leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Правительство покупает акции Сбербанка у Банка России чтобы обойти внешние обязательства? – 1-е чт

Правительство покупает акции Сбербанка у Банка России чтобы обойти внешние обязательства? – первое чтение – Владимир Колычев Самое выгодное вложение Найти в бюджете 2,5 трлн невозможно а в ФНБ имеются Позволяют такую инвестицию сделать – Вера Ганзя Почему разные суммы в двух законах? – Ксения Юдаева ЦБ выступал учредителем СБ Балансовая стоимость 73 трлн Перекачивание из ФНБ который не позволяет напрямую тратить в бюджет и 700 млрд оставите в ЦБ чтобы заткнуть дыры Зачем? – Шерин Базилио и Алиса закапывают деньги видит что дурят Давайте обманутым вкладчикам вернем, акции подскочат Если кроме нас никто контрольный пакет купить не может зачем мы это делаем? – Аксаков СБ триллион прибыль за прошлый год Лакомый кусок Подавляющее большинство инвесторов американцы – Ганзя 870 млрд прибыль действительно лакомый кусок Схема мутная 2,8 трлн Закрываем несостоятельность управления ЦБ – Арефьев Вернуть 50 трлн вкладчикам - Катасонов Мы сколько слышали от Грефа должны выставить на торги этот пакет Нельзя прибыль формировать в банках Триллион СБ это плохо Доходность ФНБ отрицательная, будет 9% Вопрос к ЦБ как санируют допускают дыры в уставах банков – Гартунг Можно было просто передать и не возникла бы обязанность выкупать у миноритария Правильное решение из одного кармана в другой СР внесла поправку в Конституцию ЦБ обязан создавать условия для экономического роста – Николай Николаев Второе чтение на 11 марта 30 лет говорили есть конфликт интересов ФНБ надо вкладывать внутри страны, это происходит – Макаров Само это обсуждение создает риски для СБ где деньги вкладчиков

5. 901908-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О приобретении Правительством РФ у Центрального банка РФ акций публичного акционерного общества «Сбербанк России» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ»
Документ внесен правительством 17.02.20.
Представил замминистра финансов Владимир Колычев.
Председатель комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев.
Законопроектом предлагается:
- установить порядок отчуждения Банком России акций публичного акционерного общества «Сбербанк России» путем их продажи Правительству РФ в лице Минфина России;
- определить, что продажа обыкновенных акций ПАО «Сбербанк России» осуществляется на рыночных условиях по средневзвешенной цене этих акций за 6 полных календарных месяцев, предшествующих месяцу, в котором заключен первый договор купли-продажи. Приобретение Правительством РФ в лице Минфина России акций будет осуществляться в рамках размещения средств Фонда национального благосостояния;
- на передачу Банком России обыкновенных акций ПАО «Сбербанк России» в пользу РФ в лице Минфина России не будут распространяться положения федеральных законов, регламентирующие порядок:
получения предварительного или последующего согласия Банка России на приобретение акций (долей) банка;
получения согласия на осуществление сделки с акциями (долями) банка Федеральной антимонопольной службой (направления уведомления ФАС);
уведомления эмитента и Банка России о приобретении (прекращении) права распоряжаться определенным количеством голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал эмитента;
- Банк России направит обязательное предложение о выкупе акций ПАО «Сбербанк России» на рыночных условиях по цене приобретения акций Правительством РФ в лице Минфина России. Выкупленные акции подлежат отчуждению в срок не позднее 31 декабря 2022 г. На доходы Банка России по акциям, приобретенным в результате обязательного предложения, не распространяется действие законодательства об особенностях перечисления в 2020 – 2022 годах доходов, полученных Банком России от участия в капитале ПАО «Сбербанк России» по итогам 2019 – 2021 годов;
- признать утратившими силу нормы, устанавливающие порядок поддержки ПАО «Сбербанк России», в т.ч. в форме субординированных кредитов (депозитов, займов, облигационных займов), а также ряд отдельных положений иных законодательных актов РФ (положение вступает в силу с 1 января 2024 г.);
- исключаются положения, согласно которым в целях поддержания стабильности банковской системы и защиты законных интересов вкладчиков и кредиторов Банк России на основании решения Совета директоров вправе предоставлять субординированные кредиты (депозиты, займы, облигационные займы) ОАО «Сбербанк России» (положение вступает в силу с 1 января 2024 г.).
ФЗ вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
законопроект разработан совместно с законопроектом № 901911-7 «О перечислении части доходов, полученных Центральным банком РФ от продажи обыкновенных акций публичного акционерного общества «Сбербанк России».
Первое чтение 367 42 0 17:20

Перечисление обратно в бюджет части доходов Банка России от продажи Сбербанку – первое чтение
6. 901911-7 Одновременно принят сопутствующий законопроект первого чтения «О перечислении части доходов, полученных Центральным банком РФ от продажи обыкновенных акций публичного акционерного общества «Сбербанк России»
Документ внесен правительством 17.02.20.
Представил замминистра финансов Владимир Колычев.
Председатель комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров.
Законопроектом предлагается установить порядок перечисления в федеральный бюджет (казну РФ) части доходов, полученных Центральным банком РФ от продажи обыкновенных акций ПАО «Сбербанк России»:
- часть дохода, полученного Банком России от продажи обыкновенных акций ПАО «Сбербанк России», в сумме, превышающей 700 млрд. руб., перечисляется в федеральный бюджет (казну РФ) и не подлежит учету при определении прибыли Банка России за соответствующий год для целей перечисления части прибыли Банка России в федеральный бюджет;
- подлежащую перечислению часть дохода Банк России передает в федеральный бюджет путем перечисления денежных средств и (или) передачи в казну РФ прав требований Банка России к ПАО «Сбербанк России» по договорам субординированного кредита, а также прав требований Банка России к государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» по договору (договорам) о размещении денежных средств в депозит, заключенному (заключенным) до даты вступления в силу законопроекта;
- Правительство РФ вправе принять в казну РФ данные права требования по их балансовой стоимости на день передачи;
- указанные денежные средства и (или) права требования перечисляются до 1 июня финансового года с учетом условий, определенных в законопроекте (в 2020, 2021 и 2022 гг. соответственно 500 млрд. руб., 650 млрд. руб. и 400 млрд. руб., а оставшаяся часть – в 2023 г.). Сумма перечисления не может превышать фактически полученный доход Банка России от продажи части обыкновенных акций ПАО «Сбербанк России» на дату перечисления денежных средств.
ФЗ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Первое чтение 364 42 1 17:20

Стенограмма обсуждения стенограмма обсуждения двух законопроектов
5-й и 6-й вопросы мы рассматриваем с одним докладом и двумя содокладами.
5- й вопрос. Проект федерального закона "О приобретении Правительством Российской Федерации у Центрального банка Российской Федерации акций публичного акционерного общества "Сбербанк России" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
6- й вопрос. Проект федерального закона "О перечислении части доходов, полученных Центральным банком Российской Федерации от продажи обыкновенных акций публичного акционерного общества "Сбербанк России".
Докладывает официальный представитель правительства заместитель Министра финансов Владимир Владимирович Колычев.
Колычев В. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации заместитель Министра финансов Российской Федерации.
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вашему вниманию представляется разработанный правительством совместно с Банком России пакет законопроектов о приобретении правительством у Банка России пакета акций Сбербанка и перечислении соответствующих доходов в бюджет.
Основная цель данного законопроекта — устранение ситуации, при которой Банк России выступает одновременно и в роли регулятора, в роли надзорного органа, и в роли акционера.
Уважаемые депутаты, вы в этих стенах не раз и вполне справедливо обращали внимание правительства и Банка России на то, что такая ситуация должна быть устранена. Последний раз, напомню, это было прошлой осенью, когда мы обсуждали закон о перечислении дивидендов Сбербанка в пользу федерального бюджета.
Хотел бы отметить ещё несколько моментов, которые касаются пакета законопроектов. Первое, предполагается, что пакет акций Сбербанка будет приобретён у Банка России по рыночной стоимости за счёт средств Фонда национального благосостояния.
Почему по рыночной стоимости? Во-первых, за Банком России закреплён принцип имущественной автономии и все отношения между правительством и Банком России носят равноправный и возмездный, как правило, характер, а ре ал изо вы ват ь какой-то актив по какой-то иной, отличной от рыночной, более низкой оценке было бы просто ущемлением соответствующих прав Банка России.
Во-вторых, Сбербанк является публичным обществом: почти половина его акций обращается на бирже — это огромные средства, это порядка более 2,5 триллиона рублей.
Очень важно, чтобы для других акционеров всё было прозрачно, поэтому цена образования по операциям с акциями, принадлежащими мажоритарному акционеру, должны строиться на рыночных принципах.
Второе. Для самого ФНБ размещение средств в акции ПАО "Сбербанк", во-первых, полностью соответствует законодательным критериям. Во-вторых, является выгодным вложением. Ожидаемая дивидендная доходность по итогам 2019 года составит порядка 8 процентов, а со следующего года мы рассчитываем выйти на 9 процентов. Это существенно превышает стоимость государственных заимствований.
Размещение средств ФНБ в акции Сбербанка будет осуществлено за счёт средств, превышающих отсечку - 7 процентов ВВП, то есть минимально допустимый уровень резервных активов не снижается, а это означает, что уязвимость бюджета и экономики к внешним перипетиям в результате этой операции не повышается.
Также хотел обратить внимание, что на планы частичного соинвестирования средств ФНБ самоокупаемые инвестиционные проекты в России, а это 1 триллион в 2020-м, в 2022 годах — это также не должно повлиять.
Третье. Конечно, такая операция является в своём роде уникальной. Я уже отмечал, что важно обеспечить прозрачность для других акционеров. В связи с этим в законопроекте предусмотрен отдельный порядок направления обязательного предложения миноритарным акционерам о выкупе акций.
Четвёртое. В результате реализации пакета акций Сбербанка, у Банка России формируется прибыль в размере разницы между рыночной и балансовой стоимостью пакета, а это более 2,5 триллиона рублей.
Законопроектом вторым в пакете предлагается установить следующий порядок перечисления части доходов от этих операций. В частности, предусматривается, что 700 миллиардов рублей останется в распоряжении Банка России - это соответствует стандартным принципам распределения прибыли Банка России, в пропорции 25-75 процентов, между Банком России и федеральным бюджетом. Остальные средства будут перечислены в пользу федерального бюджета в двух формах.
Во-первых, путём передачи в казну прав требований к Сбербанку по субординированному депозиту в размере до 150 миллиардов рублей и к Внешэкономбанку по депозиту в размере до 350 миллиардов рублей - это не профильная для Банка России деятельность, а для правительства доходные активы. Остальное в виде денежных средств, а это 350 миллиардов в этом году, 300 миллиардов в следующем году, 400 миллиардов в 2022 году и оставшаяся часть в 2023 году будет перечислена в форме денежных средств в федеральный бюджет. В проекте поправок федерального бюджета уже учтены эти дополнительные доходы в 2021 -м и в 2022 году.
Хотел бы отдельно подчеркнуть последний момент. Мы слышали мнения отдельных комментаторов, что использование соответствующих доходов бюджета от перечисления прибыли Банка России является нарушением бюджетного правила, это не так.
Во-первых, перечисление прибыли Банка России в федеральный бюджет является ненефтегазовым доходом, то есть формальные требования соблюдаются.
Во-вторых, вне зависимости от того, кто является покупателем в случае реализации пакета акций Сбербанка, образующаяся у Банка России прибыль в определённой пропорции была бы в любом случае перечислена в федеральный бюджет. То есть, если ли бы Банк России продавал этот пакет не правительству, то в федеральный бюджет всё равно была бы перечислена эта сумма. И я напомню, что именно так в 2012 году была реализована часть пакета Сбербанка и эти доходы формировали ненефтегазовые доходы федерального бюджета.
Конечно, продажа на рынке не рассматривалась, и Банк России, и правительство едины во мнении, что за государством должен оставаться контроль, контроль на участие в капитале Сбербанка, как крупнейшего финансового института в России. И я ещё раз повторюсь, что для ФНБ это не вынужденная инвестиция, акции Сбербанка будут самым доходным вложением средств ФНБ в части, превышающей 7 процентов ВВП. Я напомню, что в отличие от резервных активов, где главный принцип инвестирования — высокая ликвидность, чтобы можно было воспользоваться этими средствами в случае падения цен на нефть, при инвестировании средств в нерезервные активы приоритет обеспечения стабильно высокого уровня доходности при приемлемом уровне риска. Здесь эти критерии соблюдаются. Просим поддержать. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Владимир Владимирович. Присаживайтесь.
С содокладом по 5 вопросу выступает председатель Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Петрович Николаев.
Николаев Н. П. Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые коллеги!
Владимир Владимирович так подробно всё рассказал, что мне остаётся только сказать о том, что мы на комитете внимательно обсудили этот законопроект. Нас, прежде всего, интересовало три пункта.
Во-первых, это сохранение контроля государства над системообразующим банком и мы видим, что он не только сохраняется, но и более того, становится, наверное, даже более надежным. Почему? Потому что решения все, которые принимаются правительством, они принимаются более публично, более открыто и соответственно более доступны для контроля. Поэтому решение о передачи правительству, продажи правительству оно только укрепит соответственно сохранение контроля государства над этим банком.
Эффективность использования средств, которые будут получены в результате продажи, ну мы с вами прекрасно понимаем, что сейчас мы сегодня утвердили бюджет и, конечно же, проголосовав за бюджет, невозможно не проголосовать за законопроект, который дает, по сути, источник для реализации этого бюджета.
Ну и, конечно, то, что нас интересовало, это защита прав миноритарных акционеров, мы внимательно посмотрели на ту процедуру, которая сейчас предложена с точки зрения ее реализации и считаем, что она, наверное, и должна быть немножко доработана, но это можно сделать ко второму чтению.
Поэтому мы призываем вас проголосовать за данный законопроект. Комитет, во всяком случае, поддержал это предложение.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Николай Петрович.
С содокладом по 6-му вопросу выступает председатель Комитета по бюджету и налогам Андрей Михайлович Макаров.
Макаров А. М. Спасибо.
Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые коллеги! Я буду предельно краток.
Честно говоря, когда мы сегодня рассматривали проект федерального бюджета, финансовое обеспечение поручений президента, финансовое обеспечение той социальной программы, уникальной социальной программы, которая впервые у нас в стране вот такая происходит, которую предложил президент, мне, честно говоря, казалось, что вот эти два вопроса пройдут, просто пролетят, потому что все понимают, что это как раз источник вот тех самых средств, которые у нас в первом чтении сегодня были всеми единогласно проголосованы.
Я вам скажу честно, первые колебания вот в этой мысли у меня появились, когда только что у нас кто-то не проголосовал за инструмент по выплате материнского капитала. Вот просто нет другого инструмента, и вот сейчас вот кто-то по материнскому капиталу сказал: а мы против.
Дальше много взглядов, мы вроде бы, опять же, мне казалось, что мы договорились при прохождении бюджета, что давайте мы отложим вот наши взгляды на экономику, на жизнь, на всё остальное, вот давайте сейчас обеспечим то, что президент нам с вами поручил, и то, что мы все говорим, для избирателей, судя по всему, говорим, что мы со всем с этим согласны, вот это сейчас решим, а потом продолжим, продолжим, всё будет нормально, как всегда.
Вот сейчас я понял, что, наверное, все-таки я погорячился, я погорячился и, судя по всему, судя по всему, на этих законах, на предыдущих и на этих кто-то пытается отыграть ситуацию, когда вдруг пришлось, судя по всему, с ненавистью поддержать столь ненавистные предложения правительства по внесению изменений в бюджет. Я еще раз напоминаю, это не правительство, это не Дума, это программа, предложенная президентом.
Комитет по бюджету, который рассматривал вот эти законы, этот закон, потому что они идут в паре, еще раз говорю, мы просмотрели каждую деталь, там нет никаких рисков. Но есть огромное количество спекуляций, которые кричат, там люди в Сбербанке, 30 триллионов, и так далее, с криками "что будет с вкладами людей?", так тогда это, простите, мне напоминает самое худшее поведение по поводу коронавируса, когда пытаются запугать людей. Вот сейчас точно так же этими законами пытаются запугать людей. Комитет по бюджету этой панике не поддался, мы рекомендуем принять данные законы.
Председательствующий. Спасибо, Андрей Михайлович.
Вопросы есть.
Включите режим записи на вопросы. Ну, сейчас мы запись проведём, Андрей Михайлович, не будем прерывать запись.
Покажите список.
А, вы отсюда будете, пожалуйста.
Ганзя Вера Анатольевна, пожалуйста.
Ганзя В. А. Владимир Владимирович, да, вопрос.
Из зала. По одному от фракции.
Ганзя В. В. Почему?
Председательствующий. Коллеги, коллеги, давайте мы не будем... Все вопросы должны быть заданы. Пожалуйста.
Ганзя В. А. Я прошу время продлить, потому что тут... Председательствующий. Задавайте вопрос, Вера Анатольевна. Ганзя В. А. Спасибо.
Владимир Владимирович, вопрос вот такой.
В двух разных законопроектах разные цифры. И это отметила Счётная палата Российской Федерации. То есть вот полной информации, всё-таки сколько денег, в каком году поступит в федеральный бюджет, всё-таки нет. Поэтому хотелось бы уточнить, почему в одном законопроекте одни цифры стоят, в другом законопроекте другие цифры стоят. Значит, в одном цифры 300 миллиардов, 400 миллиардов, в другом 500 миллиардов, 650 и 400 миллиардов. Вот объясните, как так получилось?
Колычев В. В. Спасибо большое, Вера Анатольевна, за вопрос.
Ответ очень простой. Если вы посмотрите второй закон внимательно, то вы увидите, что прибыль Еанка России, образующаяся в результате -этой операции, она перечисляется в двух формах, я это тоже отмечал. Она перечисляется в форме неденежной. То есть перевод активов — это субординированный депозит Сбербанка в размере 150 миллиардов рублей и субординированный депозит Внешэкономбанка в размере до 350 миллиардов рублей. Соответственно, в распределении прибыли вы видите суммы, которые включают в себя как денежное перечисление прибыли, так и неденежную передачу активов. И в этом плане никакого разночтения между федеральным бюджетом и этим законопроектом нет, кроме 2020 года.
В 2020 году действительно в поправках в федеральный бюджет не отражена сумма в 350 миллиардов, которая в денежной форме по второму этому законопроекту должна прийти. Почему не отражена? Потому что в поправках к федеральному бюджету отражены только те расходы, которые формируют, которые были предложены в Послании Президента в рамках социального пакета. И, соответственно, источники обеспечения финансирования этих расходов. Так как источники обеспечения финансирования этих расходов в этом году не затрагивают перечисление прибыли Банка России, то, соответственно, в поправках к бюджету в 2020 году эта сумма не отражена, но она будет отражена в обычных поправках весенних, которые мы скоро будем рассматривать. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Центральную трибуну включите, пожалуйста.
Макаров А. М. Коллеги, ни в коем случае не хочу отвечать на много вопросов, но просто хотел бы проинформировать депутатов Государственной Думы, поскольку мы снова апеллируем к Счётной палате.
Вот у меня в руках заключение Счётной палаты по этим законам. Номер, 21 февраля 2020 года - дата, номер 28/05-03. Я зачитаю всего одну строчку: концептуальных замечаний и предложений к законопроектам не имеется. Вот это позиция Счётной палаты. А о том, что Счётная палата нам совершенно справедливо здесь сказала, что мы должны при этом смотреть, как будет расходоваться ФНБ, как это будет влиять на вопросы, связанные с исполнением бюджета. Да, это мы будем рассматривать, когда будем рассматривать поправки к бюджету, как в апреле месяце, так и осенью этого года. Спасибо. Это просто вот заключение Счётной палаты. Если кому-то надо, мы можем направить его всем депутатам.
Председательствующий. Спасибо, Андрей Михайлович.
Коллеги, я информирую всех членов Совета, что заседание Совета будет сразу после пленарного заседания Государственной Думы, чтобы вы приняли это к сведению.
Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста.
Коломейцев Н. В., фракция КПРФ.
Вообще в заключении Счётной палаты написано, что риски просчитать невозможно. Но вопрос у меня к Владимиру Владимировичу, больше ни к кому.
Уважаемый Владимир Владимирович, ответьте, пожалуйста, кто вам мешает напрямую из ФНБ брать бюджет и не терять половины от взятого? Второе. Сколько Банк России заплатил в бюджет страны, когда брал под контроль... когда получал Сбербанк в 1990 году? И третий вопрос. Скажите, пожалуйста, кто станет председателем Совета директоров? Если сегодня Набиуллина, а вы мне скажете, что председатель правительства, как уберегло предыдущий Внешэкономбанк от хищений нескольких триллионов председательство председателя правительства? Спасибо. Колычев В. В. Да, спасибо за вопрос.
Первый ответ заключается в том, что предусмотреть средства федерального бюджета, для того чтобы выкупить по рыночной стоимости такой пакет, было бы очень сложно, потому что нужно найти 2,5 триллиона. Это практически невозможно, а средства в ФЕШ такие имеются. Это ответ на первый вопрос.
На второй вопрос я попрошу представителей Банка России ответить, они лучше знают эту историю. Банк России не покупал этот актив, соответственно, он формировал уставный капитал посредством внесения имущества.
Председательствующий. Ксения Валентиновна, вы ответите на второй вопрос?
Колычев В. В. И третий вопрос - председатель совета директоров, видимо, "Сбербанка" имеется в виду.
Сейчас я уточню, сейчас всё-таки Игнатьев председатель "Сбербанка", не Набиуллина. А в будущем — это решение акционеров, мы пока его не знаем.
Председательствующий. Андрей Михайлович, пожалуйста, Макаров.
Пожалуйста, Ксения Валентиновна, пожалуйста.
Из зала. (Не слышно.) 1
Председательствующий. Коллеги, давайте поступим таким образом, сейчас ответит Ксения Валентиновна, она встала, и после этого Андрей Михайлович.
Пожалуйста, Ксения Валентиновна.
Юдаева К. В., первый заместитель Председателя Центрального банка Российской Федерации.
Уважаемые коллеги, вообще мы подняли все материалы, и мы подняли там достаточно много документов. В принципе, мы выступали учредителем "Сбербанка" в начале 90-х годов и мы вносили серьезные средства, собственно, в его капитал в то время, когда его учреждали. Балансовая стоимость этого капитала примерно 73 миллиарда рублей. Вот из разницы между этой суммой и рыночной стоимости как раз и образуются те суммы, которые сейчас обсуждаются.
Председательствующий. Центральную трибуну включите, пожалуйста. Макаров А. М. Спасибо.
Уважаемые коллеги, на самом деле, мне кажется, вопрос выходит за рамки того, сколько стоила балансовая стоимость.
Вот представитель правительства очень подробно сказал, что продать сегодня долю, любую долю банка можно и за 1 рубль, не имеет значения, просто это означает — обрушить "Сберегательный банк", просто обрушить, об этом говорил представитель правительства.
Но меня, честно говоря, я бы не стал бы даже добавлять, тем более сумма названа абсолютно правильно, это балансовая стоимость этого актива, абсолютно справедливо, я хотел бы просто обратить внимание только на одно.
О каком парламентском контроле мы говорим, если можно так не уважать своих коллег и говорить о том, что нас не интересует мнение профильного комитета, мы хотим, чтобы ответил именно заместитель министра? О каком парламентском контроле может идти речь?
Председательствующий. Арефьев Николай Васильевич, пожалуйста.
Арефьев Н. В. Вопрос к Владимиру Владимировичу.
Владимир Владимирович, 30 лет вот эта система существовала, что Центральный банк был акционером "Сберегательного банка".
В чем причина такой торопливости — сегодня принимать вот такие решения, да ещё с внесением определенных изменений в другие сопутствующие законы, для того чтобы акционером "Сбербанка" стало правительство? И зачем правительству вот эти вырученные деньги, если только сегодня принимали поправку о том, чтобы увеличить расходную часть бюджета, поскольку поступают дополнительные доходы? Зачем все это делается, если 30 лет всё это было нормально, и вы на наши предложения не реагировали, а сегодня так спешите?
Колычев В. В. Николай Васильевич, спасибо большое за вопрос. Да, действительно, мы давно уже этот вопрос обсуждали по устранению вот этой вот ситуации, когда Банк России одновременно и надзорный орган, и регулятор, и осуществляет права акционеров, и вы неоднократно обращали наше внимание на это — и правительства, и Банка России.
Но в отличие вот от этих обсуждений в последние годы, сейчас средства ФНБ позволяют такую инвестицию сделать. Раньше просто таких денег не было, чтобы купить такой большой и дорогой пакет акций "Сбербанка". А покупать не по рыночной оценке, мы уже обсуждали, да, что это, во-первых, ущемление прав Банка России, а во-вторых, это непрозрачно для других акционеров и может вызвать серьезные колебания на финансовых рынках.
Зачем правительству вырученные деньги? Ну, вы сегодня подробно обсуждали это утром, когда рассматривали финансирование поправки к бюджету и финансирование социального пакета Послания Президента. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Куринный Алексей Владимирович.
Куринный А. В. У меня тоже вопрос к Владимиру Владимировичу.
Владимир Владимирович, ну, вы назвали эту схему уникальной, некоторые называют её аферистической. То есть фактически речь идет о перекачивании средств из ФНБ в бюджет федеральный, причем 700 миллиардов вы оставите ещё Центробанку, чтобы закрыть дыры, которые у него образовались от санации некоторых банков типа "Открытие" и ещё ряда, которые санировались, другие просто банкротились.
Не было ли другого механизма, более простого? Ну фактически те же средства, про которые я сегодня и Силуанову точно такой же вопрос задавал, когда он говорил, что у нас там плюс 700, плюс 600, только из этих плюс 700 на следующий год плюс 400 будет за счет вот этой вот хитрой перепродажи "Сбербанка", а фактически, ещё раз говорю, перевода денег из фонда ФНБ, который не позволяет сегодня напрямую тратить на те цели, в том числе, которые заявлены президентом, через вот такую вот хитрую схему. Зачем она была нужна?
Колычев В. В. Спасибо.
Но я уже говорил, что основная цель - это устранение ситуации, когда Банк России одновременно является регулятором, надзорным органом и осуществлять права акционеров, это основная цель.
Вот то, что одновременно это позволяет и средства ФНБ проинвестировать очень выгодно для налогоплательщика и позволяет обеспечить частичное финансирование тех инициатив президента, которые были озвучены в Послании, это вот такие дополнительные плюсы от этой операции, от этого законопроекта. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Андрейченко Андрей Валерьевич.
Андрейченко А. В., фракция ЛДПР.
У меня вопрос обоим докладчикам, ну и где-то он, конечно, адресован Центробанку, ну, не юридическому отделу, да, который здесь.
Председательствующий. У нас докладчик один только, я уточняю. Андрейченко А. В. Докладчику и содокладчику, соответственно.
Суть следующая. Мы характеризуем акции "Сбербанка", как высокодоходные, говорим об этом, то есть, ну, вот у вас, Владимир Владимирович, постоянно в речи это звучало.
А вопрос заключатся в том, что мы помним 2008 год и, соответственно, акции "Сбербанка" стоили там примерно 106 рублей, упали до 14-ти. Ну, соответственно, сейчас тоже у нас коронавирус, цены на нефть падают, рубль у нас тоже, к сожалению, падает, то есть перекапитализация, так или иначе, то . есть, ну, мировой рынок идет в рецессию.
То есть и вопрос в том, не лучше ли вот сейчас время, например, все-таки реализовать "Траст", "Открытие", другие банки, где тоже есть конфликт интересов, а со "Сбербанком", опять же повременить? Потому что, ну, сейчас вот эта перетрубация с коронавирусом в экономике пройдет и тогда уже что-то непосредственно с ним предпринимать, а реализовать вот те, там же тоже конфликт интересов... (Микрофон отключен.)
Председательствующий. Добавьте время, пожалуйста. Андрейченко А. В. Я, по сути, уже задал, просто все банки не буду перечислять, все понимают, о каких банках идет речь. Председательствующий. Спасибо.
Колычев В. В. Андрей Валерьевич, спасибо большое за вопрос. Я попытаюсь ответить, если как-то не до конца отвечу, то коллеги из Центрального банка мне помогут.
Все-таки "Сбербанк", я отмечал тоже в докладе, то, что и правительство, и Банк России считают, что государство должно сохранить контроль за этим банком. Потому что это системно значимый банк, это больше половины всех финансовых услуг предоставляемых на территории России, это огромные вклады депозитные страны, населения, и здесь все-таки должен сохраняться государственный контроль.
А вот то, что касается других банков, о которых вы говорили, они всё-таки были переданы из частных рук. И насколько мы понимаем, планы Банка России всё-таки от конфликта от этого интересов избавляться не посредством передачи правительству, а посредством обратного такого возвращения в частные руки обычными способами.
Спасибо.
Председательствующий. Пожалуйста, Ксения Валентиновна.
Юдаева К. В., первый заместитель Председателя Центрального Банка Российской Федерации.
Я могу проинформировать. На самом деле уже объявлен конкурс на выбор стратегии наилучшей продажи банка "Открытие". Другие банки, там один банк уже готов к продаже, также достаточно активно обсуждается процесс его продажи. Ещё банк есть, который готовится к продаже. Так что у нас совершенно чёткие и конкретные планы по продаже этих активов.
Естественно, время и стратегию мы будем выбирать, исходя из ситуации на рынке и готовности их к продаже, чтобы максимизировать наши доходы, ну, и в конечном итоге, чтобы страна в целом не проиграла от этих операций.
Председательствующий. Спасибо.
Шерин Александр Николаевич.
Шерин А. Н. Владимир Владимирович, стратегически важное предприятие для государства, если оно банкротится или находится на грани закрытия, государство стремится его сохранить, государство вливает деньги для того, чтобы купить акции этого предприятия, естественно, контрольный пакет.
Вопрос первый. У "Сбербанка", что, так плохи дела?
Вопрос второй. Вы говорите о том, что выкупаются акции по рыночной цене для того, чтобы сохранить контроль государства. Правильно ли я понимаю, что если не государство выкупит этот контрольный пакет, то его кто-то претендует купить другой?
И правильно ли я понимаю, что до этого рассказы о том, что 50 процентов, плюс одна акция "Сбербанка" принадлежит государству, это не так? Ибо я так понимаю, что Центральный банк Российской Федерации наше государство не контролирует. Вот объясните мне логику вот этой замечательной процедуры, которую вы хотите провести.
Спасибо.
Колычев В. В. По поводу того - плохо или хорошо дела. У "Сбербанка", по крайней мере, по нашей оценке в правительстве и по оценке Банка России, сейчас дела хорошо, он хорошо капитализирован, у него неплохая динамика по кредитованию идёт. Поэтому здесь, скорее, это выгодная инвестиция для ФНБ, чем попытка спасти "Сбербанк", естественно, об этом речи не идёт.
Что касается покупки по рыночной цене. Ну я уже говорил о том, что по нерыночной цене мы рискуем иметь нервозную реакцию со стороны других акционеров и, соответственно, ущемляем права Банка России, поэтому, конечно, такого нельзя было допускать.
И по поводу того, сколько сейчас владеет Банк России — это действительно 50 процентов, плюс 1. И такой же, ровно таким же пакетом будет владеть правительство, купив этот пакет за счёт средств Фонда национального благосостояния.
Могли ли быть другие покупатели? Конечно, могли, потому что банк, хорошая у него операционная деятельность, хорошие финансовые показатели, но, я повторюсь: ни Банк России, ни правительство не рассматривали и на повестке не стоит продажа снижения доли участия государства ниже контрольной.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Моляков Игорь Юрьевич.
Моляков И. Ю., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Владимир Владимирович, ну как всякий банк, "Сбербанк" тоже занимался кредитованием. И прав ли я, что кредитование местных предприятий было по более высокой ставке, чем кредитование предприятий за границей?
И если это так, то изменится ли ситуация в том случае, когда данные законы будут приняты? Спасибо.
Колычев В. В. Да, спасибо большое.
Я, наверное, сейчас не смогу точно сказать — это, скорее, вопрос к менеджменту "Сбербанка", но мы можем у них уточнить по ставке, которой кредитуются российские компании и иностранные компании.
И насколько нам известно, иностранные компании "Сбербанк", если и кредитуют, то в каком-то очень маржинальном объёме, всё-таки это в основном российские компании и российские физические лица. Вот.
Что касается, изменится ли стратегия развития? Если я правильно понял ваш вопрос, он, наверное, об этом, да. Изменится ли стратегия развития "Сбербанка" после изменения контрольного акционера? Нет. Мы будем сохранять преемственность, стратегию, которую менеджмент обсуждал с действующим акционером, мы предполагаем, что она будет поддержана и новым акционерам.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Крючек Сергей Иванович.
Крючек С. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Вопрос Владимиру Владимировичу.
Скажите, пожалуйста, в какой сумме правительство планирует использовать деньги Фонда национального благосостояния в части реализации оставшимися акционерами, 50 минус 1, своего права в части статьи 84 и второй закона "Об акционерных обществах", то есть обязательный выкуп? Не произойдёт так, что помимо покупки пакета Центробанка вы ещё будете обязаны и выкупить пакет остальных акционеров, тогда сумма зашкалит под 5 триллионов? Нет таких опасений?

продолжение стенограммы см. https://leo-mosk.livejournal.com/7431979.html
окончание стенограммы см. https://leo-mosk.livejournal.com/7432250.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments