leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Стимулирование добычи углеводородов в Арктическое зоне – первое чтение

Стимулирование добычи углеводородов в Арктическое зоне – первое чтение – Вера Ганзя Можем получить выпадающие доходы на 2,3 трлн Льготы нефтяникам обошлись бюджету в три трлн Льготы нефтегазовым компаниям выросли в четыре раза Президент говорил о моратории на льготы Когда льготы удвоились, инвестиции всего на треть – Сергей Катасонов Потери будут – Раиса Кармазина Признаю проголосовать Используется то что разведано в советское время Не используем свой ледокольный флот Моя голубая мечта ЖД на Таймыр. Сталин был не дурак
12. 895543-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в Налоговый кодекс РФ в части стимулирования поиска и оценки месторождений углеводородного сырья, разведки и добычи углеводородного сырья на отдельных территориях Арктической зоны РФ»
Документ внесен правительством 06.02.20.
Представил статс-секретарь – замминистра финансов Алексей Сазанов.
Член комитета по бюджету и налогам Дмитрий Юрков.
Законопроектом предусматривается:
- оптимизация обложения налогом на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) организаций, осуществляющих деятельность, связанную с добычей углеводородного сырья на новых морских месторождениях, в части установления более льготных налоговых условий разработки морских месторождений углеводородного сырья, расположенных в северной части Охотского моря (на 55 градусе северной широты или севернее этой широты), южной части Баренцева моря (южнее 72 градуса северной широты), Печорском и Белом морях, дата начала промышленной добычи углеводородного сырья на которых приходится на период после 1 января 2020 г., а также в Японском море;
- установление ставки НДПИ в размере 0 руб. при добыче газа горючего природного (газового конденсата совместно с газом горючим природным), добываемого и используемого исключительно для производства сжиженного природного газа и (или) для производства товаров, являющихся продукцией нефтехимии, на новых производственных мощностях до достижения накопленного объема добычи газа горючего природного 250 млрд. куб.м, при условии, что срок разработки запасов участка недр не превышает 12 лет, начиная с даты реализации продукции нефтехимии, на участках недр, полностью расположенных севернее Северного полярного круга, полностью в границах Архангельской области, Республики Коми, Ямало-Ненецкого автономного округа, Красноярского края, Республики Саха (Якутия), Чукотского автономного округа;
- распространение налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (далее – НДД) и льготной налоговой ставки по НДПИ на участки недр, расположенные полностью или частично севернее 70 градуса северной широты полностью в границах Красноярского края, Республики Саха (Якутия), Чукотского автономного округа, с распространением для пользователей недр указанных участков, права перейти на НДД;
- предоставление налогового вычета по НДПИ при добыче нефти на участках недр расположенных полностью в границах Красноярского края полностью или частично севернее 67 градуса северной широты и южнее 69 градуса северной широты, лицензия на право пользования которым предоставлена до 1 января 2019 г., в размере фактических расходов на приобретение, сооружение, изготовление, доставку объектов основных средств, относящихся к объектам дорожной, транспортной, инженерной, энергетической инфраструктуры, необходимым для осуществления деятельности по освоению указанных участков недр. Указанный налоговый вычет по НДПИ не может быть больше суммы рассчитанной как разница между фактической суммой НДПИ и суммой НДПИ, рассчитанной с применением базовой цены нефти, определенной в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом РФ.
ФЗ вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на прибыль организаций.
Первое чтение 340 0 1 14:10

Стенограмма обсуждения
Переходим к законопроектам первого чтения. 12-й вопрос. Проект федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части стимулирования поиска и оценки месторождений углеводородного сырья, разведки и добычи углеводородного сырья на отдельных территориях Арктической зоны Российской Федерации". Докладывает официальный представитель правительства статс-секретарь — заместитель Министра финансов Алексей Валерьевич Сазанов.
Сазанов А. В., представитель Правительства Российской Федерации статс-секретарь - заместитель Министра финансов Российской Федерации.
Добрый день, Иван Иванович! Добрый день, уважаемые коллеги!
Правительством Российской Федерации подготовлен проект федерального закона, предусматривающий стимулирование налогоплательщиков осуществлять добычу и переработку углеводородного сырья в Арктической зоне Российской Федерации. Цель данного законопроекта - это создание ресурсной базы, обеспечивающей увеличение грузовых перевозок по Северному морскому пути в объёме не менее 50 миллионов тонн к 2030 году с потенциалом роста до 100 миллионов тонн к 2050 году. Данная цель поставлена Президентом Российской Федерации. Что предусматривается данным проектом федерального закона?
Первое. Уточнение сроков применения НДПИ при добыче углеводородного сырья на новых морских месторождениях углеводородного сырья, расположенных в северной части Охотского моря, южной части Баренцева моря, Печорском и Белом морях, дата начала промышленной добычи углеводородного сырья на которых приходится на период после 1 января 2020 года. То есть по аналогии с уже действующими льготами для месторождений, расположенных в северной части Баренцева моря и в северных морях, предполагается установление ставки НДПИ в размере 5 процентов от выручки на 15 лет.
Второе. Установление ставки НДПИ в размере ноль рублей при добыче газа горючего и природно-газового конденсата совместно с газом горючим природным, добываемому и используемому исключительно для производства 011 или для производства товаров, являющихся продукцией газохимии на новых производственных мощностях. Нулевая ставка будет иметь ограничения. Это достижение накопленного объёма добычи в 250 миллиардов кубометров, либо до истечении 12 лет с даты реализации первой партии СПГ, либо первой партии продукции нефтехимии соответственно. Указываемая льгота будет применяться только в отношении газа горючего и природно-газового конденсата, который будет являться сырьём для новых производственных мощностей. К новым производственным мощностям будут относиться те заводы, которые будут введены в эксплуатацию после 1 января 2020 года.
Третье. Распространение налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Таймырского полуострова. Здесь по оценкам Минприроды, Минэнерго предполагается открытие новой нефтегазовой провинции, и, соответственно, нами предлагаются меры, направленные на стимулирование разведки, поиска и добычи углеводородного сырья в новой нефтегазовой провинции, которая может быть открыта первый раз со времен создания Российской Федерации.
И последнее. Предоставление налогового вычета по НДПИ при добыче нефти на участках недр Ванкорского нефтяного кластера. Данный вычет по НДПИ будет предоставляться только, когда цена нефти выше базовой цены нефти, исходя из которых определяются доходы федерального бюджета, соответственно, вычет по НДПИ будет равен расходам компаний на создание новой инфраструктуры, такой как инженерная, дорожная, энергетическая, необходимые для развития новой нефтегазовой провинции.
Это все. Прошу поддержать.
Председательствующий. Спасибо, Алексей Валерьевич. Присаживайтесь.
С содокладом от Комитета по бюджету и налогам выступает Дмитрий Васильевич Юрков.
Юрков Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги, на основании поручения президента о стимулировании и осуществлении геологоразведочных работ и строительства объектов инфраструктуры в Арктической зоне Российской Федерации, а также во исполнение концепции развития Арктических территорий, которая заложена в основах государственной политики в Арктике на период до 2020 года и следующую перспективу, правительством разработан и представлен данный законопроект.
Целью его является стимулирование поиска новых месторождений и добычи углеводородного сырья в Арктической зоне, а также для развития перевозки по Северному морскому пути.
Законопроектом предлагается уточнить параметры разработки месторождений углеводородного сырья, которые расположены в первую очередь на Таймырском полуострове, где может сформироваться новая нефтегазовая провинция, и на российском шельфе арктических морей.
В частности, предлагается уточнить сроки применения стоимости углеводородного сырья в качестве налоговой базы по НДПИ именно на новых, ещё пока не добываемых морских месторождениях.
В рамках этих изменений такие месторождения будут применять ставку НДПИ в размере 5 процентов в течение 15 лет. Для производства сжиженного природного газа или для производства товаров, являющихся продукцией нефтехимии, предлагается установить нулевую ставку НДПИ при добыче природного газа и газового конденсата, но применение этой ставки ограничено двумя условиями.
Первое. Это, когда накопленный объем добычи газа достиг значения в 250 миллиардов кубометров.
И второе условие - когда нулевая ставка действует в течение 12 лет с даты начала реализации продукции.
Комитет отмечает, что предлагаемая данная льгота будет применяться только в отношении новых производственных мощностей, чтобы стимулировать новые инвестиции на участках недр, расположенных северней Северного полярного круга, а это регионы: Архангельская область, Республика Коми, Ямало-Ненецкий автономный округ, Красноярский край, Республика Саха (Якутия) и Чукотский автономный округ.
Законопроектом также предлагается применить режим на дополнительный доход и распространить на те участки недр, которые расположены на Таймырском полуострове.
Для ванкорского кластера, в случае развития новой нефтегазовой провинции, предлагается предоставление налогового вычета по налогу на добычу полезных ископаемых в случае, если инвестиции будут направлены в создание инфраструктуры, а это строительство дорог, линий электропередач, железнодорожных веток, аэродромов и прочей инфраструктуры.
При этом установлено обязательное требование. Для получения налогового вычета находимо, во-первых, ввести в эксплуатацию объекты инфраструктуры сроком до 1 января 2030 года. И, во-вторых, подтвердить стоимость этих объектов, исходя из заявленных расходов на их строительство.
В противном случае будет восстановлена вся сумма недополученного налога и соответственно пени, начисленных за весь период.
Отдельно стоит отметить вопрос о выпадающих доходах бюджета от применения такого вычета. Доходы федерального бюджета формируются у нас, исходя из базовой цены на нефть. Поскольку этот вычет будет применяться только при превышении цены нефти, выше базовой, и соответственно только в той части НДПИ, которая приходится на превышение нефти, выше базовой, поэтому выпадающих доходов федерального бюджета не будет. В этом случае бюджет полностью защищен, потому что, если цена нефти будет ниже базовой или же равна базовой, то вычет соответственно будет равен нулю.
Принимаемым сегодня законопроектом мы стимулируем компании на инвестиции в поиск и разработку новых месторождений углеводородов и строительство инфраструктуры в Арктической зоне Российской Федерации.
Комитет по бюджету благодарит за работу над законопроектом наших коллег из Комитета по энергетике, Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, комитета по региональной политике. Счётную палату, комитеты Совета Федерации.
Все представили положительные заключения и поддержали принятие законопроекта в первом чтении.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Дмитрий Васильевич.
Коллеги, будут ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы.
Покажите список.
Ганзя Вера Анатольевна.
Ганзя В. А., фракция КПРФ.
У меня вопрос вот такой. Дело в том, что мы долгое время, значит, предоставляли льготы разного рода, и эти льготы, они не всегда, так скажем, были эффективны, с точки зрения инвестиций.
Если мы посмотрим, например, по цифрам, то льготы предоставлены, и они увеличиваются в два раза, а рост инвестиций где-то примерно на 30 процентов.
Так вот хотелось бы все-таки с этих позиций посмотреть, действительно ли получим достаточно серьезный и эффективный результат от вот этого законопроекта? Спасибо.
Председательствующий. Пожалуйста, Алексей Валерьевич. Сазанов А. В. Вера Анатольевна, спасибо за вопрос.
Но в данном случае мы предлагаем в плане вычета расходы учитывать только на инфраструктуру. Все расходы, связанные с бурением, с разработкой месторождений, это составляющие основную часть расходов, они будут приходиться на нефтяные компании, и соответственно, здесь бюджет никак участвовать ни в какой форме не будет.
Поэтому там объем инвестиций, там в первые годы даже разработки этого месторождения, составит, этой новой нефтегазовой провинции, извините, составит более 2 триллионов рублей. Притом совокупный налоговый вычет, который по нашим оценкам может быть предоставлен, составит за 10 лет не более чем 600 миллиардов рублей. Поэтому здесь на каждый вложенный рубль государством, как минимум 3-4 рубля будет вложено компанией. Поэтому здесь это условие выполняется, на наш взгляд.
Председательствующий. Спасибо. Нилов Олег Анатольевич.
Нилов О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
Алексей Валерьевич, мы поддерживаем вот такое постоянное внимание, постоянное льготирование, может быть, даже иногда с перебором, но учитывая спрос на рынке с учётом различных санкций, вот этих действий наших партнёров многочисленных, которые всячески стараются ограничить продажу нефти, газа из России, думаю, что все ли риски вы просчитали. Но очень хорошо, когда вы говорите о том, что каждый вложенный рубль в разведку, добычу, возвращается, всё хорошо считаете.
Скажите, почему в газификацию не вкладывается столько же денег? И когда, наконец, есть ли в планах правительства стопроцентная газификация России? Разве это не та же самая отдача, и тем более ещё какой социальный эффект?
Спасибо.
Сазанов А. В. Газификация, к сожалению, не является предметом данного законопроекта. В плане газификации есть планы правительства по газификации. И, исходя из тех денег, которые предусмотрены федеральным бюджетом, газификация осуществляется. Поэтому пересматривать эти планы, намерений нет.
Председательствующий. Спасибо.
Алимова Ольга Николаевна. Алимова О. Н., фракция КПРФ. У меня вопрос к докладчику.
Вот правительство предлагает с помощью налоговых льгот стимулировать освоение арктических месторождений. Но как я понимаю, что указанными льготами могут воспользоваться те организации, которые так по рекламе является национальным достоянием, хотя не всегда платят налоги, и самое главное, что топ-менеджеры, которые зарабатывают десятки миллионов рублей в месяц, а по итогам года получают миллиардные бонусы, может это связано потому, что они умеют лоббировать свои интересы.
Вопрос. Если мы не предоставим эти льготы "Газпрому", "Роснефти" или кто будет участвовать в этом, то освоение Арктического шельфа прекратится совсем, у них не будет интереса заниматься этим проектом?
Сазанов А. В. Активную разработку шельфовых месторождений, безусловно, они вести не будут, если не создать интересные с точки зрения рентабельности, с точки зрения инвестиционной привлекательности условия, то деньги компаний вкладывать в убыточные проекты не будут.
Поэтому мы создаем те налоговые условия, которые позволяют привлечь инвестиции в разработку месторождений на шельфе.
Председательствующий. Спасибо.
Куринный Алексей Владимирович.
Куринный А. В., фракция КПРФ.
Алексей Валерьевич, в продолжение вопроса. Вы вроде как защищаете бюджет, бюджет ничего не потеряет, но в принципе я так понимаю, что осваивать эти месторождения будут государственные компании. И если они неэффективно их освоят или где-то провалятся, бюджет в принципе пусть косвенно, но потеряет те же самые деньги. Эти расчеты на сегодня основаны на расчетах компаний либо какой-то независимый аудит был их производственных программ? Я так понимаю, что на основе них эти предложения и готовились.
Сазанов А. В. Изначально расчеты проводились компаниями, и подтверждались, да, эти расчеты Минэнерго и, соответственно, Миндальвостоком в своей части. Но я хотел бы обратить внимание, что если мы говорим о развитии новой нефтегазовой провинции, то сначала там надо найти запасы, пока там есть только ресурсы. Для того чтобы найти запасы, надо пробурить поисковые скважины. И только после этого, когда запасы подтвердятся, уже необходимо будет вкладывать деньги в инфраструктуру. Государство будет поддерживать только на этапе инвестиций в инфраструктуру. Поэтому для начала компаниям необходимо будет вложить десятки миллиардов рублей в поисковое бурение с тем, чтобы подтвердить, что там есть запасы. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Катасонов Сергей Михайлович.
Катасонов С. М., фракция ЛДПР.
Алексей Валерьевич, вот к экономике данного вопроса. Смотрите, есть две цифры, которые вы озвучили и которые в ТЭО есть. Первое - это 2 триллиона эффект положительный, который описан в обосновании, нет расчета, но цифра прозвучала, сейчас вы её подтвердили. И второе - это порядка 600 миллиардов выпадающие, тоже вы сейчас озвучили. Вот мне хотелось бы понять, то, что выпадающие - это я четко понимаю, это в бюджет не поступят, это минус для бюджета. А вот 2 триллиона - это разве бюджет? Это всё-таки те инвестиции, которые придут, это не доходы бюджета. То есть правильно ли я понимаю, что явно в бюджете будет минус, но это даст возможность на 2 триллиона завезти туда оборудование и разведать?
Поэтому всё-таки результат-то, сальдо для бюджета какое будет?
Сазанов А. В. Сергей Михайлович, спасибо за вопрос.
Соответственно, когда считается дополнительный бюджетный эффект, считается та дополнительная добыча, которую мы получим в результате развития инфраструктуры для новой нефтегазовой провинции.
Соответственно, если там будут открыты месторождения, на них начнётся добыча, с этих месторождений начнёт уплачиваться НДПИ, который будет как бы служить источником компенсации тех расходов, которые мы вначале понесём на софинансирование, в виде вычета по НДПИ на софинансирование расходов на инфраструктуру.
Также я хотел бы обратить внимание, что всё-таки выпадающих расходов бюджета как таковых не будет, потому что вычет будет предоставляться только при превышении цены нефти выше базовой, а доходы бюджета формируются при цене нефти равной базовой либо ниже и, соответственно, только в размере сумм НДПИ в части, превышающей цену нефти выше базовой, соответственно, выпадающих доходов федерального бюджета не будет.
Председательствующий. Спасибо.
Альшевских Андрей Геннадьевич.
Альшевских А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Спасибо.
Алексей Валерьевич, как все мы знаем, Министерство по развитию Дальнего Востока подготовило стратегию развития Арктики до 2035 года, проект направлен в регионы для согласования, а итоговый документ будет представлен в марте на заседании Совбеза Российской Федерации.
Непосредственно стратегию презентуют публике лишь в июне на питерском форуме. В связи с чем хочу у вас спросить следующее. Как вы считаете, что должно предшествовать - принятие стратегии или пакета так называемых арктических законопроектов, который один мы сегодня рассматриваем?
Сазанов А. В. Я считаю, что проекты, арктические законопроекты должны точно стать частью стратегии по развитию Арктики. К сожалению, я не видел стратегии развития Арктики, но уверен, что они там есть. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Евланов Владимир Лазаревич.
Евланов В. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Алексей Валерьевич, ну, много говорится о значительном экономическом эффекте. Хотелось бы уточнить, на какой период времени он рассчитан? И как скоро его можно ожидать?
Сазанов А. В. Если ресурсы, которые сейчас есть на Таймыре, подтвердятся, то активная добыча начнётся где-то в 2023 году и на... там, пик добычи можно ожидать выход к 2027 году, 2029-му. Так было по расчётам Минэнерго.
Председательствующий. Спасибо. Нилов Ярослав Евгеньевич.
Нилов Я. Е., председатель Комитета ГЦ по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР.
Уважаемый Алексей Валерьевич, скажите, пожалуйста, я курирую Ненецкий автономный округ и знаю, что сегодня данный законопроект будет рассмотрен. И депутаты местные, и жители, они выражают возмущение тем, что снизится количество средств, которое поступает в региональный бюджет, снизится контроль со стороны региональных властей и, кроме этого, ущемляются права коренных малочисленных народов Севера. Прошу вас это прокомментировать.
Председательствующий. Спасибо.
Веллер Алексей Борисович.
Веллер А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Добрый день! Алексей Валерьевич, к вам вопрос. То, что необходимо стимулировать на Крайнем Севере разведку, добычу, с этим абсолютно согласен.
Но, может быть, я что-то не понимаю, но тогда поясните мне, пожалуйста. Законопроект предлагает дополнить статью 284 Налогового кодекса, где речь идёт несколько о другом, что для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность по производству сжиженного природного газа, по переработке углеводородного сырья в товары, являющиеся продуктами нефтехимии на новых производственных мощностях, законами субъектов РФ может устанавливаться пониженная налоговая ставка по налогу, подлежащая зачислению в бюджеты субъектов.
Казалось бы, понятно, но далее следует следующее, что новыми производственными мощностями признаются мощности по производству сжиженного природного газа по переработке, введённой впервые в эксплуатацию после 1 января 2017 года, то есть льгота откатывается на три года назад. Вот, честно говоря, я не очень понимаю.
Объясните, пожалуйста, что это за льгота, зачем? Когда три года назад... (Микрофон отключён.)
Председательствующий. Понятен вопрос, да?
Сазанов А. В. Абсолютно.
Спасибо за вопрос. Во-первых, льготы могут предоставляться только по решению субъектов, поскольку мы говорим по налогу на прибыль, и это пониженная ставка по налогу на прибыль, право на ведение которой предоставляется субъектам.
А почему проект признается новым и там ... происходит, как так называемый откат на 1 января 2017 года, дело в том, что сейчас уже ряд проектов новых, там связанных, в первую очередь с СПГ, производством СГГГ, они уже применяют пониженную ставку по налогу на прибыль и с тем, чтобы субъект мог после 1 января 2023 года переподтвердить им право на применение пониженной ставки, предусматривается так вот этот так называемый откат. Но опять-таки это право субъекта, субъект может не воспользоваться своим правом и тогда пониженная ставка предоставляться не будет, тем более ретроспективно.
Председательствующий. Спасибо, Алексей Валерьевич.
Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть.
Включите режим записи на выступления. Чтобы понять, что есть, хотя бы одну руку нужно видеть. Покажите список.
Ганзя Вера Анатольевна, пожалуйста.
Ганзя В. А. Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые коллеги!
Вот этот вот налоговый режим, который мы предлагаем этим законопроектом компаниям, которые занимаются добычей полезных ископаемых в Арктике, это по сути дела оптимизация всех, ну многих, так скажем, налоговых льгот, послаблений, которые на сегодняшний имеют эти нефтегазовые компании.
Ну мы посмотрели уже по тем позициям, которые, собственно говоря, отражены в этом законопроекте. Это льгота по налогу на добычу полезных ископаемых (НДГТИ), значит, это там, где месторождение выше Северного полярного круга, это понятно, то есть там суровые природные условия, нужно осваивать новые территории и нужно нефть добывать, не снижая, так скажем, количество добываемой нефти.
Но, мы свами должны понимать, что вот эти вот добывающие компании, там Архангельская область, Коми, Ямало-Ненецкий автономный округ, Красноярский край, Якутия, Чукотка, там всё, там льготы на вот этот налог, федеральный налог НДПИ и на сопутствующий газ, на газ.
Хотела бы отметить, что вот этот законопроект сегодня - это не первая льгота для нефтегазовых компаний. Я даже могу напомнить вам, что где-то года два назад президент говорил о введении моратория на льготы для нефтегазовых компаний, потому как вот это мощное лобби, оно, естественно, вот эти компании, они выбивают для себя огромное количество льгот и, естественно, бюджет Российской Федерации много недополучает.
Безусловно, если мы посмотрим по цифрам (я просто цифры некоторые вам назову), вот по оценкам того же Минфина, льготы вот за прошлый год (это, по-моему, на 2018 год) для, вот эти послабления, нефтяников обошлись федеральному бюджету почти в 3 триллиона рублей. Это большая часть ушла на льготы по НДС и по налогу на добычу по тому же налогу, на добычу полезных ископаемых.
Налоговые льготы нефтегазовым компаниям, если мы посмотрим 2011 год, выросли более чем в 4 раза. А расширение государственной поддержки вот этой, оно, собственно говоря, отрицательно влияет на доходы бюджета, и не даёт отдачу, о которой я говорила в вопросе, отдачу в виде роста инвестиций. Это тоже мнение Минфина.
Вот давайте посмотрим конкретно по цифрам.
Председательствующий. Добавьте время на выступление от фракции.
Ганзя В. А. Да, от фракции, пожалуйста.
За 5 лет доля добычи нефти, льготируемая добыча нефти, удвоилась, смотрите, с 26 процентов до 50 процентов, и суммарный объём добычи нефти, он не менялся, то есть где-то порядка 490 миллионов в год тонн.
И получается, хотя льготы удвоились, инвестиции с 2014-го до 2018 года выросли лишь на 33 процента, это примерно на 350 миллиардов рублей. Это тоже по данным Минфина.
Поэтому я хотела бы отметить, что на сегодняшний день, вот ваши слова же прямо я могу назвать, вы говорили о том, что к 2033 году, где-то примерно через 10 лет, вот эта вот льготируемая добыча может возрасти до 90 процентов, 90 процентов. Что мы можем получить?
Мы можем получить выпадающие доходы примерно 2,3 триллиона рублей.
И вот эти льготы, ещё раз повторю, они не настолько значимы для привлечения инвестиций. Мы, безусловно, вот этот законопроект поддержим в первом чтении. Но я думаю, что нам на перспективу нужно всё-таки проанализировать эффективность каждой налоговой льготы, которую мы предоставляем нефтегазовым компаниям, потому что я уже сказала, что вот это мощное лобби, а особенно имеется в виду, например, такая компания серьёзная, как Роснефть, так вот если мы не будем анализировать это, то, естественно, мы не сможем получить тот эффект, на который рассчитывает в том числе и вот этот законопроект.
Я могу вам сказать, что, например, по Роснефти их доходы, прибыль Роснефти за предыдущий год, хоть и говорили, что этот год был тяжёлый для них, вот эта прибыль составила 708 миллиардов рублей. Из этих 708 миллиардов рублей Роснефть 191 миллиард рублей планирует отдать в качестве в виде дивидендов. Хочу вам ещё раз напомнить, что у нас на строительство школ запланировано 25 миллиардов рублей. Посмотрите несоизмеримые цифры.
Поэтому, естественно, мы закон этот поддержим, законопроект поддержим, но мы обращаемся к Правительству Российской Федерации, к Минфину, чтобы всё-таки был проведён тщательный анализ эффективности каждой налоговой льготы нефтегазовым компаниям.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Вера Анатольевна.
Катасонов Сергей Михайлович. Выступление от фракции ЛДПР.
Катасонов С. М. В целом то, что мы сегодня услышали от представителя правительства, вполне логично. То есть мы понимаем, что так или иначе нужно заниматься разведкой и очень интересно, и вкусно, если на рубль наших вложений, значит, частные инвестиции придут там плюс пять, плюс шесть и так далее. То есть как бы посыл нам понятен.
Вместе с тем то, что мы постоянно здесь говорим, для того, чтобы вот принимать такие точечные решения, всегда нужно видеть в целом ту картину, которую мы имеем на сегодняшний момент.
Во-первых, конечно, нужно стратегически понимать, а какой объем добычи мы должны видеть в ближайшей перспективе, то есть что у нас будет с ценой на нефть, какие объемы будут затребованы на рынке, сколько мы будем продавать, сколько перерабатывать, насколько нужно? То есть ограничивая сегодня нефть, скажем так, на выход на рынок по требованию ОПЕК, мы, вместе с тем, пытаемся нарастить сложно извлекаемые, нерентабельные какие-то запасы и так далее.
В настоящий момент, я думаю, что специалисты знают, у нас примерно 67 процентов всех месторождений, они являются рентабельными. Но учет этот в настоящее время, он не завершен. То есть мы пытаемся такой реестр составить. Вот насколько оправдано сегодня, когда мы не имеем окончательной такой картины, не видим вот этой перспективы, принимать вот это решение, привлекать туда, зачем, для чего, нужно понимать это в полном объеме, в полной перспективе.
Теперь в отношении расчетов. Всё-таки 2 триллиона, те, которые в качестве эффекта, нужно было бы всё-таки понять, если бы были какие-то расчеты, мы понимаем. Что такое эффект? То есть одно дело, это поступление в федеральный бюджет и местные бюджеты, и субъектовые, это один эффект. Если мы говорим, что мы привлечем на эту сумму, 2 триллиона, инвестиций, которые просто будут, скажем так, ну, закопаны, там буровые, скажем, дороги, инфраструктура и так далее, это другое. Да, это нужно. Хорошо, мы это приветствуем. Мы не против. Но мы должны понимать, о чем идет речь.
То есть если это всё-таки инвестиции, то это не те средства, 2 триллиона, которые поступят дополнительно в бюджет. А вот цифра, ну, пусть не 600, пусть 100 миллиардов, которая написана, то это конкретные недопоступления.
Алексей Валерьевич, я согласен, что есть цена отсечения, там 41с чем-то. Это идет в бюджет. Все, что выше, ну, оно разве не в бюджет идет? ФНБ — это что для нас? Не бюджет? Поэтому когда вы говорите: потерь не будет, ну, как не будет? Потери-то будут. То есть то, что будет сверх, мы эту сумму в Фонд национального благосостояния, так как он сегодня у нас переполнен, то есть они пойдут у нас уже точно на расходную часть федерального бюджета, поэтому потеря де-факто будет.
Вот об этом я пытаюсь сказать, что, для того чтобы принимать такие решения, мы бы хотели вообще видеть, насколько закончена инвентаризация. 67 процентов мы посчитали. Дальше: какие рентабельны, какие нет?
Значит, следующее. Мы давали обещание Думе, и это еще было, наверное, лет шесть назад, я помню, что 10 триллионов льгот, которые мы даем, мы получим на них какой-то ответ, что в результате получаем.
Эффект может быть разный. Это и социальное развитие региона, это и поддержка IT технологий, чего угодно, но мы давайте проведем такой анализ. Мы это не сделали. Мы уже шесть лет про это говорим.
В прошлом году мы уже договорились до того, что приняли закон, что мы уже это не льготой, а будем считать налоговыми расходами в субъекте, чтобы как-то их описывать.
И вот этот процесс, он бесконечен.
Поэтому, говоря об этом законе, все-таки еще раз возвращаемся и, может быть, нас слышит и правительство в этот момент, не только в вашем лице, давайте нам картину полную в Думе: куда мы движемся, какие объемы нам нужны, сколько у нас рентабельных, сколько нет и самое главное - какой будет эффект. И говорить честно минус 100 миллиардов в бюджете, плюс 2 триллиона в инвестициях. Мы это понимаем. А когда вот это всё вот так, все-таки какой-то плюс, это вызывает определенное недоверие, сомнение и, скажем так, ну, нежелание активно голосовать за эти идеи.
Поэтому, я считаю, что ко второму чтению время есть. Если сумеете убедить нас в том, что эффект будет у нас не инвестиционный, а виртуальный, просто опыт у нас есть. Вот я коллегу Веллера поддерживаю, субъекты все отдадут льготы, ну, отдадут они, то есть пусть они не все там 17 процентов, но, сколько у них там положено, 5-6 процентов, это вылетит их субъектового бюджета. Сила у этих компаний велика.
Вот я могу вам сказать про Оренбургскую область. Ну, мы ничего не могли сделать, чего мы там только депутаты Заксоба не придумывали, бесполезно. ТНК-BP у нас забирала одна все льготы. Сначала поставили барьер, что льготы не могут быть больше 5 процентов налогов собираемых. Что вы думаете? Отменили закон. Я губернатору говорю: "Подождите, нам за это, чтобы мы приняли такой закон, федеральный центр денег дал, чтобы мы все-таки что-то тут делаем", не важно.
Создали инвестсовет, приняли решение, там, шесть министров, шесть депутатов, приняли положение о инвестсовете, единогласное решение, то есть не большинство, единогласное. Два депутата голосуют против - распускают инвестсовет.
Я хочу сказать, что ничего там с ними сделать нельзя. То есть потери, Веллер прав, для субъектов будут, тем более задним числом.
Поэтому здесь вот этот комплекс вопросов, их нужно решать системно, убеждать депутатов и депутатов субъектов, и давать картину, которая даст ну понятную перспективу хотя бы на эти 10 лет. А пока мы видим только вот интерес этих компаний.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Сергей Михайлович. Кармазина Раиса Васильевна. Выступление от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Кармазина Р. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемые коллеги, закон, который сегодня внесен, очень важный.
Я как раз с этой территории, Таймырский автономный раньше был округ, теперь район, он входит в мой округ, 25 городов и районов, Эвенкия. Это как раз Арктика.
Вот нет... Нет, пришел Чилингаров здесь.
Вы помните, как вторую звезду он получил, за что? Да за Арктику за нашу.
Мы, это наша территория, она за нами закреплена, а посмотрите, то, что люди сделали до нас, как мы используем.
Вот в Таймырском автономном округе, да, или в районе, если посмотреть, сколько исследовано, этот район, от одного до двух процентов геологическое изучение недр. Это скажут по всем остальным арктическим территориям. Почему? Всё, используется всё то, что было разведано в советское время. А почему это происходит? Потому что это затратно. Из десяти скважин может подтвердиться ни одна. Вот ЛУКОЙЛ там был, изучал, не подтвердились какие-то запасы. Всё. Он затратил деньги, а это же бизнес, он вложил свои деньги.
Поэтому мы непростительно не используем свой ледокольный флот, мы непростительно не используем то, что нам господом богом досталось - это Северный морской путь.
И, Вера Анатольевна, по поводу вот "Роснефти".
Вы знаете, что СПГ, да, сейчас. Всё, что "Роснефть" намечала, она всё сделала. Построили железную дорогу, вы знаете, ввели в Ямало-Ненецком округе. Мы тоже хотим на Таймыре, чтобы была железная дорога. Наши предки были не дураки, и, наверное, Сталин был не дурак. И я надеюсь, что мы эту дорогу доделаем. Доделаем. Я на праймеризе выступала и говорила: "Моя голубая мечта — построить железную дорогу туда, до Дудинки, до Игарки, и дальше пошли". Потому что у нас такие возможности, мы их недоиспользуем.
И с приходом этих предприятий Красноярский край стал донором, мы стали донором в этом году, потому что у нас вот идёт освоение. Поэтому все остальные территории — пока это как бы перспектива. А основное — это Таймырский полуостров. Мы должны это использовать.
Почему за нужно этот закон? Логистика транспортная, инфраструктура -это всё будет сделано.

окончание стенограммы см. https://leo-mosk.livejournal.com/7394822.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments