leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Принят в первом чтении законопроект по упрощению процедуры банкротства

Принят в первом чтении законопроект по упрощению процедуры банкротства – Николай Николаев При подаче заявления останавливается начисление пени Скорее всего появятся арбитражные управляющие СРО Всего подавали на банкротство 205 тыс человек Зафиксирован банкротный туризм Возврат кредиторам менее 10% - Наталья Боева Не приучим ли мы людей брать и не отдавать? – Андрей Андрейченко ЛДПР настаивает на списании догов которые не могут вернут Арбитражные управляющие берут огромные деньги у людей и так нет Суды признают банкротом и остается должен не показал зарплату до копейки – Куринный Взял пять тыс должен сто Выйти из перекредитований человек не может
13. 792949-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» в части внесудебного банкротства гражданина»
Документ внесли 12.09.19 Депутаты ГД Н.П.Николаев, С.В.Чижов, В.М.Шишкоедов, А.В.Туров, А.В.Якубовский, А.А.Харсиев, Б.Х.Сайтиев, И.В.Сапко, И.М.Гусева, А.Н.Красноштанов, Г.А.Карлов, В.С.Скруг, В.И.Афонский, Е.Б.Шулепов, М.С.Гаджиев, М.С.Шеремет, Т.В.Соломатина, А.П.Марков и др. (ЕР).
Представил председатель комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев.
С целью повышения доступности и упрощения процедуры банкротства граждан законопроектом вводятся нормы о внесудебном порядке признания гражданина банкротом.
Гражданин имеет право обратиться в СРО арбитражных управляющих с заявлением о признании его банкротом во внесудебном порядке (далее – заявление), если удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения гражданином денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей в полном объеме перед другими кредиторами и размер таких обязательств и обязанности в совокупности составляет не менее чем 50 тыс. руб., и не более чем 500 тыс. руб.
Заявление имеет право подать гражданин, соответствующий одновременно следующим требованиям:
- гражданин признан в установленном порядке безработным или имеет источник дохода менее величины прожиточного минимума на каждого члена семьи, установленного законом субъекта РФ, на территории которого он постоянно или преимущественно проживает, и указанные обстоятельства возникли не менее чем за 3 месяца до подачи заявления;
- гражданин не имеет имущества, принадлежащего ему на праве собственности, за исключением имущества, на которое не может быть обращено взыскание;
- гражданин не имеет денежных средств на банковских счетах (вкладах) в кредитных организациях, совокупный размер которых составляет более 50 тыс. руб. в течение 3-х месяцев, предшествующих подаче заявления;
- гражданин не имеет неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленного преступления в сфере экономики и до даты принятия заявления, истек срок, в течение которого гражданин считается подвергнутым административному наказанию за мелкое хищение, умышленное уничтожение или повреждение имущества либо за фиктивное или преднамеренное банкротство;
- гражданин не признавался банкротом и банкротство гражданина не возникало в силу закона в течение 5-ти лет, предшествующих дате подачи заявления.
СРО арбитражных управляющих в течение одного рабочего дня со дня, следующего за днем получения заявления, назначает арбитражного управляющего на сопровождение внесудебного банкротства гражданина.
Назначенный арбитражный управляющий в течение 10-ти рабочих дней со дня, следующего за днем получения СРО арбитражных управляющих заявления, удостоверяет соблюдение гражданином требований, необходимых для признания его банкротом во внесудебном порядке, или выдает мотивированный отказ в этом.
В случае удостоверения арбитражным управляющим соблюдения гражданином указанных требований, арбитражный управляющий в течение одного рабочего дня включает сведения о возбуждении внесудебного банкротства гражданина в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, и с этой даты начинается течение срока внесудебного банкротства гражданина. Сопровождение внесудебного банкротства гражданина осуществляется арбитражным управляющим без взимания платы.
Со дня возбуждения внесудебного банкротства гражданина вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, за исключением предусмотренных случаев, прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, а также процентов по всем обязательствам гражданина, приостанавливается исполнение большинства исполнительных документов, предъявление требований кредиторов допускается только в порядке, предусмотренном законодательством о банкротстве.
Гражданин в течение срока внесудебного банкротства гражданина не имеет право совершать сделки по получению займов, кредитов и выдаче поручительств.
По истечении года со дня возбуждении внесудебного банкротства гражданина данная процедура завершается, гражданин признается банкротом в силу закона и освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов.
Освобождение гражданина от обязательств не распространяется на требования, о наличии которых кредиторы не знали и не должны были знать к моменту завершения внесудебного банкротства гражданина, а также на следующие требования: требования кредиторов по текущим платежам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате заработной платы и выходного пособия, о возмещении морального вреда, о взыскании алиментов, а также иные требования, неразрывно связанные с личностью кредитора.
Предусматривается обязательность участия всех СРО арбитражных управляющих в формировании фонда поддержки внесудебного банкротства, который будет сформирован при национальном объединении СРО арбитражных управляющих, обеспечив за счет его средств компенсацию затрат СРО на выплату вознаграждения (в размере 3 тыс. руб.) и возмещение расходов арбитражного управляющего по сопровождению внесудебного банкротства гражданина.
ФЗ вступает в силу с 1 октября 2020 года, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок вступления их в силу. Предусматриваются переходные положения.
Первое чтение 410 0 0 15:28

Стенограмма обсуждения
Пункт 13. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" в части внесудебного банкротства гражданина". Николай Петрович Николаев.
Николаев Н. П., председатель Комитета ГЦ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Спасибо.
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Мы к теме банкротства граждан периодически возвращаемся и проводили соответствующие мероприятия, и слушания, и "круглые столы".
Мы с вами понимаем, что, невзирая на то, что уже 4 года есть возможность проводить такую процедуру, она не заработала в полной мере. И на сегодняшний день, если говорить о статистике, за вот эти 4 года стали банкротами 163 тысячи 235 человек, но это всего 16 процентов от потенциального количества банкротов, о которых говорят нам эксперты и говорит статистика.
Причин несколько. Во-первых, сама процедура исключительно дорогая. Она просто недоступная. Вообще парадокс то, что процедура для банкрота, у которого, по идее, нет ни денег, ни имущества, ничего, она стоит порядка 100 тысяч рублей.
Во-вторых, сам порог вхождения в эту процедуру — это на сегодняшний день 500 тысяч рублей. Мы тоже понимаем с вами, что ситуации бывают сложные. И вот именно в существующий механизм, существующую модель абсолютно не вписываются те люди, которые, наверное, находятся в наиболее сложной ситуации, у которых, может быть, долги менее 500 тысяч рублей, но у них нет ни дохода, ни возможности каким-то образом его организовать.
Именно поэтому данный законопроект предлагает упрощенную процедуру банкротства граждан. Это внесудебная процедура, в соответствии с которой мы предлагаем установить, что если человек, у которого долги от 50 тысяч до 500 тысяч рублей, если у него нету работы, если он официально признан безработным, если он не имеет имущества, которое принадлежит ему на праве собственности, если он не имеет денежных средств на банковских счетах, если он не имеет неснятой или непогашенной судимости и не признавался ранее банкротом, то он имеет право подать на вот такую процедуру внесудебного банкротства гражданина.
В этом случае арбитражный управляющий абсолютно бесплатно должен сопровождать дело о банкротстве, проверять достоверность тех сведений, которые предоставляет гражданин, и вывешивать в открытом доступе, в едином федеральном реестре сведения о банкротстве, информацию о таком гражданине. В случае если кто-то из кредиторов этого человека считает, что с него можно тем не менее взыскать какие-то долги, что он предоставил недостоверные, допустим, данные, то в любой момент любой кредитор может подать заявление о восстановлении судебной процедуры банкротства. Но при этом последствия возбуждения внесудебного порядка это, прежде всего, что это очень важно, это прекращение, приостановление начисления всех неустоек, штрафов, пеней по тем обязательствам, которые он несет.
Теперь, что касается бесплатного сопровождения. Понятно, что арбитражные управляющие должны получать какое-то возмещение за свою работу. Мы предлагаем это сделать через создание специального компенсационного фонда в национальном объединении саморегулируемых организациях арбитражных управляющих. И гонорар свой, это 3 тысячи рублей плюс возмещение расходов, такие арбитражные управляющие будут получать из этого компенсационного фонда.
Как будет формироваться этот компенсационный фонд? Мы предлагаем, чтобы ежегодно каждая саморегулируемая организация арбитражных управляющих вносила в него минимум 15 тысяч рублей в обязательном порядке. И, таким образом, будет сформирован первичный фонд, который даст возможность компенсировать работу арбитражных управляющих по сопровождению вот этой внесудебной процедуры банкротства.
Я хочу обратить ваше внимание, что на самом деле эта процедура очень простая для арбитражного управляющего. То есть он получает эти документы, проверяет их соответствие и вывешивает информацию в федеральном реестре. То есть это не требует трудозатрат. Если все в порядке, документы все в порядке, через год, если нету каких-либо претензий других кредиторов, то такой человек признается банкротом и, соответственно, освобождается от таких платежей и непосильных долгов.
Мы считаем, что если вы поддержите данный законопроект, и мы сможем его принять и довести до вступления в силу, то это будет, конечно, очень существенное подспорье для тех людей, которые действительно нуждаются в такой помощи.
Но при этом, как я уже говорил, мы отсекаем всех возможных мошенников именно потому, что любой кредитор, он имеет право в течение этого года вмешаться в эту процедуру и потребовать восстановления именно судебной процедуры банкротства.
Мы обсудили внимательно этот законопроект на комитете, получили целый ряд замечаний, которые можно устранить ко второму чтению. Также я хочу обратить внимание, что Министерство экономического развития предлагает не останавливаться на вот только этих нормах и в рамках доработки ко второму чтению прописать также еще одну альтернативную процедуру упрощённого судебного рассмотрения.
Законопроект поддержан нашим комитетом, и от лица авторов и от лица комитета я прошу поддержать данный законопроект.
Председательствующий. Есть ли вопросы? Включите запись на вопросы. Покажите список.
Кузьмин Андрей Альбертович, пожалуйста. Кузьмин А. А., фракция ЛДПР.
Добрый день! У меня такой вопрос. Николай Петрович, скажите, вот 60 тысяч у нас сейчас ограничение на выезд за границу долгов, да, общих? Мы сейчас долги доводим до 50 тысяч. Тут вот можно совместить или нет? Это первый вопрос.
И второй. Лидер фракции ЛДПР и партии ЛДПР Владимир Вольфович Жириновский предлагал вообще списывать эти долги. Зачем разрабатывать вот такие ненужные и долгие механизмы по реализации вот этой ситуации банкротства, когда можно просто лёгким решением или росчерком пера прийти к одному знаменателю? Спасибо.
Николаев Н. П. Спасибо, Андрей Альбертович.
Если вы уточните и внесёте поправки, каким образом непосредственно и кто должен осуществлять это лёгкое движение или росчерк пера, это будет, наверное, здорово, и мы его рассмотрим. Но тем не менее списание любого долга — это... ну, определённая должна быть процедура. Мы как раз эту процедуру и предлагаем, причём внесудебную и бесплатную вот для такого гражданина. И в этом случае никаких... И ещё раз хочу сказать о том, что мы даём возможность... Как только человек подаёт заявление о такой внесудебной процедуре, у него останавливается начисление всех пеней и штрафов, то есть этот долг не растёт.
И мы считаем, что это как раз наиболее простая процедура, которую можно придумать. Это не тот велосипед, который мы сами изобрели. Мы провели очень серьёзное исследование и, в том числе, обсуждали возможные сценарии вот такого внесудебного... внесудебной процедуры на Международном форуме по банкротству в прошлом году в Санкт-Петербурге. И считаем, что именно вот такая процедура будет наиболее лёгкой, и действительно будет нести такую реабилитационную функцию.
Спасибо.
Председательствующий. Андрейченко Андрей Валерьевич, пожалуйста. Андрейченко А. В., фракция ЛДПР.
Николай Петрович, у меня вопрос не новый, а который сейчас муссируется и в СМИ, и который поднимался на общественных слушаниях, которые проводились в Государственной Думе, где присутствовали члены фракции ЛДПР. Вопрос про арбитражных управляющих, вот про сумму в 3 тысячи. И СМИ, они часто говорят о том, что 3 тысячи — это всё-таки недостаточная сумма. То есть если процедура упрощённая, тогда ещё понятно, там, может быть, арбитражный управляющий даже и не нужен. Но если всё-таки говорить про трудозатраты и сколько они оплачиваются, то 3 тысячи арбитражные управляющие считают малой суммой. Вопрос в том, есть ли гарантия, что этот законопроект будет именно в этом плане работать, и будут люди браться за дела, которые... Если посмотреть по оплате их, всё-таки оплата, ну, меньше, чем какие-то другие вещи, которые они делают, просто если по часам раскидать. Спасибо.
Николаев Н. П. Спасибо.
Я, прежде чем ответить на ваш вопрос, хочу извиниться перед Андреем Альбертовичем по поводу 50 и 60 тысяч, я считаю, что это разные просто вопросы, и они не связаны друг с другом.
Что касается вопроса, связанного с вознаграждением. Ну, в принципе мы указываем эту позицию в законе, то есть это минимальная сумма. Никто не мешает сообществу арбитражных управляющих каким-то образом её повышать на уровне договорённостей. Но при этом, конечно же, я считаю, что не все будут заниматься этим видом деятельности. Скорее всего, мой прогноз, что у нас появятся, наверное, арбитражные управляющие в саморегулируемых организациях, которые поставят эту процедуру что называется на поток, будут специализироваться. И в этом случае тогда концентрация вот такого вознаграждения, ну, наверное, она будет и экономически, в том числе, выгодна арбитражным управляющим.
И, наконец, что касается трудозатрат, то я повторюсь, это, ну, сколько можно там 15 или 20, ну, хорошо, полчаса будет приём человека и проверка его документов, после этого эти документы нужно разместить в базу. Какие там трудозатраты? Может быть, они оценивают свою работу значительно дороже, может быть, но это их право опять же договариваться в своём сообществе и в том числе устанавливать суммы дополнительных взносов для компенсации вот этих затрат от лица национального объединения саморегулируемых организаций. Спасибо.
Председательствующий. Куринный Алексей Владимирович.
Куринный А. В. Уважаемый Николай Петрович, у нас три вопроса.
Первое. В законопроекте написано, что арбитражный управляющий будет исполнять свои функции в случае его согласия, это вот кардинально, не то, что назначили, именно, когда он согласится. Не породит ли это чёрный рынок, когда официально — три тысячи, а там будет ещё неофициально дополнительно какая-то требоваться плата?
Второй момент. Обязательные условия того, чтобы должник был безработным либо зарабатывал менее прожиточного минимума. Вот насколько оно обоснованно? Потому что чуть выше на 100 рублей, чем прожиточный минимум, и всё, в эту процедуру не попадают те люди, которые в принципе не смогут отдать там долги, о которых мы здесь говорим, никогда.
Ну и третий момент — это отказ. В случае отказа арбитражного управляющего, только через полгода можно будет подать подобное же заявление, причём обжалование этой процедуры, там закон, не закон, почему-то не прописано в законопроекте. Тоже хотелось бы получить разъяснение. Николаев Н. П. Спасибо большое.
Я согласен, у нас есть в замечаниях и в заключении, мы должны будем доработать эту процедуру возможного опротестования и отказа арбитражного управляющего от проведения такой процедуры. Здесь вы абсолютно правы -это нам нужно доработать.
Что касается - безработный прожиточный минимум, ну вы знаете, мы никогда... это по самым разным вопросам мы часто спорим относительно того, что, когда вот устанавливаем любую планку, а что, если несоответствие этой планки будет минимально?
Но мы предлагаем действительно именно таким образом установить, потому что прожиточный минимум - это понятная, официально фиксируемая сумма и в этом случае тогда будет меньше споров просто. Но да, действительно в этом случае люди не будут подпадать под такую процедуру, да.
Председательствующий. Коломейцев Николай Васильевич. Коломейцев Н. В. Спасибо.
Уважаемый Николай Петрович, ну вы, вероятно, готовя этот закон, вы, наверное, проанализировали, как всё-таки в судебном порядке это работает и сколько же человек стали у нас банкротами и особенно, сколько из очень состоя тельных людей, которые серьёзно как бы нажились за счёт государства, кредитных учреждений? И какого количества, по вашему мнению, может коснуться вот ваш закон?
Спасибо.
Николаев Н. П. Спасибо большое.
Действительно, за вот эти четыре года, я уже говорил, 163 тысячи 235 человек прошли эту процедуру и были признаны банкротами — это физические лица, при этом всего подавали на банкротство 205 тысяч человек.
Касательно их имущественного, так сказать, состояния, то порядка, ну статистика показывает, что порядка 70 процентов всех граждан с просроченными долгами, они не имеют ни имущества, ни такого стабильного дохода для погашения.
Что касается тех людей, откровенно мошенников, которые пытаются воспользоваться, да, этой процедурой, то, да, действительно, у нас сейчас зафиксированный такой банкротный туризм, когда пытаются в разных регионах перевести дела о банкротстве, но это касается всё судебной именно процедуры. И, конечно, определённая доля таких людей, которые будут стараться воспользоваться такой процедурой для получения незаконного заработка, ну, наверное, она будет. С этим нужно бороться, но нельзя забывать, что львиная доля, а я повторюсь, у нас потенциальных банкротов, которые соответствуют, это порядка 1 миллиона человека, это люди не мошенники, это люди, которые, действительно, оказались в сложной ситуации.
Председательствующий. Казанков Сергей Иванович.
Казанков С. И., фракция КПРФ.
Николай Петрович, у меня вопрос о диапазоне применения этого закона. То есть, штраф автомобилистов, неоплаченные долги ЖКХ, суммы, которые присудил суд и не выплачены, они тоже будут аннулированы? Это вот первая часть вопроса.
И второе. А как это скажется на размере процентов банковских кредитов, если так долги будут аннулироваться? Вот два вопроса у меня. Николаев Н. П. Спасибо.
Сергей Иванович, если говорить о банках, то мы оставляем кредиторам, любым кредиторам возможность приостановки такой процедуры и перевода его в судебное русло. И это, я думаю, что появление такой процедуры будет выгодно, в том числе, и кредиторам. Почему? Потому что им не нужно будет судиться по тем долгам, которые возникли, ну и достаточно давно, и по которым они понимают, что, наверное, это бесполезно. Это как раз те люди, у которых небольшие, может быть, долги, но нет возможности их покрыть.
И ваш первый вопрос. Мы не обозначали какие-либо там специальные ограничения по долгам, просто наличие долгов. Потому что вне зависимости от того, это ЖКХ или банк, это долги, которые нужно платить, и которые в этом случае человек просто не может их оплачивать.
Председательствующий. Вострецов Сергей Алексеевич.
Вострецов С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Николай Петрович! Наверное, данный законопроект нужно было еще вчера принимать, ну как говорят, лучше поздно, чем никогда. Это действительно очень важная инициатива, которая коснется самых неимущих наших граждан, ведь речь идет о суммах от 50 до 500 тысяч рублей, эти люди смогут снять с себя долговое бремя, минуя судебное решение. То есть вы сказали фактически 1 миллион человек, это те люди, которые попали практически за зоны микрокредитов, попали в рабство к коллекторам, которые через вот эти как раз пени, штрафы вогнали их там в безвыходную ситуацию.
Мой вопрос, Николай Петрович. А сегодня в текущей практике банкротства частных лиц, кредиторам хоть что-то возвращается?
Николаев Н. П. Статистика показывает, что вот удовлетворение требований кредиторов и это притом, что сейчас достаточно высокая планка вхождения в эту процедуру менее 10 процентов, то есть мы видим, что в основном это люди, которые действительно находятся и без имущества, и без возможности погасить эти долги.
Спасибо.
Председательствующий. Марченко Евгений Евгеньевич.
Марченко Е. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Николай Петрович, вот в законе есть изъятие, это касается людей, имеющих неснятую, непогашенную судимость, но, как правило, вот такие люди и являются банкротами, потому что, когда он выходит из мест не столь отдаленных, у него судимость, значит, его на работу не берут, ему платить нечем.
Как вы считаете, может мы, как сказать, сделаем послабление, например, для тех людей, которые были осуждены не по экономическим статьям, там, к примеру, мошенничество, и не за тяжкие, особо тяжкие преступления, ну к примеру, за преступление небольшой тяжести.
Спасибо.
Николаев Н. П. Спасибо больше.
Но это достаточно такой опасный путь, потому что, если мы говорим только об экономических преступлениях, ну хорошо, а кража, да, а еще какие-то. Мы считаем, что изначально такую упрощенную и бесплатную процедуру должны проходить и иметь возможность проходить люди, которые ну никак себя не запятнали, что называется, нарушением законодательства, уголовного законодательства.
В том числе, кстати, это вопрос борьбы с мошенничеством и именно поэтому мы включили в число исключений, в том числе, и тех людей, которые уже были объявлены банкротом и определили, что это они не должны быть объявлены банкротом в течение последних 5 лет.
Иные нормы, на наш взгляд, они будут как раз содействовать мошенничеству.
Спасибо.
Председательствующий. Боева Наталья Дмитриевна.
Боева Н. Д. Спасибо, Александр Дмитриевич.
Николай Петрович, скажите мне, пожалуйста, а не приучим мы людей брать и не отдавать?
Какая ответственность наступает при банкротстве?
И, может быть, это тоже надо включить в законодательство?
Спасибо.
Николаев Н. П. Спасибо, Наталья Дмитриевна.
Что касается приучить брать и не отдавать, но вы понимаете, что сам по себе статус банкрота - это уже, в общем-то, достаточно сложный статус, потому что и при поступлении на работу, и при попытке взять дополнительный кредит, эти люди встречают сопротивление и они не могут так же, как люди не банкроты воспользоваться такими возможностями.
И что касается вот того, чтобы приучить.
Во-первых, мы вот действительно, я повторюсь, поставили фильтр — 5 лет, чтобы человек уже не был банкротом.
И если, я думаю, что даже если такой человек, пройдёт там 5, 6 лет, 7, 10, неважно, и он постарается пройти такую процедуру вновь, то опять же я повторюсь, что любой кредитор, увидев его вот эту историю, он может требовать и перевести эту процедуру в судебное русло.
Поэтому я думаю, что вот мы как раз этими механизмами избежим вот такой ситуации.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Включите запись. Покажите список.
Андрейченко Андрей Валерьевич. Пожалуйста.
Андрейченко А. В. Уважаемые коллеги, сначала хочу заострить внимание на двух общих тезисах.
Первый тезис - это, конечно, о том, что мы здесь боремся с последствиями обеднения, и вообще лучше до этого обеднения не доводить. Уже спрашивали про коллекторов, про микрофинансовые организации, то есть лучше... и такие законопроекты в Думу от оппозиции постоянно поступают, все-таки деятельность коллекторов, деятельность микрофинансовых ограничивать еще больше, отменять это, потому что многие люди действительно, соглашусь с коллегой, доходят вот до этой точки именно из-за этой деятельности. Но пока мы здесь не можем это продавить, но будем дальше на этом настаивать — и по коллекторам, и по микрофинансовым организациям. Потому что те проценты, которые там закладываются, конечно, за гранью добра и зла.
Второй тезис — это о том, что фракция ЛДПР всегда настаивала на общем списании в принципе долгов, Владимир Вольфович с этой трибуны не раз этот тезис озвучивал, для категорий определённых, которые не могут с этими долгами рассчитаться. Опять же не могут во многом из-за чего? Потому что многие законы, в частности по деятельности в сфере ЖКХ, управляющие компании грабительские, они здесь не принимаются, и соответственно люди платят больше за ЖКХ, эта сфера остаётся непрозрачной.
Если говорить конкретно про данный законопроект, то, конечно, нужно признать, что это некоторый шаг вперёд по сравнению с тем законодательством о банкротстве, которое у нас на территории Российской Федерации действует сейчас. Почему я в этом абсолютно уверен? Потому как когда был принят тот первый закон о банкротстве для физлиц, мы столкнулись с чем? Началось-то всё, известное дело в Новосибирской области, где судья заявила в своём решении, что человек и признаётся банкротом, и в то же время остаётся должен, и вот такие решения потом были поставлены на поток. То есть человек получает все ограничения, но долги с него не снимаются.
Причём под какими-то в данном случае, например, в данном судебном разбирательстве надуманными, по сути, предлогами, что человек указал там зарплату не до рубля, не до копейки, то есть как-то неправильно об этом заявил. Либо находилось какое-то имущество, какие-то там нулевые счета уже в деятельности арбитражного управляющего, и снова, дескать, человек недостоверно указал, поэтому он и банкрот, и остался всем должен. Конечно, в десудебный порядок, потому что к судам, я думаю, у многих доверия здесь нет, лучше в любом случае, чем тот порядок, который существует сейчас. То есть здесь улучшение, конечно же, оно продолжается.
Далее. Конечно, нельзя не отметить улучшение, как раз про деятельность арбитражных управляющих. Сейчас арбитражные управляющие... (Добавьте, пожалуйста, от фракции.) Сейчас арбитражные управляющие, бывает, берут огромные деньги за свою деятельность. И действительно у человека этих денег и так нет, а арбитражный управляющий где-то заинтересован ещё больше найти имущество, найти какие-то ещё закавыки с человеком и продолжить свою деятельность.
Конечно, ограничивать это нужно. И здесь большой плюс то, что всё-таки какие-то вещи вводятся. Это защищает граждан Российской Федерации.
Также мы столкнулись, когда приняли этот закон, в правоприменительной практике вообще, в принципе не только с деятельностью судов, но и с деятельностью просто людей, откровенных мошенников, которые, обещая юридические услуги, говорили, что статус банкрота не такой уж страшный, говорили про какие-то блага. Человек соглашался, шел на это, после этого оказывался банкротом с непрощенными долгами, и в принципе потом никак к какой-то экономической деятельности как субъект вернуться не мог.
Поэтому прогресс, очевидно, есть в данном случае. Конечно, повторюсь, лучше бороться с причинами, которые к этому приводят, лучше всё-таки даже без этих бюрократических процедур списывать, бороться с объединением. Но прогресс здесь очевиден.
Фракция ЛДПР будет поддерживать и предлагать поправки во втором чтении, работать над законопроектом, потому что здесь мы видим плюс для граждан Российской Федерации.
Спасибо за внимание.
Председательствующий. Куринный Алексей Владимирович. Пожалуйста.
Куринный А. В. Уважаемые коллеги, данный законопроект возник не просто так. Я думаю, Николай Петрович тонко чувствует ту ситуацию, которая в стране формируется. Ну начнем мы с 17 триллионов сегодня долгов, которые имеются у наших граждан, физических лиц. Из них 4 триллиона, это по данным экспертов, никогда не будут отданы. Это люди, изначально уже взявшие кредиты, которые не смогут их отдать. И та сумма, то количество людей, которые могут попасть в один миллион, мне кажется, она занижена. Их гораздо больше, таких людей, которые находятся именно в критическом состоянии, вы их встречали, по большому счету, на приемах. И виновником этого в том числе является и государство, в том числе и мы с вами. Это те люди, которые не ограничили вот этих хищнических процентов огромных, 300 или там 175, как сейчас с нового года начались, которые драли годами наших граждан, когда выдавали 5 тысяч рублей.
А потом им буквально через год уже должны были 100-200 тысяч. И из этого постоянного ряда кредитов, перекредитования выйти человеку невозможно, даже если он это хочет сделать. Причем, никто не разбирался, может, не может, давали и сами эти микрофинансовые организации прекрасно знали, что отдать реально долг может только один из пяти. И фактически этот один из пяти потом и нес нагрузку за всех остальных, кто эти долги не отдавал и никогда не отдаст. Но в любом случае они оставались должниками, в любом случае они сегодня, так или иначе, должны за ЖКХ, кто-то за ЖКХ, но чаще всего вот этим микрофинансовым организациям. 205 подали, 163 тысячи, это вот по четырем годам статистика, те, кто смог воспользоваться.
Прямо скажем, это люди опытные, те, кто смог воспользоваться. У меня есть несколько знакомых, далеко не бедных людей, но которые сумели все свое имущество спрятать и пройти процедуру банкротства физического лица. Сейчас они чистые перед законом, они никому не должны, хотя, так или иначе, на подставных лиц у них там оформлено соответствующее имущество. А почему, потому что сама судебная процедура очень громоздкая, очень дорогостоящая. Если человеку не на что купить еду, вы сами понимаете, ему надо найти 100 тысяч, чтобы пройти эту процедуру, но он никогда не пройдет.
Поэтому то, что предлагается, безусловно, шаг вперед, может быть, несмелый, может быть, скажем так, но нужный. Потому что масса людей, которым нечего терять, это как раз те должники, о которых мы говорим, куда они дальше обратят свой гнев и свое недовольство? Это большой вопрос. А им действительно нечего терять. Они не могут устроиться на работу, потому что с них тут же начинают вычислять соответствующие суммы. Они не могут найти себя в жизни. Они готовы на все, чтобы только избавиться от этого постоянного давления, от этих звонков коллекторов, от этих постоянных напоминаний, от этой постоянной нищеты и, скажем так, необходимости жить в таких полусекретных обстоятельствах.
Я прошу добавить от фракции.
Председательствующий. От фракции.
Куринный А. В. Теперь, что касается деталей самого законопроекта. Ну, первое, это согласие, согласие арбитражного управляющего. Ну, мне кажется, кардинально неправильно ставить в зависимость это согласие от самой процедуры. Вот пришел человек, подал в соответствующую арбитражную коллегию заявление, никто не согласился, говорят: мало 3 тысячи. Либо кто-то найдется, который скажет: вот давай-ка, тут еще доплати мне немножечко, тогда я как бы в эту процедуру включусь. Поэтому, если есть фонды соответствующие саморегулирующих организаций, значит, пускай между собой распределяют нагрузку и пускай действительно помогают людям, исходя из своих резервов. Это по согласию.
Второй момент - это необходимые условия того, чтобы человек не менее чем три месяца до того, как он обратился за вот такой процедурой, был либо безработным, либо получал или зарабатывал менее прожиточного минимума. Ну тоже понимаете, немножечко такое, хоть и условно корректное условие, но часто невыполнимое. То есть, если ты получаешь чуть больше, чем можешь себе позволить на покупку, грубо говоря, еды и каких-то самых элементарных вещей из верхней одежды, значит, всё, ты под эту процедуру не попадаешь.
Мне кажется, здесь надо подходить более гибко. Может быть, сказать о полутора прожиточных минимумах, хотя бы, чтобы небольшой лаг остался, потому что-то в противном случае опять же любой человек либо будет стремиться стать безработным, формально безработным и работать где-то на стороне и опять скрывать свои доходы, либо вот опять же в таких условиях находиться как минимум три месяца, еще неизвестно что будет, если он начнёт работать в период этой процедуры годовой. Я так понимаю, он будет вычеркнут, наверное, из числа тех, кто может претендовать, а это тоже, наверное, неправильно.
И то, что мы говорили об обжаловании, конечно, запускать процедуру обжалования судебную, наверное, будет очень сложно. Может быть, это, конечно, зациклить как-нибудь через нашего финансового уполномоченного, который существует, и чтобы он принимал решение, и, скажем так, была независимая оценка. Не только желание вот этих арбитражных управляющих или нежелание участвовать в этом процессе, невыгодном для них, но и соответствующая внешняя оценка: отказал, проверили, неправильно — значит, силой, что называется, заставили этих арбитражных управляющих заниматься делом и избавлять людей от этих долгов.
А делать это крайне необходимо, делать это крайне важно, я повторяю, эта масса растёт, масса растёт и не потому что у нас такие люди безответственные, которые берут кредиты и не могут их отдать, потому что социально-экономическая обстановка в стране именно такова, потому что падают реальные доходы, потому что государство не создаёт условия для того, чтобы нормально зарабатывать, потому что банковские проценты и эти микрофинансовые организации сегодня дерут три шкуры с людей. И во многом ответственность за то, что эти люди появляются, за то, что сегодня они вынуждены в таком положении находиться, лежит на государстве, и государство должно исправлять эту ситуацию точно так же, как это сделано, кстати, во многих странах, на которые мы пытаемся ориентироваться.
Спасибо. В первом чтении фракция поддержит законопроект, свои поправки предложим. Ну и в зависимости от их голосования за них будем решать вопрос о поддержке законопроекта во втором и третьем чтении. Председательствующий. Бугера Михаил Евгеньевич.

окончание стенограммы см. https://leo-mosk.livejournal.com/7365546.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments