leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Александр Новак рассказал сенаторам о развитии энергетической инфраструктуры

Александр Новак рассказал сенаторам о развитии энергетической инфраструктуры – за неиспользуемую мощность платят кто не заявлялся
16. Правительственный час «Об актуальных вопросах развития энергетической инфраструктуры в рамках реализации комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года» рассказал Министр энергетики РФ Александр Новак
Иван Абрамов Газ продаем в Китай но нас интересуют наши регионы.
Новак У нас единая система газоснабжения не соединена с восточными регионами. Использовать не только трубопроводный газ баллонный сжиженный Есть ряд проектов производства метанола.
Сергей Лукин О введении платы за неиспользуемую мощность?
Новак 5 88 гигаватт построено а используется 8 10% Повысить ответственность за заявки которые не будут использованы Никто не платит за содержание и перекладывается на других потребителей
Новак Расходы бюджета переложили на бизнес Окончательных решений не выработано
Новак Нам надо усовершенствовать планирование
Валерий Рязанский Закон вступает в силу с 1 июля Готова ли нормативная база переложить на поставщиков
Новак Не видим никаких ограничений
Матвиенко Никто с балкона не решился сказать Вся ответственность на министра
Постановление за основу 162 0 2















Из стенограммы 476-го заседания СФ 11.03.20
Уважаемые коллеги! Подошло время "правительственного часа", приступаем к рассмотрению. Сегодня по нашей повестке на "правительственный час" вынесен вопрос "Об актуальных вопросах развития энергетической инфраструктуры в рамках реализации комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года".
Предлагается традиционный порядок проведения "правительственного часа": выступление Министра энергетики Российской Федерации Александра Валентиновича Новака – до 20 минут, далее – ответы докладчика на вопросы, выступления членов Совета Федерации, проект постановления.
Также хочу проинформировать, что в нашем заседании участвуют аудитор Счетной палаты Богомолов Валерий Николаевич, заместитель министра энергетики Юрий Владиславович Маневич, а также заместитель министра энергетики Павел Юрьевич Сорокин.
Нет у вас возражений против предложенного порядка? Нет. Принимается.
Слово предоставляется Министру энергетики Российской Федерации Александру Валентиновичу Новаку.
Прошу Вас, Александр Валентинович. Вам слово.
А.В. Новак. Добрый день, уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые сенаторы! Прежде всего, позвольте поблагодарить вас за приглашение в Совет Федерации на "правительственный час" и возможность выступить перед вами по теме развития энергетической инфраструктуры, которая является очень важной для экономики нашей страны, развития промышленности, производственного потенциала, а также для наших граждан.
Прежде всего хотел бы поблагодарить, Валентина Ивановна, Вас лично, комитеты по экономической политике, по бюджету, по международным делам и всех сенаторов за конструктивное взаимодействие, искреннюю заинтересованность поступательным развитием отраслей ТЭК. Только в прошлом году совместно с вами прошло 37 мероприятий различного уровня, в которых приняли участие представители Министерства энергетики России.
В частности, 2 марта в Совете Федерации под руководством Валентины Ивановны Матвиенко состоялись парламентские слушания по вопросу газификации регионов России. В дискуссии приняли участие не только сенаторы, но и руководители регионов, компаний. На мой взгляд, результаты встречи являются очень важными и для ускорения темпов газификации, и для упрощения процедуры подключения к газораспределительным сетям для населения.
Предложенное создание Совета по газификации является своевременной мерой, которая позволит объединить усилия всех регионов, компаний, органов власти для более эффективного взаимодействия.
В целом отмечу, что при поддержке Совета Федерации в 2019 году было принято 10 федеральных законов, подготовленных Министерством энергетики. План законопроектной деятельности на 2020 год содержит 15 законопроектов, имеющих ключевое значение для развития топливно-энергетической отрасли. И, уважаемые сенаторы, рассчитываем на вашу поддержку при поступлении их в палату Федерального Собрания. Я уверен, что совместными усилиями мы сможем внести существенный вклад в совершенствование работы отраслей ТЭК.
Уважаемые коллеги! В соответствии с темой "правительственного часа" хотел бы отметить, что комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года разработан в соответствии с указом Президента Российской Федерации № 204 о национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации 30 сентября 2018 года.
Энергетическая часть комплексного плана включает в себя два федеральных проекта: первый – гарантированное обеспечение доступной электроэнергией; второй – гарантированное обеспечение транспорта нефти, нефтепродуктов, газа и газового конденсата.
Мероприятия по электрификации первого этапа расширения Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей также включены в состав федерального проекта "Железнодорожный транспорт и транзит".
Федеральный проект "Гарантированное обеспечение доступной электроэнергией" состоит из трех задач.
Первое – это развитие централизованных энергосистем, включая модернизацию генерирующих мощностей. Он включает в себя вопросы разработки документов перспективного планирования, реализацию программы модернизации тепловых электрических станций, в том числе в Дальневосточном федеральном округе, вопросы развития магистральной электрической сети и технологического присоединения крупных потребителей, вопрос обеспечения устойчивого энергоснабжения геостратегических территорий.
Вторая задача посвящена развитию распределенной генерации на основе возобновляемых источников энергии в удаленных и изолированных энергорайонах.
И третье – внедрение интеллектуальных систем управления электросетевым хозяйством на базе цифровых технологий.
Распоряжением правительства определены целевые показатели комплексного плана. Это реализация комплексного плана, исходя из ежегодного прироста потребления электроэнергии на 1 процент или на 6 процентов к 2024 году. Кроме этого, это снижение неэффективного избытка установленной мощности на 12 процентов, модернизация 11 гигаватт тепловой генерации. Важным аспектом также является применение интеллектуальных систем управления. К 2024 году мы планируем обеспечить такой уровень управления в электросетевых комплексах 70 субъектов Российской Федерации. Уже по факту в настоящее время пилотные проекты реализуются в 10 регионах.
Подробнее остановлюсь на перечисленных задачах. Одним из основных аспектов сбалансированного развития электроэнергетической отрасли является качественное планирование в условиях длительных инвестиционных циклов отрасли. От момента обоснования соответствующего объекта до его ввода в эксплуатацию, как правило, проходит длительный период. Минэнерго России уделяет особое внимание разработке документов перспективного планирования. Ежегодно разрабатываются схема и программа развития Единой энергетической системы России на семилетний период. Регионами ежегодно разрабатываются также схемы и программы развития электроэнергетики. Минэнерго ежегодно проводит мониторинг разработки региональных программ. По итогам прошлого года в 96 процентах субъектов Российской Федерации, то есть в 82 субъектах, утверждены СИПР на плановый пятилетний период.
Вместе с тем мы понимаем существующие недостатки в системе перспективного планирования и уже работаем над их устранением. Схемы и программы субъектов Российской Федерации разрабатывают в настоящее время несколько десятков организаций, многие из которых не являются квалифицированными в своей области. Порядка 50 процентов работ выполнено без привлечения специализированных организаций. В работе зачастую не оцениваются ценовые и тарифные последствия, отсутствует возможность обеспечить опережающее развитие инфраструктуры. В связи с этим мы последовательно выступаем за необходимость повышения качества разрабатываемых документов и выступили с инициативой по совершенствованию сложившейся системы перспективного планирования. Нами подготовлен и внесен в Правительство Российской Федерации проект изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике", который предполагает создание единого центра, обладающего соответствующими компетенциями в области перспективного планирования в электроэнергетике.
Такой центр позволит значительно повысить качество в сфере планирования развития инфраструктуры, обеспечить централизованный подход к планированию, уделяя при этом особое внимание вопросам энергобезопасности, кроме этого – повысить качество методической поддержки субъектов Российской Федерации при разработке ими региональных схем и программ.
Одна из задач комплексного плана – это модернизация тепловой генерации в Сибири и в европейской части России. В 2019 году запущена долгосрочная всероссийская программа модернизации тепловой генерации. За период 2019 года и в этом, 2020 году уже утверждено 86 проектов с суммарной мощностью 17,2 гигаватта с началом поставки мощности в 2022–2025 годах. Общий объем инвестиций составит более 200 млрд рублей только по этим проектам. А за период с 2021 по 2031 год планируется модернизировать до 39 гигаватт на территориях ценовых зон, и до 4 гигаватт будет отобрано уже в этом году с поставкой в 2026 году.
Ключевые особенности. Рост цены на электроэнергию не должен превысить инфляцию при реализации этой программы. При этом, что важно, отечественное машиностроение на период до 2035 года будет загружено почти на 2 трлн рублей. Минимум на 16 лет будут закреплены долгосрочные обязательства, а также обеспечен контроль их исполнения.
Дополнительно принято решение о модернизации и замещении генерации на Дальнем Востоке. По оценкам, объем инвестиций составит 171 млрд рублей. Эта модернизация затронет порядка 1400 мегаватт мощностей на Дальнем Востоке, в том числе такие объекты как вторая очередь Якутской ГРЭС-2, Хабаровская ТЭЦ-4, Владивостокская ТЭЦ-2, Артемовская ТЭЦ-2. Указанные объекты распоряжением правительства включены в комплексный план.
В настоящее время Министерство энергетики осуществляет разработку нормативно-правовой базы, которая должна регламентировать условия поставки и оплаты мощности построенных и модернизированных объектов.
В части мероприятий по развитию магистральной энергетической сети отмечу, что планом предусмотрено до 2024 года строительство 4800 километров линий электропередач и почти 3 тысяч мегавольт-ампер трансформаторной мощности.
Отмечу, что на 1 января 2020 года уже введено порядка 2900 километров линий электропередач и порядка 1900 мегавольт-ампер трансформаторных мощностей, то есть больше чем половина. В качестве примера привел бы Иркутскую область, где в 2019 году реализован ряд важных проектов, которые позволили повысить надежность энергоснабжения Бодайбинского и Мамско-Чуйского районов области, обеспечить технологическое присоединение иркутского завода полимерных изделий, Ковыктинского газоконденсатного месторождения, объектов компании "Транснефть", а также электроснабжение тяговых подстанций "Российских железных дорог" для первого этапа расширения Восточного полигона. Соответствующие параметры и достигнутые результаты по каждому проекту мы представили на слайдах и в презентации, которая у вас есть.
В соответствии с Доктриной энергетической безопасности в комплексном плане также особое внимание уделяется энергоснабжению геостратегических территорий, и в первую очередь это Калининградская область, Республика Крым, город Севастополь, субъекты, входящие в Дальневосточный федеральный округ. Эти регионы отдельно, и по ним отдельно комплексным планом предусмотрено строительство объектов инфраструктуры.
В целях повышения надежности и энергонезависимости калининградской энергосистемы в соответствии с комплексным планом введены три электрические станции с суммарной установленной мощностью 768 мегаватт, построен регазификационный терминал, обеспечена диверсификация топливного баланса. В текущем году ожидаем ввод в эксплуатацию угольной Приморской теплоэлектростанции, на которой завершаются строительно-монтажные работы и уже идут пусконаладочные работы.
ПАО "Россети" введены в эксплуатацию схемы выдачи мощностей новых электростанций. Также проведены испытания работы энергосистемы Калининградской области в изолированном режиме работы.
Что касается Дальнего Востока, в 2019 году введена в эксплуатацию первая очередь Сахалинской ГРЭС-2. Строительство Сахалинской ГРЭС-2 помимо повышения надежности энергоснабжения потребителей позволило также полностью обеспечить развитие социальной, инженерной инфраструктуры в населенном пункте, вблизи которого расположена станция, увеличить поступление налогов в бюджет и создать около 500 новых рабочих мест.
В энергосистему Республики Крым и Севастополя, вы знаете, в прошлом году уже были окончательно введены две крупные электростанции – Симферопольская и Севастопольская с суммарной установленной мощностью 940 мегаватт. До этого был введен в эксплуатацию подводный кабель – магистральный газопровод Краснодарский край – Крым.
Все эти мероприятия позволили нам обеспечить полностью надежное и безопасное энергоснабжение Крыма и его энергонезависимость. Собственно, следующим этапом в течение 2019–2020 годов планируется дальнейшая модернизация энергетической инфраструктуры Крыма. В этой части уже часть средств предусмотрена федеральным бюджетом для реализации этих задач.
Еще одним важным объектом является Чукотский автономный округ и Чаун-Билибинский энергоузел. В течение трех лет (с 2021 по 2023 год) будут выведены из эксплуатации энергоблоки Билибинской атомной электростанции, для замены которой в город Певек уже прибыла единственная в мире плавучая атомная электростанция. Ввод в эксплуатацию ПАТЭС запланирован в текущем году, и это позволит сохранить на Чукотке и высококвалифицированных специалистов атомной энергетики, и создать новые рабочие места.
Для энергоснабжения потребителей Чаун-Билибинского энергоузла предусмотрено строительство двух одноцепных высоковольтных линий передачи 110 киловольт Певек – Билибино. Для обеспечения теплоснабжения потребителей города Билибино реализуется проект по строительству энергоцентра в городе Билибино. Также эти все средства предусмотрены.
Еще одной задачей комплексного плана являются мероприятия по реализации заключенных в установленном порядке договоров об осуществлении технологического присоединения в отношении крупных энергоемких потребителей. В рамках реализации мероприятий будет построено 1060 линий электропередачи 2120 мегавольт-ампер трансформаторной мощности. Из восьми запланированных проектов по обеспечению технологического присоединения уже реализовано шесть проектов. Мы также привели в информационных материалах, в презентации в качестве примера три объекта, которые были реализованы в 2019 году: это подстанция "Преображенская" (500 киловольт), предназначенная для энергоснабжения западного района Оренбургской области; подстанция 220 киловольт "Промпарк" для энергоснабжения территории опережающего развития Приморского края; подстанция 220 киловольт "Ермак" для энергоснабжения объектов нефтепровода Заполярье – Пурпе, Русского месторождения нефтедобычи и других объектов.
Соответствующие параметры и достигнутые результаты по каждому проекту есть в информационных материалах.
Далее хотел бы перейти к задаче комплексного плана, касающейся модернизации неэффективной генерации в изолированных и удаленных энергорайонах, в том числе с использованием возобновляемых источников энергии. И, на мой взгляд, это одна из важнейших задач. Ряд регионов на Дальнем Востоке, в Сибири, на севере Европейской части России – более 20 субъектов Российской Федерации относятся к категории, где есть изолированные и труднодоступные территории, на которых проживает более 700 тысяч человек, и установленная мощность объектов генерации в этих регионах составляет около 760 мегаватт.
Наибольший потенциал для модернизации объектов генерации по критериям экономии расходов на топливо и срока эксплуатации в таких республиках, как Саха (Якутия), Камчатский край, Сахалинская область, Красноярский край. Министерством энергетики совместно с аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации проведен сбор и систематизация информации об объектах генерации в таких регионах. Информация опубликована на сайте министерства, и с ней могут ознакомиться все желающие, в том числе потенциальные инвесторы.
По нашей оценке, применение современных технических решений, позволяющих сократить завоз топлива и улучшить технико-экономические показатели работы электрических станций, позволит обеспечить общий объем экономии до 10 млрд рублей. На сегодня уже существует ряд механизмов привлечения инвестиций в существующие проекты – такие, как заключение концессионных соглашений, долгосрочное тарифное регулирование, заключение энергосервисных контрактов.
Отдельная задача комплексного плана, реализация которой будет влиять на надежность энергоснабжения потребителей на территории Российской Федерации, – это внедрение интеллектуальных систем управления электросетевым хозяйством на базе цифровых технологий.
Минэнерго изначально ориентируется на обязательное использование российской радиоэлектронной продукции и программного обеспечения. В качестве интеллектуальных систем управления электросетевым комплексом определены система удаленного мониторинга и диагностики, система управления технологическими процессами, интеллектуальные системы учета. Уже сформирован Минэнерго план по нормативному закреплению требований к данным системам. В 2020 году будет продолжена работа и будут внесены необходимые изменения в нормативную базу.
Интеллектуальные системы управления помогают оперативному персоналу предвидеть и устранять возможные проблемы, находить наилучшие решения из возможных. Их внедрение позволит снизить издержки энергокомпаний и повысить качество управления, а также в перспективе перейти к индивидуальным показателям надежности и формировать цены и тарифы с учетом данных показателей.
Как я уже говорил, наша задача – к 2024 году внедрить не менее чем в 70 субъектах Российской Федерации соответствующие системы.
Наконец, отдельной приоритетной задачей является обеспечение энергоснабжения Восточного полигона железных дорог РЖД. В настоящее время реализуется первый этап. Все мероприятия первого этапа общей стоимостью порядка 150 млрд рублей обеспечены источниками финансирования. Реализуется 18 мероприятий. Предусмотрено строительство более 2800 километров линий электропередачи и более чем 3200 мегавольт-ампер трансформаторной мощности. На 1 января 2020 года уже реализовано семь проектов. В стадии реализации – еще 11 проектов со сроком окончания в 2024 году.
И не менее важной задачей, конечно же, в этом направлении является реализация второго этапа расширения Восточного полигона, предполагающая к 2024 году увеличение пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей до 185 млн тонн в год. Прирост перспективной нагрузки тяговых подстанций составит порядка 2,4 гигаватта. Предусматривается технологическое присоединение также ряда энергоемких потребителей. И уже очевидно, что потребуется дополнительный ввод генерирующих мощностей, строительство линий электропередачи.
В настоящее время мы вместе с нашими коллегами из других федеральных органов власти и с РЖД планируем доложить в Правительство Российской Федерации в мае согласованный вариант энергоснабжения второго этапа Восточного полигона.
И буквально несколько слов о втором федеральном проекте – "Гарантированное обеспечение транспорта нефти, нефтепродуктов, газа и газового конденсата". Он включает в себя инвестиционные проекты, которые направлены на увеличение пропускной способности магистральных трубопроводов, бесперебойные поставки углеводородного сырья для гарантированного обеспечения потребителей Российской Федерации, а также для экспортных направлений.
В рамках реализации комплексного плана были полностью реализованы проекты, предусматривающие увеличение пропускной способности магистрального нефтепровода ВСТО на участке до Сковородино – до 80 млн тонн и от Сковородино до Козьмино – до 50 млн тонн.
Кроме того, в декабре прошлого года была введена в эксплуатацию первая очередь магистрального газопровода "Сила Сибири". Подключение к магистральному газопроводу Ковыткинского месторождения запланировано на 2023 год.
В период ближайших двух лет для дальнейшей газификации также запланированы строительство газопровода-отвода и ГРС Сортавала, газификация Хабаровского и Приморского краев, а также другие мероприятия.
Уважаемые коллеги! Хотел бы в заключение сказать, что комплексный план находится в активной стадии реализации, он выполняется в сроки.
Я хотел бы также отметить, что в рамках подготовки к "правительственному часу" мы получили очень большое количество вопросов от субъектов Российской Федерации (из регионов). Мы все их отработали и направили письменные ответы. Тем не менее понимаем, что вопросы есть и всегда будут. Мы готовы и дальше продолжать взаимодействовать в конструктивном ключе, для того чтобы вместе реализовывать задачи, направленные на развитие топливно-энергетического комплекса. Спасибо большое за внимание.
Председательствующий. Спасибо большое, Александр Валентинович, за очень подробный профессиональный доклад. Мы получили серьезный объем информации для размышления.
Сейчас мы переходим к вопросам.
Владимир Владимирович Полетаев, пожалуйста.
В.В. Полетаев. Спасибо, Валентина Ивановна.
Уважаемый Александр Валентинович, как Вы, наверное, знаете, в Республике Алтай впервые за ее историю создана собственная генерация, но дорогая генерация, целиком базирующаяся на возобновляемых источниках электроэнергии. За это время введено более 120 мегаватт на чистой энергии солнца. Поэтому вопрос: какие у министерства планы по поддержке развития возобновляемых источников энергии и применения их на удаленных территориях? Спасибо.
А.В. Новак. Спасибо большое.
Действительно, у нас Республика Алтай является одним из лидеров по реализации проектов, связанных с внедрением и строительством возобновляемых источников энергии.
На сегодняшний день уже введено в эксплуатацию несколько проектов общей мощностью порядка 120 мегаватт, и это действительно большой объем для Республики Алтай.
Мы считаем, что внедрение таких современных, высокоэкологичных технологий позволит в том числе решать не только проблемы энергоснабжения, но и вопросы по внедрению "зеленой" энергетики в наш энергобаланс.
При этом, как вы знаете, Правительством Российской Федерации была утверждена программа поддержки строительства возобновляемых источников энергии в стране. Поскольку пока, как Вы правильно отметили, себестоимость выработки электроэнергии из солнечной генерации или ветровой выше, чем традиционной, основанной на выработке электроэнергии из газа, угля. Хотя могу сказать, что за последние несколько лет на 60 процентов снизились капитальные затраты на 1 киловатт-час в строительстве такой генерации и мы практически по капитальным затратам скоро выйдем на паритет. Но с учетом текущих эксплуатационных затрат и возврата инвестиций пока это еще дорого. Поэтому это, конечно, субсидируется – и субсидируется в том числе за счет той программы, которая принята Правительством Российской Федерации.
Правительством предусмотрено в целом строительство в стране на период до 2024 года порядка 6 тысяч мегаватт возобновляемых источников энергии, 3,6 тысячи – основанных на выработке за счет ветряной энергии и 1,4 тысячи примерно – солнечной энергии. Уже практически все конкурсы разыграны в этом направлении, идет ежегодно ввод в эксплуатацию. Если говорить не только о Республике Алтай, то в целом по стране из 6 тысяч уже было введено по состоянию на 1 января 2020 года около 1200 мегаватт. И каждый год мы будем видеть ввод в эксплуатацию, потому что сейчас идет активное строительство в целом по всей стране, и выполнение тех обязательств, которые на себя взяли инвесторы.
Какие планы у нас? В правительстве рассматривался вопрос о дальнейшей поддержке и реализации программы строительства возобновляемых источников энергии в стране. Планируется, что программа будет продолжена на период после 2024 года на десять лет. Это также даст возможность нам продолжить реализацию и строительство таких объектов в регионах Российской Федерации, с учетом опять же конкурсов, снижения затрат и возможности оптимизации издержек.
И важно, мне кажется, отметить, что эта программа направлена не только на увеличение доли в энергобалансе возобновляемых источников энергии. В нашем энергобалансе в конечном итоге она все равно останется достаточно низкой – 1–2 процента, потому что у нас высокое потребление и у нас основная генерация, как известно, на угле и на газе. Тем не менее это дает возможность нашей промышленности обеспечить производство необходимого оборудования, иметь гарантированный заказ и иметь соответствующие компетенции. В рамках продолжения 10-летнего цикла ставится важная задача не только производить оборудование для его использования в России, но и обеспечить экспортный потенциал, конкурировать на мировых рынках, а там действительно сегодня активно это развивается и конкуренция очень высокая.
Вот такие цели.
Председательствующий. Спасибо.
Иван Николаевич Абрамов.
Краткие вопросы – краткие ответы. Много желающих.
И.Н. Абрамов, член Комитета Совета Федерации по экономической политике, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Амурской области.
Уважаемый Александр Валентинович! Вы сказали, что первая очередь газопровода "Сила Сибири" сдана и у нас уже трубопровод идет и газ мы продаем на экспорт в Китай. Нас же интересуют, конечно, наши регионы вдоль этого газопровода, как они будут газифицироваться. У нас, конечно, есть программы свои. Можем ли мы надеяться на содействие, может быть, федерального бюджета, может быть, ускорение, потому что мы все понимаем, что наши возможности ограничены нашим областным бюджетом?
Вот здесь, какое решение вашим министерством будет принято? И какова будет стоимость этого газа – из газопровода "Сила Сибири" для конечных потребителей?
А.В. Новак. Спасибо большое.
Мы рассматривали на парламентских слушаниях в том числе и вопрос, связанный с газификацией регионов Сибири, Дальнего Востока. Действительно, это очень важный вопрос, поскольку у нас на сегодняшний день единая система газоснабжения не соединена с восточными регионами, где также есть система газоснабжения (я напомню, это газопровод Сахалин – Хабаровск – Владивосток). И ввод в эксплуатацию газопровода "Сила Сибири" в прошлом году и наращивание его мощности поэтапно до проектной (38 млрд куб. метров газа в год) позволят нам, во-первых, реализовать потенциал наших газовых месторождений, которые есть в Восточной Сибири и в Сибири. И второе – реализовать потенциал по использованию газа из этих месторождений для газификации этих регионов.
Есть действительно большой запрос со стороны регионов, которые сегодня не имеют трубопроводного газа (это Иркутская область, Забайкальский край, Бурятия, Читинская область), мы это обсуждали. Мы создали специально сейчас рабочую группу, для того чтобы вместе с "Газпромом", вместе с другими компаниями, которые обладают ресурсной базой, подготовить технико-экономическое обоснование для газификации этих регионов. И в том числе в рамках совета, который по предложению Валентины Ивановны Матвиенко был создан, мы также эти вопросы будем обсуждать вместе с регионами, для того чтобы действительно реализовать эту задачу.
И в первую очередь нам нужно будет проанализировать потребление со стороны этих регионов. Сейчас, по экспертным оценкам, регионы Восточной Сибири могут потребить дополнительно около 8–10 млрд куб. метров газа. Нужно будет очень тщательно проанализировать и просчитать топливно-энергетический баланс, для того чтобы понимать долю газа и других источников энергии в обеспечении газификации, а мы в первую очередь подразумеваем под этим… Газ для чего должен использоваться? Для пищеприготовления, для горячего водоснабжения и для отопления. И, соответственно, нужно выбрать наиболее эффективные энергетические источники, в том числе и газ, использовать не только трубопроводный газ, но и возможности поставок сжиженного углеводородного газа, а также среднетоннажные заводы по производству сжиженного природного газа. Весь этот комплекс вопросов в рамках рабочей группы будет отработан, и будут предложены мероприятия по использованию ресурсного потенциала той инфраструктуры, которая уже построена, планов по строительству новой инфраструктуры.
Что касается конкретных проектов по газификации, которые сейчас намечены, мы можем сказать, что уже часть газа, который будет транспортироваться по "Силе Сибири", будет использоваться и перерабатываться на Амурском ГПЗ и Амурском газохимическом комплексе. Есть еще ряд проектов по производству метанола, и там в ближайшее время ожидается принятие инвестиционных решений. Это промышленные объекты, что касается подключения конкретных потребителей к источникам. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Вячеслав Владимирович Наговицын.
В.В. Наговицын, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Республики Бурятия.
Александр Валентинович, еще в начале строительства БАМа было запланировано строительство Мокской гидроэлектростанции как опорной станции на 1100 мегаватт. Также эта станция предназначалась для развития Удоканского медного месторождения (тоже на БАМе находится). Сегодня в планах Министерства энергетики при развитии Восточного полигона стоит эта станция? И, если стоит, то когда по срокам?
А.В. Новак. Спасибо большое.
Я сейчас точно, наверное, не смогу ответить по конкретной станции. Я могу сказать, что в целом сейчас мы, как я уже отмечал в своем докладе, разрабатываем схему энергоснабжения Восточного полигона, и не только по электрификации БАМа и Транссиба, но и по подключению новых потребителей.
Новые потребители, потребность, которая сегодня есть, – это порядка 1 гигаватта мощностей. То есть, если нам нужно 2,4 гигаватта для энергоснабжения, увеличения пропускной способности железных дорог, и уже есть заявки на 1 гигаватт со стороны потребителей. Поэтому сейчас в рамках оценки нашими институтами схемы энергоснабжения, наиболее эффективного варианта, наиболее дешевого варианта, с тем чтобы не строить лишние мощности, лишние сети, мы обеспечим, безусловно, все заявки и построим ту необходимую инфраструктуру в виде генерации, в виде подстанций и в виде линий электропередачи, которая позволит и подключить новых потребителей, и обеспечить электрификацию Восточного полигона.
Председательствующий. Спасибо.
Владимир Казимирович Кравченко.
В.К. Кравченко, член Комитета Совета Федерации по экономической политике, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Томской области.
Уважаемый Александр Валентинович! Ответьте, пожалуйста, на вопрос: какой объем инвестиций в развитие электрических сетей вы планируете по стране на ближайшие пять лет и насколько он удовлетворяет потребности развития экономики регионов? Спасибо.
А.В. Новак. Спасибо большое.
Я уже тоже говорил о том, что планирование развития инфраструктуры осуществляется в первую очередь синхронизированно с планированием социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Этот процесс идет взаимно. И мы всегда… У нас такие требования – что при разработке схем и программ развития электроэнергетики субъектов Российской Федерации, а также при утверждении инвестиционных программ наших крупных сетевых организаций они должны быть синхронизированы.
К сожалению, сейчас таких законодательно установленных требований к разработке СИПР нет. Я говорил о том, что мы вышли с инициативой этот вопрос упорядочить, для того чтобы были, соответственно, определенные требования, была ответственность за заявки, которые наши потребители предусматривают в своих программах (и это правильно), для того чтобы не строить дополнительную лишнюю мощность, которую оплачивают все потребители.
Что касается объемов расходов в электроэнергетике на инвестиции, в среднем в год они на сегодняшний день составляют порядка 700–800 млрд рублей. Из них примерно 300 млрд рублей – это инвестиционные ресурсы сетевого комплекса и порядка 400–500 млрд рублей – генерирующего комплекса.
Понятно, сетевой комплекс – это строительство подстанций, сетей (не только магистральных, но и распределительных сетей), включающий в себя не только строительство новой инфраструктуры, но и модернизацию действующей инфраструктуры, направленную на сокращение потерь, повышение эффективности, восстановление основных фондов. Соответственно, вот тот ресурс, который есть в рамках существующей выручки в целом в электроэнергетике, в рамках принятых тарифных решений.
Понятно, что этот ресурс может быть несколько больше за счет заемных средств, а может быть больше, если тарифная выручка выше. Но у нас с вами, мы понимаем, ограничения есть по тарифной выручке. У нас в соответствии с прогнозом социально-экономического развития учтено, что тарифы на электроэнергию не должны расти выше темпов инфляции. Соответственно, эта выручка может увеличиться только на уровень инфляции.
И второе направление – оптимизация тех расходов, которые есть внутри комплекса. Примерно в течение пяти лет получается объем около 3,5–4 трлн рублей, которые направляются на развитие электроэнергетического комплекса – на новое строительство и на модернизацию действующих объектов.
Председательствующий. Спасибо.

окончание стенограммы см. https://leo-mosk.livejournal.com/7461809.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments