leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Законопроект о развитии free-flow свободный поток на платных дорогах принят в первом чтении

Законопроект о развитии free-flow свободный поток на платных дорогах принят в первом чтении
16. 875582-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в статьи 29 и 40 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (о внесении платы за проезд по платным автомобильным дорогам)
Документ внесен правительством 30.12.19.
Представил статс-секретарь – замминистра транспорта Дмитрий Зверев.
Член комитета по транспорту и строительству Евгений Серпер.
Законопроектом предлагается:
- изменить существующую редакцию базового ФЗ, согласно которой проезд по платной дороге осуществляется на основании договора и подтверждается документом об оплате проезда, установив, что проезд по платным дорогам осуществляется при условии внесения платы за проезд;
- установить запрет на осуществление движения по платным автомобильным дорогам, платным участкам автомобильных дорог на транспортных средствах без внесения платы за проезд в установленном порядке;
- уточнить, что владельцу платной автомобильной дороги, платного участка автомобильной дороги запрещается оказывать предпочтение каким-либо пользователям платной автомобильной дороги, платного участка автомобильной дороги перед другими пользователями в отношении возможности пользования платной автомобильной дорогой, платным участком автомобильной дороги (действует – в отношении заключения договора об использовании платной дороги);
- уточнить, что владельцу платной автомобильной дороги, платного участка автомобильной дороги запрещается отказывать в предоставлении пользователю платной автомобильной дорогой или платным участком автомобильной дороги возможности использования платной автомобильной дороги или платного участка автомобильной дороги при условии наличия соответствующей возможности (действует – запрещается отказывать в заключении договора об использовании платной дороги).
Законопроект направлен на развитие системы «free-flow» (свободный поток), позволяющей сократить количество классических пунктов взимания платы, предусматривающих обязательную остановку транспортного средства на пункте взимания платы. Внедрение такой системы приведет к повышению эффективности и привлекательности платных автомобильных дорог, что, в свою очередь, приведет к снижению количества автомобилей на «бесплатных» автомобильных дорогах и повышению их пропускной способности.
Первое чтение 345 1 0 12:29

Стенограмма обсуждения
Пункт 16-ый. Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 29 и 40 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Доклад официального представителя правительства статс-секретаря -замминистра транспорта Дмитрия Станиславовича Зверева. Пожалуйста.
Зверев Д. С, официальный представитель Правительства Российской Федерации статс-секретарь - заместитель Министра транспорта Российской Федерации.
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты, вашему вниманию предлагается проект федерального закона о внесении изменений в статьи 29 и 40 федерального закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Законопроект разработан в целях развития транспортной инфраструктуры, в создании и функционировании системы безбарьерных платных автомобильных дорог, на эффективное функционирование транспортной инфраструктуры и защите общественных интересов.
Создание первой в России системы "Свободный поток" планируется реализовать в рамках ТДКАД - Центральной кольцевой автомобильной дороги, реализуемой в Московской области.
На сегодняшний день, как вы знаете, организация проезда через платные автомобильные дороги предусматривает обязательную остановку транспортного средства в пункте взимания платы, из-за чего возникают заторы, и снижается эффективность автомобильной дороги. При этом строительство и содержание таких пунктов весьма затратно, требует дополнительного землеотвода и компенсируется оператором дороги за счёт повышенного тарифа.
Поскольку система "Свободный поток" или FreeFlow по своей сути постоплатна, необходим эффективный и простой механизм, предотвращающий проезд без оплаты, а именно установление запрета на осуществление проезда по платным автомобильным дорогам и их участкам без внесения платы в базовом федеральном законе с закреплением соответствующей ответственности в Кодексе об административных правонарушениях.
Одновременно проект федерального закона устанавливает обязательства владельцев платной дороги, а именно обязательство содержания в нормативном состоянии и запрет оказывать предпочтения каким-либо пользователям платной автомобильной дороги.
Кроме того, в проекте федерального закона введена норма (введена впервые), согласно которой платный участок автомобильной дороги должен быть обозначен, и только за неоплату за проезд по обозначенному участку будет являться нарушением правил. То есть уточнены нормы, позволяющие чётко связать фактическое наличие дорожных знаков, свидетельствующих о наличии платной автомобильной дороги с вынесением нарушителям соответствующих постановлений.
Также внесены и ожидают рассмотрения два законопроекта-спутника.
Первый — это установление ответственности за неоплату проезда по платным автомобильным дорогам, о котором я уже сказал.
И предоставляющий Ространснадзору полномочие по привлечение пользователей к ответственности за нарушение правил внесения платы за проезд по платным автомобильным дорогам.
Поскольку основная задача была, первое, предупредить совершение новых правонарушений как правонарушителями, так и другими пользователями, сформировать в обществе культуру оплаты проезда по платным автомобильным дорогам, с учётом того, что административное наказание (это была цель) не носит компенсационный характер, то есть не направлено на компенсацию причинённого ущерба субъекта, чьё право было нарушено, внедряется новый инструмент, а именно прекращение по делу об административном правонарушении при внесении платы за проезд до истечения срока, предусмотренного Кодексом об административном правонарушении.
Этот механизм используется впервые. Он только предполагается к использованию в новом Кодексе об административных правонарушениях. Именно принятие в комплексе трех федеральных законов позволит предусмотреть эффективный механизм функционирования, с другой стороны, обуславливающий взаимные права и обязанности пользователя и владельца и разграничивающий механизмы понуждения к соблюдению обязательных требований и административной ответственности.
Прошу поддержать.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, есть ли... А, у нас содокладчик Евгений Александрович Серпер, пожалуйста.
Серпер Е. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Александр Дмитриевич! Уважаемые коллеги!
Комитет по транспорту и строительству предлагает на рассмотрение законопроект, который направлен на развитие транспортной инфраструктуры, а также создание и функционирование системы безбарьерных платных автомобильных дорог в нашей стране.
Мы поддерживаем необходимость развития в России системы free flow, что переводится как "свободный поток". Эта система позволяет сократить количество классических пунктов взимания платы, предусматривающих обязательную остановку транспортного средства на пункте взимания платы. Считаем, что её внедрение приведет к повышению эффективности и привлекательности платных автомобильных дорог, а это, в свою очередь, приведет к снижению количества автомобилей на бесплатных автодорогах и повышению их пропускной способности.
Благодаря системе free flow отпадает необходимость тратить лишнее время для остановки перед пунктами взимания платы, чтобы отдать наличные деньги оператору, либо дождаться, пока система распознает бесконтактный транспондер или спишет деньги со счета, откроет шлагбаум. Фиксация проезда и списывание денег будет происходить автоматически с помощью камер-датчиков. Таким образом, это позволит избежать пробок, которые зачастую провоцируются шлагбаумами, сэкономить время автомобилисту. Система free flow давно и успешно применяется за рубежом. Её внедрение в России обсуждается с 2014 года, а тестирование началось ещё четыре года назад.
Рассматриваемый законопроект устанавливает запрет на осуществление движения по платным автодорогам и платным участкам на транспортных средствах без внесения платы за проезд. За нарушение данного запрета предлагается установить штраф 2,5 тысячи рублей для легкового автомобиля и 5,5 тысячи для грузового автомобиля и автобуса. Собранные суммы штрафов в полном объеме будут зачислять в региональные дорожные фонды.
Для этого необходимо внести соответствующие изменения в Бюджетный кодекс и в Кодекс об административных правонарушениях.
Считаю важным подчеркнуть, что создание безбарьерной системы взимания платы не потребует дополнительных затрат из бюджета, так как будет осуществляться за счёт экономии.
Вместе с тем хочу обратить внимание, что уровень сервиса на платных дорогах по-прежнему вызывает обоснованные претензии у автомобилистов, в связи с этим, а также с целью популяризации платных автодорог предлагаем не только внедрение системы Free Flow, но и создание дополнительных комфортных объектов дорожного сервиса.
К законопроекту есть несколько замечаний, в том числе от Правового управления Госдумы, они не носят концептуальный характер и могут быть учтены при доработке законопроекта ко второму чтению. Комитет по транспорту и строительству рассмотрел и поддержал данный законопроект. Прошу поддержать и принять его в первом чтении.
Благодарю за внимание.
Председательствующий. Спасибо.
Есть ли вопросы?
Включите запись на вопросы.
Покажите список.
Тумусов Федот Семёнович.
Тумусов Ф. С, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к представителю правительства.
Уважаемый Дмитрий Станиславович, у меня вопрос относительного строительства моста через реку Лена под городом Якутском. Заключено концессионное соглашение о строительстве, и, естественно, когда этот мост будет построен, он попадает под действие данного законопроекта, то есть будет платным. Но при этом, конечно, заявляется, что для легковых автомобилей не будет платы.
Но у меня вопрос другой. Министерство планирует принять участие в строительстве данного моста, с точки зрения выделения бюджетных средств федерального бюджета? Спасибо.
Зверев Д. С. Уважаемый Федот Семёнович, действительно проект строительства моста через реку Лена в соответствии с подходами достаточно долго рассматривался, было поручение Президента Российской Федерации. Концессионное соглашение заключено между субъектом Российской Федерации и концессионером. Конкретные условия были предусмотрены и финансовой моделью именно между субъектом Российской Федерации и концессионером. Соответственно, право субъекта Российской Федерации определить те категории, которые имеют льготную оплату или освобождаются от оплаты, поскольку это бюджетные обязательства субъекта Российской Федерации.
С точки зрения участия Российской Федерации в софинансировании данного проекта, известно, что материалы поступили в Аналитический центр Правительства Российской Федерации и вопрос находится на рассмотрении.
Спасибо.
Председательствующий. Сапко Игорь Вячеславович.
Сапко И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
К Дмитрию Станиславовичу вопрос. Как на сегодняшний день оценивается экономия от отказа от системы шлагбаума для взимания платы в год? И какие вы видите риски по реализации этого проекта, ввиду того, что по оценкам экспертов, менее половины транспортных средств сегодня, проезжающих по платным дорогам, используют систему транспондеров?
Зверев Д. С. Спасибо за вопрос.
Вы правы абсолютно с точки зрения статистики нарушений, при внесении платы, действительно, по сути дела, ежемесячно Ространснадзором фиксируется более 4,5 тысяч нарушений правил проезда по платным дорогам. Это и порча дорожной инфраструктуры и, соответственно, нанесение соответствующего материального ущерба пунктом взимания платы и так далее.
Мы оцениваем расчётным способом экономию и, соответственно, и эффективность эксплуатационную до 40 процентов.
И вы правы абсолютно, что за счёт снижения расходов на эксплуатацию и за счёт снижения затрат в целом по эксплуатации соответствующих пунктов соответствующими владельцами либо операторами, экономия, безусловно, будет.
Председательствующий. Осадчий Николай Иванович.
Осадчий Н. И., фракция КПРФ.
Спасибо.
Уважаемый Дмитрий Станиславович, представляемый вами законопроект в определённой части ужесточает требования к проезду по платным автодорогам, а в дальнейшем, сказали вы о том, что будут определены ещё и конкретные меры ответственности.
Ну как же всё-таки быть жителям, владельцам транспортных средств тех районов, через которые проходит, например, значит, платный участок дороги "М4", Павловский и Крыловской районы Краснодарского края, когда людям ежедневно приходится ездить на работу. Они годами ездили, и вопрос до сих пор так и не решён с ними. Как быть в этой ситуации?
Зверев Д. С. Уважаемый Николай Иванович, спасибо за вопрос.
Ну, во-первых, действующим законодательством определено, что платная дорога формируется только при условии наличия возможности альтернативного бесплатного проезда. Зто, во-первых.
Во-вторых. С точки зрения как раз конкретного примера по Краснодарскому краю, этот вопрос достаточно подробно разбирался в соответствии с депутатским запросом и дан соответствующий ответ с точки зрения того, что, первое, пользователям платных автомобильных дорог предлагаются различные варианты экономии на проезде, а именно, временный фактор, фактор использования абонемента на проезд в течение месяца, таким образом, экономия достигает до 70 процентов проездной платы. Еще раз повторюсь, при наличии альтернативного бесплатного проезда.
Председательствующий. Выборный Анатолий Борисович.
Выборный А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Благодарю. У меня вопрос к представителю правительства.
Уважаемый Дмитрий Станиславович!
Вы предлагаете установить запрет владельцам платных автомобильных дорог оказывать предпочтение каким-либо пользователям в возможности пользования такой дорогой. Значит ли это, что таким образом мы устанавливаем запрет и в отношении спецтранспорта, который используется, в том числе, оперативными службами, в том числе, для предотвращения преступлений?
И уточните, сколько в настоящее время пользователей таких дорог, которые пользуются системой "свободный поток", включая долю спецтранспорта, и какая их доля среди всех пользователей?
Спасибо.
Зверев Д. С Уважаемый Анатолий Борисович, начну, наверное, со второй части вопроса.
Система "свободный поток" только вводится. В настоящее время законодательством Российской Федерации и правилами проезда, утвержденными, правилами оплаты проезда, утвержденными Правительством Российской Федерации предусмотрена лишь только система открытой оплаты. Это, во-первых.
Второе. Это альтернативная, но тем не менее предусматривающая соответствующий, создание соответствующего пункта сбора платы.
Возвращаясь к первому вопросу. Право на бесплатный или проезд без оплаты автомобилем оперативных служб, предусмотрен законодательством Российской Федерации. Этот пункт закона не меняется. Право на проезд остается, а право преимущественного проезда, предусмотренного, во-первых, законом "Об оперативно-розыскной деятельности" и соответствующим законодательством Российской Федерации в области безопасного движения.
Спасибо. Поэтому здесь никаких исключений не состоит.
Председательствующий. Боева Наталья Дмитриевна. Боева Н. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Александр Дмитриевич.
Дмитрий Станиславович, я ещё раз хочу сказать по этой дороге М-4. Какая планируется там всё-таки альтернатива, поскольку альтернативной дороги на М-4 нет? Куидевский, Павловский, Крыло некий район.
Мало того, районы разделены: с одной стороны населённый пункт и с другой, и людям каждый день приходится с одной стороны в другую через платную дорогу проезжать.
Ещё раз говорю, альтернативы никакой нет. Как вы планируете сделать альтернативную там дорогу? Спасибо.
Зверев Д. С. Наталья Дмитриевна, спасибо за вопрос. Готовы дополнительно представить по вопросу М-4 "Дон" и, в том числе, планов развития от указанной трассы дополнительную вам информацию. Почему?
Потому что с учётом, опять же, распоряжений Правительства Российской Федерации по соответствующим участкам, это по М-4 и по оставшимся, да. С учётом, ещё раз повторюсь, полученных положительных заключений Главгосэкспертизы на строительство дальнейших участков. Точно также готовы будем предоставить дополнительно сведения о существующих в настоящее время сведений об оплате, и существующих в настоящее время правилах, и прогнозных правилах по снижению стоимости в соответствии с принятым, или в случае вашей поддержки его, федеральным законом.
Председательствующий. Ганзя Вера Анатольевна.
Ганзя В. А. Уважаемый Дмитрий Станиславович, вам вопрос.
Скажите, пожалуйста, какова, вообще, перспектива платных дорог в нашей стране? Особенно это касается территории Сибири и Крайнего Севера, особенно, если учесть, что люди платят транспортный налог, оплачивают акцизы, и плюс ещё должны платить за проезд по этим дорогам.
Зверев Д. С. Уважаемая Вера Анатольевна, приведу статистику по цифрам.
Например, "Государственная компания Автодор" в настоящее время в платной эксплуатации находится одна тысяча 459 километров, к 2024 году цифра достигнет трёх тысяч километров.
Законодательством Российской Федерации определены границы, в рамках которых, какова часть платных дорог составляет в общей дорожной сети Российская Федерация. Эти показатели пока ещё далеки от тех ограничений, которые уже в настоящее время установлены федеральным законодательством.
С точки зрения эффективности и с точки зрения возможности их развития ещё раз повторюсь, это инвестиционный механизм, это концессионный механизм, это способ привлечения инвестиционных средств именно в дорожное строительство.
Поэтому законодательством о платных дорогах таким образом и вводится соразмерная и совместная ответственность и пользователя, и владельца, и государства с точки зрения распределения экономических рисков, привлечения и функционирования.
Спасибо, что поддержали в весеннюю сессию законопроект по платным дорогам Крайнего Севера. Это уже дало свои плоды. И мы видим, что концессионные заявки поступают в субъекты Российской Федерации и несколько проектов уже поступили на поддержку и в Минтранс России и на рассмотрение эффективности в аналитический центр Правительства Российской Федерации.
Спасибо.
Председательствующий. Алыпевских Андрей Геннадьевич. Альшевских А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо.
Дмитрий Станиславович, бесспорно, данная законодательная инициатива снизит заторы на въезде и съезде с платных дорог. Но я хотел бы обратить внимание на маленькую проблемку. Перед заездом на платную трассу устанавливаются отбойники и ограждения. И водитель, который случайно заехал на платную трассу, к сожалению, не может развернуться и покинуть платный участков. Скажите, пожалуйста, ваше отношение к данной проблеме?
Как уже было обозначено, законодательством предусмотрена с одной стороны необходимость внесения платы. С другой стороны в законопроект вносится норма, в соответствии с которым нарушением за неоплату будет являться только проезд по платному участку, либо платной автомобильной дороге при наличии соответствующих предупреждающих знаков о начале соответствующего участка. В данном случае это будет всё отражено в постановлении правительства. Проект постановления уже подготовлен. И даже ранее, чем ко второму чтению вместе с комитетом мы готовы его обсуждать.
Спасибо.
Председательствующий. Старовойтов Александр Сергеевич, пожалуйста.
Старовойтов А. С, фракция ЛДПР.
Дмитрий Станиславович, вот на комитете мы достаточно бурно обсуждали данный вопрос по некоторым позициям. В частности, вы почему-то не коснулись темы, а что если человек не оплатит, техническая будет какая-то недоработка, человек не сможет оплатить. Он получит штраф, или будет возможность всё-таки этот штраф не оплачивать в случае, если за определённый срок он оплатит этот проект по дороге?
И второй вопрос, который беспокоит, я думаю, всех коллег, сидящих в зале. Мы до сих пор не понимаем методику расчёта проезда по тем или иным платным дорогам.
Дорога на Шереметьево - стоимость одна. Обход "Минки" - другая стоимость. Мы понимаем, что есть некий коэффициент. Но так как мы на себя берем ответственность как Государственная Дума, а правительство находит эту методику. Мы хотим, чтобы всё-таки вы эту методику рано или поздно раскрыли, показали, и мы поняли, насколько она объективна.
Зверев Д. С- Александр Сергеевич, спасибо за вопрос.
Как я говорил, что именно пакет законопроектов предполагает, по сути дела, введение комплексной системы. С учетом того, что сегодня не рассматривается проект изменений в Кодекс об административных правонарушениях, но предвосхищу, наверное, следующий доклад и скажу заранее, действительно вводится инструмент, в соответствии с которым производство по делу об административном правонарушении, которое, в том числе, и предусматривает оплату достаточно большого штрафа, прекращается при добровольном погашении лицом обязанности по внесению платы, которая составляет существенно и существенно меньше даже максимальной стоимости проезда, например, по длинным трассам, как М-11, например. Поэтому это будет отражено в докладе, в соответствующем докладе при защите проекта изменений в Кодекс об административных правонарушениях, тем не менее такой механизм есть.
Таким образом, еще раз повторюсь, при добровольной оплате лицом в течение срока, предусмотренного КоАП, а в нынешней редакции КоАП — это 60 дней, штраф не налагается. Это первая часть вопроса.
Вторая часть вопроса, с точки зрения и комфорта, и дорожного сервиса, это также предусмотрено, с одной стороны, обязательствами государственной компании, и это все налагает, по сути дела, свою лепту на экономическую эффективность той или иной модели. Из этого и вытекает соответствующая плата.
Для платных дорог постановлением правительства 47 установлена предельная плата, и она существует, и расчетным способом она утверждается по тем концессионным соглашениям или по частным дорогам, которые утверждены, и проекты находятся в ходу, плата определяется, исходя из экономической эффективности, и она поступает концессионеру.
По нашим расчетам, повторюсь, за счет введения системы "свободный поток", за счет всё-таки понуждения к соблюдению правовой культуры по внесению платы мы ожидаем снижения платы и на тех участках, и на тех платных дорогах, когда установление её относится к компетенции концессионера. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Нет? Есть? Включите запись на выступления. Покажите список. Боева Наталья Дмитриевна, пожалуйста. Боева Н. Д. Я с места. Спасибо скромное.
Я считаю, что ко второму чтению нужно обязательно внести изменения, где говорить, что при наличии альтернативной дороги. М-4 охватывает Кущёвский, Крыловский, Павловский районы, это как раз моя зона ответственности. На ней ещё планируют ставить пункты пропуска, то есть платные участки вводить дополнительно. Это создаёт очень большое напряжение среди населения. Кроме того, в летний период увеличивается проезд в периоды отпусков, когда начинаются. Люди едут в Крым, на побережье, и объезжая платную дорогу, мало того, что разбивают эту дорогу, создают очень большое напряжение, потому что многие населённые пункты, они прямо проезжают по самим населённым пунктам.
Поэтому хотелось бы, чтобы всё-таки сделали дополнение и отработали.
Вот вы сейчас говорили о том, что необходимо делать альтернативную дорогу, поэтому я считаю, что там надо это ускорить и снять по крайней мере такое сильное напряжение. Спасибо.
Председательствующий. Представитель президента? Докладчик? Пожалуйста, заключительное слово. Нет? Содокладчик? Нет.
Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 29 и 40 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Пункт 16-й.
Включите режим голосования.
Покажите результаты.
Результаты голосования (12 час. 29 мин. 29 сек.)
Проголосовало за 345 чел 76,7 %
Проголосовало против 1 чел 0,2 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 346 чел.
Не голосовало 104 чел 23,1 %
Результат: принято Принят в первом чтении.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments