leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Право ФАС получать материалы ОРД – первое чтение – Цариковский Картели тормозят развитие страны

Право ФАС получать материалы ОРД – первое чтение – Андрей Цариковский Картели тормозят развитие страны Мы часто сталкиваемся с тем что нас пытаются использовать в экономических спорах А Анонимки не рассматриваем Мы как налоговая полиция извините пожалуйста Федеральная налоговая служба Готовим пятый антимонопольный цифровой пакет – Наталья Боева пострадают не картели – Вера Ганзя ФАС превращается в орган террора – Андрей Луговой ФАС похож на динозавра а лапки у него маленькие Грозить может достать нет
10. 848392-7 Госдума в итоге затянувшегося обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты РФ в части повышения эффективности выявления и пресечения ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий»
Документ внесен правительством 29.11.19.
Представил статс-секретарь – замруководителя ФАС Андрей Цариковский.
Зампред комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Денис Кравченко.
Законопроектом предлагается:
- наделить должностных лиц антимонопольного органа, проводящих внеплановую выездную проверку, предметом которой является соблюдение требований антимонопольного законодательства о запрете на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов, органов власти, о запрете координации организаторами торгов (заказчиками) деятельности их участников и заключения соглашений между этими лицами (далее – ограничивающие конкуренцию соглашения и действия), правом производить изъятие (выемку) документов и предметов хозяйствующего субъекта, имеющих значение для достижения целей проверки, в случае отказа хозяйствующего субъекта от их представления или непредставления их в установленные сроки. Изъятие (выемка) производится в присутствии понятых и лиц, у которых производится изъятие (выемка), с составлением протокола;
- наделить должностных лиц антимонопольного органа правом получать объяснения от физических лиц, от руководителей и работников организаций, от должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, а также государственных внебюджетных фондов, имеющие значение для осуществления антимонопольным органом своих полномочий;
- расширить перечень случаев, при которых внеплановая проверка может быть проведена антимонопольным органом без предварительного уведомления проверяемого лица о начале проведения внеплановой проверки, включив в этот перечень проверку соблюдения требований антимонопольного законодательства о запрете координации организаторами торгов (заказчиками) деятельности их участников и заключения соглашений между этими лицами;
- наделить антимонопольный орган правом на получение персональных данных и данных об абонентах услуг связи при проведении проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства о запрете ограничивающих конкуренцию соглашений и действий, а также при рассмотрении соответствующих дел о нарушении антимонопольного законодательства;
- наделить ФАС России полномочиями по ведению реестра участников ограничивающих конкуренцию соглашений. Включение информации в этот реестр будет производиться на основании решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства не позднее чем через 10 дней с момента вступления в силу решения арбитражного суда о признании решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства в отношении участника ограничивающего конкуренцию соглашения соответствующим закону либо истечения срока обжалования решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства. Информация, содержащаяся в реестре, размещается на официальном сайте ФАС России в сети «Интернет» (положения вступают в силу с 01.01.2021 г.);
- увеличить срок давности по делам о нарушении требований антимонопольного законодательства о запрете ограничивающих конкуренцию соглашений и действий – до 4-х лет, когда дело возбуждено до истечения 3-х лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при наличии признаков уголовно наказуемого деяния – до 6-ти лет (в настоящее время срок давности составляет 3 года со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства);
- признать утратившим силу положение, в соответствии с которым в случае оплаты услуг экспертов и переводчиков из средств федерального бюджета отбор таких лиц осуществляется в соответствии с ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
- наделить хозяйствующего субъекта, заключившего ограничивающее конкуренцию соглашение или осуществившего ограничивающие конкуренцию согласованные действия, правом подать в антимонопольный орган сообщение о заключении такого соглашения или об осуществлении таких действий с просьбой о смягчении ответственности за указанные деяния или об освобождении от ответственности. В течение 10-ти рабочих дней с даты регистрации сообщения антимонопольный орган рассматривает его и предлагает хозяйствующему субъекту, обратившемуся с сообщением, заключить соглашение о сотрудничестве, определяющее порядок и сроки сотрудничества хозяйствующего субъекта и антимонопольного органа в целях установления антимонопольным органом события нарушения антимонопольного законодательства и освобождения хозяйствующего субъекта от ответственности, предусмотренной законодательством РФ об административных правонарушениях, или смягчения такой ответственности;
- предусмотреть возможность направления результатов оперативно-розыскной деятельности в антимонопольные органы для использования при реализации полномочий по контролю за соблюдением требований антимонопольного законодательства о запрете ограничивающих конкуренцию соглашений и действий;
- обязать заказчиков включать в извещения об осуществлении закупки предупреждение об административной и уголовной ответственности за нарушение требований антимонопольного законодательства о запрете участия в ограничивающих конкуренцию соглашениях и осуществлении согласованных действий.
ФЗ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
Первое чтение 338 20 1 15:26

Стенограмма обсуждения
Пункт 10. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения эффективности выявления и пресечения ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий".
Доклад официального представителя правительства - заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы Андрея Юрьевича Цариковского, пожалуйста.
Цариковский А. Ю., представитель Правительства Российской Федерации статс-секретарь - заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы.
Уважаемый Александр Дмитриевич! Уважаемые депутаты Государственной Думы!
Предлагаемый законопроект внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации во исполнение поручения президента номер 15.25 от 5 августа 2017 года.
Данный законопроект прошел длительное обсуждение с деловыми кругами, правоохранительными органами, он рассматривался в Совете безопасности, это были достаточно такие сложные непростые дискуссии, потому что это очень сложный законопроект.
Дело в том, что картели являются одним из основных и тяжелейших нарушений в экономике, часто их просто называют раковой опухолью экономики. Это картели тормозят развитие страны, что особенно критично в годы, когда реализуются национальные проекты. Только в прошлом году ФАС России выявила 926 картелей и иных антиконкурентных соглашений, большинство из которых — это сговоры на торгах, в том числе сговоры с органами власти и государственными заказчиками. Так как через систему государственных закупок распространяется почти четверть ВВП страны, то это крайне важная для нас тема.
По оценкам Совета Безопасности Российской Федерации, экономика страны от различного рода сговоров на торгах и товарных рынках теряет до полутора процентов ВВП. Я остановлюсь на основных положениях законопроекта.
Рассматриваемый сегодня законопроект даёт ФАС не столько новые полномочия для выявления картелей, сколько уточняет полномочия уже имеющиеся. Так, законопроект предусматривает право ФАС получать от правоохранительных органов результаты оперативно-розыскной деятельности, если речь идёт об уголовно наказуемом картеле. Мы и сейчас можем получать материалы ОРМ по делам о картеле, но это очень длинный и запутанный путь.
Орган, проводящий ОРМ, рассекречивает в установленном порядке материалы, передаёт их следователю, и если тот принимает решение возбудить уголовное дело, то он имеет право передать их в ФАТФ для решения о возбуждении дела о картеле. Но зачастую следователь не может возбудить уголовное дело, поскольку нет решения ФАС.
Поэтому мы просим дать право, еще раз подчёркиваю, право, а не обязанность, правоохранительным органам передавать те же самые материалы ОРМ напрямую в ФАС. И, повторяю, именно правоохранительным органам. ФАС ни в коем случае не наделяется правами самостоятельно проводить ОРМ. Передача будет возможна только после того, как результаты ОРМ будут в установленном случае... в установленном порядке рассекречены.
Еще один важный законопроект, вызывающий, пожалуй, больше всего дискуссий, это право ФАС в случае внезапных проверок по делам о картелях изымать предметы и документы, имеющие доказательное значение по делам о картелях. Мы уже в случае возбуждения административного дела, как и другие контрольные органы, имеем право получать, проводить выемку данных доказательств. Но в отличие ох других органов, мы также как и налоговая полиция, извините, пожалуйста. Федеральная налоговая служба, проводим длительные расследования, и часто начинаем с предварительного, то есть с так называемых внезапных проверок, которые в соответствии с законодательством мы уже имеем право. И часто во время проверок мы находим документы, явно ненужные в гражданско-правовом обороте.
Ну вот очень яркий пример — это то расследование, которое мы проводили в Дагестане. Когда мы во время досмотра в Минздраве, в местных коммерческих структурах обнаружили электронные ключи практически всех: Федерального казначейства, то есть всех сторон. И они явно имели доказательное значение по делу.
Ну тогда мы просто задержали время, успели вызвать представителей Федеральной службы безопасности. А если бы они не подъехали, то фактически было бы сокрыто преступление.
Ещё один из очень важных аспектов - это то, что данный законопроект предусматривает право ФАС получать персональные данные и сведения абонентов услуг связи. Я подчеркиваю, нам не нужно содержание разговоров. Мы уже имеем, нам нужны IP-адреса, и мы уже имеем право получать эти данные в случае, если это ведется, участие в торгах ведется с персональных компьютеров. Но мы сталкиваемся с тем, что в современном деловом обороте всё больше и больше деловых процедур ведется через мобильные средства связи. Опять же, подчеркиваю, нам не нужно содержание, нам нужны IP-адреса.
Также законопроект предусматривает увеличение срока давности по расследованию до 6 лет при рассмотрении антимонопольных дел о картелях. И здесь у нас есть... Почему мы это просим?
Первое. Это рассинхронизация срока давности. По антимонопольным делам о картелях у нас 3 года, а по уголовным делам о картелях — от 6 до 10 лет. Мы выбрали самую, и это был компромисс с деловым сообществом, минимальную границу в 6 лет и синхронизировали здесь. Также это имеет огромное значение при расследовании дел о международных картелях.
Еще один важный аспект данного законопроекта. Он определяет порядок заключения и прекращения соглашений о сотрудничестве компаний при ... картелях. Уже сейчас в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях освобождается от административной ответственности первый признавшийся картель и смягчается наказание для второго и третьего. Но мы хотим заключать соглашения, в которых будут прописаны права и обязанности сдающих, с одной стороны, и антимонопольного органа, с другой стороны. Это служит обеспечением гарантий прав лиц, обращающихся в антимонопольный орган с сообщением о картеле.
Мы понимаем всю сложность этого законопроекта, и в случае если Государственная Дума сочтет для себя возможным поддержать этот законопроект в первом чтении, готовы к его широчайшему обсуждению. Потому что здесь нужно найти баланс между эффективным расследованием картеля и правами бизнеса, чтобы не было его ущемления никоим образом. Мы готовы как к работе с комитетом, так и к проведению общественных слушаний, если Дума сочтет это возможным. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Содоклад Дениса Борисовича Кравченко, пожалуйста.
Кравченко Д. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Спасибо.
Уважаемый Александр Дмитриевич! Уважаемые коллеги!
В последние годы одна из наших основных задач — создать комфортную, деловую среду, снизить надзорную нагрузку на бизнес и модернизировать законодательство, упростив процедуру создания и развития новых производств. Мы с вами стремимся, чтобы все меры поддержки бизнеса работали, и он чувствовал, что стало легче дышать. Для этого нужна серьезная перезагрузка системы государственного контроля и надзора.
Президент в своем Послании говорил нам о том, что контрольно-надзорную нагрузку на бизнес нужно снижать. Но, создавая мягкую и понятную бизнесу деловую среду, доверяя предпринимателям, нельзя забывать и о недобросовестных элементах этой системы, тех, кто использует любую возможность, чтобы приумножить свои капиталы, в том числе обходя и нарушая закон посредством создания картелей.
Коллеги, предлагаемые изменения, они именно об этом, о чем я только что сказал, о тех, кто нарушает законы и тех, кто добросовестно исполняет свои профессиональные обязанности по предупреждению этих нарушений или реагирует на уже совершённые.
Комитет на своём заседании очень подробно, обстоятельно обсуждал этот проект федерального закона. Мы подняли очень много тонких и спорных тем и вопросов. Мы считаем, что дополнительные полномочия, которыми предлагается наделить антимонопольные органы, нуждаются в существенной доработке и анализе, они могут привести к увеличению необоснованного давления на бизнес и рискам злоупотребления правом со стороны проверяющих органов, а это может негативно повлиять на условия осуществления предпринимательской деятельности в целом и, в частности, существенно повысить нагрузку на малый и средний бизнес.
Такое расширение полномочий органов ФАС отрицательно восприняло экспертное сообщество. Мы получили очень содержательные письма с мотивированным обоснованием их позиции от Торгово-промышленной палаты России, от Российского союза промышленников и предпринимателей, от "Деловой России".
Также негативно высказались в отношении предлагаемых изменений ряд наших крупнейших компаний, таких как "Газпром", "Роснефть", "Сургутнефтегаз", "ЛУКОЙЛ" и другие. Эти компании фактически являются локомотивом роста российской экономики, и нельзя не прислушиваться к их мнению.
Кроме того, комитет получил мотивированные замечания со стороны Экспертного управления Президента, Главного правового управления, Минюста России, ФСБ России, Генеральной прокуратуры, а также Комитета Совета Федерации по экономической политике.
Все эти мнения лягут в основу нашей дискуссии при подготовке ко второму чтению, если мы с вами, уважаемые коллеги, сегодня примем этот законопроект в первом чтении.
Во время обсуждения законопроекта на комитете от депутатов также поступили серьёзные замечания. Опасаясь за возникновение излишнего давления на субъекты малого и среднего предпринимательства, были озвучены позиции - изъять их из-под действий будущего закона. Над этим мы тоже внимательно поработаем и взвесим всё досконально.
Хочу отметить, что ряд противоречий и спорных моментов мы уже сняли с представителями антимонопольной службы на комитете.
Коллеги обещали учесть их в тексте ко второму чтению.
Обязательно пригласим экспертов, над форматом мы подумаем, возможно, действительно, как сказал Александр Юрьевич, даже инициируем парламентские слушания здесь.
Важно отметить, что ФАС готово очень внимательно выслушать всех, взять на заметку рациональные предложения, отреагировать на них, проработать с депутатами и выйти с готовыми решениями. Эта работа, коллеги, уже идет сегодня.
Членов комитета также очень тревожит еще один момент. Законопроектом не предусмотрена ответственность за убытки, причиненные проверяемым или иными лицами, вследствие неправомерных действий в ходе осуществления указанных мероприятий. Этот момент очень тонкий. Мы видим здесь возможные риски бизнеса потерять свое детище за короткий промежуток времени от ненадлежащих действий уполномоченного органа погрязнуть в долгах, кредитах, исках в судах и потери деловой репутации. Кто за это будет нести ответственность и какую, если действия были необоснованными? Такой вопрос также находится в нашей проработке.
В заключение скажу, что по оценкам экспертов ущерб от антиконкурентных соглашений на товарных рынках и торгах составляет 1,5-2 процента ВВП ежегодно и мы понимаем, что меры, принимаемые принимать надо и, возможно, даже кардинальные.
Поэтому комитет концептуально поддерживает законопроект при условии его качественной всесторонней доработки и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.
Включите запись на вопросы.
Покажите список.
Катасонов Сергей Михайлович.
Катасонов С. ML, фракция ЛДПР.
Уважаемый Андрей Юрьевич, мы всемерно готовы поддерживать любые инициативы, которые наведут порядок в нашей стране в отношении всего: коррупции, сговора, картелей и так далее.
Но скажите, вот вы представляете серьезную организацию, она к экономике имеет большое отношение, наверное, немного больше, чем там ФСБ, МВД и другие правоохранительные органы, какая проблема, на ваш взгляд, сегодня сдерживает развитие нашей страны, вот проблема сговора и картелей или проблема того, что у нас предприятия не хотят вкладывать средства в российскую экономику? Они реально чувствуют беззащитность свою при действующей системе.
Вот ваш закон, по сути, он правильный, а по факту мы получим то, что еще больше предпринимателей прекратят бизнес вести в России. Как вы думаете?
Цариковский А. Ю. Спасибо, Сергей Михайлович.
Вы знаете, как раз я бы не сказал, что данный вопрос — борьба с картелями и очень напугает крупные предприятия. Крупные предприятия, например, они продолжат свою работу в России, а очень многие малые предприятия, малый и средний бизнес, наоборот, на наш взгляд, не может пробиться на те же торги из-за сговоров, их действительно просто вышибают.
И как раз не зря, когда обсуждали то количество писем, согласитесь, это в основном был крупный бизнес, от малого и среднего бизнеса, от той же "ОПОРА РОССИИ" мы испытываем гораздо большую поддержку, и это, на мой взгляд, логично. Спасибо.
Председательствующий. Балыбердин Алексей Владимирович.
Балыбердин А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Андрей Юрьевич, на комитете я спрашивал уже и хочу повторить свой вопрос. Вот на сегодняшний день ФАС имеет очень серьёзные полномочия, чтобы влиять и на бизнес, и на соблюдение закона. Данным законопроектом мы просто беспрецедентно увеличиваем полномочия ФАС. Но любое увеличение полномочий должно всё-таки вести за собой увеличение ответственности за неправильно принятые решения, потому что при принятии данного законопроекта в той редакции, в которой он сейчас существует, неправильно принятые решения могут привести к очень серьёзным последствиям, плачевным последствиям, в том числе и для бизнеса. Предусматриваете ли вы в дальнейшем всё-таки как-то усилить ответственность ваших сотрудников? Спасибо.
Цариковский А. Ю. Алексей Владимирович, уже сейчас существует ответственность наших сотрудников, предусмотренных действующим законодательством. И согласитесь, мы достаточно строго соблюдаем, наблюдаем за действиями наших сотрудников. Меня радует, согласитесь, что с ФАС достаточно мало связано достаточно нехороших и громких историй с какими-то коррупционными преступлениями, со злоупотреблением служебной информацией, с утечкой информации, мне это приятно. Но если депутаты Государственной Думы сочтут необходимым поставить какие-то дополнительные гарантии, как противовес этим полномочиям, мы готовы к этому обсуждению.
Председательствующий. Тетерин Иван Михайлович, пожалуйста.
Тетерин И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Спасибо.
Какие должны быть основания для внеплановых проверок? И увеличится ли их количество или нет? Спасибо.
Цариковский А. Ю. Основанием для внеплановой проверки уже в соответствии с действующим законодательством является последовавшее нам заявление, сообщение о том, что существует картельное правонарушение. Количество проверок, на наш взгляд, не должно увеличиваться. Мы вообще и, поверьте, настраиваем и наши территориальные органы, мы чётко пытаемся вести путь именно к увеличению, как бы сказать, финансовой ёмкости тех картельных дел, которые рассматриваем, ухода от мелкотемья, кроме дел, которые имеют какое-либо колоссальное социальное значение. Ну, например, как то, что сейчас происходит вокруг масок для предупреждения коронавируса. Там, может быть, не самые большие суммы, но, как вы понимаете, это имеет громадное социальное значение. И здесь сговоры мы будем рассматривать.
Количество проверок мы будем пытаться уже не увеличивать, а уменьшать.
Председательствующий. Арефьев Николай Васильевич.
Арефьев Н. В., фракция КПРФ.
Спасибо.
Андрей Юрьевич, такой вопрос. Вот вы в законе прописали такие себе новые права, как, допустим, требование от операторов связи давать информацию об услугах связи: самим вскрывать помещения, изымать документы, ну и при заключении договоров с хозяйствующими субъектами они освобождаются от уголовной ответственности. Вот не считаете ли вы избыточными эти нормы? И не будет ли ущерб от нарушений, которые, возможно, будут при принятии закона вот в такой редакции? И не превзойдут ли они ущерб от картельных соглашений?
Цариковский А. Ю. Спасибо, Николай Васильевич.
Мы уже имеем право получать данные об абонентах юридических лиц, если я правильно понял вопрос, если сигнал проходит через Интернет, мы просто хотим просить распространить это на мобильную связь.
Второй вопрос. Освобождение об ответственности. Вы знаете, в мире это, пожалуй, самый эффективный способ борьбы с картелями, потому что, ну то, что мы освобождаем от ответственности одного, мы освобождаем его от штрафов. Он обязан, если против него будут возбуждены гражданские иски, то пострадавшим лицам экономически от этого картеля, он обязан будет их возместить.
А мы действительно получаем информацию, которая позволяет нам пресечь деятельность картелей и тем самым сэкономить достаточно большие деньги и людям, и государству.
Председательствующий. Куринный Алексей Владимирович.
Куринный А. В. Да, Андрей Юрьевич, к вам вопрос, тоже в предложение, в части вот этих новых полномочий, которые вы хотите, чтобы вам были предоставлены в виде там изъятия документов, отслеживания адресов соответствующих IP.
На сегодня правоохранительные органы, которые вас сопровождают или должны сопровождать, не справляются со своими обязанностями, я говорю про Следственный комитет, если речь идёт о картелях, прежде всего. То есть их сотрудники не подготовлены, не желают, коррумпированы, почему вы пытаетесь на себя вот эти оперативно-розыскные мероприятия подтянуть?
Цариковский А. Ю. Спасибо, Алексей Владимирович.
Вот приблизительно я ожидал этого вопроса, мы не можем на все наши проверки сразу же, иногда нам кажется, что приглашаются представители Федеральной службы безопасности, Следственного комитета, иногда те случаи, нам кажется, что вполне можно обойтись без участия силовых структур, потому что, в общем-то, маски-шоу тоже, все немножко от них устали.
Но как я уже приводил в том же примере, и так были многократные случаи: в процессе расследования, которые кажутся довольно тихими, спокойными и мирными, уже нам зачастую, мы натыкаемся на те же следы возможных нарушений, которые гораздо более превосходят то, чем оно, условно говоря, с чего начиналось.
Вот в принципе у нас действительно есть плодотворное сотрудничество со всеми силовыми органами, ну просто не всегда они участвуют сразу в проверке, и мы оставляем эту возможность. При том, если вы посмотрите законопроект, там огромное количество всяких процессуальных действий должно быть осуществлено в этом случае, если мы видим явные следы преступления, мы просим дать возможность нам изъять эти доказательства.
Если, и, естественно, они, примерно, участвуют в 50 процентах случаев другие следственные уже органы, естественно, они сделают это в соответствии со своими правами, предоставленными им законом.
Председательствующий. Альшевских Андрей Геннадьевич.
Альшевских А. Г. Спасибо.
Андрей Юрьевич, ну в первую очередь хочу поблагодарить антимонопольную службу за работу, особенно ваших свердловских коллег. Они, как и положено, въедливо реагируют на жалобы, в том числе, на депутатские запросы, но тем не менее спрошу ваше мнение по поводу всей критики, которая сопровождает обсуждение данного законопроекта.
Были претензии к достаточно расплывчатым формулировкам в предлагаемых новеллах. Существует мнение, что усиление полномочий ФАС может негативно сказаться на хозяйственной деятельности организации. То есть, в документе нет баланса между частными и общественными интересами, просьба прокомментировать. Спасибо.
Цариковский А. Ю. Спасибо, Андрей Геннадьевич.
У нас было всё-таки ощущение, что мы на этот баланс выходим. Если депутаты Государственной Думы считают, что мы неправы и нам не удалось достигнуть этого баланса, мы готовы, как я уже сказал, к тщательным дискуссиям для поправки баланса, потому что для нас это самое важное, достичь двух этих целей одновременно: и эффективного расследования контроля, и отсутствия давления на бизнес.
Председательствующий. Бессараб Светлана Викторовна.
Бессараб С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Андрей Юрьевич, у меня такой вопрос. Скажите, пожалуйста, как наделение антимонопольного органа правом на получение данных об абонентах услуг связи соотносится со статьёй 23 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой гарантируется тайна телефонных переговоров и ограничение этой тайны только по решению суда? Спасибо.
Цариковский А. Ю. Мы уже обсуждали эту возможность, и мы здесь уже просим только предоставить возможность только об абонентах и юридических лицах, поэтому тайна связи для граждан нами здесь не нарушается. Это вот тот как раз вопрос, который уже прорабатывался комитетом. И мы готовы здесь пойти на очень жёсткое ограничение, чтобы, не дай бог, не вторгаться в зону действия прав и свобод граждан.
Председательствующий. Гусева Ирина Михайловна, пожалуйста.
Гусева И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Спасибо, Александр Дмитриевич.
Денис Борисович, но у меня к вам вопрос. Вы знаете, как я к вам отношусь, местами даже вами горжусь, но вот если честно, почитав этот законопроект, вот так сейчас слушаю своих коллег, так накинулись на ФАС, но ведь ФАС не работает без... вне заявительного порядка, если есть заявление от тех же предпринимателей, только тогда ФАС и выходит. О каких дополнительных нагрузках идет речь? Мы законодатели, сами законов не знаем, уж больше, чем налоговая и жалоб к ним, наверное, во всей стране никто так бизнес не кошмарит.
Но, я думаю, что, ко второму чтению, как делает это Вячеслав Викторович Володин, нужно все-таки большую площадку собирать, не только крупный бизнес, который сказал свое "нет" и мы их услышали, а средний, а мелкий бизнес, которому порой действительно пробиться никак нельзя, ни один конкурс, выжить не могут.
Поэтому, я думаю, что концептуально закон надо принимать, но работать на площадке с экспертным сообществом, приглашая, повторяю разную аудиторию.
Кравченко Д. Б. Спасибо за вопрос, уважаемая Ирина Михайловна На самом деле вы правильно все сказали и мы предполагаем и с Андреем Юрьевичем мы это проговаривали с руководством ФАС о том, что мы соберем большое обсуждение и, безусловно, нам необходимо прислушиваться к мнению экспертного сообщества и крупного бизнеса.
Что касается работы ФАС, здесь уже не один наш коллега высказывался насчет того, что претензий минимально, да, в отличие от многих других наших известных органов. Однако же мы с вами вместе должны работать над задачей, которую ставил президент — это повышение благосостояния наших граждан, повышать благосостояние мы можем за счет того, что мы должны развивать реальный сектор нашей экономики и, соответственно, освобождать его от лишнего давления.
В этой связи на комитете как раз-таки и звучала позиция, что нам очень важно найти равновесие и не передергивать, чтобы у нас кампания не превратилась в кампанейщину, извините за сленг.
Спасибо.
Председательствующий. Боева Наталья Дмитриевна.
Боева Н. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Спасибо, Александр Дмитриевич.
Андрей Юрьевич, у меня такой вот вопрос к вам. А как будет проводиться проверка по анонимным заявлениям, и какие наказания будут предусмотрены, если то заявление, которое они написали, не подтвердится, не будет ли этим законом пользоваться при конкурентной борьбе? Вот вы сказали картели, а здесь написано - хозяйствующие субъекты. И вот будут страдать больше всего как раз не картели, а средние и малые предприятия.
Спасибо.
Цариковский А. Ю. Мы не рассматриваем, во-первых, анонимных заявлений.
А, во-вторых, вы знаете, я должен, может быть, извините, тоже чуть-чуть уйти в сторону, но сказать об этом. Мы уже за последние годы, после того как, в общем-то, поняли представителей делового сообщества, что Федеральная антимонопольная служба — это достаточно эффективный инструмент, мы очень часто сталкиваемся с тем, что нас пытаются использовать в своих экономических спорах.
И поверьте, у нас есть очень много и внутренних инструкций, и общая политика нашей службы в том, что мы не должны являться средством в экономических разборках между хозяйствующими субъектами. На это настроена очень чётко вся наша политика.
Председательствующий. Выборный Анатолий Борисович.
Выборный А. Б. Уважаемый Андрей Юрьевич!
По сути, вы предлагаете наделить антимонопольный орган при проведении проверки по делам об антиконкурентных соглашениях полномочиями органа дознания: получать объяснения, производить выемку предметов и документов, и так далее. При этом вы также предлагаете установить запрет на уведомление о проведении таких проверок.
Скажите, а чем обусловлен запрет на уведомление, ведь даже при проведении административных, при возбуждении и расследовании уголовных дел заинтересованных лиц уведомляют об этом. И не являются ли предлагаемые проектом федерального закона такие широкие пределы полномочий попыткой оправдать недостаточную эффективность работы?
Цариковский А. Ю. Я должен сказать, что у нас уже существует как бы это право и возможности, мы, поверьте мне, вот здесь... я не буду скрывать, потому что это один из наших самых эффективных инструментов, их называют "рейды на рассвете", хотя, поверьте, мы в соответствии с действующим законодательством проводим их в рабочее время, мы уже обладаем правом на такие проверки.
В чём и почему всегда достаточно к нашей аргументации, и даже на последнем совещании у Президента Российской Федерации, когда обсуждались контрольно-надзорные функции их изъятия, такое исключение. Мы, если существует, как правило, какое-то время пройдёт, мы уже лишаемся этих доказательств. Поверьте, уже наловчились очень быстро их затирать даже сейчас, в действующее время. Любимая стратегия часто нас при проверке задержать нас любым путём на входе, чтобы мы не могли добраться до компьютеров.
Но уже сейчас, у нас уже есть эти права. Должен обратить, что они расширяются, и опять же мы готовы к дискуссии, только в случае выемки. Практически все остальные наши права уже существуют. И мы просто их уточняем и, наоборот, вводим их в четкую регламентацию, в четкое правовое поле.
Председательствующий. Сапко Игорь Вячеславович.
Сапко И. В. Спасибо, Александр Дмитриевич.
Уважаемый Андрей Юрьевич, повлечет ли предлагаемое законопроектом расширение полномочий антимонопольного органа увеличение штатной численности? Если да, то предусмотрены ли соответствующие денежные средства в бюджете? Спасибо.
Цариковский А. Ю. Спасибо, уважаемый Игорь Вячеславович. Мы не требуем, это есть финансово-экономическое обоснование к данному законопроекту. Мы не требуем дополнительной какой-либо штатной численности. Мы понимаем ситуацию с и так слишком уже, может быть, разросшимся аппаратом государственных чиновников и проверяющих органов в стране. Мы просто внедряем более эффективные методы работы и пытаемся взять всё-таки не численностью, а производительностью. То есть мы сейчас уже перешли на специальные компьютерные программы, комплексы аппаратно-программные, которые нам позволяют проводить расследования, что позволяет снизить, кстати, и количество непосредственных проверок с выездами, и нагрузку в это время на бизнес. И мы проводим уже не фронтальную проверку, а точечную именно по тем узким местам, которые мы видим во время предварительного исследования вопроса.
И мы не будем просить дополнительную штатную численность.
Председательствующий. Гартунг Валерий Карлович. Пожалуйста.
Гартунг В. К. Уважаемый Андрей Юрьевич, ну я повторю вопрос коллеги. Всё-таки как вы считаете, что мешает развитию экономики больше -картельные соглашения, либо недоверие бизнеса к государству? Это первый вопрос.
А вторая часть, как вы считаете, где мы больше, страна больше всего теряет - при использовании лазейки при закупках госкомпаний, когда они закупают у взаимозависимых лиц, либо картельные соглашения при госзакупках?
Спасибо.
Цариковский А. Ю. Валерий Карлович, ну я опять же должен ответить, что здесь, на мой личный взгляд, вопрос примерно получается о том, что первично — яйцо или курица. Мы должны развивать бизнес, направленный на... скажем так, бизнес, у которого достаточно высокая социальная ответственность, бизнес, который не нарушает закон. Извините, зачем нам дикий Запад, зачем нам бизнес, который будет грабить население? Развивать в данном случае, вот здесь, на мой взгляд, было бы очень неэффективно. Мы должны развивать бизнес и должны..., но тем не менее пресекать нарушения с его стороны, чем серьезнее, тем серьезнее пресекать нарушения.
И второй вопрос, Валерий Карлович.
Председательствующий. Гартунгу включите микрофон.
Гартунг В. К. Как вы считаете, где больше теряет государство, когда госкомпании используют лазейку, закупая без конкурентных процедур у зависимых лиц, либо когда происходят картельные сговоры? Спасибо.
Цариковский А. Ю. Валерий Карлович, мы считаем, что и то и другое плохо. И вы знаете, что мы уже даже подготовили... ФАС готовит как раз закон о взаимосвязанных лицах. И мы готовы выставить... Он уже находится на обсуждении в правительстве. И, если правительство его поддержит, вероятно, возможно, мне придется стоять через некоторое время вот здесь, на этом месте уже по этому закону. Мы его уже подготовили, и он сейчас обсуждается в правительстве.

окончание стенограммы см. https://leo-mosk.livejournal.com/7386389.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments