leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Заседание комитета Госдумы по образованию и науке - окончание материалов

Императивность общих принципов надзора и ответственность за нормативные акты с противоположными требованиями к одному объекту – комитет по образованию и науке
Заседание комитета Госдумы по образованию и науке провел в зале 706 зампред комитета Геннадий Онищенко, затем Любовь Духанина.

окончание материалов, начало см. https://leo-mosk.livejournal.com/7329180.html

Заключение Комитета Государственной Думы по образованию и науке
на проект федерального закона № 851072-7 «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», внесен Правительством Российской Федерации, ответственный комитет - Комитет Государственной Думы по контролю и Регламенту
Комитет Государственной Думы по образованию и науке, как комитет -соисполнитель, рассмотрел указанный проект федерального закона и отмечает следующее.
Проект федерального закона №851072-7 "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее законопроект) разработан во исполнение подпункта "б" пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации от 26 февраля 2019 г. № Пр-294, а также пункта 2 плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации механизма "регуляторной гильотины", утвержденного Правительством Российской Федерации 29 мая 2019 г. № 4714п-П36.
В пояснительной записки к законопроекту отмечается, что он определяет правовые и организационные основы установления, оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Российской Федерации, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления государственных и муниципальных услуг, оценки соответствия продукции и иных форм оценок и экспертиз. Законопроект содержит определение понятия обязательного требования, определяет цели и основные принципы установления обязательных требований, общие условия установления обязательных требований, полномочия по установлению обязательных требований, порядок разработки и вступления в силу нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, а также положения о возможности установления экспериментальных правовых режимов в сфере применения обязательных требований.
К основным принципам установления обязательных требований законопроект относит:
1) законность;
2) обоснованность;
3) принцип правовой определенности;
4) системность регулирования;
5) открытость и предсказуемость регулирования;
6) исполнимость.
Комитет Государственной Думы по образованию и науке поддерживает включение в законопроект норм, реализация которых должна привести к сокращению излишней регламентации, отчетности, снижению противоречивости и несогласованности обязательных требований. К таким нормам, в частности, можно отнести:
недопустимость принятия федеральным органом исполнительной власти нормативного правового акта, содержащего обязательные требования, проверяемые этим же органом (пункт 4 статьи 3);
обязательность публикации обязательных требований в установленном порядке (пункт 3 статьи 8);
оценку регулирующего и фактического воздействия соответствующих нормативных правовых актов (статьи 12 и 13);
порядок издания в форме приказа официальных разъяснений обязательных требований (пункт 1 статьи 15) и ряд других.
Комитет Государственной Думы по образованию и науке считает необходимым уточнить ко второму чтению системообразующее для данного законопроекта понятие «обязательные требования», содержащееся в статье 1. Комитет обращает внимание на то, что «Обязательные требования» в законопроекте трактуются как «условия, ограничения, запреты, а также обязанности граждан и организаций...». Однако, по мнению Комитета, «условия» не обязательно являются требованиями. Как правило, это обстоятельства, правила действия в какой-либо сфере, которые не наносят вреда (ущерба) охраняемым федеральными законами ценностям. Также целесообразно обязанности граждан и организаций дополнить обязанностями органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Кроме этого Комитет обращает внимание на то, что понятие «обязательное требование» имеет иной смысл в Гражданском кодексе Российской Федерации, имеет иные, нежели в рассматриваемом законопроекте, правила их формирования и реализации. Например, "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 18.03.2019, с изм. от 03.07.2019), часть 4 статьи статья 469: «Если законом или в установленном им порядке предусмотрены обязательные требования к качеству продаваемого товара, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар, соответствующий этим обязательным требованиям»; часть 1 статьи 474: «Проверка качества товара может быть предусмотрена законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, или договором купли-продажи. Порядок проверки качества товара устанавливается законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, или договором».
Таким образом, введение рассматриваемым законопроектом понятия «обязательные требования» должно повлечь за собой внесение изменений в ряд актов российского законодательства.
Комитет считает неприемлемым использование в статье 17 понятия «регуляторная гильотина», считая использование метафор и сравнений недопустимым в правовом акте.
В статье 4 законопроекта предлагается установить сроки вступления в силу обязательных требований: «Положения нормативных правовых актов, которыми устанавливаются обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем через три месяца после дня официального опубликования соответствующего нормативного правового акта, если иное не установлено федеральным законом или международным договором Российской Федерации». Комитет считает указание конкретных дат излишним, поскольку законопроектом уже закрепляется трехмесячный подготовительный период. Обращает на себя внимание и тот факт, что рассматриваемые сроки установлены без учета норм налогового, бюджетного законодательства.
В пункте 6 статьи 4 законопроекта устанавливается, что «в случае действия различных по содержанию обязательных требований в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования лицо считается добросовестно соблюдающим обязательные требования и не подлежит привлечению к ответственности, если оно обеспечило соблюдение одного из таких обязательных требований». Комитет поддерживает указанную норму, но при этом обращает внимание на недостаточное обеспечение того, что бы случаев противоречия требований не появлялось, и настаивает на включении нормы о привлечении к ответственности тех органов власти, которые допустили принятие нормативных правовых актов, устанавливающих противоположные требования к одному объекту.
Норма части 3 статьи 7 имеет сугубо декларативный характер, поскольку для требования о том, что «обязательные требования, установленные в отношении одного и того же предмета регулирования, не должны противоречить друг другу», равно как и для нормы части 2 статьи 9 о том, что «установление обязательного требования, не позволяющего исполнить другое обязательное требование, не допускается» механизмов реализации в законопроекте нет.
Комитет обращает внимание на неясность нормы в пункте 2 статьи 6, в которой указывается, что «обязательные требования должны соответствовать современному уровню развития науки, техники и технологий в соответствующей сфере деятельности, развития национальной экономики и материально-технической базы». Неясным является то, что считать современным уровнем и кто из субъектов права будет его определять.
В пункте 2 статьи 7 используется понятие «системное единство», которое в дальнейшем расшифровывается и конкретизируется. Комитет считает, что исключение из текста указанного понятия не повлияет на суть правовой нормы.
Пункт 5 статьи 13 законопроекта устанавливает, что «Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере общественных отношений, или уполномоченная организация в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, готовят доклад о достижении целей введения обязательных требований». Вместе с тем законопроектом не определено, кому этот доклад направляется и как будет организовано его рассмотрение.
Статья 16 рассматриваемого законопроекта устанавливает, что «обязательные требования, установленные в нарушение принципов и порядка, предусмотренных настоящим Федеральным законом, не соответствующие иным федеральным законам, могут быть оспорены, в том числе органами прокуратуры в установленном порядке посредством признания нормативных правовых актов, содержащих данные требования, недействительными и подлежащими отмене». Комитет обращает внимание на то, что из указанного текста неясно, кто кроме органов прокуратуры вправе оспаривать обязательные требования и каким образом.
Комитет обращает внимание на то, что часть 2 статьи 2 исключает из сферы действия законопроекта такие области как гражданская оборона и противодействие преступности. В то же время, в рамках этих сфер уже законодательно установлены обязательные, но при этом противоречивые требования к образовательным организациям. Например, по требованию пожарной безопасности окна должны быть свободны, а по требованию МВД, на них они должны быть решетки. По требованию МВД России палаточные лагеря должны быть огорожены, а Лесной кодекс запрещает возводить любые заборы на территории земель лесного фонда. Комитет предлагает включить в сферу действия законопроекта такие области как гражданская оборона и противодействие преступности в части требований к образовательным организациям.
Комитет обращает внимание на то, что устанавливаемые законопроектом в статье 17 и статье 18 сроки вступления в силу отдельных норм в части правовой регламентации образовательной деятельности (процедуры лицензирования, государственной аккредитации, государственного контроля (надзора) в сфере образования) создают высокие риски возможной утраты управляемости в отрасли в связи со значительным количеством нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования к организации образовательной деятельности, а также продолжительностью как самих процедур, так и реализации принятых в соответствии с ними решений.
На основании вышеизложенного Комитет Государственной Думы по образованию и науке поддерживает принятие проекта федерального закона 6 № 851072-7 «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» в первом чтении, при условии учета содержащихся в настоящем заключении замечаний и предложений при подготовке законопроекта ко второму чтению.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проекте федерального закона №279212-7 "О внесении изменения в часть 4 статьи 68 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в части защиты прав инвалидов на получение среднего профессионального образования"
внесен депутатами Государственной Думы О.Н.Смолиным, В.М.Новиковым, Е.А.Митиной и другими
Комитет Государственной Думы по образованию и науке рассмотрел указанный проект федерального закона. Законопроект был рассмотрен Комитетом 22 марта 2018 года, авторам были высказаны замечания и предложено изменить текст законопроекта.
В первоначальной редакции законопроекта авторами предлагалось дополнить часть 4 статьи 68 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) положениями об установлении квот для детей-инвалидов, инвалидов I и II групп, инвалидов с детства, инвалидов вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, при приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования (далее - программы СПО) в порядке, аналогичном установленному при приеме для получения высшего образования по программам бакалавриата и программам специалитета (а именно, в размере не менее чем десять процентов общего объема контрольных цифр приема).
Законом об образовании уже предусмотрено, что в случае, если численность поступающих на программу СПО превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, образовательной организацией при приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования учитываются результаты освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования.
Кроме этого, статья 43 Конституции Российской Федерации и часть 4 статьи 68 Федерального Закона об образовании, определяют, что прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования осуществляется на общедоступной основе, за исключением приема на обучение по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств. Поскольку прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования осуществляется на общедоступной основе, поступление не предполагает установления квоты.
Изменения законопроекта касаются только наделения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего и среднего профессионального образования, полномочиями по определению перечня профессий, специальностей и направлений подготовки, по которым устанавливается квота приема для получения среднего профессионального образования.
Таким образом, замечания, высказанные Комитетом при направлении законопроекта на доработку, не учтены.
На основании изложенного Комитет не поддерживает концепцию, предложенную авторами законопроекта.
Правительство Российской Федерации также не поддерживает принятие законопроекта в доработанной редакции, считая, что случаи превышения численности поступающих над установленным объемом контрольных цифр приема носят локальный характер и, как правило, связаны с требованием о наличии у поступающих особых профессиональных качеств. В заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы отмечается, что предлагаемые авторами законопроекта изменения не согласуются с принципом общедоступности и влияют на реализацию иными гражданами своего права на среднее профессиональное образование, а сравнение с квотой при приеме для получения бесплатного высшего образования не учитывает его конкурсного получения.
На законопроект поступили отзывы от: - 29 законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации - 20 положительных и 9 отрицательных;
- 46 высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации - 16 положительных и 30 отрицательных.
В целом, законопроект поддержали 9 субъектов Российской Федерации и не поддержали 7 субъектов Российской Федерации.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по образованию и науке рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона № 279212-7 "О внесении изменения в часть 4 статьи 68 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в части защиты прав инвалидов на получение среднего профессионального образования".

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проекте федерального закона №279212-7 "О внесении изменения в часть 4 статьи 68 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в части защиты прав инвалидов на получение среднего профессионального образования"
внесен депутатами Государственной Думы О.Н.Смолиным, В.М-Новиковым, Е-А-Митиной, Т.В.Касаевой, Л.Н.Духаниной, Д.И.Савельевым
Комитет Государственной Думы по образованию и науке рассмотрел указанный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается дополнить часть 4 статьи 68 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (далее — Закон об образовании) положениями об установлении квот для детей-инвалидов, инвалидов I и П групп, инвалидов с детства, инвалидов вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, при приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования (далее - программы СПО) в порядке, аналогичном установленному при приеме для получения высшего образования по программам бакалавриата и программам специалитета (а именно, в размере не менее чем десять процентов общего объема контрольных цифр приема).
Законом об образовании уже предусмотрено, что в случае, если .численность поступающих на программу СПО превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, образовательной организацией при приеме на обучение по программам СПО учитываются результаты освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования.
Комитет отмечает, что установленный в настоящее время механизм приема на программы СПО является не вполне совершенным и в отдельных случаях при превышении спроса абитуриентов на те направления подготовки, по которым установлены меньшие- значения контрольных цифр приема, не позволяет гражданам в полной мере реализовать свое конституционное право на общедоступное и бесплатное среднее профессиональное образование.
Вопросы совершенствования порядка приема на обучение по образовательным программам СПО, в том числе приема лиц с ограниченными возможностями здоровья, не раз рассматривались на заседаниях Комитета, парламентских слушаниях, «круглых столах». Комитет считает необходимым совершенствовать механизма приема на обучение по программам СПО. В первую очередь, это касается льготных категорий абитуриентов, которые нуждаются в поддержке и помощи со стороны государства по созданию им равных с другими гражданами возможностей получения профессионального образования и участия в жизни общества. Вместе с этим, предлагаемые механизмы не должны противоречить базовому принципу общедоступности среднего профессионального образования, закрепленному в статье 43 Конституции Российской Федерации.
В соответствии со статьей 43 Конституции Российской Федерации и частью 4 статьи 68 Федерального Закона об образовании, прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования осуществляется на общедоступной основе, за исключением приема на обучение по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств. Поскольку прием на обучение по программам СПО осуществляется на общедоступной основе, поступление не предполагает установления квоты. На этом основании Комитет не поддерживает Ковщешшю, предложенную авторами законопроекта.
Правительство Российской Федерации также не поддерживает принятие законопроекта, считая, что случаи превышения численности поступающих над установленным объемом контрольных цифр приема носят локальный характер и, как правило, связаны с требованием о наличии у поступающих особых профессиональных качеств. В заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы отмечается, что предлагаемые авторами законопроекта изменения не согласуются с принципом общедоступности, а сравнение с квотой при приеме для получения бесплатного высшего образования не учитывает его конкурсного получения.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по образованию и науке предлагает авторам изменить текст проекта федерального закона и направить его на имя Председателя Государственной Думы.

ПРАВИТЕЛЬСТВО
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ
на проект федерального закона № 279212-7 "О внесении изменения в часть 4 статьи 68 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в части защиты прав инвалидов на получение среднего профессионального образования", внесенный депутатами Государственной Думы О.Н.Смолиным, В.М.Новиковым, Е.А.Митиной и другими
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается дополнить часть 4 статьи 68 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) положениями об установлении квот для детей-инвалидов, инвалидов 1 и П групп, инвалидов с детства, инвалидов вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, при приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования в порядке, аналогичном установленному при приеме для получения высшего образования по программам бакалавриата и программам специалитета.
Частью 4 статьи 68 Федерального закона предусмотрено, что прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным.
Возможность проведения отбора поступающих установлена только при приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, и если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Отбор производится с учетом результатов освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, что обеспечивает зачисление наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы соответствующего уровня.
При этом случаи превышения численности поступающих над установленным объемом контрольных цифр приема носят локальный характер и, как правило, связаны с вышеуказанным требованием о наличии у поступающих особых профессиональных качеств (например, прием на профессии и специальности в области искусства, здравоохранения, транспорта).
Кроме того, предлагаемое законопроектом изменение приведет к сокращению мест, финансируемых за счет бюджетных средств, для лиц, не относящихся к категории инвалидов.
Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный законопроект.
Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации -Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации С.Приходько
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments