leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

СФ одобрил закон РФ о поправке к Конституции РФ - окончание стенограммы

СФ одобрил закон РФ о поправке к Конституции РФ
27. 885214-7 СФ одобрил закон РФ о поправке к Конституции РФ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти»

окончание стенограммы, продолжение см. https://leo-mosk.livejournal.com/7461159.html
начало см. https://leo-mosk.livejournal.com/7455830.html

Из стенограммы 476-го заседания СФ 11.03.20
Особенно это актуально, потому что мы видим, что в XXI веке начинают переписывать историю XX века. И сейчас пытаются навязать нам некую параллельную историю, сместить акценты, а затем будут создавать альтернативную историю. А потом попытаются сделать так, чтобы подлинную историю вообще уничтожить. И в связи с этим я думаю, что положение о защите исторической памяти – это принципиально новый момент в Конституции, который имеет исключительно политическое и воспитательное и патриотическое значение.
Думаю, очень важно, что у нас включен в текст Конституции пункт о защите традиционных семейных ценностей. Здесь у нас будет, кстати, много союзников и за рубежом, где разворачивается большая полемика по поводу традиционных ценностей и их соотношения с так называемыми новыми ценностями.
И исключительно важный тоже пункт – о преемственности в развитии Российского государства. То есть мы не отрицаем свою историю, мы понимаем, что мы являемся наследниками тысячелетнего государства, у нас глубокие корни, и это дает нам моральное и историческое право... (Микрофон отключен.)
Председательствующий. Включите микрофон.
Завершайте, Алексей Константинович.
А.К. Пушков. …быть одной из ведущих держав современного мира. Спасибо большое.
Председательствующий. Благодарю Вас.
Светлана Петровна Горячева.
С.П. Горячева, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Приморского края.
Спасибо.
Уважаемые коллеги! В 1993 году меня вместе с другими народными депутатами России девять часов расстреливали якобы за двоевластие в России, правда же была в другом. Верховный Совет России выступал против шоковой терапии, а фактически – циничного разграбления страны и нищенства большинства населения. Безденежье, растущие цены, дети-бродяжки на панели – вот что потрясало тогда и страну, и народных депутатов России. И быстренько писалась и голосовалась новая Конституция.
Почему-то тогда (сейчас в каждой аудитории задают эти вопросы) никого не интересовало, что девять глав и 173 статьи Конституции голосуются скопом, без всякого обсуждения. Тогда это было все приемлемо. Сегодня почему-то требуется, чтобы каждая статья голосовалась отдельно. И вот хочется знать, кому же нужно это "лоскутное одеяло", где одна статья может противоречить другой? Это просто я так задаю вопрос тем, кто сегодня в интернет все это вбрасывает. Это первое, что я хотела сказать.
Я хочу сказать о том, что очень хорошо, что появился ряд статей (и на заседаниях рабочей группы мы обсуждали это всё) об исторической памяти. Но самое главное, что появилась часть 4 статьи 671 о том, что дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России, и главное – государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. И я думаю, что нам нужно подумать сегодня над тем, чтобы немножко поменять информационную политику государства. Надо, чтобы не только мы дома, в семье, но и государство это внушало нашим детям через средства массовой информации.
И еще хочу сказать о том, что очень-очень важно. Все, что касается социальной политики, образования, здравоохранения, семьи, союза мужчины и женщины, брака между ними, – все это сегодня становится не просто эфемерными словами, но совместным ведением и государства, и субъектов Российской Федерации. Более того, правительству сегодня отдельным пунктом Конституции вменяется в обязанность, чего раньше не было, все это претворять в жизнь. Это очень правильно. Я думаю, это будет способствовать тому, что постепенно хотя бы начнет меняться ситуация в социальной сфере в лучшую сторону.
И последнее, что я хочу сказать. Появилась новая статья 751 после долгих обсуждений в рабочей группе. Она касается не просто социальной политики, она касается того, что обязанностью власти становится повышение благосостояния граждан, уважение человека труда, обеспечение сбалансированности прав и обязанностей… (Микрофон отключен.)
Председательствующий. Продлите время, пожалуйста.
Завершайте.
С.П. Горячева. Да, я заканчиваю.
Но понятно, и мы говорили об этом в рабочей группе, что нужно вносить сегодня изменения в закон о прожиточном минимуме, в закон о минимальном размере оплаты труда, о потребительской корзине, и увеличивать все это, потому что сегодня вот эти законы не дают возможности решать многие вопросы и заработной платы, но это уже дело дальнейшей работы, и я надеюсь, что мы тоже в ней будем принимать участие. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо большое.
Людмила Борисовна Нарусова, пожалуйста.
Л.Б. Нарусова, член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Республики Тыва.
Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые коллеги! Признаться, не собиралась выступать, но вот замечание коллеги Горячевой меня на это подвигло – относительно (в кавычках) "лоскутного одеяла", тех, кто якобы предлагает голосовать не скопом все, а по отдельности.
Светлана Петровна, и Вам, и коллегам объясняю свою позицию. Закон 1998 года никто не отменял. Мы просто делаем сейчас вид, что его не существует относительно правил голосования по поправкам, но дело не в этом. Если мы хотим абсолютной легитимности, безупречной юридической чистоты в принятии этих фундаментальных поправок, которые не просто поправки, а, давайте будем откровенны, они меняют саму конструкцию власти в Российской Федерации, то голосование должно быть действительно свободным волеизъявлением граждан и должно быть осознанным.
И люди, которые безусловно, допустим, поддерживают одни поправки и отрицательно относятся к другим, должны иметь право свою волю выразить. Именно поэтому я постоянно говорю о том, что голосовать нужно порознь. Но я отдаю себе отчет в том, что я в одиночестве. Именно поэтому я выступаю и, соответственно, буду голосовать именно так, как я буду.
Председательствующий. Спасибо.
Ольга Федоровна Ковитиди, пожалуйста.
О.Ф. Ковитиди, член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Республики Крым.
Спасибо.
Валентина Ивановна, крымчане в полном объеме поддерживают все поправки. Они для нас необходимы – особенно касающиеся государственного суверенитета, его защиты, а также преимущества внутригосударственного права над нормами международного права.
Мы просим поддержать.
Председательствующий. Спасибо, Ольга Федоровна.
Председательствует первый заместитель Председателя Совета Федерации Н.В. ФЁДОРОВ
Председательствующий. Уважаемые коллеги! Слово предоставляется Председателю Совета Федерации Валентине Ивановне Матвиенко.
В.И. Матвиенко, Председатель Совета Федерации, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти города Санкт-Петербурга.
Уважаемые коллеги! Сегодня мы рассматриваем, пожалуй, один из наиболее важных вопросов в новейшей истории России. Поправки к Конституции, предложенные Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным, носят по-настоящему системный характер, затрагивают фактически все сферы жизни страны. И от нашего сегодняшнего решения напрямую зависит, получит ли Россия новые возможности для развития, удастся ли выстроить прочную и отвечающую вызовам времени государственную политическую систему и самое главное – будет ли реализован запрос граждан России на существенное повышение уровня и качества жизни.
Важно, что страна не принимает с чистого листа новый Основной Закон. Неизменными остаются основополагающие принципы действующей Конституции, которая на протяжении более 25 лет является опорой конституционного строя России, которая надежно защищает права и свободы граждан, определяет федеративный характер государственного устройства. Конституция 1993 года и сейчас не утратила своего фундаментального значения, не исчерпала свой потенциал.
Но нужно понимать, что за прошедшие годы страна проделала колоссальный путь, накопила огромный опыт. Согласитесь, Россия 1993 года и Россия сегодня существенно отличаются друг от друга. Условия, в которых создавалась, принималась действующая Конституция, разительно отличаются от того, что мы наблюдаем сегодня. Это касается и прошедших перемен внутри страны, глобальных изменений в мире, новых серьезных вызовов и угроз, которые мы не можем не учитывать в наших решениях. Другими словами, вопрос об адаптации Основного Закона к реалиям сегодняшнего дня объективно назрел.
Считаю, что процесс конституционных преобразований был инициирован Президентом России очень вовремя. Предлагаемые изменения реально востребованы. Об этом говорят большой интерес россиян к предложенным документам, широкое общественное обсуждение поправок к Конституции и огромное количество новых предложений, новых идей. Считаю это убедительным показателем гражданской зрелости нашего общества, его готовности брать на себя ответственность за будущее России, за ее развитие на многие годы вперед.
Важнейшие изменения касаются расширения перечня социальных обязательств. Именно забота о человеке, поддержка семей, детей становятся, по сути, ведущими приоритетами государственной политики. Закрепление в Основном Законе широкого перечня социальных гарантий позволит по-новому раскрыть принцип социального государства, заложенный в Конституции, наполнить его конкретным содержанием, перейти к реальным шагам, которые помогут гражданам чувствовать уверенность в завтрашнем дне, знать, что в любой ситуации они могут рассчитывать на помощь своего государства.
Главное – придание социальным обязательствам конституционного значения не позволит в будущем, независимо ни от каких обязательств, допустить их изменения или невыполнения.
Историческими можно назвать поправки в части изменения баланса между ветвями власти. То, что палаты Федерального Собрания получают новые и весьма существенные полномочия при сохранении ведущей роли президента в политической системе, является примером закономерного эволюционного развития государства без потрясений, без революций, о чем вчера говорил Владимир Владимирович, выступая в Государственной Думе.
Гораздо эффективнее будет именно такая тщательная, я бы сказала – тонкая донастройка системы, которая предлагается поправками. В результате повысится подотчетность членов правительства парламенту, а значит – обществу, повысится прозрачность их деятельности. В том числе это касается и руководителей органов безопасности, силовых, правоохранительных ведомств, которые будут назначаться на должности только по итогам консультаций в Совете Федерации. И это, я считаю, серьезный шаг в развитии демократических основ нашего государства.
Значительная часть поправок направлена на укрепление национального суверенитета России, что в условиях турбулентности на международной арене, безусловно, является насущной необходимостью.
Устанавливается примат конституционных норм перед положениями международных договоров. Мы всегда добросовестно выполняли принятые нами международные обязательства и, безусловно, будем выполнять их и впредь. Но наряду с этим мы не можем допустить вмешательства извне в наши дела, суверенного государства, мы не можем допустить ограничения государственного суверенитета, нарушения прав российских граждан.
Вводится конституционный запрет на действия, направленные на отчуждение территории Российской Федерации и на призывы к таким действиям. Ужесточаются требования к лицам, занимающим государственные должности.
Все это поможет свести к минимуму попытки повлиять извне на наши внутренние дела, позволит сохранить независимость принятия решений, которая всегда отличала нашу страну и которую мы не имеем права утратить.
Активное обсуждение поправок в Конституцию, коллеги, продолжалось буквально до вчерашнего дня. Вы знаете, что накануне депутатами Государственной Думы были выдвинуты важные предложения, на которые оперативно и четко отреагировал президент. Это прежде всего предложение Валентины Владимировны Терешковой о предоставлении действующему главе государства права принимать участие в президентских выборах после принятия поправок. Некоторые отдельные эксперты, политики тут же сделали вывод, что основная цель конституционной реформы была именно в обнулении президентских сроков. Это, естественно, не так. Во-первых, такими высказываниями эти эксперты пытаются обнулить значение актуальных системных поправок в Конституцию, серьезных социальных гарантий для наших граждан. Во-вторых, чтобы сохранить власть (и вы это хорошо понимаете), есть немало других легитимных вариантов, которые можно было бы провести просто через Федеральное Собрание.
Но для президента и его деятельности всегда были важны мнение людей, неизменное уважение к мнению граждан своей страны. Именно поэтому он предложил всенародное голосование по поправкам в Конституцию, кстати, как вы знаете, совсем не обязательное по действующему законодательству. Именно поэтому он не согласился, как предлагали многие (вы часто видели встречи), и публично предлагали, продлить свои полномочия автоматически, а проявил готовность пойти на конкурентные выборы и тем самым передать столь серьезное решение воле народа. На мой взгляд, это самый честный, открытый, демократический путь, практически, получается, двойного голосования граждан, и то только после подтверждения Конституционным Судом того, что это решение соответствует Основному Закону.
Принимая во внимание масштаб задач, которые стоят перед Россией сегодня, сложную ситуацию в целом в глобальной экономике, повторюсь, и непростую международную обстановку, нам жизненно важно, жизненно необходимо сохранить внутриполитическую стабильность и предсказуемость. Это важно для граждан, это важно для бизнеса, инвесторов, это важно для наших зарубежных партнеров.
Кстати, хочу сказать, что после вчерашней новости и падение цен на нефть приостановилось, и несколько стабилизировалась ситуация на фондовых рынках. Это к слову о стабильности.
Говоря о масштабных предстоящих задачах, которые предстоит решать (это показывают и социологические опросы), значительная часть российских граждан считает, что лучше всего с этой задачей справится именно действующий глава государства, и этим их мнением нельзя пренебрегать. Следовательно, Владимир Владимирович должен иметь право пойти на новые всенародные конкурентные выборы. Воспользуется он этим правом в 2024 году или нет – решать, конечно, ему. Но сама возможность участвовать в выборах у него должна быть, а у граждан должно быть право выбора. Такое решение позволит обеспечить проведение эффективного государственного управления в ближайшие годы и обесценит любые спекуляции насчет преемника, возможной смены конфигурации властных институтов в нашей стране и многое другое.
И мы должны отдать должное тому, что было сделано в развитии страны Владимиром Владимировичем Путиным за последние 20 лет. Он поднял, можно сказать, страну с колен. Он обеспечил поступательное развитие разрушившейся в то время экономики, воссоздал боеспособную, эффективную армию, вернул России ее ведущую роль на международной арене, а главное, мне кажется, – вернул стране, ее гражданам достоинство. И сегодня наш президент признан в мире одним из ведущих мировых лидеров, и это факт.
Коллеги, решение о внесении поправок в Конституцию и общероссийское голосование по конституционным поправкам, которое состоится 22 апреля, – это, конечно же, важнейшее политическое событие в жизни страны. Именно граждане должны будут принять решение, одобрить эти поправки или высказать иную точку зрения, должны сделать свой осознанный, ответственный выбор. И проведение такого голосования позволит каждому жителю нашей большой, нашей сильной страны отдать свой голос за будущее.
Мне кажется, что те системные изменения (обстоятельный доклад сделал Андрей Александрович Клишас, дополнили председатели комитетов) очень убедительны. И мне кажется, что Конституция с ее поправками может и должна стать не просто актом высшей юридической силы, но и документом, консолидирующим все общество, а это сегодня крайне всем нам необходимо.
Не могу не сказать, что в целом была проделана огромная, масштабная работа по подготовке поправок. Многие из вас, коллеги, принимали участие в обсуждении, в подготовке поправок, работали в регионах.
Хочу поблагодарить членов рабочей группы от Совета Федерации, сопредседателя рабочей группы Андрея Александровича Клишаса, всех вас за неравнодушное отношение к подготовке поправок в наш Основной Закон.
Многие предложения были разработаны с учетом мнения деятелей культуры, образования, медицины, работников социальной сферы, представителей общественности, гражданского общества. Конечно же, не все можно, да и нужно было включать в Основной Закон, вместе с тем мы ни в коем случае не должны оставить без внимания тот накопленный за последние несколько месяцев массив предложений, затрагивающих практически все направления общественной жизни. Это важный результат плодотворной совместной работы общества и публичной власти, и он должен быть обязательно учтен законодателями при реализации своих полномочий. Я прошу все комитеты заняться этой работой.
Коллеги, я уверена, что вы, так же как и я, осознаете всю значимость этого без всякого преувеличения исторического момента. И нам с вами в том числе доверена важнейшая миссия. Нашего решения ждут миллионы наших граждан. Я прошу вас поддержать внесенный проект закона. Благодарю вас за внимание. (Аплодисменты.)
Председательствующий. Спасибо Вам большое, уважаемая Валентина Ивановна.
Председательствует Председатель Совета Федерации В.И. МАТВИЕНКО
Председательствующий. Уважаемые коллеги, мы очень обстоятельно обсудили важнейшую тему. У нас есть теперь возможность перейти к голосованию, где каждый из вас выразит свое отношение и свое мнение.
В соответствии с законом и нашим Регламентом ставится на голосование одобрение поправки в Конституцию Российской Федерации (статья 1). Прошу, коллеги, голосовать. Идет голосование.
Результаты голосования (15 час. 30 мин. 50 сек.)
За 160 чел. 94,1%
Против 1 чел. 0,6%
Воздержалось 3 чел. 1,8%
Голосовало 164 чел.
Не голосовало 6 чел.
Решение: принято
Решение, коллеги, принято.
Прошу подготовиться к голосованию за одобрение проекта закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" в целом. Прошу, коллеги, голосовать. Идет голосование.
Результаты голосования (15 час. 31 мин. 28 сек.)
За 160 чел. 94,1%
Против 1 чел. 0,6%
Воздержалось 3 чел. 1,8%
Голосовало 164 чел.
Не голосовало 6 чел.
Решение: принято
Решение принято.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments