leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Стенограмма пленарное заседание ГД 18.02.20 заявление от фракции Анатолий Грешневиков Вячеслав Волод

Стенограмма пленарное заседание ГД 18.02.20 заявление от фракции Анатолий Грешневиков Вячеслав Володин
Пожалуйста, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", Грешневиков Анатолий Николаевич.
Грешневиков А. Н., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
Уважаемые депутаты, в настоящее время техногенная нагрузка на великую реку Волгу в восемь раз выше, чем на водные объекты в среднем по стране. Здесь производится 45 процентов промышленной продукции, 50 процентов сельхозпродукции и около 20 процентов всего рыбного промысла. Это, конечно, самым пагубным образом сказалось на экологическом состоянии реки, процесс загрязнения которой идет самыми высокими темпами. Все это предупредило принятие программы по экологическому оздоровлению Волги, в котором задействовано 29 субъектов Федерации, в том числе, 16 из них сбрасывают неочищенные вредные стоки непосредственно в Волгу. Принятие первоочередных мер оздоровления оценено в 220 миллиардов рублей.
Река Волга - это не просто символ России, неотъемлемая часть культурного кода страны, её истории, уникальный природный памятник, но ещё и экономическая артерия страны. В бассейне Волги, составляющем 13 процентов территории Европы, сегодня проживает более 60 миллионов человек.
Проблематика экологического оздоровления Волги стоит очень остро и приобрела общегосударственное значение, поскольку она исчерпала свои возможности по самоочищению. Это явилось одной из причин того, что фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступила с предложением к правительству о принятии закона в защиту Волги, а также о разработке федерального проекта по возрождению этой реки.
При отчёте правительства его председатель Медведев дважды заверял меня и сидящих в этом зале депутатов Госдумы о том, что закон о Волге будет обязательно принят, однако закон так и не появился. Между тем, только закон может отрегулировать комплекс мер по сохранению природных экосистем всего бассейна Волги, по восстановлению биоразнообразия реки, ликвидируя процессы её деградации, которые создают значительные угрозы экобезопасности страны.
Хорошо, что разработан федеральный проект "Оздоровление Волги". Но он ориентирован, в первую очередь, на ликвидацию источников загрязнения реки, потому сосредоточен лишь на строительстве очистных сооружений.
Однако для полного оздоровления Волги одних мероприятий по очистке сточных вод явно недостаточно.
Существенный вклад в ухудшение экологической ситуации в Волжском бассейне внесла предыдущая хозяйственная деятельность, в том числе осушение болот и уменьшение водоохранных зон, включая и масштабную хищническую вырубку лесов.
Для разрешения ситуации нужны долгосрочные программы по расширению водоохранных зон, по существенному ограничению лесопользования в них, по восстановлению ранее осушенных болот, а это возможно только с принятием закона.
Федеральный проект должен решить ряд важнейших задач, направленных на преодоление неблагоприятной экологической ситуации. Наиболее важная часть проекта - сокращение поступлений загрязнённых сточных вод.
Проект финансирует строительство очистных, но не финансирует канализационные сети. Но продолжить эти сети - тоже очень дорогое и финансово не преодолимое для муниципалитетов мероприятие. В итоге возникает патовая ситуация, так как строить объекты очистки сточных вод, не имея сетей, бессмысленно.
В проекте полноценно могут поучаствовать только те муниципалитеты, где уже были когда-то построены сети и очистные сооружения. Но они пришли в негодность. А те населённые пункты, в которых нет ни очистных, ни сетей, оказываются вне проекта и так и будут источниками загрязнения Волги.
Трактовка федерального проекта предусматривает снижение объемов отводимых в Волгу загрязненных сточных вод с трех кубокилометров до одного кубокилометра в год к 2024 году.
Только в границах Ярославской области на Волге расположены 29 очистных канализационных сооружений, большая часть которых сбрасывает в Волгу сточные воды, несоответствующие требованиям санитарных норм.
Физический износ и техническая отсталость этих сооружений предопределяют ее низкую эффективность.
Количество ликвидированных объектов накопленного экологического вреда, представляющих угрозу Волге, должно составить к 2024 году 43.
К этому периоду из акватории должно быть извлечено и утилизировано 95 затонувших судов.
По годам предусматривается увеличение численности населения волжских регионов, условия жизни которых улучшены будут за счет реализации конкретных мероприятий.
В соответствии со статистическими данными в рамках проекта оздоровления Волги мероприятия выполнены в 2019 году на сумму 7,7 миллиарда рублей, что составляет всего 68 процентов от объема финансового обеспечения на этот год.
Отдельными регионами объемы финансового обеспечения в прошлом году освоены полностью или почти полностью. Зто Вологодская, Волгоградская, Московская, Саратовская, Чувашская Республика.
Не приступали к выполнению мероприятий программы Костромская и Ульяновская области. У них ноль процентов выполнения при выделении по обоим субъектам более одного миллиарда рублей.
Не планировали что-то делать по этому проекту Астраханская и Ивановская области.
Еще по ряду областей (Нижегородская, Тверская, республики Татарстан и Марий Эл) неполное освоение выделенных средств произошло по различным причинам - позднее заключение контрактов, отсутствие заявок, негодность проектно-сметной документации.
По Ярославской области более одного миллиарда рублей было перенесено на 2020 год. К сожалению, запланированные деньги не вложены были в строительство городских очистных сооружений из-за безответственности региона и Минэкономразвития.
Вся эта картина подтверждает, что вхождение в проект оздоровления Волги происходит непросто. Выделение средств идет с определенными трудностями, и еще с большими трудностями происходит освоение этих денежных средств.
Текущий год должен показать способность регионов решать задачи экологической реабилитации нашей великой реки.
Это безответственное перераспределение средств федерального бюджета на 2020 год в сумме почти 4 миллиардов рублей должно стать наукой всем и не должно повториться впредь.
Пагубное влияние на состояние Волги окажет планируемое строительство целлюлозно-бумажного завода на берегу Рыбинского водохранилища.
Несмотря на жёсткий протест и многочисленные митинги ярославцев против ЦБК, на протест ярославского губернатора Миронова, на отсутствие государственной экологической экспертизы недавно в правительстве состоялось совещание по строительству вредного ЦБК. Компания "Свеза" готовит проектно-сметную документацию, выбрана площадка в пределах рек: Суда, Молога и Шексна. Эти реки понесут отраву ЦБК в Волгу. Кому тогда нужна программа оздоровления Волги, если впадающие в неё реки будут её отравлять? Это похоже на театр абсурд. Тем более по данным Ярославского центра по гидрометеорологии в области не осталось рек с чистой водой, 57 процентов рек отнесены к категории "очень загрязнённые", 14 - "грязные", 24 - "загрязнённые".
Страшно и другое. В области 40 тысяч больных раком. Ежедневно выявляется 15-20 онкобольных. В Рыбинске выросло число больных раком за год на 27 процентов, в Брейтове на 52.
Если там будет ЦБК, то регион станет могильником. И кому нужна будет целлюлоза? Хотя по проекту 96 процентов целлюлозы пойдёт на рынки Запада и Азии. Это похоже на колонию.
Повторяется история с загрязнением Байкала, где отходы ЦБК по сей день не утилизированы.
Экологическое состояние Рыбинского водохранилища очень уязвимое. Это единственный водоём на всём Волжско-Камском каскаде, предназначенный для многолетнего регулирования стока.
По результатам многолетних исследований, проводимых Институтом биологии внутренних вод РАН, характер техногенного загрязнения экосистемы Рыбинского водохранилища подтверждает, что уже сегодня одним из основных загрязнителей этого уникального водоёма является Череповецкий промышленный узел - это и крупнейшее в Европе металлургическое объединение "Северсталь", химическое производство "ФосАгро" и другие предприятия.
Ежегодно в Шекснинский плёс сбрасывается до 200 миллионов кубометров загрязнённых сточных вод, содержащих высокотоксичные вещества.
При реализации проекта по оздоровлению Волги признана необходимость системного подхода к решению проблем антропогенного загрязнения.
Для восстановления нормального экологического состояния Волги необходимо очищать стоки не только промышленных и сельскохозяйственных предприятий, но стоки ливневые с территорий городов.
Хочется напомнить, что по состоянию на 2016 год из 60 миллионов человек, проживающих в Волжском бассейне, 48 миллионов человек живут в городах- Не секрет, что по содержанию загрязняющих веществ эти сточные воды не уступают, а порой и превосходят производственные. Дождевые талые воды несут с собой в водотоки почти всю таблицу Менделеева. Ведь пыль и грязь с городских магистралей вбирает в себя большее число загрязнений современного города: от выбросов автотранспорта, от труб предприятий, да различного мусора. Не столь редки и случаи направления через систему ливневой канализации стоков малоэтажной индивидуальной застройки. Мониторинг такого сброса сточных вод в реки явно недостаточен. А очистные сооружения механического типа, возводимые на ливневых современных городах, не решают, к сожалению, проблему качественной очистки этих сточных вод.
Эта комплексная проблема требует своего решения, как с технической, организационной, так и правовой стороны. Без этого все принимаемые меры по нормализации экологического состояния водотока, в том числе и Волги, останутся полумерами.
Плановое мероприятие по реализации проекта "Оздоровление Волги" в 2019 году Миннауки разработало концепцию по снижению поступления загрязняющих веществ застраиваемых территорий, промплощади, земель сельхозназначения.
Данный документ, подготовленный институтом водных проблем РАН, ориентирован на снижение загрязняющих веществ и водного стока. Не менее актуальным становится вопрос практической реализации направлений, предложенных Миннауки России по предотвращению негативного воздействия ливневых систем и обеспечению надлежащего технического состояния очистных сооружений.
Сегодня концепция направлена на рассмотрение в Федеральное агентство водных ресурсов с целью рассмотрения возможности, ее внедрения в пилотных регионах.
Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" считает, это недостаточно для практической реализации мероприятий. Необходимо привлечение и Минстроя России...
Председательствующий. Спасибо.
Уважаемые коллеги, у нас Регламентом 10 минут определено. Вот пока идут выступления, а еще в связи с тем, что выступающие практически все зал покинули, еще раз вновь тема обсуждается, выступления по актуальной повестке, либо давайте в конец заседания перенесем, мы час с вами на это тратим, либо пускай выступают руководители фракций, либо уполномоченные фракциями, есть от фракционной...
(Аплодисменты.)
Коллеги, вот смотрите, те, кто выступил, где? Один здесь. А выступили сколько? Раз, два, три, четыре, пять. Из пяти двое присутствуют. Вот двое присутствуют - фракция ЛДПР, а остальные где? Вернутся, но только за кого они принимают тех, кто остался? Добавьте ещё время. Хорошо. Добавьте, сколько надо? Минута, пожалуйста. Коллеги, друг друга слышим, но ничего делать не хотим.
Грешневиков А. Н. Необходимо привлечение и Минстроя России, поскольку здесь напрямую затрагивается сфера ЖКХ.
Принятие всех этих мер по оздоровлению экологического состояния Волги направлено на сбережение этой великой реки. И времени на её экологическую реабилитацию у нас не так много. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Анатолий Николаевич. Уважаемые коллеги, есть предложение, учитывая, что оно звучит от представителей всех фракций, ещё раз вернуться к вопросу, обсудить его на Совете. Вторник -время выступлений, давайте отведем в конце заседания либо по желанию выступают руководители фракции вначале.
Коллеги, принимаем решение? Принимаем решение. Значит, на Совете обсудим. Николай Васильевич, вы головой не качайте. Здесь присутствует огромное количество людей, тогда обеспечьте присутствие того человека, который здесь выступал, потом в зале. Во фракции ЛДПР, они здесь. Об этом речь идет.
У нас сейчас с вами рассматривается вопрос крайне важный для всей страны, касается более 4,5 миллиона школьников первых-четвертых классов. Вопрос, который Президент предложил рассмотреть. Где у нас часть депутатов? Они что не знают, что мы сегодня принимаем решение о бесплатном горячем питании? Но если повестка даже такая не собирает здесь, то что соберет? Где ответственность? Об этом речь идет.
Давайте договоримся, голосует каждый за себя. У нас есть норма Регламента, она запрещает голосовать за соседа. Если здесь присутствуют депутаты, которым важно принять участие в рассмотрении этого вопроса, они проголосуют. Если нет депутата, не позорьте его и себя. И исходите из того, что президент вмешался в эту ситуацию, потому что профильное министерство абсолютно не интересовалось этой проблемой и не инициировало, депутаты, члены Совета Федерации начали этим вопросом заниматься — не смогли. Президент в Послании об этом сказал.
Кстати, это не стакан молока, то, о чём Владимир Иванович говорил, а сбалансированное горячее питание, бесплатное, об этом речь идёт. Думаю, что правильно будет высказаться и представителям фракций.
Но задумайтесь о другом, у нас, вот смотрите, Макаров нашёл время прийти на рассмотрение этого вопроса - председатель бюджетного комитета, крайней загруженный комитет работает. А кто-то себе устроил отдых, сосед голосует. Вот вам ответы на вопросы о том, насколько мы готовы, в том числе, к тем полномочиям, которые будем рассматривать в рамках изменения Конституции. С себя надо начинать, а потом критикуем всех.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments