leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

СФ одобрил закон РФ о поправке к Конституции РФ

СФ одобрил закон РФ о поправке к Конституции РФ
27. 885214-7 СФ одобрил закон РФ о поправке к Конституции РФ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти»
Председатель комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас Более половины поправок связаны с вопросами социальной политики Пересмотреть социальные гарантии в худшую сторону будет невозможно Единая система публичной власти Общественное здоровье впервые появляется в Конституции Одно и то эе лицо не может занимать должность президента более двух сроков подряд Действующему президенту разрешено баллотироваться на следующих выборах Вчера такая поправка принята Думой Окончательное решение примут граждане на всероссийском голосовании Научно-техническое развитие РФ Вводится предварительный конституционный контроль. У КС появляются существенные новые полномочия РФ светское государство Никакая религия не может быть государственной Русский язык государствообразующего народа союз равноправных народа У нас появился новый институт неполитическое общественное наблюдение Если КС одобрит проводится общероссийское голосование После голосования президент издает указ- о вступлении в силу
Олег Мельниченко
Виктор Бондарев
Константин Косачев Недопущение вмешательства статья появляется впервые и позиционирует РФ на мировой арене Неприкосновенность и целостность своей территории Противоречащие международные акты решения международных судов не подлежат исполнению по решению КС
Анатолий Артамонов Укрепление уверенности в завтрашнем дне
Андрей Кутепов
Алексей Майоров Отраслевые вопросы СХ впервые нашли отражение в Конституции как и здорового образа жизни
Инна Святенко Оплата труда не может быть ниже ПМ Институт семьи как союз мужчины и женщины Дети важнейший приоритет государственной политики
Лилия Гумерова Закреплена ценность культуры Культура поддерживается и охраняется государством Научно-техническая политика
Вячеслав Тимченко
Генпрокурор Игорь Викторович Краснов Единая система публичной власти Работа прокуроров становится более значимой Заслушивание ежегодного доклада Генпрокурора
Татьяна Москалькова Запрос на справедливость Решение СФ предсказуемое положительное, главное чтобы поправки воплотились в жизнь
Лидия Михеева, секретарь ОП Отклик общества На специальный электронный адрес получили полторы тыс предложений
Валерий Фадеев Социальное государство является важнейшим достижением.
Алесей Пушков Будут переписывать историю Защита исторической памяти принципиальный Традиционные ценности здесь у нас будут союзники и за рубежом на фоне новых ценностей
Светлана Горячева Меня 9 часов расстреливали Верховый Совет России выступал против шоковой терапии Тогда Конституция голосовалась скопом теперь требуют постатейно Кому нужно это лоскутное одеяло Нужно подумать поменять информационную политику государства.
Людмила Нарусова Не собиралась выступать, слова Горячевой о лоскутном одеяле Голосовать нужно порознь
Ольга Ковитиди Крымчане в полном объеме поддерживают все поправки
Валентина Матвиенко Поправки затрагивают все сферы жизни Главное будет ли реализован запрос на улучшение жизни. Процесс конституционных преобразований запущен президентом очень вовремя. Укрепление суверенитета в период турбулентности на международной арене чрезвычайно важно. Мы не можем допустить вмешательства извне. Сохранить независимость решений которую мы не имеем права утратить. Поправка Терешковой, тут же сделали вывод все это сделано для обнуления сроков президента. Это не так, можно было сделать и законом Эксперты обнуляют социальные обязательства. Президент готов пойти на конкурентные выборы. Сохранить геополитическую стабильность Уже падение цен остановилось. Думаю Владимир Владимирович должен иметь возможность пойти на выборы. Конституция должна стать консолидирующей силой общества.
Поправка 160 1 3 15:31
Закон в целом 160 1 3 15:32

Из стенограммы 476-го заседания СФ 11.03.20
Председательствует Председатель Совета Федерации В.И. МАТВИЕНКО
Председательствующий. Коллеги, теперь о дальнейшей нашей работе. Хочу вас проинформировать о том, что сегодня утром сразу после принятия в третьем чтении в Государственной Думе к нам поступил одобренный Государственной Думой проект закона о поправках в Конституцию. Вы все с ним знакомы, мы работали на стадии подготовки, на стадии его прохождения в Государственной Думе. Сейчас мы объявим перерыв, для того чтобы вы провели заседания комитетов, еще раз рассмотрели окончательную редакцию, высказали свои мнение, заключение. И далее в 14 часов мы продолжим работу. Порядок мы объявим, но в рамках порядка подразумеваются выступления всех председателей комитетов с заключениями комитетов.
Коллеги, поскольку обсуждение у нас займет много времени, постарайтесь до трех минут изложить четко и внятно позицию каждого комитета по итогам рассмотрения.
У вас будет еще время, я надеюсь, попить чай. И я приглашаю (у нас заново будет проведена регистрация): в 14 часов мы будем рассматривать важнейший вопрос. Все должны быть в зале и активно участвовать в работе. Спасибо.
Объявляется перерыв до 14 часов.
(После перерыва)
Председательствует Председатель Совета Федерации В.И. МАТВИЕНКО
Председательствующий. Уважаемые коллеги! Прошу всех занять свои места и подготовиться к регистрации. Коллеги, прошу всех зарегистрироваться. Идет регистрация.
Результаты регистрации (14 час. 00 мин. 53 сек.)
Всего членов СФ 170 чел. 100,0%
Присутствует 164 чел. 96,5%
Отсутствует 6 чел. 3,5%
Решение: кворум есть
Кворум имеется.
У нас на заседании отсутствуют только шесть человек по уважительным причинам – по состоянию здоровья, все остальные сенаторы на месте.
Переходим к следующему, двадцать седьмому вопросу повестки заседания – о проекте закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти".
По данному вопросу на заседании присутствуют: официальный представитель Президента Российской Федерации, председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству Крашенинников Павел Владимирович; официальный представитель Президента Российской Федерации, директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации Талия Ярулловна Хабриева; Генеральный прокурор Российской Федерации Игорь Викторович Краснов; Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Николаевна Москалькова; секретарь Общественной палаты Российской Федерации Лидия Юрьевна Михеева; советник Президента Российской Федерации, председатель Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Валерий Александрович Фадеев.
Коллеги, предлагается следующий порядок рассмотрения вопроса: выступление председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, официального представителя Президента Российской Федерации при рассмотрении данного проекта закона Андрея Александровича Клишаса (до 30 минут); вопросы членов Совета Федерации к докладчику и иным официальным представителям; выступления председателей комитетов Совета Федерации (до трех минут каждому); выступление Генерального прокурора Российской Федерации; выступление Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации; выступление секретаря Общественной палаты Российской Федерации; выступление председателя Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека; выступления членов Совета Федерации. Выступления членов Совета Федерации есть предложение провести общей продолжительностью до 30 минут. Нет у вас возражений? Нет. Принимается.
Слово предоставляется председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, официальному представителю Президента Российской Федерации при рассмотрении данного проекта закона Андрею Александровичу Клишасу.
Андрей Александрович, прошу Вас.
А.А. Клишас, председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Красноярского края.
Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые коллеги, Игорь Викторович, представители президента при рассмотрении данного вопроса, все участники заседания! Мы принимаем поправки к действующей с 1993 года Конституции.
За более чем 26 лет своего действия Конституция России доказала свою эффективность, а нормы о конституционном строе и правах и свободах человека до сих пор не исчерпали своего потенциала. О потенциале конституционных норм говорил и Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин. Неоднократно Председатель Совета Федерации Валентина Ивановна Матвиенко также подчеркивала значение прав и свобод в действующей Конституции Российской Федерации.
Важно сохранить и приумножить тот положительный опыт конституционно-правового развития, который мы накопили за последние 26 лет. Во многом это стало возможным благодаря решениям Конституционного Суда, который постоянно обогащал и актуализировал содержание конституционных положений с учетом особенностей развития общественных отношений.
Отдельные и наиболее значимые достижения государственного и общественного развития действительно нуждаются в своем закреплении в конституционном тексте, ведь зафиксировать их на конституционном уровне – это значить придать им свойства необратимости, невозможности пересмотра тех позитивных результатов, которых добилась наша страна за последние годы. Поэтому мы рассматриваем именно поправки в главы с 3 по 8 Конституции Российской Федерации.
Несколько слов о структуре проекта закона, который вам предлагается. Статья 1 проекта закона предусматривает внесение поправки в Конституцию Российской Федерации. Статья 1 – это сам текст поправки, обращаю ваше внимание. Именно в связи с этим предусмотрено отдельное голосование по данной статье. В статье 2 закрепляются требования к порядку организации и проведения общероссийского голосования, результаты которого являются обязательным условием для внесения поправки в Конституцию Российской Федерации. А в статье 3 – порядок вступления в силу закона о поправке.
Объем гарантий, предусмотренных поправкой, значительно вырос по сравнению с первоначальной редакцией текста. Члены Совета Федерации принимали активное участие в подготовке поправок. Предложения 35 членов нашей палаты, членов Совета Федерации нашли отражение в тексте проекта закона о поправке.
Итак, по основным блокам.
Наиболее значимыми стали поправки, которые касаются социальных гарантий. В отношении данной же темы, данной проблемы поступало и максимальное количество предложений со стороны граждан и регионов. Обеспечение и защита социальных прав – это приоритетное направление деятельности публичной власти, что неоднократно подчеркивалось на высшем государственном уровне.
Поправки к Конституции предполагают закрепить положение о проведении социально ориентированной государственной политики (это статья 114 проекта), гарантии МРОТ – не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по России (часть 5 статьи 75), обязательного социального страхования, адресной социальной поддержки граждан, индексации социальных выплат (часть 7 статьи 75), а также индексации размера пенсий не реже одного раза в год (часть 6 статьи 75).
В статье 671 Конституции устанавливается, что дети являются важнейшим приоритетом государственной политики (это редакция, которую вчера Государственная Дума предложила в ходе второго чтения). Государство создает условия, способствующие всестороннему развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Еще раз хочу подчеркнуть, что опасение представителей гражданского общества, родительской общественности в части того, что могут появиться органы ювенальной юстиции, лишены под собой каких бы то ни было правовых оснований. Органов ювенальной юстиции в России нет и не будет.
Поправки предусматривают необходимость создания условий для устойчивого экономического роста страны, повышения благосостояния граждан, закрепления гарантий защиты достоинства граждан и уважения человека труда (эта поправка – теперь статья 751).
Социальный блок поправок, с одной стороны, фиксирует определенный уровень государственных гарантий, который был достигнут за предшествующий период, а с другой, задает социальную ориентированность государственной политики на будущее (это тоже закрепляет ряд статей). Внесение рассматриваемых изменений возлагает на органы власти определенные обязанности по принятию мер, обеспечивающих социальную защиту населения. Закрепление в Конституции положений, направленных на конкретизацию принципа социального государства, возлагает на государство дополнительные обязанности по обеспечению действия социальных гарантий, пересмотреть которые в худшую сторону станет невозможно.
Вопросы, которые касаются организации власти. Целью изменения порядка организации и функционирования публичной власти (а я подчеркну, что это понятие впервые появляется в Конституции) является создание условий для повышения качества и уровня жизни граждан, а это основная цель вносимых в Конституцию изменений.
Поправкой устанавливается, что органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения. Введение понятия единой публичной власти не отменяет самостоятельности местного самоуправления и принципа разделения властей. В статьях 131, 132 и 133 Конституции уточняются конституционные гарантии местного самоуправления.
Поправки предусматривают возможность создания федеральных территорий в соответствии с федеральным законом (статья 67).
Уточняются предметы ведения Российской Федерации, предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, касающиеся, в частности, вопросов организации публичной власти (пункт "г" статьи 71), научно-технологического развития (пункт "е" статьи 71), здравоохранения (пункт "ж" части 1 статьи 72), защиты семьи и детства (пункт "ж1" части 1 статьи 72), молодежной политики (пункт "е" части 1 статьи 72), сохранения и укрепления общественного здоровья (тоже впервые появляется термин в Конституции), создания условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры, ответственного отношения граждан к своему здоровью (пункт "ж" части 1 статьи 72), охраны окружающей среды (пункт "д" части 1 статьи 72), обеспечения безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, обороте цифровых данных (пункт "м" и "и" статьи 71).
Для граждан важно иметь гарантии неизменности достигнутого уровня социальных обязательств государства и сохранения в качестве приоритета социально ориентированной государственной политики на будущее.
Важной гарантией обеспечения стабильного развития государства является предоставление действующему президенту права баллотироваться на следующих президентских выборах. Такая поправка вчера была предложена на заседании Государственной Думы депутатом Терешковой. Поправкой устанавливается, что одно и то же лицо не может занимать должность президента более двух сроков. При этом в статью 81 Конституции и в статью 3 закона о поправках внесены дополнения переходного характера для действующего главы государства.
Конституционный Суд рассмотрит вопрос о соответствии внесенных поправок Конституции. Окончательное же решение о возможности закрепления в законе о поправке к Конституции права действующего главы государства участвовать в следующих выборах президента примут граждане на общероссийском голосовании. В целях усиления требований к кандидату на должность президента уточняются положения статьи 81 Конституции о постоянном проживании кандидата на территории России не менее 25 лет. Данная статья также дополняется положением об отсутствии у кандидата на момент участия в выборах и ранее гражданства иностранного государства и иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание за рубежом.
В соответствии с изменениями, которые вносятся в статьи 80 и 83 Конституции, президент осуществляет полномочия по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов, входящих в единую систему публичной власти, а также осуществляет общее руководство Правительством Российской Федерации.
Поправка в статью 83 Конституции также предусматривает полномочия президента по назначению председателя правительства, его заместителей и министров, за исключением того, что мы с вами называем условно "силовой блок" (я вернусь к этому), кандидатур, которые утверждены Государственной Думой (статья 103) по представлению президента, и освобождению указанных лиц от должности, а также полномочия президента по назначению на должность после консультаций с Советом Федерации (статья 102) и освобождению от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел и юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций, общественной безопасности, генерального прокурора, его заместителей, прокуроров субъектов и иных прокуроров, для которых такой порядок назначен и установлен в соответствии с федеральным законом. Президент утверждает данных лиц по согласованию с Советом Федерации и утверждает по предложению председателя правительства структуру федеральных органов исполнительной власти (поправка в статью 83).
В целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики и приоритетных направлений социально-экономического развития государства формируется Государственный совет (пункт "ж1" статьи 83 Конституции).
Для содействия главе государства в реализации его полномочий по вопросам обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства, а также поддержания гражданского мира и согласия в стране, охраны суверенитета, независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз формируется Совет Безопасности (пункт "ж" статьи 83).
Администрация президента формируется в целях обеспечения реализации полномочий президента (пункт "и" статьи 83).
Полномочия Совета Федерации и Государственной Думы.
Крайне важным и своевременным шагом является укрепление взаимодействия законодательной и исполнительной ветвей власти посредством предоставления палатам Федерального Собрания дополнительных полномочий. Поправки призваны гарантировать тонкую настройку процесса формирования правительства, одновременно расширяя парламентское участие и оставляя за президентом при этом ведущую роль в формировании правительства.
Уточняется порядок назначения Председателя Счетной палаты и его заместителей (статьи 102 и 103).
Вопросы ведения Совета Федерации дополняются положениями о заслушивании ежегодных докладов генерального прокурора о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации.
Вопросы ведения Государственной Думы дополняются вопросом о заслушивании ежегодных докладов Центрального банка.
В Конституции закрепляется право Совета Федерации и Государственной Думы осуществлять парламентский контроль, в том числе направлять парламентские запросы руководителям органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Поправкой уточняется и порядок формирования Совета Федерации и вводится понятие сенатора Российской Федерации. Это предложение сенаторов, в том числе и комитета нашего по федеративному устройству и комитета по Регламенту.
Итак, в соответствии с новыми положениями Конституции в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта, Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, пожизненно, при этом он вправе отказаться от полномочий сенатора Российской Федерации, а также не более 30 представителей Российской Федерации, назначаемых президентом, из которых не более семи могут быть назначены пожизненно из числа лиц, имеющих выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности.
Уточняется порядок реализации права Государственной Думы выразить недоверие Правительству Российской Федерации.
Поправки, которые касаются статуса правительства.
В соответствии с дополнением в статью 113 Конституции председатель правительства несет персональную ответственность перед президентом за осуществление возложенных на правительство полномочий.
Закрепляются полномочия правительства по обеспечению проведения в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды (пункт "в" части 1 статьи 114), функционирования системы социальной защиты инвалидов (пункт "б2" части 1 статьи 114), осуществлению мер по поддержке институтов гражданского общества (часть 1 статьи 114), добровольческой и волонтерской деятельности (также часть 1 статьи 114), содействия предпринимательству и развитию частной инициативы. Закрепляются полномочия по государственной поддержке научно-технологического развития Российской Федерации, сохранения и развития ее научного потенциала (пункт "б1" части 1 статьи 114).
Хочу отметить особую роль и Российской академии наук, ее президента в подготовке и обсуждении данных поправок.
Особую благодарность я хочу выразить и сопредседателю рабочей группы по подготовке поправок – директору института законодательства и сравнительного правоведения Талие Ярулловне Хабриевой.
На площадке института, на других научных площадках, уважаемые коллеги, проходило очень подробное, предметное обсуждение с участием представителей юридической науки, юридического сообщества всех этих предложений, поэтому я могу вас заверить в том, что эти поправки соответствуют и последним достижениям российской юридической науки.
Они очень подробно обсуждены с нашими известными и авторитетными юристами.
То, что касается статуса судов. Поправкой вносятся существенные изменения в конституционные положения о судебной власти, уточняются положения о назначении на должность по представлению президента председателей, заместителей председателей, судей Конституционного Суда, Верховного Суда, прекращении их полномочий, а также полномочий судей кассационных, апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи (это поправки в статьи 83 и 102).
Я хочу обратить ваше внимание, уважаемые коллеги, что здесь было достаточно много критики по поводу того, что мы как-то нарушаем независимость судей. Но если мы с вами объективно просто сравним тот порядок, который предложен в президентских поправках и в предлагаемом вам проекте, с тем порядком, который действует сегодня по освобождению судей от должности, то вы увидите, что порядок, который предлагается в поправках к Конституции (именно через парламент принятие такого рода решения), намного более открытый, демократичный и служит именно укреплению судебной власти.
У нас наступает и новый этап развития в нашей конституционной юстиции. Вводится предварительный конституционный контроль, который позволит обеспечить защиту конституционных прав граждан. Необходимость его введения вызвана достаточно большим количеством обращений граждан в Конституционный Суд. И парламент обязан на это отреагировать. Мы с вами чуть ли не каждое заседание (уж, во всяком случае, каждый месяц – точно) рассматриваем законы, поправки в которые вносятся во исполнение решений Конституционного Суда. И, как правило, это происходит потому, что граждане доказывают, что те или иные положения закона нарушают их конституционные права и свободы.
Согласно данным изменениям Конституционный Суд проверяет по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан конституционность законов и иных нормативных актов, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты, по запросам судов проверяет конституционность нормативных актов, подлежащих применению в конкретном деле, по запросу президента проверяет конституционность проектов законов (обращаю ваше внимание: у Конституционного Суда появляются очень существенные новые полномочия), проверяет проекты законов о поправке к Конституции, проекты федеральных конституционных и федеральных законов, а также принятых законов до их подписания.
В Конституции закрепляется обязанность применения в истолковании, данном Конституционным Судом, актов и их отдельных положений, признанных конституционными (часть 6 статьи 125).
В целях создания условий для обеспечения суверенитета с учетом последовательного выполнения Россией международно-правовых обязательств предлагается установить, что решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров в их истолковании, противоречащем Конституции, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Рассмотрение указанного вопроса, а также вопроса о возможности исполнения решения иностранного или международного суда, в том числе третейского (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка, предлагается также отнести к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации (это пункт "б" части 51 статьи 125).
Значимым и своевременным представляется закрепляемый в Конституции принцип неотчуждаемости территории, направленный на обеспечение суверенитета и территориальной целостности нашей страны. Устанавливается конституционный запрет на действия (за исключением делимитации, демаркации, редемаркации границы с сопредельными государствами), направленные на отчуждение части территории, а также призывы к таким действиям (часть 21 статьи 67).
Закрепляется преемственность в развитии Российского государства. Согласно поправке Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство (часть 1 статьи 671)
Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Это положения статьи 13 Конституции Российской Федерации. Это основы конституционного строя, и эти положения остаются неизменными.
В год празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне важно сохранить память о наших защитниках Отечества и значение подвига народа. Поправка является ответом на вопрос о необходимости обеспечения защиты исторической правды: "Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды" (часть 3 статьи 671).
Вносятся уточнения, согласно которым государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык, как язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов России (статья 68).
Проект закона о поправке к Конституции предусматривает установление в отношении лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, должности государственной и муниципальной службы, требований о постоянном проживании в Российской Федерации и об отсутствии гражданства иностранного государства или документа, подтверждающего право на постоянное проживание за границей, а также запрета иметь счета (вклады), хранить денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
Указанные требования и запреты закрепляются в Конституции в отношении Президента Российской Федерации (я думаю, вы помните, что на встрече с рабочей группой президент сам настоял на включении президента в этот перечень (это статья 81), сенаторов Российской Федерации (это статья 95), депутатов Государственной Думы (статья 97), судей (статья 119), председателя правительства и его заместителей, руководителей федеральных органов исполнительной власти (статья 110) и федеральных государственных органов (статья 78), уполномоченного по правам человека (статья 103), прокуроров (статья 129), глав субъектов (статья 77), а также лиц, замещающих должности государственной и муниципальной службы (статья 71).
Я особо обращаю на это внимание. У нас вопросы организации государственной и муниципальной службы – вопросы совместного ведения, а установление ограничений по данным должностям Конституция относит к статье 71, к исключительному ведению Федерации.
В проекте закона о поправке заложен юридический механизм, который гарантирует, что решение по поправкам принимают граждане, и только по итогам общероссийского голосования поправки могут быть включены в Конституцию.
Статья 2 проекта закона закрепляет гарантию участия граждан в общероссийском голосовании на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Такое участие является свободным, добровольным. Подготовка и проведение голосование осуществляются открыто и гласно.
В целях организации и проведения общероссийского голосования ЦИК России наделяется полномочиями по утверждению порядка общероссийского голосования, обеспечению информирования граждан, в том числе возможности их ознакомления с текстом закона о поправке к Конституции, утверждению формы и текста бюллетеня, установлению итогов голосования и определению его результатов, определению порядка финансового обеспечения, а также иными полномочиями по организации, подготовке и проведению общероссийского голосования.
Контроль за подсчетом голосов осуществляют Общественная палата Российской Федерации и общественные палаты субъектов Российской Федерации, которые назначают наблюдателей.
Я напомню, коллеги, что перед президентскими выборами у нас появился, по сути дела, новый институт избирательного права – это независимое, неполитическое общественное наблюдение, и на президентских выборах в 2018 году этот институт показал свою эффективность.
Поправки вступают в силу со дня официального опубликования результатов в случае, если изменения получили одобрение в ходе общероссийского голосования. Закон о поправке к Конституции вступает в силу со дня его официального опубликования после одобрения его органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов, за исключением ряда положений статьей 1 и 2 закона о поправке к Конституции, которые вступают в силу в особом порядке. Здесь идет, в первую очередь, речь о заключении Конституционного Суда.
Президент направляет запрос о соответствии не вступивших в силу поправок в Конституцию, а также порядка вступления в силу поправок в Конституционный Суд, который обязан дать соответствующее заключение. Еще раз обращаю внимание, что это положение закона.
В случае если Конституционный Суд дает заключение о соответствии Конституции Российской Федерации как поправок, так и порядка их вступления в силу, проводится общероссийское голосование. Дату голосования назначает Президент Российской Федерации. Такая процедура необходима для окончательного устранения всех возможных сомнений относительно соответствия предлагаемых поправок и порядка их вступления в силу действующим положениям Конституции.
После одобрения в ходе общероссийского голосования изменений в Конституцию, предусмотренных поправкой, президент издает указ об официальном опубликовании Конституции с внесенными в нее поправками, а также с указанием даты вступления их в силу.
Все комитеты Совета Федерации рассмотрели данные поправки. Наш комитет на своем заседании перед началом данной части пленарного заседания рассмотрел уже одобренный Государственной Думой в трех чтениях закон о поправке и единогласно принял решение рекомендовать его одобрить.
Предлагается рекомендовать Совету Федерации одобрить проект закона о поправке к Конституции "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти".
С этой целью предлагается голосование отдельно по вопросам об одобрении поправки к Конституции статьи 1 данного проекта закона и об одобрении закона в целом.
В соответствии со статьей 108 Конституции Российской Федерации закон о поправке к Конституции принимается в порядке, предусмотренном для федерального конституционного закона, и считается принятым после одобрения в обеих палатах парламента. Спасибо.
Председательствующий. Благодарю Вас, Андрей Александрович, за очень основательный доклад.
Коллеги, кто бы хотел задать вопрос, просьба записаться.
Я задаю вам вопрос. Есть ли желающие что-то уточнить, выяснить для себя?
Настолько внятным, нормальным языком было изложено, настолько убедительно и доказательно, что вопросов, Андрей Александрович, к Вам нет. Ставим Вам "пятерку". Садитесь, пожалуйста.
Коллеги, переходим к выступлениям председателей комитетов.
Прошу Олега Владимировича Мельниченко, председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера.
Пожалуйста, Олег Владимирович.
О.В. Мельниченко, председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Пензенской области.
Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые коллеги! Рассматриваемые поправки в Конституцию являются стратегически важными для успешного развития нашей страны. В рамках вопросов ведения комитета отмечу ряд важных изменений.
Первое. Очень значимым шагом является закрепление в Конституции возможности создания федеральных территорий, организация публичной власти на которых будет устанавливаться федеральным законом. Положительный опыт успешного развития таких особых территорий накоплен во многих демократических федеративных государствах.

продолжение стенограммы см. https://leo-mosk.livejournal.com/7461159.html

окончание см. https://leo-mosk.livejournal.com/7461387.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments