leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Принята в первом чтении пара законопроектов об инициативном бюджетировании

Принята в первом чтении пара законопроектов об инициативном бюджетировании – Олег Мельниченко Проанализированы 193 практики в регионах Инициативные платежи отнести к неналоговым доходам – Диденко Инициативные практики 68 регионов привлекли 19,3 млрд руб. Некоторые участвуют имуществом Необходимо предусмотреть механизм возврата средств если инициативный проект не дошел до реализации – Надежда Максимова Возможно трудовое участие – Вера Ганзя Идея неплохая Но граждане уже заплатили налоги Может быть бюджетные отношения изменить? – Гартунг Может быть внести изменения в БК а не деньги собирать? – Максим Зайцев Глава администрации будет собирать в добровольно-принудительном порядке?
16. 893063-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в части правового регулирования вопросов инициативного бюджетирования)
Документ внесли 03.02.20 Члены СФ А.А.Турчак, О.В.Мельниченко; Депутат ГД С.И.Неверов (ЕР).
Представил член СФ Олег Мельниченко.
Председатель комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Алексей Диденко.
Законопроект направлен на реализацию Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 15 января 2020 г. в части обеспечения условий для активного участия граждан в улучшении условий жизни на местном уровне и предусматривает следующее:
1) Вводится понятие «проект инициативного бюджетирования» – проект, посредством которого обеспечивается участие жителей муниципального образования или его части в определении приоритетов расходования средств местного бюджета, поддержка реализации их инициатив по решению вопросов местного значения и (или) иных вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления, имеющих приоритетное значение для жителей. Порядок выдвижения, внесения и рассмотрения проектов, порядок и методика проведения их конкурсного отбора, а также порядок их реализации определяются представительным органом муниципального образования (решением схода граждан, осуществляющего его полномочия) в соответствии с нормативным правовым актом субъекта РФ;
2) Определяются лица, которые могут выступать инициаторами проекта инициативного бюджетирования: гражданин или инициативная группа граждан, проживающие на территории соответствующего муниципального образования, органы территориального общественного самоуправления, староста сельского населенного пункта; при этом законом субъекта РФ такое право может быть предоставлено также иным лицам, осуществляющим деятельность на территории соответствующего муниципального образования;
3) Определяется содержание проекта инициативного бюджетирования: постановка проблемы, решение которой имеет приоритетное значение для жителей муниципального образования или его части; обоснование предложений по решению указанной проблемы; описание ожидаемого результата; предварительный расчет необходимых расходов; планируемые сроки реализации проекта; сведения о планируемом финансовом, имущественном и (или) трудовом участии заинтересованных лиц в реализации проекта; указание на объем средств местного бюджета в случае необходимости использования этих средств за исключением планируемого объема инициативных платежей;
4) Устанавливается порядок внесения проекта инициативного бюджетирования в местную администрацию: до его внесения проект подлежит рассмотрению на собрании или конференции граждан, о проведении которых жители муниципального образования должны быть проинформированы не менее чем за 15 дней; при внесении проекта в местную администрацию к нему должен быть приложен протокол решения собрания или конференции граждан о поддержке и выдвижении проекта;
5) Определяются способы информирования граждан о внесении проекта в местную администрацию:
- информация об этом подлежит опубликованию (обнародованию) и размещению на официальном сайте соответствующего органа местного самоуправления в сети «Интернет»; одновременно граждане информируются о возможности представления в местную администрацию своих замечаний и предложений с указанием срока их представления;
- в случае, если местная администрация поселения не имеет возможности размещать указанную информацию в сети «Интернет», информация размещается на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района, в границах которого находится соответствующее поселение;
- указанная информация подлежит распространению также иными способами, предусмотренными муниципальным нормативным правовым актом соответствующего муниципального образования;
- в сельском населенном пункте указанная информация может доводиться до сведения граждан старостой сельского населенного пункта;
6) Устанавливается порядок рассмотрения проекта инициативного бюджетирования местной администрацией:
- проект подлежит обязательному рассмотрению в течение 30 дней со дня его внесения, по результатам которого местная администрация принимает решение поддержать проект и продолжить работу с ним в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных решением о местном бюджете, либо поддержать проект и продолжить работу с ним в соответствии с порядком составления и рассмотрения проекта местного бюджета (внесения изменений в решение о местном бюджете), либо выдвинуть проект для участия в конкурсе инициативных проектов субъекта РФ (в случае проведения таких конкурсов), либо отказать в поддержке проекта и вернуть его инициаторам с указанием причин отказа;
- местная администрация вправе отказать в поддержке проекта в случаях: несоответствия проекта требованиям законодательства; невозможности реализации проекта ввиду отсутствия у органов местного самоуправления необходимых полномочий и прав; отсутствия возможности у органа местного самоуправления изыскать необходимые средства финансирования; принятия представительным органом муниципального образования или сходом граждан, осуществляющим его полномочия, решения о нецелесообразности реализации проекта;
- законом субъекта РФ может быть установлено, что проекты инициативного бюджетирования рассматриваются коллегиальным органом (комиссией), формируемой местной администрацией с участием представительного органа муниципального образования, с обязательным участием в рассмотрении инициаторов проекта;
- если в местную администрацию внесено несколько инициативных проектов, местная администрация организует проведение их конкурсного отбора;
- информация о ходе рассмотрения проекта в органах местного самоуправления и о ходе его реализации подлежит опубликованию (обнародованию) и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет»;
7) Определяется порядок финансового обеспечения реализации проектов инициативного бюджетирования:
- источником финансового обеспечения реализации проектов являются предусмотренные решением о местном бюджете бюджетные ассигнования на реализацию проектов инициативного бюджетирования, формируемые в т.ч. с учетом объемов инициативных платежей (денежные средства граждан, индивидуальных предпринимателей и российских юр. лиц, уплачиваемые на добровольной основе и зачисляемые в местный бюджет в целях реализации конкретных проектов инициативного бюджетирования) и (или) межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ и (или) иных межбюджетных трансфертов, предоставленных в целях финансового обеспечения соответствующих расходных обязательств муниципального образования;
- в случае, если проект не был реализован, инициативные платежи подлежат возврату лицам, осуществившим их перечисление в местный бюджет;
- реализация проектов может обеспечиваться также в форме добровольного имущественного и (или) трудового участия заинтересованных лиц.
Первое чтение 367 0 0 14:32

17. 893061-7 Одновременно принят сопутствующий законопроект первого чтения «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ» (в части создания правовых основ применения института инициативного бюджетирования)
Документ внесли 03.02.20 Члены СФ А.А.Турчак, О.В.Мельниченко; Депутат ГД С.И.Неверов (ЕР)
Представил член СФ Олег Мельниченко.
Зампред комитета по бюджету и налогам Надежда Максимова.
Законопроектом предлагается:
- каждому проекту инициативного бюджетирования присваивать уникальный код классификации расходов бюджетов (положение вступает в силу с 1 января 2021 г.);
- включить инициативные платежи в перечень неналоговых доходов бюджетов;
- не распространять на инициативные платежи действие принципа общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов, который означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета;
- включить в перечень бюджетных полномочий Министерства финансов РФ осуществление методического обеспечения планирования расходов бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов) в целях реализации проектов инициативного бюджетирования, а также формирования финансовыми органами субъектов РФ (муниципальных образований) информации о соответствующем бюджете в доступной и понятной для граждан форме.
ФЗ вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положения, для которого установлен иной срок вступления его в силу.
Первое чтение 359 0 0 14:33

Стенограмма обсуждения
Теперь, коллеги, 16-й и 17-й пункты по решению Совета Государственной Думы будут рассматриваться с одним докладом и двумя содокладами.
16-й. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
И 17-й. Проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации". Доклад члена Совета Федерации Олега Владимировича Мельниченко. Пожалуйста.
Мельниченко О. В., член Совета Федерации.
Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги, разрешите в начале своего выступления от имени Совета Федерации поздравить с праздником наших прекрасных коллег, наших дам-депутатов! Поздравляем вас от имени всех ваших коллег в Совете Федерации.
(Аплодисменты.)
Уважаемые коллеги, законопроект направлен на установление на федеральном уровне правовых основ инициативного бюджетирования и является, в общем-то, исполнением Послания Президента Российской Федерации, поручений, которые президент давал в ходе Совета по БМСУ в 2017 году и последнего Совета по БМСУ, который прошел 30 января этого года.
Бюджетирование заключается в распределении части средств местных бюджетов на основании инициатив жителей и под их контролем. И данный институт федеральных законов до настоящего времени не закреплен, однако на региональном уровне развивается с 2001 года. У нас есть данные по 68 регионам, которые реализуют 193 практики народного бюджета.
Для чего нужно федеральное регулирование института инициативного бюджетирования?
Ну, во-первых, для того, чтобы через три года выйти на распределение 5 процентов бюджета, как поставил задачу президент на муниципальном совете, мы должны этот вопрос урегулировать в федеральном масштабе.
Сейчас инициативное бюджетирование развивается там, где есть региональные программы поддержки местных инициатив, где из бюджета региона на это выделяются соответствующие средства. Однако инициативное бюджетирование — это институт местного самоуправления, оно важно не только в контексте распределения бюджетных средств, но и как форма активного вовлечения жителей в решение местных вопросов, о чём говорил президент.
Далеко не все муниципалитеты готовы идти на такие формы работы, хотя активность граждан растёт. И существует общественный запрос на расширение форм прямого участия жителей в местном самоуправлении. По данным Минфина только в 24 субъектах Российской Федерации есть муниципальные практики инициативного бюджетирования вне региональных программ, а я ещё напомню, это 91 практика. Поэтому необходимо создать на общероссийском уровне равные правовые гарантии участия всех граждан страны в бюджетных решениях. На это, собственно, и направлен наш законопроект.
Впервые задачу закрепления, я уже как сказал, поднимали в 2017 году, и на это есть соответствующее поручение главы государства. Предлагаемый проект учитывает результаты обсуждения, которые проводились на площадке Всероссийского совета местного самоуправления и Общероссийского конгресса муниципальных образований.
Предлагается закрепить в законе "О местном самоуправлении" одну из самых распространённых практик инициативного бюджетирования, а именно инициативные проекты граждан в качестве особой формы непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления. То есть жители могут выдвигать проект, направленный на решение местных вопросов, инициаторами могут быть как группа граждан, органы общественного самоуправления, то есть повышается значение ТОСов, старосты сельского населённого пункта, а также иные лица, которые осуществляют деятельность на территории данного местного самоуправления либо его части.
Предусматривается положение, чтобы вносимые проекты действительно отражали мнение населения. С этой целью они должны рассматриваться на сходах, собраниях и конференциях граждан. Важная часть законопроекта — это гарантия того, что инициативы граждан были обнародованы, поэтому обязательным условием является их опубличивания и размещения в сети "Интернет" и в других средствах доставки соответствующей информации.
При множестве инициативных проектов, которые, кстати, тоже может быть не один проект, предусматривается проведение конкурса этих проектов, также с утверждением их, так сказать, на голосовании через сходы и конференции граждан.
Особое внимание уделено общественному контролю. Мы постарались в законопроекте четко расписать процедуры, связанные с выдвижением законопроекта, их рассмотрением, предусмотреть четкие сроки, в какие органы местного самоуправления должны рассматривать эти инициативы и, соответственно, давать свои заключения в 30-дневный срок.
Обращу особое внимание, что суть инициативного бюджетирования, это не сбор денег, хотя мы допускаем в законопроекте инициативные взносы граждан, а прежде всего это участие в принятии бюджетных решений.
Но в то же время важно как бы предусмотреть и возможность граждан участвовать в тех или иных проектах своим финансовым участием.
Законопроект не означает, принятие законопроекта не означает, что потеряются все те разнообразные практики, которые на сегодняшний день наработаны в субъектах Российской Федерации.
Мы закрепляем, в общем, только одну из этих практик, и все остальные практики будут развиваться также в рамках существующих нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации.
И второй законопроект, это одним докладом идет, здесь, в общем-то, корреспондирующие изменения вносятся в бюджетное законодательство.
Это, прежде всего, предлагается отнести инициативные платежи к неналоговым доходам местного бюджета, а также установить их отношение, изъятие из принципа общего совокупного покрытия расходов бюджета.
Таким образом, платежи будут иметь строго целевой характер и направляться исключительно на финансирование конкретных инициатив граждан.
Также устанавливается, что каждому инициативному проекту будет присваиваться уникальный код классификации расходов бюджета, что обеспечивает открытость всех этих данных.
Ну и Министерство финансов, в общем-то, будет уполномочено осуществлять методическое обеспечение планирования расходов бюджетов Российской Федерации в целях реализации народных инициатив.
Те средства, которые не будут израсходованы на реализацию, соответственно, того или иного проекта или инициативы граждан, будут подлежать возврату.
Доклад закончен. Готов ответить на вопросы.
Спасибо.
Председательствующий. Содоклады будут, а потом уже вопросы. По 16-му пункту содоклад Алексея Николаевича Диденко, пожалуйста. Диденко А. Н. Спасибо, Александр Дмитриевич.
Уважаемые коллеги, действительно, по 131-му закону в части ведения комитета, поскольку мы смотрели в рамках соисполнительства и поправки в Бюджетный кодекс, я доложу в части изменений 131-го закона, которые вообще вводят понятие "инициативного бюджетирования" в качестве особой формы осуществления местного самоуправления.
Хотелось бы отметить, что практика эта для российской правовой действительности не новая, уже порядка полтора десятилетия в разных регионах, субъектах в разных масштабах инициативное бюджетирование применяется.
Уже уважаемый коллега - докладчик Олег Владимирович сказал, что по 2019 году мы имеем практику инициативного бюджетирования в 68 субъектах Российской Федерации и привлекли на эти цели 19,3 миллиарда рублей. Притом, что в 2017 году, годом ранее, в 57 субъектах Российской Федерации на эти же цели выделяли 14,5 миллиарда, в том числе из бюджетов субъектов Федерации, по 2018 году 10,5 миллиарда, ... год - 7,7 миллиарда. За счёт иных источников, в первую очередь, конечно, источников бизнеса, меценатов все остальные средства. В меньшей части инициативное бюджетирование касается средств муниципальных бюджетов.
То есть нужно понимать, что всё равно это нагрузка, которая ложится на бюджеты субъектов, которые в рамках своих программ предусмотрели программы так называемого народного бюджетирования, инициативного бюджетирования, проектных инициативных и соучастных решений, и много разных названий есть. Суть этого явления очевидна для всех, что граждане сами определяют приоритетные направления расходов бюджетов, при этом участвуют в качестве организаторов, в качестве инициаторов этого процесса, и что весьма важно, участвуют и рублём в реализации инициативных проектов.
Как правильно было отмечено, на президентском Совете по развитию местного самоуправления было дано поручение довести долю бюджетов в решении вопросов местного значения с участием населения до 5 процентов. Это очень серьезная и амбициозная задача.
Но, как показывает практика, бюджетные расходы, которые осуществляют муниципалитеты и регионы с участием населения в рамках инициативного бюджетирования, расходуются наиболее эффективно, потому что граждане, первое, предлагают проект, участвуют в его разработке, участвуют в конкурсном отборе, участвуют в его реализации, причем не всегда финансово, не всегда рублем, некоторые участвуют имуществом, материалами. Такие примеры наверняка есть и в ваших округах, в ваших регионах. Некоторые участвуют своим трудовым вкладом, то есть осуществляют конкретные работы. Не у всех есть средства, об этом тоже нужно сказать, не все могут позволить себе пожертвовать на инициативный проект даже 1, 2, 3 тысячи рублей.
В этой части нам представляется, что, конечно, основную долю расходов со стороны гражданского общества, скажем так, должны нести, конечно, представители бизнеса, предприятий, социальных предприятий, которые есть в крупных, малых городах, в средних городах, но есть такие и в небольших сельских населенных пунктах, в небольших сельских поселениях. Как правило, это малые и микропредприятия, бизнес, связанный с торговлей, с поставками и многое-многое другое. Удивительно то, что чем меньше муниципалитет, тем чаще эти предприятия, эти маленькие представители бизнеса расходуются и жертвуют средства, в том числе и на нужды муниципалитета, на нужды своего поселка.
Комитетом, вместе с тем, отмечается ряд замечаний, которые имеются к тексту проекта, и предлагает доработать их ко второму чтению. Самос важное, на наш взгляд, — это положение о том, что необходимо предусмотреть механизм возврата средств гражданам и межбюджетные трансферты в регион, если инициативный проект не дошел до его реализации. Сегодня, к сожалению, ни по бюджетному законодательству, ни по 131-му закону это невозможно. Ну и ряд других вопросов, которые требуют корректировки исключительно с точки зрения юридической техники.
В завершение лишь хочу сказать, уважаемые коллеги, что, несмотря на относительно большое, с точки зрения временного периода, распространение этой практики, практики зарубежной инициативного бюджетирования, многие регионы идут опережающими темпами, опережающими успехами. Например, опыт инициативного бюджетирования в Республике Саха (Якутия) два года назад получил гран-при международного конкурса инициативных проектов, который организовывается Всемирным банком. И в целом этот институт очень хорошо, получил широкое распространение развития в регионах, и сегодня установлены единые правовые основы для его развития в регионах. Мы решаем очень важную задачу построения гражданского общества в местных сообществах. Спасибо за внимание.
Председательствующий. Спасибо
Содоклад по 17-му вопросу Надежды Сергеевны Максимовой. Пожалуйста.
Максимова Н. С, фракция "ЕДИНАЯРОССИЯ".
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет по бюджету и налогам отмечает, что вот эти два законопроекта - и о внесении изменений в 131-й федеральный закон, и о внесении изменений в Бюджетный кодекс, действительно они будут способствовать реализации той части Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, которая касается создания условий для вовлечения активного участия граждан в процессах решения проблем местного значения.
И вот здесь уже докладчик говорил о том, что если органы местного самоуправления принимают решение о том, что реализуется инициированный гражданином проект какой-то на данной конкретной территории, местной территории, то при этом могут использоваться быть на финансирование этого проекта и средства местного бюджета, и ассигнования из вышестоящего бюджета, и личные средства гражданина, и внесение средств со стороны индивидуальных предпринимателей, организаций, кроме того, трудовое участие принимается, имущественное участие. Самое главное, что всё это участие осуществлялось на добровольной основе.
И на самом деле, когда мы оцениваем вот привлечение дополнительных средств, тем более, опыт уже есть, есть пилотные проекты соответствующие, вообще, трудно переоценить, что у местных органов власти появляется возможность привлечь вот эти дополнительные ресурсы. Потому что если мы с вами посмотрим, как на самом деле исполняются собственные полномочия местных органов власти, то вот по 2019 году ещё нет данных, а по 2018 году мы видим, что собственных ресурсов хватает у органов местного самоуправления только у 14,7 процента городских поселений и 16,5 процента сельских поселений.
то есть представляете, для того чтобы решать вопросы местного значения и привлечения вот этих дополнительных средств, будет иметь очень большое значение.
И я хочу сказать, что вот законопроект, который вносит изменения в Бюджетный кодекс, действительно меняет несколько процессы, бюджетные процессы, то есть здесь эти ресурсы, которые будут поступать вот на добровольных условиях, они будут, во-первых, им будет, вот этим проектам, им будет уникальный код классификации придаваться бюджетных расходов.
Во-вторых, средства, которые будут поступать в добровольном порядке, они относятся к неналоговым доходам и они не попадают в совокупный общий доход бюджетов, то есть они не могут быть направлены ни на какие другие расходы, только на конкретную реализацию этого данного проекта.
Министерство финансов, ну уже говорилось о том, что если вдруг не будут израсходованы средства, то они возвращаются, то есть они не могут попадать в общий объём доходов местного бюджета.
И Министерству финансов вменяется в обязанность методическое руководство, то есть они должны будут способствовать и планированию этих бюджетов местных, и формированию информации, в том числе прозрачной и доступной информации для граждан, каким образом поступают деньги и как они реализуются.
Надо сказать, что мы, конечно, поддерживаем этот законопроект, но оба законопроекта, и хочу сказать, что и Комитет по бюджету и налогам, и вот комитет наш по федеративному устройству, и Счётная палата, и правительство, и буквально все субъекты, которые прислали свои отзывы на эти законопроекты, дают положительное заключение.
Мы рекомендуем Государственной Думе принять его в первом чтении. Спасибо за внимание.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, есть ли вопросы?
Включите запись на вопросы.
Покажите список.
Ганзя Вера Анатольевна, пожалуйста.
Ганзя В. А. У меня вопрос к Олегу Владимировичу. Безусловно, идея неплохая, с одной стороны, но, с другой стороны, те граждане, к которым будут обращаться за помощью и которые будут реализовывать какие-либо проекты, они уже до этого заплатили свои налоги - это же сделал и бизнес.
А в данном случае, не считаете ли вы, что вот лучше бы, конечно, межбюджетные отношения изменить в первую очередь, прежде чем вот такие проекты нам предлагать.
Спасибо.
Мельниченко О. В. Ну я хочу ответить на этот вопрос очень просто.
Дело в том, что основная задача этого законопроекта это не взять дополнительные средства с граждан, а обеспечить распределение, прежде всего, имеющихся бюджетных средств на инициативу граждан под их контролем.
Поэтому я здесь не вижу никаких противоречий с налоговым и бюджетным законодательством, а если кто-то из граждан захочет абсолютно добровольно внести какой-то свой вклад там денежный либо трудовым участием в реализацию того или иного проекта, он получает возможность это сделать.
Но еще раз повторю, что принятие данного законопроекта позволит прописать процедуры и ввести эту практику на территории всей Российской Федерации, соответствующим образом обеспечить права всех граждан на участие в инициативном бюджетировании.
Спасибо.
Председательствующий. Боева Наталья Дмитриевна. Боева Н. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо.
Олег Владимирович, очень хорошо, что выйдут такие законы, и мы обратили внимание, наконец-то, на сельские особенно поселения. Но мы определяем этим законом обсуждение именно народного бюджета, а этого бюджета хватает только на то, чтобы заплатить заработную плату зачастую в сельских поселениях.
Не будет ли рассматриваться вопрос все-таки изменения формирования налогообложения, чтобы предприятия, которые там находятся, платили, прежде всего, долю, определенную долю на месте для того, чтобы можно было делать дороги, социальные все вопросы?
Спасибо.
Мельниченко О. В. Спасибо за вопрос.
Я думаю, что, наверное, в ходе развития нашей финансово-бюджетной, налоговой системы нашего государства так или иначе мы будем пересматривать подходы, вот.
В данном случае опять же таки это не является предметом регулирования данного закона, данный закон направлен на то, чтобы граждане участвовали в распределении бюджетных средств. Еще раз просто обращаю на это внимание.
Председательствующий. Гартунг Валерий Карлович.
Гартунг В. К. У меня к авторам законопроекта вопрос.
Я вот читаю в источниках финансирования, и здесь написано, в том числе, формируемые с учётом объёмов инициативных платежей. И дальше расписывается, что инициативные платежи - это платежи граждан.
Поясните, пожалуйста, у нас, если не хватает денег на муниципальном уровне для решения проблем, может быть, нам действительно внести изменения в Бюджетный кодекс, а не привлекать платежи 1раждан? Если граждане сами будут платить сверх уплаченных налогов, так они и сами распорядятся, им ваш закон не нужен. Спасибо.
Мельниченко О. В. Валерий Карлович, опять же таки, я обращаю внимание, что предметом данного закона не является изменение налогового и бюджетного регулирования.
А что касается добровольных платежей граждан, ну вот я не знаю, как.
Мы обсуждаем на Всероссийском совете местного самоуправления большое количество практик по стране, когда жители непосредственно выходят с инициативами, связанными с благоустройством места их проживания, прежде всего. Ну это основные практики, которые есть. И граждане совершенно по собственной инициативе, без принуждения, готовы выделять определённые средства, в том числе из своих доходов, для того, чтобы эти проекты реализовывались.
Почему мы не должны создать им для этого законодательные условия и создать конкретные прозрачные процедуры, в том числе и процедуры возможного общественного контроля за реализацией этих проектов, когда такие инициативы от граждан поступают, и граждане участвуют своими финансами в реализации этих проектов? Одно не исключает другое. Я же уже сказал, что в процессе развития вполне возможно, что налоговая бюджетная сфера будет видоизменяться, в том числе и с точки зрения обеспечения полномочий муниципальных образований. Поэтому я здесь противоречий никаких не вижу.
Председательствующий. Катасонов Сергей Михайлович.
Катасонов С. М. Надежда Сергеевна, вы в своём содокладе сказали, что у нас только там в районе 15 процентов муниципальных поселений городских, сельских могут выполнить свои расходные обязательства.
Скажите, какова цифра, вообще, у нас по России с точки зрения выполнения расходных обязательств муниципалитета? Вот из всего, то, что мы передаём им на выполнение, какой процент они закрывают собственными средствами вот в системе налогообложения?
И не подразумевает ли это вот тот законопроект, который мы вносим, в частности, например, какой-то проект, ну, неважно, например, дорога там или ещё, что входит в том числе в обязательства муниципалитетов в качестве инициативного проекта, на которые потребуется ещё собирать дополнительно средства?
Максимова Н. С. Уважаемый Сергей Михайлович, но вы цифры, наверное, знаете не хуже меня. У нас действительно, если говорить только о собственных доходах, которые получают местные бюджеты, то цифры очень разные, по разным муниципальным образованиям в зависимости от того, как у них складывается налогооблагаемая база и в целом в регионе, и в конкретном данном муниципальном образовании. Но если говорить в целом, то у нас собственных доходов муниципальных образований хватает примерно на 35 процентов их полномочий, остальное возмещается за счёт дотаций из вышестоящих бюджетов, ну, и за счёт привлечения дополнительных средств в виде кредитных ресурсов. Мы знаем с вами, что уже государственный долг достигает 325 миллиардов рублей по муниципальным образованиям.
Что касается бюджетного инициативного бюджетирования, то мы сейчас как раз подходим к этим проблемам. Мы сейчас, авторы вот этого законопроекта как раз говорят о том, что есть уже опыт в соответствующих субъектах, который помимо тех программ, которые у них в региональные программы входят, в государственные программы, в том числе через национальные проекты проходят, они используют вот эту тему бюджетирования инициативного, когда население участвует при составлении местных бюджетов, при рассмотрении местных бюджетов, в определении объектов и мероприятий, которые должны финансироваться и за счёт средств местного бюджета, и вот в этих регионах, муниципалитетах пилотных так называемых, за счёт средств, которые дополнительно привлекаются со стороны граждан организаций и индивидуальных предпринимателей и так далее, в том числе и на дороги, в том числе и на заборы. То есть там разные есть проблемы, которые решаются за счёт вот таких ресурсов. И я думаю, что действительно мы говорим ведь в основном не о том, чтобы привлечь дополнительные ресурсы, хотя это тоже имеет значение, имеет цель, потому что в данном случае будут финансироваться конкретные проекты, отбор которых будет происходить, и они инициированы самими гражданами.
И они готовы принимать участие не только там, в строительстве, но и в финансировании этих объектов. Поэтому это будут конкретные объекты, я думаю, что число их будет ограничено, и они будут решать именно проблему данного конкретного места. Это не обязательно район, это не обязательно поселение, это может быть даже часть какая-то вот этого муниципального образования, где конкретный участок дороги, например, к школе, будет решаться за счет этих средств. Это будет как проект инициированного бюджета.
Поэтому, ну, мы и на комитете обсуждали, что мы считаем, что надо поддержать это направление. Это непосредственно участие граждан.
Вот сейчас обсуждение Конституции показало, что если затронуть тему, которая интересует граждан, они будут активно участвовать и вносить предложения по данному конкретному направлению.
Поэтому мы считаем, что нужно поддержать эти проекты. А дальше посмотреть, как они будут работать и распространять эту практику.
Председательствующий. Шеин Олег Васильевич.
Шеин О. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
У меня будет вопрос к основному докладчику. Первая фаза понятна. Граждане вносят предложения.
А скажите, пожалуйста, про вторую фазу. То есть кто определяет реестр объектов и приоритеты по этим объектам, какой орган власти? И, соответственно, кто принимает решение, какие предложения отсеять, какие предложения по объектам оставить?
Мельниченко О. В. В проекте закона, там процедура прописана, то есть субъект выдвижения я уже как бы обозначил.
Дальше, естественно, включается представительный орган местного самоуправления, который как бы принимает участие во всех других процедурах, в том числе, в формировании конкурсной комиссии, которая формируется для отбора, в том случае если появляется больше одного проекта от граждан.
В данном случае инициативная группа принимает участие в процедурах отбора, они будут обладать правом совещательного голоса. Понятно, что представительный орган местного самоуправления как орган, уполномоченный принимать бюджет, изменять бюджет, направлять бюджетные средства на те или иные задачи, он здесь, естественно, основной.

окончание стенограммы см. https://leo-mosk.livejournal.com/7440655.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments