leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Очередная реорганизация ОСАГО с либерализацией цен – первое чтение – Шеремет В ОСАГО все запутались

Очередная реорганизация ОСАГО с либерализацией цен – первое чтение – Шеремет В законе ОСАГО все запутались
16. 840167-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (в части изменения подходов к ценообразованию при заключении договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств)
Документ внесли 20.11.19 Депутаты ГД И.Б.Дивинский, А.Н.Изотов, А.А.Гетта, Д.С.Скриванов, А.Д.Козенко, Е.Б.Шулепов (ЕР), А.Г.Аксаков (СР), В.А.Агаев (КПРФ); О.А.Николаев (в период исполнения им полномочий депутата ГД).
Представил член комитета по финансовому рынку Алексей Изотов.
Законопроектом предусмотрено:
- предоставление страховщикам права самостоятельно определять подход к применению базовых ставок страховых тарифов в пределах их максимальных и минимальных значений, регулируемых Банком России, с учетом личностных характеристик страхователя и лиц, допущенных им к управлению транспортным средством (в частности, наличия у таких лиц неоднократных административных наказаний за грубые нарушения ПДД). Факторы, в зависимости от которых страховщики устанавливают значения базовых ставок страховых тарифов, указываются ими в методике расчета страховых тарифов. Банк России устанавливает перечень факторов, применение которых не допускается, а также осуществляет контроль за правильностью расчета страховщиками страховых премий по договорам обязательного страхования. При этом сохраняется ограничение на максимальный размер страховой премии по договору ОСАГО;
- размещение на сайтах страховщиков «калькуляторов» для обеспечения возможности расчета страховой премии;
- установление обязанности информирования потерпевшим страховщика о месте, дате и времени проведения независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки), в целях обеспечения возможности присутствия страховщика при самостоятельно организованной потерпевшим независимой технической экспертизе, независимой экспертизе (оценке) поврежденного имущества или его остатков;
- установление в качестве базы расчета неустойки размер подлежащей возврату страхователю страховой премии или ее части в соответствии с положениями ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
ФЗ в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования. Предусматривается приостановление до 31.12.2020 г. действие нормы базового ФЗ о том, что срок действия установленных Банком России предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов не может быть менее одного года. Предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (их минимальные и максимальные значения, выраженные в рублях, и коэффициенты страховых тарифов, установленные Банком России в период приостановления действия указанных положений, не учитываются для целей исчисления срока действия страховых тарифов, определенного законопроектом. Положения законопроекта применяются к отношениям между потерпевшими, страхователями и страховщиками, возникшим из договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключенных после вступления законопроекта в силу.
Первое чтение 315 1 1 15:04

Стенограмма обсуждения
16-й вопрос. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Докладывает Алексей Николаевич Изотов от Комитета по финансовому рынку.
Пожалуйста, с места.
Изотов А. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо большое.
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект разработан в рамках поручения Президента Российской Федерации в части повышения безопасности дорожного движения.
Я хочу напомнить, что у нас с 1 января 2019 года стартовал первый этап либерализации рынка ОСАГО, был расширен базовый коридор на 20 процентов в ту и в другую сторону и, конечно, нас беспокоило, что будет со стоимостью полиса ОСАГО? Это я вам докладываю, что за 2019 год средняя стоимость полиса ОСАГО по всем транспортным средствам снизилась на 5,3 процента, для легковых автомобилей — на 3,7 процента.
Но сама система ценообразования, она не стала индивидуальной, потому что сегодня эта система работает так: страховщики в рамках существующего базового коридора назначают единый базовый тариф для субъекта в целом, но не для каждого владельца. Поэтому у нас сегодня работает такая ситуация, когда благонадёжные автовладельцы платят за постоянных нарушителей, а для нарушителей страховщики не могут повысить максимальный тариф, так как на него существуют ограничения, о которых я сказал.
Поэтому данный законопроект он долгожданный для многих, он продолжает реорганизацию системы ОСАГО. В декабре проходили по нему парламентские слушания. Комитет постоянно заседает и Экспертный совет проводит консультации, поэтому была разработана концепция этого законопроекта, направленная на совершенствование системы ОСАГО, а именно создание индивидуального тарифа для любого владельца, учитывая степень его аварийности и стиль вождения. Таким образом законопроект преследует цель создания стимула для повышения безопасности дорожного движения.
В частности, ещё законопроектом предлагают при установлении предельных размеров базовых ставок, помимо технических характеристик и конструктивных особенностей, учитывать вид собственника, то есть физическое лицо это или юридическое лицо, цель использования транспортного средства (бытовое, семейное или предпринимательская деятельность) и назначение транспортного средства, например, транспортное средство оперативных служб. Эти все факторы в той или иной степени они могут влиять на аварийность и на потенциальный размер причинённого вреда.
И также законопроектом в границах базового коридора позволяет страховщикам устанавливать тариф в зависимости от неоднократности привлечения к административным правонарушениям автовладельцев по серьёзным правонарушениям. В законопроекте прописано, какие это серьёзные правонарушения. Это превышение скорости свыше 60 километров в час, проезд на красный сигнал светофора, движение по встречной полосе дорожного движения, наркотическое или алкогольное опьянение.
Следует отметить, что видео и фотофиксация в данном случае не будет работать, вернее не будет влиять на увеличение тарифа, а только непосредственно на фиксирование сотрудниками дорожно-патрульной службы.
Что касается юридических лиц, то юридические лица получают право заключать договор ОСАГО с учётом не только сезонного использования, но и в связи с ограничением круга лиц, допущенных к управлению транспортных средств.
Ну и в заключение хотел сказать, что по независимой экспертизе, если на сегодняшний день страхователь будет не согласен с той экспертизой, которую провели страховщики, то он имеет право провести независимую экспертизу, но при этом должен уведомить страховщика в течение 3-х дней и эта независимая экспертиза должна проводиться по правилам, утвержденным Центральным банком в соответствии с единой их методикой.
Таким образом, уважаемые коллеги, законопроект направлен на персонализацию страховых тарифов в отношении каждого страхователя и учета истории его вождения.
Комитет по финансовому рынку поддерживает концепцию законопроекта и просит его поддержать в первом чтении.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Алексей Николаевич.
Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы.
Включите режим записи на вопросы.
Покажите список.
Шеремет Михаил Сергеевич.
Шеремет М. С, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Вопрос к Алексею Николаевичу.
Вот данным законопроектом мы опять накладываем дополнительные обязанности на граждан, которые потом заканчиваются отказами в выплатах и снова улучшаем жизнь страховщика, говорим о рыночных принципах и конкуренции в пояснительной записке, а в итоге, когда дело доходит до выплат, потерпевшие идут к независимым оценщикам, потом в суд и в течение года добиваются, как правило, справедливой рыночной конкурентной выплаты.
Скажите, пожалуйста, для чистоты отношений, данный законопроект улучшит ситуацию с размерами выплат по ОСАГО или нет? Я считаю, что закон об ОСАГО, уже в этом законе все запутались и мало кто понимает, что происходит, учитывая, какое количество раз туда уже вносились изменения с сомнительной заботой о гражданах Российской Федерации. Спасибо.
Депутату Изотову включите микрофон. Изотов А. Н. Спасибо большое за вопрос.
Я вам могу сказать еще больше. Мы продолжим вносить изменения в действующий закон, потому что на сегодняшний день все равно регуляторика достаточно высокая со стороны Центрального банка. Мы все-таки закончим туда вносить изменения, когда рынок будет полностью либерализован, и когда индивидуальный тариф будет устанавливаться для каждого водителя в зависимости от степени его вождения от административных... от количества административной ответственности, которую он несет в случае нарушения Правил дорожного движения.
Что касается того, что, вы говорите, это в пользу страховщиков. Я вам могу Привести цифры по выплатам и по средней премии. Вот с 2016 года средняя премия упала для страховщиков с 6200 рублей до 5500 рублей, и в 2019 году она составляла 5600, то есть еще в 2020 году за январь-февраль она еще снизилась, получается, на 13 процентов. А вот средние выплаты у нас увеличились с 2016 года с 58 тысяч рублей до 74,5 тысячи рублей. И я могу здесь сравнить с другим продуктом автострахования - с КАСКО. Вот там средняя премия составляет 35,6 тысячи рублей, то есть в 6,5 раза больше, чем по ОСАГО. А средняя стоимость выплат составляет 97 тысяч рублей, то есть всего на 30 процентов разница. Два абсолютно разных продукта с двумя разными экономиками, это просто говорит о том, что на сегодняшний день рынок ОСАГО не настолько высоко рентабельный, он находится на грани плюсовой маржи со стороны страхователей, он сегодня демонополизирован, и на сегодняшний день на этом рынке сложились достаточно справедливые цены.
Поэтому говорить о том, что это идет изменение в пользу страховщиков, это абсолютно неправильно. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Веремеенко Сергей Алексеевич, пожалуйста. Вере мое н к-о С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Алексей Николаевич, а вообще поднимется количество собираемых денег? Для чего это всё делается? Вот мы недавно это ОСАГО рассматривали, там пропало 50 миллиардов, потом посчитали - 150 миллиардов. Вы посчитали, насколько увеличится количество собранных денег? Потому что я уж не касаюсь вопроса, как получить эти страховые возмещения, это просто невозможное дело. Поэтому вот этот вопрос вы анализировали?
Председательствующий. Депутату Изотову включите микрофон.
Изотов А. Н. Да, Сергей Алексеевич, когда говорится о пропаже 150 миллиардов рублей или 50 миллиардов рублей, я эти цифры слышал, но я нигде не видел по ним какой-то аналитики. Вот кто-то один раз об этом сказал, мы делали даже запросы, насколько я помню, так никто и не раскрыл эту информацию. Я могу вам привести цифры по страховым премиям и по страховым выплатам за последние годы.
2018 год, страховая премия составила 230 миллиардов рублей. 2019 год, прошло уменьшение, 221 миллиард рублей. Случилось это из-за того, что снизилась средняя стоимость полиса ОСАГО.
А вот что касается страховых выплат, у нас со 150 миллионов рублей... миллиардов, извините, рублей в 2018 году прошло увеличение до 158 миллиардов рублей в 2019 году, то есть маржа за два года в значительной степени снизилась. И на сегодняшний день коэффициент выплат к премии составляет 0,72.
По данным Российского союза автостраховщиков, точка безубыточности составляет 0,77. Поэтому говорить о том, что будет собираемость в дальнейшем, я бы не утверждал, я думаю, что вот эти цифры, они стабилизировались и они будут. Единственное, за счёт чего может быть собираемость, это за счёт того, что у нас на сегодняшний день еще значительное количество граждан ездят без полисов ОСАГО, и вот здесь мы должны ужесточать требования, увеличивать штрафы, и тогда возможно увеличение сбора, но это где-то будет на уровне 7-8 процентов.
Председательствующий. Спасибо.
Альшевских Андрей Геннадьевич.
Альшевских А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Спасибо.
Алексей Николаевич, вот исходя из статистики, которую регулярно публикуют, в том числе и СМИ, следует, что с каждым годом растёт прибыль страховых компаний как раз по сегменту ОСАГО. И одновременно идёт снижение количества автомобилистов, с каждым годом, которые заключают договора ОСАГО, то, что вы сейчас сказали. Вот скажите, пожалуйста, вот эти два фактора учитывались, когда готовился законопроект?
Председательствующий. Депутату Изотову включите микрофон.
Изотов А. Н. Андрей Геннадьевич, у вас неправильная статистика по количеству договоров.
В 2016 году было 38 миллионов 763 договора, в 2018-м — 40 миллионов 335, в 2019-м — 40 миллионов 753, то есть у нас идёт увеличение количества договоров. Связано это с тем, что налаживаются взаимоотношения между РСА и МВД, пока еще здесь проблема существует, нужно в субъектах увеличивать... усиливать эту работу по межведомственному взаимодействию, но количество договоров у нас увеличивается.
Но тем не менее у нас, если посмотреть по количеству легковых автомобилей, 43,5 миллиона единиц, у нас получается, что 3 миллиона автовладельцев не имеют полиса ОСАГО. Естественно, это могут быть те, которые стоят во дворах, но в том числе это и те, которые в категорической форме отказываются просто получать полис ОСАГО.
А то, что касается прибыли страховых компаний, я не вижу этих цифр, что это происходит за счет именно сектора автострахования, обязательного именно автострахования. Это может быть за счет КАСКО, за счет, может быть, других каких-то сегментов. Опять же вот приведу цифры, с 2018 года уровень выплат к премии, коэффициент, с учетом издержек на ведение дела в 2018 году составил 84 процента, а в 2019 году уже составляет 92 процента, то есть приближается к точке безубыточности.
Председательствующий. Спасибо.
Андрейченко Андрей Валерьевич.
Андрейченко А. В. Спасибо.
Алексей Николаевич, вопрос, понятное дело, к вам. Мы вот, когда про дольщиков говорили, про рынок страховщиков, ну и, соответственно, создавали рабочую группу, готовили протокольные поручения, меры уже приняты, вот хотелось бы обратиться, потому что рынок ОСАГО тоже и в ходе рабочей группы, и в принципе страховщики, работающие там, всплывали. И вот вопрос в том, что вы сказали, что комитет планирует некоторые изменения, вот это тоже изменение, какие меры принимаются, проверялись, не проверялись страховые компании? Потому что мы знаем, что средства за границу у нас страховщики выводят. И вот такой подвопрос, это то, насколько хорошо зарегламентировано, сколько страховщики тратят все-таки на выплаты, на основную деятельность, то есть законом закреплено? Потому что мы понимаем, если у них на основную деятельность тратится столько, на остальную ну как бы все оставшееся. То есть вот эти моменты, насколько они хорошо прописаны? Спасибо.
Председательствующий. Алексею Николаевичу Изотову включите микрофон.
Изотов А. Н. Да, спасибо большое.
У них зарегламентирована действительно та сумма, на которую они могут тратить. То есть часть суммы они могут тратить на ведение дела, часть суммы они тратят в части резервирования. Это законодательно установлено. И это не сумма там 40-30 процентов, это на уровне там 10 процентов.
То, что выводятся средства за границу, это я вам уже сказал. Когда будут доказательства, тогда будем их рассматривать.
Но, во всяком случае, с 2016 года рынок ОСАГО очень сильно эволюционировал. Тогда была, скажем так, монополия одной из компаний, которая составляла 50 процентов доли... до 50 процентов. На сегодняшний день ни одна страховая компания не имеет долю свыше 15 процентов.
У нас создана замечательная платформа, называется "Е-Гарант", когда каждый страхователь может обратиться в неё. И на сегодняшний день уже около 50 процентов автовладельцев получают полис в электронном виде.
И на сегодняшний день мы видим, что количество жалоб снизилось в 25 раз по сравнению с 2016 годом. Было 12,5 тысяч жалоб, поступивших в Центральный банк, по итогам 2019 года это количество составляет всего 506.
Поэтому рынок действительно изменился. Говорить о том, что, какой он был по сравнению с тем... четыре года назад, и те меры, которые принимаются и Комитетом по финансовому рынку, Государственной Думой и Центральным банком, как регулятором, приводят к тому, что он становится более прозрачным и эволюционирует с каждым годом. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Куринный Алексей Владимирович. Куринный А. В. Спасибо.
Алексей Николаевич, вот читаю из вашей пояснительной записки следующее выражение: "Для жителя Армавира (это средний город такой небольшой) возрастом 41 год и со стажем 6 лет, управляющего ВАЗ-2106 (недорогая машина), справедливая цена составляет 10 642 рубля, при этом в действующей тарификации допустимый диапазон стоимости полиса лежит в пределах от 3 163 рублей до 5 693 рублей". То есть для жителя Армавира 41 года на старенькой "шестёрке" надо будет в два раза поднять страховую премию.
Вот вопрос. Кто будет формировать вот эти критерии этого калькулятора соответствующего, который будет рассчитывать справедливую цену, как написано в вашей пояснительной записке?
И второй момент. Как в целом это отразится на автомобилистах, то есть в целом вырастет в среднем страховая премия по Российской Федерации и, соответственно, доходы страховщиков или нет, после того, как законопроект будет принят?
Председательствующий. Депутату Изотову включите микрофон.
Изотов А. Н. Спасибо большое.
Этот вопрос на сегодняшний день уже снят, потому что пояснительная записка готовилась вместе с законопроектом правительственным, а там было исключение коэффициента территориального. То есть если бы мы исключили территориальный коэффициент, то житель Армавира получил бы не 3 тысячи 600, а именно 10 тысяч. То есть на сегодняшний день это уже неактуально, у нас территориальный коэффициент остается тот, который есть.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, будут желающие выступить? Есть.
Включите режим записи на выступления.
Покажите список.
Аксаков Анатолий Геннадьевич.
Аксаков А. Г. Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые коллеги! В прошлом году Банк России своим нормативным актом в пределах тех, которые были определены законом, расширил коридор для определения тарифов по полисам ОСАГО, ну и некоторую индивидуализацию ввел, в том числе можно было бы учитывать при определении тарифов ПДД, то есть те водители, которые попадали в инциденты, должны были платить, могли платить больше, если страховщики включали этот фактор в тариф по полису ОСАГО.
То есть возможности для индивидуализации тарифов были ниже, но при этом вот даже этот шаг позволил в целом на рынке снизить тариф для покупателей полисов ОСАГО. Он примерно на 5 процентов был ниже, чем в 2018 году. При этом тарифы для тех, кто попадал вот в эти дорожно-транспортные происшествия, очевидно, повысился и даже достаточно значительно, и в результате в определенной степени была восстановлена справедливость, когда тот, кто нарушает правила и, соответственно, попадает вот в эти ситуации, он и платит больше чем те, кто добросовестно ездит на дорогах.
Этот законопроект идет дальше, он вводит ещё большую индивидуализацию, в том числе предусматривает учет, юридическое лицо или физическое лицо пользуется полисом ОСАГО. Известно, что те, кто таксует, тот, кто использует автомобиль для предпринимательских целей, он и больше ездит по дорогам, больше попадает в дорожно-транспортные происшествия, соответственно, по справедливости они должны платить больше. При этом мы не пошли на расширение... Да, и в этом же законопроекте предлагается учитывать и как ездят на дорогах люди, даже если не попадают в дорожно-транспортные происшествия, потому что они являются, если нарушают правила уличного движения, дорожного движения, являются потенциальными, ну, теми, кто инициирует вот эти, создает условия для ПДД.
По этому законопроекту страховщики смогут получать информацию о нарушениях Правил дорожного движения водителями и, соответственно, будут учитывать при определении тарифов вот для лихачей этих, кто постоянно, регулярно нарушает Правила дорожного движения, таким образом, этот фактор, на мой взгляд, также будет стимулировать и больше добросовестного вождения автомобилем. При этом мы не пошли на расширение коридора тарифного, который предлагало правительство.
Председательствующий. Добавьте время.
Аксаков А. Г. Оно предлагало в своем законопроекте расширить коридор на 70 процентов, поскольку опасались повышения как раз тарифов. И был подготовлен законопроект депутатами, он прошел серьезную экспертизу, в том числе на парламентских слушаниях. Подавляющее большинство экспертов, в том числе, кто защищает права автолюбителей, высказались в поддержку этого законопроекта. Соответственно, прошу и вас поддержать его, ну и наша фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" будет его тоже поддерживать. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Дивинский Игорь Борисович, пожалуйста.
Дивинский И. Б. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги. Алексей Николаевич подробно осветил содержательную часть предлагаемого вашему вниманию законопроекта и вы, наверняка, убедились, что законопроект, внесенный группой депутатов, признан улучшить систему обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а также существующую систему тарификации в части ее индивидуализации с целью учета персональных особенностей каждого водителя и учета рисков, присущих отдельным категориям страхователей. Эти позитивные изменения позволят страховщикам предоставить клиентам скидки с учетом их личностных характеристик и характера вождения, соблюдения Правил дорожного движения и других факторов. Речь идет о характеристиках вождения: наличие административных наказаний за нарушения ПДД и других.
Тем самым законопроект предусматривает меры экономического стимулирования водителей к повышению безопасности дорожного движения.
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за принятие законопроекта в первом чтении.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Алексей Николаевич, есть необходимость в заключительном слове? Нет.
Коллеги, обсуждение завершено.
Ставлю законопроект на голосование.
Включите режим голосования.
Покажите результаты.
Результаты голосования (15 час. 04 мин. 30 сек.)
Проголосовало за 315 чел 70,0 %
Проголосовало против 1 чел 0,2 %
Воздержалось 1 чел 0,2 %
Голосовало 317 чел.
Не голосовало 133 чел 29,6 %
Результат: принято Принимается в первом чтении законопроект.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments