leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Законопроект второго чтения о концессионных соглашениях в сфере электроснабжения

Законопроект второго чтения о концессионных соглашениях в сфере электроснабжения
20. 861563-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в статьи 5 и 10 Федерального закона «О концессионных соглашениях» (в части концессионных соглашений, заключаемых в отношении объектов по производству, передаче и распределению электрической энергии)
Документ внесло правительство 14.12.19.
Представила статс-секретарь – замминистра энергетики Анастасия Бондаренко.
Зампред комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимир Гутенев.
Законопроектом предлагается:
- распространить действующие нормы, касающиеся соглашений в отношении имущества ГУПов или МУПов, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения, и имущества государственных бюджетных учреждений, закрепленного за ними на праве оперативного управления, на регулирование процедуры заключения концессионных соглашений в сфере электроснабжения;
- включить в состав существенных условий концессионных соглашений в сфере электроснабжения условия об объеме валовой выручки, получаемой концессионером в рамках реализации концессионного соглашения (как это уже предусмотрено в отношении объектов теплоснабжения и объектов по переработке (накоплению, утилизации, размещению обезвреживанию) ТБО).
Первое чтение 331 0 0 14:03

Стенограмма обсуждения
20-й вопрос. Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 5 и 10 Федерального закона "О концессионных соглашениях". Докладывает официальный представитель правительства статс-секретарь -заместитель Министра энергетики Анастасия Борисовна Бондаренко.
Бондаренко А. Б., официальный представитель Правительства Российской Федерации статс-секретарь заместитель Министра энергетики Российской Федерации.
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Проект федерального закона разработан Минэнерго в соответствии с планом мероприятий ("дорожной карты") по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы по направлению "Энерджинет".
Проект федерального закона направлен на уменьшение рисков концессионеров в целях привлечения дополнительных инвестиций в сферу электроснабжения за счёт юридических гарантий в части неизменности регуляторных условий для концессионера на всём протяжении срока действия концессионного соглашения.
Законопроект предусматривает включение в состав существенных условий концессионных соглашений, заключаемых в отношении объектов по производству, передаче и распределению электрической энергии, условий об объёме валовой выручки, получаемой концессионером в рамках соглашения, в том числе на каждый год срока действия соглашения, как это уже предусмотрено действующей редакцией федерального закона в отношении объектов теплоснабжения и в отношении объектов по переработке (накоплению, утилизации, размещению) твёрдых бытовых отходов.
Кроме этого, законопроектом предусмотрено распространение на регулирование процедуры заключения концессионных соглашений в отношении таких объектов норм, касающихся имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий и бюджетных учреждений.
Необходимость принятия федерального закона обусловлена недостаточным, по мнению участников рынка, а именно они формировали предложения в рамках технологической инициативы, развитием института концессионных соглашений именно в сфере электроэнергетики и в первую очередь на муниципальном уровне.
Так, например, по информации Минэкономразвития, аналогичные нормы законодательства позволили заключить в сфере ЖКХ более 2 тысяч 400 концессионных соглашений на общую сумму, более 360 миллиардов рублей.
Концессионные соглашения с фиксацией долгосрочных неизменных условий по объёму валовой выручки инвестора могут послужить также эффективным инструментом по привлечению инвестиций в модернизацию устаревших объектов энергетики в изолированных и в труднодоступных регионах страны в целях решения задачи, поставленной в майском указе президента номер 204, а также в рамках мероприятий, предусмотренных в комплексном плане модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период 2024 года.
Просим вас, уважаемые депутаты, поддержать законопроект.
Председательствующий. Спасибо, Анастасия Борисовна.
Присаживайтесь.
С содокладом выступает Владимир Владимирович Гутенев, первый заместитель председателя Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству.
Гутенев В. В. Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые коллеги!
В июле 2016 года во исполнение поручения Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина о необходимости завершения процесса создания правил игры внятных и понятных субъектам рынка жилья, нами был принят законопроект, которым были урегулированы особенности регулирования отношений, возникающие в связи с заключением концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего и холодного водоснабжения, а также водоотведения.
Были определены, в том числе, необходимость участия субъектов Российской Федерации в качестве стороны концессионного соглашения, если концедентом выступает муниципальное образование, условия концессионного соглашения, его стороны, размер платы по концессионному соглашению, особенности изменения таких соглашений особенно в конкурсной документации необходимой для проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.
Указанные изменения были направлены на коррекцию поведения участников рынка жилья в части преодоления административно-правовых барьеров, препятствующих реализации подобных моделей в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Указанная модель сейчас предложена Правительством Российской Федерации в отношении объектов энергоснабжения.
По данным Минстроя России в прошлом году активное применение механизмов государственно-частного партнерства, в том числе, и в концессионных соглашениях, в ряде регионов позволило снизить аварийность в коммунально-энергетической сфере на 47 процентов и уменьшить потери в сетях на 18 процентов.
Согласно информации Национального центра государственно-частного партнерства" в сфере коммунально-энергетической инфраструктуры и благоустройстве реализуются 2 тысячи 769 проектов с общим объёмом привлекаемых инвестиций 721 миллиард рублей, из которых 670 миллиардов составляют средства частных инвесторов.
С учётом завершенных проектов это свыше 3,5 тысяч проектов с совокупным общим объёмом инвестиций более 750 миллиардов рублей, включая 700 миллиардов рублей внебюджетных.
Принимая во внимание такие результаты правоприменения, комитет отмечает целесообразность предлагаемых изменений и поддерживает концепцию законопроекта, поскольку его принятие будет способствовать развитию государственно-частного партнёрства в сфере электроснабжения, а также будет способствовать привлечению дополнительных инвестиций в эту сферу посредством создания юридических гарантий, предсказуемости и неизменности регуляторных условий для концессионера на всём протяжении срока действия соглашения. В то же время комитет обращает внимание на необходимость юридико-технической правки рассматриваемого законопроекта ко второму чтению.
Эти замечания не носят концептуального характера, и могут быть устранены при доработке данного законопроекта ко второму чтению.
Отмечу, что указанный законопроект также поддержан Комитетом по энергетике, Комитетом Совета Федерации по экономической политике, а также Государственно-правовым управлением Администрации президента.
С учётом изложенного, комитет рекомендует Государственной Думе принять данный законопроект в первом чтении. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Владимир Владимирович.
Коллеги, будут ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы.
Покажите список.
Выборный Анатолий Борисович.
Выборный А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемая Анастасия Борисовна, скажите, пожалуйста, в рамках проработки данного проекта федерального закона рассматривался ли вопрос о том, чтобы его положением придать обратную силу, и, таким образом, снизить риски тех концессионеров, которые уже заключили соответствующее соглашение. Если же нет, то, как вы считаете, насколько целесообразно поработать с этим вопросом при доработке проекта федерального закона ко второму чтению, конечно же, в случае принятия его в первом? Благодарю.
Бондаренко А. Б. Спасибо, Анатолий Борисович, вопрос понятный.
В данный момент законопроект не предусматривает распространения обратной силы, потому что у нас действуют основные положения Гражданского кодекса о том, соглашения должны соответствовать действующим законодательным актам в момент их заключения. Однако вопрос готовы взять в проработку, тем более что действительно есть уже заключенное ... (Микрофон отключен.)
Председательствующий. В микрофон. Не слышно.
Секундочку, а вот соседний попробуйте микрофон.
Бондаренко А. Б. Спасибо. Мы готовы этот вопрос дополнительно посмотреть ко второму чтению.
Председательствующий. Спасибо.
Альшевских Андрей Геннадьевич.
Пожалуйста, Андрей Геннадьевич. Работает? Нет.
Что у нас со связью, коллеги?
Пересядьте на соседнее место. Чья там карточка?
Депутату Пилюс Наталье Дмитриевне, по-моему, включите.
Тоже не работает?
Идите на центральную трибуну. Я прошу наладить связь там. Снимает вопрос.
Осадчий Николай Иванович. У вас работает?
Нет. На центральную трибуну пройдите, пожалуйста. (Микрофон отключен.)
Пожалуйста.
Осадчий Н. И., фракция КПРФ.
Анастасия Борисовна, вопрос к вам как к докладчику.
Законопроект, который вы представили, он, как говорится, создаёт более благоприятные условия, снижает риски для концессионеров. Но у концессионной темы есть другая сторона. Насколько, по вашему мнению, урегулирован вопрос об ответственности концессионеров в случае недостижения целей, которые были заявлены в соглашениях? Спасибо.
Бондаренко А. Б. Спасибо. Нормы об ответственности концессионера предусмотрены как в самом законе, так и детально расшифровываются в конкретных концессионных соглашениях согласно условиям конкурса, которые объявляются.
Мы этим законопроектом эти нормы не трогаем, потому что мы ориентируемся в первую очередь на нашу статистику. У меня с собой цифры о том, что в электроэнергетике на дату разработки закона было заключено всего 44 соглашения, начиная с 2009 года, в то время как в сфере теплоснабжения их было заключено 1344. И такая существенная разница пока нам показывает, что в первую очередь надо привлечь инвестора в принципе в этот процесс.
Если практика будет показывать отрицательные результаты по исполнению концессионерами соглашений в электроэнергетике, то безусловно, мы готовы вернуться к этому вопросу с точки зрения ужесточения его ответственности за их выполнение.
Председательствующий. Спасибо.
Водолацкий Виктор Петрович. Нет, да? Проходите сюда, Виктор Петрович. Пока я другого решения не вижу. Снимает вопрос Виктор Петрович.
Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. Походите сюда, Алексей Владимирович.
Я прошу техническую службу нам как-то наладить работу всех микрофонов.
Куринный А. В., фракция КПРФ.
Уважаемая Анастасия Борисовна, один вопрос. Учитывая опыт уже подобных механизмов, я имею в виду гарантированных объёмов предоставления в данном случае электрических, я так понимаю, до этого по теплу работала система, по ТБО работала система. Предварительные резервы или потери муниципальных и субъектовых бюджетов, которые будут гарантировать, я так понял, предоставление того или иного объёма, если это не случится, исходя из опыта применения подобной схемы как раз в схемах теплоснабжения и в схемах обращения с ТБО.
Бондаренко А. Б. Ну, цифр через объём потерь, если не случится, у нас, конечно, таких нет, потому что это фиксированное состояние сейчас, его все прекрасно муниципалитеты для своих объектов понимают. То есть это скорее не изменение к лучшему.
А вот с точки зрения применения закона, когда он пойдет, то мы видим существенный рост, кратный рост инвестиций в эти объекты. Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет желающих выступить. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования (14 час. 03 мин. 36 сек.)
Проголосовало за 331 чел 73,6 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 331 чел.
Не голосовало 119 чел 26,4 %
Результат: принято Принимается в первом чтении. Спасибо.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments