leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Обязанность принимать оплату картой Мир распространяется на агрегаторов – первое чтение

Обязанность принимать оплату картой Мир распространяется на агрегаторов – первое чтение
13. 861571-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в статью 161 Закона РФ «О защите прав потребителей» (о расширении круга субъектов предпринимательства, обязанных обеспечить потребителю оплату товаров (работ, услуг) с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт)
Документ внесен правительством 14.12.19.
Представил руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Анна Попова.
Зампред комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимир Гутенев.
Законопроектом предлагается с 31 декабря 2019 года расширить круг субъектов предпринимательской деятельности, обязанных обеспечить для потребителей возможность осуществления расчетов в безналичном порядке с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт, либо наличными денежными средствами по выбору потребителя, путем распространения указанных требований на владельца агрегатора и на продавцов, (исполнителей), осуществляющих продажу товаров и оказание услуг дистанционным способом.
При этом предлагается поэтапное (с 1 сентября 2020 г. – 30 млн. руб., с 1 января 2021 г. – 20 млн. руб.) снижение порога выручки, при превышении которого продавец (исполнитель, владелец агрегатора) будет обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт (в настоящее время порог выручки составляет 40 млн. руб. за предшествующий год).
Первое чтение 386 0 0 14:23

Стенограмма обсуждения
13-й вопрос. Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 161 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".
Докладывает официальный представитель правительства руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Анна Юрьевна Попова.
Попова А. Ю., официальный представитель Правительства Российской Федерации руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Глубокоуважаемый Иван Иванович! Уважаемые депутаты Государственной Думы! Представленный законопроект разработан в рамках национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", и этим законопроектом предлагается расширить круг субъектов предпринимательской деятельности, обязанных принимать карту "Мир", путём снижения порога выручки до 20 миллионов рублей. В настоящее время эта сумма составляет 40 миллионов. А также уточняется, что указанная обязанность распространяется не только на продавцов, но и на владельцев агрегаторов информации о товарах и услугах. При этом предусматривается поэтапное снижение порога выручки хозяйствующих субъектов, при достижении которого они будут обязаны принимать карту "Мир".
Принятие законопроекта повысит уровень защиты прав потребителей, а также прозрачность сегмента дистанционной торговли, расчетов в сфере торговли и услуг.
Поступательное развитие национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт обеспечивает надежность, безопасность, удобство движения товаров и денежных средств, как для потребителя, так и для добросовестного предпринимателя.
Развитие национальных платежных инструментов также отвечает государственным интересам в устойчивом развитии внутреннего рынка и укрепления государственного статуса на международном уровне.
Прошу поддержать законопроект.
Председательствующий. Спасибо, Анна Юрьевна. Присаживайтесь. С содокладом выступает Владимир Владимирович Гутенев. Гутенев В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги, докладчик подробно остановился на концепции законопроекта, его целях и задачах.
Комитет поддерживает предлагаемые изменения и отмечает, что данный законопроект создает дополнительные правовые гарантии для реализации прав потребителей по оплате товаров, работ и услуг.
Сейчас статистика свидетельствует о стабильном снижении доли наличных платежей, которые в настоящее время составляют менее 40 процентов в совокупном обороте на потребительском рынке. Граждане охотнее оплачивают товары с помощью безналичных форм оплаты и чаще выбирают те торгово-сервисные предприятия, которые такую форму оплаты смогут предоставить.
Кроме того, принятие законопроекта повысит уровень защищенности прав потребителей, а также прозрачность торговли, расчетов в сфере торговли и услуг.
Сокращение наличных расчетов будет способствовать уменьшению количества злоупотреблений.
Следует отметить, что законопроект разработан в рамках исполнения национальной программы "Цифровая экономика", а положения законопроекта направлены в том числе на стимулирование развития национальной платежной системы, что в свою очередь будет способствовать укреплению государственного статуса на международном уровне, обеспечению финансовой безопасности страны и независимости банковских услуг в России от внешних политических и экономических факторов.
С учетом изложенного Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рекомендует Государственной Думе принять данный законопроект в первом чтении.
Прошу поддержать.
Председательствующий. Спасибо, Владимир Владимирович. Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы.
Покажите список. Боева Наталья Дмитриевна. Боева Н. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Иван Иванович.
Анна Юрьевна, чем объясняется уменьшение порога выручки? Спасибо.
Попова А. Ю. Спасибо большое, Наталья Дмитриевна.
Объясняется только тем, что карта должна получить большее распространение и приниматься в большем количестве объектов торговли и предоставлении услуг.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Свинцов Андрей Николаевич.
Свинцов А. Н., фракция ЛДПР.
Анна Юрьевна, тоже в дополнение. Подскажите, пожалуйста, насколько мне известно, в большинстве крупных магазинов всё это уже установлено: кассы, системы получения электронных платежей, и это же не магазины устанавливают, не фирмы, это же, в общем-то, частично банковская часть проведения платежей. То есть здесь вот в чём вот эта система, как магазин должен инициировать, собственно, какое-то подключение к этому оператору "Мир" или что вот, разве это не работа банка?
Попова А. Ю. Законопроект не регулирует эту часть, но законопроект регулирует требования к сумме оборота в торговой точке. Если в сегодняшнем дне это 40 миллионов, то есть это более крупные торговые организации, то в проектируемом законе это 20 миллионов. То есть мы снижаем планку в два раза. Количество таких точек будет больше.
Я хочу сказать, что бизнес инициировал это изменение в законодательстве. Здесь мы идём навстречу представителям бизнеса.
Председательствующий. Спасибо.
Альшевских Андрей Геннадьевич.
Альшевских А. Г. Спасибо.
Анна Юрьевна, вот есть такая достаточно крупная сеть магазинов "Фотосклад.ру" (не сочтите за рекламу). На своём сайте на технику они выставляют две цены: подешевле - для тех, кто платит картой на сайте либо наличными в магазине, а подороже, причём существенно, для тех, кто платит картой, приходя в магазин. Причём действительно на сайте не упоминается, что можно заплатить за товар картой "Мир".
Как вы считаете, действуют ли они в рамках закона, обозначая два ценника? И какие меры государство может предпринять, если агрегаторы и Интернет-магазины будут отказываться принимать карту "Мир"?
Попова А. Ю. Вот ровно для того чтобы исключить при Интернет-торговле и при торговле, при оказании этой услуги агрегаторам, такой возможности, мы предлагаем предпринять тот закон, о котором мы сегодня говорим.
А если ситуация требует нашего вмешательства, а я вам уже могу сейчас сказать, что мы обязательно посмотрим, есть ли там две цены и на каком основании они сформированы. Если есть нарушение закона, то, значит, административная ответственность неизбежна.
Председательствующий. Спасибо.
Выборный Анатолий Борисович.
Выборный А. Б. Благодарю.
Уважаемая Анна Юрьевна, сегодня уже многие пользуются национальной платежной картой "Мир" и в пояснительной записке указано, что более 60 процентов всех платежей составляют безналичные платежи.
Скажите, а есть ли понимание, какая доля из них приходится на карты "Мир", и сколько в настоящее время организаций отечественных, зарубежных позволяют оплатить этой картой свои товары и услуги? Спасибо.
Попова А. Ю. Спасибо, Анатолий Борисович.
Вы, безусловно, знаете, что карта "Мир" имеет достаточно большое хождение. Статистика меняется день ото дня, есть цифры за прошлый год, есть за предыдущий год, но динамика, безусловно, присутствует.
Мало того, целый ряд государств уже подключились к оплате через карту "Мир", и наши граждане, находясь там, могут платить этой картой совершенно беспрепятственно.
Но для того чтобы расширить пользование картой "Мир" возможность пользования, как бизнеса, так и потребителя, я, сегодня вот мы вместе с коллегами и представляем этот законопроект.
Председательствующий. Спасибо.
Савельев Дмитрий Иванович.
Савельев Д. И., фракция ЛДПР.
Спасибо, Иван Иванович.
Уважаемая Анна Юрьевна, безусловно, переходить на безналичные формы платежей нужно и важно, и, безусловно, карта "Мир" здесь в приоритете.
Но вот хотел уточнить, в пояснительной записке указано, что следствиями принятия законопроекта станут снижение удельных издержек и новые привлекательные ценовые предложения для потребителей.
Есть ли данные, насколько в итоге понижаются цены для потребителей и снижаются издержки бизнеса при его обязании использовании безналичную форму расчета при сохранении наличных платежей? Это первый вопрос.
А второй. И за счет чего предполагается это достичь? Спасибо.
Попова А. Ю. Это достигается за счет того, что уходят серые схемы, любые серые схемы ухолят. Таким образом, выигрыш и государства, и потребителя, и бизнеса.
Председательствующий. Спасибо.
Шперов Павел Валентинович.
Шперов П. В. Спасибо.
Уважаемая Анна Юрьевна, но как раз в продолжение предыдущего вопроса по поводу издержек. Но на самом деле обслуживание банковских карт тоже не бесплатно и стоит достаточно дорого, и гораздо дороже, чем использование наличных средств.
Вот, допустим, я представляю регион, в котором постоянно нарушаются права наших граждан, это Республика Крым и город Севастополь. И вы знаете, что у нас банковская система не развита, то есть у нас нет федеральных банков. И не получится ли такая ситуация, что по мере введения данной схемы расчетов у нас будут увеличиваться издержки за счет того, что нет конкуренции, и люди будут просто платить больше, и все тяготы лягут на наших граждан?
Спасибо.
Попова А. Ю. Я хочу сказать, что законопроект согласован установленным порядком и с представителями финансовых органов, и с представителями бизнеса. Вот такого риска никто из них не высказывал, но, безусловно, правоприменительная практика сложится, и мы будем делать выводы уже по итогам использования новых правил.
Председательствует Председатель Государственной Думы В. В. Володин
Председательствующий. Пожалуйста, Морозов Антон Юрьевич. Морозов А. Ю., фракция ЛДПР.
Уважаемая Анна Юрьевна, у меня вопрос касается взаимодействия с агрегаторами, которые физически находятся в иностранной юрисдикции, соответственно, предоставляют возможность оплаты своих товаров и услуг через сайты. Если они откажутся от использования карты "Мир", я так понимаю, то, видимо, Роскомнадзор будет блокировать к ним доступ.
Не получится ли в данном случае нарушения прав наших граждан, которые по факту будут лишены возможности приобретать товары и услуги на иностранных сайтах, которые не захотят работать с нашей национальной платежной системой?
Попова А. Ю. Мы исходим из того, что на территории Российской Федерации действует законодательство Российской Федерации, и каждый, кто ведет бизнес здесь, должен его соблюдать.
Председательствующий. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович.
Куринный А. В., фракция КПРФ. Спасибо.
У меня вопрос к Анне Юрьевне. Анна Юрьевна, первое, применение карт "Мир", оно будет как-то ограничивать применение других карт у этих же, скажем так, товаропроизводителей либо у агрегаторов?
И второй вопрос. В пояснительной записке очень много написано про то, что данная мера позволит уменьшить оборот налички при Интернет-торговле. Не совсем понятно, как это связано.
Попова А. Ю. Никаких ограничений дополнительно не вводится, кроме того, что торговые предприятия, имеющие оборот, или оказывающие услуги, 20 миллионов рублей, обязаны будут принимать российскую карту "Мир".
А что касается оборота наличных или безналичных, на мой взгляд, достаточно подробно уже было сказано о том, что безналичный оборот делает любой бизнес более легальным, а добросовестный бизнес ходатайствует именно о том, чтобы такое снижение уровня было принято в закон.
Председательствующий. Пожалуйста, Плетнева Тамара Васильевна. Плетнева Т. В., председатель Комитета ГЦ по вопросам семьи, женщин и детей, фракция КПРФ.
Анна Юрьевна, вопрос у меня.
Но я не согласна со всем утверждением, что все наши граждане и бизнесмены охотнее пользуются безналичным расчётом. Дело в том, что это просто карту "Мир" ввели, и все почти бюджетные организации заставили срочно их брать.
А вопрос у меня следующий. Скажите, пожалуйста, государство всё-таки имеет от этого выгоду, кроме того, что это будет более, так сказать, честное ведение бизнеса?
И второе. Очень часто банки говорят: мы не можем выдать по карте больше там определённой суммы. А человек, может быть, экономил там, на этой карте. Почему? Значит, государство имеет всё-таки большую выгоду, пользуется этими средствами?
Попова А. Ю. Ну, выгода государства - в защите прав своих граждан, это первая выгода, которая этим законом предусматривается. Спасибо.
Председательствующий. Пожалуйста, Гартунг Валерий Карлович. Гарту иг В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
Уважаемая Анна Юрьевна, приятно слышать, что защита прав граждан — это выгода государства. Но тогда вопрос в связи с этим. Мы сейчас всячески стимулируем граждан к переходу на безналичные расчёты. А каким образом мы ограничим проценты, которые банки взимают за переводы на счета физических лиц со счетов юридических лиц? Как-то в этом плане мы будем защищать права граждан? Спасибо.
Попова А. Ю. Спасибо большое, Валерий Карлович.
Я готова вернуться к обсуждению этого вопроса, но к теме... но к этому законопроекту он просто не имеет отношения. Но в любом другом варианте обсуждения всех вопросов сопутствующих я совершенно открыта, и мы как служба готовы в них участвовать.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, кто хотел бы выступить по данному вопросу? Есть. Включите запись.
Покажите список.
Гартунг Валерий Карлович, "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Подготовиться Кравченко Денису Борисовичу и Свинцову.
Гартунг В. К. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Ну наша фракция поддержит этот законопроект - это движение в правильном направлении, однако с Анной Юрьевной не соглашусь, что вопрос, который я задал, не относится к предмету этого закона.
Да, формально речь идёт о том, что мы снижаем порог выручки для организаций, которым их обязываем применять карту "Мир". Но, с другой стороны, последствием этого решения будет, скажем так, более массовое применение карт, и фактически мы граждан ставим в такие условия, при которых они вынуждены пользоваться вес больше и больше услугами банков и у нас сегодня проблема в том, что банки злоупотребляют своим доминирующим положением. И, я думаю, что здесь одновременно два процесса должны идти.
С одной стороны, мы обеляем рынок, мы стимулируем торговые сети к тому, чтобы они использовали национальную платёжную систему и мы с этим согласны, мы это поддерживаем - это правильно. Это, с точки зрения и защиты интересов граждан, в случае если вдруг иностранные платёжные системы откажутся работать на территории России и встанет вопрос, скажем так, с финансовой стабильностью, то здесь мы должны подстраховаться и граждан к этому подготовить. Но хотел бы всё-таки обратить ещё ваше внимание, если вы считаете, что не в рамках этого закона, а в рамках какого-то другого закона, нам бы хотелось всё-таки, чтобы у вас какая-то позиция в этом вопросе появилась.
И в следующий раз, когда мы будем обсуждать аналогичный законопроект, я ещё раз задам этот вопрос, может быть, она к тому времени у вас появится.
Спасибо.
Председательствующий. Пожалуйста, Кравченко Денис Борисович, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Подготовиться Свинцову Андрею Николаевичу, фракция ЛДПР.
Кравченко Д. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Спасибо.
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Летом 2018 года мы с вами в этом зале приняли закон, регулирующий деятельность товарных агрегаторов, которые, не являясь реальными продавцами товаров или исполнителями услуг, выступали в качестве непосредственных получателей денег у потребителей в счёт оплаты заказанных Заключительное слово. Есть желание? Анна Юрьевна? Нет. Владимир Владимирович Гутенев? Нет, да?
Ставится на голосование 13-й вопрос нашей повестки. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 16.1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".
Пожалуйста, включите режим голосования.
Первое чтение.
Покажите, пожалуйста, результаты.
Результаты голосования (14 час. 23 мин. 38 сек.)
Проголосовало за 386 чел 85,8 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 386 чел.
Не голосовало 64 чел 14,2 %
Результат: принято
Законопроект в первом чтении принят единогласно. Поздравляю.
Спасибо, Анна Юрьевна, всем, кто принимал участие в рассмотрении законопроекта от правительства.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments