leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Принят закон о приобретении правительством у ЦБ обыкновенных акций ПАО Сбербанк

Принят закон о приобретении правительством у ЦБ обыкновенных акций ПАО Сбербанк – Макаров Когда мне сказали что я коррупционер идти сдаваться в комитет безопасности Исаев человек интеллигентный, я не интеллигентный – Аксаков Вопрос с бородой Конфликт интересов ЦБ надзирал сам за собой СБ не банк, а экосистема – Андрейченко Может быть уберем у ЦБ функцию регулирования не очень получается Что люди ЦБ делали в Траст Открытие? – Коломейцев СБ не совсем российский 45,64% нерезиденты, 40% США Вы же убираете ФАС для последующей приватизации – Володин Просьба ответственно подходить к заявлениям
4. 901908-7 Госдума в итоге выступлений по мотивам голосования приняла закон «О приобретении Правительством РФ у Центрального банка РФ обыкновенных акций публичного акционерного общества «Сбербанк России» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ»
Документ внесен правительством
Он принят во втором чтении 11.03.20.
Представил председатель комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев.
Законопроектом предлагается установить порядок отчуждения Банком России обыкновенных акций публичного акционерного общества «Сбербанк России» путем их продажи Правительству РФ в лице Минфина России:
- определить, что продажа обыкновенных акций ПАО «Сбербанк России» осуществляется на рыночных условиях по средневзвешенной цене этих акций, определенной по результатам организованных торгов за установленный в первом договоре купли-продажи этих акций период, не превышающий 30-ти дней, предшествующих дате заключения указанного договора;
- приобретение Правительством РФ обыкновенных акций ПАО «Сбербанк России» осуществляется в рамках размещения средств Фонда национального благосостояния. Права акционера по приобретенным ценным бумагам от имени Правительства РФ реализует Минфин России, передача акций которому осуществляется только после перечисления Банку России денежных средств в оплату соответствующего пакета акций по договору купли-продажи;
- на отчуждение Банком России обыкновенных акций ПАО «Сбербанк России» Правительству РФ в лице Минфина России не будут распространяться положения федеральных законов, регламентирующие порядок:
получения предварительного или последующего согласия Банка России на приобретение акций (долей) банка;
получения согласия ФАС России на осуществление сделки с акциями (долями) банка (направления уведомления в ФАС России);
уведомления эмитента и Банка России о приобретении (прекращении) права распоряжаться определенным количеством голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал эмитента;
приобретения тридцати и более процентов обыкновенных акций публичного общества;
- Правительство РФ в лице Минфина России и Банк России (далее также – Стороны) заключают акционерное соглашение об осуществлении прав, удостоверенных обыкновенными акциями ПАО «Сбербанк России» (действующее с момента его заключения и до истечения 3-х лет с момента отчуждения Банком России всех обыкновенных акций ПАО «Сбербанк России», принадлежащих ему на день вступления законопроекта в силу), предусматривающее участие Сторон в осуществлении корпоративного управления ПАО «Сбербанк России» на следующих условиях:
кандидаты, выдвигаемые Сторонами в наблюдательный совет ПАО «Сбербанк России» в качестве независимых директоров, должны соответствовать критериям независимого директора, установленным правилами организатора торговли, на котором осуществлен листинг акций ПАО «Сбербанк России»;
до момента отчуждения Банком России всех обыкновенных акций ПАО «Сбербанк России» в состав наблюдательного совета ПАО «Сбербанк России» выдвигаются и избираются голосованием Сторон на общем собрании акционеров ПАО «Сбербанк России» до 5-ти кандидатов, являющихся государственными служащими, иными лицами, действующими в наблюдательном совете ПАО «Сбербанк России» в соответствии с договором о представлении интересов Правительства РФ, служащими Банка России. В указанное количество включается не менее одного члена из числа государственных служащих и не менее одного члена из числа служащих Банка России;
после отчуждения Банком России всех обыкновенных акций ПАО «Сбербанк России» в состав наблюдательного совета ПАО «Сбербанк России» выдвигаются и избираются голосованием Правительства РФ в лице Минфина России на общем собрании акционеров ПАО «Сбербанк России» до 4-х кандидатов, включая одного служащего Банка России;
в состав наблюдательного совета ПАО «Сбербанк России» выдвигается и избирается голосованием Сторон на общем собрании акционеров ПАО «Сбербанк России» не более одного представителя исполнительных органов ПАО «Сбербанк России»;
государственные служащие и иные лица, действующие в наблюдательном совете ПАО «Сбербанк России» в соответствии с договором о представлении интересов Правительства РФ, самостоятельны в принятии решений и голосовании по вопросам повестки дня заседания наблюдательного совета ПАО «Сбербанк России», за исключением случаев, если Правительством РФ в установленном его нормативными правовыми актами порядке даны указания по голосованию определенным образом по вопросам, перечень которых определен в акционерном соглашении.
ФЗ вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
Третье чтение 366 37 1 13:26

Стенограмма обсуждения
Уважаемые коллеги! Переходим к рассмотрению 4-го вопроса, который уже в начале заседания был нами с вами частично обсужден и мы приняли решение его оставить в повестке дня, поддержав позицию комитета. О проекте федерального закона "О приобретении Правительством Российской Федерации у Центрального банка Российской Федерации обыкновенных акций публичного акционерного общества "Сбербанк России" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Доклад председателя комитета Николая Петровича Николаева.
Пожалуйста, Николай Петрович. Коллеги, информирую вас, что при рассмотрении этого вопроса у нас здесь присутствуют представители Центрального банка, и, соответственно, если вопросы будут задаваться, возможно, мы попросим их высказаться. Спасибо.
Николаев Н. П. Спасибо.
Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемые коллеги!
Действительно мы уже говорили сегодня не раз об этом законопроекте. И Вячеслав Викторович, и Андрей Михайлович, и Андрей Константинович уже говорили, что именно этот законопроект является источником выполнения социальных обязательств, которые уже заложены в бюджете, соответственно, который только что поддержали все фракции.
Я хочу еще обратить ваше внимание, что суть этого законопроекта, она неизменна: мы передаем акции крупнейшего банка России Правительству России. И я, честно говоря, слабо себе представляю, кто может быть против такого решения.
Помимо этого, мы обеспечили неизменность реализации существующей стратегии банка и защитили миноритарных акционеров, прописав соответствующий механизм так называемого акционерного соглашения.
Законопроект прошел все необходимые экспертизы, полностью готов к принятию в третьем чтении. Мы просим вас поддержать этот законопроект. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. По мотивам есть желающие? Есть. Включите запись. Покажите список.
Макаров Андрей Михайлович, пожалуйста.
Макаров А. М. Уважаемые коллеги! Уважаемый Вячеслав Викторович! Вы знаете, наверное, всё, строго говоря, обсудили, можно было бы уже не обсуждать.
Но сегодня вдруг по этому закону в начале дня появился совершенно новый аргумент, который даже не звучал при его рассмотрении в первом чтении и во втором: надо провести антикоррупционную экспертизу. Ну, а поскольку единственный автор тех поправок, которые принимались во втором чтении, был я, я так понимаю, что, в общем, в принципе надо идти сдаваться в комитет по безопасности.
Уважаемые коллеги, вот две недели тому назад в этом зале, когда мы обсуждали предыдущий закон, нам говорили: надо было увеличить цену отсечения. Это было не в прошлом году, не в позапрошлом, это было две недели тому назад! И нас сейчас спрашивают: как называется то, о чём говорил Андрей Константинович? Он назвал мягко, он интеллигентный человек, он сказал: это инфантилизм. А я, мне теперь терять нечего, когда мне уже сказали, что я коррупционер, я скажу, что это либо невежество, либо попытка заниматься политиканством и на кости своих избирателей строить свои будущие избирательные кампании, потому что я человек менее интеллигентный, чем Исаев.
Так вот вопрос состоит в том, в этом зале каждый год звучало: низкая доходность Фонда национального благосостояния. Самая большая доходность, 9 процентов, такой там не было никогда. Важнейший банк, где десятки миллионов людей переходят под прямой контроль правительства, под прямой контроль парламента, и его программы будут обсуждаться здесь, в Государственной Думе, обеспечивается полная прозрачность. И это, нам говорят, коррупционность. Нам разве не говорили о контроле?
Впрочем, сегодня, точнее, вчера проголосовали против тех поправок, президентских поправок, которыми парламент наделяется правом парламентского контроля, значит, мы хотим не контролировать, мы хотим манипулировать словами. И, наконец, простите, коллеги, сколько здесь говорили, что ЦБ не может оставаться в капитале того банка, когда он регулятор, этот вопрос решается.
В ходе второго чтения, благодаря обсуждению в первом чтении, нам удалось использовать кризис на благо страны, истратить меньше денег и получить... и решить все эти задачи за счёт меньших средств. И нам сегодня говорят "нет". Говорят "нет", вот только что мы слышали, механизму, как женщина получит материнский капитал, теперь нам говорят: нет источнику для остальных социальных поправок президента. Ну, так тогда давайте не будем обманывать своих избирателей, давайте честно скажем, что для вас, как и для тех, кого цитировал сегодня с утра Вячеслав Викторович: чем хуже, тем лучше. Фракция "ЕДИНА_Я РОССИЯ" придерживается другой позиции.
