leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Леонид Михельсон рассказал сенаторам о ПАО НОВАТЭК

Леонид Михельсон рассказал сенаторам о ПАО НОВАТЭК
18. Время эксперта Выступление председателя правления публичного акционерного общества «НОВАТЭК» Леонида Викторовича Михельсона
Добываем 20% газа Построенные объекты готовы передавать Газпрому Заправки СПГ позволят переводить транспорт на газомоторное топливо Советский задел позволили выйти на экспортные рынки Спрос на энергию растет За 10 лет потребление газа выросла на треть Доля газа 23% Гораздо меньше углекислоты оксидов азота Дешевле дорогостоящих возобнобляемых источников Россия срок триллионов из двухсот Стоимость добычи в восемь раз ниже США Закон об экспорте газа находится в Думе Загрузка Севморрпути Перевод судов на газ





Из стенограммы 476-го заседания СФ 11.03.20
Уважаемые коллеги, сегодня в рамках нашей традиционной рубрики "время эксперта" выступит председатель правления публичного акционерного общества "НОВАТЭК" Леонид Викторович Михельсон на тему "Роль российского газа в мировом энергетическом балансе".
Свой трудовой путь Леонид Викторович начал прорабом на строительстве магистрального газопровода Уренгой – Сургут – Челябинск, затем участвовал в строительстве ветки газопровода Уренгой – Помары – Ужгород.
С 1987 по 1994 год управлял акционерным обществом "Самарское народное предприятие "Нова", занимал пост генерального директора управляющей компании "Новафининвест".
С 2003 года член совета директоров и председатель правления публичного акционерного общества "НОВАТЭК", одного из крупнейших производителей природного газа в России.
В 2011 году он был избран председателем совета директоров публичного акционерного общества "СИБУР Холдинг".
Леонид Викторович награжден орденом "Знак Почета", орденом "За заслуги перед Отечеством" II степени, ему присвоено звание "Почетный работник газовой промышленности".
Коллеги, мы все с вами убедились, каких больших достижений достигла компания "НОВАТЭК", когда посещали огромный комплекс Ямал СПГ (новейшее, современнейшее предприятие, просто душа радуется, что в новой России появляются такие новые, мощные предприятия), и договаривались о том, что мы обязательно еще встретимся.
Леонид Викторович, пожалуйста, Вам слово.
Л.В. Михельсон. Спасибо большое.
Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые члены Совета Федерации! Развитие российской газовой отрасли и связанная с ней газификация начались где-то в 1950–1960 годы. Это позволило значительно нарастить долю газа в энергобалансе.
На сегодняшний день из газа производится почти половина электрогенерации в нашей стране. Это значительно снизило нагрузку на окружающую среду, особенно в городах. На сегодняшний день мы добываем порядка 740 млрд кубометров газа, около 450 – для внутреннего потребления и порядка 290 млрд кубометров мы экспортируем как по трубе, так и в виде СПГ.
"НОВАТЭК" ежегодно поставляет на внутренний рынок по единой системе газоснабжения свыше 65 млрд кубометров газа в 40 субъектов Российской Федерации. Мы обеспечиваем около 20 процентов российского рынка. Транспортировку газа осуществляем через "Газпром".
Есть регионы, где "НОВАТЭК" является ключевым поставщиком газа, – это Челябинская и Костромская области. В Челябинск мы поставляем свыше 14 млрд кубометров, в Кострому – порядка 900 миллионов, из которых 40 процентов – это население и ЖКХ. После прихода в эти регионы мы значительно увеличили налоговые отчисления. Это дает регионам дополнительный доход и позволяет направлять средства на ту же газификацию.
Для наращивания темпов газификации требуется создание новой нормативной базы. Важно продолжить развитие единой системы магистральных газопроводов, расшивать узкие места, как это происходит в электроэнергетике. Необходимость проведения данной работы надо закрепить в законодательстве. Знаю, что правительством подготовлен законопроект, который должен обеспечить своевременное расширение существующих ГРС. Тариф "Газпрома" на транспортировку газа по магистральным газопроводам включает затраты и на их развитие, но темпы газификации недостаточные и внутренний рынок в последние годы практически не растет.
"НОВАТЭК" неоднократно предлагал внедрить инвестиционный тариф, который позволит эффективно строить новые газопроводы и независимым производителям газа. Данный механизм может обеспечить окупаемость инвестиций для независимых производителей за счет снижения стоимости транспортировки добываемого им газом. Построенные объекты мы готовы передавать на баланс "Газпрома", что обеспечит единство системы газоснабжения в соответствии с нормами закона о газоснабжении и даст дополнительные доходы "Газпрому" от транспортировки новых объемов газа. По аналогичному механизму мы работаем с РЖД по расширению их инфраструктуры для наших дополнительных объемов перевозки.
Другой возможностью финансирования газификации является установление повышенных цен на газ для потребителей, которые ранее использовали более дорогостоящие виды топлива, что тоже позволит окупить затраты на создаваемую инфраструктуру, но в этом случае мы столкнемся с разными ценами на газ внутри одного региона, что может создать определенные проблемы. Сложно будет объяснить, почему в соседних поселках для населения будут разные цены на газ. Уверен, что привлечение независимых производителей в газификацию позволит увеличить внутреннее потребление газа, скорость и эффективность газификации.
Также есть такое объективное препятствие для газификации, как протяженность нашей территории. Зачастую прокладывать газопроводы до удаленных пунктов просто нерентабельно. В мире эта проблема эффективно решается путем газификации сжиженным природным газом. "НОВАТЭК" уже создает в России необходимую инфраструктуру для потребления СПГ. В прошлом году в Ленинградской области, в Высоцке, мы ввели завод СПГ мощностью 660 тыс. тонн. В этом году введем завод в Магнитогорске мощностью 45 тыс. тонн – полностью на российском оборудовании. Завод строится в качестве источника СПГ для его использования на транспорте и локальных проектах автономной газификации.
Планируем реализовать в России проект по созданию сети заводов СПГ и заправочных станций. 2,5 тыс. километров дорог от Санкт-Петербурга до Челябинска будут покрыты заправками СПГ, что позволит переводить на чистое газомоторное топливо автотранспорт и газифицировать мелких потребителей на расстоянии до 200–300 километров от данного коридора. Наши морские перевалочные комплексы СПГ, строящиеся в Мурманской области и Камчатском крае, также будут задействованы для газификации данных территорий. "НОВАТЭК" уже разрабатывает решение для газификации этих регионов.
Созданный во времена СССР задел в газовой промышленности позволил начать освоение экспортных рынков. В 80-е годы Россия стала основным внешним поставщиком трубопроводного газа в Европу, где одними из первых осознали его экологические преимущества. Наша задача сегодня – за счет новых технологий и скорости реагирования на запросы потребителей сохранить и укрепить лидерство России на мировых газовых рынках.
Экологические характеристики газа сегодня остаются главным фактором глобального роста спроса. Спрос на энергию в мире стремительно растет, и замена угольной генерации на газовую становится наиболее оптимальным решением для сокращения выбросов СО2. В том числе благодаря этому подходу за последние 10 лет мировое потребление газа выросло на 32 процента, а это почти 1 трлн куб. метров.
Многие страны наращивают газовую генерацию. Весь мир стремится переходить на газ как более чистое топливо. Особенно в этом преуспели в Америке и Европе. В США электрогенерация на газе впервые превзошла по объему угольную в 2016 году, а в Европе – в 2019. Нарастила потребление газа и Япония, сократив долю атомной энергетики.
Аналитики прогнозируют, что газ останется единственным видом ископаемого топлива, доля которого в мировом энергобалансе будет расти. 10 лет назад она составляла 21 процент, сейчас – 23, а к 2030 году, мы думаем, это будет больше 24.
Газовые электростанции выделяют почти в два раза меньше углекислого газа по сравнению с угольной генерацией, в пять раз меньше оксида азота, не дают выбросов оксидов серы и ртути. Развивается технология улавливания и хранения СО2, позволяющая сводить к нулю влияние газовой генерации на климат. Эта технология является более экономически эффективным способом снижения влияния на климат по сравнению с внедрением дорогостоящих возобновляемых источников энергии, особенно если учитывать необходимость создания систем накопления энергии. Выработка 1 киловатт-часа на газовой электростанции с технологией захвата СО2 в Европе в 1,5 раза дешевле, чем ВИЭ, с учетом системных затрат, а в Китае эта разница больше чем в два раза.
Запасы газа в мире сегодня оцениваются порядка 200 трлн куб. метров, из них 40 триллионов расположены на территории России. По этому показателю мы занимаем первое место в мире со значительным перевесом. До недавнего времени мы также занимали первое место в мире и по объемам добычи, но в результате "сланцевой революции" нас опередили США. За последние 10 лет цена на газ США упала в шесть раз. В результате потребление газа выросло более чем на 30 процентов, а потребление угля упало на 40. За счет замещения угля США значительно снизили воздействие на климат. Сегодня они добывают порядка 920 млрд куб. метров в год, мы добываем порядка 740.
Вместе с тем стоимость добычи газа в России остается одной из самых низких в мире: она в восемь раз меньше, чем текущая очень низкая цена на Henry Hub в США, и сопоставима со стоимостью добычи в Катаре. Мы имеем все условия для наращивания добычи и дальнейшей монетизации нашей ресурсной базы.
В период СССР были освоены месторождения Западной Сибири, сегодня мы продвинулись на Север. Здесь, в Российской Арктике, сосредоточены огромные запасы газа, включая такие месторождения-гиганты, как Бованенковское, Харасавэйское. Сейчас в регионе реализуется масштабная программа геолого-разведочных работ. Объем доказанных запасов у нас ежегодно растет.
Основной стратегией монетизации российских газовых ресурсов было развитие трубопроводных мощностей. "Газпромом" проделана огромная работа в этом направлении. Дополнительно введены маршруты Ямал – Европа, "Голубой поток", "Северный поток". С этого года начались поставки по газопроводу "Турецкий поток" на рынки Турции и Южной Европы, а также по "Силе Сибири" потребителям в северных регионах Китая.
По итогам 2019 года Россия по трубопроводам реализовала в Европу почти 200 млрд куб. метров газа, обеспечив более 35 процентов европейского рынка, а в общем наша доля на глобальном рынке трубопроводного газа составила порядка 25 процентов.
Уверен, что в ближайшее время удастся завершить прокладку "Северного потока-2" и реализовать проект "Сила Сибири-2".
Трубопроводы эффективны на расстоянии до 3 тыс. километров. На бо́льших расстояниях более рентабельно поставлять газ в сжиженном виде. А есть такие рынки, как в Юго-Восточной Азии, куда построить газопроводы от наших месторождений просто невозможно.
Рост рынка СПГ открыл для газовой отрасли возможность значительно увеличить объемы экспорта. В 2009 году был введен и успешно работает первый СПГ-проект – "Сахалин-2" мощностью 11 млн тонн.
С 2000 года число стран – импортеров СПГ выросло с 11 до 40. Прошедший, 2019 год стал рекордным по приросту объемов торговли в мире СПГ. Рынок вырос на 40 млн тонн – это плюс 13 процентов по сравнению с предыдущим годом. Также в 2019 году было принято рекордное количество инвестиционных решений по вводу новых СПГ-проектов. По всему миру уже сейчас запланировано фактически двукратное увеличение мощностей по приемочным терминалам. К 2023 году количество стран-импортеров превысит 60.
Аналитики прогнозируют, что к 2030 году объем рынка СПГ составит 570 млн тонн. И при этом эти прогнозы ежегодно обновляются в сторону увеличения. С учетом потенциала перехода с угля на газ в Азии он может достичь и 700 млн. тонн. Китай ставит целью почти удвоить потребление газа к 2030 году. В Индии потребление газа должно увеличиться на две трети.
Важно отметить, что рост рынка СПГ приводит к росту спроса на газ в целом, что также отвечает долгосрочным интересам России и на рынке трубопроводного газа. Будет расти потребление СПГ в качестве судового и автомобильного топлива.
Пионерами СПГ-бункеровки станут регионы в зоне контроля выбросов серы и азота – это Балтийское и Северное моря, побережья США и Канады. При этом число заказов на суда, использующие СПГ, растет по всему миру. Развивается инфраструктура бункеровки сжиженным газом. В Европе СПГ уже конкурирует с бензином и дизелем.
Какие требования предъявляет рынок сегодня к новым проектам? Прежде всего это конкурентоспособная цена, гибкость и надежность поставок. Рынок газа становится самостоятельным рынком. Появляются новые рыночные ценовые индикаторы, запущены и успешно торгуются фьючерсные контракты на сжиженный природный газ.
Сегодня мы видим, что на цены на газ и нефть оказывают влияние разные факторы. В связи с этим в новых контрактах постепенно исчезает привязка цен СПГ к ценам на нефть, сокращаются сроки контрактов. В прошлое уходят условия, запрещающие перепродавать СПГ. Газовозы строятся не только под конкретные проекты, но и для работы на спотовом рынке.
Рынок растет вслед за увеличением числа приемных терминалов. Объем торговли по краткосрочным контрактам в прошлом году достиг 100 млн тонн. При этом мы уже сейчас должны быть готовы к конкуренции на рынке СПГ. Крупнейшие мировые центры – США, Катар, Австралия – планируют также наращивать свои производства.
В апреле 2014 года началось строительство первого СПГ-проекта "НОВАТЭК" – "Ямал СПГ". Некоторые присутствующие его видели. К проекту присоединились французская компания Total, китайская компания CNPC и Фонд Шелкового пути. Проект получил поддержку правительства.
В 500 километрах за полярным кругом были построены порт Сабетта и международный аэропорт.
В декабре 2017 года была запущена первая линия, а в декабре 2018 года (на год раньше запланированного срока) проект был выведен на полную мощность, которая на 10 процентов превысила проектную и сегодня составляет более 18 млн тонн.
Доля России в рынке СПГ увеличилась более чем в два раза и на сегодняшний день составляет 7 процентов. Стоимость проекта составила 27 млрд долларов. Проектное финансирование было привлечено из России, Китая, Франции, Японии, Италии, Германии, Швеции и Австрии. На пике строительства на площадке работало более 32 тысяч человек. В Сабетту были организованы регулярные рейсы из Москвы, Самары, Уфы, Уренгоя, Тюмени. На проекте работали люди практически из всех регионов нашей страны.
Опыт, полученный за время реализации проекта "Ямал СПГ", позволил приступить к нашему следующему проекту – "Арктик СПГ 2", мощностью 19,8 млн тонн СПГ в год. Этот проект, как и "Ямал СПГ", реализуется в рамках утвержденного правительством комплексного плана по развитию производства СПГ. В сентябре прошлого года акционерами проекта, в который вошли французские, китайские и японские компании, было принято окончательное инвестиционное решение, предусматривающее строительство и ввод в эксплуатацию трех линий сжижения в 2023–2026 годах.
Для снижения стоимости производства СПГ будет использована инновационная технология строительства линий сжижения на основаниях гравитационного типа. Их изготовление и сборка будут осуществляться на заводе в Мурманской области в центре строительства крупнотоннажных морских сооружений. Сегодня на строительстве этого завода работает более 10 тысяч человек – на площадке и порядка 40 тысяч – по всей России. Готовим персонал для работы на фазе эксплуатации предприятия, ориентируемся на кадры прежде всего из Мурманской области, проводим обучение, создаем инфраструктуру для постоянного проживания специалистов.
Линии сжижения на гравитационных основаниях будут отбуксированы на Гыданский полуостров. Данная концепция позволяет организовать серийное производство линий для проекта "Арктик СПГ 2" и перспективных проектов СПГ в Арктической зоне. Размещение линий на гравитационных основаниях позволит минимизировать воздействие на окружающую среду. За счет локализации производства и по мере накопления опыта мы сможем снижать стоимость каждой последующей линии в серии.
Кроме того, мы развиваем собственные технологии сжижения для среднетоннажных проектов. Уже в этом году будет завершено строительство четвертой линии "Ямал СПГ" по собственной, нашей технологии – "Арктический каскад". По аналогичной технологии мы планируем реализовать проект "Обский СПГ" уже мощностью 5 млн тонн в год. Инвестиционное решение по данному проекту будет принято после внесения поправок в закон об экспорте газа, которые сейчас находятся на рассмотрении в Государственной Думе.
Если уровень локализации проекта "Ямал СПГ" составил 30 процентов, то наша цель для перспективных крупнотоннажных проектов – более 80 процентов. "Ямал СПГ" обеспечил заказами 650 российских предприятий из 55 регионов с суммой инвестиций более 650 млрд рублей. Реализация проектов "Арктик СПГ 2", "Обский СПГ" и последующих проектов позволит создать новую отрасль российской промышленности с экспортным потенциалом. На базе таких предприятий, как "Криогенмаш", "Казанькомпрессормаш", производственных мощностей "Росатома", "Ростеха" и "Роскосмоса", разрабатывается и начинает производиться уникальное оборудование для СПГ-отрасли. Это компрессоры-хладагенты, жидкостные детандеры, насосы СПГ, теплообменники, компрессоры отпарного газа, мембранные системы хранения СПГ. В общей сложности в этой работе будет задействовано порядка 800 российских предприятий по всей России.
Важно, что это не разовый проект, это загрузка предприятий минимум до 2035 года. Мы давали свои предложения по поддержке предприятий, участвующих в локализации оборудования для СПГ-отрасли. На их основе была составлена и утверждена правительством "дорожная карта". Но мы ждем реализации более действенных мер поддержки для этих предприятий.
Помимо снижения стоимости производства за счет локализации оборудования важнейшим условием конкурентоспособности наших проектов является обеспечение надежной логистики до ключевых рынков.
Географически СПГ-проекты на Ямале и Гыдане расположены где-то в центре Северного морского пути и в ближайшее десятилетие будут формировать его базовую загрузку. Указом президента поставлена цель увеличения грузопотока по СМП до 80 млн тонн. СПГ-проекты дадут порядка 55 процентов этого целевого объема.
В 2018 году мы впервые в истории Северного морского пути совершили проход газовоза без ледокольного сопровождения от порта Сабетта на восток. Путь по трассам Севморпути занял всего девять дней. Начались регулярные поставки СПГ с Ямала в Азию по этому короткому маршруту. В ближайшие годы будет наработан и значительный опыт коммерческих перевозок по СМП.
Правительством России принята и исполняется программа обновления атомного ледокольного флота. Ставится цель обеспечить круглогодичную навигацию по всей длине трассы Северного морского пути уже в следующем десятилетии. Считаем это важнейшей экономической задачей. Круглогодичная навигация не только повысит конкурентоспособность сжиженного газа с Ямала – она выведет экономику всех арктических проектов на качественно новый уровень, а это десятки и десятки тысяч рабочих мест, не говоря уже о росте уровня жизни всего Крайнего Севера.
Интерес также представляет реализация транзитного потенциала Севморпути. СМП может стать одной из самых экологически чистых транспортных артерий в мире. Международная морская организация планирует ввести запрет на использование флотского мазута в Арктике. Оптимальным решением для сокращения выбросов является, конечно, перевод судов на сжиженный природный газ.
Уже в текущих условиях объемы транзитных грузов по СМП растут. Формируются традиционные типы транзитных грузов для СМП. Это и железная руда, мороженая рыба, удобрения и, что интересно, перевозки элементов ветряной генерации.
По оценкам экспертов, транзит грузов по СМП судами на СПГ может обеспечить снижение выбросов парниковых газов от транспортировки грузов между Европой и Азией на 38 процентов. Также арктические проекты являются одними из самых экологически чистых. Реализуемым на Крайнем Севере проектам требуется меньше энергии на охлаждение газов, в связи с чем эмиссия СО2 существенно снижается.
Сегодня для обеспечения гибкой логистики и маркетинга наших СПГ-проектов мы создаем перегрузочные терминалы на Камчатке и в Мурманске. Они позволят сократить количество дорогостоящих танкеров ледового класса и снизить стоимость транспортировки, что обеспечит конкурентоспособность нашего СПГ в любой точке мира. Перевалки станут крупными региональными хабами с собственными ценовыми индексами, они будут расположены вблизи основных рынков потребления (это Европа и Азия). К перевалкам проявляют значительный интерес покупатели. Международные агентства Argus и Platts уже начали публиковать котировки с привязкой "FOB Мурманск" и "FOB Камчатка".
Стратегия, принятая "НОВАТЭК", предусматривает производство 57 млн тонн к 2030 году. Мы увеличили на сегодня в четыре-пять раз объемы геолого-разведочных работ для подготовки запасов. Рассчитываем в ближайшие годы пересмотреть эти планы в сторону увеличения до 70 млн тонн в год.
СПГ-проекты на Ямале и Гыдане позволят создать 15 тысяч рабочих мест в Мурманске и 80 тысяч по всей России. Дополнительный рост ВВП составит 0,15 процента в год минимально в течение 10 лет. Экспортные поступления увеличатся на 30 млрд долларов в год. Региональные бюджеты получат дополнительные доходы.
Имеющийся ресурсный потенциал, развитая инфраструктура и квалифицированный персонал позволяют говорить о значительных возможностях для роста газовой отрасли России. И в связи с этим перед ней стоят важные задачи.
На внутреннем рынке есть потребность в газе и потенциал для развития. В этой работе должен участвовать не только "Газпром", но и независимые производители, которые на сегодня обеспечивают более трети внутреннего рынка. В своем выступлении я говорил о необходимости принятия соответствующих решений и постановлений для создания экономических возможностей для этих инвестиций.
По сравнению с российской нефтяной отраслью у газовой отрасли больше возможностей для увеличения экспорта. Развитие ситуации, особенно в последние несколько дней, говорит о сверхвысокой и жесткой конкуренции на нефтяном рынке.
Наша нефтяная отрасль принимает ряд необходимых мер для недопущения падения добычи на наших основных месторождениях. Это применение новых методов разработки, а также выход в новые провинции с отсутствующей инфраструктурой. Все это предполагает в будущем рост себестоимости добычи российской нефти.
В газовой отрасли у нас прекрасная ресурсная база, которая позволяет значительно нарастить добычу. Себестоимость добычи на наших месторождениях является и будет оставаться одной из самых низких в мире.
Строящиеся и планируемые экспортные газопроводы позволят увеличить экспорт трубопроводного газа, по нашим оценкам, более чем на 30 процентов.
Также необходимо пересмотреть нашу энергетическую стратегию до 2035 года, предусмотрев наращивание доли России на мировом рынке СПГ как минимум до 20 процентов, что соответствует доле наших мировых запасов.
По нашей оценке, только имеющаяся ресурсная база на Ямале и Гыдане позволит производить более 140 млн тонн СПГ в год. А с учетом запланированных проектов по всей стране потенциал России превышает 160 млн тонн. Это привлечет громадные инвестиции и даст долгосрочную загрузку российской промышленности практически во всех российских регионах. Благодарю за внимание. (Аплодисменты.)
Председательствующий. Спасибо большое, Леонид Викторович. Нам эта информация крайне нужна, полезна с учетом и нынешней сложной ситуации с углеводородами в мире, и, главное, при принятии тех решений, законов, которые мы готовим. И спасибо Вам огромное еще раз за ту работу, которую Вы ведете, и за те успехи, которых Вам удалось добиться.
Л.В. Михельсон. Спасибо, Валентина Ивановна.
Председательствующий. Спасибо Вам за лидерство. Спасибо огромное. (Аплодисменты.)
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments