leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Депутатам на постоянной основе запрещено руководить организациями

Депутатам на постоянной основе запрещено руководить организациями, непостоянной можно мандат не сдавать – первое чтение
17. 892401-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в статью 12-1 Федерального закона «О противодействии коррупции» (регулирование порядка участия лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ, в управлении коммерческими и некоммерческими организациями)
Документ внесли 31.01.20 Депутаты ГД А.К.Исаев, В.И.Пискарев (ЕР).
Представил председатель комитета по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев.
Законопроектом предлагается уточнить, что запрет на участие в управлении коммерческими и некоммерческими организациями распространяется только на тех депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и тех лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ, которые осуществляют свои полномочия на постоянной основе.
Первое чтение 412 0 0 12:48

Стенограмма обсуждения
Пункт 17-ый. Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 12.1 Федерального закона "О противодействии коррупции". Доклад Василия Ивановича Пискарева. Пожалуйста.
Писка рев В. И., председатель Комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги, предложенный вашему вниманию законопроект подготовлен и внесен по итогам анализа поступивших обращений от региональных парламентов, они к нам поступили, вы это знаете, многие из вас тоже были адресатом таковых обращений. В профильный комитет поступило более 20 таковых.
На основании обращений подготовлен соответствующий законопроект. Его концепцией предполагается конкретизировать положения антикоррупционного законодательства, которые регулируют вопрос участия в управлении коммерческими и некоммерческими организациями депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации, осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе.
Откуда такой возник вопрос вообще?
В настоящее время частью З.3 и статьи 12.1 в 273-ий ФЗ "О противодействии коррупции" от 25 декабря 2008 года определено, что депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации, если федеральными законами не предусмотрено иное, не вправе участвовать в управлении коммерческой или некоммерческой организацией.
Именно это положение вызвало вопросы у региональных парламентов, которые сформированы из депутатов в большинстве своем осуществляющие свои полномочия на непостоянной основе.
Вместе с тем определяющий правовой статус указанных депутатов, а именно 184-ый ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов госвласти субъектов Федерации", каких-либо ограничений для депутатов, осуществляющих свои полномочия, как говорится, без отрыва от производства, не предусмотрено, то есть действующее нормативно-правовое регулирование допускает совмещение региональными депутатами, осуществляющими свои полномочия на непостоянной основе деятельности по основному, приносящему доход, месту работы с депутатской. Иное означало бы ограничение конституционного права на использование своих способностей по труду, с одной стороны, либо избирательных прав, с другой.
Аналогичной позиции придерживается также и Конституционный Суд, имеется соответствующее постановление № 29-П от 18 июля 2019 года.
Уважаемые коллеги, вместе с тем во избежание возможного возникновения неоднозначной правоприменительной практики как результата субъективного восприятия, о чём свидетельствуют, как я уже говорил, многочисленные обращения региональных законодательных (представительных) органов с просьбой внести поправку в антикоррупционное законодательство и таким образом снять все вопросы по совмещению депутатской и основной, приносящей доход, деятельности.
В качестве ответа на такое обращение предлагается конкретная поправка в 273-ФЗ, которая больше носит такой юридико-технический характер, а именно часть З3 и З4 статьи 121 273-ФЗ (это как раз та статья, которая предусматривает ограничение обязанностей и запреты конкретно для депутатов региональных парламентов) словами: "осуществляющих свои полномочия на постоянной основе", то есть, прямо закрепив тем самым запрет на совмещение депутатской и иной оплачиваемой деятельности исключительно для депутатов законодательных (представительных) органов госвласти субъектов Федерации, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе.
Таким образом, мы полагаем, что прямое закрепление данного подхода в 273-ФЗ представляется допустимым, поэтому, уважаемые коллеги, просим поддержать.
Профильный комитет данный законопроект единогласно поддержал.
Из субъектов Российской Федерации поступило около 70 отзывов, все они содержат позицию в поддержку данной законодательной инициативы.
Комитет по федеральному устройству и вопросам местного самоуправления, как соисполнитель, также поддерживает принятие данного законопроекта.
Если будут поправки, профильный комитет готов внимательно рассмотреть при подготовке законопроекта ко второму чтению.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы концептуальных замечаний к законопроекту не имеет.
Уважаемые коллеги, просим поддержать и от авторов, и от комитета и проголосовать за данный законопроект в первом чтении. Благодарна за внимание.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, есть ли вопросы к докладчику?
Включите запись на вопросы.
Покажите список.
Гильмутдинов Ильдар Ирекович.
Гильмутдинов И. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Василий Иванович, спасибо большое за данный законопроект, это на самом деле снимает многие вопросы и уточняет. Но я хотел бы сказать, что есть некие уточняющие наши предложения, я соответствующее письмо в комитет отправил, где бы нам более четко прописать о том, что это в том числе лица, государственные должности и муниципальные должности подпадают под эту норму. Я соответствующую поправку внесу, прошу комитет внимательно посмотреть.
Спасибо большое, Василий Иванович.
Пискарев В. И. Ильдар Ирекович, я вас равно как и всех здесь присутствующих депутатов приглашаю для работы в комитет при подготовке законопроекта ко второму чтению. Обязательно мы учтем ваши предложения и внимательно их рассмотрим. Спасибо.
Председательствующий. Куринный Алексей Владимирович.
Куринный А. В., фракция КПРФ.
Спасибо.
"Уважаемый Василий Иванович, я так совсем и не понял, в общем-то, требуется внесение изменений в законодательство или не требуется? Это вот некие там опасения региональных парламентов, которые шлют нам обращения, а в принципе и буквальное толкование вроде как дает однозначное понимание того, что не надо вносить изменения. Это первый вопрос.
И второй. Если всё-таки толкование однозначно говорит о том, что изменения необходимы, кто просмотрел из юридической службы данный момент, что мы вынуждены через несколько месяцев только что принятый фактически закон вновь править?
Пискарев В. И. Спасибо большое за вопрос.
Коллеги, я уже начал с того, что основой для инициативы послужили многочисленные обращения региональных парламентов. Эти обращения были направлены как в комитет профильный, так и к вам. Многие здесь присутствующие обращались также, приходили с просьбами, с предложениями внести корректировку в этот закон.
Буквальное толкование, на мой взгляд, предполагает то, что я уже сказал, отсутствие основания для внесения корректировок, но учитывая массовые обращения депутатов, граждан, что есть некое недопонимание, в некоторых субъектах стали органы надзора смотреть на этот законопроект с точки зрения соответствия деятельности депутата этому закону — 273-му, поэтому решили уйти от возможных, скажем, неоднозначных толкований этих положений, поэтому решили прямую норму внести, прямой запрет — конкретный, чёткий понятный, чтобы не было оснований для, скажем так, двоякого толкования.
Я считаю, что это нормально и законы должны быть прописаны, чтобы не было, таким образом, каких... ну, разных толкований.
Была ли допущена ошибка? Юридико-технических ошибок допущено не было, никаких ошибок тоже не было допущено, мы вносим корректировку для правильного понимания и устранения возможных неправильных толкований действий этих положений. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Включите запись на выступление. Покажите список, Исаев Андрей Константинович, пожалуйста.
Исаев А. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич! Но я не сомневаюсь, что все присутствующие в этом зале законопроект поддержат, потому что о его принятии (об этом сказал Василий Иванович) нас просили наши коллеги в региональных парламентах.
Большинство депутатов региональных парламентов сегодня является не освобождёнными, они не получают заработную плату, и многие из них работают руководителями: директора школ, главные врачи больниц, руководители заводов, руководители сельскохозяйственных предприятий. Заинтересованы мы в том, чтобы они были депутатами? Безусловно, да. Это квалифицированные, опытные, авторитетные люди, которые разбираются во многих вопросах своего региона и которые способны принимать очень квалифицированные законодательные решения.
Должны мы при этом оставить им возможность получать свой заработок по основному месту работы в условиях, когда они работают практически на общественных началах? Тоже, безусловно, да.
Здесь был задан вопрос, допущена ли была ошибка? В каком-то смысле да. Почему? Сам по себе законопроект, если рассматривать его в общем массиве законов, не содержал вот этой дискриминационной нормы, но он мог быть так истолкован.
И, к сожалению, это произошло. В целом ряде регионов прокуроры стали приходить к законодательным собраниям и говорить: ребята, готовьтесь складывать мандаты. В ряде регионов это означало бы вообще перевыборы законодательных собраний.
Поэтому в данном случае, принимая этот закон, мы двоякое толкование нормы устраняем, мы, то, что написано уже и так в другом законе, переносим в этот закон, чтобы его нормы не могли быть истолкованы таким образом, чтобы это повлияло на нормальную работу наших коллег в законодательных органах власти.
Плохо это или хорошо? Я считаю, что хорошо. Если кто-то считает, что хорошая власть — это власть, которая не ошибается, то он ошибается сам, такой власти не бывает. Хорошая власть — это власть, которая умеет заметить свою ошибку и своевременно её исправить.
Государственная Дума не боится исправлять сложности, ошибки, мы понимаем, что законы, они изначально принимаются всё-таки здесь, а потом сама жизнь заставляет нас их корректировать. Это нормальная практика законодательных органов.
Надеюсь, что Государственная Дума будет работать так и дальше. И, уважаемые коллеги, предлагаю и прошу всех поддержать законопроект.
Председательствующий. Диденко Алексей Николаевич, пожалуйста. С места.
Диденко А. II., председатель Комитета ГД по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, фракция ЛДПР. Спасибо, Александр Дмитриевич.
Уважаемые коллеги, несколько вопросов поступило, поэтому я тоже как комитет-соисполнитель. И 184-й закон - это закон, который наш комитет ведёт, а он коррелирует все эти права и обязанности, запреты синхронно с законом "О противодействии коррупции".
Так вот тут мысль была, и вопрос, по-моему, Алексей Владимирович задавал о том, что, кто просмотрел и действительно ли текст, текущий текст без изменений, который пока остаётся. Действительно, он запрещает депутатам, работающим на непостоянной профессиональной основе, значит, вернее, запрещает занимать должности в некоммерческих организациях и в коммерческих.
Вот детальное толкование, системное толкование всех норм, мы с правовиками много смотрели, причем не только в Государственной Думе, там Государственно-правовое управление давало свое заключение, все-таки пришли к выводу, что с точки зрения формального подхода даже действующие нормы, значит, позволяют депутатам, работающим на непостоянной и постоянной основе, занимать должности некоммерческие в коммерческих организациях. По, как всегда неоднозначность нормы может повлечь за собой проблемы в практике применения, особенно у правоприменителей, которые, значит, основной вид деятельности имеют надзирающий вид деятельности.
В этой связи у нас появились опасения, что действительно органы прокуратуры не только там регионального уровня, но у нас существуют и другие уровни в прокурорской системе, могут проявить, скажем так, инициативу и неверно истолковать специальную норму. Специальная норма установлена в законе "О противодействии коррупции", нормы общие в законе "Об общих принципах организации органов...", так вот надзиратель, конечно, будет смотреть, надзирающий орган будет смотреть, конечно, норму специальную, не будет он смотреть в системе со 174 законом, не будет смотреть, кто из депутатов замещает должность, кто не замещает должность, кто работает на постоянной основе, кто не на постоянной, он просто будет относиться ко всем депутатам одинаково.
Это не совсем правильно, поскольку вы знаете, что у нас система органов государственной власти субъекта это полномочия субъекта, они сами ее определяют и сами же субъекты определяют, кто из депутатов замещает госдолжность, кто не замещает. В каких-то регионах депутат, работающий на постоянной основе замещает должность, в каких-то нет, в каких-то депутат, который работает на непостоянной основе, замещающий должность председателя комитета или заместителя председателя комитета в ЗакСе, также может замещать или не замещать должность, это полностью право субъекта определять, значит, замещает или нет депутат в том или ином случае должность.
Поэтому с тем, чтобы не создавать проблемы, значит, в практике применения, мы решили скорректировать норму, наш комитет в рамках соисполнения тоже посмотрел прилагаемые изменения и до начала декларационной кампании 2019 года, на наш взгляд было бы очень уместно все-таки ее привести в удобоваримый вид, в первую очередь, для правоприменителя, а на наш взгляд, и текущий текст, в принципе, всех должен был бы устроить, но он толкуется неоднозначно.
В этой связи фракция ЛДПР поддержит и просит тоже всех коллег поддержать с тем, чтобы в грядущей декларационной кампании не возникло проблем, и не наказать невиновных депутатов.
Председательствующий. Куринный Алексей Владимирович.
Куринный А. В. Уважаемые коллеги, я не зря задал такой вопрос.
Если бы было однозначное токование понятное и буквальное, и правоприменительная практика бы никуда в сторону нас не завела.
Раз у прокурора возникли вопросы, а это, я напомню, как правило, квалифицированные юристы, значит, наш законопроект породил эти сомнения, а это значит, что, по большому счёту, возникла ошибка здесь, на уровне Государственной Думы, и кто-то недосмотрел, кто-то не увидел, что противоречие существует между двумя нормативными актами. И я бы не разделил там мнение Андрея Константиновича, ничего страшного. Ну, подумаешь, чуть не разогнали там часть субъектовых региональных собраний законодательных или ещё чего-то. Мы же вовремя устранили там по прошествии нескольких месяцев. Это брак, откровенный брак, за который должны быть, я не говорю там, наказаны или, я, в принципе, некровожадный, но выводы должны быть сделаны.
Что это такое, когда мы через несколько месяцев вносим изменения в закон, и для того, чтобы разъяснить региональным прокурорам, что не надо выгонять депутатов региональных собраний, которые не работают на постоянной основе. Ну всё же понятно.
И это к вопросу качества подготовки соответствующих документов, мы вчера с вами убедились. Вот их основной закон, да, Конституция Российской Федерации и вносимые вчера соответствующие изменения. Тут смотрим, тут не смотрим. Тут изымаем, здесь не изымаем. Я говорю про поправки, которые мы вчера голосовали. Когда мы проголосовали поправку в одной из таблиц дополнительных, не изменив соответственно поправку номер 15, которую предварительно приняли. И получается, мы две редакции фактически приняли во втором чтении разные пункта "е", а сегодня вот, вроде, как в третьем чтении уточнили, какая из этих двух принятых первоначально поправок вносится и будет действовать в Конституции, поэтому подход к документам должен быть особо тщательным.
JT то, что прощается там некоторым, пускай органам местного самоуправления в силу отсутствия у них опыта, специалистов, не должно как-то характеризовать или не должно как-то отражаться на работе Государственной Думы. Я думаю, таких ошибок повторять больше не надо, потому что можно потом опять похвалиться, что приняли очередной федеральный закон дополнительный, исправили свою же собственную ошибку, поставить дополнительную галочку там по количественным показателям, но это не показатель хорошей работы, это показатель низкого качества, по большому счёту, и не хотелось бы, чтобы такое повторилось.
Фракция КПРФ поддерживает данный законопроект и будет голосовать за. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Представитель президента? Правительства? Докладчик?
Заключительное слово. Пискареву включите.
Пискарев В. И. Спасибо большое.
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги, не согласен с утверждением о наличии ошибки, ошибки нет. Отсутствие ошибки подтверждается соответственно заключением известных юристов, экспертов.
Поэтому здесь мы не ошибку устраняем, мы устраняем возможность неоднозначного толкования отдельных норм закона по противодействию коррупции.
Поэтому, коллеги, просим поддержать и приглашаем для работы к законопроекту ко второму чтению. Спасибо. Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 121 Федерального закона "О противодействии коррупции". Пункт 17. Включите режим голосования.
Покажите результаты.
Результаты голосования (12 час. 48 мин. 02 сек.) Проголосовало за 412 чел 91,6 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 412 чел.
Не голосовало 38 чел. 8,4 %
Результат: принято Принимается единогласно в первом чтении.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments