leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Вячеслав Никонов провел дискуссию по качеству образования – заседание комитета ГД по обрнауке

Вячеслав Никонов провел дискуссию по качеству образования – заседание комитета ГД по обрнауке
Председатель комитета ГД по образованию и науке Вячеслав Никонов провел очередное заседание комитета, на котором, в частности, рассмотрен тематический вопрос «О реализации рекомендаций парламентских слушаний на тему «О мерах по повышению качества образования в РФ», утвержденных постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 23 июля 2019 года № 6683-7 ГД» (в рамках парламентского контроля).
Президент РФ в 2018 году поставил задачи по вхождению страны в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, воспитанию гармонично развитой и социально ответственной личности, созданию условий для развития системы российского образования.
Среди рекомендаций комитета – подготовка новых педагогических кадров для системы образования, вопросы медицинской помощи и питания в образовательных организациях, проблемы малокомплектных школ, решение проблем второй и третьей смены, «переход от контроля качества современного образования к управлению этим качеством».
В постановлении Госдумы отмечается, что «качество образования зависит от значительного числа различных факторов, но в первую очередь оно зависит от людей – тех, кто учит, и тех, кто учится. В не меньшей степени качество образования зависит от объема выделяемых ресурсов, эффективности государственного управления, условий воспитания и обучения, способности органов государственного управления консолидировать и эффективно использовать все имеющиеся у государства и общества ресурсы для достижения высокого уровня качества образования».
В рекомендациях поддержано предложение о минимальной гарантированной базе оплаты труда молодого педагога.
Особое внимание обращается на несоответствие объема выделяемых средств и показателей федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» задачам, поставленным Президентом РФ в посланиях Федеральному Собранию, а также программным документам, принятым Правительством России.
В рекомендациях отражена обеспокоенность участников слушаний состоянием и развитием общего образования в сельской местности, в том числе, сельских малокомплектных школ.
Отдельно отмечена необходимость снижения образовательного неравенства и разрыва в качестве образования между лучшими и отстающими обучающимися во всех школах.
С критических позиций охарактеризована работа по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и даны рекомендации по обеспечению детей полноценным питанием.
Кроме того, в рекомендациях поставлена задача снижения отчетности и бюрократической нагрузки, сокращение избыточного контроля за деятельностью педагогических работников и руководителей образовательных организаций.
В целях повышения качества общего образования в Постановлении Думы прописаны рекомендации Правительству РФ, Министерству просвещения РФ, органам государственной власти субъектов РФ.
Комитету Госдумы по образованию и науке предписано организовать парламентские слушания по вопросу повышения качества профессионального образования в период весенней сессии 2020 года.
Аудитор Счетной палаты Дмитрий Зайцев Доля нацпроекта образования составляет 13% в общих на образование 3,6% ВВП это мало. Лидирует Германия Мы 32 место. Мы близки по паритету покупательной способности мы близки. Но расходы на образование у них 1985 долларов у нас втрое ниже 646. Строительство новых мест в школах некачественная проектно-сметная документация. Когда федерация дает деньги, у регионов в разы выше потому что развитие сетей не прорабатывается. Федерация декларирует софинансирование 83%, у регионом по факту сорок. То что мы получаем от всемирного банка, молодежь обладает низким уровнем функциональной грамотности. СП будет проводить проверочные мероприятия детей испытывающих сложности в школе.

Материалы к заседанию комитета
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект федерального закона № 842643-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части установления квалификационных разрядов, классов, категорий по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих" внесен Правительством Российской Федерации
Комитет Государственной Думы по образованию и науке рассмотрел указанный проект федерального закона.
Проектом федерального закона вносятся изменения в статью 60 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (далее — Закона об образовании) устанавливающие, что документ о квалификации подтверждает получение квалификации по профессии рабочего, должности служащего и присвоение (при наличии) разряда, класса или категории по результатам профессионального обучения; уточняются формулировки части 7 статьи 73 и части 2 статьи 74 Закона об образовании, содержащие полномочие Минпросвещения России по утверждению перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение и порядок проведения квалификационного экзамена, проводимого по итогам профессионального обучения.
В настоящее время профессиональное обучение реализуется в рамках трех видов программ: профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих, переподготовки рабочих и служащих и повышения квалификации рабочих и служащих.
В соответствии с частью 1 статьи 74 Закона об образовании профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена.
Согласно части 2 статьи 74 Закона об образовании квалификационный экзамен проводится организацией, осуществляющей образовательную деятельность, для определения соответствия полученных знаний, умений и навыков программе профессионального обучения и установления на этой основе лицам, прошедшим профессиональное обучение, квалификационных разрядов, классов, категорий по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих.
Присвоение разряда или класса, категории по результатам профессионального обучения подтверждается свидетельством о профессии рабочего, должности служащего (пункт 2 части 10 статьи 60 Закона об образовании).
Следует отметить, что за время внедрения профессиональных стандартов в Российской Федерации сложилась ситуация, при которой не все профессии рабочих, должности служащих требуют установления разрядов, классов, категорий в соответствии с квалификационными требованиями. Это связано с тем, что квалификация в профессиональных стандартах описывается в рамках необходимых умений, знаний и других характеристик, которые определены макетом профессионального стандарта, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 года № 147н.
По данным Минпросвещения России, в настоящее время более 70 профессий рабочих не имеют разрядов (например, фельдъегерь, цветовод, автоклавщик), 8 должностей служащих не имеют классов или категорий.
Таким образом, законопроект направлен на устранение указанной коллизии и устанавливает, что документ о квалификации подтверждает получение квалификации по профессии рабочего, должности служащего и присвоение (при наличии) разряда, класса или категории по результатам профессионального обучения.
Комитет поддерживает концепцию законопроекта, считает, что предлагаемые изменения актуальны, обеспечивают однозначное и корректное толкование положений Закона об образовании в части реализации программ профессионального обучения, проведения квалификационного экзамена по итогам профессионального обучения, составе реквизитов свидетельства о профессии рабочего, должности служащего.
В заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы отмечается, что замечаний правового и юридико-технического характера не имеется.
На представленный законопроект поступили отзывы от:
- 42 законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации - все положительные;
- 48 высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации - все положительные.
В целом, законопроект поддержали 30 субъектов Российской Федерации.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по образованию и науке рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона № 842643-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части установления квалификационных разрядов, классов, категорий по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих".

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект федерального закона № 846188-7
«О внесении изменений в статью 332 Трудового кодекса Российской Федерации (в части изменения предельного возраста для должности ректора, проректора, руководителя филиала в государственных и муниципальных образовательных организациях высшего образования), внесенный депутатами Государственной Думы Г.К. Сафаралиевым, Е.Е. Марченко, В.М. Кононовым, СВ. Чижовым, Н.В. Говориным, М.П. Беспаловой, Е.В. Паниной, Р.Г. Шайхутдиновым, B.C. Скругом, А.Б. Выборным, М.С. Гаджиевым, Н.В. Маловым
Комитет Государственной Думы по образованию и науке рассмотрел проект федерального закона № 846188-7 «О внесении изменений в статью 332 Трудового кодекса Российской Федерации (в части изменения предельного возраста для должности ректора, проректора, руководителя филиала в государственных и муниципальных образовательных организациях высшего образования), внесенный группой депутатов Государственной Думы, и отмечает следующее.
В соответствии с действующими нормами статьи 332 Трудового кодекса Российской Федерации в государственных и муниципальных образовательных организациях высшего образования должности ректора, проректоров, руководителей филиалов замещаются лицами в возрасте не старше шестидесяти пяти лет независимо от срока действия трудовых договоров. По представлению ученого совета вуза учредитель имеет право продлить срок пребывания ректора вуза в своей должности до достижения им возраста 70 лет.
Законопроектом предлагается внести изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации в части повышения предельного возраста указанных руководителей вуза с шестидесяти пяти до семидесяти лет без права продления.
Проектируемая императивная норма позволит обеспечить устойчивое преемственное развитие отечественной высшей школы, базирующейся на лучших российских традициях.
Данный законопроект отчасти соответствует поручению Президента Российской Федерации В.В. Путина от 29 июля 2019 года № Пр-1496, согласно которому необходимо установить предельный возраст пребывания в должности ректора образовательной организации или руководителя научной организации - 70 лет (независимо от срока действия заключенных трудовых договоров, без возможности продления срока пребывания в соответствующей должности после достижения указанного возраста) и ввести ограничение продолжительности пребывания лица в такой должности в одной и той же организации не более трех сроков, каждый из которых не может превышать 5 лет, предусмотрев при этом соответствующий переходный период.
Концепция представленного законопроекта заслуживает поддержки.
Комитет Государственной Думы по образованию и науке обращает внимание на то, что в Государственную Думу 11 февраля 2020 года Правительством Российской Федерации внесен проект федерального закона № 898369-7 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления предельного возраста для замещения должностей руководителей, заместителей руководителей государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования и научных организаций и руководителей их филиалов», концепция которого предусматривает законодательное регулирование всех положений, обозначенных в поручении Президента Российской Федерации.
В связи с этим, рассматриваемый законопроект № 846188-7 «О внесении изменений в статью 332 Трудового кодекса Российской Федерации (в части изменения предельного возраста для должности ректора, проректора, руководителя филиала в государственных и муниципальных образовательных организациях высшего образования), внесенный группой депутатов Государственной Думы, является альтернативным законопроекту № 898369-7 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления предельного возраста для замещения должностей руководителей, заместителей руководителей государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования и научных организаций и руководителей их филиалов», внесенному Правительством Российской Федерации.
В связи с вышеизложенным, Комитет Государственной Думы по образованию и науке считает целесообразным рекомендовать Государственной Думе рассматривать законопроект №846188-7 «О внесении изменений в статью 332 Трудового кодекса Российской Федерации (в части изменения предельного возраста для должности ректора, проректора, руководителя филиала в государственных и муниципальных образовательных организациях высшего образования) и законопроект № 898369-7 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления предельного возраста для замещения должностей руководителей, заместителей руководителей государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования и научных организаций и руководителей их филиалов» в первом чтении как альтернативные.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 332 Трудового кодекса Российской Федерации (в части изменения предельного возраста для должности ректора, проректора, руководителя филиала в государственных и муниципальных образовательных организациях высшего образования)»
Разработка настоящего законопроекта была обусловлена сложившейся общемировой и российской практикой высшей школы, а также глобальной тенденцией к изменению границ зрелого и пожилого возраста, подтвержденного, в частности, - принятием Федерального закона от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий".
Согласно экспертным данным, в науке и образовании опыт, необходимый для руководящей работы, оптимально набирается приблизительно к шестидесятилетнему возрасту. Кроме того, специфика сферы высшего профессионального образования такова, что оптимальный период работы хорошего руководителя на одном месте составляет не менее 10-15 лет. Именно за это время удается достичь хороших показателей работы.
С инициативой увеличения предельного возраста должности ректора ВУЗа до 70 лет 25.03.2019 г. выступили ректоры российских университетов на съезде Российского союза ректоров. Они считают, что данная мера позволит сохранить тех ректоров, которые смогут поддержать устойчивое развитие учебных заведений. Если ректор поддерживается коллективом, то это - залог успешной работы.
Из-за регламентированной в действующей редакции статьи 332 Трудового кодекса нормы, большая часть ректорского корпуса нашей страны, где средний возраст колеблется в границах 60-70 лет, поставлена под удар. Тем самым ослабляются позиции отечественной высшей школы. Именно опытные и мудрые люди должны работать в руководстве ВУЗов. Руководители в этих сферах должны определяться по результатам их работы, а не по возрастным данным. Для высвобождения утративших свои профессиональные навыки руководителей ВУЗов достаточно имеющихся аттестационных механизмов.
Согласно ст. 37 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Все зависит от каждого конкретного человека: один и в 40 лет не справляется с ответственной руководящей работой, другой - в 70 лет является эффективным лидером. Если ВУЗ под руководством ректора успешно и планомерно развивается, то повод менять руководителя просто отсутствует.
Предусмотренные данным законопроектом изменения учитывают отечественную и зарубежную практику функционирования руководящего аппарата высших образовательных учреждений.
Предлагаемое в настоящем проекте не диспозитивное, а императивно закрепленное повышение предельного возраста до семидесяти лет для ректоров, проректоров, руководителей филиалов государственных и муниципальных образовательных организациях высшего образования, позволит обеспечить устойчивое преемственное развитие отечественной высшей школы, базирующейся на лучших традициях русских и советских ученых-педагогов.
Законопроект не затрагивает сфер реализации государственных программ Российской Федерации и не оказывает влияния на достижение их целей. Законопроект не затрагивает отношений, связанных с реализацией Договора о Евразийском экономическом союзе, а также иных международных договоров Российской Федерации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проекте федерального закона №762387-7 "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части установления перечня документов, в разработке и ведении которых участвуют педагогические работники)
внесен депутатами Государственной Думы Е.А.Митиной, О.А.Бондарь, Л.Н.Тутовой и другими, членом Совета Федерации И.В.Рукавишниковой
Вопрос снижения административной нагрузки педагогических работников, обусловленной подготовкой и представлением различных отчетных документов о своей деятельности и деятельности своей образовательной организации, давно является актуальным для сферы образования. Время, которое работники образовательных организаций тратят на подготовку отчетных материалов, сокращает время на педагогическую работу, негативно отражается на качестве образования, удовлетворенности педагогами своим трудом. Законопроектом предлагается дополнить часть 1 статьи 6 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) положением, согласно которому к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования будет относиться установление перечня документов, в разработке и ведении которых участвуют педагогические работники.
Поддерживая стремление авторов законопроекта снизить административную нагрузку педагогических работников, Комитет отмечает следующее.
Пунктом 5 части 3 статьи 47 Закона об образовании педагогическим работникам предоставлено право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ. Остается неясным, будут ли относиться разработка и ведение указанных в перечне документов к обязанности педагогических работников с учетом того, что обязанности педагогических работников закреплены в части 1 статьи 48 Закона об образовании.
Комитет считает возможным рассмотреть вопрос об отражении данной законодательной инициативы в статьях Закона об образовании, посвященных правовому статусу педагогических работников, их правам, обязанностям и ответственности.
Как следует из пояснительной записки, перечень документов, в разработке и ведении которых участвуют педагогические работники, будет утверждаться Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации. Однако информационные запросы направляются в образовательные организации из различных органов и организаций (например, учредителей образовательных организаций, Роспотребнадзора и МЧС России). Целесообразно дополнительно проработать вопрос об утверждении перечня документов, в разработке и ведении которых участвуют педагогические работники, актом Правительства Российской Федерации.
Дополнительной проработки требует вопрос о перечне должностей педагогических работников, на которых будет распространяться предлагаемая норма. В соответствии с пунктом 21 статьи 2 Закона об образовании к педагогическим работникам относятся физические лица, которые выполняют «обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности». Номенклатурой должностей педагогических работников к числу педагогических работников отнесены лица, выполняющие различные должностные обязанности (декан факультета, воспитатель, инструктор-методист), что может предполагать необходимость составления и ведения различных документов различными педагогическими работниками.
Правительство Российской Федерации не поддерживает законопроект в представленной редакции. Правовое управление Аппарата Государственной Думы возражений концептуального характера не имеет.
На законопроект поступили отзывы от:
- 43 законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации - 41 положительный и 2 отрицательных;
- 44 высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации-41 положительных и 3 отрицательных.
В целом, законопроект поддержали 29 субъектов Российской Федерации и не поддержал один субъект Российской Федерации.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по образованию и науке предлагает авторам изменить текст проекта федерального закона, учесть изложенные в настоящем заключении замечания и направить его на имя Председателя Государственной Думы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 5 и 7 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" и статью 51 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 5 и 7 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" и статью 51 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 29 июля 2019 г. № Пр-1496 (подпункт "б" пункта 1), согласно которому необходимо наделить президента образовательной организации и научного руководителя научной организации полномочиями по участию в разработке программ и планов развития этих организаций, в работе их попечительских (наблюдательных) советов, а также полномочиями по руководству деятельностью ученых (научно-технических) советов.
В соответствии с частью 11 статьи 51 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) в образовательной организации высшего образования по решению ее ученого совета может учреждаться должность президента образовательной организации высшего образования (далее - президент), при этом совмещение должностей ректора образовательной организации высшего образования (далее - ректор) и президента не допускается.
Согласно пункту 8 статьи 5 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - Закон о науке) в государственных или муниципальных научных организациях могут учреждаться должность руководителя научного направления и (или) должность научного руководителя научной организации (далее - научный руководитель). Лица, замещающие указанные должности, обеспечивают формирование приоритетных направлений и (или) тематики научных исследований в научной организации и не вправе осуществлять полномочия руководителя научной организации, его заместителей.
Следует отметить, что правовое регулирование указанных институтов на законодательном уровне ограничивается только установлением возможности введения указанных должностей без конкретизации их трудовых функций. Вопросы, связанные с правовым статусом президента и научного руководителя, в том числе с определением их полномочий, регламентируются уставами образовательных организаций высшего образования и научных организаций (часть 13 статьи 51 Закона об образовании и пункт 8 статьи 5 Закона о науке), в связи с чем на практике выявлена проблема отсутствия единообразия полномочий президента и научного руководителя.
Закрепленные в уставах образовательной организации высшего образования и научной организации полномочия президента и научного руководителя зачастую пересекаются с полномочиями ректора и руководителя научной организации, либо имеют формальный характер, поскольку могут осуществляться только по согласованию с ректором или руководителем научной организации. Вместе с тем, учитывая, что на указанные должности, как правило, назначаются лица, имеющие большой опыт управленческой, научной и научно-педагогической деятельности, решаемые ими вопросы должны иметь стратегический характер, ориентированный на дальнейшие перспективы развития образовательной организации высшего образования и научной организации.
Учитывая тенденции создания крупных университетов и научных организаций, усложнения управленческих и финансовых процессов, назрела необходимость изменения структуры полномочий ректора университета, руководителя научной организации и президента университета, научного руководителя научной организации.
В связи с изложенным законопроектом предлагается внести изменения в Закон об образовании и Закон о науке и наделить президента и научного руководителя полномочиями по участию в определении программ и планов развития организации, участию в деятельности коллегиальных органов управления, представлению интересов организаций в отношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями при возложении на них соответствующего полномочия в установленном порядке, по участию в решении вопросов совершенствования образовательной, научной, воспитательной, организационной и управленческой деятельности организации.
При этом законопроектом предусматривается, что уставами образовательной организации высшего образования и научной организации могут быть предусмотрены и иные полномочия президента и научного руководителя, которые будут учитывать специфику деятельности этих организаций.
Также законопроектом устанавливается, что президент и научный руководитель по решению ученого (научного, научно-технического) совета могут быть председателем указанного ученого (научного, научно-технического) совета организации.
В свою очередь, законопроектом предлагается возложить полную ответственность за управление текущей деятельностью организации, решение организационно-кадровых и финансовых вопросов, практическую реализацию программы и плана развития организации на ректора образовательной организации высшего образования и руководителя научной организации.
Принятие законопроекта потребует внесения изменений в уставы государственных и муниципальных научных организаций и образовательных организаций высшего образования. Переходными положениями законопроекта предусмотрено, что уставы указанных организаций со дня вступления в силу законопроекта действуют в части, не противоречащей нормам, установленным Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике" (в редакции законопроекта) и Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" (в редакции законопроекта).
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект не содержит положений, противоречащих положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

окончание материалов см. https://leo-mosk.livejournal.com/7394604.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments