При одноканальном финансировании здравоохранения, которое сегодня применяется, значит, у нас страдает собственно лечебный процесс. Мы знаем, что, в первую очередь, конечно, деньги, которые получают от Фонда медицинского страхования лечебные учреждения, они направляют, в первую очередь, на зарплату, на налоги и на жилищно-коммунальное хозяйство и при этом собственно на лечение, на лекарства, на питание оно как бы финансируется в остаточном порядке.
Поэтому мы вносим в законопроекте структуру этих платежей, мы пишем понятие "медицинской помощи" и мы в законопроекте написали недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.
Конечно, за 3,5 года много изменилось, но все... те вопросы, которые возникают, это предмет второго чтения. Поэтому мы и просим поддержать наш законопроект.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Федот Семенович.
С содокладом от Комитета по охране здоровья выступает Борис Давыдович Менделевич.
Менделевич В. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые коллеги!
В своем докладе многоуважаемый Федот Семенович изложил концепцию рассматриваемого законопроекта.
Комитет по охране здоровья рассмотрел данный законопроект 6 февраля 2019 года, то есть год назад. Законопроект направлен на привлечение, как вы слышали дополнительного финансирования в здравоохранении.
Данное предложение, я уверен, поддерживают все, без исключения. Конечно же, здравоохранению необходимы дополнительные финансовые средства. Но давайте зададимся вопросом - сможет ли именно этот законопроект в той редакции, которой сегодня мы рассматриваем, это обеспечить?
Предлагается ввести дополнительную программу обязательного медицинского страхования, однако и это принципиально важный момент, чем отличается от действующих сейчас программ ОМС: базовый и территориальный? К тому же непонятно, что должно войти в эти программы.
Кроме этого, законопроект предлагает единственный источник финансирования данных программ, дополнительных программ ОМС, это федеральный бюджет. Но это полностью ломает весь принцип существующей в настоящее время системы обязательного медицинского страхования, принцип формирования доходов в системе страхования через страховые взносы.
Также в случае реализации данного предложения потребуется выделение дополнительных бюджетных ассигнований на сопровождение новых программ ОМС: это создание ещё одной комиссии по разработке территориальной программы, введение отдельных реестров медицинских организаций и страховых медицинских организаций, отдельное планирование, раздельный учёт средств.
Также необходимо отметить, и это подтверждает в целом международный опыт, что увеличение затрат, о которых сейчас говорил Федот Семёнович, на здравоохранение, к сожалению, не всегда даёт ожидаемый положительный эффект и положительно влияет на качество оказания медицинской помощи.
Качество медпомощи обеспечивает, в первую очередь, эффективное использование уже выделенных средств. Сегодня именно в этом направлении развивается наша система ОМС. Это и сопровождение пациента и call-центры по контролю качества, и любые виды консультирования, и многое-многое другое.
Ещё одна новелла в законопроекте предлагает ограничить доступ в систему ОМС страховых медицинских организаций, в уставном капитале которых не участвует государство.
Непонятно, что даст это изменение в законодательстве. Но я думаю, что всем понятно, что вневедомственный контроль, который сейчас существует, из системы ОМС в таком случае мы убираем. Сможем ли мы от этого шага и всё наше отечественное здравоохранение стать лучше? Очевидно, что нет. Любой вневедомственный контроль в отрасли только благотворно влияет на её прозрачность и развитие. Реализация законопроекта оценивается авторами в сумме 900 миллиардов рублей. Это дополнительное ассигнование применительно к ситуации 2016 года. Обоснование данных расчётов полностью отсутствует. Также в законопроекте не нашёл своего отражения вопрос, на что именно должны быть направлены данные средства.
В этой связи могу также привести несколько статистических данных. В конце прошлого года утверждена очередная программа государственных гарантий "Бесплатное оказание гражданам медицинской помощи на 2020 — 2022 годы". Её финансирование в 2020 году составит, и я прошу только вдуматься в эту цифру, 2 миллиона 863 миллиарда рублей. Прошу прощения, триллиона, да.
Это на полтора триллиона с лишним больше, чем в 2016 году, это год внесения данного законопроекта.
Таким образом уже сегодня государственные затраты на здравоохранение увеличены намного больше, чем сумма, запланированная и запрашиваемая авторами данного законопроекта. В 2021 году стоимость программы превысит 3 триллиона рублей. Кроме этого, утверждён национальный проект здравоохранения, который рассчитан, как вы все знаете, до конца 2024 года, с общим объёмом финансирования...
Председательствующий. Добавьте 30 секунд.
Менделевии Б. Д. Да, прошу прощения, я заканчиваю, Иван Иванович.
Заключение. Очевидно, что расходы на оказание бесплатной помощи значительно увеличены в рамках уже действующего законодательства. Могу с полной уверенностью заявить, а я в отрасли уже более 35 лет, такого беспрецедентного внимания со стороны государства в сфере здравоохранения ещё не было никогда.
Комитет Государственной Думы на основании заключений тех ведомств, которые были, рекомендует отклонить данный законопроект. Спасибо. Председательствующий. Спасибо, Борис Давыдович. Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович. Куринный А. В., фракция КПРФ.
Спасибо. Уважаемый Борис Давыдович, ну, первое к вашему тезису о беспрецедентном росте расходов на здравоохранение. Если вам известно, что по итогам нынешнего года, если все средства будут израсходованы, как положено, а не случится, как в этом году, мы получим максимум затрат, четыре процента от ВВП Российской Федерации на здравоохранение при минимально рекомендуемых шести процентах со стороны Всемирной организации здравоохранения.
Как вы оцениваете этот разрыв? И всё-таки надо ли повышать финансирование, а не добиваться некого эфемерного эффекта от того, что сегодня есть?
Председательствующий. Центральную трибуну включите. Менделевич Б. Д. Спасибо, уважаемый Алексей Владимирович. Как я уже отметил в своем выступлении, однозначно я считаю, что уровень финансирования повышать необходимо и надо добиваться того, о чем вы сказали, увеличение процента от ВВП страны. Но и я подтвержу ещё раз свои слова, вот такого беспрецедентного увеличения финансирования здравоохранения, и я уверен, что вы со мной согласитесь, не было никогда.
Вы, я знаю, также находитесь в сфере здравоохранения давно, и помните, и знаете, как финансировалось наше здравоохранение. Так вот, то, что происходит сегодня, это действительно беспрецедентно. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Шеин Олег Васильевич.
Шеин О. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
Борис Давыдович, всё-таки чуть-чуть расшифруйте историю, связанную, как вы деликатно ее обрисовали, с неведомственным контролем за отраслью и его эффективностью.
Да, вневедомственный контроль — штука хорошая. Но означает ли всегда, что есть некое тождество между вневедомственным контролем, самого государства через режимы Счётной палаты, контрольных органов и частным контролем за государственными деньгами.
Менделевич Б. Д. Спасибо, уважаемый Олег Васильевич. Действительно, я считаю, что вневедомственный контроль, он должен быть, как и в структуре государства между ведомствами, как вы правильно отметили, Счётная палата и остальные ведомства, так и со стороны иных негосударственных структур.
То, что касается страховых компаний, о которых мы... Страховых медицинских компаний, о которых мы здесь сегодня говорим, давайте тогда обсудим. Действительно, у нас была до страховой медицины была бюджетная медицина. На сегодняшний день нам специалисты говорят о том, что страховая медицина лучше, чем бюджетная. Если мы с этим не согласны, давайте тогда доказывать, что бюджетная медицина, бюджетное финансирование гораздо лучше, чем страховое.
Но идти вот такими путями, что давайте мы сначала поменяем в страховых компаниях учредителей, что будет государство, потом какие-то функции передадим ФОМСу, ведь за них же тоже придётся платить, то есть эту работу, которую выполняют страховые компании, тоже необходимо выполнять. Если мы передадим эту функции ФОМСу, то их ФОМС будет выполнять, и за эти работы необходимо будет выплачивать деньги. Давайте посчитаем.
Но ещё раз повторюсь, мы с вами обсуждаем сегодня конкретный законопроект, который представлен уважаемыми коллегами. Так вот, о чём вы говорите, не имеет, к сожалению, отношения к сути данного законопроекта. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Выборный Анатолий Борисович.
Выборный А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Благодарю. У меня вопросы к докладчику.
Уважаемый Федот Семёнович, как видно из материалов в обоснование законодательной инициативы вы отмечаете другие страны, в которых введены те или иные меры, которые минимизировали участие частных страховых компаний на рынке. Уточните, о каких странах идёт речь, а главное, о каких медицинских услугах вы говорите, которые наши жители не могут получить гарантировано и бесплатно? Спасибо.
Председательствующий. Депутату Тумусову включите микрофон.
Тумусов Ф. С. Спасибо за вопрос.
Значит, вообще в мире существуют четыре модели организации здравоохранения. Есть обязательное медицинское страхование, есть бюджетное, значит, и об этом все специалисты знают.
Вот мы перешли к непонятной системе. Мы вроде бы перешли на обязательное медицинское страхование, и в то же время мы финансируем бюджетное финансирование. Поэтому эта модель у нас какая-то особенная, да?
Поэтому мы считаем, что у нас Россия действительно особенная страна, и мы должны перейти на сметное, на бюджетное финансирование. Поэтому мы и говорим, что вот то, что есть страховые компании, они просто посредники между бюджетными средствами и медицинскими учреждениями. И пока мы на 90 процентов видим только вред от вот этих страховых компаний.
А что касается снижения, вот снижения государственных, значит, услуги, вот я приводил цифры, значит, на 12 процентов упала посещаемость вот именно государственных муниципальных медицинских учреждений, на 6 процентов госпитализация упала.
При этом каждый год на 1 процент растет заболеваемость. Куда уходят? Они в другие места уходят. И то, что там эффективно, или там неэффективно, тут совершенно другой вопрос.
Поэтому мы считаем, что государство должно выполнять свои обязательства в соответствии с Конституцией. Там бесплатная медицинская помощь, да, прямо четко написано, она гарантирована всем гражданам Российской Федерации. А в жизни не так.
Председательствующий. Спасибо.
Осадчий Николай Иванович.
Осадчий Н. И., фракция КПРФ.
Благодарю.
Уважаемый Борис Давыдович, по экспертной оценке, несмотря на статью 41-ую Конституции, которая гарантирует бесплатную медицинскую помощь гражданам, тем не менее ежегодно, тем не менее ежегодно растет объем средств, собственных средств граждан, которые они расходуют на медицинские услуги, и достигла эта сумма уже трети, примерно трети по экспертной оценке от общих расходов на здравоохранение в стране. А в городах это 40-50
процентов.
Скажите, пожалуйста, что нужно делать, чтобы снизить эти непомерные расходы населения, которое и без того большей частью в бедности пребывает. Спасибо.
Менделевии Б. Д. Спасибо, уважаемый Николай Иванович.
То, что растёт доля частных организаций или же, как вы говорите, оплаты населения в частные медицинские центры, это нужно посмотреть более прицельно, за счёт чего растёт, потому что чаще всего люди оплачивают более сервисные услуги, более комфортные условия. Растёт благосостояние населения, с этим же и растёт желание людей получать медицинскую помощь более комфортно, на их взгляд. Возможно. Возможно и по-другому. Поэтому я и говорю, что, конечно же, необходимо внимательно посмотреть и решить, в связи с чем происходит тот рост, о котором вы говорите.
Но в том, что частные медицинские компании появляются, и то, что они участвуют в программе ОМС, создавая конкуренцию государственным клиникам, лично я не вижу ничего плохого, потому что в конкуренции, как мы все прекрасно понимаем, улучшается качество всех участников этого процесса. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Борис Давыдович. Присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список.
Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста.
Куринный А. В. Уважаемые коллеги, я хочу начать с одного известного тезиса, который не раз звучал в этом зале, о том, что денег мало, но больше давать не надо, потому что давайте сначала повысим эффективность того, что есть, и нам приводят разного рода всё время примеры: то лекарство не полностью выбирается, то там 10 миллионов осталось, то там 1 миллион остался.
Начнём с базы. Всё-таки мы не зря спрашивали.
Всемирная организация здравоохранения, она чётко говорит: если вы не тратите сегодня 6 процентов от ВВП на своё здравоохранение, у вас здравоохранение, мягко говоря, не современное, не отвечает современным требованиям вообще.
И, несмотря на мнение содокладчика о беспрецедентном росте расходов на здравоохранение, мы можем их посмотреть в цифрах. Давайте посмотрим.
Мы тратить будем в этом году в условиях беспрецедентного роста порядка 4 процентов от ВВП.
Да, это может быть лучше, чем в 2019 году, где было 3,4 процента или там, в 2018 году, где было 3,1 процента, но это крайне недостаточно.
И из ситуации острого недофинансирования мы переходим в ситуацию подострого недофинансирования. И не зря Николай Иванович говорил про частный вклад и необходимость вкладываться гражданам сегодня. 4 триллиона сегодня мы возьмем — это все государственные источники. Это федеральный бюджет, это Фонд обязательного медицинского страхования, это региональные бюджеты с небольшим, 4 триллиона с небольшим, и 2 триллиона — это средства граждан. Посчитайте. 2/3 — государство, 1/3 граждане сегодня тратят. И не потому, что они хотят в комфортных условиях сегодня существовать, как сказал Борис Давыдович. Растет опять же благосостояние граждан. Не растет. Оно падает. Это официальная статистика, в последние шесть лет падают доходы граждан, но растет их вклад, в данном случае в оказании медицинской помощи, их частный вклад. Регулярно растет, постоянно растет и достигнул сегодня, еще раз говорю, трети от всей суммы, которая тратится на здравоохранение. То есть в Российской Федерации так же, как и во всем мире 6 процентов от ВВП тратится сегодня на здравоохранение. Но только 4 процента - это государственные средства, а 2 процента - это сегодня средства граждан. Совершенно неправильно на фоне падения доходов, на фоне того, что большинство этих услуг, которые сегодня оказываются за деньги, это те услуги, которые находятся в программе государственных гарантий, по большому счету, и должны быть предоставлены бесплатно.
Теперь к сути самого законопроекта. Что предлагается концептуально? Концептуально предлагается сегодня оказывать всю медицинскую помощь бесплатно. То есть, есть базовая программа, я напомню, она сегодня существует и так относительно более или менее финансируется в структуре ОМС. И есть небазовая программа, которую предлагается финансировать дополнительно. Она еще не существует, я прошу добавить от фракции, в программе госгарантий есть небазовая часть...
Председательствующий. Добавьте 4 минуты.
Куринный А. В. Это то, что сегодня регионы должны за свой счет тянуть. Психиатрическая помощь, фтизиатрическая помощь, это заболевания туберкулезом, это наркологическая помощь, всё, что идет за счет бюджета, регионам должно идти, где сегодня колоссальный дефицит. Он был в районе там, 70-80 миллиардов. В этом году порядка 35-40 миллиардов рублей.
В каком состоянии сегодня находятся психиатрические клиники, в каком состоянии находятся сегодня противотуберкулезные клиники, я думаю, вам известно. Полнейший развал в большинстве регионов, самое последнее там внимание на них оказывается, обращается. Ну, естественно, если в этих условиях они будут находиться дальше, этот вид помощи у нас окончательно загнется.
А сегодня смертность от того же туберкулеза у нас, например, в два раза выше, чем в Европе, и здесь речь не только в климатических условиях, и не столько в климатических условиях. Смертность вообще от инфекционных заболеваний у нас в три раза ваше, чем в Европе, это тоже характерный показатель сегодня здоровья.
Возвращаясь к неким претензиям к страховым организациям, мы считаем, наша фракция считает, что страховым организациям вообще не место сегодня в системе оказания медицинской помощи. Это просто паразиты и посредники. Сколько на них тратится денег? Ну, вчера нам на комитете озвучили, что 21-22 миллиарда, по данным экспертов, порядка 30 миллиардов. В любом случае это сумма огромная.
Это та сумма, которая не должна тратиться в принципе, потому что фонды, территориальные фонды, которые должны быть выстроены в одну государственную модель, должны эту функцию и экспертизы, и сервисные функции взять на себя полностью. И медицинская помощь в Российской Федерации должна оказываться централизованно, должна оказываться одинаково, независимо от места проживания человека и независимо от, скажем так, его доходов.
Возвращаясь к той сумме, о которой Федот Семенович говорит, про 900 миллиардов. На самом деле есть экспертная оценка. В год необходимо для того, чтобы достигнуть 5 процентов ВВП, в ближайшую пятилетку нам добавлять каждый год порядка 700-720 миллиардов рублей государственных расходов на здравоохранение, чтобы прийти к 5 процентам (самый минимум миниморум, что называется, самый нижний уровень) для того, чтобы система могла существовать, могла дышать.
Поэтому 720 миллиардов рублей - это та цифра, которую надо добавлять в течение года, и здесь абсолютно четко, на что она должна пойти. И рассчитано, на что она должна пойти — на решение самых острых проблем здравоохранения, кадровой проблемы, прежде всего, в части повышения оплаты труда. К большому сожалению, несмотря на колоссальные деньги, на оплату труда ни в национальном проекте, ни в последнем проекте, касающемся первичной медицинской помощи, ничего не предусмотрено, либо предусмотрены крохи. Нам предлагается сегодня изменить окладную часть, повысить окладную часть в зарплате медиков и тем самым вроде бы мы на что-то выйдем. Не выйдем.
Если фонд оплаты труда останется прежним, а именно так это и произойдет, если мы ничего не поменяем в течение ближайшей пятилетки. Повышая окладную часть, нам придется снижать стимулирующие выплаты либо компенсационные. Это приведет к обману, надо говорить честно, медиков, это приведет к новой волне и протестов, и увольнений массовых, и всего, что с этим связано.
Минимум 300 миллиардов сегодня необходимо добавлять на зарплату, на реальное повышение —не на то повышение, которое произошло в результате оптимизации, в результате сокращения, когда там, где раньше работало два специалиста, теперь работает один специалист. Он получает зарплату повыше в два раза, потому что он выполняет и работы в два раза больше, потому что, порой, вздохнуть не может нормально, а я уже не говорю, там заполнить всю необходимую документацию, в отпуск уйти не может нормально.
Я уже рассказывал про случай, когда я приезжаю в районную больницу, хирург не может выехать из своего района, там по пять, по шесть лет в отпуске не бывает просто реально, потому что его некому заменить, потому что могут привезти больного и его дёргают в любой момент.
И, естественно, психические перегрузки и, естественно, колоссальные нагрузки психологические и это всё не компенсируется адекватно сегодня фондом оплаты труда и не будет компенсироваться в том варианте, которое правительство предлагает.
Второй вариант - это льготное лекарственное обеспечение, а точнее, тотальное лекарственное страхование, лекарственное обеспечение. Без этой меры, без обеспечения всех граждан, независимо от места проживания и доходов необходимыми лекарствами за счёт государства, я подчеркну, не будет никаких 78 к 2024 году, как возраст дожития и не будет никаких 80 лет к 2030 году. Это абсолютно чёткая, рассчитанная и применяемая во всём мире мера.
В этой связи мы поддержим данный законопроект как концепцию. Повторяю, в нём много ошибок, много недоработок, но его можно при желании исправить. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Косяненко Евгений Викторович. Выступление от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Косяненко Е. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый президиум, уважаемые коллеги!
Законопроект направлен на закрепление принципа бесплатности для граждан в получении любого вида медицинской помощи, для этого авторы предлагают изменить порядок финансового обеспечения программы госгарантий бесплатного оказания медицинской помощи, дополнив её дополнительными программами обязательного медицинского страхования за счёт средств федерального бюджета.
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" исходит из необходимости обеспечения национальных целей и приоритетов, обозначенных Президентом Российской Федерации в указе номер 204: "Обеспечение устойчивого роста численности населения России и повышение ожидаемой продолжительности жизни".
Определяющая роль в достижении этих целей принадлежит здравоохранению. В трёхлетнем бюджете на 2020-2022 годы заложены предпосылки для улучшения финансового обеспечения здравоохранения.
Государственные расходы на здравоохранение из всех источников в этом году возрастут на 17 процентов к уровню 2018 года и составят 4 триллиона 90 миллиардов рублей, а к 2022 году превысит 4,4 триллиона рублей.
Продолжится реализация национального проекта "Здравоохранение". Всего с 2019 по 2024 год запланировано выделить более 1,7 триллиона рублей, это федеральный бюджет, региональные бюджеты, государственные внебюджетные фонды.
В прошлом году Президентом Российской Федерации проведен целый ряд совещаний по развитию первичного звена здравоохранения и 31 октября проведено заседание Президиума Государственного совета, где даны важнейшие поручения, и на реализацию согласно перечню поручений президента по итогам заседания Президиума Госсовета надлежит выделить до 2024 года не менее 550 миллиардов рублей из федерального и региональных бюджетов в соотношении 90 на 10.
Кроме того, субъектами разработаны программы, проекты национальных программ модернизации первичного звена здравоохранения, которое начнет реализовываться с 1 июля этого года.
Таким образом, вопросы расширения государственных гарантий, бесплатного оказания медицинской помощи и их финансового обеспечения последовательно решаются.
Концепция законопроекта не согласуется с действующим законодательством, он экономически не обоснован. В случае его принятия в значительной степени усложнится взаимодействие между участниками обязательного медицинского страхования.
С учетом вышеизложенного фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает представленный законопроект.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Шеин Олег Васильевич.
Олег Васильевич, от фракции? Выступление от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
Шеин О. В. Нам вот здесь коллеги из "ЕДИНОЙ РОССИИ" сказали о том, что в стране достигнут беспрецедентный уровень финансирования медицины.
Нет, ну конечно, если историю страны мерить только, начиная с 1991 года, то можно найти не такие рекорды. Но, все-таки история нашего Отечества имеет более глубокие корни. Поэтому, если мы посмотрим хотя бы чуть глубже, то мы увидим, что в Советском Союзе медицина финансировалась не в пример выше и в период золотого века СССР в 1975 году доля затрат на здравоохранение составляла 6,8 процента к национальной экономике, а сегодня мы говорим про 4 процента. То есть, в Советском Союзе затраты на медицину были качественно выше.
А, вообще, в современном мире мерят же не миллиардами там долларов, евро или рублей, или юаней, или тугриков, а меряют именно соотношением затрат на то или иное направление, будь то оборона, здравоохранение, образование или инфраструктура, именно к той экономике, которую имеет страна. И в этом контексте такие сравнения крайне показательны. И самым ярким примером тому является средняя продолжительность жизни людей.
В царской России, где тоже были какие-то ведь и медицинские центры, и какую-то систему здравоохранения пытались создавать, продолжительность жизни отставала от Франции, Швеции лет так на 10-12. В Советском Союзе этот разрыв сократили до 3-4 лет, не полностью, но существенно сделали меньше. В современной России разрыв между продолжительностью жизни российского гражданина и европейца достиг тех же размеров, что было до революции 1917 года, то есть, порядка 10-12 лет. Поэтому, где мы были 100 лет назад, там мы сегодня и оказались, и с тем подходом к расходам на здравоохранение к национальной экономике, которую сегодня мы демонстрируем, примерно то же самое и будет.
Расходы на медицину выше по отношению к экономике не только в странах ОЭСР, Евросоюза, во Франции 9 процентов, у нас, повторю, 4, ну и по... в странах третьего мира: В Алжире порядка 5 процентов к национальной экономике, в ЮАР — 4,5, у нас, мы героически вышли на отметку в 4, что ниже, чем в Южной Африке, включая чёрное население, не говоря уже о белом, что ниже, чем в Алжире, что ниже, чем в Восточной Европе, в Болгарии, в Польше, в Венгрии и так далее. Вот предмет национальной гордости возник в рамках сегодняшней дискуссии.
Кстати, происходящее имеет прямое, безусловно, отражение и на национальную экономику. Есть исследования, в соответствии с которыми, ну известная история, да, если корову много доить и мало кормить, то это ничем хорошим не закончится, но это же к людям тоже относится.
Так вот есть исследования, по которым жадность российских корпораций, которые не хотят платить налоги по эту сторону границы, сводится к тому, что ... российские работники уходят из жизни намного раньше.
Смертность в нашей стране, повторю, на 103-й позиции в мире из 200 стран, которые находятся на этой планете, и экономика ежегодно теряет порядка 12 триллионов рублей. Я говорю уже не про гуманизм, не про отношение к людям, не про какие-то этические вещи. Даже если подходить к делу чисто с точки зрения прагматики и наживы, вот эта экономия на людях, она имеет на себе прямое отрицательное отношение к росту ВВП и к прочим показателям, которыми обычно жонглирует российское правительство с этой трибуны вместе с правящей фракцией.
Следующая вещь. Почему так происходит? Вот нам говорят, основа всего — это страховая медицина. При этом, правда, 20 лет назад российских работников загнали совершенно в рабское положение, когда человек чем-то недоволен, его сразу можно спокойно выкинуть с работы, когда запрещены забастовки, когда резко ограничены в своих правах профессиональные союзы, и в итоге огромная часть российских работников "вымыта" в неофициальную занятость. И государство это никак не компенсирует из своего бюджета.*
Возьмём фонд медицинского страхования на 2020 год. Доля тех вкладов, которые в фонд ОМС идут со стороны российских работников, составляет один триллион 300. При этом в стране проживет 146 миллионов, а людей работоспособного возраста, грубо, порядка 76, вычитая безработных. Казалось бы, если бы триллион 300 дают официально российские работники в фонд ОМС, то за неработающее население тоже должен прийти триллион 300. Но приходит не триллион 300, а приходит 700 миллиардов рублей, в два раза меньше. То есть государство двое недодаёт денег за неработающее население. А при этом надо иметь в виду, что по оценкам актуарного отдела Пенсионного фонда, а где Пенсионный фонд, там понято, медицинский, официально отчисления регулярно, ежемесячно в страховые фонды проводят не более, чем 45 миллионов человек. Потому что ещё миллионов так 30 выкинут либо целиком в чёрную занятость, либо в условия, когда человек официально получает этот гигантский минимальный размер оплаты труда 12 тысяч, остальное в теневую.

окончание стенограммы см. https://leo-mosk.livejournal.com/7334168.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments