leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Присвоение разряда класса категории подтверждается только при наличии таких разрядов классов разряд.

Присвоение разряда, класса или категории подтверждается только при наличии таких разрядов, классов или категорий – 70 стандартов не предусматривает категорийность – первое чтение – Олег Нилов Нет мотивации в этом законопроекте – Михаил Шеремет Из списка уберут сто профессий, более 70 не имеет разрядов
22. 842643-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в РФ» в части установления квалификационных разрядов, классов, категорий по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих»
Документ внесло правительство 22.11.19.
Представил замминистра просвещения Павел Зенькович.
Член комитета по образованию и науке Лидия Антонова.
Законопроектом предлагается уточнить, что документ о квалификации подтверждает получение по результатам профессионального обучения квалификации по профессии рабочего, должности служащего, а присвоение разряда, класса или категории подтверждается этим документом, только при наличии таких разрядов, классов или категорий.
Первое чтение 400 0 0 14:25

Стенограмма обсуждения
22-й вопрос. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части установления квалификационных разрядов, классов, категорий по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих".
Докладывает официальный представитель правительства - первый заместитель Министра просвещения Павел Станиславович Зенькович.
Зенькович О. С, официальный представитель Правительства Российской Федерации статс-секретарь - первый заместитель Министра просвещения Российской Федерации.
Большое спасибо.
Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые депутаты!
Представленный вами законопроект направлен на устранение правовой коллизии, которая связана с обязательным присвоением значений, разрядов, классов, категорий, что в соответствующей редакции Закона "Об образовании" установлено статьей 60. То есть речь идет о профессиональном обучении, когда люди проходят повышение квалификации или обучаются новой профессии, и вот нынешняя редакция закона обязывает как бы по завершении присваивать им какую-то квалификацию, категорию и так далее.
В настоящее время уже порядка 70 профессий, которые находятся в реестре, чьи профессиональные стандарты определены Национальным советом по профессиональным квалификациям, таких разрядов и категорий уже не предусматривают.
И в этой связи как бы начали складываться правовые коллизии, когда люди завершают обучение, проходят повышение квалификации, законом им предписано как бы в сертификате, в итоговом документе прописать повышение этой квалификации, а её уже в природе физически не существует. В этой связи мы предлагаем внести поправку в соответствующий закон, которая определяет присвоение таких квалификаций при наличии таких разрядов в той или иной профессии.
Соответственно, законопроект направлен на корректировку характеристики документа о квалификации, выдаваемого по результатам профессионального обучения, а также возможность получения квалификации без указания разряда и класса, категории, о чём я уже сказал заранее.
Законопроект получил согласование всех государственных органов заинтересованных, одобрен на заседании Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, одобрен Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям. Просим поддержать.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Павел Станиславович.
Присаживайтесь.
С содокладом от Комитета по образованию и науке выступает Лидия Николаевна Антонова.
Антонова Л. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по образованию и науке рассмотрел указанный проект федерального закона, который вносит изменения, как уже сказал Павел Станиславович, в статью 60 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и устанавливает, что документ о квалификации подтверждает получение квалификации по профессии рабочего, должности служащего и присвоении при наличии разряда, класса и категории.
Надо сказать, что профессиональное обучение у нас завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена. Квалификационный экзамен проводится организацией, как правило, которая осуществляет образовательную деятельность, хотя сегодня у нас уже есть и независимые центры, и есть отдельные случаи, когда человек получает как бы два документа - от образовательного учреждения и независимого центра оценки квалификаций.
В существующей редакции есть та коллизия, которая говорит о том, что квалификация при наличии... то есть квалификация будет обязательно получена в соответствии с тем или иным разрядом и так далее. Таким образом, мы знаем, что на сегодняшний день методика Минтруда по факту определяет отсутствие дробления по классам и разрядам для ряда профессий, например, как уже говорилось, более 70 профессий рабочих не имеют разрядов, около восьми должностей служащих.
Таким образом, вот эта коллизия, она устраняется. И надо сказать, что при совершенствовании уровня освоения профессии, человек получает новую квалификацию, которая уже может предполагать разряды.
Комитет поддерживает концепцию законопроекта, считает, что предлагаемые изменения актуальны и обеспечивают однозначное и корректное толкование положений закона "Об образовании" в части реализации программ профессионального обучения, проведения квалификационного экзамена по итогам профессионального обучения, составе реквизитов свидетельства о профессии рабочего, должности служащего.
Проведена общественная экспертиза проекта закона, получены подтверждающие ситуации, которые согласны с тем, что говорится в проекте закона.
И отзывы от субъектов также положительные. Таким образом, комитет предлагает данный законопроект поддержать. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Лидия Николаевна. Коллеги, будут ли вопросы? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Смолин Олег Николаевич.
Смолин О. Н., фракция КПРФ.
Уважаемый Павел Станиславович, поясните, пожалуйста, депутатам популярно, что даст этот законопроект, когда он станет законом, тем, кто проходит профессиональное обучение. Спасибо.
Зенькович О. С. Спасибо большое, Олег Николаевич, за вопрос.
Если совсем популярно, он лишь снимет с них проблемы, которые были Связаны, решение проблем, которые были связаны с возникшей правовой коллизией, то есть люди будут спокойно проходить обучение и спокойно получать необходимые подтверждающие документы. Не будет этой головной боли, как жить, при том что закон требует определить квалификацию, а её же по факту нет.
То есть с этим сталкивались люди, у них были трудности с получением соответствующих свидетельств о прохождении этих курсов, сейчас таких трудностей у них не будет, мы упрощаем людям жизнь.
Председательствующий. Спасибо. Боева Наталья Дмитриевна.
Боева Н. Д. Спасибо, Иван Иванович.
Павел Станиславович, скажите, пожалуйста, как эта классность и категорийность увязаны с минимальным размером оплаты труда по регионам? Спасибо.
Зенькович П. С. Это абсолютно разные вещи и эта классность и категорийность никак к МРОТу не привязана, поэтому здесь и, даже предвидя какие-то возможные вопросы — это никак не связано с тарифной сеткой.
То есть абсолютно, как бы мы этот вопрос очень подробно обсуждали с профсоюзами, с работодателями, на тарифную сетку, на тарифы это никак, по оплате труда это никак не влияет. Эти категории класса были... устанавливаются профессиональными стандартами и соответственно сейчас больше 70 профессиональных стандартов, которые утверждены Минтрудом из тысячи двухсот имеющихся у нас сейчас, вот такие 70 стандартов не предусматривают категорийность, вот и всё, то есть с оплатой труда, к оплате труда это никакого отношения не имеет, ни в коем случае это никак не повлияет тем более на понижение, если был в этом вопрос.
Председательствующий. Спасибо.
Нилов Олег Анатольевич.
Нилов О. А., фракция 'СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
Павел Станиславович, вот вы действительно в законопроекте и здесь уже вот подтверждаете и прямо чуть ли не как главное опасение ваше, ну дай бог, не разозлить работодателя... не дай бог, не разозлить работодателя, не дай бог, значит, чтобы это не отразилось на бюджете, если работодатель государство и как мантру повторяете - все, что угодно, только ни в коем случае это не должно отражаться на заработной плате.
Вот, на мой взгляд, в этом и есть главная проблема, нет мотивации, нет мотивации в этом законопроекте. Кого вы заставите, значит, повышать квалификацию, получать новые разряды? Вы зачем отказываетесь специально? Пусть, может быть, не в этом законе, но, вы хотя бы мостик не сжигайте о том, что ваше образование профессиональное ни в коем случае не будет отражаться на заработной плате. Всё. Зачем такой закон.
Зенькович П. С. Олег Николаевич, может быть, я был неправильно услышан. Перед тем как упомянуть работодателей, я упомянул профсоюзы. Это первое.
Второе. Я говорил о том, что при принятии любого такого законопроекта наша первая забота заключается в том, чтобы ни в коем случае не сказалось на понижении оплаты труда.
И третье. Этот закон направлен на устранение правовой коллизии по тем профессиям, в которых сейчас уже нет разрядов. Те профессии, в которых есть... в которых есть разряды и категории это абсолютно не касается, люди продолжают проходить обучение и продолжают получать документы, но по тем профессиям, по которым люди хотят получить повышение квалификации и его проводят, у них сейчас возникают трудности с подтверждением... с получением подтверждающего документа. Вот эти трудности мы намерены как бы, как сказать, снять, чтобы людям упростить жизнь. Исключительно ради этого делается, был предложен этот законопроект.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Для стенограммы, Олег Анатольевич. Шеремет Михаил Сергеевич, пожалуйста.
Шеремет М. С, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Иван Иванович.
Вопрос к Павлу Станиславовичу. В сентябре 2019 года в СМИ была информация о том, что Министерство просвещения предлагает с 2021 года прекратить приём по важнейшим рабочим специальностям, что из списка уберут около ста профессий, таких как, например, токарь, парикмахер, слесарь, автомеханик.
В то же время мы в пояснительной записке видим, что в настоящее время более 70 профессий рабочих не имеют разрядов. Поэтому разъясните, пожалуйста, какая сегодня ситуация с рабочими профессиями в связи с предложением министерства, так как в одном документе ваше ведомство пишет об оптимизации, сокращении рабочих профессий, в другом о том, что более 70 профессий не имеют разрядов. Спасибо.
Зенькович П. С. Это немножко разные вещи. Я ещё позволю прокомментировать. То, что была информация в прошлом году, это на которую вы ссылаетесь, это касается системы СПО, да, среднего профессионального образования. И здесь министерство постоянно работает и с профсоюзами, и с работодателями, и с Министерством труда в рамках НСПК, ведётся постоянный анализ наиболее востребованных профессий, и мы соответственно корректируем и контрольные цифры приёма как бы вместе с коллегами из субъектов на те профессии, которые более востребованы, снижая, естественно, те, которые менее востребованы. Я сейчас не готов, не помню информацию, которая была в CJVLH в 2019 году, но это мы готовы всегда отдельно с вами собраться и дать все необходимые пояснения.
Что касается этого законопроекта, он касается профессионального обучения, которое уже проходят люди, которые работают. И те 70 профессий, которые упомянуты в этом списке, они не имеют разрядов, потому что так было решено на заседании Совета при президенте по профессиональным квалификациям. Такие решения принимаются, насколько я знаю, в том числе на основе обращения профсоюзов, представителей профессий, и это ни в коем случае не сказывается на том, что кто-то эти профессии собирается убирать из реестра. Это они и находятся в реестре, люди эти профессии осваивают, люди хотят по ним проходить профессиональную переподготовку, обучение, но, как я сказал, сейчас у них возникают трудности с получением подтверждающих документов. Эти трудности — наша задача убрать. Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступление. Покажите список.
Смолин Олег Николаевич, пожалуйста, с места включите микрофон.
Смолин О. Н. Уважаемые коллеги, я буду краток. Я считаю, что этот законопроект нужно поддержать по причине, которую уже обозначил уважаемый Павел Станиславович. Он снимает головную боль у целого ряда работников, которые проходят профессиональное обучение.
Что касается тем, которые здесь обсуждались, что я хочу напомнить, что законопроект напрямую с ними не связан, в частности, насколько мне известно, Федерация независимых профсоюзов России и, соответственно, депутаты, члены группы "Солидарность" активно работают в настоящее время с Правительством Российской Федерации, для того чтобы как-то продавить закон, о том, чтобы, соответственно, ставка первого разряда была не ниже минимального размера оплаты труда, а все надбавки, которые положены, шли сверх этого самого минимального размера оплаты труда, и в этом смысле стимулирование повышения образования должно будет сохраниться. Но это другая тема. А в данном случае, повторяю, речь идет о том, чтобы снять у людей головную боль, которая связана с несовершенством нашего законодательства.
И ещё одно замечание позволю себе. Коллеги, в последнее время мы активно удваиваем сущности. У нас есть образовательные стандарты, в которых содержатся требования к уровню подготовки выпускников, и отдельно профессиональные стандарты, определяющие требования к соответствующей профессии. Вот получается две разных серии требований. А, как известно со времен Уильяма Оккама, удвоение сущности — это вещь весьма не положительная. Мне представляется, что если уж мы пошли по этому пути, нужно в максимальной степени сочетать, обеспечивать тождество требований к уровню подготовки выпускников образовательных стандартов и требований профессиональных образовательных стандартов. В противном случае, окажется, что выпускник университета или, соответственно, профессионального учебного заведения — это ещё не тот специалист, который требуется производству, и мы заставляем его повторно проходить раз в два года квалификационные экзамены. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Олег Николаевич.
Павел Станиславович, есть необходимость в заключительном слове? Нет. Лидия Николаевна? Тоже нет. Коллеги, обсуждение завершено.
Ставлю на голосование законопроект, который стоит под номером 22 в порядке работы.
Включите режим голосования.
Покажите результаты.
Результаты голосования (14 час. 25 мин. 44 сек.)
Проголосовало за 400 чел. 88,9 %
Проголосовало против 0 чел. 0,0 %
Воздержалось 0 чел. 0,0 %
Голосовало 400 чел.
Не голосовало 50 чел. 11,1 %
Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments