leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Стенограмма пленарное заседание ГД 04.03.20 изменения в бюджет-2020 первое чтение – часть 1

Стенограмма пленарное заседание ГД 04.03.20 изменения в бюджет-2020 первое чтение – часть 1
Коллеги, переходим к рассмотрению повестки. Мы с вами неслучайно назначили заседание раньше на 11 часов, это вызвано необходимостью в приоритетном порядке рассмотрение вопросов из повестки президентских инициатив, реализация Послания президента. Мы с вами в части 2-го вопроса рассмотрим проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" (об уточнении параметров федерального бюджета).
Коллеги, у вас есть порядок рассмотрения проекта федерального закона, доклад представителя правительства, с докладом выступит официальный представитель Правительства Российской Федерации Министр финансов Российской Федерации Антон Германович Силуанов. Он здесь присутствует вместе со своими коллегами, мы видим в ложе и Татьяну Геннадьевну Нестеренко, и участвуют здесь коллеги по министерству, и руководство Счётной палаты, вы уже общались с Алексеем Леонидовичем Кудриным.
Дальше у нас доклад Председателя Счётной палаты до 10 минут, содоклад Председателя Комитета по бюджету и налогам до 10 минут, обсуждение законопроекта по три вопроса от каждой фракции к любому из докладчиков, выступления представителей фракций до 7 минут.
По итогам обсуждения предоставить заключительное слово официальному представителю правительства и председателю Комитета по бюджету и налогам.
Коллеги, нет возражений? Нет. Принимаем такой регламент рассмотрения.
Слово предоставляется Антону Германовичу Силуанову. Пожалуйста, Антон Германович.
Вопрос, коллеги, крайне важный, еще раз хочу подчеркнуть, речь идет о решении проблем наших граждан.
Пожалуйста.
Силуанов А. Г., официальный представитель Правительства Российской Федерации - Министр финансов Российской Федерации.
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты!
Правительство Российской Федерации после Послания президента в течение месяца подготовило поправки в бюджет текущего года и на предстоящий трёхлетний период. И сегодняшние поправки, которые мы рассматриваем, исключительно направлены на реализацию положений Послания Президента Российской Федерации.
Какие особенности этих поправок? Сразу хочу сказать, что весенние поправки, которые мы обычно рассматриваем, они будут идти своим чередом, и чуть позже мы подготовим поправки, которые будут связаны с уточнением отдельных положений закона о бюджете, отдельных направлений, новых приоритетов, и мы внесём эти поправки в обычном порядке.
Сегодня у нас такое внеочередное внесение поправок, связанное исключительно с Посланием президента. И новация этого законопроекта заключается в том, что мы сразу вносим поправки в трёхлетний бюджет, потому что когда мы рассматриваем поправки в ходе исполнения уже бюджета, мы вносим, как правило... и, как правило, раньше вносили поправки только в один год, сейчас сразу на трёхлетний период, с тем чтобы определить источники финансирования мер, содержащихся в Послании, на трёхлетку. Мы проработали источники сразу на шестилетний период, и хочу сказать, что мероприятия Послания обеспечены финансовыми ресурсами.
Какие изменения мы предлагаем к принятию, к рассмотрению? Мы уточнили прогноз, прогноз уточнён с учётом положений Послания. Послание в первую очередь направлено на поддержку семей нуждающихся, значит, со стороны помощи государства. Послание, значит, направлено на то, чтобы помочь семьям с детьми, решить демографические проблемы, решить вопросы бедности, и это, безусловно, всё отражается и на прогнозе.
Мы уточнили в сторону увеличения реальные доходы населения, рост доходов населения. Мы увеличили и прогноз по темпам роста валового внутреннего продукта в текущем году, у нас в текущем году изначально планировались темпы роста экономики на 1,7 процента, в уточненном прогнозе это 1,9 процента. Также мы увеличили и прирост доходов на один процентный пункт в 2021-2024 годах по сравнению с той траекторией, которая учтена в предыдущих прогнозах.
В результате увеличились доходы федерального бюджета. Доходы увеличились в первую очередь за счет и нефтегазовых, и ненефтегазовых доходов. Ненефтегазовые — за счет увеличения ввозного НДС и ввозных таможенных пошлин, а нефтегазовые — за счет уточнения курсовых соотношений.
Доходы вырастают в 2020 году на 214 миллиардов рублей, в 2021-м на 645, в 2022-м - 755 миллиардов рублей. Здесь мы уточнили и положение о выплате дивидендов. У нас все компании с госучастием должны заплатить дивиденды в размере 50 процентов. То есть тоже поучаствовать в реализации мер, предусмотренных Посланием Президента.
Отдельный вопрос, конечно, и сейчас вот тоже обращалось на это внимание, это сделка по приобретению у Центрального банка пакета акций Сберегательного банка. Ещё раз хочу уточнить о том, что эти акции не продаются. В них вкладываются средства Фонда национального благосостояния. Контрольный пакет акций Сберегательного банка как был, так и остается в руках государства. Поэтому никаких таких структурных изменений не происходит. Лишь сменяется и изменяется собственник с Центрального банка на Правительство Российской Федерации. Это дает возможность, такая операция, вложения средств Фонда национального благосостояния в надежный актив. Этот актив нам будет платить хорошую доходность в виде дивидендов. И мы считаем, что это одно из таких хороших вложений средств нашего Фонда национального благосостояния.
Теперь откуда берутся деньги. В результате этой операции возникает прибыль Центрального банка, потому что акции Сберегательного банка учитывались по нерыночной стоимости. Мы покупаем этот актив по рыночной стоимости. Разница как раз образует дополнительную прибыль Центрального банка, которая и пойдет в том числе на финансирование мероприятий, содержащихся в Послании Президента. Эти средства мы предусмотрели к получению, как в текущем году, так и на последующие три года.
Иногда нам говорят, а что будет дальше с реализацией и с источниками реализации мер Послания? Мы говорим о том, что, начиная уже со следующего и последующих годов, мы задействуем не только резервы, которые содержатся в бюджете, но и так называемые условно утвержденные расходы, которые у нас не распределяются в трехлетнем бюджете. И эти условно утвержденные как раз и направлены на то, чтобы финансировать те дополнительные обязательства, которые возникают в ходе нашего бюджетного планирования. И поэтому меры реализации, меры, содержащиеся в Послании, обеспечены в полном объеме и в текущей трехлетке, и на предстоящие годы необходимыми ресурсами.
В результате по бюджету, расходы бюджета увеличиваются в текущем году на 162 миллиарда рублей, в 2021 году - на 556 и в 2022-м - 677 миллиардов рублей. Профицит бюджета практически не меняется, в текущем году в процентном отношении к ВВП он абсолютно такой же, в последующие годы несколько уточняется.
Теперь, на что предусмотрены дополнительные бюджетные ассигнования? Общий объем ассигнований в 2020-м и 2022 годах на реализацию Послания составит 4,5 триллиона рублей, причем из федерального бюджета 4,4 триллиона рублей. Причем дополнительно в поправках к бюджету предусматривается увеличение ассигнований на мероприятия, содержащиеся в Послании, на 1,8 триллиона рублей. Часть расходов, часть ассигнований у нас уже учтена была на те же самые меры в трехлетнем бюджете. Для субъектов Российской Федерации дополнительные ассигнования на трехлетку составят 190 миллиардов рублей. И они в полном объеме могут быть обеспечены, как за счет дополнительных доходов, которые получат субъекты от реализации мер непосредственно Послания, так и за счет дополнительных доходов, которые мы прогнозируем у субъектов Российской Федерации на предстоящую трехлетку.
Наибольший объём из дополнительных мероприятий занимают, конечно, выплаты по материнскому капиталу. Первый ребёнок — дополнительное ассигнование. И мы предусмотрели на эти цели 598, почти 600 миллиардов рублей дополнительных ассигнований на трёхлетний период.
Также большой объём предусмотрен, а именно 567 миллиардов рублей только за счёт федерального бюджета и около 180 миллиардов рублей за счёт региональных бюджетов, будут направлены на ежемесячную выплату семьям, доход которых на человека ниже прожиточного минимума. Эти выплаты будут направлены для детей от трёх до семи лет. Причём в текущем году это половина прожиточного минимума субъекта Российской Федерации, начиная со следующего года это уже прожиточный минимум тем семьям, которые будут нуждаться в дополнительной государственной поддержке.
Значительные объёмы предусмотрены на реализацию мер по модернизации первичного звена здравоохранения дополнительно к тем ассигнованиям, которые у нас учтены в бюджете, это 100 миллиардов рублей.
Дополнительные меры предусмотрены по созданию мест, дополнительных мест в школах - 112 миллиардов рублей к тем бюджетным ассигнованиям, которые есть. Это питание обучающихся в начальной школе. Это выплаты за классное руководство.