(Аплодисменты.)
Председательствующий. Спасибо, Андрей Михайлович.
Пожалуйста, Аксаков Анатолий Геннадьевич, фракция "С1ТРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
Аксаков А. Г. Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемые коллеги!
Этот вопрос "с бородой", он с нулевых годов обсуждается в экспертной среде, не раз возникал на заседаниях Национального банка совета, в ряде комитетов Государственной Думы. В ноябре прошлого года на Комитете по финансовому рынку мы обсуждали вопрос перечисления дивидендов Сбербанка не в Центральный банк, а в бюджет Российской Федерации. И тогда также был поставлен вопрос о том, чтобы Центральный банк передал пакет Правительству Российской Федерации. И, таким образом, был бы разрешен конфликт интересов, который, к сожалению, сейчас присутствует, когда Центральный банк регулирует и надзирает фактически за самим собой, поскольку входит в Совет директоров Сбербанка.
Ну и, очевидно, этот конфликт интересов рано или поздно надо было как-то ликвидировать, поскольку он создавал и неравные условия конкуренции. Любой инвестор, естественно, с большим доверием относится к институту, где участникам в капитале является эмиссионный центр государства. То есть, если у этого института возникают проблемы, этот эмиссионный центр обязательно поддержит тот институт, которым владеет... пакетом которого он владеет. И поэтому абсолютно правильное решение о том, чтобы передать пакет правительству, ну и, таким образом, конфликт ликвидировать.
Но есть еще другая тема, которая связана с тем, что Сбербанк во многом уже не банк. Сбербанк - это такая экосистема, в которой работают и IT-институты, и информационные институты, образовательные, медицинские институты, и доля банка, в том числе в той большой прибыли, которую Сбербанк получает, всё больше и больше сокращается. И, очевидно, правильнее было бы, чтобы в совете директоров такой экосистемы присутствовали представители правительства, которые отвечают за определённые направления в своей деятельности, и, таким образом, по профилю работали бы и в совете директоров Сбербанка.
Ну и то, что это лакомый кусок, то, что это очень эффективный институт, Сбербанк доказал, высокая доходность позволит эффективно вложить деньги Фонда национального благосостояния, то, к чему мы часто здесь, в зале Государственной Думы, призывали.
Поэтому фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" будет поддерживать предложенный законопроект в третьем чтении, к чему и вас всех призываем.
Спасибо.
Председательствующий. Пожалуйста, Андрейченко Андрей Валерьевич - фракция ЛДПР.
Андрейченко А. В., фракция ЛДПР.
Уважаемые коллеги, с этой трибуны уже прозвучало слово "коррупция", "конфликт интересов". Я тоже к этим словам вернусь.
Конфликт интересов, - мы говорим, - у нас возникает. Он почему возникает? Потому что Центробанк совмещает функции одни, вторые и регулятора. А, может быть, уберём с Центробанка функции банковского регулятора, как, например, это в Америке или в Японии? Почему? Потому что не очень у людей, очевидно, получается что-то регулировать, мы с вами все прекрасно это видим.
Соответственно, данный законопроект мы рассматриваем.
А куда ещё пойдут деньги? Пойдут ли они на потери от санируемых банков? Да, пойдут. Я уверен, что пойдут. Центробанк будет тратить на это деньги. Откуда взялись эти убытки, по сути будут которые возмещены из кармана граждан Российской Федерации? Ведь санировали что? "Траст". Были ли Центробанком как бы приняты меры? Там люди Центробанка в "Трасте" находились? Находились. Что, как они это допустили? А теперь санируют. Находились ли люди Центробанка в банке "Открытие"? Да, находились? Зачем они тогда там находились? Зачем они там тогда следили? Что они там делали?
И я это только часть банков назвал.
Вот ключевой вопрос - вопрос ответственности в целом, в принципе Центробанка.
Мы здесь на этой трибуне обсуждали, создавали рабочую группу, помните, "БАЛТ-страхование", то есть вот эти все организованные группы страховщиков. Мы предприняли сейчас меры, но, опять же, банк, Центробанк ответил за свою вот эту вот функцию регулятора по страховым компаниям? Нет, никто не ответил, абсолютно никакой ответственности не наступило, хотя эта организованная группа страховщиков десять лет всех мурыжила, и теперь эти деньги в фонд обманутых дольщиков не поступят, они уже выведены за границу, а поступят какие-то копейки от тех сумм, которые должны были. Вот это неправильно.
Поэтому нужно начинать эту дискуссию, обсуждать именно вот эти моменты, приглашать. Мы во фракции ЛДПР обязательно подготовим протокольное поручение и будем задавать, будем ставить эти вопросы, потому что убытки от чьей бы то ни было деятельности не должны компенсироваться из кармана избирателей ни в коем случае.
Опять же, говорилось, если мы хотим Стабилизационный фонд тратить на социальные вещи, конечно, это нужно делать, но не нужно уводить нас от сути вопроса, нужно смотреть вглубь, нужно смотреть на первопричины в первую очередь, почему мы дошли-то до такой ситуации. А дошли мы до такой ситуации во многом благодаря тому, как Центробанк выстраивает политику регулятора и в банковском секторе, и по остальным вопросам.
Если же говорить о социальных программах, то их нужно только расширять, к чему постоянно предлагает, призывает ЛДПР. Так, например, всё ещё не решен вопрос о советских вкладах. Вы помните, у нас есть рабочая группа, мы разработали методику, фракция ЛДПР постоянно этот вопрос поднимает. То есть понятно, что намерения благие, но к Центробанку есть вопросы, и термин "коррупция" относительно здесь тоже уже в принципе прозвучал, повторяться не буду. Спасибо за внимание. Председательствующий. Спасибо.
Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич, и завершаем обсуждение этого вопроса, а потом по ведению Жириновский Владимир Вольфович, да.
Коломейцев Н. В. Римский принцип: "Цезарь, ты нервничаешь, значит, ты неправ". Для Андрея Михайловича специально, он высокий профессионал, выдающийся оратор, но я для вас зачитываю, 96.10 Бюджетного кодекса статья, которая пишет, что ФНБ (Фонд национального благосостояния) представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности бюджета (покрытия дефицита) федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Других целей не обозначено. Поэтому, что вы нам тут тень на плетень наводите?
Второе. Многие, может быть, в этом зале не знают, что Сберегательный банк - это на самом деле не совсем российский банк. На данный момент, я вам зачитываю реестр собственников структуры держателей акций Сбербанка. Банк России 50 процентов (запятая) 0034, юридические лица нерезиденты - 45, 64, это американцы 40 процентов, остальное Британия и Швейцария, частные инвесторы - 2,84, юридические лица резиденты - 1,52. Вопросы есть?
Второе. Минуточку, вы выступите от фракции и скажете свои вопросы, вы не перебивайте.
Председательствующий. Просьба не перебивать.
Коломейцев Н. В. У нас по Регламенту во втором чтении не имеет право никто менять концепцию. Почитайте, вот у меня закон первого чтения и зачитываю документ, подписанный Аксаковым и Андреем Михайловичем Макаровым, который называется "Заключение комитета". Вот можете, кто не верит, подойти, проверить, желтеньким выделено.
"В целях защиты прав миноритарных акционеров Банк России направляет обязательное предложение о выкупе акций Сбербанка на рыночных условиях по цене приобретенных акций Правительством Российской Федерации. Такие выкупленные акции будут подлежать отчуждению Банком России в срок не позднее 31 декабря 2022 года." Что сие значит? Это значит не 2,8, а умножайте на 2. Это значит Фонда национального благосостояния нема, хотя не предусмотрены цели для этого расходования, понимаете.
Следующий момент. Вы же подпункт 4 статьи 1 почитайте, Вы фактически закладываете и убираете и на последующее время антимонопольную службу, Банк России - всех регуляторов для последующей приватизации Сбербанка, вот главная цель. Мы не можем голосовать за такие законы. Спасибо.
Председательствующий. Уважаемые коллеги, просьба очень ответственно подходить к заявлениям в отношении темы, связанной с приватизацией и другими вопросами, которые могут привести к проблемам. Мы с вами ещё раз должны думать в первую очередь о наших гражданах и стране. Огромное количество вкладчиков, банк эффективен, самая большая прибыль, — всё это достигнуто. И нынешнее решение позволит упрочить состояние банка, государству взять под контроль, который причём будет более прозрачный, потому что депутаты смогут участвовать через парламентский контроль, через вопросы контроля правительственных решений за процессами, которые там происходят.
Ну и, конечно, когда мы говорим о мегарегуляторе, коллеги, должны тоже понимать, когда мегарегулятор имеет возможность влиять напрямую на банк, самый крупный банк, здесь возможен конфликт интересов, мы из этого также должны исходить.
Ставится на голосование 4-й вопрос. О проекте федерального закона "О приобретении Правительством Российской Федерации у Центрального банка Российской Федерации обыкновенных акций публичного акционерного общества "Сбербанк России" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (третье чтение). Включите режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования (13 час. 26 мин. 04 сек.)
Проголосовало за 366 чел 81,3 %
Проголосовало против 37 чел 8,2 %
Воздержалось 1 чел 0,2 %
Голосовало 404 чел.
Не голосовало 46 чел 10,2 %
Результат: принято Федеральный закон принят
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments