leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

парламентские слушания по иммунопрофилактике - окончание

Совокупляться в презервативах, целоваться в масках – парламентские слушания по иммунопрофилактике
Депутат фракции ЕР, Председатель комитета Государственной Думы по охране здоровья Дмитрий Морозов провел парламентские слушания «Иммунопрофилактика инфекционных болезней. Законодательное регулирование».

окончание материалов, начало см. https://leo-mosk.livejournal.com/7370024.html

Проект федерального закона «О биологической безопасности Российской Федерации»
Проект федерального закона «О биологической безопасности Российской Федерации» разработан в целях реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 11 марта 2019 г. №97, в части совершенствования нормативно-правового регулирования и государственного управления в данной области.
Законопроект разработан во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 01.12.2012 № К 921, от 06.08.2016 № Пр-1544, протокола оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации от 12.06.2018, поручений Правительства Российской Федерации от 05.07.2018 № ТГ-П8-387с.
Предметом регулирования законопроекта является обеспечение биологической безопасности на территории всей страны, поскольку в настоящее время на законодательном уровне отсутствует комплексное регулирование вопросов обеспечения биологической безопасности в Российской Федерации как системы взаимоувязанных мер, функционирующей на основе взаимодействия заинтересованных органов государственной власти как на федеральном, так и на региональном уровне, в целях противодействия возникновению биологических угроз, организации защиты населения и окружающей среды, а также ликвидации последствий воздействия опасных биологических факторов.
В настоящее время наблюдается нарастание биологических угроз различного рода, усиливается их межсекторальный характер, что требует формирования единых межотраслевых подходов в этой сфере и их законодательного закрепления для создания и функционирования эффективной системы обеспечения биологической безопасности в Российской Федерации.
Законопроект является консолидирующим и объединяет в той мере, в которой необходимо восполнить существующий правовой пробел, нормы различных сфер законодательства, таких как законодательство об охране здоровья граждан, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населении, о ветеринарии, о карантине растений, об экспортном контроле, об охране окружающей среды, о государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности, о науке и государственной научно-технической политике.
Законопроект впервые определяет содержание деятельности по обеспечению биологический безопасности и в этих целях вводит новый понятийный аппарат, который отсутствует в законодательстве или имеется в разрозненных документах методического характера, для однозначного толкования и формирования единой правоприменительной практики с учетом специфичности области регулирования.
К таким определениям, в частности, относятся: биологическая безопасность, опасный биологический фактор, биологический риск, биологическая угроза (опасность), биологическая защита, синтетическая биология, синтетический биологический агент, патогенные биологические агенты (патогены), коллекция патогенных микроорганизмов и вирусов, устойчивость к лекарственным препаратам, химическим и (или) биологическим средствам (резистентность).
Законопроект регулирует следующие вопросы, которые не могут быть частью отдельного отраслевого законодательства в силу их комплексного характера:
определение основных биологических угроз и организация комплекса мер, направленных на защиту населения и окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов, в том числе синтетических биологических агентов;
коллекционная деятельность, связанная с использованием патогенных микроорганизмов и вирусов, и требования к ее организации;
мониторинга биологических рисков, который позволит оценивать эффективность реализации мероприятий, направленных на обеспечение биологической безопасности;
функционирование государственной информационной системы в области обеспечения биологической безопасности, создаваемой в целях управления биологическими рисками;
мероприятия по преодолению антимикробной устойчивости микроорганизмов.
Законопроектом не устанавливается отдельный вид государственного контроля (надзора) в области обеспечения биологической безопасности, поскольку контроль (надзор) будет обеспечен уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении ими установленных законодательством контрольно-надзорных функций.
Реализация определенного в проекте федерального закона комплекса мер, направленных на защиту населения и охрану окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов, на предотвращение биологических угроз, позволит обеспечить поддержание допустимого уровня риска (т.е. уровень биологического риска, при котором обеспечиваются условия для защиты населения и охраны окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов) негативного воздействия опасных биологических факторов на население и окружающую среду, что является основной целью государственной политики в области обеспечения биологической безопасности.
Справочно: Проект федерального закона «О биологической безопасности Российской Федерации» содержит положение о борьбе с инфекционными заболеваниями (статья 9).
Мероприятия, направленные на борьбу с распространением инфекционных и паразитарных болезней, осуществляются в ходе реализации государственных программ в сфере здравоохранения, сельского хозяйства, фармацевтической и медицинской промышленности, науки и технологий, государственных программ в области обеспечения биологической безопасности, а также в рамках организационных, административных, медико-санитарных, ветеринарных и иных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
2. Для предотвращения возникновения и распространения инфекционных и паразитарных болезней, а также заноса новых, редких или ранее не встречавшихся на территории Российской Федерации инфекционных и паразитарных болезней осуществляются следующие меры:
1) изучение свойств штаммов патогенных биологических агентов (патогенов), создающих угрозу возникновения и распространения инфекционных болезней;
2) разработка и внедрение средств и методов индикации и идентификации патогенных биологических агентов (патогенов) - возбудителей новых, редких и (или) ранее не встречавшихся на территории Российской Федерации инфекционных и паразитарных болезней;
3) разработка и реализация профилактических, оперативных и иных мероприятий, направленных на предотвращение формирования очагов новых, редких или ранее не встречавшихся на территории Российской Федерации инфекционных и паразитарных болезней;
4) разработка методов, средств и технологий иммунопрофилактики, диагностики и лечения новых, редких или ранее не встречавшихся на территории Российской Федерации инфекционных и паразитарных болезней;
5) развитие лабораторий (центров), референс-центров, осуществляющих диагностику инфекционных и паразитарных болезней, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;
6) меры, направленные на снижение распространения инфекционных и паразитарных болезней, в том числе заболеваний, представляющих опасность для окружающих, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
7) планирование профилактических мероприятий против заразных болезней животных, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в ветеринарии.
3. Борьба с инфекционными болезнями, связанными с оказанием медицинской помощи, включает в себя:
1) осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения профилактических мероприятий в целях:
а) снижения риска заноса возбудителя инфекционной болезни в медицинскую организацию и предотвращения возникновения условий для формирования внутрибольничных штаммов микроорганизмов, обладающих устойчивостью к лекарственным препаратам, химическим и (или) биологическим средствам (резистентностью);
б) обеспечения безопасности внутрибольничной среды, предотвращения заражения пациентов при получении медицинской помощи и медицинских работников при оказании медицинской помощи (профилактика профессиональных заболеваний);
в) предотвращения распространения (выноса) инфекционной болезни за пределы медицинской организации;
2) своевременную выявляемостъ инфекционных болезней, связанных с оказанием медицинской помощи, совершенствование учета таких болезней и методов наблюдения за их распространением;
3) развитие методов диагностики и лечения инфекционных болезней, связанных с оказанием медицинской помощи.
4. Проведение профилактических мероприятий, выявление и регистрация случаев возникновения инфекционных болезней, связанных с оказанием медицинской помощи, осуществляются в медицинской организации в соответствии с номенклатурой инфекционных болезней, связанных с оказанием медицинской помощи, и в соответствии с порядком и формами учета, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
5. Борьба с заразными болезнями животных, связанными с осуществлением ветеринарной деятельности, проводится в соответствии с ветеринарными правилами осуществления профилактических, диагностических, лечебных, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены на территории Российской Федерации карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и иных болезней животных, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в ветеринарии.
6. В целях снижения уровня распространения инфекционных болезней, вызываемых возбудителями, обладающими устойчивостью к лекарственным препаратам, химическим и (или) биологическим средствам (резистентностью), осуществляются следующие меры по предупреждению и преодолению такой устойчивости:
1) проведение фундаментальных и прикладных научных исследований;
2) разработка альтернативных методов, технологий и средств профилактики, диагностики и лечения инфекционных болезней, в том числе:
а) создание биологических лекарственных препаратов, включая иммунобиологические и биотехнологические лекарственные препараты, а также лекарственных препаратов, подавляющих отдельные свойства патогенных биологических агентов (патогенов);
б) создание дезинфекционных средств, не содержащих компонентов, способствующих формированию устойчивости микроорганизмов к химическим и (или) биологическим средствам;
3) введение ограничений, исключающих бесконтрольное применение лекарственных препаратов, предназначенных для лечения инфекционных и паразитарных заболеваний, вызываемых патогенными и условно-патогенными микроорганизмами (далее - антимикробных лекарственных препаратов), предусматривающих:
а) учет производства и потребления антимикробных лекарственных препаратов, их перемещения через Государственную границу Российской Федерации, отслеживание оборота антимикробных лекарственных препаратов для медицинского применения и для ветеринарного применения с участием производителей, импортеров, организаций оптовой и розничной торговли, медицинских организаций, ветеринарных организаций, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по разведению, выращиванию и содержанию животных, а также по производству кормов и кормовых добавок для животных, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
б) отпуск антимикробных лекарственных препаратов для медицинского применения по рецепту на лекарственный препарат, запрет на их назначение при отсутствии медицинских показаний без клинического подтверждения диагноза, а также на продолжение применения таких препаратов при отсутствии эффективности лечения и положительной динамики показателей состояния организма пациента;
в) отпуск антимикробных лекарственных препаратов для ветеринарного применения по рецепту на лекарственный препарат, запрет на их назначение без подтверждения диагноза, а также на продолжение применения таких препаратов при отсутствии эффективности лечения;
г) запрет на применение антимикробных лекарственных препаратов в ветеринарии не в лечебных целях, а также ограничение их применения в лечебных целях, в том числе для лечения сельскохозяйственных животных, в соответствии с перечнем антимикробных лекарственных препаратов, ограниченных к применению в лечебных целях, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в ветеринарии 4) создание и производство пищевых продуктов, кормов и кормовых добавок для животных, нормализующих микробиоту;
\5) предотвращение незаконного использования фармацевтических субстанций антимикробных лекарственных препаратов в сельском хозяйстве;
\6) формирование в составе коллекций патогенных микроорганизмов и вирусов типовых наборов штаммов микроорганизмов и вирусов, состоящих из патогенных биологических агентов (патогенов), обладающих устойчивостью к лекарственным препаратам, химическим и (или) биологическим средствам (резистентностью), а также стандартизация и объединение баз данных геномов указанных микроорганизмов и вирусов;
7) включение данных об устойчивости патогенных микроорганизмов и вирусов к лекарственным препаратам, химическим и (или) биологическим средствам (резистентности) в состав сведений, содержащихся в государственной информационной системе в области обеспечения биологической безопасности.
7. В целях профилактики и лечения болезней, связанных с нарушениями нормальной микробиоты человека, сельскохозяйственных животных и растений, осуществляются меры по сохранению или восстановлению нормальной микробиоты.
8. Диагностика состояния микробиоты, меры по сохранению или восстановлению нормальной микробиоты человека, сельскохозяйственных животных и растений осуществляются в порядке, утвержденном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в ветеринарии и в области карантина растений.
9. Биологическое разнообразие микробиоты подлежит сохранению в целях:
1) обеспечения научных исследований микробиоты и ее влияния на состояние здоровья человека, сельскохозяйственных животных и растений;
2) разработки средств и методов профилактики, диагностики и лечения заболеваний, связанных с нарушениями нормальной микробиоты человека, сельскохозяйственных животных и растений, а также средств и методов охраны окружающей среды;
3) использования генетического и биохимического потенциалов симбиотической микробиоты человека, животных и растений при разработке новых средств и биологических технологий, в том числе персонифицированных продуктов питания и лекарственных препаратов, целевых для каждого вида растений микробных удобрений, технологий сохранения редких видов диких животных и растений, а также микробиологических средств разрушения и удаления специфических загрязнителей для очистки и восстановления почв и водоемов.
10. Для сохранения биологического разнообразия микробиоты в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляются формирование, сохранение и развитие государственной коллекции представителей нормальной микрофлоры человека, сельскохозяйственных животных и растений, а также криогенных банков образцов природных нормальных микробиоценозов (биоматериалов), позволяющих сохранять в неизменном виде (жизнеспособном состоянии) эволюционио сложившиеся симбиотические микробиоценозы человека, отдельных видов животных и растений.
11. Для снижения распространения иммунодефицитных состояний организма человека, приводящих к повышению риска и частоты возникновения инфекционных болезней, осуществляются следующие меры:
1) изучение факторов возникновения и развития структурных и функциональных нарушений генома человека на индивидуальном и популяционном уровнях;
2) разработка средств и методов диагностики иммунодефицитных состояний;
3) предотвращение и снижение частоты и тяжести осложнений инфекционных и паразитарных болезней, приводящих к возникновению иммунодефицитных состояний;
4) совершенствование методов иммунодиагностики, иммунопрофилактики, иммунотерапии, а также порядка оказания медицинской помощи при иммунодефицитных состояниях.
Предложения
ФМБА России в проект рекомендаций парламентских слушаний на тему: «Иммунопрофилактика инфекционных болезней. Законодательное регулирование».
В настоящее время иммунопрофилактика является универсальным инструментом улучшения демографической ситуации в Российской Федерации за счёт снижения заболеваемости, смертности, инвалидизации от инфекционных болезней.
Во всём мире вакцинация признана как наиболее эффективное и доступное средство в борьбе с инфекциями.
Эффективность вакпиноцрофилактики доказана многолетним опытом. В мире были практически ликвидированы или сведены до единичных случаев более 10 тяжёлых инфекционных заболеваний. Ликвидирована натуральная оспа и в большинстве стран - полиомиелит.
С 2002 года территория Российской Федерации находится в статусе страны, свободной от полиомиелита. Кроме того, в мировом масштабе поставлены задачи по ликвидации кори, краснухи и снижения до спорадических случаев заболеваемость другими инфекциями.
Благодаря более двухсотлетнему опыту на сегодняшний день мы можем отнести 30 опасных инфекций к вакциноуправляемым: туберкулёз, гепатит В, полиомиелит, коклюш, дифтерия, столбняк, корь, эпидемический паротит, краснуха, гемофильная инфекция типа Ъ, пневмококковая инфекция, менингококковая инфекция, ротавирусная инфекция, ветряная оспа, вирус папилломы человека, гепатит А, клещевой энцефалит, грипп и другие (всего 30 инфекций).
Перевод инфекций в категорию вакшшоуправляемых — одно из средств борьбы с инфекционными заболеваниями и приоритетная задача мирового здравоохранения.
Благодаря уровню охвата профилактическими прививками детского и взрослого населения (95-98%), а также большой организационной работе, территории, обслуживаемые ФМБА России, по показателям заболеваемости вакциноуправляемьгми инфекциями остаются благополучными, несмотря на постоянно существующий риск завоза, и проблемы, связанные с производством и поставкой вакцин.
На протяжении многих лет не регастрируются случаи заболевания дифтерией, краснухой, эпидемическим паротитом. Среди детского населения и подростков до единичных случаев сведена заболеваемость гепатитом В.
Благодаря высоким уровням иммунной прослойки не имеют эпидемического распространения случаи заноса кори, несмотря на неблагополучную ситуацию в стране.
И наоборот, заболеваемость ветряной оспой имеет тенденцию к росту в связи с отсутствием плановой вакцинации, т.к. прививка против ветряной оспы включена в календарь профилактических прививок только по эпидемическим показаниям.
За последние 10 лет в России существенно ухудшилась ситуация по заболеваемости коклюшем, несмотря на стабильно высокий уровень охвата своевременной вакцинацией против коклюша. При этом, регистрируемая заболеваемость в несколько раз ниже истинной. В мире отмечается высокая летальность детей до 1 года. На территориях, обслуживаемых ФМБА России, заболеваемость коклюшем имеет устойчивую тенденцию к снижению, однако ежегодно регистрируется около 60 случаев заболевания, причем на долю детей до 17 лет приходится до 95% случаев. Наиболее выражены темпы прироста заболеваемости коклюшем в возрастной группе старше 6 лет.
Учитывая эти моменты, вероятнее всего необходимо изменение тактики иммунизации против коклюша: введение второй ревакцинации у детей в 6-7 лет, иммунизация подростков, взрослых (так как коклюш весьма восприимчив и взрослым населением, в том числе беременными женщинами, до 70%). Так как заболеваемость регистрируется среди детей до 1 года, возраст иммунизации которых еще не подошел, целесообразно рассмотреть вопрос и иммунизации лиц, находящихся рядом с новорожденным (технология «кокона»).
Менингококковая инфекция (далее — МИ) так же является социально — значимой проблемой здравоохранения. На территориях, обслуживаемых ФМБА России, как и во всей Российской Федерации показатель МИ неуклонно снижается. В 2016 году показатель заболеваемости МИ по ФМБА России составил 0,59 на 100 тыс. населения, общероссийский - 0,51 на 100 тыс. населения. Но детская заболеваемость традиционно остается высокой, более 50 % случаев приходится на детей в возрасте до 5 лет, около 20% - на подростков 15-17 лет. Среди детей выше не только заболеваемость менингококковой инфекцией, но и риск развития генерализованных форм.
Одним из определяющих факторов в контроле над заболеваемостью МИ является специфическая профилактика. И хотя с 2014 года в Российской Федерации по эпидемическим показаниям проводится вакцинация против МИ, вакцинация по эпидемическим показаниям не может кардинально повлиять на эпидемический процесс. Включая вакцинацию против МИ в Национальный календарь прогностически можно добиться снижения заболеваемости среди детей до 1 года в 5,5 раз и более.
Безусловно, несмотря на все достижения, иммунопрофилактика, как и любое активно развивающееся направление медицины, не лишена недостатков и требует совершенствования.
В отличие от календарей прививок других развитых стран в национальном календаре профилактических прививок России прививки против гемофильной инфекции проводят только в группах риска; вакцинация против гепатита А, ротавируеной и менингококковой инфекций включены только в календарь по эпидемическим показаниям; отсутствует 2-я ревакцинация против коклюша, недостаточно используются комбинированные вакцин. Все эти факторы в определенной степени препятствуют управлению звеньями эпидемического процесса и не позволяют успешно справляться с указанными инфекциями.
В России в рамках Национального календаря профилактических прививок закупается 23 наименования вакцин. Производство 19 из них организовано на территории России, одна вакцина производится с использованием импортируемых ключевых компонентов, а 4 — за рубежом, доля вакцин импортного производства и вакцин с применением зарубежного ключевого компонента составляет около 65 % в денежном выражении. Многие вакцины, созданные в советское время, устарели и должны быть модернизированы, по меньшей мере, до уровня зарубежных аналогов. Необходимое расширение Национального календаря прививок сегодня возможно исключительно за счет импортных вакцин. Иными словами, даже если финальное производство осуществляется на территории России, ключевые компоненты всё равно поставляются из-за рубежа. Безусловно, что такая ситуация государство не должно устраивать.
Кроме того, в Российской Федерации достаточно ограничено использование комбинированных вакцин для иммунизации. В то время как всё больше людей и организаций, предпочитает именно комбинированные вакцины, использование которых, в свою очередь, значительно снижает инъекционную нагрузку (особенно на детей раннего возраста), уменьшает материальные затраты и облегчает работу медицинского персонала.
Пристальное внимание должно уделяться и совершенствованию санитарно-просветительской работы в области организации иммунопрофилактики.
Вынуждены констатировать, что с каждым годом наблюдается неблагоприятная тенденция снижения показателя привитости отдельных возрастных, профессиональных и «трудноконтролируемьгх» (беженцы, мигранты, члены религиозных общин, переселенцы) групп населения. Снижается охват новорожденных прививками против гепатита В и туберкулёза в роддомах.
Последствия данного процесса весьма драматичны. До 25% детей до 2-х лет не получают законченный курс иммунизации против коклюша. Неуспех элиминации кори напрямую связан с низким охватом населения прививками.
В то время, как многие люди в России «страдают» от отсутствия информации, бурными темпами развивается антипрививочное дело.
На данный момент в глобальной сети интернет регистрируется более двухсот антипрививочных сайтов, на которых проблемы вакцинации обсуждают около 3 млн. пользователей.
И это совершенно новый вызов. Даже те, кто не сомневался в пользе вакцин, посмотрев и начитавшись ложной информации, подвергаются сомнениям.
Россия занимает 3-е место по антипрививочным настроениям. Ситуация усугубляется и отсутствием приверженности вакцинопрофилактике самих медицинских работников, из которых более 20% относится негативно к специфической профилактике, что с профессиональной точки зрения недопустимо. При этом, позиция населения формируется именно врачами первичного звена здравоохранения.
В связи с этим необходимо активно противодействовать распространению ложной и подтасованной информации о вреде здоровью, наносимом прививками.
Одной из главных задач, которые научному сообществу Российской Федерации придётся решать в обозримом будущем, является развитие и проведение фундаментальных исследований, направленных на обеспечение раннего выявления новых и неизвестных патогенов, а также развитие и совершенствование методов исследований, в том числе на молекулярном уровне и для проведения анализа генома человека.
Среди перечисленных задач наиболее важным представляется Создание в Российской Федерации многофункционального биотоксикологического центра полного цикла для проведения молекулярного анализа биоматериала. При этом можно использовать уже имеющиеся базы такие как НИИ ФХМ ФМБА России, и другие научные центры, находящиеся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти.
Практический опыт участия в последние годы специалистов ФМБА России в организации противоэшадемнческих мероприятий, связанных с наводнением в Приморском крае, Иркутской области, ликвидацией вспышки заболевания сибирской язвы в ЯНАО, вспышки кишечной инфекции в г. Махачкале Республики Дагестан показал, что крайне важным в области биологической безопасности является создание на уровне субъектов Российской Федерации необходимых резервов иммунобиологических лекарственных препаратов для профилактики инфекционных заболеваний, диагностикумов и лекарственных препаратов для лечения пострадавшего населения.
Предложения в рекомендации парламентских слушаний:
1. Разработка, создание и внедрение в практическое здравоохранение отечественных комбинированных вакцин, производство которых целесообразно осуществлять на всех стадиях технологического процесса на территории Российской Федерации, для обеспечения Национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям.
2. Расширение национального календаря профилактических прививок за счет вакцин против ветряной оспы, менингококковой инфекции, гемофильной инфекции, вируса папилломы человека.
3. Создание на уровне субъектов Российской Федерации необходимых резервов иммунобиологических лекарственных препаратов для профилактики инфекционных заболеваний, диагностикумов и лекарственных препаратов для лечения населения, пострадавшего от стихийных бедствий.
4. Создание в Российской Федерации многофункционального биотоксикологического центра полного цикла для проведения молекулярного анализа биоматериала. При этом можно использовать уже имеющиеся базы, такие как НИИ ФХМ ФМБА России, и другие научные центры, находящиеся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти.
5. Активизация работы научного сообщества и средств массовой информации в целях убеждения населения о безальтернативности (необходимости) иммунопрофилактики инфекционных заболеваний.
6. Совершенствование законодательства по вопросам обеспечения федеральных органов исполнительной власти, имеющих подведомственные медицинские организации, иммунобиологическими лекарственными препаратами (ИЛП) для вакцинопрофилактики населения по эпидемическим показаниям - Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (об установлении расходных обязательств субъектов Российской Федерации по реализации мер в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней на территории субъекта Российской Федерации, в том числе в закрытых административно - территориальных образованиях, на территориях с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, включенными в соответствующих перечень).
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments