15. СФ без обсуждения принял постановление «О стратегических направлениях совершенствования таможенного администрирования в РФ»
Зампред комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Елена Перминова
Постановление в целом 152 0 0
Из стенограммы 474-го пленарного заседания СФ 12.02.20
Пятнадцатый вопрос повестки – о проекте постановления Совета Федерации "О стратегических направлениях совершенствования таможенного администрирования в Российской Федерации" – докладывает Елена Алексеевна Перминова.
С места, да? Пожалуйста.
Е.А. Перминова, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Курганской области.
Уважаемый Николай Васильевич, уважаемые коллеги! Мы изучили все предложения в проект постановления, которые прозвучали на прошлом пленарном заседании, поступившие от наших коллег и от федеральных министерств. И доработанный проект постановления прошел все этапы согласования, в том числе и с Федеральной таможенной службой.
Поэтому, уважаемые коллеги, я предлагаю сейчас принять постановление в целом. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Елена Алексеевна.
Коллеги, есть ли вопросы к Елене Алексеевне, к профильному комитету, желающие выступить? Нет.
Тогда кто за то, чтобы принять постановление Совета Федерации "О стратегических направлениях совершенствования таможенного администрирования в Российской Федерации" (документ № 47) в целом? Прошу голосовать.
Результаты голосования (12 час. 45 мин. 29 сек.)
За 152 чел. 89,4%
Против 0 чел. 0,0%
Воздержалось 0 чел. 0,0%
Голосовало 152 чел.
Не голосовало 18 чел.
Решение: принято
Решение принято.
Текст постановления
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее. В соответствии со Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года № 2575-р, стратегической целью таможенной службы Российской Федерации является повышение уровня экономической безопасности Российской Федерации, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в российскую экономику, полного поступления доходов в федеральный бюджет, защиты отечественных производителей, охраны объектов интеллектуальной собственности и максимального содействия внешнеторговой деятельности на основе повышения качества и результативности таможенного администрирования. В последние годы Федеральная таможенная служба (далее ФТС России) повысила качество таможенного регулирования и администрирования за счет упрощения и ускорения процессов таможенного оформления и таможенного контроля, что оказало положительное влияние на развитие внешнеэкономической деятельности. Достигнуто значительное сокращение предельного времени совершения таможенных операций: при помещении под таможенную процедуру экспорта - с 4 часов в 2012 году до 46 минут в 2019 году, при помещении под таможенную процедуру импорта - с 48 часов в 2012 году до 1 часа 7 минут в 2019 году. В целях упрощения административных процедур, а также сокращения временных и финансовых издержек участников внешнеэкономической деятельности ФТС России осуществляет мероприятия по развитию Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов, расширению использования электронных сервисов, в том числе сервиса "Личный кабинет участника ВЭД". В настоящее время идет процесс создания механизма "единого окна", действующего на таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС). Его основные задачи - упрощение процедур международной торговли и минимизация издержек при совершении экспортных, импортных и транзитных операций. Таможенные органы Российской Федерации продолжают играть важную роль в пополнении доходной части федерального бюджета. В 2019 году доходы от уплаты таможенных и иных платежей, администрируемых ФТС России, составили 5 729,0 млрд рублей. Несмотря на снижение суммы указанных платежей на 5,5 процента по сравнению с 2018 годом в связи с реализацией "налогового маневра" в нефтегазовой отрасли, они составляют около одной трети доходов федерального бюджета. Актуальными вопросами совершенствования таможенного администрирования в Российской Федерации остаются обустройство пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, противодействие уклонению от уплаты таможенных платежей и фальсификации подакцизных товаров, борьба с незаконной рубкой лесных насаждений и последующим вывозом незаконно заготовленной древесины. Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять к сведению информацию руководителя Федеральной таможенной службы о стратегических направлениях совершенствования таможенного администрирования в Российской Федерации. 2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить рассмотрение следующих проектов федеральных законов, направленных на совершенствование процедур правового регулирования транзитных международных перевозок грузов, предусматривающих в том числе применение электронных идентификаторов (навигационных пломб) при осуществлении автомобильных и железнодорожных транзитных перевозок и установление административной ответственности за нарушение порядка применения таких устройств: № 192177-7 "О перевозках транзитных грузов (товаров) через территорию Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; №457178-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования транзитных международных перевозок грузов автомобильным и железнодорожным транспортом через территорию Российской Федерации"; № 457554-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления мер ответственности за нарушение правил транзитных международных перевозок грузов автомобильным и железнодорожным транспортом через территорию Российской Федерации". 3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации: 1) утвердить Стратегию развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года, согласованную с целями и задачами, определенными Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года №204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"; 2) проработать вопрос о необходимости установления уголовной ответственности за ввоз в Российскую Федерацию товаров, в отношении которых в целях обеспечения экономической безопасности Российской Федерации введены специальные экономические меры; 3) продолжить на площадке Евразийской экономической комиссии (далее - ЕЭК) работу: по совершенствованию порядка, регламентирующего действия государств - членов ЕАЭС в случае, когда одно из государств - членов ЕАЭС вводит в отношении третьих стран специальные экономические меры в одностороннем порядке; по созданию правовых основ единого рынка алкогольной и табачной продукции ЕАЭС в целях пресечения незаконного перемещения указанной продукции через таможенную границу ЕАЭС; 4) рассмотреть возможность продвижения на площадке ЕАЭС согласованной позиции российской стороны о проведении комплекса мероприятий по развитию единой системы таможенного транзита товаров в ЕАЭС; 5) подготовить предложения по внесению изменений в право ЕАЭС и законодательство Российской Федерации о таможенном регулировании в части создания упрощенного механизма изъятия и уничтожения контрафактных товаров, перемещаемых в рамках интернет-торговли (для личного пользования); 6) инициировать рассмотрение в ЕЭК вопроса о введении запрета на вывоз из государств - членов ЕАЭС российских древесины и лесоматериалов, за исключением помещенных под таможенную процедуру экспорта в Российской Федерации и следующих транзитом через территории государств - членов ЕАЭС; 7) проработать вопросы: об увязывании предоставления тарифной квоты, предполагающей применение пониженной ставки вывозной таможенной пошлины в отношении отдельных видов лесоматериалов, с объемами инвестирования организаций экспортеров в лесопромышленный комплекс и (или) с долей продукции лесопереработки с высокой добавленной стоимостью в объеме экспорта древесины и лесоматериалов; об установлении обязательного требования перевозки экспортируемых древесины и лесоматериалов только на открытых платформах (в том числе железнодорожных);
о применении для экспортируемых древесины и лесоматериалов системы идентификации товаров (в том числе с использованием радиочастотных меток); о гармонизации кодов видов продукции в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности; 8) обеспечить доработку единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней в части: создания аналитического контура, обеспечивающего проверку этапов движения (оборота) древесины от момента ее заготовки до момента вывоза с территории Российской Федерации и информирование в автоматическом режиме о наличии остатков древесины по видовому и сортиментному составу; расширения состава учитываемых сведений и уточнения сроков предоставления информации о маркировке вывозимых с таможенной территории ЕАЭС древесины и лесоматериалов; 9) рассмотреть возможность принятия постановления Правительства Российской Федерации о неприменении временного периодического таможенного декларирования при вывозе древесины и лесоматериалов с территории Российской Федерации; 10) принять до 1 июля 2020 года постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2015 года № 1329"; 11) поручить Министерству промышленности и торговли Российской Федерации, Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству транспорта Российской Федерации, Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, Министерству энергетики Российской Федерации, Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии, Федеральной службе по техническому и экспортному контролю и Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству обеспечить представление в ФТС России в виде формализованных электронных сообщений документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля (включая лицензии, сертификаты, разрешения и подтверждения), заверенных электронной подписью соответствующего ответственного лица, в режиме времени, близком к реальному; 12) принять действенные меры по строительству (модернизации) пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации в соответствии с задачами федерального проекта "Логистика международной торговли" национального проекта (программы) "Международная кооперация и экспорт"; 13) проработать вопрос о выделении ФТС России дополнительных бюджетных ассигнований на предоставление сотрудникам таможенных органов единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также на предоставление государственным гражданским служащим таможенных органов единовременной субсидии на приобретение жилого помещения. 4. Рекомендовать ФТС России: 1) обеспечить реализацию стратегических направлений совершенствования таможенного администрирования в Российской Федерации, предусматривающих в том числе: цифровизацию и автоматизацию деятельности таможенных органов; развитие сотрудничества с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств; реализацию международных проектов, направленных на упрощение таможенного администрирования и обеспечение безопасности цепи поставок; развитие института уполномоченных экономических операторов; создание нового Главного центра обработки данных ФТС России, реализующего современные информационные технологии, обеспечивающие централизацию приложений, баз данных и применение технологии "облачных вычислений"; создание условий для безостановочного движения транспортных средств при перемещении товаров низкого уровня риска через пункты пропуска путем формирования модели интеллектуального пункта пропуска для использования ее элементов при строительстве и модернизации пунктов пропуска; внедрение технологии автоматической оценки уровня риска товарной партии в режиме реального времени; перевод должностных лиц таможенных органов, осуществляющих в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и в составе мобильных групп таможенный и иные возложенные на таможенные органы виды контроля, из категории "федеральные государственные гражданские служащие" в категорию "сотрудники"; 2) усилить контроль за достоверностью декларирования товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, и за деятельностью подчиненных таможенных органов; 3) продолжить работу: по развитию института мобильных групп таможенных органов; по совершенствованию информационного обмена с государствами - торговыми партнерами Российской Федерации, в том числе путем заключения между ФТС России и уполномоченными органами указанных государств международных договоров об обмене статистическими данными и проведения консультативных встреч в целях сопоставления данных и выявления причин расхождений. 5. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период осенней сессии 2020 года о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении. 6. Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам: 1) организовать в период осенней сессии 2020 года обсуждение с профильными комитетами Совета Федерации, а также с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти вопросов таможенно-тарифной политики в целях определения эффективности применения действующих ставок таможенных пошлин для обеспечения экономической безопасности Российской Федерации; 2) подготовить совместно с Комитетом Совета Федерации по социальной политике предложения по разработке проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части указания федерального бюджета в качестве источника финансового обеспечения медицинской помощи, оказываемой пенсионерам таможенных органов, членам семей сотрудников и пенсионеров таможенных органов в медицинских учреждениях ФТС России; 3) проинформировать палату до конца 2020 года о ходе реализации настоящего постановления. 7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам. 8. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.