Компенсация выпадающих доходов субъектам Российской Федерации по инвестиционному налоговому вычету. Это новация. Мы предусмотрели по 30 миллиардов рублей регионам ежегодно для того, чтобы субъекты Российской Федерации пользовались своими возможностями по предоставлению инвестиционного налогового вычета, и тем самым привлекали инвестиции на свои территории. Мы будем компенсировать до двух третей за счёт дополнительных ассигнований из федерального бюджета.
Тоже хотелось бы отметить ваше поручение и поручение Вячеслава Викторовича о том, чтобы помочь наиболее нуждающимся субъектам Российской Федерации. Десяти субъектам Российской Федерации, наиболее нуждающихся в федеральной поддержке, предусмотрено по 10 миллиардов рублей ежегодно - дополнительные ассигнования. Мы такие программы уже начали принимать. Первая программа подписана, она подписана по Курганской области.
И в ближайшее время Правительство Российской Федерации подпишет и остальные программы по оставшимся девяти субъектам Российской Федерации.
Уважаемые депутаты, ещё раз повторюсь, что поправки направлены исключительно на цели реализации Послания, просим поддержать. Мы благодарны за ту оперативность, которая предусмотрена в рассмотрении этих поправок. И мы надеемся, что мы вместе с вами быстро примем эти уточнения, и деньги, которые предусмотрены в бюджете, дойдут до тех получателей, по которым принято соответствующее решение.
Просим вас рассмотреть поправки в первом чтении и оперативно рассмотреть в целом те предложения, которые подготовлены Правительством Российской Федерации. Спасибо за внимание.
Председательствующий. Спасибо, Антон Германович. Во-первых, спасибо вам за то, что вы сегодня пришли лично, для того чтобы представить законопроект.
И, уважаемые коллеги, хочу подчеркнуть, в рамках реализации Послания Президента проделана большая работа. Федеральные законы, которые сегодня мы рассматриваем на предмет финансового обеспечения, приняты. Это законы о горячем питании и о материнском капитале.
Ну и отдельные слова благодарности давайте скажем нашему министру. Отдать должное, он слышит парламент, ведет диалог, с ним непросто, он человек зажимистый, но при этом слово держит.
Вот, Алексей Леонидович, вам можно быть спокойным за Министерство финансов, и вы можете гордиться таким учеником, потому что он у вас самое лучшее вобрал в себя в плане зажимистости, но лучшие качества у него сохранились. Он диалог ведет сложно, но если уж слово дал, то это слово держит.
Скорее всего, Антон Германович, это у вас от президента, а не от Алексея Леонидовича, потому что с Алексеем Леонидовичем было тяжело, он диалог ведет-ведет сложно, мы соглашаемся, в итоге придем к какой-то договоренности, а потом у Макарова приступ, потому что приходит и говорит: договоренности не выполняются, сказали невозможно это сделать, а решение-то приняли. Вот у вас этого качества нет и хорошо, чтобы вы его не приобрели в будущем.
Коллеги, обращаю внимание, что в законе проекта, которые у вас на руках, кроме решений в плане выполнения Послания президента, мы с вами примем расходные полномочия по регионам: Республика Адыгея, Республика Алтай, Республика Калмыкия, Республика Карелия, Республика Марий Эл, Республика Тыва, Чувашская Республика (Республика Чувашия), Алтайский край, Курганская область, Псковская область. Депутаты от этих регионов присутствуют, но о чем сказал министр? Финансирование выделено под программы, программы развития территорий с тем, чтобы они более активно в плане социально-экономическом развивались. Не все регионы защитили программы, это, в том числе претензии к нам. Потому что мы настаивали на финансировании, финансирование обеспечено, но программы не везде есть. Так? Поэтому, чем быстрее будут программы, тем быстрее будет финансирование.
Антон Германович, ну, было бы неправильно на этом точку ставить. У нас Александр Дмитриевич находится в сложном положении. Знаете почему? Ему Государственная Дума поручила выработать совместно с Минфином предложения об оказании поддержки регионам, где самая большая убыль населения. Пять территорий, где проживает более 2 миллионов наших граждан, могли бы также подготовить программы развития с тем, чтобы убыли не было, люди оттуда не уезжали, но без вас невозможно этот вопрос решить эффективно.
Коллеги, мы с вами утвердили перечень пяти регионов.
Многие из вас представляют эти регионы. Сергей Иванович Неверов в одном регионе из этих пяти родился — в Алтайском крае, в другом работал — в Кемеровской области. Гусева уже потеряла все надежды, что Волгоградская область получит поддержку в этом плане. Сегодня у нас такая надежда может оправдаться. Мы можем с вами выйти на это решение с тем, чтобы так же, как и в прошлом году, решая проблемы малообеспеченных территорий, этот перечень затвердить, и дальше уже чтобы поработали с регионам и по тем проблемам, которые существуют. Потому что это же, ну, что называется, объективная картина, никуда здесь не денешься. Та же Омская область, вот здесь депутаты, наверняка есть, тем более, ответственность за Омскую область вот Сергей Михайлович Миронов несёт. Понятно, что здесь, наверное, тоже поддержка будет.
Скажите, пожалуйста.
Да я про Саратов молчу уже, не помогает. Министр же, министр лично закреплён за вопросами оказания поддержки Саратовской области в социально-экономическом плане, но он скромный человек, это тоже его качество. Но не от Алексея Леонидовича, скорее всего, от депутатов, он как-то не хочет это выпячивать.
Пожалуйста.
Силуанов А. Г. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Мы действительно отработаем тогда вместе с вами предложения по вот этим дополнительным пяти субъектам Российской Федерации. Надо посмотреть их болевые точки, где там, что, требуется какая поддержка и в правительстве подготовим предложения.
Председательствующий. Спасибо большое.
Мы тогда подготовим, соответственно, при рассмотрении закона о бюджете предложения в постановление и обозначим эти регионы. Это крупнейшие регионы, от которых многое зависит в рамках и развития экономики, роста, о чём вы тоже сказали.
Коллеги, мы как-то спокойно так отреагировали на заявление министра, что ожидается рост выше, чем прогнозный, не 1,7 процента, а 1,9, а может быть, и правительство ещё сработает более эффективно с тем, чтобы выйти на реализацию поручений президента.
Президент о чём говорил: рост выше темпов среднемировых. Это, значит, надо стремиться на рост, свыше 3-х процентов, такая задача стоит.
И мы переживаем за правительство. Поддерживая нового премьера, высказывали надежду на то, что с этой задачей справится новое правительство. Антон Германович, вот это напутствие, если хотите.
А мы будем ждать, в том числе второго чтения для того, чтобы выйти на постановление, где обозначим ещё пять регионов, драйверов экономического роста, но при этом, имеющих проблемы с убылью населения. Спасибо.
Тут смотрю, депутаты с Алтайского края и как-то не поддерживают это, безучастно сидят, значит, куда выйдет, туда и выйдет. Поактивней! Ведь тут всё решается, в том числе, глядя на зал, насколько зал поддерживает - сразу и результат.
Из зала. (Не слышно.)
Председательствующий. Да, правильно, Владимир Вольфович, вы говорите, да.
Коллеги, слово предоставляется Председателю Счётной палаты Алексею Леонидовичу Кудрину. Алексей Леонидович, пожалуйста. На вас всё чаще ссылаются депутаты, читаем ваши аналитические статьи, прогнозы, заключения, поэтому надеемся, что сейчас вы выскажите свою позицию.
Кудрин А. Л. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемый Антон Германович! Хочу представить заключение Счётной палаты на проект закона об изменении федерального закона на три года.
Но сразу хочу откомментировать прошедшую дискуссию. Хочу напомнить, когда я был министром финансов с 2000-го по 2007 год и даже по 2008 год, расходы федерального бюджета выросли примерно в четыре раза, а в реальном выражении, за вычетом инфляции, чуть больше, чем в три раза.
Конечно, такого темпа, таких темпов повышения расходов не было в послевоенный период, за такой короткий период и, скорее всего, в ближайшие годы не будет. Это был самый благоприятный период для выполнения федерального бюджета.
Я хочу напомнить, сколько новых программ тогда открывалось, в том числе национальные проекты, открывались институты развития и темпы экономического роста были 7 процентов средние с 2000-го по 2008 год, конечно, сегодня можно об этом только мечтать, это была основа стабильности, вот такого благополучного развития бюджета. Сегодня задачи повышения темпов роста стоят, ну и я надеюсь, что новое правительство, конечно, выполнит эту задачу. Ну сегодня я ещё об этом скажу.
Безусловно, хочу отмстить, что законопроект учитывает задачи Послания Президента, и в этом смысле они будут, уверен, исполнены. На эти цели в течение трёх лет, на задачи, связанные с Посланием, будет выделено 1 триллион 848 миллиардов рублей. Сразу отмечу, что федеральный бюджет по доходам вырастит на 1 триллион 600 миллиардов, а по расходам, учтены, в размере 1 триллион 400. Поэтому это означает, что задачи Послания будут также решаться не только за счёт расходов, которые добавлены, но и за счёт распределения других резервов и перераспределения ресурсов, то есть, как я сказал, в размере 1 триллион 848 миллиардов на три года.
Правительство с учётом предполагаемых мер бюджетного стимулирования предполагает, что темпы экономического роста в этом году ускорятся дополнительно на 0,2 процента, составят 1,9 процента. Мы считаем, что это оптимистический вариант, поскольку пока ещё сохраняются риски влияния на мировую экономику, на нашу, коронавируса и его последствий, и, скорее, не самого этого вируса, а реакция, поведение бизнеса и населения на эти риски. При этом прогнозируемые темпы роста данным правительством, поскольку бюджет на три года вносится и уточняется, сохраняются в размере больше чем 3 процента на 2001-2002 год.
Я хочу ещё раз отметить, что в своём заключении на этот законопроект, на этот закон осенью мы высказывали некоторые сомнения о том, что уже в следующем году мы превысим 3 процента. Ну думаю, что более серьёзный разговор об этом прогнозе будет осенью, когда будет утверждаться следующая трёхлетка.
Тем не менее, действительно, стимулирование потребительского спроса через реализацию мер социального пакета будет влиять на спрос и поднимать спрос, снизит бедность. И мы хотим с удовлетворением отметить, что планируется снижение, снижение бедности на 0,9 процентных пункта и в результате по плану правительства это составит 10... бедность у нас в стране составит 10,8 процента от всего населения, но мы как... мы тем не менее обращаем внимание на некоторые риски, которые в этой сфере могут в течение года случиться.
В соответствии с законопроектом общий объем доходов в федеральный бюджет, как я сказал, вырастет на 1 триллион 600 миллиардов и я бы, прежде всего, обратил внимание на то, что немного вырастают расходы на образование и здравоохранение на 0,1 процента ВВП, но в 2022 году в конце трехлетки снова опускаются на прежний уровень, то есть серьезного изменения структуры расходов не происходит.
Законопроектом предусматривается изменение 3-х государственных программ и 2-х национальных проектов, проекты по демографии и образованию. Обращаю внимание на то, что мы говорим всегда — госпрограммы и нацпроекты меняются, деньги добавляются, а показатели их исполнения не меняются. Все-таки надеюсь, что и с новым правительством мы будем вести работу о том, чтобы, если добавляются или уменьшаются деньги госпрограмм, тогда должны уточняться и показатели этих программ, иначе у нас деньги не связаны с результатом, хотя бюджет имеет программную структуру и должен, конечно, быть связан с результатами.
Таким образом, с учетом предложенных дополнительных расходов ассигнований на реализацию нацпроектов и комплексного плана увеличиваются расходы на национальные проекты и комплексный план по инфраструктуре, соответственно в этом году он составит 2 триллиона 130 миллиардов рублей, также он растет в следующие годы, достигая в 2022 году аж 3 триллиона в течение года. При этом 30 процентов общего объема дополнительных бюджетных ассигнований снова будут зарезервированы, это примерно... это 457,5 миллиардов на этот год, 773,7 миллиарда на 2021 год и 857 миллиардов на 2022 год.
Хочу обратить внимание, конечно, эти деньги в течение года могут быть распределены на задачи, которые указаны, пока не приняты нормативные акты, пока не уточнён контингент получателей, но хочу еще раз обратить, сегодня это зарезервированные средства, недоведённые до ведомств и ГРБС. Тем самым это тот же самый риск невыполнения в течение года этих расходов, если они начнут поздно использоваться. Безусловно, в обоснованиях видим распределение этих статей, как я сказал, на разные задачи.
Остановлюсь на источниках. Кроме прироста ненефтяных доходов основным источником исполнения этих обязательств будет перечисление прибыли Центрального банка в результате размещения средств ФНБ в акциях Центрального... в акциях Сбербанка. Я сейчас не буду говорить наши замечания, которые мы высказали на заседании комитета, я хочу обратить внимание, что... еще раз, что вот сегодня уже сказал, конечно, мы хотели бы дополнительные обоснования влияния использования Фонда национального благосостояния через вот их переход в доходы Сбербанка и перечисление прибыли в бюджет, поскольку де-факто это будет использование Фонда национального благосостояния на расходы.
Именно этот момент всегда был самым дискутабельным, поскольку это может повлиять на макроэкономику. И собственно изменение цены отсечения, которое мы раньше обсуждали, как правило, сдерживалось именно тем, что такого рода расходы могут повлиять на макроэкономику. Сейчас это де-факто происходит, поэтому мы и просили дополнительные обоснования.
Мы высказывали также замечание о том, что если задачи Послания, вот этого социального пакета, носят постоянный характер, то источник, который сегодня предлагается, носит временный характер после того как эти ресурсы закончатся, то есть нужен будет другой источник за горизонтом трёх лет.
Сегодня вот здесь в выступлении Антон Германович дал свой ответ на это, хочу обратить внимание, среагировал на наши замечания. Он сказал, что, конечно, в первую очередь это будут использоваться так называемые условно распределённые расходы, которые зарезервированы в федеральном бюджете в размере 2,5 процента на следующий год и 5 процентов — на 2022-й. Напомню, что это немаленькие средства, безусловно. В следующем году вот этот резерв условно распределённых расходов - 529 миллиардов, а в 2022-м триллион 122 миллиарда. Этот источник, конечно, может быть использован на эти цели. Но мы помним, что, как правило, он у нас идет в том числе и на индексацию всех основных обязательств и новых задач, которые возникают. Поэтому будем надеяться, что его хватит, или нам придется дополнительно перераспределять с других направлений расходов на выполнение этих обязательств, связанных с Посланием Президента.
Ну и в завершение я, может быть, ещё скажу, что мы вот поднимали вопрос, наша Счётная палата, и перед правительством ставила вопрос о не полностью исполняемых других социальных обязательствах у нас в стране. Например, предоставление жилья детям-сиротам. Больше 170 тысяч не получают это жилье сегодня, хотя это обязательства субъектов Российской Федерации, но есть соответствующая субсидия из федерального бюджета. И есть план поручений права увеличить расходы федерального бюджета на этот год и на ближайшие годы, чтобы в течение шести лет решить эту проблему.
Поэтому когда мы выделяем на одни социальные задачи, включая новые обязательства, мы должны помнить и о старых обязательствах, которые не исполняются в полном объеме. Поэтому я надеюсь, что если не в этом цикле, то при поправках весной мы всё-таки вернемся к тем обязательствам, которые у нас в стране тоже объявлены, являются нормами закона, но не исполняются.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Алексей Леонидович. Вы абсолютно правильно говорите. Коллеги, мы с вами работаем с правительством в этом направлении и надеемся, что в течение марта будет предложено решение оказания дополнительной поддержки по этому вопросу.
Но, Алексей Леонидович, когда вы вспомнили о 2000-2007-м и привели в том числе данные, которые характеризуют работу очень положительно, нужно было отметить роль парламента. Потому что у вас это всё получилось не благодаря, а вопреки. (Аплодисменты.) Настаивал парламент, а вы соглашались. И вас это всё мотивировало к тому, чтобы сейчас вот вы могли подвести такой итог. Конечно. Пожалуйста.
Вспомните, если сейчас стенограммы взять, парламент занимал активную позицию. Коллеги, вот итог, есть, что вспомнить. А мы сейчас обсуждаем пять регионов, откуда у нас с вами большой отток населения, создание там условий. Депутаты, представляющие территории, сидят, вздыхают: а надо это делать, а не надо делать. Ну, понятно, что веры нет где-то. Ну, бороться надо. Вот смотрите, мы боролись, а сейчас Алексей Леонидович вспоминает, есть, что вспомнить. Пожалуйста.
Кудрин А. Л. Уважаемые депутаты, конечно, роль парламента нельзя переоценить.
Председательствующий. Поаплодируем Алексею Леонидовичу. (Аплодисменты.)
Кудрин А. Л. Потому что те предложения, которые вносило тогда правительство при поддержке президента, все-таки, в конечном счете, находили поддержку парламента. Спасибо.
Председательствующий. Вот, коллеги, роль парламента. Мы недостаточно спрашиваем и не очень требовательны к Антону Германовичу.
Потому что, если мы будем более требовательны и спрашивать больше будем, у вас будет, что вспомнить. Посмотрите на Алексея Леонидовича, он счастливый человек, он вспоминает позитивные годы не только своей жизни, хотя он много нервов потратил в ходе диалога с парламентом, но у него есть, что вспомнить в плане результатов. А если сейчас мы не будем планку задавать по тем же регионам, где у нас убыль населения, не будем находить решения там, где необходимо поддержать малообеспеченные территории по бюджету, вам вспомнить нечего будет. Тогда вы будете вспоминать кризисы, низкий рост. Поэтому нам надо с вами быть более требовательными.
Для этого приглашаем на трибуну Андрея Михайловича Макарова, который возглавляет у нас комитет. Пожалуйста, содоклад. Сергей Иванович Неверов - руководитель фракции. Да, конечно. По ведению, пожалуйста, Неверов Сергей Иванович.
Неверов С. И., руководитель фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Вячеслав Викторович.
Я просто хочу напомнить, если Алексей Леонидович соглашался со всеми тогда решениями Государственной Думы, то сегодня возможно бы ни эти десять регионов, ни другие пять не пришлось бы спасать.
Председательствующий. Ну, знаете, Алексей Леонидович, видите, вот как вопрос стоит. Это уже, да, более серьёзная оценка. Лидер политической фракции может так сказать. Тем более вы не являетесь представителем этой партии. А если были бы в партии, может быть и вообще ни одного не было бы проблемного региона.
Пожалуйста, Макаров Андрей Михайлович.
Алексей Леонидович, если нужно будет, потом, пожалуйста, скажите. Макаров А. М. Спасибо.
Уважаемый Вячеслав Викторович, на заседании комитета по бюджету Алексей Леонидович не подавал заявления о вступлении ни в одну партию. И это позволяет мне сейчас говорить непосредственно о законопроекте, который, безусловно, посвящен главному - тому, что, как обозначил Вячеслав Викторович, выполнению, финансовому наполнению Послания Президента.
Вот все мы 15 января слушали Послание Президента. Приняты очень важные законы (Председатель Государственной Думы сейчас это обозначил), которые создают законодательную основу для решения этих вопросов. Сегодня мы наполняем эти законы деньгами. То есть они становятся реальной силой, они должны быть реализованы.
При этом хочу напомнить, что президент сказал: "Главное, чтобы люди, которые получат эти средства, могли получить их как можно раньше". Не просто так многим из этих положений придаётся обратная сила, и они вступают в действие с 1 января этого года. Тем сложнее задача для правительства, для нас с вами, как создать, обеспечить тот механизм, чтобы эти средства были не просто выделены, а чтобы люди их получили. Потому что у нас прекрасно, мы помним, есть опыт, когда и средства выделяются, и законы принимаются, а до реализации проектов или до получения эти средства не доходят.
Вот это и есть та самая сложная задача, которая стоит сегодня перед парламентом и перед правительством.
Поэтому, если вы не возражаете, сегодня комитет не будет предлагать к обсуждению вопросы, связанные с ростом экономики, с вопросами о том, какой будет цена на нефть.
У нас же любимое занятие — это гадать, какая будет цена на нефть. Вот сегодня мы хотели бы обсудить только выполнены ли поручения президента, в какой степени они исполнены с точки зрения... выделены ли необходимые средства, что необходимо сделать ещё.
А вот все остальные вопросы — это, как справедливо заметил в данном случае Министр финансов, это предмет, мы будем рассматривать это подробно в апреле, когда придут поправки, мы будем рассматривать это осенью, мы будем рассматривать это в следующем бюджете. И все задачи, которые президент поставил по экономическому росту, по тому, что мы должны делать в экономике страны, их никто не отменял, и мы очень серьезно их должны рассматривать. А сейчас, может быть, вместо того, чтобы сто раз услышать, давайте попробуем один раз увидеть.
Итак, первое поручение президента — ежемесячные выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно, причем, я повторяю, с 1 января. Выплаты будут получать семьи, чьи доходы не превышают одного прожиточного минимума: на первом этапе пол ПМ, в случае, если не достигает, в дальнейшем целый ПМ. Помним это поручение президента, вы видите сейчас перед собой те средства, которые выделяются. Уже в 2020 году на это идет дополнительно 120,3 миллиарда рублей, в 2021-м - 219 и в 2022-м - 228,3 миллиарда рублей. На самом деле сегодня мы видим прогнозную численность получателей 2,4 миллиона человек. Хотел бы обратить внимание, что с учетом вот тех поправок, которые принимаются, общая сумма по 2020 году составит 159,2 миллиарда рублей, 290 почти миллиардов в 2021-м, и в 2022 году она превысит 300 миллиардов рублей.
Второе - социальный контракт. Социальный контракт, когда президент сказал, необходимо расширить финансовую поддержку регионов, чтобы уже в 2021 году, то есть со следующего года внедрить механизм, он у нас действовал в качестве эксперимента, по существу, во всех регионах страны. И мы видим с вами, что дополнительно к этим средствам на 2021-й и 2022 год добавляется по 22,2 миллиарда рублей. У нас с вами стояло 7 миллиардов, таким образом, у нас по следующему году, по 2021-му и 2022 году эта сумма будет 29,2 миллиарда рублей. Но только вот здесь сразу хотел бы сказать о проблемах, которые возникают, ведь президент поставил две задачи, с одной стороны расширить на все регионы, а с другой стороны сказал: учесть опыт пилотных проектов и обновить сами принципы социального контракта. А вот эта задача пока не решена.
Кстати, насколько я понимаю, именно задача поставлена Ольге Юрьевне Баталиной, с которой вчера мы прощались, которая переходит и будет отвечать за это направление.
Следующий вопрос - материнский капитал. Я думаю, нет необходимости рассказывать о том, кто будет получать, как, в каком объеме, скажу только о средствах. Решения президента обеспечены дополнительными: 122,4 миллиарда рублей по 2020 году, 210,7 миллиарда по 2021-му и 265,8 по 2022 году.
Сразу хочу сказать, что таким образом у нас с вами по 2020 году на эти цели уже пойдет 438,8 миллиарда рублей, по 2021-му - 539,9 миллиарда рублей и 2022 году - 565,5 миллиарда рублей.
Следующий вопрос - бесплатное горячее питание. Вы видите цифры перед собой, я не буду их называть, они видны. Это действительно огромные средства, которые никогда на эти цели не выделялись из федерального бюджета. Но в то же время, вот если мы посмотрим с вами, мы увидим, что вот эти средства сегодня, кстати, это то, что в том числе и говорил Алексей Леонидович, очень многие средства мы резервируем, потому что сегодня распределить мы их не можем физически. А вот по горячему питанию нам предстоит очень серьезная работа о том, каким должно быть это питание, на самом деле, сколько будет оно стоить, из чего мы исходим. Вот эту работу нам предстоит сделать, чтобы вот эти деньги стали содержательными.
Очевидно, что президент, поставив конечный срок 1 сентября 2023 года, имел в виду конечный срок, но, наверное, все регионы будут стремиться к тому, чтобы решить эту задачу раньше. Поэтому те средства, которые выделяются сегодня, это средства тем регионам, кто будет вводить в этом году и тем, кто уж в этом году должен заложить основу для ведения в следующем году. Но это предмет очень серьезного рассмотрения, в том числе и трехсторонней комиссии, и я думаю, всех наших комитетов, профильных комитетов, работа, которую только предстоит сделать. Следующий вопрос. Учесть дополнительные школьные места. Это предстоит проработать, проработать с каждым регионом, чтобы понять цифру и необходимость, потребность каждого региона. Однако мы видим, что уже сегодня выделяется дополнительно по 2020 году — 19,3, 44,9 — в 2021-м, и 42,3 — в 2022 году. Сразу хочу сказать, что это очень серьёзный рост. Но опять же мы видим с вами, что здесь необходимо провести работу, чтобы эти средства пошли именно в те регионы, которые больше всего нуждаются вот в этих местах и поэтому в данном случае они опять же зарезервированы. И было бы это правильно, нельзя сегодня просто так рассовать по регионам, не учитывая их потребность. Это очень важный вопрос. Я просто говорю сейчас о тех задачах, которые у нас стоят.
Наконец, это, ну, условие для занятий музыкой, живописью, другими видами творчества. По 3,4 миллиарда рублей выделяется пока дополнительно на каждый год. Президент сказал, что это должны быть не только музыкальные инструменты, на них идут самостоятельные деньги. Это надо подумать о том, в каких условиях детей учат этому всему.
Сразу хочу сказать, вот те средства, которые выделяются по следующему году, мы видим, позволят модернизировать 300 детских школ искусств. Вот это конкретный результат, то, что есть. Всё остальное требует расчётов, требует реальной проверки, в каком состоянии что находится. И думаю, что здесь проблема, и мы все это понимаем, гораздо глубже, чем та, которую мы видели до сих пор и которая будет на самом деле выявляться именно потому, что люди услышали — президент придал этому значение, вот теперь на это будет обращено внимание. Не было денег — никто не обращал внимание.
С 1 сентября доплата классным руководителям в размере не менее 5 тысяч рублей. Суммы вы видите, не буду тратить время на их повторение. Это суммы закрывают проблему классного руководства.
Subscribe

  • Мои твиты

    Вт, 13:07: Ольга Любимова обиделась на Владимира Бекетова за упрек в поддержке Минкультом антироссийских фильмо https://t.co/jTnIVMNihq…

  • Мои твиты

    Пн, 14:16: ОНФ предлагает сделать техосмотр добровольным и добавить к тарифным факторам ОСАГО https://t.co/OeGGnsbymA Пн, 14:34: Сергей…

  • Мои твиты

    Вс, 17:15: Андрей Исаев: Избиратели ждут, что депутаты зафиксируют обязательства, взятые перед выборами https://t.co/OKzdR9rqhL Пн,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments