leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Отклонен законопроект СР об увеличении вывозных таможенных пошлин на нефть

Отклонен законопроект СР об увеличении вывозных таможенных пошлин на нефть - Коломейцев Мы единственное государство которое терпит диктат нефтяного лобби
42. 743083-7 Госдума в итоге споров отклонила в первом чтении законопроект «О внесении изменений в Закон РФ «О таможенном тарифе» в части увеличения ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти»
Документ внесли 01.07.19 Депутаты ГД С.М.Миронов, О.Н.Епифанова, М.В.Емельянов, О.А.Нилов, А.А.Ремезков, В.К.Гартунг, Д.А.Ионин, В.В.Белоусов, О.В.Шеин (СР); О.А.Николаев (в период исполнения им полномочий депутата ГД).
Представил депутат Валерий Гартунг.
Член комитета по бюджету и налогам Сергей Чижов.
Законопроектом предусматривается:
- исключение применения понижающего корректирующего коэффициента при определении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты, а также возможность установления повышенных вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты в случае резкого повышения цен на мировых рынках нефтяного сырья.
- признание утратившими силу норм Закона РФ от 21 мая 1993 г. №5003-1 «О таможенном тарифе», наделяющих Правительство РФ правом принимать решение об установлении формул расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанных из нефти, в размерах, установленных законодательством, с возможностью устанавливать понижающий коэффициент (коэффициенты), применяемый при расчете ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую.
Счетная палата РФ отмечает, что законопроектом предусматривается односторонний пересмотр параметров завершения «налогового маневра». Исключение права Правительства РФ устанавливать ставки вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты в размере 60 % от текущей ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую сроком на 6 мес. в случае роста цены на нефть более чем на 15 % в течение 3 мес. уменьшит возможность оперативно реагировать на изменение цен на рынке моторного топлива.
Первое чтение 107 1 1 15:57

Стенограмма обсуждения
Коллеги, 42-й вопрос у нас готов. Проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе" в части увеличения ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти". Докладывает Валерий Карлович Гартунг.
Гартунг В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ну очень важный законопроект. Прошу минуточку внимания!
Ну вы, наверное, все наблюдаете, как и весь мир, как рухнули котировки компаний, как рухнул у нас рубль и все из-за того, что рухнули цены на нефть, а это все из-за того, что две крупнейших нефтяных державы не договорились, ну Саудовская Аравия и Российская Федерация, и вот мы сейчас видим такие потрясения, которые переживает весь мир.
Мало того, мы пожинаем последствия непродуманной политики правительства, которая осуществив налоговый маневр в нефтяной отрасли, фактически обнулила, ну на данный момент уже обнулила таможенные пошлины, и подняло налог на добычу полезных ископаемых. Таким образом, мы суперприбыльность сделали продажи нефти за рубеж, что теперь позволяет нефтяным компаниям даже при низкой цене, при которой бюджет ничего не получает, иметь прибыльный экспорт, при этом на внутреннем рынке цены взлетели на топливо, как мы знаем, потому что НДПИ мы подняли, и вот для того, чтобы они не были запредельными даже правительству приходилось вводить так называемые отрицательные акцизы. Таким образом, мы пытаемся сбалансировать эту ситуацию тем, что нефтяникам еще из бюджета доплачиваем за то, чтобы они не поднимали цены на внутреннем рынке.
Наш законопроект предлагает развернуть все в обратную сторону. Мы предлагаем поднять тарифы, таможенные тарифы на вывоз сырой нефти, таким образом, мы снизим рентабельность продажи за рубеж сырой нефти, при этом получив дополнительные доходы в бюджет, мы сможем снизить налоги на другие отрасли, например, НДС снизить с 20 до 15 процентов, как вы знаете, мы с 18 до 20 только что недавно подняли. Чем это закончилось, ну мы видим, у нас стагнация в экономике и сегодня уже обваливается, например, производство вагонов тех же, у нас перевозки, грузоперевозки падают и, соответственно, падает и машиностроение.
И вот чтобы эту ситуацию изменить, чтобы изменить тренд развития российской экономики с сырьевого пути на индустриальный, мы и предлагаем поменять налоговую политику. Если мы возим за рубеж сырье, на него нужно вводить таможенные пошлины, таким образом изымать сверхприбыль, ту самую природную ренту, которую нефтяники получают, не отдавая её в бюджет, а мы её предлагаем изымать в бюджет. С другой стороны, это позволит понизить налоги на обрабатывающее производство в виде НДС, снижение НДС, либо профинансировать социальные обязательства государства, в которых мы сегодня отказываем нашим гражданам.
Вот сегодня было несколько законопроектов, которые мы отклоняли, потому что нет источника финансирования. Касаются они детей, касаются семей, которые направляют своих детей на учёбу, платят за это, и им мы даже налоговый вычет не можем увеличить с 6,5 тысяч рублей, именно не вычет налоговый, а возврат налога, подоходного налога уплаченного с 6,5 до 13 тысяч, мы не даём им, да, а при этом триллионы рублей отдаём нефтяникам, триллионы, подчёркиваю, да, нисколько не преувеличиваю. Потому что возвращаемый НДС сейчас при экспорте нефти экспортёрам сырья около двух триллионов рублей, около двух триллионов рублей, не говоря уже о том, что мы обнулили экспортные пошлины, которые тоже брали в бюджет.
Поэтому очень простая тема, да, очень простая форма, формула, которую мы предлагаем, то есть, вернуть прежнее налогообложение. Если ты сырьё за рубеж гонишь, пожалуйста, плати таможенные пошлины, причём, приличные таможенные пошлины. Перерабатываешь внутри страны, пожалуйста, получай налоговые льготы. По-моему, всё разумно, всё просто, и ничего придумывать не нужно. Не надо каких-то там изобретать схем, при которых мы отрицательные акцизы некоторым нефтяным компаниям отдаём, не всем, подчёркиваю.
Я понимаю, что здесь будут потери у чиновников, которые распределяют эти отрицательные акцизы, потому что тогда незачем будет бизнесу идти в эти кабинеты и просить эти отрицательные акцизы. Всё будет прозрачно, и общие правила, по которым будет вся экономика играть, она исключает, вообще, коррупционную составляющую. Ну поэтому, конечно, мы и не видим поддержки Правительства Российской Федерации. Но вы же не Правительство Российской Федерации, вы же народные избранники. Поддержите нашу инициативу, и тогда мы сможем с вами вместе профинансировать все законодательные инициативы, с которыми мы выходим в этом зале, кстати, и авторы тоже из вашей же фракции есть. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Валерий Карлович.
С содокладом от Комитета по бюджету и налогам выступает Юрков Дмитрий Васильевич. Пожалуйста.
Юрков Д. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги, рассматриваемым законопроектом предлагается исключить из статьи закона "О таможенном тарифе" норму о применении при расчёте ставок вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты, понижающие и корректирующие коэффициенты, предполагающие постепенное снижение вывозных таможенных пошлин па нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанные из нефти, начиная с 1 января 20 1 9 года до их обнуления с 1 января 2024 года.
Обращаю внимание, что указанный коэффициент был введён федеральным законом и принят нами в 2018 году в рамках завершения налогового манёвра в нефтегазовой отрасли. Эти нормы применяются во взаимосвязи с положениями Федерального закона 301 "О внесении изменения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации". Размеры коэффициента, предлагаемые к исключению из закона "О таможенном тарифе", синхронизированы с равнозначным повышением корректирующего коэффициента трения для расчёта ставок акцизов, таких как набензол, прокселол, артокселол и прямогонный бензин, который будет увеличен до единицы, до коэффициента единицы за шесть лет с 1 января 2024 года.
В настоящее время в рамках реализации налогового манёвра ставки НДПИ и НДД акцизов планомерно увеличиваются. Исключение коэффициента из формулы расчёта ставок ввозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты также приведёт к их увеличению.
Таким образом, мы полагаем, что принятие предлагаемых изменений в закон без одновременного внесения изменений в Налоговый кодекс увеличит налоговое бремя налогоплательщиков и, как следствие, приведёт к падению рентабельности добычи нефти в период до 2024 года и к росту соответственно цен на нефтепродукты, что в свою очередь неблагоприятно отразится на внутреннем рынке моторного топлива.
Кроме того, законопроектом предусматривается отметить действующий механизм, который предусматривает возможность Правительству Российской Федерации регулировать ставки вывозных пошлин для воздействия на нефтяные компании, чтобы регулировать, поддерживать цены на внутренние рынки и не давать возможности их искусственно завышать.
Полагаем, что отсутствие у правительства необходимых полномочий снизит возможность оперативно реагировать на изменения цен на рынке моторного топлива при форсмажорных обстоятельствах. Правительство Российской Федерации, Счётная палата, а также комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам и Комитет Государственной Думы по энергетике не поддерживают концепцию данного законопроекта. Учитывая изложенное, Комитет по бюджету и налогам также не поддерживает концепцию.
Председательствующий. Спасибо, Дмитрий Васильевич.
Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть.
Включите режим записи на выступления.
Покажите список.
Гартунг, Андрейченко, Коломейцев и Юрков записался, он не успел до своего места дойти, поднимал руку.
Валерий Карлович Гартунг, пожалуйста.
Коллеги, видимо, это последний законопроект мы рассмотрим. И после этого проект постановления у нас ещё. И на этом завершим работу.
Гартунг В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги, ну, наша фракция, конечно же, поддержит этот законопроект. Представитель комитета зачитал обоснования, почему не надо его поддерживать. Но вообще ни в чем меня не убедил. И, честно говоря, я даже не понял, почему, собственно говоря, мы с вами отказываемся от повышения таможенных платежей, то есть от увеличения доходов федерального бюджета за счет нефтяных компаний? То есть когда речь идет о повышении налогов на граждан, то мы тут как тут, мы все ваши законодательные инициативы вынесли, сразу все поддерживаете, да?
Как речь идет об уменьшении вычетов, да, конечно, действительно надо уменьшать вычеты или их не увеличивать.
Как только речь идет о нефтяниках, вы что, нельзя ничего, рентабельность упадет!
Подождите, вы мне объясните, пожалуйста, когда цена на нефть была 80, были рентабельные, стала 30, они все равно рентабельные! Вот, пожалуйста, заявление было, что мы рентабельны при 30 долларах за баррель. И официальные данные это подтверждают. Я просто не взял сейчас сюда на трибуну, но я вам буквально, по-моему, позавчера зачитывал данные, сколько стоит себестоимость добычи нефти у двух крупнейших компаний, и сколько там идет денег на капитальные затраты. С учетом всех платежей они рентабельны. Мало того, я могу сказать, что 6 триллионов рублей за 2018 год они получили прибыли. 6 триллионов.
Если мы примем наш закон, и 2 триллиона из них заберём в бюджет, из шести два отнимите, сколько останется? Четыре триллиона рублей, даже по этому курсу, который сейчас есть, это огромные деньги, они столько не зарабатывали даже в 2014 году, когда цена на нефть была на самой низшей точке. Они всё равно сейчас больше зарабатывают.
Поэтому я вообще не понимаю, почему мы отказываемся получить в бюджет дополнительно два триллиона рублей.
Потом, нам говорят: если вы хотите экспортные пошлины поднять, то давайте мы тогда пересмотрим НДД и НДПИ, там снизим налоги. Да в том-то всё и дело, что мы не предлагаем снижать НДД, налог на добавленный доход, и НДПИ, потому что у них сверхдоходы есть с нефтяной отрасли. И мы спокойно можем два триллиона рублей у них взять.
Мало того, мы считаем, что не только эти 2 триллиона в виде пошлин нужно забрать, но ещё 2 триллиона не возвращать им НДС, итого четыре можно изъять. И у нас такой законопроект тоже внесён, который вы, кстати, отклонили недавно. То есть почему-то любая наша законодательная инициатива, направленная на пополнение бюджета, чтобы потом вы нам не отказывали, не говорили, что где деньги на ваши хотелки, дескать, вы хотите всех облагоденствовать. Да вот они, деньги, пожалуйста. Шесть триллионов рублей, я подчёркиваю, это оставшихся после уплаты всех налогов, и это только в одной отрасли.
Поэтому, коллеги, я не понимаю, почему вы это не поддерживаете. И потом, почему мы предлагаем у правительства отобрать право это регулировать? Да потому что коррупция будет в этом случае, вот... (Микрофон отключён.)
Председательствующий. Спасибо, Валерий Карлович. Андрейченко Андрей Валерьевич, пожалуйста. Фракция ЛДПР.
Андрейченко А. В. У фракции ЛДПР есть тоже подобный ряд предложений. Мы поддержим, конечно же, это справедливое предложение.
А справедливым оно представляется по нескольким причинам. Во-первых, нужно осветить тот факт, что мы понимаем, что нефтегазовые компании сейчас положенные дивиденды в бюджет не платят. Мы с этим сталкиваемся год за годом. То они у нас рассказывают про некую свою убыточность, то соответственно они, когда что-то приватизировать — частная структура, а как платить дивиденды - так, например, вспоминают, что они имеют какое-то отношение к "Роснефтегазу".
Поэтому это важно, потому что бюджет сейчас недополучает Российской Федерации те деньги, которые должен, это первое.
Второе. Представитель комитета рассказывал о неких механизмах, которые существуют. Но моху сказать, что они существуют, но не работают.
Тут каждый человек в Российской Федерации постоянно диву дается с того момента, когда нефть растет в цене, бензин дорожает, потом нефть дешевеет, бензин, ну не дешевеет точно, а скорее всего тоже дорожает.
Так что те механизмы, которые были озвучены, да они попросту не работают. Ну съездите на любую заправку, посмотрите, цены туда... Цены на бензин только растут.
Поэтому эти механизмы как получение денег в бюджет не работают, так и в плане регулирования этой отрасли также не срабатывают, поэтому и нужны новые меры.
Также важно понимать еще актуальную тему, которую сейчас, почему это также справедливо, которая возникла, почему фракция ЛДПР поддерживает данный законопроект, потому что вот эта тема, что сейчас мы из ОПЕК вышли, то есть вот соглашение, ее можно оценивать, конечно же, по-разному, можно говорить о некой долгосрочной перспективе.
Я не великий специалист в макроэкономике и в этой отрасли, я могу просто сказать, что, что шансы у нас в данном случае появляются, да, победить в этой нефтяной гонке из-за чего, из-за того, что русский народ будет терпеть. Вот мы с вами будем терпеть, наши избиратели будут терпеть, а нефтегазовые компании терпеть не будет. Они как раз увеличат свою и прибыль, соответственно, и добычу, и мы здесь на поводу у государства пошли, именно у них, причем все, не все компании были едины в принятии этого решения. То есть это еще важно и в этом плане.
Потому что сейчас так или иначе цены будут расти, рубль будет падать. Из-за коронавируса и так мы понимаем, что потребление нефти, нефтепродуктов уменьшается. То есть по сути мы входим в эту гонку так или иначе, которая сейчас с мировой экономике заворачивается, благодаря этим компаниям.
Поэтому если компании могут поступать по отношению, причем государственные компании, то есть это не какие-то там, понимаете, частные компании, и то, рассказывал о потерях для экономики, Леонид Федун, в частности, эту позицию озвучивал, то есть а здесь наши государственные компании с нами так поступают. Конечно, они должны платить больше, потому что эти потери, которые сейчас несет бюджет, граждане Российской Федерации, надо, они обязаны возмещать.
Спасибо за внимание.
Председательствующий. Спасибо, Андрей Валерьевич. Коломейцев Николай Васильевич. Три минуты, да.
Коломейцев Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги!
Понимаете, мы единственная из нефтедобывающих стран, которая терпит диктат нефтяного лобби, ради него принимаются бюджетные правила, ради него даже вопреки мнению тогдашнего советника президента, а ныне Первого заместителя Председателя Правительства принимаются антигосударственные решения.
Здесь уже сказали, я вам с этой трибуны приводил цифры, у меня есть динамика, сколько раз нефтяными компаниями и газодобывающими не выполнено постановление правительства о 50-процентном перечислении прибыли и дивидендов. Понимаете? И в данной ситуации получается, что мы предложили закон об обороте нефти, где даём полномочие правительству определять правила игры. Его не хотят принимать.
Валерий Карлович и коллеги разработали прекрасный закон. Почему прекрасный? У нас с этой трибуны и вот на этих экранах вам уже, наверное, созыва три показывали, как мы сделаем так, чтобы нефтеперерабатывающие заводы перенести извне к нам, и не сырую нефть поставлять, а поставлять уже как бы высококачественный Евро-6. Понимаете? Рассказывали: вот инвестиций нам надо столько. Из бюджета всё давалось по полной мере. Понимаете?
Но, к сожалению, жаль, в это время прекрасно жить не придётся ни мне, ни тебе. Почему? Потому что у нас отсутствует контроль в силу колоссальной аффилированности чиновников, определяющих эту политику, с нефтяными компаниями и экспортом. Понимаете, да? Именно в этом.
А сверхдоходы, как говорил известный классик, которого многократно переиздали в условиях кризиса за рубежом, но у нас боятся даже фамилию произносить, он говорил: "Если прибыль превышает ЗОО процентов, 99 процентов из человеческого рода пойдёт на любое преступление". А здесь преступления совершаются через принятие законов большинством, я не оговорился и не отказываюсь от своих слов, понимаете, у нас, к сожалению, если нефтяному лобби надо, здесь могут за один день в трех чтениях принять любой закон, но если надо инвалидам, детям войны, малоимущим, не примут никогда.
Вот надо раскассировать ФНБ — раз вам, принимают закон о продаже государства государству, и даже мой друг Валерий Карлович поддерживает этот закон, пакета акций. При этом делают падение рубля, и ... выплатят в 1,5 раза больше, чем Центробанку. (Микрофон отключён.)
Председательствующий. Спасибо, Николай Васильевич.
Юрков Дмитрий Васильевич, пожалуйста.
Юрков Д. В. Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые коллеги!
В 2018 году мы с вами рассмотрели и приняли блок поправок в Налоговый кодекс, который определил начало налогового маневра в нефтяной промышленности, а после 2024 года все положения налоговой реформы окончательно вступят в силу.
Что же ожидается и теми законопроектами, которыми мы дорабатывали налоговый маневр, совершенствовали его, соответственно, закладывали принципы стимулирования налогового и предсказуемости всей налоговой системы, и предполагалось? Что данные изменения приведут к увеличению доходной части бюджета более чем в 1,5 триллиона рублей.
Что же предлагается сейчас? Предлагается исключить коэффициенты, да. Соответственно, мы считаем, что есть риск возрастания фискальной нагрузки, и что, соответственно, приведет к росту цен.
И второй момент, то есть мы ограничиваем правительство в принятии форс-мажорных решений.
На основании вот всего этого фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", конечно же, не поддерживает данный законопроект. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Дмитрий Васильевич.
Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе" в части увеличения ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти".
Включите режим голосования.
Покажите результаты.
Результаты голосования (15 час.
57 мин. 06 сек.)
Проголосовало за 107 чел. 23,8 %
Проголосовало против 1 чел. 0,2 %
Воздержалось 1 чел. 0,2 %
Голосовало 109 чел.
Не голосовало 341 чел. 75,8 %
Результат: не принято Отклоняется законопроект.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments