leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Опубликованы тезисы: Вакурова Н.В. Иммерсивная журналистика: дополненная реальность или инструмент..

Опубликованы тезисы: Вакурова Н.В. Иммерсивная журналистика: дополненная реальность или инструмент манипуляции? // Материалы Международной научно-практической конференции «Журналистика в 2019 году» / Москва, факультет журналистики МГУ, 2020 – стр. 7-8
Н.В.Вакурова,
Институт современного искусства (Москва)
ИММЕРСИВНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА: ДОПОЛНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ИЛИ ИНСТРУМЕНТ МАНИПУЛЯЦИИ?
Попытки погружения в событие с имитацией присутствия зрителя внутри изучаемого объекта или явления как вариант лайфхакера имеет древние корни вместе с его носителем в искусстве еще до его дивергенции от науки и религии. Слово «иммерсия» для журналистики новое, в биологии оно известно и означает «погружение» в различных вариантах.
Кино с момента своего возникновения генерировало эффект иммерсивной наркотизации сознания. Способность восприятия преадаптирована гипертрофированной корой головного мозга высших обезьян, предназначенной для внутренней генерации VR еще до появления человека.
С помощью VR-технологий достигается технологическое усиление эффекта, но оно не столь значительное, как подают авторы иммерсии. Для полноценного эффекта требуется достаточно дорогостоящее оборудование с мощным контроллером и специальным громоздким шлемом, полностью выключающим зрителя из окружающей реальности (в настоящее время недорогой комплект в пределах сорока тысяч рублей). Можно пользоваться суррогатом из смартфона, вставленного в специальные складные очки – cardboard. Несмотря на привлекательность подобных проектов с точки зрения оптимизации технологий и создания эмпатии с помощью виртуальных персонажей, по мнению ряда исследователей, они могут представлять угрозу журналистской репутации, так как нарушают принцип объективности и достоверности.
В 2019 году ТАСС запустил проект «Ньюм» для аудитории 8-16 лет. Его задача – с помощью коротких видеороликов (ньюмов), слайд-шоу и анимации знакомить детей и подростков с ключевыми событиями внутренней и мировой повестки. Ньюмы ТАСС затрагивают волнующие эту аудиторию темы: взросление, образование, спорт, субкультуры, безопасность, азы финансовой грамотности и т.д. Ежедневно новый контент от команды проекта появляется во ВКонтакте, в Instagram и на Youtube.
РИАН (МИА РС) развивает свои проекты формата 360° AR и VR. В апреле 2019 года прошел цикл лекций: «Подкасты: как работать с развивающимся форматом», «Иммерсивная журналистика: как работать с VR-технологиями» и «Иммерсивная журналистика: как работать с дополненной реальностью».
Отрасль виртуальной реальности имеет много направлений, воплощенных в самых разных продуктах: игры, обучающие симуляторы, виртуальные экскурсии, реклама, VR-кинематограф, VR-трансляции и живопись, рекламные и имиджевые VR-ролики и фильмы, образовательные научно-популярные фильмы и кино в VR с интерактивными возможностями.
Однако традиционно эффект присутствия в журналистике создается прежде всего талантом репортера. Без него техника бессильна. В качестве примеров иммерсивной журналистики обычно приводят работы Нонни Де Ла Пенья. Автор газеты The New York Times прославилась серией репортажей через технологии виртуальной реальности. Зритель оказывается в эпицентре бомбардировки, затем попадает в лагерь для беженцев.
За VR-технологиями может быть большое будущее. Например, прикованный к постели человек может увидеть себя танцующим. Широкие перспективы открываются для образования. При этом следует помнить, что технологические эффекты не должны преобладать над адекватным восприятием контента. Учитывая то, что технологии виртуальной и дополненной реальности имеют такое же двойное назначение, как викиномика, социальная инженерия или атомная энергия, есть опасность, что деструктивные программы могут быть более эффективными, чем созидательные проекты.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments