leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Лисовский провел круглый стол О мерах по обеспечению плодородия земель СХ назначения - окончание

Зампред Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Лисовский провел к к.701 круглый стол «О мерах по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения»

окончание материалов, начало см. https://leo-mosk.livejournal.com/7411602.html

МСХ
Информационно-аналитические материалы к круглому столу, организованному Комитетом Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию на тему «О мерах по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения», 27 февраля 2020 г.
Сохранение, восстановление и повышение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения являются одной из составляющих развития и совершенствования агропромышленного комплекса РФ.
Интенсификация земледелия, необходимость повышения урожайности и качества сельскохозяйственной продукции с одновременными задачами по сохранению и повышению плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения, требует проведения комплекса мероприятий по стабилизации и восстановлению земель сельскохозяйственного назначения.
Законодательное регулирование обеспечения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения обеспечивается, в частности Федеральными законами «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» (далее – закон о плодородии почв), «О мелиорации земель», Водным кодексом РФ, Земельным кодексом РФ и Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Вместе с тем имеются следующие проблемы, препятствующие эффективному обеспечению плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения:
• отсутствие полной и достоверной информации о землях сельскохозяйственного назначения, их границах и качественных характеристиках;
• отсутствие единого информационного ресурса о состоянии земель в отношении земель сельскохозяйственного назначения для принятия управленческих решений;
• неустановленность в соответствии с требованиями законодательства границ в отношении земель сельскохозяйственного назначения;
• неиспользование по назначению земель сельскохозяйственного назначения и последующее ухудшение их фитосанитарного состояния, зарастание; '
• недостаточное законодательное урегулирование своевременного выявления изменения состояния плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения, оценки этих изменений;
• отсутствие в законе о плодородии земель обязанностей собственников и пользователей земель сельскохозяйственного назначения, направленных на воспроизводство почв земель сельскохозяйственного назначения.
В целях совершенствования законодательства в сфере обеспечения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения Минсельхозом России разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», направленный на установление правовых основ осуществления государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и на устранение недостатков действующего законодательства в части своевременного выявления изменения состояния земель сельскохозяйственного назначения, оценки этих изменений, информационного обеспечения государственного земельного надзора в отношении земель сельскохозяйственного назначения, а также обеспечения правообладателей земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, органов государственной власти и органов местного самоуправления информацией о состоянии земель.
Кроме того, указанным законопроектом предусмотрено введение положений, касающихся создания и ведения государственного информационного ресурса (государственный) реестр земель сельскохозяйственного назначения), который будет содержать свод достоверных систематизированных сведений о состоянии земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельных ресурсов, об их количественных и качественных характеристиках, их использовании, включая информацию о лицах, пользующихся земельными участками сельскохозяйственного назначения, полученных при осуществлении государственного мониторинга земель в отношении земель сельскохозяйственного назначения.
В настоящее время законопроект находится на повторном согласовании в Минэкономразвития России и Минприроды России.
Также Минсельхозом России разработан проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения сохранения и восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения», который предусматривает установление обязанности по утверждению субъектами РФ перечней особо ценных продуктивных «сельскохозяйственных угодий, использование которых для других целей не допускается; установление критериев отнесения земель к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям, использование которых для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, не допускается; установление ограничения на добычу общераспространенных полезных ископаемых на землях сельскохозяйственного назначения. В настоящее время данный законопроект подготавливается для направления на согласование в федеральные органы исполнительной власти.
В целях профилактики ж нарушений требований земельного законодательства и своевременного выявления и пресечения нарушений в отношении земель сельскохозяйственного назначения Минсельхозом России принят приказ от 12 февраля 2020 г. № 61 «Об утверждении индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых как основание для проведения внеплановых проверок при осуществлении Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальными органами государственного земельного надзора» (далее – приказа). Приказ направлен на регистрацию в Минюст России. Минсельхозом России продолжается работа по формированию нормативной правовой базы в целях обеспечения сохранения и восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения. Кроме того, Минсельхозом России в рамках подготовки проекта поправок в проект федерального закона № 681101-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования правового регулирования отношений в области охраны сельскохозяйственных угодий» (далее – законопроект № 681101-7), внесенного в Правительство РФ инициативной группой депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ и принятого в первом чтении 11 сентября 2019 года, были даны предложения по расширению правового регулирования законопроекта № 681101-7, в частности дополнения закона о плодородии почв положениями о реестре плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения, как источника информации о свойствах почв земель сельскохозяйственного назначения, порядке его ведения, об ответственности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков по проведению мероприятий по воспроизводству плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения, по установлению объема и периодичности проведения обязательных почвенных, агрохимических, фитосанитарных и эколого-токсикологических обследований, по установлению нормативов плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения. Кроме того, в целях совершенствования сбора и обобщения результатов почвенного, агрохимического, фитосанитарного эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения, а также принятия своевременных управленческих решений предлагается установить порядок ведения государственного учета показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения на уровне Правительства РФ.
Реализация вышеуказанных норм позволит повысить ответственность собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков за сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения, а также обеспечить своевременное принятие мер, направленных на сохранение плодородия почв. В настоящее время учет показателей состояния плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в соответствии с порядком государственного учета (показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, утвержденным приказом Минсельхоза России от 4 мая 2010 г. № 150, в рамках государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения, проводимого в порядке, утвержденном приказом Минсельхоза России от 24 декабря 2015 г. № 664.
По состоянию на 1 января 2019 г. в РФ из обследованных 100,3 млн га пашни, площадь пашни с кислой реакцией почвенной среды (рН меньше 5,5) составляет 35,1 млн га, в том числе сильнокислых – 2,7 млн га, среднекислых – 10,5 млн га, слабокислых – 21,9 млн га.
В Центральном федеральном округе площадь пашни, нуждающейся в известковании составляет 60,7% от выявленных, в Дальневосточном федеральном округе – 60,0% и Уральском – 50,2%. Существенно меньшие площади кислые почвы занимают в Северо-Западном, Приволжском и Сибирском федеральных округах – 47,1,35,0 и 32,0% соответственно.
Одним из способов повышения их плодородия является проведение соответствующих агротехнических мероприятий, в системе которых известкованию принадлежит очень важная роль.
Согласно Приложению № 10 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (в редакции постановления Правительства РФ от 20 ноября 2019 г. № 1477), Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в рамках реализации мероприятий ведомственной программы «Развитие мелиоративного комплекса России» предполагается компенсация затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на проведение мероприятий в области известкования кислых почв на пашне до 90 процентов фактически осуществленных сельскохозяйственными товаропроизводителями затрат за счет средств консолидированных бюджетов.
В 2019 году, по оперативным данным органов управления АПК субъектов РФ, произвестковано 304,2 тыс. га пашни (2018 год -292 тыс. га), в том числе с государственной поддержкой запланировано на площади 157,8 тыс. га. В 2020 году запланировано произвестковать 535,7 тыс. га пашни. До 2025 года планируется произвестковать 4,1 млн га кислых почв. Для проведения данной работы в Государственном каталоге пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории РФ, регистрируются новые мелиоранты. На данный момент зарегистрировано 37 мелиорантов.
Другим аспектом, обеспечивающим поддержание оптимального уровня эффективного плодородия почв и предотвращающим процессы агроистощения является внесение научно-обоснованных доз минеральных, органо-минеральных, микробиологических удобрений и современных агрохимикатов. ;
Принимая во внимание, что . значительная часть земель сельскохозяйственного назначения в РФ имеет низкое естественное плодородие, систематическое внесение удобрений, позволяет увеличить валовые сборы сельскохозяйственных культур и повысить продуктивность почв.
По оперативной информации органов управления АПК субъектов РФ, с 1 января по 24 февраля 2020 г. сельскохозяйственные товаропроизводители приобрели 956,2 тыс. тонн в действующем веществе (далее – д.в.) минеральных удобрений, что на 270,3 тыс. тонн д.в. больше, чем на соответствующую дату в 2019 году.
Накопленные ресурсы минеральных удобрений (с учетом остатков 2019 г.) составляют 1144,1 тыс. тонн д.в., что на 263,1 тыс. тонн д.в. больше, чем на соответствующую дату в 2019 году.
Следует отметить, что на значительных территориях РФ важным фактором, сдерживающим эффективное развитие сельскохозяйственного производства, являются процессы деградации почвенного покрова. Такие процессы, как водная и ветровая эрозии, переувлажнение и засоление почв приводят к утрате плодородия почв сельскохозяйственных угодий и выводу некогда продуктивных земель из сельскохозяйственного оборота.
Неэффективное использование земельных ресурсов, приводит к сокращению земельно-ресурсного потенциала, особенно пашни. Длительное неиспользование пашни и связанное с этим ухудшение их качественных характеристик потребует больших усилий и материально-финансовых затрат на обратный процесс вовлечения их в оборот.
По данным органов управления агропромышленного комплекса субъектов РФ на конец 2018 года неиспользуемая пашня составляла около 20200 тыс. га, на конец 2019 года – более 19500 тыс. га, из них пригодными для введения в 2018 году являлось 9787,4 тыс. га, а в 2019 году -9505,48 тыс. га. В 2018 году площадь неиспользуемой пашни, введенной в сельскохозяйственный оборот, составила 1121,7 тыс. га. В 2019 году предварительно планируется ввести в оборот 811,7 тыс. га неиспользуемой пашни.
Выбытие земель сельскохозяйственного назначения происходит за счет ликвидации, банкротства сельскохозяйственных товаропроизводителей и перевода земель сельскохозяйственного назначения в другие категории на основании решений субъектов РФ, в том числе при нерациональном или ненадлежащем использовании земель. Несвоевременное получение информации о выбытии земель связано с несовершенством процесса выявления неиспользуемых земель, отсутствия межведомственного взаимодействия по сбору сведений о неиспользуемых землях и консолидации полученных сведений в едином федеральном государственном информационном ресурсе.
В целях эффективного управления землями сельскохозяйственного назначения Минсельхозом России в настоящее время подготовлен и находится на межведомственном согласовании проект государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса РФ (далее -государственная программа).
Государственная программа направлена на комплексное решение проблем в отношении земель сельскохозяйственного назначения и предусматривает в том числе, проведения агролесомелиоративных и фитомелиоративных мероприятий для повышения плодородия почв и сохранения устойчивости агроландшафтов, проведения известкования почв, а также создания единого фонда по управлению землями сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, в настоящее время Минсельхозом России разработан комплекс мер, направленных на повышение эффективности использования земельных ресурсов, который позволит повысить объемы производства сельскохозяйственных культур в целях обеспечения продовольственной безопасности РФ и реализации существующего экспортного потенциала.
Предложения МСХ в проект рекомендаций круглого стола.
Рекомендовать Правительству РФ:
1. Ускорить принятие проекта федерального закона № 681101-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования правового регулирования отношений в области охраны сельскохозяйственных угодий».
2. Усовершенствовать систему государственного учета показателей состояния плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения.
3. Принять меры по устранению недостатков действующего законодательства в части своевременного выявления изменения состояния земель сельскохозяйственного назначения, оценки этих изменений.
Рекомендовать субъектам РФ:
1. Организовать внедрение и соблюдение разработанных научно обоснованных адаптивно-ландшафтных региональных систем земледелия и технологий возделывания сельскохозяйственных культур.
2. Усилить работу по стимулированию проведения сельскохозяйственными товаропроизводителями мероприятий по воспроизводству плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения.
3. После принятия проекта федерального закона № 681101-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования правового регулирования отношений в области охраны сельскохозяйственных угодий», предусматривающего установление нормативов плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения, установить их на основе данных государственного учета показателей состояния плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения (с учетом почвенно-климатических особенностей регионов).
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments