leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

СФ одобрил закон РФ о поправке к Конституции РФ - продолжение стенограммы

СФ одобрил закон РФ о поправке к Конституции РФ
27. 885214-7 СФ одобрил закон РФ о поправке к Конституции РФ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти»

продолжение стенограммы, начало см. https://leo-mosk.livejournal.com/7455830.html

Из стенограммы 476-го заседания СФ 11.03.20
Второе. Исключительно важным мы считаем положение о единой системе публичной власти, включающей органы государственной власти и органы местного самоуправления. Эта конституционная норма, безусловно, будет способствовать эффективному взаимодействию этих уровней власти для наиболее эффективного решения задач в интересах народа и населения, проживающего на соответствующей территории.
Особое значение для успешного социального, экономического развития регионов имеет возможность установления федеральным законом особенности осуществления публичной власти на территории городов федерального значения, в административных центрах – столицах субъектов Российской Федерации и на других территориях.
Третье. Принципиально важным и своевременным является совершенствование конституционных основ органов местного самоуправления. Подчеркну, что предполагаемые изменения по вопросам местного самоуправления соответствуют запросам муниципального сообщества и потребностям развития муниципальных образований. Речь идет о конституционных гарантиях местного самоуправления, в том числе о закреплении права на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате выполнения органами местного самоуправления во взаимодействии с органами государственной власти публичных функций.
Комитет считает, что внесение в Конституцию рассматриваемых сегодня поправок будет способствовать дальнейшему развитию России как демократического, правового, социального государства и отвечает интересам населения нашей страны.
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендует Совету Федерации одобрить данный закон. Наш комитет за данное решение проголосовал единогласно. Спасибо.
Председательствующий. Благодарю Вас, Олег Владимирович.
Вопросов нет.
Коллеги, если будут у кого-то вопросы к следующим выступающим, сразу записывайтесь. Хорошо? Чтобы я не задавала вам вопросы. Спасибо. Извините за тавтологию.
Виктор Николаевич Бондарев, председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности. Пожалуйста.
Следующим выступит Косачёв.
В.Н. Бондарев, председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Кировской области.
Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые коллеги! Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности на своем заседании рассмотрел проект закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации и особенно вопросы, отнесенные Регламентом Совета Федерации к ведению нашего комитета. Это оборона и безопасность, оборонное производство, обеспечение безопасности личности, общества и государства и другие.
В проекте закона впервые предусмотрено назначение Президентом Российской Федерации на должность и освобождение от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти, включая федеральных министров, владеющих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности, а также Генерального прокурора Российской Федерации, его заместителей, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации, после консультаций с Советом Федерации.
Обсуждаемый проект закона Российской Федерации направлен на дальнейшее совершенствование конституционных основ, социально-экономическое развитие нашей страны, обеспечение защиты, суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, укрепление ее обороноспособности и безопасности, защиту личности, общества и государства от преступных посягательств.
Комитет по обороне и безопасности рекомендует одобрить данный закон.
Председательствующий. Благодарю Вас, Виктор Николаевич. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста.
Слово предоставляется Константину Иосифовичу Косачёву, председателю Комитета по международным делам.
Подготовиться Артамонову.
Пожалуйста.
К.И. Косачёв, председатель Комитета Совета Федерации по международным делам, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Республики Марий Эл.
Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые коллеги! Комитет по международным делам рассмотрел проект закона о поправке к Конституции и в пределах своей компетенции уделил особое внимание поправкам, направленным на укрепление государственного суверенитета Российской Федерации, обеспечение реализации международной правосубъектности нашей страны, недопущение вмешательства в ее внутренние дела.
Членами комитета особенно выделены следующие поправки.
Новая статья 791 декларирует, что Российская Федерация принимает меры по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности, обеспечению мирного сосуществования государств и народов, недопущению вмешательства во внутренние дела государства. Такая статья в нашей Конституции появляется впервые и предельно четко позиционирует нашу страну на мировой арене.
Вводится новая статья 671, закрепляющая на конституционном уровне, что Российская Федерация является правопреемником Союза ССР на своей территории, а также правопреемником, правопродолжателем Союза ССР в отношении членства в международных организациях, участия в международных договорах, а также в отношении обязательств и активов Союза ССР за пределами территории Российской Федерации.
Предельно важно и, на наш взгляд, что статья 67 дополняется нормой, запрещающей действия, направленные на отчуждение части территории Российской Федерации. Указанная норма – это классический пример того, как поправки развивают главы I и II Конституции. Указанные нормы дополнят положения статьи 4 главы I, устанавливающей, что Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.
Статья 79 дополняется положением, что решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации, в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. И соответствующей компетенцией наделяется Конституционный Суд и в части подобного рода решений, равно как и решений иностранных и международных судов и арбитражей.
На наш взгляд, крайне своевременна и политически значимая поправка в новую редакцию статьи 69, которая устанавливает, что Российская Федерация оказывает поддержку соотечественникам, проживающим за рубежом, в осуществлении их прав, обеспечении защиты их интересов и сохранении общероссийской культурной идентичности.
Ну и, наконец, мы отмечаем блок поправок, который связан с введением ограничений для замещения должностей государственной и муниципальной службы, связанных с обеспечением национальной безопасности и укреплением суверенитета Российской Федерации. Эти ограничения касаются двойного гражданства, вида на жительства, а также счетов и других авуаров в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
С учетом изложенных поправок Комитет по международным делам принял единогласное решение рекомендовать Совету Федерации одобрить проект закона о поправке к Конституции.
Председательствующий. Благодарю Вас, Константин Иосифович. Присаживайтесь, пожалуйста.
Слово предоставляется Анатолию Дмитриевичу Артамонову, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам.
Подготовиться коллеге Кутепову.
А.Д. Артамонов, председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Калужской области.
Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые коллеги! Наш комитет также поддержал предложенные поправки в Конституцию.
Какое чувство возникает практически у каждого, кто знакомиться с предлагаемыми изменениями? Прежде всего это, конечно, укрепление уверенности в завтрашнем дне. Впервые создаются серьезные гарантии для выполнения принимаемых социальных обязательств, которые будут обеспечивать более достойные условия жизни каждому человеку в нашей стране. В Конституцию вносятся нормы, устанавливающие гарантии минимального размера оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, индексации пенсий не реже одного раза в год, индексации социальных пособий и иных социальных выплат. Причем (и это очень важно) данные нормы теперь становятся обязательными и не подлежат приостановлению независимо от складывающейся финансово-экономической ситуации в стране и усиливают социальную направленность бюджета.
Очень важно, что при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями они будут в обязательном порядке наделяться необходимыми материальными и финансовыми ресурсами.
Включение всех этих норм в Конституцию будет способствовать сохранению стабильности в обществе. И нам, как палате регионов, в будущем предстоит в конструктивном взаимодействии с Правительством России учитывать эти требования Конституции при формировании бюджетов всех следующих периодов.
Вносимые в Конституцию поправки, безусловно, повысят эффективность работы всех уровней власти и вместе с тем позволяют усилить контроль за ее работой со стороны общества.
Расширяются полномочия Государственной Думы и Совета Федерации в том числе при планировании и контроле за расходованием бюджетных средств. Тем самым общество получает дополнительную защиту от принятия волюнтаристских решений на высшем уровне власти, которые не всегда могут совпадать с интересами государства. К ведению Совета Федерации будет отнесено также назначение на должность и освобождение от должности по представлению президента председателя Счетной палаты, а значит, сенаторы России смогут в будущем более предметно участвовать в работе по контролю за расходованием бюджетных средств.
В целом предложенные Президентом Российской Федерации поправки в Конституцию страны позволят закрепить в Основном Законе параметры уже достигнутого страной этапа развития и создать хорошую основу для успешного движения вперед.
Комитет по бюджету и финансовым рынкам предлагает одобрить проект закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо большое, Анатолий Дмитриевич. Благодарю Вас.
Слово предоставляется Андрею Викторовичу Кутепову, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике.
Следующим будет выступать коллега Майоров.
А.В. Кутепов, председатель Комитета Совета Федерации по экономической политике, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Санкт-Петербурга.
Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию поправки, которые непосредственно касаются Комитета по экономической политике.
Проектом закона в Конституцию включается статья 751, в которой определен основной вектор развития – создание условий для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, а также гарантии защиты достоинства и уважения труда, обеспечение баланса прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность. Это первое.
Второе. Комитет отмечает, что проектом закона уточняются вопросы, которые относятся к ведению Российской Федерации (статья 71), – установление основ федеральной политики и федеральной программы в области экономического развития Российской Федерации.
Третье. Комитет отмечает, что с принятием поправок будут учтены полномочия Правительства Российской Федерации, которые содержатся в статье 114 Конституции. Отдельным пунктом будет прописано, что правительство должно содействовать развитию предпринимательства и частной инициативы.
Четвертое. Проектом закона о поправке к Конституции уточняются полномочия Верховного Суда – он является высшим судебным органом в том числе по разрешению экономических споров.
Пятое. Важнейшей новеллой является введение нового понятия – федеральной территории. Это позволит подойти комплексно к развитию отдельных территорий, уделить особое внимание для решения проблем этой территории и дать толчок для их развития, в том числе экономического.
В заключение еще раз хочу подчеркнуть важность изменений, вносимых в Конституцию Российской Федерации. Новые поправки будут способствовать повышению эффективности взаимодействия органов законодательной, исполнительной власти, государственной власти и органов местного самоуправления, а также позволят создать условия для устойчивого роста экономики страны и будут способствовать повышению благосостояния граждан.
Комитет проголосовал единогласно. Спасибо.
Председательствующий. Благодарю Вас, Андрей Викторович. Спасибо большое.
Слово предоставляется Алексею Петровичу Майорову, председателю Комитета по аграрно-продовольственной политике и природопользованию.
Подготовиться Ирине Юрьевне Святенко.
А.П. Майоров, председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Калмыкия.
Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые коллеги! В заключении комитета отражены основные новеллы рассматриваемого проекта закона. Остановлюсь на вопросах агропромышленного производства, природопользования и охраны окружающей среды, предусмотренных в рассматриваемой редакции Конституции.
В статье 72 Конституции Российской Федерации уточняется, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся вопросы природопользования, сельского хозяйства, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, а также особо охраняемых природных территорий и охраны памятников истории и культуры. Также к совместному ведению относятся вопросы создания условий для ведения здорового образа жизни. Отраслевые вопросы сельского хозяйства впервые нашли свое отражение в Конституции Российской Федерации, равно как и ведение здорового образа жизни.
Как известно, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов относятся те вопросы, по которым Российская Федерация и ее субъекты координируют свои усилия и несут солидарную ответственность за состояние дел. Вопросы сельского хозяйства, имеющие ярко выраженные региональные особенности, должны на основе норм федеральных законов регулироваться также региональными законодательными актами, как и вопросы качества и безопасности пищевых продуктов, в том числе производства органической продукции и детского питания.
Статья 114 Конституции Российской Федерации в новой редакции определяет, что к полномочиям Правительства Российской Федерации относятся обеспечение проведения в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики, в том числе в области охраны окружающей среды, а также осуществление мер, направленных на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным, создание условий для развития системы экологического образования граждан, воспитание экологической культуры. Все эти положения впервые закреплены в тексте Основного Закона.
В настоящее время реализация мер по указанным направлениям является сферой ответственности нескольких федеральных органов исполнительной власти. Отнесение мероприятий в области природопользования и охраны окружающей среды к полномочиям Правительства Российской Федерации подчеркивает их особую важность и приоритет в федеральной государственной политике.
Принятие проекта закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации должно способствовать проведению единой государственной политики в названных направлениях, появлению центра, осуществляющего и координирующего единую государственную политику и отвечающего перед Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием и обществом за результаты реализации закрепленных в Конституции Российской Федерации мер.
Комитет единогласно рекомендует Совету Федерации одобрить проект закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Алексей Петрович.
Как комитет проголосовал? Единогласно?
А.П. Майоров. Единогласно.
Председательствующий. Спасибо большое.
Инна Юрьевна Святенко, председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике, пожалуйста.
Следующая будет выступать Гумерова.
И.Ю. Святенко, председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти города Москвы.
Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые коллеги и приглашенные! Принятие предложенного текста поправок для нас является важным событием, так как бо́льшая часть изменений затрагивает вопросы социальной политики. Новые вызовы и угрозы современности требуют от нас эффективного построения социального государства.
Коллега Клишас в своем докладе уже упомянул, что больше 50 процентов поправок были связаны с вопросами социальной политики. Предлагаемыми проектом закона изменениями предусмотрено закрепление на конституционном уровне дополнительных социальных гарантий гражданам, уточнены вопросы, находящиеся в ведении Российской Федерации и совместном ведении Российской Федерации и субъектов.
Оплата труда. Минимальный размер оплаты труда не может быть менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.
Пенсионное обеспечение – это гарантия обязательной индексации пенсий не реже одного раза в год и иных социальных пособий и выплат.
Социальные гарантии, получив свое закрепление на самом высоком уровне, позволят гарантировать социальные выплаты вне зависимости от финансово-экономической ситуации в стране.
Здравоохранение. Полномочие по установлению единых правовых основ системы здравоохранения отнесено к ведению Российской Федерации. Уточнены вопросы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, – это и обеспечение доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирование культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью. Впервые за органами местного самоуправления закрепляется обязанность обеспечивать в пределах своей компетенции доступность медицинской помощи.
Взаимодействие Комитета по социальной политике с Палатой молодых законодателей стало предпосылкой к тому, что в Конституции появилась поправка, которую в том числе вносил и наш комитет, – вопросы молодежной политики отнесены к предметам совместного ведения Федерации и регионов.
Также проектом закона уделено внимание такой категории граждан, как инвалиды. Социальная защита инвалидов основана на полном и равном осуществлении прав и свобод.
В Конституции зафиксирована обязанность защиты семьи, материнства, отцовства и детства, так же как и института семьи как союза мужчины и женщины. Дети признаются важнейшим приоритетом государственной политики России.
Комитет одобрил данный проект закона. И хочу отметить, что он направлен на закрепление социальных гарантий и прав граждан. Спасибо.
Председательствующий. Благодарю Вас, Инна Юрьевна. Спасибо.
Лилия Салаватовна Гумерова, председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре. Пожалуйста, Вам слово.
Следующим выступит Тимченко.
Л.С. Гумерова, председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Республики Башкортостан.
Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые коллеги! В части вопросов ведения нашего комитета отмечу следующие поправки.
Прежде всего – поправку членов рабочей группы коллег Пиотровского, Калягина, Мацуева о дополнении Конституции положением о ценности культуры как уникального наследия многонационального народа России, о том, что культура поддерживается и охраняется государством. Как член рабочей группы, знаю, что мы единогласно такое предложение поддержали. Более того, откликнулись деятели культуры, общественность, регионы, что очень важно.
Говоря о закреплении в Конституции значимости русского языка как языка государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации, хочу отметить, что в Конституции прописаны защита культурной самобытности всех народов и этнических общностей Российской Федерации, сохранение этнокультурного и языкового многообразия. Встречаясь с членами рабочей группы, Президент Российской Федерации подчеркнул важность закрепления в Конституции данных положений.
Также в Конституции появятся важные дополнения, касающиеся государственной поддержки научно-технологического развития Российской Федерации, сохранения и развития ее научного потенциала.
Поддержаны ключевые предложения о закреплении в Конституции государственных гарантий обеспечения условий, способствующих всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, приоритета семейного воспитания и обязанности государства в отношении детей, оставшихся без попечения родителей. Мы закрепляем в Основном Законе страны наши традиционные семейные ценности, защиту института брака и, что особенно важно в год 75-летия Великой Победы, защиту исторической правды. Как справедливо не раз подчеркивал президент, наш ответ на фальсификацию истории, наш ответ на ложь – это правда, которую мы обязаны бережно хранить и передавать следующим поколениям граждан страны.
Комитет по науке, образованию и культуре единогласно рекомендует палате одобрить представленный проект закона.
Председательствующий. Спасибо, Лилия Салаватовна.
Слово предоставляется Вячеславу Степановичу Тимченко.
В.С. Тимченко, председатель Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Кировской области.
Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые коллеги! Комитет на своем заседании 11 марта рассмотрел указанный проект закона и единогласно его поддержал. Учитывая, что данный законопроект направлен на укрепление российской государственности, защиту прав и свобод наших граждан, Комитет Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности рекомендует Совету Федерации одобрить проект данного закона. Спасибо. (Аплодисменты.)
Председательствующий. Вячеслав Степанович, благодарю Вас. Вы даже заслужили аплодисменты. Спасибо.
Коллеги, а сейчас я предоставляю слово Генеральному прокурору Российской Федерации Игорю Викторовичу Краснову.
И.В. Краснов. Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые члены Совета Федерации, коллеги! Благодарю за предоставленную возможность выступить на заседании в связи с рассмотрением проекта закона о поправке к Конституции Российской Федерации. Полагаю, что все изменения, в том числе касающиеся органов прокуратуры, сформируют эффективную систему функционирования органов публичной власти. На фоне задач, которые стоят перед страной, работа прокуроров становится еще более значимой. В этой связи поддерживается закрепление статуса прокуратуры как единой федеральной централизованной системы органов, которые осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации всеми государственными органами и должностными лицами, а также осуществляют надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование со своими полномочиями.
Важным моментом также считаю закрепление в Конституции заслушивания Советом Федерации ежегодного доклада Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации. Кроме того, предлагаемые поправки, на мой взгляд, очень логично устанавливают ограничения для лиц, занимающих высокую должность прокурора, в части невозможности иметь иностранное гражданство, а также банковские счета в иностранных банках, которые находятся на территории иностранного государства, кроме того, иметь вид на жительство и иной документ, подтверждающий право постоянного проживания на территории иностранного государства. Прокурор должен быть независим от стороннего влияния.
Убежден также, что независимость прокуроров будет достигнута благодаря новому порядку назначения на должность прокуроров Президентом Российской Федерации после консультаций с Советом Федерации.
Уважаемые коллеги, прокуратура со своей стороны останется на страже закона, обеспечивая защиту прав и свобод человека, интересов общества и государства. Благодарю за внимание.
Председательствующий. Спасибо, Игорь Викторович.
Коллеги, вопросов нет к генеральному прокурору? Нет. Главное, чтобы у него не было вопросов.
Игорь Викторович, присаживайтесь, пожалуйста. Спасибо.
Слово предоставляется Татьяне Николаевне Москальковой, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации. Она в правительственной ложе. У нас просто, к сожалению, не было мест в зале.
Пожалуйста.
Т.Н. Москалькова. Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые коллеги! Представленные на обсуждение поправки в Конституцию Российской Федерации отвечают социальным ожиданиям общества, что видно по настроениям людей, которые мы ощущаем в повседневной жизни. Главное из них – запрос на справедливость, запрос на стабильность.
Поправки носят ярко выраженный нравственно-правовой характер и в правочеловеческом измерении создают новые механизмы реализации социальных, гражданских, культурных и иных групп прав. Здесь очень подробно о них говорили коллеги. Впервые на конституционном уровне закрепляется инструментарий защиты права на историческую память, преемственность поколений и уважение к защитникам Отечества.
Поправки демонстрируют стремление социально ответственного государства обеспечить повышение качества жизни наших граждан и укрепление гарантий прав и свобод человека и гражданина.
Уполномоченными по правам человека и в моем аппарате непосредственно будет проводиться наблюдение, мониторинг за соблюдением прав граждан при проведении общероссийского голосования. В ряде регионов будут работать центры общественного наблюдения, будут работать "горячие линии".
Уважаемые коллеги, конечно, решение Совета Федерации предсказуемо положительное. Главное – чтобы поправки воплотились в жизнь согласно замыслу автора – Президента Российской Федерации и законодателей – депутатов и сенаторов. Спасибо за внимание.
Председательствующий. Спасибо большое. Благодарю Вас.
Я хочу предоставить слово Лидии Юрьевне Михеевой, секретарю Общественной палаты Российской Федерации.
Л.Ю. Михеева. Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые члены Совета Федерации! С момента, когда в послании Президента Российской Федерации была озвучена идея об изменении ряда положений Конституции России, общественные палаты регионов России, Общественная палата России организовали широкое общественное обсуждение. И мы наблюдали огромный отклик граждан Российской Федерации, их активное участие в развернувшейся общественной дискуссии.
Помимо того что прошли десятки заседаний "круглых столов", обсуждений, слушаний в Общественной палате России, в общественных палатах субъектов Российской Федерации, хочу заметить, что на специально созданный электронный адрес для работы по обобщению предложений и пожеланий граждан Общественная палата России получила свыше полутора тысяч обращений, предложений от граждан и организаций. Мы все их обобщили и передали в рабочую группу по подготовке проекта поправок, и с удовлетворением хочу заметить, что большое количество из них было учтено.
С большим удовлетворением отмечают участники всех обсуждений то обстоятельство, что в тексте Конституции Российской Федерации предлагается особенно отметить значение гражданского общества и упомянуть о необходимости поддержки его институтов, в том числе некоммерческих организаций.
На состоявшемся вчера пленарном заседании Общественная палата Российской Федерации поддержала текст законопроекта, подготовленный ко второму чтению. Члены Общественной палаты в итоговом документе отметили историческую значимость законопроекта, выразили уверенность в положительном влиянии предлагаемых корректив на жизнь Российской Федерации, как демократического, социального государства.
Мы также выражаем готовность в полной мере реализовать задачу, возлагаемую этим документом на Общественную палату России, общественные палаты субъектов Российской Федерации, по организации общественного наблюдения за ходом и результатами общероссийского голосования.
Благодарю вас за возможность выступить. Спасибо за внимание.
Председательствующий. Спасибо большое.
Слово предоставляется Валерию Александровичу Фадееву, председателю Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека.
Валерий Александрович, пожалуйста, Вам слово.
В.А. Фадеев, советник Президента Российской Федерации, председатель Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека.
Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые сенаторы, уважаемые гости этого заседания! Россия – социальное государство, написано в нашей Конституции. Социальное государство – одно из важнейших понятий, достижений ХХ века. И мы сейчас наблюдаем, что даже самые эффективные, самые богатые в экономическом отношении страны мира фактически отказываются от социального государства. И те решения, которые вы принимаете относительно развития социального государства в России, – это стратегические решения. И в этом отношении наша страна становится фактически лидером. В то время как другие страны отказываются, мы развиваем социальное государство, и невозможно не приветствовать такой вектор нашего развития.
Очень важно, что в поправках к Конституции говорится о труде, о человеке труда, о социальном партнерстве. И это такая важная закладка для совершенствования законов о труде, для развития этих законов, потому что здесь много что предстоит сделать. Например, дискриминация в сфере труда для нас стала такой банальностью, что дискриминация – это общее место… Если вы заглянете, например, в интернет и посмотрите объявления о найме на работу, – у нас есть дискриминация по полу, дискриминация по возрасту, даже дискриминация по национальности. И с этим надо очень серьезно бороться. Те предложения, которые есть в Конституции, позволят, заставят нас двигаться в этом отношении и дальше.
Здравоохранение. Невозможно сказать, что эффективное здравоохранение – это сплошное явление на всей территории страны. Это не так, мы все это прекрасно знаем (вы представляете регионы). В разы может отличаться эффективность здравоохранения в разных регионах, в разных населенных пунктах страны. И та тема, которая появилась в этих поправках, по ликвидации таких искажений, я считаю, это очень важно для соблюдения прав человека на здравоохранение, на медицинское обслуживание.
Наконец, некоммерческий сектор. Его ведь не было, фактически не было в 1993 году, когда принималась действующая Конституция. Он совершил огромный рывок, особенно в последние годы. И в Конституции появляется описание некоммерческого сектора и фактически обязанность государства поддерживать НКО в совершенно разных формах. Это залог эффективного сотрудничества (оно и сейчас есть), залог усиления сотрудничества некоммерческих организаций и государства. А совет по развитию гражданского общества и правам человека приложит все усилия, чтобы новые положения в Конституции были реализованы. У нас мощность не такая большая, но мы сделаем все, что возможно. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо большое.
Алексей Константинович Пушков, пожалуйста.
А.К. Пушков, член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Пермского края.
Валентина Ивановна, я правильно понимаю, что пришло время для выступлений членов Совета Федерации?
Председательствующий. Да, правильно понимаете. Пожалуйста.
Коллеги, кто хочет выступить, просьба последовать примеру Алексея Константиновича и записаться.
Пожалуйста, Вам слово.
А.К. Пушков. Спасибо, Валентина Ивановна.
Уважаемые коллеги! Мне довелось быть членом рабочей группы по внесению поправок в Конституцию. И я вам должен сказать, что эта работа была не только очень значимой, но и, сказал бы, морально удовлетворительной в том смысле, что были очень творческая атмосфера и творческая обстановка при работе над поправками, с личным и очень заинтересованным участием президента. То есть я не помню ни одного предложения, которое бы не было осмыслено Владимиром Владимировичем Путиным и на которое не поступила бы его реакция. И очень многие предложения в той или иной форме были учтены.
Я бы хотел отметить важность появления в новой редакции Конституции, в поправках ценностных, нравственных и исторических ориентиров, которые включены в текст. Вот иногда приходится слышать: "Зачем включать ссылки на историю, ссылки на какие-то ценности? Это чисто правовой документ – он должен быть чисто нормативным", и так далее. Я думаю, с этим согласиться невозможно. Конституция – это часть политической культуры общества, общества на разных его этапах развития. Поэтому конституции меняются, совершенствуются, и мы с вами за последние 50 лет видели, что у нас было несколько конституций. Так что это нормальный процесс. А вот то, что в нем должны быть такие ориентиры, – на мой взгляд, это совершенно очевидно, потому что конституция создает нравственный алгоритм общества. И если посмотреть конституцию Италии, допустим, то там первая глава – это фундаментальные принципы (12 статей посвящено фундаментальным принципам в конституции Италии). И я думаю, что мировая практика в целом тоже идет в направлении утверждения этих принципов и ценностей.
В связи с этим я бы особо хотел приветствовать появление статьи о защите исторической памяти и о недопущении умаления значения нашей Победы – имеется в виду, конечно, во Второй мировой войне.
На заседании рабочей группы я предлагал в той или иной форме закрепить статус России как державы – победительницы во Второй мировой войне, потому что это определяет наш международно-правовой статус и наше самовосприятие и восприятие нас в мире. И весьма удовлетворен тем, что в главе 67 была найдена формулировка, которая отражает эту Победу, которой мы законно гордимся и которая является основанием нашего нынешнего существования. Как сказал Владимир Владимирович, если бы мы тогда не выжили, то ничего бы сейчас не было.

окончание стенограммы см. https://leo-mosk.livejournal.com/7461387.html
Subscribe

  • Мои твиты

    Вт, 13:07: Ольга Любимова обиделась на Владимира Бекетова за упрек в поддержке Минкультом антироссийских фильмо https://t.co/jTnIVMNihq…

  • Мои твиты

    Пн, 14:16: ОНФ предлагает сделать техосмотр добровольным и добавить к тарифным факторам ОСАГО https://t.co/OeGGnsbymA Пн, 14:34: Сергей…

  • Мои твиты

    Вс, 17:15: Андрей Исаев: Избиратели ждут, что депутаты зафиксируют обязательства, взятые перед выборами https://t.co/OKzdR9rqhL Пн,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments